Исследование социального статуса подростков в группе сверстников

Из курса общей психологии известно, что по мере усложнения человеческой деятельности и накопления научных данных в структуре психологической науки, как и других наук, идет непрерывный процесс изменений, обусловленный различными, и, прежде всего социальными факторами...

2014-11-06

48.02 KB

47 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Содержание

[1] Введение

[2]
1. Развитие отечественной возрастной психологии

[3]
2. Развитие мышления и социальный статус подростка

[3.1] 2.1. Социальная ситуация развития мышления у подростка

[3.2] 2.2. Агенты социализации как компоненты социального взаимодействия подростков

[4] 3. Исследование социального статуса подростков в группе сверстников.

[5] Заключение

[6] Список использованной литературы

[7] Приложение 1

Введение

Из курса общей психологии известно, что по мере усложнения человеческой деятельности и накопления научных данных в структуре психологической науки, как и других наук, идет непрерывный процесс изменений, обусловленный различными, и, прежде всего социальными факторами. Эти изменения выражаются, с одной стороны, в дифференциации её отдельных отраслей и направлений, с другой – в интеграции различных отраслей и направлений исследований как внутри данной науки, так и на стыке ее с другими, смежными науками.

Возрастная психология, как более или менее обособленная отрасль психологической науки, возникшая в конце XIX века, направлена на выявление возрастных особенностей и динамики процесса психического развития личности в течение жизни. Мера дробления возрастных периодов и их сравнительных характеристик последовательно возрастала. К настоящему времени, внутри самой возрастной психологии четко обозначились подразделы: психология дошкольника, психология младшего школьника, психология подростка, психология старшего школьника (или: ранней юности), психология взрослого человека и, наконец, психология преклонного возраста. Естественно, что если в рамках отдельного возрастного периода представляется возможным более детально выявить и проанализировать характеристики именно данного возраста, то общая возрастная динамика требует охвата ряда этапов, выявления сравнительных характеристик нескольких возрастных "срезов".

С момента возникновения возрастной психологии (конец XIX-начало XX веков) рамки возрастных границ объекта исследований существенно раздвинулись. Исследования психологии взрослых людей постепенно распространялись, с одной стороны, на юношей, подростков, младших школьников и затем дошкольников. Эти исследования позволили обнаружить ранее неизвестные потенциальные возможности детей, а главное – вскрыть те периоды жизни ребенка, которые наиболее благоприятны для развития различных функций, интеллектуальных возможностей, формирования нравственных качеств личности.[12.с.8]

В психологии и педагогике давно известно, что обучение и воспитание – процесс единый и неделимый. Вместе с тем вопрос о том, как оптимизировать процесс гармонического развития личности, как и на каком этапе можно и нужно достигать максимального расцвета умственных способностей и нравственных качеств, развития эмоциональной и волевой сфер человека, остается пока далеко не решенным. Поиски решения этого вопроса – одна из важнейших задач современной возрастной и педагогической психологии. Современные экономические условия, породили необходимость овладения учащимися не только системой глубоких и прочных знаний, но и приемами самостоятельного приобретения знаний. Да, современный человек может быть воистину образованным и отвечать требованиям бурного развития науки и производства, если он непрерывно пополняет свои знания. А это возможно при овладении приемами самоорганизации познавательной деятельности, переработки знаковой (текстовой) информации. Вопросы, вытекающие из необходимости решения этих задач, входят в содержание современных психолого-педагогических исследований.

Цель данной работы можно сформулировать следующим образом: используя предложенную преподавателем литературу и другие источники информации, практически закрепить, полученные на занятиях, навыки по дисциплине «Педагогика».

Достижению поставленной цели, на мой взгляд, должна способствовать реализация следующих задач:      

– описать развитие отечественной возрастной психологии;

– дать характеристику социализации;

– проанализировать социальный статус подростков в группе сверстников.


1. Развитие отечественной возрастной психологии 

Задолго до возникновения детской психологии как самостоятельной науки вопросы познания психики ребенка, его обучения и воспитания занимали умы лучших представителей мировой культуры.

В истории становления и развития возрастной и педагогической психологии видное место занимают труды К.Д. Ушинского (1824-1871), великого русского педагога и психолога, посвятившего большое количество исследований психологии младшего школьника.

В своих работах К.Д. Ушинский показал, какое значение в учебной деятельности имеют память, внимание, речь, мышление, чувства и другие психические процессы. Центральной психолого-педагогической проблемой ученый считал развитие мышления, от которого, по его мнению, зависит результат обучения.

Заслуга К.Д. Ушинского состоит в том, что на основе научных знаний, которыми располагали его современники, ученый сумел сделать не только психолого-педагогические выводы, но и выдвинул целостную психологическую концепцию человека [4, с. 83].

На дальнейшее развитие возрастной и педагогической психологии оказала решающее влияние Великая Октябрьская социалистическая революция. На повестку дня была поставлена задача осуществления общественного воспитания детей с раннего возраста.

Большую роль в развертывании конкретных исследований по возрастной психологии и разработке объективных методов изучения развития личности ребенка сыграли в этот период П.Ф. Лессафт, А.Ф. Лазурский, А.П. Нечаев, Н.Н. Рыбников, Н.А. Сикорский и др.

В 20-е-начале 30-х гг. в возрастной психологии были представлены как биологизаторское, так и социогенетические направления и борьба за ее перестройку носила весьма острый характер. В декабре 1927 – январе 1928 г. состоялся Всероссийский психологический съезд, на котором критиковалось биологизаторское направление, а несколько позже и социогенетический подход к пониманию психики.[6.с.24]

Попытки подойти к проблемам возрастной и педагогической психологии сделал П.П. Блонский (1884-1941). В своих работах "Психологические очерки", "Память и мышление", "Развитие мышления школьника", он не останавливался на объяснении психологических явлений, а стремился дать им педагогический выход.

П.П. Блонский обращает внимание на увеличение запаса понятий в детском мышлении, начиная с первых лет учебы в школе. Он показывает, какие возможности в плане расширения объема мышления и изменения его качеств таят в себе различные школьные предметы. В процессе развития мышление все более отвлекается от наглядности, отделяется от восприятия.

Рассматривая разные стороны понимания как результат мыслительной деятельности, П.П. Блонский делает выводы, относящиеся к школьной практике.

Ценность работ П.П. Блонского заключается в том, что, используя специальную методику исследования представлений, памяти и мышления, он делает ценные для учителя выводы об особенностях этих процессов на различных возрастных этапах.

В начале 30-х гг. произошли большие достижения в формировании теоретических основ отечественной психологии. К их числу, прежде всего, относится разработанная Л.С. Выготским (1896-1934), при участии А.Р. Лурия (1902-1977) и А.Н. Леонтьева (1903-1979), теория культурно-исторического развития психики, которая стала противостоять биологизаторскому направлению, имевшему глубокие корни в зарубежных исследованиях.

Рождение ребенка, утверждал ученый, является концом биологического типа его существования и представляет собой качественный переход к новому типу развития – социальному. Условием жизни ребенка при этом является деятельность других людей, взаимодействуют с ним. Деятельность ребенка и его общение со взрослыми Выготский включил в число движущих сил развития и определил их как факторы, формирующие психическую жизнь человека.

Выготский пытался понять влияние воздействий окружающей среды на формирование психики. Решая эту проблему, он исходил из положения, что условия жизни непосредственно не способны определить психическое развитие ребенка. Ее развитие, прежде всего, зависит от того, в каких взаимоотношениях со средой находится сам ребенок. Среда, говорил Выготский, по-разному воздействует на ребенка.

Согласно его теории развития высших психических функций, "всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва – социальном, потом – психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем – внутри ребенка, как категория интрапсихическая."

В отличие от механистических концепций, рассматривавших развитие ребенка как результат воздействия "внешней", социальной среды, Выготский подчеркивал, что среду надо рассматривать не как "обстановку развития", которая извне определяет развитие ребенка; воздействия среды сами меняются количественно и качественно, в зависимости от того, через какие ранее возникшие психологические свойства, включая возрастные особенности ребенка, они преломляются.

Становление человека как индивида и личности, по Выготскому, предполагает диалектическое взаимодействие двух относительно автономных, но неразрывно связанных друг с другом рядов развития, - натурального и социального.[7.с.83]

Следует признать, что к началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение мы и назовем социальной ситуацией развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода. Она определяет целиком и полностью те формы и тот пут, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным.

Здесь возникают 2 главных вопроса психологии развития: 1) какова конкретно социальная ситуация развития к началу данного возраста и 2) какие психологические новообразования возникают у ребенка к концу данного возраста?

Главное новообразование переходного возраста, по Выготскому, - то, что теперь "в драму развития вступает новое действующее лицо, новый качественно своеобразный фактор – личность самого подростка. В связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Социальное развитие, которое приводит к образованию личности, приобретает в самосознании опору для своего дальнейшего развития".

Идеи А.С. Выготского оказали сильное влияние, как на общую, так и на возрастную психологию. (А.И. Божович, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин и др.). [7.с.98]


2. Развитие мышления и социальный статус подростка

2.1. Социальная ситуация развития мышления у подростка

Исследования отечественных психологов показывает, что если существенные изменения в развитии мышления младшего школьника связаны прежде всего с учебной деятельностью, то в развитии мышления подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе социальных взаимоотношений с окружающими.

Известно, что одна из существенных особенностей подросткового периода – бурное физическое и половое развитие, которое осознается и переживается подростками. Но у разных подростков эти изменения протекают по-разному, что во многом определяется тем, как взрослые учитывают влияние изменений, происходящих в организме подростка, на его психику и поведение. В этом возрасте нередко наблюдается повышенная раздражительность, чрезмерная обидчивость, вспыльчивость, резкость и т.п.

Физическое и половое развитие порождает интерес подростка к другому полу и одновременно усиливает внимание к своей внешности. Но подростки ни социально, ни психологически еще не готовы правильно решать эти проблемы (что создает для них большие трудности). И поведение подростка определяется тем, как взрослые помогают ему разрешить возникающие внутренние противоречия.

Для каждого возраста и для каждого ребенка типична своя система взаимоотношений с социальной средой, что и определяет направление его психического развития.

Своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения с взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции. В чем это проявляется?

По сравнению с младшим школьником подросток должен устанавливать отношения не с одним, а со многими учителями, учитывая особенности их личности и требований (порой противоречивых). "Все это – отмечает Л.И. Божович, - определяет совсем иную позицию учащихся по отношению к учителям и воспитателям, как бы эмансипирует подростков от непосредственного влияния взрослых, делая их значительно более самостоятельными".

Но самое главное изменение в социальной ситуации развития подростка, подчеркивает Л.И. Божович, состоит в той роли, которую выполняет в этот период коллектив учащихся, а также различные внешкольные организации. Учащиеся включаются в различные виды общественно-полезной деятельности, что значительно расширяет сферу социального общения подростка, возможности усвоения социальных ценностей, формирования мышления личности.

Хотя учение остается для него главным видом деятельности, но основные новообразования в психике подростка связаны с социальным взаимодействием. Это обуславливается тем, что деятельность подростка, связанная с взаимодействием с социальной средой, в наибольшей степени удовлетворяет доминирующим потребностям возраста – потребности в общении со сверстниками и потребности в самоутверждении.[10.с.401]

Удовлетворяя эти потребности, подростки усваивают мораль общества, вырабатывают взгляды по тем или иным вопросам, правила поведения.

Подростков привлекает не только содержание, но и форма деятельности. Их привлекают романтика, им нравятся походы, путешествия, исследовательская деятельность. Для подростков вообще свойственно стремление к "дали".

Организуя работу с подростками, необходимо учитывать, что на их поведение и деятельность существенное влияние оказывает мнение товарищей. Во всех своих действиях и поступках они ориентируются, прежде всего, на это мнение.

Учитель для подростков не является таким непререкаемым авторитетом, как для младших школьников. Подростки предъявляют высокие требования к деятельности, поведению и личности учителя. Они постоянно оценивают учителя, и свое отношение к нему строят на основе оценочных суждений. Очень важно, чтобы мнение товарищей, коллектива, мнение самого подростка совпадало или было сходно с мнением воспитателей и родителей. Только в этом случае можно разрешить возникающие противоречия и тем самым создать благоприятные условия для нормального развития подростка.

Постоянное взаимодействие подростка с товарищами порождает у него стремление занять достойное место в коллективе. Это один из доминирующих мотивов поведения и деятельности подростка. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое: он может поступиться даже своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками.

Потребностью в самоутверждении можно объяснить и многие факты нарушения норм и правил поведения так называемыми трудными подростками. Потерять авторитет в глазах товарищей, уронить свою честь и достоинство – это самая большая трагедия для подростка. Вот почему подросток бурно реагирует на нетактичные замечания, которые ему делает учитель в присутствии товарищей. Такое замечание он рассматривает как унижение своей личности (аналогичные явления наблюдаются и в реакциях подростков на замечания товарищей и родителей). На этой основе нередко возникают конфликты между подростком и учителем, и подросток становится трудным". Только тактичное обращение с подростком, только обеспечение его эмоционального благополучия именно в школьном коллективе создают психологически благоприятную почву для эффективного влияния на подростка.

Подросток активно ищет верных друзей, но не всегда их находит. В этом тоже трудность возраста.

Как показывает психолог исследования (М.А. Алемаскин), 92% "трудных" подростков входили в число изолированных школьников. Это говорит о том, что у таких подростков нет прочной связи с одноклассниками, а их взаимоотношения неблагополучны. То есть, у таких подростков практически отсутствовала одна из сфер социального взаимодействия подростков. В свою очередь, изолированные "трудные" не только общаются между собой, но и образуют в школе малую группу со своими лидерами и общими интересами.[8.с.345]

Существенное значение для развития подростка имеет то место, которое он занимает в семье. Если родители и старшие члены семьи учитывают возросшие возможности подростка, относятся к нему с уважением и доверием, помогают ему преодолевать трудности в учении и общественно полезной деятельности, помогают устанавливать взаимоотношения с товарищами, сохраняют контакт с ним, отвечая на его многочисленные вопросы, то тем самым они создают благоприятные условия для развития подростка, для становления его мышления.

2.2. Агенты социализации как компоненты социального взаимодействия подростков

Слово "социализация" обозначает совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Она включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия (воспитание в широком смысле слова), но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности.[1.с.49]

Как меняются цели, методы и институты социализации подростков в современную эпоху?

Важно отметить, что многие проблемы, кажущиеся нам уникальными, сугубо современными, на самом деле существовали уже в далеком прошлом.

Например, мы видим проблему в том, что информационные перегрузки подавляют творческое мышление нашей молодежи. Но В.О. Ключевский еще в прошлом веке писал: "…Ум современного молодого человека рано изнашивается усвоением чужих мыслей и теряет способность к самодеятельности и самостоятельности". [9, с. 211]

В бурно развивающемся современном обществе довольно многих пугает не распространение чтения, а то, что оно уступает место визуальным формам культуры, в частности, телевидению. Но логика рассуждений остается той же самой: избыток информации якобы подавляет самостоятельность и порождает стандарт, нивелирующий развитие личности.

Тем не менее, жизнь берет своё. Жесткая, авторитарная система социализации трещит как вследствие сознательного и стихийного сопротивления "человеческого фактора", то есть самих подростков, так и вследствие ее собственной внутренней противоречивости и неэффективности.

Ученые – и педагоги, и психологи, и антропологи – справедливо считают одним из общих показателей социального прогресса удлинение периода детства, когда ребенок не участвует в общественно-производительном труде, а только готовится к нему и накапливает творческий потенциал. Но удлинение детства экономически, социально и психологически противоречиво. Воспитание и обучение ребенка ныне обходится семье и обществу значительно дороже, чем раньше, а материальная "отдача" от него в связи с удлинением сроков ученичества начинается гораздо позже. Родительская забота и нежность нередко оборачиваются недооценкой потенциальных возможностей ребенка, тягостной для него опекой, затяжной социальной и психологической зависимостью. Инфантильность многих современных подростков и юношей – оборотная сторона сентиментального "детоцентризма культуры".[11.с.312]

То же следует сказать и о множественности институтов и агентов социализации. Хотя жалобы на "рассогласованность" воздействий родительской семьи, школы, молодежных организаций, неформального общества сверстников и средств массовой коммуникации повторяются постоянно, множественность институтов социализации, не складывающихся в жесткую иерархическую систему и развивающихся по своим собственным законам, - свойство всякого сложного индустриального общества.

Научно-техническая революция повышает удельный вес и значение социально-организованного, планового начала социализации, позволяя использовать в этих целях не только школу, но и средства массовой коммуникации, молодежные организации и т.п.

Вместе с тем имеются факторы, усиливающие вероятностный характер социализации. Уже само по себе увеличение количества относительно самостоятельных и не складывающихся в единую иерархическую систему институтов социализации, компонентов социального взаимодействия подростков объективно повышает степень автономии формирующейся личности от каждого из этих институтов в отдельности. Кроме того, чем выше уровень функциональной организованности таких институтов, тем сильнее потребность личности в каких-то неформальных, нерегламентированных отношениях: индивидуально-экспрессивное начало всегда выходит за рамки инструментально-организованного.

Чтобы координировать усилия этих компонентов социального взаимодействия подростков, нужно четко представлять себе возможности и тенденции развития каждого из них.

Родительская семья – важнейший институт социализации раннего детства. Это та сфера, в которой изначально происходит наиболее активное социальное взаимодействие, постепенно ослабляющееся к подростковому возрасту.

Современная семья не обладает той ролью, на которую она претендовала в предшествующую эпоху. Здесь сказывается как развитие общественного воспитания (детские сады, школы), так и изменение самой семьи: уменьшение стабильности, малодетность, ослабление традиционной роли отца, трудовая занятость женщины и т.д.

Меняется и стиль внутрисемейных отношений. Крушение авторитарного воспитания сделало взаимоотношения родителей и детей мягче, интимнее, индивидуально и эмоционально важнее для обеих сторон. Имеется в виду не родительская власть, а моральный авторитет родителей. Его поддерживать гораздо труднее, чем власть, опирающуюся на силу. Индивидуализация отношений повышает их психологическую значимость, но одновременно делает их более хрупкими, особенно в подростковом возрасте, когда диапазон и выбор общения у детей расширяется.

Радикальные сдвиги происходят в системе мужских и женских социальных ролей. Раскрепощение женщины и вовлечение в общественно-производственную деятельность повышает ее авторитет в обществе и семье, но вместе с тем подрывает традиционную дифференциацию отцовских и материнских ролей. Испокон веков мужчина считался главой семьи, кормильцем и добытчиком, тогда как женщина-мать вела домашнее хозяйство, воспитывала детей и поддерживала в семье определенный эмоциональный тонус.

Мужчины и женщины традиционно оценивались по разным критериям. Мужской стиль жизни был преимущественно инструментальным, от мужчины ждали достижений во внесемейных отношениях – в труде, накоплении богатства, на войне, в общественной деятельности; на этом держалось и его главенство в семье. У женщины на первом плане были семейные обязанности, она считалась воплощением экспрессивно-эмоционального начала.

Сегодня распределение обязанностей в семье все чаще зависит не столько от пола, сколько от индивидуальных особенностей супругов. В принципе это прогрессивно. Социально-психологические исследования показывают, что семьи, в которых супруги не придерживаются жесткого традиционного разделения "мужских" и "женских" обязанностей, более устойчивы и обладает лучшим психологическим климатом. Но иногда это вызывает конфликт. Особенно сложной и проблематичной является сегодня роль отца.[2.с.157]

Следующий компонент социального взаимодействия, оказывающий влияние на развитие подростка – школа. В настоящее время и ее положение существенно изменилось. В начале Нового времени учитель "присвоил" себе часть родительских функций. Ныне некоторые его функции стали проблематичными. Школа остается важнейшим общественным институтом, дающим детям систематическое образование и подготовку к трудовой и общественно-политической жизни. Однако средства массовой коммуникации и внешкольные учреждения, расширяя кругозор и диапазон учащихся и в этом смысле дополняя школу, одновременно составляют ей своего рода конкуренцию. Городская школа сейчас редко является средоточием всей культурной жизни подростков, имеющих в своем распоряжении клубы, спортобщества и т.д. Авторитет учителя сегодня больше зависит от его личных качеств, чем от его положения. Раньше, когда учитель был самым образованным, а то и единственным грамотным в деревне, ему было гораздо легче.

Весьма сложна и проблема индивидуализации воспитания, обучения и развития мышления у подростков в рамках массовой школы. Еще немецкий просветитель XVIII в. Георг Кристоф Лихтенберг иронически заметил, что "школьный учитель и профессор выращивают исключительно виды, а не индивиды".

Задача не в том, чтобы вернуть школе положение самодовлеющего "мира в себе", - школа, как и семья, никогда не обладала этим статусом, и сама мечта о ней представляет собой консервативную, окрашенную в патриархально-сентиментальные тона утопию, - а в том, чтобы сделать ее организатором и координатором всей системы воспитания подрастающего поколения. На вынесение значительной части работы за пределы школьного здания и систематическая, а не от случая к случаю кооперация с внешкольными – и не только педагогическими – учреждениями неизбежно означают серьезную ломку привычных, складывающихся с XVII в. форм учебно-воспитательного процесса, вплоть до организованного по принципу формальной возрастной однородности школьного класса [5, с. 372].

Следующая сфера социального взаимодействия, оказывающая влияние на развитие мышления подростков – это общество сверстников. По мере того как увеличивается время, проводимое детьми и подростками вне семьи и школы, возрастает удельный вес общества сверстников, которое во многих случаях перевешивает влияние учителей и родителей. Однако и оно неоднородно. С одной стороны, это руководимые и направляемые взрослые учебные, производственные и иные коллективы и организации. С другой стороны, разнообразные неформальные стихийные сообщества, большей частью разновозрастные и смешанные в социальном отношении. Чем сильнее заорганизованы старшими официальные молодежные организации, тем притягательнее и важнее становится неформальное общение.

Чрезвычайно важный институт, оказывающий влияние на развитие мышления подростка, на формирование будущей личности – средства массовой коммуникации (кино, радио, телевидение, печать и т.д.).

Во-первых, существует проблема индивидуального и группового отбора, оценки и интерпретации сообщаемой информации. Как ни много времени проводят люди у голубых экранов, они смотрят не все подряд, а их реакция на увиденное и услышанное сильно зависит от установок, господствующих в их первичных группах (семья, сверстники и т.д.). Это существенно усложняет задачи социального контроля. Если ТВ объективно отражает все стороны действительности, оно невольно способствует приобщению детей и подросткам и к тем сторонам жизни, от которых старшие хотели бы их до поры до времени уберечь. Если же содержание телепередач слишком тщательно "процежено", они выглядят лживыми и недостоверными, теряют притягательность и даже вызывают эффект бумеранга, оказывая не вполне благоприятное влияние на подростка.

Во-вторых, сама массовость прессы и ТВ делает их в чем-то ограниченными, вызывая быструю стандартизацию  и, как следствие этого, эмоциональную инфляцию форм, в которые обличена сообщаемая информация, и даже самих идеологических символов.

В-третьих, существует угроза избыточного, всеядного потребления ТВизионной и прочей массовой культуры, отрицательно сказывающегося на развитии творческих позиций, индивидуальности и социальной активности личности.

Уже само название "средства массовой коммуникации" содержит в себе проблему. У нас их обычно называют средствами массовой информации. До тех пор, пока весь поток информации был официальным и однонаправленным – пресса, радио, ТВ информировали читателей и зрителей о принятых кем-то решениях и произошедших где-то событиях, и тем самым воздействовали на аудиторию, - данный термин был совершенно точным. В последнее время стали уделять больше внимания механизму обратной связи – реакции публики на увиденное или услышанное. Передача информации превращается тем самым в коммуникацию, взаимный обмен, общение с аудиторией.

Констатируя множественность каналов и институтов социализации, бессмысленно решать, какой из них – семья, школа сверстники или ТВ – важнее или влиятельнее. Тем более что и список их далеко не полон – можно указать также искусство, разновозрастные трудовые коллективы, соседские отношения и т.д. Другое дело – оценка степени эффективности каждого из этих каналов в каком-то определенном отношении. Однако ни один из перечисленных компонентов социального взаимодействия нельзя считать полностью ответственным за конечный результат процесса развития мышления личности, тем более в подростковом возрасте.

Множественность и некоторая рассогласованность социальных воздействий объективно повышает степень автономии формирующейся личности, следствием чего в одном случае будут не укладывающиеся в заранее очерченные рамки творческая инициатива и самостоятельность, а в других – антисоциальное, отклоняющееся поведение.

Социологические теории, рассматривавшие социализацию главным образом как процесс социальной адаптации, приспособления личности к среде путем усвоения заданным обществом норм и правил, были, по существу, теориями конформности; они недооценивали собственную активность и изменчивость поведения личности на всех этапах ее развития. В реальной жизнедеятельности индивиды не просто адаптируются к среде и усваивают предлагаемые им социальные роли и правила, но также учатся создавать нечто новое, преобразуя самих себя и окружающий мир.

Главный вывод современной теории социализации и социологии воспитания: формирующаяся личность – не объект каких-то внешних воздействий, а активный субъект саморазвития.

3. Исследование социального статуса подростков в группе сверстников.

Для практической проверки  заявленной выше гипотезы и выполнения поставленных задач были выбраны  и использованы следующие методы исследования:

1. Наблюдение и констатирующий эксперимент.

2. Беседы с учителем, родителями и детьми.

В ходе бесед с учителем (классным руководителем 6 «а» класса) выяснялись: школьная успеваемость и особенности личности учащегося, его поведение и характер взаимоотношений с одноклассниками.

Из бесед с родителями были получены сведения о возрасте семьи, количестве детей в семье, о поведении ребенка (шестиклассника) в домашней обстановке и характере его взаимоотношений с другими членами семьи, об увлечениях вне школы и т. п.

Индивидуальных бесед с детьми не проводилось, но при проведении социометрического исследования в инструкции испытуемым было указано, что выбирать одноклассников следует из числа друзей.

Инструкция: «Ребята! Вы проучились вместе, в одном классе, почти 6 лет. За это время вы хорошо узнали друг друга, некоторые стали друзьями. Представьте себе, что у вас скоро День рождения и мама разрешила вам пригласить домой только трех друзей из класса. Подумайте, кого бы вы пригласили и напишите фамилии этих ребят на листочке, под цифрами 1, 2, 3. Не забудьте указать на листочке и свою фамилию».[3.с.77]

Таким образом исследование позволило выявить дружеские связи подростков.

3. Методика:  «Социометрия» - «Социометрическое исследование структуры взаимоотношений в группе» (Д. Морено);

Методика «Социометрия» позволяет определить характер взаимоотношений в группе, «социометрический статус» индивида, структуру межличностных связей в группе, персональное положение каждого члена группы в системе межличностных взаимоотношений, уровень благополучия взаимоотношений (УБВ), коэффициент удовлетворенности (КУ) индивида своим положением в группе.

В проводимом исследований, где лимит разрешенных выборов был 3, была принята следующая шкала социометрических статусов:

I группа – «звезды» - дети, получившие 6 и более выборов;

II группа – «предпочитаемые» - 3 – 5 выборов;

III группа – «игнорируемые» - 1 – 2 выбора;

IV группа – «изолированные» - 0 выборов.

Таким образом, I и II группы имеют благоприятный статус, III и IV группы – неблагоприятный статус.

Соотношение суммарных величин благоприятных и неблагоприятных статусных категорий является показателем или уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ). Если большинство членов группы оказываются в благоприятных статусных категориях (I и II), то УБВ определяется как высокий, при одинаковом соотношении – как средний, при преобладании в группе людей с низким статусом (III и IV) – как низкий.

В качестве диагностического параметра можно рассматривать и «индекс изолированности» - процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории.

Коэффициент удовлетворенности во взаимоотношениях объединяет статус и взаимность выборов. Коэффициент удовлетворенности (КУ) учитывает: сколько сверстников выбрал данный индивид, и сколько из них ответили ему взаимностью.

  

где n – число членов группы, выбранных данным испытуемым;

n1 – число членов группы из n, которые выбрали его.

Для группы коэффициент удовлетворенности:

где N – число сверстников, выбранных всеми членами группы;

N1 – число сверстников, ответивших на выбор взаимностью.

По методике «Социометрия» было продиагностировано 20 учащихся 6 «а» класса Минской средней школы в возрасте 12-13 лет в количестве 20 человек. (Приложение 1).

В ходе диагностики структуры взаимоотношений в классе были получены следующие результаты:

Из 20 испытуемых каждый сделал 3 выбора; взаимных выборов всего сделано 11; максимальное число выборов, полученных индивидом – 9, минимальное – 0. Коэффициент групповой удовлетворенности во взаимоотношениях (КУ) равен 23,3 %.

Что касается индивидуального коэффициента удовлетворенности во взаимоотношениях (КУ), объединяющего статус и взаимность выборов, то из 20 первоклассников двое имеют 100 % КУ (т. е. получили максимально возможное количество взаимных выборов – 3), 5 – 67 %, 7 – 33 % и 6 – 0 %, т. е.  не имеют взаимных выборов (Рис.3.1).

КУ

 

 100%

     

                                             0%         0 %    

2           5                        7                         6                   Шестиклассники       

Рис. 3.1. Соотношение статуса и взаимности выборов.

По количественному соотношению благоприятных и неблагоприятных социальных статусов в группе уровень благополучия взаимоотношений в классе характеризуется как средний. Что касается «индекса «изолированности» (процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории), то он равен 15 %.

Все учащиеся 6 "а" класса получили следующие социальные статусы (Приложение 1):

I группа – «Звезды»: № 5 Ирина З.,

№ 13 Саша П.,

№ 16 Дима У.

II группа – «Предпочитаемые»:   № 1 Аня А.,

№ 2 Иван А.,

№ 6 Антон К.,

№ 11 Катя Н.,

№ 14 Оля С.,

№ 17 Олег Ф.,

№ 18 Иван Ш.

III группа – «Игнорируемые»: № 3 Света В.,

№ 7 Саша К.,

№ 8 Света К.,

№ 9 Костя К.,

№ 10 Илья М.,

№ 12 Люда О.,

№ 20 Миша С.

IV группа – «Изолированные»: № 4 Маша З.,

№ 15 Катя С.,

№ 19 Костя Ш.

                                                

Таким образом, благоприятный социальный статус («звезды» и «предпочитаемые») в классе имеют 10 человек, неблагоприятный («игнорируемые» и «изолированные») – тоже 10. Причем, в классе равное количество как «звезд»,  так и «изолированных» (3 и 3 соответственно), как «предпочитаемых», так и «игнорируемых» (7 и 7), что наглядно показывает рис.3.2.

           Социальный

     I   II   III     IV   статус

Рис 3.2. Распределение социальных статусов в группе.

В результате социометрического исследования, а также наблюдения и беседы, были получены данные, позволяющие составить краткую характеристику на каждого учащегося:

№ 1. Аня А.: социальный статус в классе довольно высокий: получено выборов – 5, взаимных – 1, КУ – 33%.

Активная, непоседа, неусидчива, общительна, хорошо учится, хорошо ладит с детьми. Родители ее балуют. Единственный ребенок в семье, часто остается дома одна. Дома – послушная, самостоятельная, любит животных.

№ 2. Иван А.: социальный статус в классе довольно высокий: получено выборов – 3, взаимных – 1, КУ – 33%.  

В классе - негласный лидер, в начале учебного года негативно относился к сверстникам, вспыльчив, обидчив. Самооценка и работоспособность высокие, хорошо учится, мотивирован на получение высоких оценок. Единственный ребенок в семье, слушается отца, помогает в делах по дому (отцу в основном).

№ 3. Света В.: социальный статус в классе довольно низкий: получено выборов – 1, взаимных – 1, КУ – 33%.

Очень тихая, замкнутая девочка, молчаливая, сама на контакт не идет, на уроках отвечать стесняется, учится средне. В семье две девочки, Света – младшая. Дома – спокойная, послушная, очень привязана к маме и старшей сестре.

№ 4. Маша З.: социальный статус в классе очень низкий: получено выборов – 0, взаимных – 0, КУ – 0%. Причиной непопулярности может быть низкий уровень конформности (непохожа на остальных), особенности внешности (очень крупная, полная, не симпатичная).

Девочка очень непохожа на остальных сверстников, неуклюжая, рассеянная, не старательная. На уроках дает полные ответы, не боится высказывать свою точку зрения. В классе с ней никто не дружит, она ко всем относится хорошо. Часто болеет. Мама уделяет ей много внимания, очень тщательно занимается дома. Избалованная, в семье единственный ребенок. Повторный брак у мамы, с отчимом у девочки очень хорошие отношения.

№ 5. Ирина З.: социальный статус в классе очень высокий: получено выборов – 7, взаимных – 3, КУ – 100%.

У девочки очень высокий авторитет в классе, она - лидер, пример для всех. Спокойная уравновешенная, дружелюбная, умная, работоспособная, имеет адекватную самооценку, переживает за учебу, хорошо контактирует со всеми детьми. Дома – не спокойна, часто нервничает, помогает маме, любит заниматься с младшим братом.

№ 6. Антон К.: социальный статус в классе довольно высокий: получено выборов – 3, взаимных – 1, КУ – 33%.

Очень спокойный, способный мальчик, старательный, иногда не собран, не уверен. В классе ребята относятся к нему хорошо, и он  - тоже. В семье двое детей, Антон – старший, заботится о братишке, послушный.

№ 7. Саша К.: социальный статус в классе довольно низкий: получено выборов – 1, взаимных – 1, КУ – 33%.

Очень способный мальчик, но учится ниже своих интеллектуальных возможностей, для него очень много значат оценки, остро переживает неудачи, бывает рассеян, может быть злобным, редко – агрессивным. Родители педагоги. Есть старшая сестра.

№  8. Света К.: социальный статус в классе довольно низкий: получено выборов – 2, взаимных – 1, КУ – 33%.

Очень хорошо учится, ее можно назвать лидером в учебе, поддерживает хорошие взаимоотношения со всеми, но обидчива. Любимица в семье, очень привязана к старшему брату. Послушная, иногда – капризная. Есть любимое занятие – цветоводство.

№ 9. Костя К.: социальный статус в классе довольно низкий: получено выборов – 2, взаимных – 0, КУ – 0%.

У его родителей очень высокие требования к учебе, но сам он особой активности  не проявляет. Знания хорошие. Контактирует в классе практически со всеми. Дома агрессивен («терроризирует» старшую сестру), признает только авторитет отца.

№ 10. Илья М.: социальный статус в классе довольно низкий: получено выборов – 1, взаимных – 1, КУ – 33%.

Очень сильно заикается, но  не переживает из-за этого, только волнуется при чтении. Не сдержанный, часто разговаривает во время урока. Коммуникабельный: любит общаться и со взрослыми, и с детьми. В классе чаще сам идет на контакт, а не однокластники. Дома послушный, исполнительный, проблем с воспитанием нет. Авторитет – старшая сестра.

№ 11. Катя Н.: социальный статус в классе довольно высокий: получено выборов – 4, взаимных – 2, КУ – 67%.

Ленива в учебе, может учиться лучше, активность и работоспособность низкие. Часто болеет, занимается дома, небрежна, не старательна. В классе контактирует со всеми, но больше – с девочками. Дома ей сейчас уделяют меньше внимания, т. к. есть маленькая сестра. Капризна, больше тянется к отцу, но редко общается с ним из-за его занятости.

№ 12. Люда О.: социальный статус в классе довольно низкий: получено выборов – 1, взаимных – 0, КУ – 0%.

Учится плохо, много пропускает занятий, не воспринимает критику, обманывает взрослых и однокластников. В семье 3-е детей, мама не работает, папа работает вахтовым методом. Для девочки авторитет только папа, у него ищет защиты и оправдания своим поступкам. Часто скандалит дома, не слушается.

№ 13. Саша П.: социальный статус в классе очень высокий: получено выборов – 9, взаимных – 3, КУ – 100%.

Очень аккуратный, в меру активный, хорошо учится, имеет художественные способности. Пользуется популярностью у сверстников. Особенно любят с ним общаться девочки, так как он внимателен к ним, уважителен в общении. Дома послушный, самостоятельный, есть старший брат. Оба мальчика всегда помогают родителям, для обоих отец – пример для подражания.

№ 14. Оля С.: социальный статус в классе довольно высокий: получено выборов - 3, взаимных – 2, КУ – 67%.

Чрезмерно активная («черт в юбке») на перемене, но не на уроке. Неряшлива, агрессивна. Общительна, пользуется популярностью среди мальчиков (очень симпатичная). Единственный ребенок в семье. Папа работает вахтовым методом. Дома непослушна, капризна.

№ 15. Катя С.: социальный статус в классе очень низкий: получено выборов - 0, взаимных – 0, КУ – 0%.

Очень неусидчива, учится средне, малоактивна, очень любит ябедничать, никому не отдает предпочтений («со всеми, но ни с кем»). В семье 3-е детей, Катя – вторая. Мама не работает – маленький ребенок. Девочке в последнее время уделяется значительно меньше внимания. Дома послушная, но неохотно выполняет поручения, ничем не интересуется.

№ 16. Дима У.: социальный статус в классе очень высокий: получено выборов - 9, взаимных – 2, КУ – 67%.

Серьезный, реалистичный в оценках себя и других, общителен со всеми, справедливый, пользуется высоким авторитетом в классе. Зачастую разнимает дерущихся, примиряет ссорящихся, встает на защиту слабых. Дома самостоятельный, аккуратный, заботливый (по отношению к младшему брату), ответственный, его в шутку называют «младший глава семьи».

№ 17. Олег Ф.: социальный статус в классе довольно высокий: получено выборов - 5, взаимных – 2, КУ – 67%.

Способный, старательный, может быть обидчив. Заикается. Ребята в классе к нему относятся хорошо. Избалован (изнежен) родителями. Единственный ребенок в семье. Родители для него – не авторитет. Капризный, своевольный.

№ 18. Иван Ш.: социальный статус в классе довольно высокий: получено выборов - 3, взаимных – 2, КУ – 67%.

Способный, активный, на уроках дает хорошие полные ответы, быстро справляется с заданиями. Вспыльчив, не сдержан, задира. Дома - непоседа, быстро делает домашнее задание, допоздна играет на улице с ребятами («домой не загонишь»), слушается отца, старается брать с него пример. Есть младшая сестра.

№ 19. Костя Ш.: социальный статус в классе очень низкий: получено выборов - 0, взаимных – 0, КУ – 0%.

Способности средние, невнимателен, не сдержан. В классе его считают выскочкой, игнорируют, но ему мнение класса безразлично, он себя чувствует хорошо. Один в семье. У мамы повторный брак, отношения с отчимом у мальчика непростые (иногда находят общий язык, чаще – нет). Мама для него не авторитет, хотя он довольно близок с ней.

№ 20. Миша С.: социальный статус в классе довольно низкий: получено выборов - 1, взаимных – 0, КУ – 0%.

Переведен из 6 «б» класса, спокойный, активный на уроке, но слабо развита речь. Поведение развязное, серьезно увлекается музыкой (ходит в музыкальную школу). Есть старший брат, Миша во всем копирует его. Часто спорит с родителями.

Вывод:

Для более глубокого анализа данных «Социометрии» статус подростка в классе был сопоставлен с характеристиками, данными учителем и родителями в индивидуальных беседах. Были получены следующие результаты:

Для «Звезд» характерны такие качества, как общительность, высокая успеваемость, аккуратность, спокойствие, уравновешенность, дружелюбие, активность, адекватная самооценка, самостоятельность, справедливость, серьезность,  ответственность.

У «Предпочитаемых» можно отметить следующие черты личности: активность, общительность, самостоятельность, старательность, интеллектуальные способности выше средних, привлекательная внешность, но и – обидчивость, вспыльчивость, капризность, высокая самооценка.

Для «Игнорируемых» характерны следующие качества: средние способности, замкнутость, неконтактность, застенчивость, рассеянность, агрессивность, обидчивость, несдержанность, чрезмерная общительность, капризность, склонность к лжи и нарушениям дисциплины (пропуски занятий).

Для «Изолированных» характерны такие качества, как непохожесть на остальных, неуклюжесть, рассеянность, неаккуратность, успеваемость ниже средней, неусидчивость, малоактивность, непривлекательная внешность, невнимательность, несдержанность, агрессивность, неконтактность, ябедничество.

Таким образом, в данной выборке на популярность подростка влияют его индивидуально-личностные особенности, поведение, успехи в учебе, коммуникабельность, особенности внешнего облика и т.п.

У популярных среди сверстников подростков отмечаются следующие качества: высокие интеллектуальные способности («хорошо учится»), активность, общительность, внешняя привлекательность, дружелюбие, справедливость, самостоятельность, адекватная самооценка, уравновешенность, специфические способности («хорошо рисует»).

Для непопулярных подростков характерны: неконтактность (застенчивость), слабая успеваемость, несдержанность, агрессивность, слабый уровень конформности, непривлекательная внешность, склонность к ябедничеству, обману и нарушениям дисциплины.

Заключение

Данная работа имеет практическую значимость, так как результаты проведенного исследования могут представлять интерес для психологов, работающих с семьями, психологов детских учреждений, педагогов, родителей.

Повышению статуса подростка способствует реалистичность его самооценки, самоуважение, общительность, активное участие в общих делах, средний уровень конформности (стремления соответствовать групповым нормам и правилам), ориентированная на другого индукция (предвидение возможных последствий своих действий для других людей).

Все вышеперечисленные качества личности растущего человека в первую очередь предопределяются семьей и семейным воспитанием. Самооценку и самоуважение у ребенка формируют родители (и другие члены семьи), усвоение групповых норм и правил (процесс первичной социализации) также происходит в кругу близких людей. О последствиях тех или иных действий для других людей ребенку также сообщают родители. Наконец, поддержка и понимание со стороны семьи (близких, родителей) тоже помогают детям пользоваться большей популярностью в кругу сверстников.

Для популярных среди сверстников подростков характерны следующие качества: высокие интеллектуальные способности, активность, общительность, внешняя привлекательность, дружелюбие, справедливость, самостоятельность, адекватная самооценка, уравновешенность, а также специфические способности и навыки.

Что касается не пользующихся популярностью сверстников подростков, то для непопулярных подростков свойственны: необщительность, напрямую зависящая от низкой самооценки; чрезмерная агрессивность; низкий или, наоборот, высокий уровень комфортности; вызывающее поведение.

Как отмечается в ряде отечественных исследований, при измерении сферы общения наиболее устойчивыми оказываются статусы «лидеров» и «изолированных», т. е. положение «звезды» и положение «изолированного» имеет тенденцию к закреплению и может сохраняться длительное время.                                                                                                                                                                                                                                        

Одной из задач психолога детского учреждения является коррекция социального статуса подростка в группе. Хотя и принято считать, что в любом коллективе всегда будут «изолированные» - это своего рода естественный отбор, - тем не менее, необходимо способствовать повышению социального статуса ребенка в группе. Для чего рекомендуется:

Включать в совместную деятельность лиц с противоположными социальными статусами («звезд» и «изолированных»);

Чаще давать «изолированным» общественные поручения;

В школьном возрасте на установки подростков влияет мнение учителя, поэтому преподавателю нужно чаще хвалить непопулярных подростков даже за незначительные успехи, подчеркивать достоинства. «Звезд», наоборот, реже обращать внимание класса на какие-то «рядовые» успехи и достижения, критиковать, но справедливо (то же самое можно порекомендовать и родителям);

Хорошо влияет на общую групповую сплоченность совместная внеклассная деятельность.

Способствовать улучшению взаимоотношений подростка со сверстниками может родительская поддержка, внимательное отношение к ребенку, чуткость и искреннее сопереживание, ненавязчивость воспитательных мер и частое проявление родительской любви (пристальное внимание, контакт глаз и тактильный контакт). Как известно, все родители любят своих детей, но далеко не все умеют любить, т. е. проявлять свою любовь. Теплота семейных взаимоотношений, в которой так нуждается ребенок, способствует формированию у него ценных личностных качеств, а значит и повышению его популярности среди сверстников. 

Список использованной литературы

  1.  Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – изд-е 2-е. – М., Класс, 2000.
  2.  Бордовская Н.В. Педагогика : учебное пособие / Бордовская Нина Валентиновна, А. А. Реан. - Санкт-Петербург: Питер, 2004. - 299 с.
  3.  Кашлев С.С. Педагогика: теория и практика педагогического процесса: учебное пособие. В 3 ч. Ч.1 / Кашлев Сергей Семенович. - Минск: Зорны верасень, 2005. - 122 с.
  4.  Квинн В. Прикладная психология. – СПб., Питер, 2000.
  5.  Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). – изд-е 2-е, доп. – Минск, ТетраСистемс, 2000.
  6.  Крайг Г. Психология развития. – изд-е 7-е.   – СПб., Питер, 2000.
  7.  Куровская С.Н. Педагогика семьи: пособие для студентов, руководителей и учителей учреждений / Куровская Светлана Николаевна. - Минск: Тесей, 2006. - 191 с.
  8.  Подласый И.П. Педагогика: учебник / Подласый Иван Павлович. - Москва: Высшее образование, 2006. - 540 с.
  9.  Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.А. Бодалева и др., Науч. ред. А.А. Деркач. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2002. - 584 с.
  10.  Психология. Педагогика. Этика: Учебник для вузов / Под ред. Ю.В. Наумкина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2002. - 551 с.
  11.  Реан А.А. Психология подростка. Учебник. – СПб.: «Прайм – ЕВРО-ЗНАК», 2003. – 480с.
  12.  Рогов Е.И. Психология познания / Рогов Евгений Иванович. - М.: Владос, 2001. - 174 с.

Приложение 1

Социоматрица

             Выбираемые

 Выбирающие

  1.  Аня А.
  1.  Иван В.
  1.  Света В.
  1.  Маша З.
  1.  Ирина З.
  1.  Антон К.
  1.  Саша К.
  1.  Света К.
  1.  Костя К.
  1.  Илья М.
  1.  Катя Н.
  1.  Люда О.
  1.  Саша П.
  1.  Оля С.
  1.  Катя С.
  1.  Дима У.
  1.  Олег Ф.
  1.  Иван Ш.
  1.  Костя Ш.
  1.  Миша С.
  1.  Аня А.

+

+

+

  1.  Иван А.

+

+

+

  1.  Света В.

+

+

+

  1.  Маша З.

+

+

+

  1.  Ирина З.

+

+

+

  1.  Антон К.

+

+

+

  1.  Саша К.

+

+

+

  1.  Света К.

+

+

+

  1.  Костя К.

+

+

+

  1.  Илья М.

+

+

+

  1.  Катя Н

+

+

+

  1.  Люда О.

+

+

+

  1.  Саша П.

+

+

+

  1.  Оля С.

+

+

+

  1.  Катя С.

+

+

+

  1.  Дима У.

+

+

+

  1.  Олег Ф.

+

+

+

  1.  Иван Ш.

+

+

+

  1.  Костя Ш.

+

+

+

  1.  Миша С.

+

+

+

ВС

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

ВП

5

3

1

0

7

3

1

2

2

1

4

1

9

3

0

9

5

3

0

1

ВВ

1

1

1

0

3

1

1

1

0

1

2

0

3

2

0

2

2

2

0

0

КУ (%)

33

33

33

0

100

33

33

33

0

33

67

0

100

67

0

67

67

67

0

0

ВС – количество выборов, сделанных данным человеком.

ВП – сумма выборов, полученных данным человеком.

ВВ – количество взаимных выборов.

КУ – коэффициент удовлетворенности.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
20623. Общение мальчиков и девочек дошкольного возраста в группе сверстников 66.3 KB
  Увеличение потока работ, посвященных различным проблемам психологии общения, отнюдь не является фактом случайным. Скорее оно, это увеличение, - форма ответа ученых на жгучую потребность времени: не только, наконец, получить достаточно полную картину психической жизни человека и, так сказать, в натуре увидеть действие социальных факторов
18183. Влияние статусного положения в группе и выраженность коммуникативных умений подростков на формирование самосознания подростков 1.09 MB
  Гипотеза: мы предполагаем что на формирование самосознания у подростков влияют такие социально-психологические особенности как статусное положение подростка в группе и выраженность коммуникативных умений. Практическая значимость данной работы заключается в том что результаты полученные в ходе исследования будут полезны практическим психологам педагогам классным руководителям социальным работникам и родителям с целью развития самосознания у подростков. Она писала что в течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежний...
4985. Взаимосвязь агрессивности и социометрического статуса у старших подростков 56.3 KB
  Такие социально–опасные проявления обычно связанные с понятиями агрессии и агрессивности вызывают серьезное беспокойство. В западной психологии тема агрессии и агрессивности постоянно находится в поле зрения ученых и практиков. Вместе с тем следует признать что эффективная профилактика и коррекция повышенной агрессивности возможны лишь при условии исследования причин агрессии и её места в структуре личности. Такая чрезмерная выраженность агрессии может быть вызвана фрустрацией базовых потребностей к числу которых в подростковом возрасте...
21053. Изменение социального статуса и деформация российской интеллигенции, её профессиональная дифференциация 20.94 KB
  Многие современные западные интеллектуалы порой выносят категорические суждения о роли интеллигенции в российском обществе. Так, английский исследователь венгерского происхождения, длительное время живший в СССР, а теперь являющийся преподавателем кафедры политических наук Редингтонского университета Тибор Самуэли доказывал, что «русская интеллигенция была орудием разрушения...».
21659. Влияние семейного неблагополучия на формирование личностного и социального развития подростков 71.35 KB
  Напряжение противоречие между социальной и биологической зрелостью между потребностью быть взрослым и возможностью удовлетворить эту потребность противоречие между потребностью занять достойное положение в группе сверстников и способом её удовлетворения и т. Интерес к формированию и функционированию социальной работы с подростками на современном этапе проявляют многие исследователи современного российского общества. Холостова раскрывают специфику социальной работы с подростками. Зайнышев рассматривают основные технологии социальной...
13749. Исследование особенностей личностной защиты младших подростков 96.01 KB
  Кроме того наблюдения за результатами функционирования психологической защиты осложняются тем что реальные стимулы и реакции могут быть отделены друг от друга во времени и пространстве. Они вступают в страстные любовные отношения лишь для того чтобы оборвать их так же внезапно как и начали. Набор таких автоматических стереотипов отреагирования есть ничто иное как наши механизмы защиты которые и составляют наше Я. Принято считать что защитными действиями руководит Я Эго.
21341. Практическое исследование влияния семейного воспитания на возникновение наркомании у подростков 63.68 KB
  Очевиден тот факт что в Россию хлынула волна наркотиков всё более новых и тяжелых. Это привело к тому что выработка новых форм поведения у молодых людей происходит стихийно и бессистемно. Вызывает особую тревогу что в разных регионах России по данным правоохранительных органов насчитывается...
7575. Исследование взаимосвязи акцентуации характера и психических состояний подростков с успешностью обучения в школе 42.36 KB
  Характер и его акцентуации влияют на отношения человека к окружающему миру, к людям и к общению с ними, а также к той деятельности которой человек занимается. Это в полной мере относится к такой специфической деятельности, как учебная деятельность.
1353. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДМЕТУ КАК СРЕДСТВА УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ 274.91 KB
  Здоровье в нашем понимании рассматривается как интегративная характеристика личности, охватывающая как её внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с окружением и включающая в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты.
9850. Исследование особенностей темперамента и акцентуаций характера у подростков с различными типами личности в профессиональной сфере 115.4 KB
  Анализ подходов к изучению характера и темперамента в подростковом возрасте. Исследование особенностей темперамента и акцентуаций характера у подростков с различными типами личности в профессиональной сфере. Организация и методы исследования особенностей темперамента и акцентуаций характера типа личности в профессиональной сфере...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.