Процесс правового регулирования в бюджетных учреждениях

Теоретические аспекты бюджетного учреждения. Правовое регулирование в бюджетных учреждениях. Правовое регулирование в казенных учреждениях. Правовое регулирование в автономных учреждениях.

2014-12-30

19.01 KB

45 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


PAGE   \* MERGEFORMAT 8

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….

3

1.Теоретические аспекты бюджетного учреждения…………………….

4

1.1 Бюджетное учреждение: сущность, общая характеристика……….

4

1.2 Основные типы бюджетных учреждений: понятие сравнительная характеристика………………………………………………………………..

7

2.Правовое регулирование в бюджетных учреждениях…………………

10

3.Правовое регулирование в казенных учреждениях…………………..

12

4.Правовое регулирование в автономных учреждениях………………..

14

Заключение…………………………………………………………………..

16

Список использованных источников………………………………………

18

ВВЕДЕНИЕ

Бюджетные учреждения являются важными субъектами при любой системе хозяйствования и в любой модели государственного устройства.

Они призваны обеспечивать удовлетворение целого ряда общественно значимых потребностей. Обязательным условием отнесения организации к разряду бюджетной является бюджетное финансирование (полное или частичное) по смете и ведение бухгалтерского учета по бюджетному плану счетов.

В настоящее время в России осуществляют свою деятельность достаточно большое количество учреждений, финансируемых из бюджета, внимание к которым со стороны государства недостаточно или вообще отсутствует. Основной проблемой является катастрофическая нехватка средств и недофинансирование из бюджета.

Бюджетные организации - сейчас это наименее экономически защищенная категория хозяйствующих субъектов.

С 2011 года в соответствии с принятым Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» все бюджетные учреждения должны принять статус казенных, бюджетных или автономных.

Целью данной работы является, изучение процесса правового регулирования в бюджетных учреждениях. Типы бюджетных учреждений.

Для раскрытия поставлено цели необходимо решить ряд следующих задач:

- изучить сущность, понятие и виды бюджетного учреждения;

- рассмотреть основные типы бюджетного учреждения;

- провести сравнительную характеристику;

- изучить правовое регулирование в бюджетных учреждения

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

1.1 Бюджетное учреждение: сущность, общая характеристика.

 

Бюджетные учреждения выполняют социальные функции, обеспечивая граждан страны жизненно необходимыми благами и услугами, и их деятельность осуществляется путем взаимоотношений между государством в лице законодательных и исполнительных органов власти и управления, учреждениями и гражданами, получающими услуги

Бюджетные учреждения - одна из самых многочисленных групп 
организаций, функционирующих в нашем государстве. Это учреждения, 
организации, содержание которых обеспечивается за счет средств 
федерального, региональных и местных бюджетов.

В бюджетную систему государства мобилизуется более половины 
финансовых ресурсов создаваемых в стране. Эти средства в значительной 
мере проходят по сметам бюджетных учреждений. Этим обусловливается 
большое значение финансов бюджетных организаций в экономике страны.
Подавляющая часть бюджетных учреждений выполняет различные 
социальные функции. Поэтому от величины средств, предоставляемых из 
бюджетной системы этим учреждений, от эффективности их использования 
зависит выполнение социальных задач, стоящих перед обществом [10].

Бюджетное учреждение - по российскому законодательству это 
государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение 
выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных 
(муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет 
средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы [1].

Из данного определения следует, что статус бюджетного учреждения 
имеет только организация, обладающая одновременно следующими 
признаками:

- в качестве учредителей организации должны выступить органы 
государственной власти РФ, субъектов РФ, а также органы местного 
самоуправления. Акционерные общества, кооперативы и другие аналогичные хозяйствующие субъекты не могут создать бюджетную организацию.

- в качестве цели создания бюджетной организация в учредительных
документах могут быть определены исключительно функции
некоммерческого характера. В то же время, указанное ограничение нельзя понимать так, что бюджетной организации запрещено оказывать платные услуги и самостоятельно получать доходы. Основная масса бюджетных организаций осуществляет те или иные виды платной деятельности и получает, таким образом, средства, необходимые для своего развития. Однако получение прибыли не является и не может являться целью бюджетной организации. А все самостоятельно заработанные ею средства должны направляться исключительно на расширение и развитие системы услуг, для предоставления которых она создана.

- бюджетное учреждение должно финансироваться из федерального 
бюджета, бюджета субъекта РФ, муниципального бюджета или бюджета 
государственного внебюджетного фонда.

- основой финансового планирования бюджетного учреждения
является смета доходов и расходов [10]. 

Следует обратить внимание, что только сочетание всех перечисленных 
признаков вместе по отношению к одной структуре дает бюджетную  организацию, каждый из названных признаков сам по себе не означает, что 
мы имеем дело с бюджетной организацией.

Бюджетные учреждения могут классифицироваться по ряду признаков.
1. В зависимости от выполняемых ими функций (т.е. по роду деятельности) бюджетные учреждения могут подразделяться в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджета.

Но этому признаку можно выделить бюджетные учреждения, реализующие функции государства и, соответственно, получающие финансирование по разделам бюджетной классификации:

- государственное управление и местное самоуправление, к которому, в  частности, относится Комитет РФ по финансовому мониторингу, Комитет 
РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами, Федеральная служба РФ по финансовому оздоровлению и банкротству, Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ;

- судебная власть, в том числе Конституционный Суд, Верховный Суд, 
суды общей юрисдикции, Высший Арбитражный суд;

- международная деятельность, посольства и представительства за рубежом.

2. В зависимости от источника финансирования:

- финансируемые за счет средств федерального бюджета;

- финансируемые за счет средств бюджетов субъектов РФ;

- финансируемые за счет средств местных бюджетов.

3.По источникам формирования средств:

- бюджетные учреждения, оказывающие платные услуги физическим и
юридическим лицам и, соответственно, имеющие собственные источники
средств;

- бюджетные учреждения, не оказывающие платные услуги физическим и юридическим лицам и, соответственно, не имеющие собственных источников средств [7].

1.2 Основные типы бюджетных учреждений: понятие сравнительная характеристика

С 2011 года в соответствии с принятым Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» все бюджетные учреждения должны принять статус казенных, бюджетных или автономных [1].

Казенное учреждение – это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы [8].

 Бюджетное учреждение – это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах [7].

Автономное учреждение – это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами [9].

При анализе данных определений следует обратить внимание на следующие моменты.

Во-первых, казенное учреждение может быть создано не только для оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ, но и для исполнения государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.

В то же время бюджетное и автономное учреждения создаются исключительно с целью выполнения работ либо оказания услуг. В определениях бюджетного и автономного учреждений про возможность исполнения ими государственных (муниципальных) функций не упоминается. Таким образом, если на учреждение планируется возложить не только выполнение работ или оказание услуг, но и исполнение государственных (муниципальных) функций, тип такого учреждения должен быть казенным.

Во-вторых, все три типа учреждений создаются в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или местного самоуправления. Если соответствующего полномочия у органа государственной власти или местного самоуправления нет, создание учреждения невозможно.

В-третьих, в определении казенного учреждения даже не упоминается про сферы, в которых оно может быть создано, т. е. оно изначально может действовать в любых сферах. Бюджетное же учреждение создается в основных сферах, в которых государство финансирует оказание услуг, выполнение работ для населения [10].

2.ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Особенности правового регулирования в бюджетных учреждений установлены статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»:

Бюджетное учреждение осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности (в обязательном порядке указанным в учредительных документах) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, от выполнения которого оно не вправе отказаться. Финансовое обеспечение выполнения этого задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета.

Сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания бюджетное учреждение вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях [4].

Бюджетное учреждение также вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Доходы, полученные от приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения Гражданский кодекс Российской Федерации.

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом (перечень которого будет установлен дополнительно), а также недвижимым имуществом [1].

Согласно п. 4 ст. 24 Закона о НКО, в интересах достижения целей, предусмотренных уставом, бюджетное учреждение может создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы.

Крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения, критерии крупной сделки отражен в п. 13 ст. 9.2 Закона о НКО.

Порядок открытия и ведения лицевых счетов бюджетных учреждений, осуществления операций со средствами бюджетных учреждений, а также обращения на них взыскания установлен статьей 30 Закона № 83-ФЗ [1].

3.ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

К основным особенностям правого регулирования казенных бюджетных учреждений [1]:

– финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161, ст. 6 БК РФ);

– операции по исполнению бюджета казенными учреждениями осуществляются на открытых им лицевых счетах в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта РФ (муниципальном образовании) (п. 4 ст. 161, ст. 220.1 БК РФ);

– казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика (п. 8 ст. 161 БК РФ);

– казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами (п. 5, 7 ст. 161 БК РФ). При недостаточности указанных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник имущества;

– казенное учреждение не вправе предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются (п. 10 ст. 161 БК РФ);

– казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества (п. 4 ст. 298 ГК РФ) [7];

– казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п. 3 ст. 161 БК РФ);

– размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг осуществляется казенным учреждением в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [7];

– имущество казенного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления [1].

4.ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Правовое регулирование в автономных учреждениях определяет Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»

Действие Закона о некоммерческих организациях на автономные учреждения не распространяется.

Как и бюджетное учреждение, автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества [8].

Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности.

Финансовое обеспечение основной деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета и иных не запрещенных федеральными законами источников.

Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно [3].

Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено Законом об автономных учреждениях. Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества [8].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бюджетное учреждение - по российскому законодательству это государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Бюджетное учреждение (англ. budget institution) - по бюджетному законодательству РФ организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность, которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Бюджетное учреждение является некоммерческой организацией.

С 2011 года в соответствии с принятым Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» все бюджетные учреждения должны принять статус казенных, бюджетных или автономных.

Изменение типа бюджетного учреждения (например, казенного учреждения в автономное) осуществляется решением государственного органа исполнительной власти:

- Правительством Российской Федерации - для федеральных учреждений;

- высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - для учреждений субъектов РФ;

- местной администрацией муниципального образования - для муниципальных учреждений.

Правовое регулирование статуса бюджетных учреждениях:

Бюджетное учреждение  - Бюджетный кодекс Российской Федерации

Автономное учреждение - Федеральный закон «Об автономных учреждениях».

Казенное учреждение - Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»

И так правовое регулирование деятельности бюджетного учреждения осуществляется с помощью различных законодательных актов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1.  Бюджетный кодекс Российской Федерации  от  31 июля 1998 года № 145-ФЗ принят Государственной Думой 17.07.1998 года http://www.consultant.ru
  2.  Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-Ф «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» принят ГД РФ 23 апреля 2010 года. – с изменениями  от 07.05.2013 года № 104-ФЗ http://www.consultant.ru
  3.  Федеральный закон «Об автономных учреждениях»:  от 03.11.2006 № 174-ФЗ принят ГД РФ 11 октября 2006 года  –  с изменениями  от 03.12.2012 года № 240-ФЗ http://www.consultant.ru
  4.  Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» принят ГД РФ 08 декабря 1995 года – с изменениями от  02.07.2013 № 185-ФЗ. - http://www.consultant.ru

  1.  Гарнов И.Ю, Реорганизация бюджетных учреждений / И.Ю. Гарнов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях.- 2012.- № 18 (сентябрь). – с.12-17.
  2.  Ерофеева Т.П. Новые процедуры для бюджетных учреждений / Т.П. Ерофеева, А.Ю. Шихов // Советник бухгалтера бюджетной сферы.- 2011.- № 10 (октябрь). – с.23-32.
  3.  Климов А.В. Новые формы и статус бюджетных учреждений. Учет. Отчетность. Налоги / А.В.  Климов // Нормативные акты для бухгалтера.- 2011.- № 23 (декабрь). - с.3-11.
  4.  Маслова Е.А. Казенное учреждение как один из типов государственного или муниципального учреждения / Е.А. Маслова, О.Ю. Александрова, О.Н.// Бюджетный учет.- 2013.- № 1 (январь). – с.23- 32.
  5.  Кузьмин Г.В. Правовое положение автономных учреждений / Г.В. Кузьмин// Бухгалтерский учет.- 2010.- № 9 (сентябрь ). – 25-32
  6.  Феклин С. И. Автономные, бюджетные и казенные образовательные учреждения: учебное пособие/С.И.Феклин. – М.: Арсенал образования, 2011. -  201с.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
20888. Учет и контроль денежных средств в бюджетных учреждениях 81.21 KB
  Экономика по профилю Бухгалтерский учет статистика на тему: Учет и контроль денежных средств в бюджетных учреждениях. Денежные средства как элемент финансовых активов бюджетного учреждения. Специфика учета в бюджетных учреждениях.
3165. Механизм правового регулирования 6.75 KB
  Механизм правового регулирования Более подробно данная тема освещена в учебном пособии: Шундиков К. Механизм правового регулирования: учеб. Механизм правового регулирования – это система юридических средств организованных наиболее последовательным образом для преодоления препятствий стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права это цель. Элементы механизма правового регулирования 1.
6358. Коррекционно-воспитательная работа (сущность, принципы, средства) Воспитание дошкольников в специальных дошкольных учреждениях как системный процесс 16.01 KB
  Выберите правильный ответ: интегрированное воспитание и обучение предполагает А совместное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии и нормально развивающихся детей Б синтез методов обучения и воспитания В объединение разнообразных форм обучения и воспитания Выделите направления коррекционной учебновоспитательной работы: А индивидуальные коррекционные занятия Б физическое умственное нравственное эстетическое воспитание В формирование способов усвоения социокультурного опыта Г эмоциональный визуальный и тактильный...
13164. Совершенствование правового регулирования банкротства юридических лиц 56.65 KB
  Однако правовое регулирование отношений в сфере несостоятельности в Российской Федерации на сегодняшний день не лишено значительных недостатков, это вызывает справедливую критику. Наиболее критическое мнение о функционирующих законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц заключается в том, что они являются ничем другим, как средством передела собственности и «ухода» от долгов.
3125. Основные принципы правового регулирования труда 3.61 KB
  Они предопределены требованиями экономических законов организации труда в нашем обществе служат основой для направления дальнейшего развития трудового законодательства и являются сущностной категорией трудового права поскольку отражают кратко суть норм этой отрасли. Например новые законы России по отдельным институтам трудового права о занятости о коллективных договорах и соглашениях об охране труда и др. легально закрепили и принципы указанных институтов трудового права.
12813. Отношения, возникающие в процессе исполнения наказания и применения исправительного воздействия (карательно-воспитательный процесс) на осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях 75.63 KB
  Основная задача в этом направлении – создать максимальные условия для ресоциализации осужденных подготовке их к жизни на свободе. Участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления а также при применении к ним мер поощрения и взыскания. Это оправдано практикой так как активное участие или безразличное отношение осужденных к проводимым воспитательным мероприятиям является одним из реальных критериев их исправления. Этот критерий учитывается при решении весьма важных юридических...
12532. ИЗМЕНЕНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВ И СВОБОД В РОССИИ 74.87 KB
  Смена приоритетов государственной политики в сторону усиления роли личности в общественных, государственных отношениях за счет увеличения ее правового статуса вызвала необходимость проведения исследований категории «правовой статус личности» в рамках теории государства и права. Вопросы правового статуса личности не относятся к числу обстоятельно разработанных в отечественной науке и, не умаляя достигнутого...
18340. Проблемы гражданско-правового регулирования договора ренты 125.15 KB
  Договор ренты как гражданско-правовой договор. Понятие и признаки договора ренты. Элементы договора ренты. Стороны договора ренты. Предмет договора ренты.
18283. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних работников 79.26 KB
  Говорят будто меж возрастом и соц способностями индивидума есть взаимозависимость и будто возраст работает аспектом занятия либо оставления тех либо других соц ролей к примеру школьный возраст гражданское совершеннолетие возраст введения в супружество возраст истока трудящийся деловитости. На данном фоне проистекает приспособление молодых людей к сообществу проф самоопределение и правило трудящийся деловитости. Около данном нужно держать в голове будто про целых в отсутствии выпускания вариантов дел в согласовании с долею 2-ой...
3135. Единство и дифференциация (различие) правового регулирования труд 5.49 KB
  Дифференциация в правовом регулировании труда дифференциация трудового права проводится по следующим учитываемым законодателем при нормотворчестве устойчивым шести факторам основаниям: а вредность и тяжесть условий труда. При этом установлены сокращенное рабочее время дополнительные отпуска повышенная оплата труда; б климатические условия Крайнего Севера и приравненных к нему местностей; в физиологические особенности женского организма его материнская функция.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.