Государственное регулирование рынка труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь

Объект исследования – рынок труда в Республике Беларусь. Предмет исследования – сущность рынка труда его роль основы функционирования рынка труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции функционирование и регулирование рынка труда на современном этапе в Республике Беларусь. Цель работы: рассмотрение рынка труда и проблем его функционирования и регулирования в Республике Беларусь.

2014-12-11

715 KB

97 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экономической политики

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: Государственное регулирование рынка  труда  и   особенности  его  функционирования  в Республике Беларусь

Студентка

ФМЭО, 2-й курс, ДАИ-2                                                                       Ю. Д. Сень

   

Руководитель
канд. экон. наук,
доцент                                                                                                   И.И. Воробьева                                                

МИНСК 2014

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 34 с., 9 рис., 4 табл., 18 источников, 5 прил.

ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ, РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА, РЫНОК ТРУДА, ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА

Объект исследования – рынок труда в Республике Беларусь.

Предмет исследования – сущность рынка труда, его роль, основы функционирования рынка труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции, функционирование и регулирование рынка труда на современном этапе в Республике Беларусь.  

Цель работы: рассмотрение рынка труда и проблем его функционирования и регулирования в Республике Беларусь.

Методы исследования: статистический, сравнительный, анализа и синтеза.

Исследования и разработки: изучено состояние рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе, дана оценка его функционирования и регулирования.

Область возможного практического применения: на лекциях и семинарских занятиях.

Технико-экономическая, социальная и (или) экологическая значимость: совершенствование регулирования рынка труда позволит эффективно решать сложные проблемы экономического и социального развития.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

                                                                                  

SUMMARY 

Project: 34 pages, 9 figures, 4 tables, 18 sources, 5 app.

IMPERFECT COMPETITION, EMPLOYMENT POLICY, LABOR-MARKET REGULATION, LABOR MARKET, PERFECT COMPETITION, LABOR-MARKET FUNCTIONING

Research object – labor market in Republic of Belarus.

Subject of examination – the nature of the labor market, its role, the foundations of the functioning of the labor market under conditions of perfect and imperfect competition, the operation and regulation of the labor market in Republic of Belarus at the present stage.

Purpose of work – to review the labor market and the problems of functioning and regulation in Republic of Belarus.

Methods: statistical, comparative, method of analysis and synthesis.

Researches and investigations: the state of the labor market in Republic of Belarus at the present stage is researched; the assessment of its functioning and regulation is given.

Field of possible practical application: at lectures and seminars.

Techno-economic, social and (or) environmental significance: improving of the labor market regulation will make it possible to solve challenging problems of economic and social development effectively.

The author of the project proves that the design-analytical material given there corresponds to the state of investigated process correctly and objectively, and all the theoretical, methodological and methodical conceptions taken from literary and other sources are followed by the references to their authors.

                                                                                  

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………...5

1 Рынок труда: сущность и механизм функционирования..…………...……6

1.1 Сущность рынка труда и его роль в рыночной экономике   ..…………..6

1.2 Особенности функционирования рынка труда в условиях совершенной конкуренции…………………………………………..………………………...8

1.3 Особенности функционирования рынка труда в условиях несовершенной конкуренции .…......... ...........................................................................................11

2 Макроэкономический подход к изучению рынка труда…………...…….15

2.1 Классическая модель рынка труда..……………...……………………...15

2.2 Кейнсианская модель рынка труда…...………………………………….18

2.3 Анализ рынка труда в Республике Беларусь в рамках неоклассической и кейнсианской концепций……………………………………………………...20

3 Особенности функционирования рынка труда РБ..…………………..…..23

3.1 Современные тенденции развития рынка труда РБ .…………….……..23

3.2 Особенности государственного регулирования рынка труда РБ…… .26

Заключение…………………………………………………………………….31

Список использованных источников ….…………………………………….33

Приложение А Динамика номинальной и реальной среднемесячной заработной платы за 2011-2012 год….……………………………………………………35

Приложение Б Динамика спроса и предложения рабочей силы в 2004-2013  года….…………………………………………………………….……………36

Приложение В Динамика количества безработных в январе-декабре 2012 -2013 года .……………………………………………………….…………………...37

Приложение Г Диаграмма состава безработных по категориям на 01.07.2013 год……………………………………………….. …...…………….………….38

Приложение Д Основные задачи реализации Государственной программы в соответствии с принципами государственной политики в области занятости……………………………………………………………………….39


ВВЕДЕНИЕ

В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. Его изучением занимались такие ученые как П.Самуэльсон, Дж. М. Кейнс, М. Фридман, Р. Гордон и др. На данном рынке сталкиваются интересы работодателей, представляющих государственные, общественные и частные организации, и интересы трудоспособных людей. Складывающиеся на рынке труда отношения имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Через механизмы рынка труда устанавливается уровень занятости населения и оплаты труда.

Рынок труда является одним из показателей, который характеризует национальное благополучие и позволяет судить о стабильности, эффективности социально-экономических преобразований. Тем не менее, процесс формирования рынка труда в нашей стране еще не завершен. По этой причине в настоящее время остаются малоизученными ряд аспектов, таких как особенности формирования рынка труда, занятость, региональные аспекты безработицы, проблемы регулирования рынка труда в условиях рыночных отношений и другие.

Наиболее важной и значимой проблемой становления и налаживания рыночного хозяйствования является вопрос трудового потенциала белорусского общества, его эффективного использования. Выполнение этой задачи сводится к образованию развитого рынка рабочей силы, построению устойчивого положения человека на данном рынке за счет государственного регулирования и целой системы социальных гарантий.

Цель данной курсовой работы - рассмотрение рынка труда на примере Республики Беларусь, проблемы его функционирования и регулирования. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  •  определить сущность и механизм функционирования рынка труда;
  •  описать функционирование рынка труда;
  •  проанализировать рынок труда в Республике Беларусь и особенности его регулирования.

Теоретической основой данной работы стали такие издания, как С. Ю. Рощин «Теория рынка труда», Меликьян Г.Г. Занятость, рынок труда и социально-трудовые отношения, Макконнелл К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика и др. Необходимая информация для описания современного состояния рынка труда в РБ была получена из Статистического ежегодника Республики Беларусь, из электронных источников (сайт Министерства труда и социальной защиты и др.). В этих источниках содержится большое количество табличного, картографического и др. материала.

В целом такие проблемы, как занятость населения, безработица и другие показатели, характеризующие рынок труда, актуальны для экономики страны, потому подлежат рассмотрению.


1 Рынок труда: сущность и механизм функционирования 

1.1 Сущность рынка труда и его роль в рыночной экономике

Рынок труда – важнейшая составляющая экономики любого государства и, с другой стороны, отдельная часть социально-экономической жизни общества. Массы людей и институтов вовлечены в рынок труда. Он  является одним из индикаторов степени национального благополучия, стабильности, эффективности социально-экономических преобразований.

Рынок труда имеет ряд особенностей. Его элементы – живые люди – носители рабочей силы, каждый со своими отличными от других психофизиологическими, социальными, религиозными и другими качествами. Это в некоторой степени мотивирует к труду, к получению определенной профессии и отражает в конечном итоге состояние рынка труда. Труд отличается от других факторов производства также тем, что он является формой жизнедеятельности человека, средством реализации его интересов и целей. Оценка труда работника является условием уровня его жизненного благосостояния, социального положения его самого и его семьи.

На рынке труда рабочая сила обращается как товар и в этом отношении сходна с другими ресурсами, подвержена взаимозаменяемости с ними, экономической оценке и экономической оптимизации. На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке купли-продажи. Продавцы  –  это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели – это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется.

Роль рынка труда в рыночной экономике заключается в том, что он отражает взаимодействие спроса и предложения, которое зависит от многочисленных параметров, связанных с функционированием домашнего хозяйства, предпринимательской фирмы и всей национальной экономики по поводу подготовки, привлечения и использования рабочей силы как фактора производства, уровень безработицы и динамику занятости. Занятость, в свою очередь, отражает соотношение численности трудоспособного населения, имеющего работу, с численностью безработных в данном экономическом регионе. Выделяют  три формы занятости (трудоустройства): стандартную (полную), нетипичную и свободно избранную. Стандартная (полная) занятость наемного работника характеризуется следующими чертами:

  •  работа у одного предпринимателя;
  •  работа в производственном помещении работодателя;
  •  стандартная нагрузка в течение рабочего дня (рабочей недели, месяца).

Другими словами, полная занятость — это состояние общества, когда все желающие работать имеют работу, а безработица находится на ее естественном уровне. [1, с. 26-29]

Отсутствие какой-либо из трех перечисленных черт стандартной занятости свидетельствует о гибкой занятости, или нестандартной форме занятости. Наиболее распространенными вариантами такой формы занятости являются временная занятость, частичная занятость и работа на дому.

Выделяют такие виды безработицы как вынужденная, фрикционная и структурная.

Вынужденная безработица означает, что человек хочет и может работать при определенной заработной плате, но не в состоянии найти работу независимо от того, сколько усилий он для этого прикладывает. Такой тип безработицы возникает, когда реальная зарплата не уравновешивает рынок и не весь труд, предлагаемый домохозяйствами, находит у фирм спрос.

Фрикционная безработица возникает потому, что требуется время на поиск соответствия между ищущим работу человеком и подходящей вакансией. Это время зависит от эффективности работы рыночного механизма, и кроме того, от рвения, с которым работник и фирма ищут друг друга. Уровень фрикционной безработицы может меняться со временем не только потому, что изменяется эффективность рыночного механизма, но и из-за изменения экономической ситуации, в результате чего увеличивается или уменьшается вероятность нахождения и потери работы.

Структурная безработица имеет много причин. Главная из них заключается в том, что предложение труда опосредовано целым рядом государственных учреждений и нормативных актов. Коллективное предложение труда, уравненное спросом на труд, не соответствует индивидуальному предложению труда. Некоторые работники становятся вынужденно безработными, даже когда коллективное предложение труда и спрос фирм уравниваются реальной заработной платой.[2]

Итак, составными частями и элементами рынка труда являются:

  •  стороны рыночных отношений или субъекты рынка: работодатели  или их представители и ищущие работу люди.
  •  правовые акты, регламентирующие отношения субъектов рынка труда.
  •  конъюнктура рынка –  соотношение  спроса  и  предложения  труда, определяющая ставки заработной платы на конкретные виды труда  и уровень занятости населения.
  •  службы занятости населения (центры, биржи, бюро и др.).
  •  инфраструктура рынка труда: службы профориентации, подготовки  и переподготовки работников, фонды занятости,  рекламные  фирмы  и др.

К примеру, в настоящее время в стране функционируют 211 учреждений профессионально-технического образования, 213 учреждений среднего специального образования государственной формы собственности и 12 учреждений частной формы собственности, 45 государственных и 10 частных учреждений высшего образования.

Повышение квалификации, стажировку и переподготовку кадров в республике обеспечивают свыше 390 учреждений образования. Ежегодно профессиональным обучением, повышением квалификации, стажировкой и переподготовкой охвачено более  550 тыс. работников (около 14% от общего количества всех работников республики).

  •  система социальных  выплат  и  гарантий  для  высвобождаемых  из производства, переводимых на новое место работы, безработных.
  •  альтернативные   временные   формы   обеспечения    занятости: общественные работы, надомный труд, сезонные работы и др.

Наличие и взаимодействие всех элементов  рынка  труда  необходимо  для нормального его функционирования, под которым  понимается  положение,  когда созданы все условия для выполнения функций рынка труда рынок труда выполняет следующие функции:

  •  обеспечение согласованности интересов работников и собственников средств производства;
  •  содействие в увеличении эффективности занятости, рационально размещая работников по отраслям экономики;
  •  объединение подготовки и использования рабочей силы;
  •  регулирование индивидуальных доходов работников;
  •  поддержание динамического равновесия спроса и предложения рабочей силы;
  •  содействие в формировании приемлемой профессионально-квалификационной структуры кадров.

Обобщая, можно выделить две основные функции рынка труда: экономическую и социальную. Экономическая функция состоит в вовлечении и распределении важнейшего ресурса – труда в экономику страны. Асоциальная функция означает обеспечение доходов работников от труда и воспроизводство их трудовых способностей[3].

С точки зрения макроэкономических подходов, рынок труда можно трактовать как:

  •  форму взаимосвязи между наемными работниками и владельцами капитала и средств производства;
  •  систему экономических отношений, возникающих в процессе воспроизводства рабочей силы;
  •  сферу формирования спроса и предложения рабочей силы;
  •  среду накопления, воспроизводства, реновации, использования человеческого капитала;
  •  многоплановую сферу экономического и социально-политической жизни общества с субординационными связями с окружающим миром;
  •  систему общественных отношений, связанных с покупкой и продажей труда;
  •  механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками;
  •  механизм или институт взаимодействия потребителей труда и ее поставщиков, т.е. юридических или физических лиц, с одной стороны, и конкретных физических лиц, имеющих физические и умственные способности, профессиональные и знания и навыки - с другой.

Рынок труда в современном непрерывно развивающемся мире рыночной цивилизации занимает все большую и значимую позицию. Происходящие в обществе процессы и изменения отражаются и в конкурентно-рыночных отношениях, а также определяют развитие общества в целом и его движение вперед. Рынок труда объединяет и пропускает через себя три взаимосвязанных эволюционных потока: развитие экономики (материально-технических структур и элементов), развитие человека (творческое, профессиональное), развитие общественных отношений (отношений производственных связей и собственности). Они являются фактором прогресса в обществе, его главным содержанием.

1.2 Особенности функционирования рынка труда в условиях  совершенной конкуренции

Рынку труда в условиях  совершенной конкуренции присущи следующие характеристики:

1. Большое количество работников, имеющих одинаковую квалификацию

и независимо друг от друга предлагающих свои услуги труда.

2. Большое количество фирм, конкурирующих друг с другом за найм

определенного вида труда на одинаковые рабочие места.

3. Ни работники, ни фирмы не могут контролировать рыночную заработную плату.

4. Совершенная информация, получение которой не связано с издержками, и совершенная мобильность.[3,c.55]

Предположим, на рынке есть 200 фирм, предъявляющих спрос на конкретный вид труда, например труда столяра. Эти фирмы не обязательно относятся к одной и той же отрасли; к тому же отрасли определяются по виду продукции, которую они производят, а не по ресурсам, которые они используют. Из-за этого труд столяра требуется самым разным фирмам. Кривую рыночного спроса на труд D=MRP(показан на рисунке 1)можно получить горизонтальным суммированием 200 кривых индивидуального спроса на труд,  одна из которых показана на рисунке2.

При анализе ситуации на совершенно конкурентном рынке труда со стороны предложения мы исходим из допущения, что профсоюзы не оказывают влияния на предложение труда и что между работниками существует свободная конкуренция за имеющиеся свободные места. Кривая предложения конкретного вида труда плавно повышается по причине того, что при отсутствии безработицы, привлекая большее число работников, нанимающие фирмы будут вынуждены устанавливать более высокие ставки заработной платы. Это объясняется тем, что фирмы должны отвлечь этих работников из других отраслей и местностей, с других рабочих мест, иногда даже просто переманить к себе.

В условиях полной занятости фирмы, действующие на конкретном рынке труда, должны постоянно повышать ставки заработной платы, чтобы привлечь требуемый им вид работников с других рабочих мест. Более высокая заработная плата также необходима для стимулирования поиска работы теми, кто пока не входит в состав рабочей силы и либо выполняет какие-то работы по дому, либо вообще наслаждается отдыхом. Если выразить эту идею более кратко, предполагая, что заработная плата на остальных рынках труда не меняется, более высокий уровень заработной платы на отдельном рынке привлекает на него большее число работников. На рисунке1 этот процесс отражается в том, что кривая рыночного предложения труда S является возрастающей.

Рисунок 1.1 – Предложение    труда и спрос на труд на конкурентном рынке в целом

Примечание Источник: [4, с.334].

Рисунок 1.2 – Предложение труда и спрос на труд отдельной конкурентной фирмы

Примечание Источник: [4, с.334].

Равновесная ставка заработной платы и равновесный уровень занятости у работников данного вида находятся на пересечении кривых предложения этого труда и спроса на него. На рисунке1 равновесная ставка заработной платы составляет We,а количество труда – Qe . Для каждой фирмы ставка заработной платы является заданной и равна We. При этом каждая фирма никак не может реально влиять на ставку заработной платы, так как она нанимает сравнительно малую долю из общего предложения данного вида труда. Иначе говоря, предложение труда для отдельной фирмы абсолютно эластично, что и отражает линия S на рисунке2, являющаяся горизонтальной.

Каждой фирме выгодно нанимать работников до точки, в которой предельный продукт, выраженный в денежной форме, становится равен предельным издержкам на ресурс; в данном случае — на труд. Это отражает правило MRP=MRC.

Если для конкретной конкурирующей фирмы задана цена ресурса, то предельные издержки (MRC) на данный ресурс будут постоянными и равными цене ресурса. В таком случае предельные издержки на ресурс постоянны и равны ставке заработной платы.

 Каждый последующий нанятый работник добавляет свою ставку заработной платы к общим издержкам фирмы на ресурсы. Поэтому на совершенно конкурентном рынке труда фирма максимизирует свою прибыль, если она нанимает работников до той точки, в которой ставка заработной платы становится равна предельному продукту в денежной форме. На рисунке2 «типичная» фирма будет нанимать qs работников и платить каждому рыночную ставку заработной платы We. То же самое делают остальные фирмы (не показанные на рисунке), когда нанимают работников на рынке труда.

Таким образом, для совершенно конкурентного рынка труда характерна конкуренция большого числа фирм, предложение данного вида труда многочисленными работниками независимо друг от друга, отсутствие контроля фирмами и работниками над рыночной ставкой заработной платы. Кривую рыночного спроса на труд можно найти из суммы кривых индивидуального спроса на труд. Кривая рыночного предложения труда возрастает. Равновесие находится на пересечении кривых предложения труда и спроса на него.

1.3 Особенности функционирования рынка труда в условиях  несовершенной конкуренции

Монопсония на рынке труда — это ситуация, когда существует только один работодатель, один покупатель данного вида труда. В таком случае работодатель (при предположении о совершенной конкуренции со стороны продавца труда) сталкивается с рыночной кривой предложения труда, имеющей положительный наклон, и вынужден нанимать каждую дополнительную единицу труда по цене ее предложения. [3, c. 61] Монопсония может быть дискриминирующей и недискриминирующей. В первой трети XXв. А. Пигу было введено понятие ценовой дискриминации, хотя такое явление было известно и ранее. Было предложено также различать три вида, или степени, ценовой дискриминации:

  •  Ценовая дискриминация первой степени (совершенная)  имеет место, когда каждая единица товара продается по цене ее спроса; таким образом, цены, по которым покупается товар, различны для всех покупателей.
    •  Ценовая дискриминация второй степени имеет место, когда разные единицы выпуска продаются по разным ценам, однако каждый потребитель, покупая одинаковое количество блага, уплачивает и одинаковую цену. 
      •  А ценовая дискриминация третьей степени предполагает, что различным лицам продукция продается по разным ценам, при этом каждая единица товара, покупаемая отдельным субъектом, оплачивается им по одинаковой (не зависящей от объема покупки) цене. [5]

В случае дискриминирующей монопсонии заработная плата равна средним издержкам на труд (), и для всех работников она одинакова. Однако, при найме последующей единицы труда работодатель вынужден предложить, как новому работнику, так и прежним, более высокую заработную плату. При монопсонии ставка заработной платы, а также предельные издержки на труд есть возрастающие функции от объёма используемого труда  = g(L), W = f(L). Кривая  (предельных издержек на труд) отклоняется от кривой предложения труда и располагается круче.

Рисунок 1.3 –Монопсонистический рынок труда

Примечание Источник: [3, с. 60].

Рисунок 1.4 – Отсутствие кривой спроса на труд у монопсонии

Примечание Источник: [3, с. 62].

Условие максимизации прибыли определяет  (уровень занятости), который удовлетворяет горизонтальным координатам точки А на рисунке4, где  = MRP. Кривая предложения труда устанавливает определенную ставку заработной платы , соответствующую вертикальным координатам точки В на рисунке3. В отличие от совершенно конкурентного рынка труда, при монопсонии ставка заработной платы и уровень занятости меньше. У монопсониста кривая спроса на труд отсутствует (MRP таковой не является) потому, как спрос зависит от характеристик предложения труда. На рисунке 3  видно, что одному и тому же уровню занятости  удовлетворяют заработные платы  и W', определяемые кривыми предложения труда  и ' соответственно. 

Когда работникам выплачивается неодинаковая заработная плата, можно говорить о дискриминирующей монопсонии. Совершенная дискриминация возникает при условии, что цена предложения  каждого работника равна его заработной плате. На рисунке5 на примере разделения всех работников на две группы изображена такая ситуация. Дискриминация в данном случае возможна в двух условиях:

1)  различная эластичность предложения труда этих групп работников;

2) отсутствие движения работников между группами. 

Максимизирующие прибыль предельные издержки рассчитываются на основе равенства суммарных предельных издержек и предельного продукта  = MRP.

Общий уровень занятости работников и занятость каждой группы определяется, как  +  = ; а предельные издержки труда для каждой из групп уравниваются. При этом в сравнении с заработной платой работников возможной в отсутствие дискриминации, заработная плата для первой группы больше из-за высокой эластичности предложения труда, а работников второй группы - меньше, <, . [3, с. 62]

         а) 1-я группа                  б) 2-я группа               в) Общий рынок труда

Рисунок 1.5 – Дискриминирующая монопсония

Примечание Источник: [3, с. 63].

Следует отметить, что в отношениях наниматель—нанимаемый изначально заложена конфликтная ситуация. Одна из причин этого — распределение дохода. Экономические законы диктуют распределение дохода согласно предельной производительности, но ее трудно измерить, поэтому данному принципу следуют редко. Другая причина конфликта заключается в том, что фирма должна наблюдать за интенсивностью работы, что является основным фактором производительности труда, а интенсивность зависит, прежде всего, от самих рабочих. Отдельные работники, имея дело с крупным работодателем, находятся в плохой позиции для торга. Они не имеют возможности повлиять на уровень своей заработной платы и могут бояться обсуждать условия работы, опасаясь негативных последствий в виде снижения заработной платы или увольнения. Возможно и то, что сильный наниматель станет оказывать на работников давление для того, чтобы они приняли условия, неприемлемые в случае совершенной конкуренции. Стремясь защититься от подобного давления и особенно добиться роста уровня оплаты и участия в текущем управлении производством, работники самоорганизовались в трудовые или профессиональные союзы.[2]

Профессиональные союзы (профсоюзы) — организации, объединяющие работников и созданные для представления и защиты их интересов.

Основными целями профсоюзов являются:

  •  улучшение условий труда и обеспечение его безопасности. Постоянная забота профсоюзов - снижение риска получения травм или гибели на производстве. Таким образом, такая деятельность профсоюзов приводит к значительному удорожанию труда. Рост цены труда (ставки заработной платы) снижает величину спроса на него, то есть число людей, которых фирмы готовы принять на работу.
  •  повышение заработной платы. Решение задачи осуществимо двумя способами: создав условия для роста спроса на труд или условия для ограничения предложения труда.

Повышение спроса на труд достаточно сложный процесс: профсоюзы не обладают особенно большим влиянием на рынки товаров, откуда приходит спрос на рынок труда. Но, тем не менее, существует довольно реальный способ решения такой задачи. Профсоюзы выступают за ограничение ввоза импортных товаров в страну. Предполагается, что сокращение импорта приведёт к росту спроса на отечественные товары, а затем улучшатся условия для роста зарплаты на внутреннем рынке труда. Несмотря на это, такая позиция также ведет к ослаблению конкуренции на внутреннем рынке, а значит, снижается качество продукции, уменьшаются возможности продать ее в другие страны, и как результат - спрос на труд для ее изготовления падает. Помимо этого, на ограничение импорта одним государством другие страны отвечают аналогичными мерами, а это сокращает экспорт, ухудшая тем самым условия на рынках труда для работников отраслей, ориентированных на вывоз товаров.

Ограничение предложения труда осуществляется обычно за счет того, что профсоюзы добиваются согласия от работодателей принимать на работу только членов союза. Чтобы добиться повышения зарплаты, профсоюзы при согласовании с предпринимателями условий труда и оплаты выступают как единственный представитель своих членов. Однако, никакой профсоюз не в праве лишать работодателей права увольнять работников, в случае, если их труд становится невыгодным. А увеличение зарплаты сверх уровня, который сложился бы на свободном рынке, может привести к росту числа таких невыгодных работников. [3]

Следовательно, монопсонии на рынке труда присуще единство нанимателя конкретного вида труда, относительная немобильность данного вида труда, определение размера заработной платы самой фирмой. При чистой монопсонии кривая предложения труда данной фирмы и кривая совокупного предложения труда на всем рынке труда совпадают. Кривая предложения труда является возрастающей. Предельные издержки на труд превышают ставку заработной платы. В зависимости от дифференциации цен на продукцию выделяют ценовую дискриминацию трех степеней. Профсоюзы принимают участие в реализации экономических интересов работников.

2 Макроэкономический подход к изучению рынка труда

2.1 Классическая модель рынка труда

Анализ рынка труда в классической теории строится на следующих предпосылках:

1. Рыночная система автоматически саморегулируется. При внешних воздействиях равновесие на рынке труда временно нарушается и появляются безработные. Однако впоследствии равновесие восстанавливается, достигая полной занятости.

2. Регулирование рынка труда осуществляется за счет гибких цен, ставок зарплаты и процента.

3. Государство не должно вмешиваться в функционирование рынка труда.

4. Существование длительной безработицы практически невозможно, если же это происходит, то это связано с ужесточением цен, ставок зарплаты и процента.

В неоклассической теории рынок труда (как и все прочие рынки) рассматривается как рынок совершенной конкуренции. Из этого следует, что рыночный механизм приводит в равновесие спрос на труд и предложение труда за счет гибкости рыночной ставки заработной платы W (цены труда). Однако предложение труда, в отличие от предложения товаров и услуг, не является результатом производства – в краткосрочном периоде численность трудовых ресурсов не изменяется так, как может меняться объем производства. Предложение на рынке труда ограничено сверху (вертикальная прямая L*) (см. Рисунок 2.1).

Спрос на труд неоклассики рассматривают как убывающую функцию реальной ставки заработной платы LD= f(W/P). При этом рыночная система в состоянии обеспечить полную занятость (L*) за счет гибкости реальной ставки W/P.

Рисунок 2.1 – Классическая модель рынка труда в краткосрочном периоде

Примечание Источник:[4].

Однако (см. Рисунок 2.1) предложение труда положительно зависит от реальной ставки заработной платы:  LS =(W/P), т.е. при ставке  W0/P0 соответствующий уровень занятости L0  значительно ниже полной занятости  L* . (Рост уровня цен P в краткосрочном периоде приводит к снижению предложения труда, поскольку реальная ставка заработной платы W/P  снижается).

В классической модели кривая спроса на труд – это кривая предельной производительности труда. Сдвиг кривой LD вверх означает рост производительности труда за счет капиталовооруженности.  Занятость на уровне L0 (см. Рисунок 2.1) является эффективной занятостью, поскольку каждая дополнительная единица труда будет давать меньшую отдачу, чем средства для ее оплаты (в любой точке, расположенной выше кривой спроса на труд, производители будут нести убытки, связанные с оплатой труда, не приносящего соответствующего дохода).

Со стороны спроса на труд занятость на уровне L* была бы достигнута, если бы наемные работники согласились работать при ставкеW1; однако при такой ставке заработной платы предложение труда сокращается до L1<L0.

В классической модели безработица в объеме L*-L0 является добровольной, поскольку наемные работники сокращают предложение труда по мере снижения реальной ставки заработной платы. Это означает, что равновесие в классической модели всегда устанавливается при полной занятости; значительное количество незанятых трудовых ресурсов (L*-L0) свидетельствует о недостатке капитала в экономике.

По мнению неоклассиков, причины нарушения равновесия на рынке труда имеют внешний (институциональный) характер. Вмешательство государства и профсоюзов нарушает действие рыночного механизма, препятствуя свободному рыночному ценообразованию (за счет законодательно  установленной минимальной заработной платы, выплаты пособий по безработице).

Устойчивое равновесие в условиях полной занятости – один из основных постулатов неоклассической теории. Безработица (т.е. конкуренция за рабочие места) приводит к тому, что рабочие соглашаются работать за меньшую ставку заработной платы, что обеспечит полную занятость.

Рост реальной заработной платы в неоклассической модели связывается с ростом предельной производительности труда (см. Рисунок 2.2). Производственная функция (верхний график рисунка 2.2) характеризует существующий уровень развития производительных сил. При каждом значении количества используемого труда (L0;L1;L2) при существующем уровне производительности труда (зависящем от его капиталовооруженности) будет получен определенный доход (Y0 – при L0; Y1 – при L1; Y2 – при L2). Отношение прироста дохода к приросту количества используемого труда определяет тангенс угла наклона касательной к кривой производственной функции Y=f(L):

Согласно неоклассической теории, это и определяет значение ставки заработной платы:Wi=tg(i).

Рисунок 2.2 – Связь между предельной производительностью труда и ставкой заработной платы (W) в классической модели

Примечание Источник:[4].

Таким образом, чем больше угол наклона касательной к кривой Y(L), тем выше ставка заработной платы (см. Рисунок 2.3).

Если реальная ставка заработной платы растет (W0W1), происходит замещение фактора труд фактором капитал, т.е. происходит сокращение численности используемой рабочей силы при прежних объемах выпуска и новом уровне заработной платы W1.

Рисунок 2.3 – Кривая производственных возможностей: замещение фактора труд фактором капитал (W1>W0)

Примечание Источник:[4].

Рост реальной ставки заработной платы  W/P может быть вызван следующими причинами: 1) ростом номинальной заработной платы (W), опережающим рост уровня цен (P):   ; 2) снижением уровня цен (P ) при неизменном значении номинальной заработной платы (W=const).

2.2 Кейнсианская модель рынка труда

При анализе функционирования рынка труда кейнсианцы принимают следующие предпосылки:

1. Рыночная экономика не является саморегулирующейся системой. При достижении равновесия совокупного спроса и совокупного предложения существует безработица и инфляция.

2. Цены и ставки заработной платы неэластичные, и их жесткость определена наличием на рынке монополистов в виде профсоюзов и крупных предприятий.

3. Существование естественного уровня безработицы, как одного из условий функционирования рыночной экономики.

4. Необходимо постоянное вмешательство государства в экономику для обеспечения наиболее полной занятости.

В кейнсианской модели устойчивое равновесие может быть достигнуто при наличии безработицы. Спрос на рабочую силу определяется не ставкой заработной платы, а эффективным спросом (модель IS-LM). (см. Рисунок 2.4–а).

На рисунке 2.4–а совместное равновесие рынка денег и рынка товаров и услуг достигается при равновесном значении ВВП  Y0 равновесном значении ставки процента R0. В реальном секторе экономики (см. Рисунок 2.4–б) этому состоянию соответствует равновесный уровень цен P0. При заданной производительности труда для производства объема ВВП Y0 необходимо количество трудовых ресурсов L0 (см. Рисунок 2.4–в). На рынке труда (см. Рисунок 2.4–г) эффективному спросу соответствует уровень спроса на рабочую силу L0 при ставке заработной платы W0.

Теперь предположим, что правительство устанавливает минимальную ставку заработной платы  W1(см. Рисунок 2.4–г). Это приводит к сокращению спроса на труд LD до значения L1. При существующей производительности труда (см. Рисунок 2.4–в) сокращение количества используемого труда от L0 до L1 приводит к сокращению ВВП от Y0 до Y1. При существующем уровне спроса (см. Рисунок 2.4–б) это приведет к росту уровня цен в экономике от P0 до P1. Рост уровня цен приведет к сокращению реального объема денежной массы (MS/P0>MS/P1), что, в свою очередь, приведет к сдвигу кривой  LM равновесия на денежном рынке влево (LM0LM1). (см. Рисунок 2.4–а).

Рисунок 2.4 – Кейнсианская модель общего равновесия при ограничении ставки минимальной заработной платы

Примечание Источник:[4].

Теперь точке пересечения кривых IS  и  LM будет соответствовать значение реальной рыночной ставки процента  R1>R0 (см. Рисунок 2.4–а).

Таким образом, новое равновесное состояние системы рынков установилось при наличии конъюнктурной безработицы в объеме L0-L1 . Это равновесие устойчиво, а причиной безработицы является жесткость ставки заработной платы. Жесткость ставки заработной платы может быть обусловлена не только законодательно установленным минимальным ее размером, но и рыночной властью профсоюзов. В странах с сильными профсоюзными организациями, где большинство наемных работников являются их членами, ставка заработной платы устанавливается в результате переговоров работодателей с представителями профсоюзных организаций, а последние не соглашаются на снижение зарплаты до тех пор, пока уровень безработицы не станет критическим, вынуждая их идти на уступки. В результате в долгосрочном периоде ставка заработной платы является более гибкой, чем в краткосрочном.

Если между ценой труда и производительностью существует прямая связь, то у производителей появляется заинтересованность в росте ставки заработной платы. Более высокая оплата труда не только обеспечивает лучшие условия для воспроизводства рабочей силы, повышения качества трудовых ресурсов, но и стимулирует работника к более ответственному отношению к работе, а так же позволяет фирме привлечь лучших специалистов. В этом случае неоклассическая модель рынка труда становится непригодной для анализа, поскольку спрос на труд не будет гибким в отношении заработной платы.

2.3 Анализ рынка труда в Республике Беларусь в рамках неоклассической и кейнсианской концепций

Попробуем оценить функционирование рынка труда в Беларуси в сопоставлении с ключевыми положениями кейнсианской и классической теории. Предложение труда в республике, вероятно, формируется как результат номинальных, а не реальных величин. Рациональность домашних хозяйств в идеале предполагает, что они обладают всей полнотой экономической информации и способны на ее основе правильно прогнозировать динамику интересующих их макроэкономических параметров. К примеру, в неоклассической трактовке рабочие, заключая трудовые контракты, способны верно оценить динамику изменения цен. Едва ли значительная часть населения республики в состоянии делать такого рода прогнозы; приемлемые прогнозы по инфляции не дают даже финансовые аналитики, равно как и международные финансовые организации. К тому же, сам механизм установления заработных плат и их индексации не настроен на контрактную систему и не предполагает развитие такого рода мышления у домашних хозяйств.

Что касается спроса на труд, можно предположить, что он мало зависит от реальной заработной платы, которую предприятия должны выплачивать рабочим. Об этом свидетельствует наличие достаточно длительного периода, когда резкий рост заработных плат происходил на фоне снижения рентабельности и увеличения удельного веса убыточного сектора. Это говорит о том, что субъекты хозяйствования, в значительной степени, исходят не из соображений максимизации прибыли при определении объема занятости. Очевидная причина этого явления состоит в том, что подавляющая часть спроса на труд формируется государством (в частности, государственными предприятиями), а первостепенная цель правительства фактически состоит не в том, чтобы увеличить прибыль предприятий, а в том, чтобы обеспечить экономический рост и поддержать социальную стабильность.

Говорить о гибкости заработных плат также не имеет смысла уже хотя бы потому, что динамика средней заработной платы на длительный период устанавливается программно, причем в долларовом эквиваленте.

Из сказанного выше можно сделать вывод, что механизм функционирования рынка труда в республике совершенно не соответствует классической модели.

Проведем анализ инструментария, который может быть использован, и используется для стимулирования занятости на макроуровне. С точки зрения классиков, важно обеспечить гибкость рынка труда, снизив уровень вмешательства государства, в том числе, и в экономику в целом. Тогда внутренний механизм рынка труда, через взаимодействие спроса и предложения, обеспечит установление равновесия на уровне полной занятости.

Применительно к белорусской экономике это означает, что государство должно значительно увеличить самостоятельность экономических субъектов в таких вопросах, как уровень использования рабочей силы и уровень ее оплаты. В современных условиях, когда роль государства в отечественной экономике чрезвычайно велика, возможности либерализации весьма обширны.

С одной стороны, если позволить субъектам хозяйствования действовать на преимущественно рыночной основе, это будет способствовать исправлению структуры производства в направлении более эффективного использования трудовых ресурсов. Отрасли, которые, в целом, не могут нормально функционировать и развиваться, будут сжиматься, отдавая трудовые ресурсы более успешным отраслям и предприятиям. Понятно, что со временем это будет способствовать повышению уровня оплаты труда в целом по стране, на базе повышения эффективности его использования. Правда, на определенном этапе такая политика может вызвать временный рост безработицы, однако его можно амортизировать путем стимулирования развития малого и среднего бизнеса, который, при условии динамичного развития, будет нуждаться в значительном объеме трудовых ресурсов.

Важно также увеличить самостоятельность предприятий при выборе уровня оплаты труда и условий найма. В последнее время об этом все чаще говорят в правительстве, приводя в пример строительную отрасль, испытывающую резкий дефицит трудовых ресурсов на фоне жилищного бума последних лет. Признается, что значительное повышение оплаты труда в строительстве является необходимым условием, чтобы вернуть из-за границы отечественные трудовые ресурсы, которые на данный момент предпочитают работать за границей, где уровень оплаты труда выше, чем в Беларуси.

Основной вывод, который можно сделать по результатам изучения классической теории занятости - это необходимость резкого увеличения используемых в отечественной экономике капитальных ресурсов, на основе дальнейшей активизации инвестиционного процесса, привлечения иностранных инвестиций, повышения эффективности инвестиционных вложений, опять-таки, на основе наделения субъектов хозяйства большей самостоятельностью. Только так можно снизить безработицу, связанную с недостатком капитала, о наличии которой явно свидетельствует достигнутая к настоящему времени численность экономически активного населения. По некоторым оценкам, более миллиона трудоспособных граждан заняты вне страны, что наносит серьезный ущерб экономическому развитию Беларуси, нуждающейся в трудовых ресурсах. Повышение же уровня оплаты труда возможно, в более-менее длительном периоде, только путем обеспечения роста его производительности, а это невозможно сделать без увеличения капиталовооруженность труда.

С этой целью можно порекомендовать мероприятия в духе экономики предложения, сводящиеся, в основном, к сокращению налоговой нагрузки и обеспечению самостоятельности субъектов хозяйствования при осуществлении их деятельности. Необходимо постепенно сокращать инвестиционную роль государственного бюджета за счет повышения роли средств предприятий. Также необходимо дальнейшее стимулирование иностранных капиталовложений в экономику республики.

Кейнсианские рекомендации к повышению занятости сводятся, преимущественно, к стимулированию эффективного спроса. Подобная политика проводится в республике постоянно, о чем свидетельствуют, в частности, некоторые ключевые данные по бюджетной политике. Расходы государственного бюджета в Беларуси в последние годы близки к 50% ВВП, причем удельный вес расходов на национальную экономику, главным образом - сельское хозяйство и промышленность, доходит до 10% ВВП. Государство активно поддерживает реальный сектор, что дает ему возможность увеличивать производство, занятость и уровень заработных плат.

Расширение совокупного спроса выражается и в постоянном увеличении доходов населения, что, на фоне протекционистской политики, стимулирует его приобретать все больше товаров отечественного производства. Так, например, реальная начисленная заработная плата увеличилась в 2011г. по сравнению с предыдущим годом на 1.9%, в 2012г. рост составил 21.5%, а в 2013г. – более чем 17%. (см. Таблицу А.1)

Понятно, что столь динамичный рост доходов способствует резкому увеличению спроса на продукцию отечественных предприятий, что способствует повышению занятости в экономике. Существенная часть увеличения доходов и спроса может быть отнесена на фискальную экспансию, поскольку речь идет как о работниках бюджетной сферы, так и о работниках предприятий, получающих поддержку из бюджета. При этом, однако, спрос на импортную продукцию, а также на иностранную валюту увеличивается в еще большей степени, так что результатом подобного рода экспансии становится усиление давления на валютный рынок и расширение дефицита торгового баланса.

Поскольку проблемы экономики республики во многом носят структурный характер, то в долгосрочной перспективе более эффективной представляется все же либеральная политика, в большей степени отвечающая неоклассическим представлениям. Это снижение роли государства в экономике, восстановление самостоятельности экономических субъектов, повышение гибкости рынка труда, стимулирование частных инвестиций, раскрепощение предпринимательской инициативы и т.п.


3 Особенности функционирования рынка труда в РБ

3. 1  Современные тенденции развития рынка труда в РБ

При анализе белорусского рынка труда необходимо изучить демографические тенденции, динамику численности и структуру занятых и безработных, направления деятельности органов государственной службы занятости Республики Беларуси; что поможет выделить его ключевые особенности и определить готовность к современным вызовам.

Ключевые особенности рынка труда Республики Беларусь следующие:

  •  наличие адаптационных механизмов в формировании предложения и спроса на совокупном рынке труда. 

Например, к этим адаптационным механизмам (со стороны предложения труда) относится: уменьшение доли экономически активного населения в численности трудовых ресурсов (4686,0 тыс. человек за 2011 год и 4605,6 тыс. человек за 2012 год)[14]. Другой особенностью является разрыв между уровнем фактической и официальной безработицы, а также развитие нестандартных форм занятости. Последние снижают уровень скрытой безработицы, так как расширяют возможности трудоустройства за счет гибкого использования рабочей силы (самозанятость, временная, неполная занятость, заемный труд), и способствуют уменьшению напряженности на рынке труда. Несмотря на некоторые недостатки (снижение цены труда, ослабление позиций работников,   определенные ограничения в профессиональном росте и т.д.), такое использование может стать важным способом смягчения ситуации на рынке труда Беларуси в условиях реструктуризации и глобализации. [10]

На 01.08.2013 в органы по труду, занятости и социальной защите Республики Беларусь поступили сведения о наличии 73,5 тыс. вакансий, что составило 114 процентов к уровню 2012 года. [11] Динамику спроса и предложения рабочей силы можно проследить на рисунке Б.1. При этом рынок труда ориентирован на рабочие профессии, которые составили 79,6 процента от общего количества, заявленных нанимателями вакансий (80,4 процента в 2012 году). В городе Минске на 1 безработного приходится 16 вакансий.

При анализе численности безработных Беларуси следует учитывать уровень зарегистрированной безработицы, который на конец июля 2013 г. составил 0,5 процента к численности экономически активного населения (в 2012 году – 0,6 процента). На 01.07.2013 из 130 регионов республики в 124 регионах уровень безработицы составил 1 процент и менее, в 6 регионах – от 1,1 до 1,3 процента. [11] (см. рисунок  В.1) В то время как Всемирный банк в своем «Страновом экономическом меморандуме для РБ» заявил, что уровень фактической безработицы выше в 7 раз, так как в Беларуси по другой методике рассчитывается уровень безработицы.[15] Очевидно, что существуют различия между реальным объёмом безработных, с которыми работает государственная служба занятости в течение года, и численностью безработных, состоящих на учете.

  •  особенности использования человеческих ресурсов на предприятиях. Имеется в виду значительное превышение фактической численности занятых над экономически обоснованной, использование устаревших технологий кадровой работы. Кадровые службы предприятий достаточно пассивны, их деятельность, в основном, сконцентрирована на выполнении делопроизводственных функций, что еще более усугубляет ситуацию. Оборот рабочей силы на предприятиях составляет примерно 50% (в отдельные периоды и выше). Этот факт свидетельствует о высокой мобильности рабочей силы, причиной которой может быть неудовлетворенность рабочими местами (ограничение со стороны спроса);
  •  региональная дифференциация рынка труда, обусловленная различиями между рынками труда малого и крупного городов, аграрным и индустриальным рынками труда.[10]

Таблица 3.1 –  Напряженность на рынке труда

Область

Напряженность на 01.08.2013,

безработных на 1 вакансию

Брестская область

0,5

Витебская область

0,5

Гомельская область

0,6

Гродненская область

0,4

г. Минск

0,1

Минская область

0,3

Могилевская область

0,3

Республика Беларусь

0,3

Примечание Источник: [11].

Риски незанятости на рынках труда малых городов и на сельскохозяйственных рынках выше по сравнению с диверсифицированными, поскольку данные рынки труда слабо диверсифицированы. На сельских рынках труда институциональное строение намного беднее, а уровень занятости и экономической активности населения ниже. С учетом этого, анализируя региональные проблемы занятости Беларуси, областным срезом не отражаются все проблемы в области занятости. На совокупном рынке труда Беларуси имеются устойчивые региональные сегменты, обладающие особенностями в механизмах формирования спроса и предложения труда. Расчеты  коэффициентов  напряженности региональных рынков труда показали, что по сравнению с областным срезом значительно большая дифференциация в состоянии региональных рынков труда наблюдается внутри области. Распределение напряженности в целом на рынке труда в 2013 году в Республике Беларусь варьируется от 0,6 безработных на 1 вакансию для Гомельской области до 0,1 безработных на 1 вакансию для г. Минска. Так, максимальное и минимальное значения коэффициента напряженности рынка труда по областям присущи вышеупомянутым регионам соответственно. [11]

  •  Установлено, что моногорода в большей степени, чем сельскохозяйственные рынки труда, влияют на состояние областного рынка труда.

Другими словами, тип регионального рынка труда может выступать  дополнительным фактором напряженности на нем. Замечено, что практическими мерами, способствующими снижению напряженности на региональном рынке труда, могут выступать программы содействия занятости работников градообразующих предприятий, находящихся под риском увольнения, либо проведение определенного вида региональной политики занятости, согласующейся с концепцией социально-экономического развития региона (политика точечного роста, выравнивающая, политика развития межрегиональных связей или развития инфраструктуры рынка труда);

  •  возрастающий профессионально-квалифицированный дисбаланс между спросом на труд и его предложением.

Несмотря на то, что по-прежнему существует большой спрос на рабочие специальности, растет спрос и на специалистов. За последнее время в белорусской экономике сократились объемы подготовки кадров в профессионально-технических учреждениях, и возросли значительно масштабы высшего образования. Относительный избыток специалистов и дефицит рабочих стали результатом факторов как со стороны предложения труда, так и за счет неверных ценовых и неценовых сигналов предприятий на рынке труда;

  •  неразвитое институциональное строение рынка труда на региональном уровне (представлено преимущественно органами государственной службы занятости), его институциональная жесткость.

Рынок труда в Беларуси можно считать гибким благодаря подвижному механизму ценообразования, использования режимов неполного рабочего времени, распространенной практики применения срочных трудовых контрактов. Тем не менее, достижение  гибкости во многом происходит  и через развитие неформального рынка труда (самостоятельные поиски работы, трудоустройство без оформления трудовых отношений, заработная плата в конвертах), и, кроме того, слабого инфорсмента  трудовых отношений на частных, в особенности малых и средних предприятиях. Что касается численности занятых, процедуры высвобождения, регистрации и получения статуса безработного, сильного инфорсмента трудовых отношений на государственных предприятиях, то относительно данных показателей рынок труда в Беларуси можно считать жестким. Институциональное строение подразумевает приспособляемость организаций к решению первостепенных задач рынка труда, тем самым способно оказать сильное позитивное воздействие на эффективность данного рынка.[10]

Таким образом, анализ сложившейся модели рынка труда в Республике Беларусь затруднен отсутствием объективных оценок проблемы безработицы, поскольку официальный подход, основанный на нормативном учете людей, удовлетворяющих целому ряду весьма жестких критериев, дает, в настоящее время, уровень безработицы в 0.5%, что, конечно же, не отражает полностью ситуацию с безработицей в стране. Более того, имеется ряд отрицательных аспектов этой модели. Данные недостатки могут быть исправлены вследствие повышения экономической эффективности, а именно: согласовав отраслевую и региональную политику занятости, развив институциональное строение рынка труда, устранив диспропорции в подготовке специалистов профильных специальностей, повысив активность работодателей на рынке труда и образовательных услуг.

3.2Особенности государственного регулирования рынка труда РБ

Неспособность рынка труда саморегулироваться (при несовершенном его типе) вызывает  необходимость таких действий со стороны государства. Оно проводит специальную политику занятости, включающую в себя систему мер и принципов, направленных на предотвращение безработицы и содействие рациональной занятости населения.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 27 декабря 2012 г. № 1211 утверждена Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2013 год (далее – Государственная программа). Основная цель данной программы состоит в том, чтобы улучшить конкурентоспособность трудовых ресурсов и повысить эффективность использования рабочей силы на рынке труда. В пределах осуществления государственной программы предусматривается осуществление задач в соответствии с принципами государственной политики Республики Беларусь в области занятости. (см. таблицу Д.1)

В Государственной программе изложены основные приоритеты и направления деятельности республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству РБ, облисполкомов и Минского горисполкома, объединений нанимателей и профсоюзов, общественных объединений инвалидов по реализации государственной политики в сфере обеспечения занятости населения. Государственную программу предусматривается реализовать по следующим основным направлениям:

  •  система мониторинга ситуации на рынке труда будет включать направление, в пределах которого будет проводиться анализ о развитии всевозможных систем оплаты труда в реальном секторе экономики;
  •  оказание помощи нанимателю в структурной модернизации производства (путем оказания помощи в выявлении потенциально избыточной численности персонала, разработке планов реструктуризации организации с реализацией упреждающих мер, направленных на минимизацию социальных издержек работникам, оказывающимся на грани увольнения, и их последующее трудоустройство); 
  •  уменьшение несоответствия между спросом  и  предложением  рабочих  мест  по  профессиональному и квалификационному  составу (посредством подготовки и переподготовки кадров, согласуя их с требованиями рынка труда, а также развития национальной системы квалификаций Республики Беларусь);
  •  усовершенствование  управления  процессами внешней трудовой миграции;
  •  содействие самостоятельной занятости безработных;
  •  обеспечение занятости молодежи;
  •  профессиональная реабилитация и содействие в трудоустройстве инвалидов;
  •  содействие работодателям в предоставлении рабочих мест работникам, находящихся на грани увольнения, и работников, освобождаемых при реорганизации предприятия, оптимизации численности работников;
  •  информационное, профориентационное, методическое осведомление о вопросах занятости населения (за счёт проведения целевых программ информирования, формирования единого информационного портала службы занятости населения);
  •  обеспечение социальных выплат безработным;
  •  с 2013 года  наниматели  будут иметь  возможность передавать сведения о наличии рабочих мест в Общереспубликанский банк вакансий через глобальную компьютерную сеть Интернет, используя электронный ключ. [12]

Планируется дальнейшее стимулирование нанимателей, которые создают условия для трудоустройства на новых  рабочих местах граждан, имеющих дополнительные гарантии в сфере содействия занятости населения. Данное направление будет реализовано через предоставление данным субъектам компенсаций, бюджетных ссуд, покрывающих затраты на создание новых вакансий для лиц с ограниченными возможностями, за счет средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения (далее – бюджет фонда), отчисляемых для финансирования такого рода мероприятий в целях обеспечения занятости населения.

Органами по труду, занятости и социальной защите совместно с заинтересованными будут выработаны механизмы микрофинансирования безработных, желающих организовать предпринимательскую деятельность.

Особое внимание в Государственной программе уделено интеграции в трудовую сферу целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке.

В частности, предусматривается улучшить положение в районах с высокой напряженностью на рынке труда, разработать территориальные программы по снижению уровня безработицы в малых, средних городских поселениях и установить прогнозные показатели уровня регистрируемой безработицы к численности экономически активного населения:

  •  Могилевская область – Краснопольский, Белыничский районы;
  •  Минская область – г. Вилейка, Вилейский и Солигорский районы;
  •  Гродненская область – Щучинский, Новогрудский районы;
  •  Гомельская область – Светлогорский, Жлобинский и Рогачевский районы;
  •  Витебская область – г.п. Воропаево Поставского района, Поставский и Браславский районы;
  •  Брестская область – г. Ганцевичи, Иваново, Микашевичи Лунинецкого района;  [12]

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 1 августа 2011 г. №342 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., №88, 1/12739), в программе устойчивого развития села на 2011–2015 годы предусмотрены мероприятия по обеспечению занятости населения в сельской местности. 

Согласно прогнозным расчетам в 2013году общее количество безработных, нуждающихся в трудоустройстве, составит около250 тыс. человек; в органах по труду, занятости и социальной защите будет зарегистрировано около215 тыс. безработных.

Предвидеться сохранение уровня безработицы в социально допустимых пределах и удержание  регистрируемой  безработицы  с  приемлемым  увеличением  ее  фактического уровня, который, предположительно, не превысит 1,5 процента к экономически активной части населения.

Закон Республики Беларусь от 26 октября 2012 года «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2013 год» предусматривает осуществление финансирования Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2013 год за счет средств бюджета фонда. На выполнение мероприятий Государственной программы в 2013 году направлено 328 648 200 тыс. рублей, в том числе средства бюджета фонда – 290 898 200 тыс. рублей, средства местных бюджетов (средства от возврата бюджетных ссуд) – 37 750 000 тыс. рублей.

Таблица 3.2 Финансирование  Государственной  программы  содействия занятости населения Республики Беларусь на 2013 год.

(тыс. рублей)

Заказчики мероприятий Государственной программы

Всего

В том числе по источникам финансирования

средства государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения

средства от возврата бюджетных ссуд

Минтруда и соцзащиты

6 079 400

6 079 400

-

Брестская область

45 872 600

40 572 600

5 300 000

Витебская область

56 560 000

49 460 000

7 100 000

Гомельская область

52 497 000

45 697 000

6 800 000

Гродненская область

44 179 600

38 579 600

5 600 000

Минская область

51 370 000

44 520 000

6 850 000

Могилевская область

46 089 000

39 989 000

6 100 000

Город Минск

26 000 600

26 000 600

-

Итого

328 648 200

290 898 200

37 750 000

Примечание Источник:  [11].

В результате реализации мероприятий Государственной программы к концу 2013 года уровень регистрируемой безработицы планируется обеспечить до 1,5 процента к численности экономически активного населения, в том числе в Брестской области – 1,3 процента, Витебской – 1,4, Гомельской – 1,5, Гродненской – 1,2, Минской – 1,4, Могилевской – 1,5 и г.Минске – 0,6 процента.  [12]

В январе – сентябре 2013 г. республиканскими органами государственного управления, областными и  Минским городским исполнительными комитетами, нанимателями осуществлялись меры, направленные на выполнение Государственной программы. В 2013 г. на учет было поставлено 202 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 120,5 тыс. человек, или 59,6% от числа обратившихся. Оказано содействие в трудоустройстве  в  январе – сентябре 2013 г. 143,8 тыс.  человек,  в  том  числе 92,2 тыс. безработных, или 64,2% от числа всех трудоустроенных.

Основные показатели Государственной программы в целом стабильно выполняются. На оплачиваемые общественные работы в январе – сентябре 2013 г. было привлечено 50,2 тыс. человек, из них 26,3 тыс. безработных, или 52,4% от числа привлеченных.

На одну заявленную в органы по труду, занятости и социальной защите вакансию  на  конец  сентября 2013 г.  условно  приходилось 0,3 безработных (на конец сентября 2012 г. – 0,4 безработных). Из общего числа вакансий 80,4% предназначены для трудоустройства рабочих.

Средний  размер  пособия  на  одного  безработного  в  сентябре 2013 г. составил 123,2 тыс. рублей, или 11,9% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. [13]

Итак, основная цель Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2013 год – повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда в условиях модернизации экономики Республики Беларусь. Проводятся соответствующие мероприятия по выполнению поставленных задач. Итоги текущего мониторинга показывают, что существенного ухудшения ситуации с регистрируемой безработицей не наблюдается. Ситуация на рынке труда остается стабильной, контролируемой.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Рынок труда  – это экономическое пространство, на котором в результате конкуренции между экономическими агентами через механизм спроса и предложения устанавливается определенный объем занятости и уровень оплаты труда.

  1.  На совершенно конкурентном рынке труда более высокий уровень заработной платы на отдельном рынке привлекает на него большее число работников; равновесная ставка заработной платы и равновесный уровень занятости у работников данного вида находятся на пересечении кривых предложения этого труда и спроса на него.
  2.  Монопсонии на рынке труда присуще единство нанимателя конкретного вида труда, относительная немобильность данного вида труда, определение размера заработной платы самой фирмой. В зависимости от дифференциации цен на продукцию выделяют ценовую дискриминацию трех степеней. Профсоюзы принимают участие в реализации экономических интересов работников.
  3.  В классической модели экономики рынок труда является гибким, способным к саморегулированию и автоматическому восстановлению равновесия. Он функционирует в условиях совершенной конкуренции, что обеспечивает эффективное взаимодействие спроса и предложения труда, при достижении полной занятости. Длительная безработица невозможна. Неоклассики объясняют ее фактическое наличие вмешательством государства, деятельностью профсоюзов и иными факторами, которые нарушают гибкость и саморегулируемость рынка. Спрос на труд и предложение труда формируются под влиянием реальной ставки заработной платы, что объясняется рациональным поведением экономических субъектов. Спрос и предложение труда не зависят от уровня цен.
  4.  Совсем иных представлений о рынке труда придерживаются кейнсианцы. Они полагают, что предложение труда формируется под влиянием номинальной ставки заработной платы. Попытка домашних хозяйств сформировать предложение труда, ориентируясь на реальную заработную плату, приводит, в условиях ценовой нестабильности, к возникновению денежных иллюзий, обуславливающих неверную оценку заработной платы в настоящий момент времени и в будущем. Гибкость рынка труда нарушается целым рядом институциональных факторов. Такой фактор, как фиксация в долгосрочных контрактах денежной ставки заработной платы и особенностей ее корректировки в условиях инфляции обуславливает снижение реальной заработной платы, когда реальный темп инфляции превышает ожидаемый. Этим объясняется рост предложения труда в условиях увеличения уровня цен, что, в свою очередь, позволяет увеличить выпуск продукции при росте уровня цен в краткосрочном периоде.
  5.  Анализ состояния рынка труда в Республике Беларусь требует учета специфики отечественной экономики, которая в значительной мере отличается от моделей развитых стран, где, все же, преобладает частный, а не государственный сектор. В основе функционирования экономики Республики Беларусь - очень сильное государственное участие буквально во всех сферах экономической жизни. Спрос на труд во много формируется под влиянием административных механизмов, позволяющих поддерживать искусственно высокую занятость и объем производства. Можно отметить, что в силу отсутствия рыночной гибкости заработных плат, рынок труда республики в большей степени соответствует кейнсианской, но не классической модели.
  6.  Определение проблемы эффективности рынка труда в республике затруднено отсутствием объективных ее оценок, поскольку официальный подход, основанный на нормативном учете людей, удовлетворяющих целому ряду весьма жестких критериев, дает, в настоящее время, уровень безработицы в 0.5%, что, конечно же, не отражает полностью ситуацию с безработицей в стране.
  7.  Необходимо подчеркнуть, что основными особенностями рынка труда Республики Беларусь являются: существование адаптационных механизмов в формировании спроса и предложения на совокупном рынке труда; особенности использования человеческих ресурсов на предприятиях; неразвитое институциональное строение рынка труда регионов; несоответствие спроса и предложения рабочей силы по квалификационному и профессиональному составу, территориальному расположению безработных и свободных рабочих мест; дифференциация рынка труда на региональном уровне;  несогласованность рынка труда и рынка образовательных услуг;  диспропорция в подготовке кадров по уровням образования, профессиям и специальностям.
  8.  Политика занятости система принципов и мер, направленных на содействие рациональной занятости населения и предотвращение безработицы. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 1211 утверждена Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2013 год. Основные направления совершенствования рынка труда в Республике Беларусь следующие: преобразовать скрытую безработицу в полную эффективную занятость; оказать помощь работодателям в структурной перестройке экономики и улучшить эффективность занятости населения вследствие обновления рабочих мест и модернизации; устранить региональный разрыв безработицы; вовлечь незанятых граждан в экономическую деятельность; содействовать безработным в организации предпринимательской деятельности; повысить конкурентоспособность рабочей силы; снизить дисбаланс спроса и предложения; обеспечить занятость населения в малых городах и районах с относительно высоким уровнем безработицы.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Меликьян, Г.Г. Занятость, рынок труда и социально-трудовые отношения: учеб.-метод. пособие: практикум / Р.П. Колосова,  Г.Г. Меликьян. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2008. — 458 с.
  2.  Бурда, М.  Макроэкономика: Европейский текст/ М. Бурда, Ч. Виплош. – Москва, Судостроение, 1997. – 544 с.
  3.  Рощин, С.Ю. Теория рынка труда: учеб.-метод. пособие / С.Ю. Рощин, Т.О.Разумова. – 2-е изд., испр. — Москва: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1999. — 192 с.
  4.  Макконнелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. 18-го англ. изд. / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю, Ш.М. Флинн. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 1010 с.
  5.  Гальперин, В.М. Микроэкономика: в 2-х т./ В. М. Гальперин, С. М.  Игнатьев, В. И. Моргунов. – Санкт-Петербург: Институт "Экономическая школа" , 2004. – 493.
  6.  Manufacturing ISM Report on business October 2012: Institute for supply management [Electronic resource]. – Access mode: http://www.ism.ws/ismreport/mfgrob.cfm#top. – Date mode: 10.11.2012.
  7.  Statistics / Employment: U. S. Department of labor [Electronic resource]. – Access mode: http://www.dol.gov/dol/topic/statistics/employment.htm#.UKUE

         %20pq2JuOt.

  1.  Самуэльсон, П.Э. Экономика: учеб.пособие / П.Э. Самуэльсон, В.Д. Нордхаус. – пер. с англ., 16-е изд. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2009. – 688 с.
  2.  Statistics Bureau: Ministry of internal affairs and communications/ [Electronic resource]. – Access mode: http://www.stat.go.jp/english/data/roudou/154.htm.
  3.  13. Ванкевич, Е.В. Концептуальные направления развития рынка труда Беларуси: эконом.бюл. / Е.В. Ванкевич. – Минск, 2011. - №6 – С.48-52.
  4.  Министерство труда и социальной зашиты Республики Беларусь. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by/ru/sostojanie.
  5.  Государственная программа содействия занятости населения Респ. Беларусь на 2013 год:  постановление Совета Министров  Респ. Беларусь, 27.12.2012 № 1211. – 2013.
  6.  Статистический ежегодник Республики Беларусь 2013. - Минск: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2013.
  7.  Национальный статистический комитет РБ: Годовые данные – Труд [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/labor.
  8.   The World Bank: Belarus [Electronic resource]. – Access mode: http://www.worldbank.org/en/country/belarus/ .
  9.  Бондарь, А.В. Человеческий капитал: содержание, методология исследования и условия развития / А. В. Бондарь, И. В. Корнеевец // Белорусский экономический журнал. – 2008. – № 3. – С. 89–102.
  10.  Бондарь, А.В. Накопление человеческого капитала как источник экономического роста / А.В. Бондарь, И.В. Корнеевец // Науч. тр. Белорус. гос. экон. ун-та: юбил. сб. / Белорус. гос. экон. ун-т; редкол.: В.Н. Шимов [и др.]. – Минск, 2008. – С. 35–41.
  11.  Бондарь, А.В. Человеческий капитал: содержание, методология исследования и условия развития / А.В. Бондарь, И.В. Корнеевец // Белорус. экон. журн. – 2008. – № 3. – С. 89–102.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Таблица А.1 - Динамика номинальной и реальной среднемесячной заработной платы за 2011-2012 год

     Год

Номинальное начисление заработной платы

Реальное начисление заработной                    платы

 

тыс. руб.

Соответствующему периоду предыдущего года, %

Соответствующему периоду предыдущего года, %

    2011

5047,0

140,2

117,9

  2012

3676,1

193,5

121,5

  2013

1899,8

156,1

101,9

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [14].

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Рисунок Б.1 – Динамика спроса и предложения рабочей силы в 2004-2013 годах.

Примечание Источник: [11].

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Рисунок В.1 – Динамика количества безработных в январе-декабре 2012 -2013 гг.

Примечание Источник: [11].

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Рисунок Г.1 – Диаграмма состава безработных по категориям на 01.07.2013г.

Примечание Источник: [11].

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Таблица Д.1 - Основные задачи реализации Государственной программы в соответствии с принципами государственной политики в области занятости

Принципы государственной политики в области занятости

Основные задачи реализации Государственной программы содействия занятости населения

  •  Принять меры, обеспечи-вающие предотвращение безработицы;
  •  содействовать трудоуст-ройству граждан с ограниченными возможностями;
  •  предоставить компенсации и социальные гарантии безработ-ным;
  •  обеспечить равные воз-можности в трудоустройстве для всех трудоспособных граждан;
  •  привлечь профсоюзы и союзы предпринимателей в реше-ние проблем занятости, их взаимодействии с гос. органами;
  •  содействовать и поощрять граждан в развитии их способнос-тей к труду;
  •  задействовать между-народное сотрудничество в реше-нии проблем занятости.
  •  Совершенствовать под-готовку кадров с учетом потреб-ностей рынка труда;
  •  повышать конкуренто-способность рабочей силы;
  •  содействовать нанима-телям в структурной перестрой-ке производств;
  •  стимулировать экономи-ческую активность населения;
  •  интегрировать в трудо-вую сферу целевые группы насе-ления, нуждающихся в социаль-ной поддержке;
  •  осведомлять население о вопросах занятости на информа-ционном, методическом и ином уровне.

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [12].

PAGE   \* MERGEFORMAT 19



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
21134. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 353.7 KB
  Рынок труда является одним из индикаторов, состояние которого позволяет судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности социально-экономических преобразований. Складывающаяся многоукладная экономика и ее структурная перестройка предъявляют новые требования к качеству рабочей силы, ее профессионально-квалификационному составу и уровню подготовки, обостряет конкуренцию между работниками.
899. Институты рынка труда и их развитие в Республике Беларусь 155.7 KB
  Функционирование белорусского рынка труда в переходной экономике происходит под воздействием многих социально-экономических факторов, которые, в свою очередь, подвержены перманентным изменениям. Поэтому, чтобы разработать механизм регулирования процессов на рынке труда
5432. Рыночное и государственное регулирование оплаты труда 44 KB
  Практически каждый человек трудоспособного возраста на сегодняшний день должен трудиться и тем самым зарабатывать денежные средства, чтобы суметь содержать и поддерживать на достаточном уровне свою собственную повседневную жизнь и жизнь своей семьи, её быт
3627. Система управления охраной труда в Республике Беларусь 22.96 KB
  Республика Беларусь, как и многие страны бывшего СССР, при организации работы по охране труда в новых условиях столкнулась с рядом объективных трудностей. Действующая ранее в данной сфере командно-административная система управления была разрушена
20003. Состояние рынка товаров и услуг в Республике Беларусь и факторы, влияющие на него 140.29 KB
  Сбалансированный эффективный рынок товаров и услуг определяет повышение уровня жизни населения позволяет создать экономику ориентированную на человека развивает заинтересованность в труде поощряет предприимчивость деловитость и поиск. За последние годы произошли существенные изменения в сфере рынка товаров и услуг. От того насколько четко организованно продвижение товара и успешно выполняет в сфере товарного обращения свою миссию торговля по доведению производственного продукта до потребителя зависят в конечном счете удовлетворение спроса...
17820. Проблемы функционирования рынка труда в России 66.88 KB
  Рынок труда является одним из индикаторов, состояние которого позволяет судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности социально-экономических преобразований.
719. Особенности потребления ресурсов и политики ресурсосбережения в Республике Беларусь 222.06 KB
  Предмет исследования – особенности потребления ресурсов и политики ресурсосбережения в Республике Беларусь. Цель работы: изучить проблемы связанные с безграничностью потребностей и ограниченностью ресурсов на современном этапе и обосновать направления государственной политики в области ресурсосбережения и рационального использования ресурсов. Исследования и разработки: на основе обобщения и анализа различных теоретических данных по исследованию проблемы взаимодействия потребностей и ресурсов выделены факторы уменьшающие ресурсный дефицит...
18302. Регулирование рынка труда в условиях трансформирующейся экономики Казахстана 189.29 KB
  Осуществляемый в настоящее время переход к форсированному индустриально-инновационному развитию, с одной стороны, расширяет возможности дальнейшего роста занятости, а с другой – требует разработки и реализации новых подходов к вовлечению на рынок труда внутренних резервов рабочей силы, повышению качества и экономической активности трудовых ресурсов.
14458. Экономико–правовое регулирование рынка труда и занятости населения краснодарского края 120.78 KB
  Исходя из важности системного характера процессов становления рыночной экономики, занятость населения представляет собой не только важный производственный ресурс общества, эффективное использование которого является необходимым фактором ускорения экономического роста, но и в значительной степени основу для социальной стабильности в обществе и гармоничного общественного развития в целом.
2023. Саморегулирование рекламной деятельности в России. Регулирование рекламы со стороны большого бизнеса. Государственное регулирование рекламы 31 KB
  Регулирование рекламы со стороны большого бизнеса. Государственное регулирование рекламы. Российское законодательство о рекламе ставит преграды на пути ненадлежащей рекламы. Однако в сфере рекламы эффективное регулирование при помощи норм формального права объективно затруднено особенностями самой сферы регулирования.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.