Изучение влияния агрессивного поведения в СМИ на уровень агрессивности подростков

Если продуктивные психопатологические симптомы содержат в себе агрессивный компонент то подросток будет им полностью подчиняться станет одержимым. В формировании агрессивного поведения ведущую роль играет негативное влияние журналов газет интернета компьютерных игр телевизора...

2014-11-06

53.75 KB

28 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Содержание

Введение   

3

Глава 1

Теоретические аспекты агрессии как психологического

феномена……………………………………………………

5

       1.1

Понятие агрессии и агрессивности……………………….

5

       1.2

Причины агрессии, ее виды и механизмы действия…….

7

Глава 2

Влияние агрессивного поведения в СМИ на проявление

агрессивности подростков ………….…………………….

15

        2.1

Понятие о средствах массовой информации и   влияние

их на психическое состояние подростков………………

15

        2.2

СМИ как источник агрессии………………………………

20

Глава 3

Практическое исследование влияния агрессивного

поведения в СМИ на уровень агрессивности подростков

        3.1

Изучение влияния агрессивного поведения в СМИ на

уровень агрессивности подростков………………………

27

        3.2

Опросник Басса-Дарки…………………………………….

28

        3.3

Анализ и интерпретация исследования влияния

агрессивного поведения в СМИ на агрессивность

подростков……………………………………………………

30

Заключение……………………………………………………………….

33

Список использованной литературы…………………………………..

35

Приложение………………………………………………………………

36

Введение

В последние годы педагоги и родители отмечают тенденцию к увеличению уровня агрессии детей и подростков: они более крикливые, шумные, быстрее и легче вступают в конфликты, неуступчивы, драчливы, часто бывают жестоки. Статистика фиксирует общее увеличение правонарушение несовершеннолетних в том числе и тяжких преступлений. Сталкиваясь с агрессивностью ребенка необходимо знать определенные симптомы, свидетельствующие о расстройстве психики и принимать соответствующие меры. Но причины агрессии могут быть разными, включая семейные отношения, основанные на недопонимании между взрослым и подростком, а также средства массовой информации. Можно привести много ситуаций, чтобы показать всю сложность и многофакторность детской и подростковой жестокости. Но при этом важно знать, что в подростковом возрасте переходная зона между нормой и патологией весьма широка и изменчива.

С моральной точки зрения поступки человека должны соответствовать определенной социальной норме, сложившейся исторически и основанной  на религии, традициях и определенных стандартах. Так, поведение детей, проявляющих раздражение, грубость, оппозицию, рассматривается как результат плохого воспитания, дурного влияния сверстников, книг и средств массовой информации агрессивного содержания.

Поэтому, на сегодняшний день проблема агрессивного поведения подростков наиболее актуальна. В связи с широким распространением жестокости в средствах массовой информации, одной из ведущих причин агрессивности принято считать СМИ.     И это не случайно, ведь вербальная и физическая агрессия на телеэкранах вовсе не редкость. В связи с тем, что дети так часто сталкиваются с насилием в масс-медиа, напрашиваются выводы, что подобная «видеодиета» может повысить у детей склонность к агрессивному поведению. Таким образом, эта тема, представляющая особый интерес для науки и обладающая высокой социальной значимостью, последнее время притягивает к себе все более пристальное внимание исследователей.

Объектом данного исследования является подростки в возрасте 13 лет (6 класс).

Предмет исследования: средства массовой информации как один из источников воздействия на поведение школьников.

Цель: изучение влияния агрессивного поведения в СМИ на уровень агрессивности подростков.

Гипотеза: предположим, что агрессивное поведение в СМИ негативно влияет на уровень агрессивности подростков.

К основным задачам данного исследования относятся:

1. Анализ литературы.

2. Изучение теоретических аспектов агрессивности.

3. Изучение влияния агрессивности в СМИ на уровень агрессивности подростков.

4. Анализ показателей агрессивности подростков.

Методы:

1. Теоретический анализ источников литературы.

2.Экспериментально-психологические методы с использованием опросника Басса-Дарки и метода опроса.

Глава 1. Теоретические аспекты агрессии как психологического феномена

1.1. Понятие агрессии и агрессивности

Агрессия – это действия и высказывания, направленные на причинение вреда, душевной и физической боли другому существу. Слово «агрессия» произошло от греческого слова aggredy, корень в основе которого буквально происходит от adgradi (gradus означает «шаг», а ad – «на»). В первоначальном значении слова «быть агрессивным» означали нечто типа «двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения». Поэтому, изначально, термин «агрессия» имеет двойную природу: положительную и отрицательную. [1]

К. Меннингер отметил, что в самом отрицательном, разрушительном потенциале агрессии содержится необходимое созидательное начало. Он приводит пример, как фермер, делая свою работу, становится «агрессивен» к сорнякам, насекомым, почве. Агрессия может быть феноменом роста, развития, особенно в периоды психофизического созревания, проявляясь в виде протеста, гнева и оппозиции.

Много нового и ценного в понимании агрессии внес психоанализ и производные от него направления психологии. З. Фрейд полагал, что агрессивность может быть частью сексуальной энергии, то есть частью общей психической, жизненной энергии. Позднее, он же выдвинул концепцию деструктивной агрессивности, согласно которой агрессия представляет собой самостоятельный феномен, гнездящийся в «преисподней сознания». Ее цель – разрушение. Человек, по Фрейду, стремится к разрушению, это стремление – проявление его природы. С. Лемма также видел в агрессии «неотъемлемую часть человеческой природы».

К. Юнг ввел понятие агрессивных архетипов коллективного бессознательного. Это особые алгоритмы, невидимые матрицы, существующие в окружающем мире человека. Они обладают энергией и жестко диктуют людям способы поведение, в том числе агрессивные. Находясь под властью подобных архетипов, человек становится в какие-то моменты необъяснимо, непонятно, внезапно жестоким. Активизация этих архетипов способствует нарушению целостности психического мира человека. Особенно острое проявление подобного поведения проявляется в период пубертатного кризиса. Наступает нарушение взаимосвязи разного уровня сознания, расстройство психосинтеза, в результате чего ослабляется защита и становится возможным проникновение в сознание агрессивных архетипов коллективного бессознательного. [5]

По С. Грофу одной из причин агрессивного поведения является гиперстрессовая ситуация в процессе родов: ребенок движется по родовым путям, испытывая ужас от стеснения и удушья. Этот мощный отрицательный аффект и запоминается, записывается, запечатляется в сознании и в кризисные моменты активизируется, требуя выхода наружу. Подобный «выход» происходит посредством агрессии, иногда немотивированной.

Таким образом, агрессия у детей и подростков не всегда является отрицательным проявлениям, требующим немедленного подавления. В некоторых случаях агрессия является выражением протеста против нездоровой, тягостной обстановки в семье и школе. С наступлением пубертатного периода подросток перестает слушаться, не реагирует на запреты и замечания со стороны взрослых. Ребенок пытается искать себе новых кумиров, подрожать им во всем, стараться следовать их примеру. Зачастую подобным кумирами становятся отрицательные герои фильмов, которых подростки считают своими, полностью доверяя им, копируя их поведение. Все это в большинстве случаев связано с недопониманием между взрослым и подростком. [3]

1.2. Причины агрессии, ее виды и механизмы действия

Существуют агрессивные проявления, обусловленные внешними, семейными факторами. Одной из ведущих причин является – неполная семья. В этих случаях происходит искаженное перераспределение ролей – мать ребенка вынужденно берет на себя функции отца. Причем эта функция часто бывает гипертрофирована, воспитание приобретает характер гиперопеки: многое запрещается. Ребенок растет в атмосфере запугивания, строгости, давления, что может привести к недоверию ко взрослым.

Другой вид патогенного воспитания – гипоопека, когда ребенку мало уделяют внимания. В этих случаях подросток ищет себе кумиров в маргинальной среде, а также в продукциях массовой культуры, фильмах. Выбранные им герои часто бывают жестоки и ребенок перенимает их черты.

Ведущую роль агрессивного поведения играют постоянные семейные конфликты, драки в семье. Эти примеры запечатляются в его сознании и становятся его собственными.

В некоторых случаях обстановка в семье как будто «правильная». Но за этим скрывается напряженность, неприязнь друг к другу, родители существуют вместе, терпят друг друга, и эта напряженность оборачивается жестокостью, холодностью в отношениях с ребенком. Впоследствии ребенок может проявить гиперагрессию.

Истоки патологической агрессии лежат и в стрессах раннего детства. Использование физических наказаний как средства воспитания детей в процессе социализации скрывает в себе ряд специфических опасностей. Во-первых, родители, наказывающие  своих детей, фактически могут оказаться для них примером агрессивности. В таких случаях наказание может провоцировать агрессивность в дальнейшем. [5]

Во-вторых, дети, которых слишком часто наказывают, будут стремиться избегать родителей или оказывать им сопротивление. Если они не подчиняются родителям, вряд ли потом они усвоят другие меры воздействия, которые помогли бы им социализироваться. Вдобавок агрессивное отношение может привести ребенка в компанию «людей, демонстрирующих и одобряющих чрезвычайно рискованное поведение, которое действительно должно быть наказано».

И в-третьих, если наказание слишком возбуждает и расстраивает детей, они могут забыть причину, породившую подобные действия. Фактически стратегия социализации в этом случае мешает усвоению правил приемлемого поведения. Если после сурового наказания ребенок расстроен или рассержен, он из-за боли может забыть, за что его наказали.

Названные выше проявления агрессии могут быть устранены путем изменения семейной ситуации при минимальном лекарственном вмешательстве.

К внутренним факторам агрессии относятся аффективные нарушения и патологический кризис личности. Аффективные расстройства могут возникать  как в детском,  так и в подростковом возрасте, причинами которого могут послужить травма головы, токсикоз беременности у матери, затяжные роды. Они проявляются в виде депрессий, страхов, тревоги, злобности. На их фоне агрессия приобретает дополнительный импульс, становится более разрушительной. Подросток не контролирует свои действия, будучи охвачен злобным аффектом.

Кризис личности, приобретающий патологические формы, обусловлен сложными процессами в психике подростка. В этот период возможна деформация личностной структуры: подросток становится неузнаваемым, «чужим» для родителей, часто агрессивен. [3]

Наиболее патологические факторы возникновения агрессии связаны с продуктивными психопатологическими расстройствами. Это бред, галлюцинации, иллюзии, сумеречные расстройства сознания. Если продуктивные психопатологические симптомы содержат в себе агрессивный компонент, то подросток будет им полностью подчиняться, станет «одержимым». Поведение подростка становится необъяснимо жестоким.

А также причинами агрессии  являются эмоциональные расстройства. Эмоциональные симптомы отражают состояние психики.

Еще  одной из важных причин агрессии у подростков  является конституциональная предрасположенность. Основные черты характера подростков, имеющих тенденцию к агрессивному поведению,– раздражительность, подозрительность, замкнутость, тревожность, боязнь общественного мнения, склонность испытывать стыд, а не чувство вины.

В формировании агрессивного поведения ведущую роль играет негативное влияние журналов, газет, интернета, компьютерных игр, телевизора. Слишком много фильмов, мультиков, статей, сайтов, компьютерных игр, основным содержанием которых являются жестокость, насилие, криминал. [1]

На появление агрессии также влияет и специфичность окружающей обстановки и состояние самого общества. Так, повышенный уровень шумов и радиации, неблагоприятная экология, переизбыток информации создают предпосылки к агрессивному поведению. А экономические кризисы, неурегулированные законы вместе с ощущением раздражения и безнадёжности способны вызвать у подростка чувство протеста и желание выразить этот протест в виде агрессии. Процесс превращения немотивированной агрессии в мотивированное агрессивное поведение начинается с того, что подросток хочет соответствовать требованиям общества, однако он не может этого реализовать в силу причин конституционного порядка, социальных условий, неумения правильно определить свою социальную идентичность и роли, противоречивых ожиданий значимых других, недостаточного овладения приемлемыми способами социальной адаптации и преодолении трудностей.

Виды агрессии встречаются в большинстве случаев в описании психической патологии. В действующей классификации психических и поведенческих расстройств (МКБ – 10) они присутствуют в качестве феноменов в ряде диагностических рубрик. При шизофрении диагностируется раздражительность, внезапный гнев, при эмоционально-неустойчивом расстройстве личности – поведенческие взрывы, отсутствие контроля импульсивности. [5]

Таким образом, часто виды агрессии рассматривают преимущественно с точки зрения клинических показателей. К ним относятся: социальная, ситуационная, импульсивно-садистическая, трансформированная, сверхценная агрессии.

Социальная агрессия объединяет феномены антиобщественной направленности. Это – кражи, хулиганство, вымогательство. В этих случаях преобладают корыстные мотивы, иногда – мести. Формирование социальной агрессии может быть тесно связано с психопатологией в рамках душевного заболевания. Кражи совершаются стереотипно и обусловлены эмоционально-волевыми изъянами (отсутствие критичности к своему поведению). Редко выявляется состояние с очерченной структурой клептомании, когда каждая кража сопровождается непреодолимым желанием избавиться от чувства душевного дискомфорта. [8]

Ситуационная агрессия – это высказывания и действия в конфликтной ситуации. Ее появление обусловлено особенностями личности подростка. Основной признак подобной агрессии – конфликтность, раздражительность. В детстве такие дети проявляют агрессию на требования и замечания. В последующем раздражительность и несдержанность становятся регулярными. Ситуационная агрессия может проявляться на фоне депрессивного настроения в виде тоскливости, мрачности, хмурости. Часто дети жалуются на утомляемость, слабость, головные боли.

Импульсивно-садистическая агрессия является психопатологическим вариантом агрессивных действий, сочетающим садистический комплекс и автоматизированные действия. К этому типу относятся тяжкие убийства с особой жестокостью. Здесь наблюдается компонент импульсивности в виде стереотипных множественных ножевых ударов, внезапное возбуждение на фоне измененного сознания с последующей амнезией. [7]

Импульсивная агрессия связана с чувством гнева, злобы в отношении объекта агрессии. Жестокость в большинстве случаев проявляется дома в виде избиения родителей или иных родственников, а также необоснованное агрессивное поведение.

У подростков с импульсивно-садистской агрессией могут быть скрытые мотивы, корни которых находятся в раннем детстве. Подростки, склонные к данному типу, часто имеют плохое настроение с ощущением тоски, плаксивости, «тяжести на душе» и суицидальными наклонностями. Перед совершение агрессивных поступков проявляются тревога, волнение, напряжение, страхи, плохой сон. Этот вид может сопровождаться изменениями сознания, а также кратковременная потеря памяти. Трансформированная агрессия начинается как ситуационная, но потом разрастается до размеров импульсивно-садистских действий. Подростки такого типа агрессивного поведения склонны к грубости, раздражительности, конфликтности. У них наблюдается снижение настроения, мрачность, угрюмость. В момент конфликта подросток перестает себя контролировать, его действия становятся необъяснимыми, проявляется садизм. [5]

Сверхценная агрессия основана на патологических сверхценных идеях преследования, мести, разоблачительства. У больных с таким типом агрессии может быть обнаружены галлюцинации. Они слышат голоса, которые приказывают им совершать те или иные агрессивные действия.

Защитная агрессия характеризуется наличием действительной, непосредственной угрозы жизни и здоровью, для сохранения которых предпринимаются соответствующие насильственные действия.

Рассмотрение агрессивного патологического поведения должно быть основано на анализе его структуры в момент реализации агрессивных импульсов и предшествующей динамики развития. Исследования показывают, что истоки каждого отдельного случая обнаруживаются в разные периоды детского и подросткового развития. Психопатологический анализ показывает, что с практической точки зрения необходимо выделять осевую, поступательную динамику формирования агрессивности, признаки которой можно обнаружить на все протяжении развития личности, и этапную, где проявления связаны с особенностями кризисных периодов.    

Агрессивные способы действия могут проявляются тогда, когда другие формы поведения не дают желаемых результатов. Внутри подросткового возраста существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. Так установлено, что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12  и 14-15 лет. У девочек также наблюдается два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет. [7]

Агрессивные подростки, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, имеют некоторые общие черты. К ним относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У таких детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща озлобленность, эмоциональная грубость, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Но бывает, что среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости. [5]

Но, наибольшую озабоченность  у родителей и у специалистов вызывают модели агрессии, демонстрируемые по телевидению. Так, в наиболее популярных телевизионных программах на каждый час вещания приходится в среднем около девяти актов физической и восьми актов вербальной агрессии. Таким образом, ребенок, проводящий у телевизора,  всего лишь два часа, видит за день в среднем свыше 17 актов агрессии.

В связи с тем, что дети так часто сталкиваются с насилием на телевидении, многие родители выражают озабоченность в связи с тем, что подобная ситуация может повысить у детей склонность к агрессивному поведению. [8]

Таким образом, агрессия может быть вызвана многими причинами, начиная с семьи и заканчивая патологическими изменениями в головном мозге. Подростковый возраст характеризуется эмоциональной нестабильностью. Формируются образы «Я». Возникает острое желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым, отстаивая свои взрослые права, что может вызвать конфликт с родителями.

Иногда родители сами не пытаются пойти на компромисс с ребенком, что и является причиной конфликта и агрессивного поведения со стороны подростка. Слишком авторитарные родители могут спровоцировать агрессивное поведения со стороны ребенка по отношению к ним. Подросток начинает сопротивляться, часто уходит из дома, проводит много времени у компьютера или с друзьями, огрызаясь и грубя родителям. Надо помнить, что в этот период ребенку самому очень нелегко. Физиологические изменения и принятия себя таким, какой он есть, достаточно тяжело переживается подростком. Не найдя поддержку среди близких и родных людей, ребенок проявляет агрессию, хамит не потому, что он плохой, а потому, что его не понимают. Очень важно родителю проявить терпение и заботу о своем ребенке. Не всегда в частых конфликтах родителей и подростков виноват только ребенок, называя его агрессивным. Многие проблемы агрессивного поведения могут быть решены внутри семьи. Другое дело, если причиной агрессивного поведения являются патологические изменения. В данном случае необходимо обратиться к специалисту и начать медикаментозное лечение, не забывая при этом проявлять заботу и понимание к своему ребенку. Таким детям гораздо сложнее пережить подростковый кризис, так как помимо возрастных изменений у них обостряются патологические заболевания.

Таким образом, агрессия не всегда является патологией поведения подростков, а иногда вызвана социальными и семейными проблемами.

    

Глава 2. Влияние агрессивного поведения в СМИ на проявление агрессивности подростков

2.1. Понятие о средствах массовой информации и влияние их на психическое состояние подростков

Средства массовой информации (СМИ) - технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) на количественно большие, рассредоточенные аудитории. [3]

Благодаря использованию коммуникационных средств возникли три подсистемы СМИ: печать, радио и телевидение, каждая из которых состоит из огромного числа каналов - отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах).

К наиболее распространенным из них относится телевидение, область науки, техники и культуры, связанная с передачей на расстояние изображений подвижных объектов при помощи радиоэлектронных устройств. [3]

На сегодняшний день радио (способ передачи информации на расстояние посредством радиоволн) является самым доступным средством СМИ.

Один из новейших видов массовой коммуникации является компьютер (машина для приема, переработки, хранения и выдачи информации в электронном виде, которая может воспринимать и выполнять сложные последовательности вычислительных операций по заданной инструкции – программе).

Интернет (всемирная ассоциация компьютерных сетей, интегрированная сетевая паутина, состоящая из различных физических неоднородных коммуникационных сетей, обьединенных в единую логическую архитектуру, становится все более и более популярным, особенно среди подростков,

Газета (журнал), печатное периодическое издание, в котором публикуются материалы о текущих событиях; одно из основных средств массовой информации.

Печать, радио и телевидение представляют собой своеобразный «триумвират» средств массовой информации, каждое из которых обладает рядом особенностей, проявляющихся в виде и способах донесения информации до аудитории. [4]

Однако при наличии специфичных свойств печать, радио и телевидение имеют нечто общее - способность донести до аудитории более или менее оперативно словесно-понятийную и эмоционально-образную информацию.

Но каждый из них имеет и своеобразные черты, принадлежащие только какому-либо одному средству (кинематографическое изображение на телевидении, словесно-буквенная информация в прессе, вневизуальное звуковое сообщение на радио).

Подростковый период характерен тем, что именно в этом возрасте человек переходит из состояния детства к взрослому состоянию, то есть меняет способы и варианты взаимодействия с внешним миром. [7]

Одним из ведущих способов для детей и подростков узнать то, какие именно нормы действуют в обществе и непосредственно столкнуться с теми ограничениями, которые налагаются нормами в данном обществе и ознакомиться с теми санкциями, которые возникают за их нарушения, является СМИ.

Основным механизмом взросления является присвоение каких-либо ценностей, правил, образцов поведения. Выбирая образец поведения и способ взаимодействия с внешним миром, подросток ориентируется в первую очередь на успешность демонстративного варианта поведения и, что немаловажно, на легкость копирования представленных образцов.

Одним из инструментов социализации являются средством массовой информации, а особенно электронные – радио и еще в большей степени телевидение. Именно СМИ во многом определяют те образцы поведения, которым склонны подражать подростки. Все сказанное делает электронные СМИ мощным инструментом социального управления и формирования различных социальных норм. [3]

В настоящее время наблюдается широкое внедрение криминализованных норм в общество. Путей проникновения подобных норм насчитывается множество, и едва ли не основным являются СМИ. Тот факт, что СМИ в последнее время играют ведущую роль в формировании общественного мнения, не вызывают сомнения. Согласно закону «О средствах массовой информации» от 27.12.1991года, под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

Таким образом, СМИ являются основным и, зачастую, единственным источником информации для населения, не имея в этом деле конкурентов.

Для рассмотрения случая присвоения образцов поведения необходима некая совокупность условий. Во-первых, неуспешность подростка, неэффективность реализуемых им способов социального взаимодействия, психологический дискомфорт, то есть то, что побуждает его искать новых путей самореализации. Во-вторых, явная успешность демонстрируемого поведения, его неоспоримая социальная ценность, привлекательность и яркая эмоциональная окраска. В-третьих, возможность легкость копирования указанного поведения.

Важным фактором указанной проблемы является то, что реализация внешних признаков может привести  к присвоению мотивов, ценностных установок и мировоззрения на которых было основано копируемое поведение.

Таким образом, СМИ существенно упрощают появление первичной преступности и, вероятно, являются одной из формирующих основ криминальной субкультуры. В свою очередь, криминальная субструктура является связующим элементом первичной и рецидивной правонарушающей деятельности. [5]

Исходя из этого, можно сделать вывод, что СМИ является одним из основных источников демонстраций различных образцов поведения (понимаемого весьма широко – от поведения непосредственно, форм и даже фигур речи до стиля жизни). Условно, но достаточно точно, все демонстрируемые образцы можно разделить на три группы: положительные, отрицательные и нейтральные. Образы первых двух групп могут быть представлены через специфичные образы, которые непосредственно навязываются зрительской аудитории. Такое навязывание возникает в случаях, когда транслируемые образы удовлетворяют трем условиям: регулярность трансляций, демонстрации высокой социальной ценности (как позитивной, так и негативной), и, наконец, однородность демонстрируемых образцов в различных передачах.

Нейтральные образы играют важную роль в формировании ценностных установок и мотивации поведения: они формируют контекст. Говоря о навязывании, имеется в виду тот факт, что реципиент начинает следовать предлагаемому образу, опираясь не на рациональные представления о тех или иных качествах этого образа, а действуя в основном бессознательно.

Такие (расщепленные) представления усугубляются тем, что на взгляд большинства числа взрослых, ребенок не способен отличить насильственные действия и жестокость во имя добра от таких же действий во имя зла. Таким образом, поддерживается и поощряется замедление взросления и формирования чувства ответственности. Представление взрослых о безусловно отрицательном влиянии электронных СМИ на подростков является одним из механизмов опосредованного влияния СМИ на формирование агрессивного поведения в подростковой среде. [8]

Это отрицательное влияние проявляется в том, что формат и содержание наиболее предпочитаемых, а также рассчитанных на молодежную аудиторию передач и фильмов, не соответствует реальному уровню взрослости подростков.

Итак, отметим, что влияние СМИ на формирование агрессивного поведения подростков проявляется в первую очередь в том, что подростки именно из них черпают свои представления о структуре и функционировании криминального мира. Эти представления весьма далеки от реальности. Более того, их осведомленность о структуре криминализованных обществ гораздо ниже, чем это принято считать.

Другим важным фактором влияния СМИ на формирование агрессивного поведения подростков является то, что эти подростковые представления о криминальном мире формируются не на основе реальных фактов (специализированных передач, криминальных хроник и т. п.), а в основном на материале художественных фильмов. [3]

Не вызывает сомнения тот факт, что художественные фильмы подают криминологический материал в специальном формате, очень отличающемся от реальности. Все это не может не вести к искажениям в формировании подростковых представлений о криминальном мире.

Цилуйко считает, что, несмотря на то, что все эти передачи основаны на реальных событиях и фактах, они, тем не менее, являются игровыми: все события и отношения их участников к ним представлены через игру актеров. Такая игра полностью меняет контекст исходного события: у подростков создается иллюзорное впечатление, что любые происшествия, сколь бы опасными они не были, всегда заканчиваются благополучно. Такое искажение контекста ведет к снижению чувства ответственности за собственные поступки, влияющие на личную безопасность.

Как сказано выше, очень часто в криминальных хрониках и иных передачах, сообщающих о преступлениях, в особенности тяжких, искажена демонстрируемая ведущими оценки этих событий.

Итак, на формирование агрессивного поведения подростков оказывает влияние большой комплекс различных факторов, и средства массовой информации среди них занимают вполне определенное место.

2.2. СМИ как источник агрессии

Наблюдаемый в настоящее время рост числа преступлений, связанных с насилием, особенно среди подростков, заставляет задуматься о том, какие социальные условия ведут к этому.

Возможно, росту насилия способствует усиление индивидуализма и материализма в обществе. А может и огромное число сцен насилия в средствах массовой культуры. Последнее предположение возникает потому, что всплеск физического насилия по времени совпал с учащением появления в СМИ, особенно на телевидении, кровавых сцен.

Многочисленные исследования агрессивного поведения, его приобретения и модификации провел канадский психолог Альберт Бандура  в рамках социально-когнитивной теорий. Этот подход предполагает, что моделирование влияет на «научение» в основном через его информативную функцию. Такой процесс, названный А. Бандурой «научение через наблюдение», регулируется четырьмя компонентами:

  •  внимание (понимание модели): человек следит за поведением модели и точно воспринимает его;
  •  процессы сохранения (запоминание модели): поведение модели, наблюдаемое ранее, сохраняется в долговременной памяти;
  •  моторно-репродуктивные процессы (перевод памяти в поведение): человек переводит закодированные в символах воспоминания о поведении модели в форму своего поведения;
  •  мотивационные процессы: если потенциально присутствует позитивное подкрепление (внешнее, косвенное или самоподкрепление), человек усваивает моделируемое поведение. [2]

Очевидно, что не все «научение» через наблюдение ведет к социально приемлемым результатам. Подросток может научиться нежелательным и даже антиобщественным формам поведения посредством тех же процессов, которые способствуют развитию сотрудничества, сопереживания, альтруизма и навыков эффективного решения проблем.

А. Бандура убежден, что люди «научаются» агрессии, перенимая ее как модель своего поведения, наблюдая за другими людьми. Как и большинство социальных навыков, агрессивная манера поведения усваивается в результате наблюдения за действиями окружающих и оценки последствий этих действий.

Американский психолог Джордж Гербнер  изучал сетку вещания телевидения США. В результате чего было выявлено, что две из каждых трех программ содержали сюжеты насилия («действия физического принуждения, сопровождающиеся угрозами избиения или убийства, либо избиения или убийства как таковые»). Таким образом, к моменту окончания средней школы ребенок просматривает по телевидению около 8 тысяч сцен с убийствами и 100 тысяч других действий с применением насилия. [1]

Размышляя по поводу своих исследований, Дж. Гербнер замечает:
«В истории человечества бывали и более кровожадные эпохи, но ни одна из них не была до такой степени пропитана образами насилия, как наша. И кто знает, куда нас унесет этот чудовищный поток зримого насилия... просачивающийся в каждый дом через мерцающие экраны телевизоров в виде сцен безупречно отрежиссированной жестокости».

Начиная с лабораторных исследований, предпринятых А. Бандурой и его коллегами в 60-х годах, было собрано значительное количество данных о влиянии телевизионного насилия на социальное поведение. Эти труды показывают, что длительная экспозиция насилия по телевидению может увеличивать агрессивность поведения зрителей, уменьшать факторы, сдерживающие агрессию, притуплять чувствительность к агрессии, формировать у зрителей образ социальной реальности, не вполне адекватный действительности. [1]

Наибольшее число фактов, свидетельствующих, что насилие, демонстрируемое на экране, способствует агрессивному поведению, получено в результате лабораторных исследований. Обычно испытуемым предлагали для просмотра фрагменты программ либо с демонстрацией насилия, либопобуждающих, но без показа насилия. Затем им предоставляли возможность выразить агрессию в отношении другого человека. Чаще всего это делалось при помощи регулируемого электрического разряда, который, как они знали, будет болезненным. Обычно исследователи обнаруживали, что испытуемые, которые смотрели программу, показывающую насилие, действовали более агрессивно, чем те, кто видел обычную программу.

Ученые также отмечают, что воздействие на испытуемых увиденной сцены насилия сохраняется в течение короткого промежутка времени. Кроме того, действия, посредством которых экспериментатор предлагает нанести вред другому человеку (нажатие кнопки для электрического разряда), далеки от реальной жизни.

Ирон и его коллеги провели  лонгитюдное статистическое исследование в 1960 году, обследовав школьников третьего года обучения (875 мальчиков и девочек) в небольшом городке северной части штата Нью-Йорк. Были изучены некоторые поведенческие и личностные характеристики этих детей, а также собраны данные об их родителях и окружении. На этом начальном этапе исследования было установлено, что восьмилетние дети, предпочитающие телевизионные программы с элементами насилия, числились в школе среди наиболее агрессивных. [2]

Спустя десять лет ученые повторно обследовали 427 детей этой группы с целью обнаружить связь между количеством и содержанием телевизионных программ, которые они смотрели в возрасте восьми лет, и тем, насколько агрессивными они стали. Было обнаружено, что частое наблюдение насилия в детстве предопределило агрессивность в возрасте 18 лет. Иначе говоря, наблюдалось стабильное агрессивное поведение на протяжении десяти лет.

В 1987 году Ирон и его коллеги обнародовали данные еще одного исследования — 400 испытуемых из той же группы, которым к тому времени было приблизительно по 30 лет, сохранялось стабильное агрессивное поведение на протяжении всего времени. Те, кто был агрессивен в детстве, к 30 годам имели не только неприятности с законом, но и проявляли жестокость в отношении своих близких. Более того, учеными была обнаружена устойчивая связь между количеством программ с элементами насилия, которые дети смотрели в восьмилетнем возрасте, и вероятностью того, что они совершат серьезные преступления, став взрослыми. [2]

При изучении влияния телевидения на повседневное поведение использовались разнообразные методы, в разработке которых принимали участие множество людей. В 1986 и 1991 годах были проведены сравнительные анализы результатов корреляционных и экспериментальных исследований, на основании которых исследователи пришли к заключению: просмотр фильмов, содержащих антисоциальные сцены, тесно связан с антисоциальным поведением. Экспериментальные работы свидетельствуют о наличии именно такой причинно-следственной связи. Вывод, сделанный в результате проведенных исследований, состоит  в том, что телевидение является одной из причин агрессивного поведения.

Получив совпадение корреляционных и экспериментальных доказательств, исследователи объяснили, почему наблюдение насилия оказывает такое влияние на поведение индивидуума. Во-первых, социальное насилие вызывается не наблюдением самого насилия, а возбуждением, которое возникает в результате такого наблюдения. Возбуждение же обычно нарастает последовательно, заряжая энергией различные виды поведения. Во-вторых, наблюдение насилия растормаживает. Наблюдение насилия активизирует мысли, связанные с ним, программируя зрителя на агрессивное поведение. В-третьих, отображение насилия в средствах массовой культуры вызывает подражание.

Наблюдение за подростками и взрослыми показало, что люди, смотрящие телевизор более четырех часов в день, более уязвимы для агрессии со стороны других и считают мир более опасным, чем те, кто проводит у телевизора два часа в день или меньше. [1]

Несомненным фактом является то, что сообщения о насилии оказывают большое влияние на возникновение у людей страхов. Так, в ходе своих исследований Хит классифицировал газетные отчеты о разбойных нападениях по таким категориям, как случайность (отсутствие очевидной мотивации), сенсационность (странные и жуткие подробности) и местоположение (около дома или далеко). Затем у читателей газет выясняли, какие чувства вызывают у них сообщения. В результате оказалось, что когда люди читают о местных преступлениях, они пугаются больше в том случае, если преступление классифицируется как случайное (немотивированное) и в сообщении приводятся сенсационные подробности, чем в том случае, когда ни один из этих факторов не выделен в газетном отчете.

Исследования, проведенные в США в 1988 году, показали, что средний десятилетний ребенок проводит перед телевизором больше времени, чем в классе, и это положение не меняется уже более 20 лет. Фактически средний американский ребенок смотрит телевизионные передачи около 30 часов в неделю. Отчет Национального института психического здоровья (1982) свидетельствуют, что к шестнадцатилетнему возрасту средний телезритель, вероятно, уже видел около 13 тыс. убийств и множество других актов насилия. Так, согласно данным Д. Ж. Гербнера, который с 1967 года проводил оценку развлекательных программ для детей, демонстрирующихся в самое удобное время, в среднем в них показывается пять актов насилия в час, а в утренних субботних программах для детей — около двадцати в час. Исходя из этой статистики можно сделать вывод, что просмотр насилия по телевидению содействует агрессии, по крайней мере косвенно, а напрямую ведет к межличностным проблемам. Кроме того, статистические и экспериментальные исследования позволяют сделать вывод, что просмотр насилия по телевидению снижает чувствительность зрителей к агрессии, ослабляет сдерживающие внутренние силы и изменяет восприятие действительности. [1,2]

Российский кинематограф также использует сцены насилия при создании фильмов, наполненных натуралистически снятыми сценами жестокости. Информационные программы соревнуются между собой в том, кто сильнее напугает телезрителя. Компьютерные игры, которые становятся доступными все большему числу детей и подростков, зачастую часто пропагандируют жестокость.

Таким образом, СМИ являются одним из основных источников пропаганды агрессии, которое становится моделью дальнейшего поведения подростков.  

Таким образом, средства массовой информации являясь наиболее доступным и широко используемым средством получения информации имеет двойственную ориентацию: положительную и отрицательную. Современный подросток проводит достаточное количество времени перед экраном телевизора, слушая музыку по радио или пользуясь Интернетом, может невольно стать «заложником» СМИ.

Детская психика, особенно во время пубертатного периода, особенно нестабильна. Ребенок, становясь взрослым, меняя свои убеждения, вкусы, интересы, надеясь на поддержку взрослых и все еще полагая, что взрослый всегда прав, разочаровывается в окружающих его людях. Часто родители не понимают своих детей, ругают, упрекают, наказывают, поэтому подросток начинает искать себе кумиров среди любимых героев кино или мультфильмов, компьютерных игр или музыкальных исполнителях. Поведение кумира становится моделью поведения подростка. Он старается подражать во всем: одежде, походке, манере общения поведение. К сожаленью, чаще всего кумирами становятся отрицательные герои. Ребенок как бы протестует против устоявшихся правил и законов, он старается заявить о себе как о личности, хочет стать сильным, уважаемым, но не всегда понимает, что его действия могут причинить вред окружающим людям.

Современные фильмы и мультфильмы наполнены жестокостью и насилием. Ребенок, начиная с 3 – 4 летнего возраста смотрит мультики, в которых присутствует агрессивное поведение «положительного» героя. В 13 лет для него становится нормой наблюдать за сценами насилия и жестокого убийства на экране. Все это может привести к тому, что каждое дальнейшее поколение будет все чаще проявлять агрессию по отношению к окружающим, порог критичности к своим действиям будет снижаться, что приведет к увеличению числа правонарушений среди подростков.

Таким образом, транслируемые передачи посредством СМИ необходимо контролировать со стороны государства, недопуская к трансляции в дневное и вечернее время мультфильмов и фильмов со сценами насилия и жестокости.

  

      

Глава 3. Практическое исследование влияния агрессивного поведения в СМИ на уровень агрессивности подростков

3.1. Изучение влияния агрессивного поведения в СМИ на уровень агрессивности подростков

В последние годы педагоги и родители отмечают тенденцию к увеличению уровня агрессии детей и подростков: они более крикливые, шумные, быстрее и легче вступают в конфликты, неуступчивы, драчливы, часто бывают жестоки. Статистика фиксирует общее увеличение правонарушение несовершеннолетних в том числе и тяжких преступлений. Сталкиваясь с агрессивностью ребенка необходимо знать определенные симптомы, свидетельствующие о расстройстве психики и принимать соответствующие меры. Но причины агрессии могут быть разными, включая семейные отношения, основанные на недопонимании между взрослым и подростком, а также средства массовой информации. Можно привести много ситуаций, чтобы показать всю сложность и многофакторность детской и подростковой жестокости. Но при этом важно знать, что в подростковом возрасте переходная зона между нормой и патологией весьма широка и изменчива.

Поэтому, на сегодняшний день проблема агрессивного поведения подростков наиболее актуальна. В связи с широким распространением жестокости в средствах массовой информации, одной из ведущих причин агрессивности принято считать СМИ.     И это не случайно, ведь вербальная и физическая агрессия на телеэкранах вовсе не редкость. В связи с тем, что дети так часто сталкиваются с насилием в масс-медиа, напрашиваются выводы, что подобная «видеодиета» может повысить у детей склонность к агрессивному поведению. Таким образом, эта тема, представляющая особый интерес для науки и обладающая высокой социальной значимостью, последнее время притягивает к себе все более пристальное внимание исследователей.

Объектом данного исследования является подростки в возрасте 13 лет (6 класс).

Предмет исследования: средства массовой информации как один из источников воздействия на поведение школьников.

Цель: изучение влияния агрессивного поведения в СМИ на уровень агрессивности подростков.

Гипотеза: предположим, что агрессивное поведение в СМИ негативно влияет на уровень агрессивности подростков.

К основным задачам данного исследования относятся:

1. Анализ литературы.

2. Изучение теоретических аспектов агрессивности.

3. Изучение влияния агрессивности в СМИ на уровень агрессивности подростков.

4. Анализ показателей агрессивности подростков.

Методики: опросник Басса-Дарки и метод опроса.

3.2. Опросник Басса-Дарки

Опросник Басса-Дарки разработан А. Басс и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий. [6]

Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басc и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

  1.  Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
  2.  Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
  3.  Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
  4.  Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
  5.  Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
  6.  Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
  7.  Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
  8.  Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».

1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:

1. Физическая агрессия:

«да» = 1, «нет» = 0: 1,25,31,41,48,55,62,68, «нет» = 1, «да» = 0: 9,7

2. Косвенная агрессия:

«да» - 1, «нет» = 0:2, 10, 18, 34,42, 56, 63, «нет» = 1, «да» - 0: 26,49

3. Раздражение:

«да» = 1, «нет» = 0: 3,19,27,43, 50, 57,64,72, «нет» = 1, «да» = 0: 11,35,69

4. Негативизм:

«да» = 1, «нет» = 0: 4, 12, 20, 28, «нет» - 1, «да» = 0: 36

5. Обида:

«да» = 1,»нет» - 0: 5, 13, 21,29,37,44,51,58

6. Подозрительность:

«да» = 1, «нет» = 0: 6,14,22,30,38,45,52,59, «нет» = 1, «да» = 0: 33, 66, 74,75

7. Вербальная агрессия:

«да» = 1, «нет» = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73, «нет» - 1, «да» = 0: 33,66,74,75

8. Чувство вины: «да»-1, «нет»= 0: 8, 16, 24, 32, 40, 47,54,61,67

При составлении опросника использовались принципы:

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности – 6, 5-7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности. [6]

3.3. Анализ и интерпретация исследования влияния агрессивного поведения в СМИ на агрессивность подростков

 

C целью выявления влияния агрессивного поведения в подростковом возрасте было проведено экспериментальное исследование на базе средней школы. В эксперименте приняли участие 15 подростков, учащиеся 6 класса в возрасте  13 лет. С целью определения уровня агрессивности испытуемых был использован тест Басса-Дарки (Приложение 1) и метод опроса.

Перед началом тестирования дети ответили на 6 несложных вопросов с целью выявить предпочтения подростков в выборе средств массовой информации. (см. Приложение 2). В результате были получены следующие показатели: 80% подростков предпочитают смотреть телевизор 3-4 часа в день, 67% детей любят фантастику и боевики, у 33% подростков есть любимый киногерой.  

По результатам исследования с использованием опросника Басса-Дарки 26% обладает нормальным уровнем агрессивности, 60% – повышенным уровнем агрессивности, 14% – пониженным уровнем агрессивности, т.е. большинство подростков  нуждаются в психологической помощи, коррекции агрессивности.

Рис.1. Уровень агрессивности по опроснику Баса-Дарки

При повышенном уровне агрессивности у подростков наиболее выделяется вербальная агрессия и наименее – негативизм.

Следует отметить, что раздражение ведёт за собой физическую агрессию. Данное обстоятельство говорит о том, что подросток, у которого повышенный уровень агрессивности, переживает внутриличностный конфликт. Таким образом, освобождая ребенка от чувства обиды и подозрительности, можно снизить уровень агрессивности.

Таким образом, уровень агрессивности у подростков 13 лет высокий, что подтверждает гипотезу. Влияние агрессивного поведения в СМИ негативно влияет на поведение подростков, увеличивая уровень агрессивности.

Таким образом, агрессивное поведение в СМИ вызывает агрессивность подростков в возрасте 13 лет. Эта проблема является актуальной и требует дальнейшего изучения и разработки комплекса коррекционных мероприятий для предотвращения правонарушений в дальнейшей жизни подростков.

Подросток, проводя огромное количество времени дома у экрана телевизора или перед компьютером становится более замкнутым, жестоким и озлобленным. С увеличением числа сцен насилия в СМИ увеличивается агрессивность подростков, которая может привести к совершению особо тяжких преступлений. В последнее время наблюдается увеличение преступлений, совершенных детьми от 10 до 14 лет, что также может является свидетельством увеличения агрессии и снижение критичности детей к своим действиям.

Поэтому, родители, педагоги и взрослые должны помогать подросткам в определении правильной модели поведения и научить детей адекватно оценивать ситуацию, контролируя свои эмоции и гнев.

Заключение

Проблема агрессивности подростков становится все более обсуждаемой и актуальной в современном мире. Помимо семейных и патологических причин агрессии выявлена еще одна не менее важная – средства массовой информации.

В подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведения является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления, хамство). Для некоторых подростков участие в драках это утверждение себя с помощью кулаков, которое является устоявшейся линией поведения. Суть «подростковой агрессии» составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям - поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды и социума. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами.

Важность подросткового возраста определяется тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности.

Большинство детей в считанные секунды могут скопировать любимого киногероя или ведущего какой-нибудь популярной телепередачи, пропеть рекламную рифмовку или рассказать, что именно они узнали из средств массовой информации.

Средства массовой информации в свою очередь предлагают материалы на любой вкус: развлечения, культура, новости, спорт, образование и т.д. Средства массовой информации являются неотъемлемой частью нашей жизни. Поэтому, необходимо строго подходить к выбору просматриваемых передач и фильмов. Взрослый, обладая жизненным опытом и критичностью к действиям киногероев, могут более реально и адекватно воспринимать предлагаемый материал для просмотра. А подросток, из-за своей неопытности и эмоциональной нестабильности, характерной для данного возрастного периода, не всегда правильно и внимательно относится к своему выбору, сопротивляется родителям, пытаясь утвердить свое «Я», копирует модели поведения, представленные в СМИ.

Таким образом, агрессия может быть вызвана многими причинами. В этом случае необходимо во время принять меры профилактики и коррекции агрессивного поведения.

Список использованной литературы

  1.  Алфимова М.В. Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии./ М.В. Алфимова, В.И. Трубникова. – 2000. – №6. – 121с.
  2.  Бандура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия./А.Бандура, Р. Уолтерс. – М., 1999. – 512 с.
  3.  Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности./О.Ф. Кернберг. – М., 1998. – 368 с.
  4.  Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Уч. Пос./ И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – 2-е изд. – М. ТЦ Сфера, 2008. – 464с.
  5.  Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков:Распознование, лечение, профилактика./ Ю.Б. Можгинский – М.: «Когито-Центр», 2008. – 181с.
  6.   Практикум по возрастной психологии:  Уч. пос. / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694 с.
  7.  Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. /Л.М. Семенюк – М., 1996. – 254 с.
  8.  Фурманов И.А. Детская агрессивность./И.А. Фурманов. – М., 1996. – 192с.

Приложение.

Приложение 1

Опросник Басса-Дарки

Фамилия__________________________Имя___________________

Инструкция: Вам будет представлено 75 утверждений на каждое утверждение необходимо дать только один ответ Да или Нет.

1.

Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим

да

нет

2.

 Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю

да

нет

3.

 Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь

да

нет

4.

 Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню

да

нет

5.

 Я не всегда получаю то, что мне положено

да

нет

6.

 Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной

да

нет

7.

 Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать

да

нет

8.

 Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести

да

нет

9.

 Мне кажется, что я не способен ударить человека

да

нет

10.

 Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами

да

нет

11.

 Я всегда снисходителен к чужим недостаткам

да

нет

12.

 Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его

да

нет

13.

 Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами

да

нет

14.

 Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал

да

нет

15.

 Я часто бываю несогласен с людьми

да

нет

16.

 Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь

да

нет

17.

 Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему

да

нет

18.

 Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями

да

нет

19.

 Я гораздо более раздражителен, чем кажется

да

нет

20.

 Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор

да

нет

21.

 Меня немного огорчает моя судьба

да

нет

22.

 Я думаю, что многие люди не любят меня

да

нет

23.

 Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной

да

нет

24.

 Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины

да

нет

25.

 Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку

да

нет

26.

 Я не способен на грубые шутки

да

нет

27.

 Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются

да

нет

28.

 Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались

да

нет

29.

 Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится

да

нет

30.

 Довольно многие люди завидуют мне

да

нет

31.

 Я требую, чтобы люди уважали меня

да

нет

32.

 Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей

да

нет

33.

 Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу"

да

нет

34.

 Я никогда не бываю мрачен от злости

да

нет

35.

 Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь

да

нет

36.

 Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания

да

нет

37.

 Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть

да

нет

38.

 Иногда мне кажется, что надо мной смеются

да

нет

39.

 Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям

да

нет

40.

 Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены

да

нет

41.

 Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня

да

нет

42.

 Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь

да

нет

43.

 Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием

да

нет

44.

 Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел

да

нет

45.

 Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам"

да

нет

46.

 Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю

да

нет

47.

 Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею

да

нет

48.

 Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь

да

нет

49.

 С детства я никогда не проявлял вспышек гнева

да

нет

50.

 Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться

да

нет

51.

 Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать

да

нет

52.

 Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня

да

нет

53.

 Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ

да

нет

54.

 Неудачи огорчают меня

да

нет

55.

 Я дерусь не реже и не чаще чем другие

да

нет

56.

 Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее

да

нет

57.

 Иногда я чувствую, что готов первым начать драку

да

нет

58.

 Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо

да

нет

59.

 Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю

да

нет

60.

 Я ругаюсь только со злости

да

нет

61.

 Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть

да

нет

62.

 Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее

да

нет

63.

 Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу

да

нет

64.

 Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся

да

нет

65.

 У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить

да

нет

66.

 Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает

да

нет

67.

 Я часто думаю, что жил неправильно

да

нет

68.

 Я знаю людей, которые способны довести меня до драки

да

нет

69.

 Я не огорчаюсь из-за мелочей

да

нет

70.

 Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня

да

нет

71.

 Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение

да

нет

72.

 В последнее время я стал занудой

да

нет

73.

 В споре я часто повышаю голос

да

нет

74.

 Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям

да

нет

75.

 Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить

да

нет

Приложение 2

Вопросы, применяемые в качестве дополнительной информации.

1. Какими средствами массовой информации вы чаще всего пользуетесь?

а) телевидение;

б) радио;

в) печатные издания: газеты, журналы;

г) компьютер.

2. Сколько времени вы проводите перед экраном телевизора в день?

3. Какая ваша любимая передача?

4. Есть ли у вас любимый герой?

5 Какие жанры фильмов вы предпочитаете смотреть?

6. С кем вы обычно смотрите телевизор?

PAGE  35



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
931. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков 15-16 лет 496.06 KB
  Агрессивное поведение формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот период развития наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность темы психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков 15-16 лет.
4985. Взаимосвязь агрессивности и социометрического статуса у старших подростков 56.3 KB
  Такие социально–опасные проявления обычно связанные с понятиями агрессии и агрессивности вызывают серьезное беспокойство. В западной психологии тема агрессии и агрессивности постоянно находится в поле зрения ученых и практиков. Вместе с тем следует признать что эффективная профилактика и коррекция повышенной агрессивности возможны лишь при условии исследования причин агрессии и её места в структуре личности. Такая чрезмерная выраженность агрессии может быть вызвана фрустрацией базовых потребностей к числу которых в подростковом возрасте...
953. Наказание, как средство предупреждения агрессивного поведения 33.42 KB
  Наказание как средство предупреждения агрессивного поведения. Наказание как форма предотвращения агрессии в системе уголовного права. Агрессивное поведение это любая форма поведения нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу не желающему подобного обращения пишут Р. Наказание –это метод педагогического воздействия которое должно предупреждать нежелательные поступки вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Как и...
21514. Приемы и пути коррекции агрессивного поведения 94.98 KB
  Своевременное выявление агрессивного поведения необходимо в целях предупреждения неблагоприятного варианта развития личности ребенка и для организации необходимой психологической помощи что определяет важность и актуальность выбранной темы. Если родители часто применяют физические наказания не надо удивляться что ребенок не умеет общаться по-другому. Малыш знает что мама или папа бьют его чтобы добиться послушания. Естественно он привыкает к тому что если нужно что-то получить от человека его следует ударить.
11188. Особенности агрессивного поведения у людей с нарушением зрения 365.26 KB
  Многие исследователи отмечали что слепота влечет за собой изменения в характере эмоциональных состояний в сторону преобладания астенических подавляющих активность индивида настроений грусти тоски либо повышенной раздражительности аффективности. Тифлопсихологами отмечается тот факт что дефекты зрения могут приводить к развитию негативных черт характера таких как негативизм агрессивность внушаемость ленивость конформность и другие. Гипотеза исследования – можно предположить что установление определенных причин повышенной...
15598. Педагогическая профилактика агрессивного поведения младших школьников 343.37 KB
  Графическая методика Кактус М. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение как доброжелательное так и враждебное. Для того чтобы рассмотреть проблему детской агрессивности в младшем школьном возрасте для начала поясним каково общее понятие агрессии какова ее структура и природа...
930. Эксперементальное исследование агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста 375.33 KB
  Теоретический анализ проблемы агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальное исследование агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Анализ результатов исследования агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста...
6366. Проектирование деятельности педагога по профилактике агрессивного поведения детей младшего школьного возраста 50.41 KB
  Проектирование деятельности педагога по профилактике агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Педагогический проект по профилактике агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Рост эмоционально психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Одним из ключей к решению проблемы является развитие умений детей жить в обществе сверстников и взрослых понимать их отзываться на чужие переживания справляться со своими отрицательными...
5126. Социальная профилактика суицидального поведения подростков 66.62 KB
  В современном обществе взаимодействие личности семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений которые вызывают не только позитивные но и негативные изменения в различных сферах социальной жизни. Следует отметить что проблема суицидального поведения широко освещена в зарубежной и отечественной литературе но важно отметить и то что...
21818. Социально-психологические факторы девиантного поведения старших подростков 83.12 KB
  Теоретический анализ исследования проблемы девиантного поведения старших подростков. Условия и факторы развития отклоняющегося поведения. Эмпирическое исследование проблемы социально - психологических факторов девиантного поведения старших подростков.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.