ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Развитие ребенка как самостоятельной ответственной личности, умеющей думать, ставить и решать жизненные и профессиональные задачи, любящего родину – вот задача, обозначенная в новых стандартах образования, по которым нам необходимо жить и работать.

2014-12-11

20.74 MB

116 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

         

Кафедра развития образования

Практико-значимая работа по теме

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ  ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»

Выполнил:

Власкина Наталия Павловна,

Учитель ИЩЗО и технологии

МБОУ Белоомутская СОШ №1

Научный  руководитель:

канд. филол. наук, доцент Лексина Анна Владимировна

Луховицы  2014

СОДЕРЖАНИЕ

  1.  

[0.0.0.1] Практико-значимая работа по теме

[0.0.0.2] «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ  ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»

[1] 2.1 Основные понятия

[2] 2.2 Современные инновационные технологии в образовании

 Приложение                                                                                        17стр.       

5.1 Занятие объединения «Азбука дизайна»                                      17 стр.

5.2 Урок технологии в 7 классе.                                                          26 стр.

5.3 Мониторинг успеваемости и активности обучающихся            31 стр.

  1.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Происходящие в настоящее время изменения в общественной жизни, требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного продвижения в информационных полях, умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем в профессиональной деятельности, самоопределения в повседневной жизни.

Развитие ребенка как самостоятельной ответственной личности, умеющей думать, ставить и решать жизненные и профессиональные задачи, любящего родину – вот задача, обозначенная в новых стандартах образования, по которым нам необходимо жить и работать.

Творчество же, в том числе и декоративно-прикладное, – важнейшее средство эстетического развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства.

В настоящее время Россия начала вхождение в мировое образовательное пространство, это требует модернизации образовательной системы:  акцентируется иное ее содержание, введение в образовательную среду инновационных технологий, в основу которых положены целостные модели учебно-воспитательного процесса, основанные на диалектическом единстве методологии и средств их осуществления,  а жизнь определяет другие подходы к процессу обучения, поведение и  педагогический менталитет учителя.

Новые технологии, методики и способы обучения   разрабатываются для того, чтобы каждый ребенок, окончив школу, смог добиться успеха в жизни, используя все свои возможности.

Таким образом, целью инновационных технологий является формирование активной, творческой личности будущего специалиста, способного самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность.

Объект исследования: практическое применение разнообразных инновационных технологий, которые имеют место в современном педагогическом процессе на примере разных типов  уроков.

Предмет исследования: литературные источники, рассматривающие проблему инновационных педагогических технологий, которые применяются в современном педагогическом процессе.

Гипотеза: инновационные технологии помогут сформировать активную позицию, раскроют творческий потенциал личности, помогут вовлечь учащихся в учебный процесс, повысить результативность обучения, учесть личностно – ориентированные потребности и особенности детей.  

Цель исследования: раскрыть понятие инновационных педагогических технологий и основные методологические требования, которым должна отвечать любая инновационная технология обучения.

Задачи исследования: подобрать и систематизировать данные по вопросу применения инновационных методов обучения в современном педагогическом процессе.

Предмет работы: литературные источники, рассматривающие проблему инновационных педагогических технологий, которые применяются в современном педагогическом процессе.

Методы работы:

  •  - изучение литературы ;
  •  - изучение опыта работы по инновационным технологиям,     представленного в интернете преподавателями технологии;
  •  - опробация выбранных технология на уроках разного типа и разной тематической направленности.

Теоретическая значимость: создание базы технологий,
особенно успешно используемых на уроках трудового обучения

Практическая значимость работы: использование полученных данных проведенных исследований в педагогической практике.

  1.  ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1 Основные понятия

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

Инновационной школой называется учебно-воспитательное заведение, деятельность которого построена на авторских идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику (Г. Селевко). Выделяются следующие отличительные качества (критерии) инновационных школ:

  •  Инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса.
  •  Альтернативность: отличие каких-либо из основных компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, методов, средств и др.) от традиционных, принятых в массовой школе.
  •  Концептуальностъ учебно-воспитательного процесса: сознание и использование в авторской модели философских, психологических, социально-педагогических или других научных оснований.
  •  Системность и комплексность учебно-воспитательного процесса.
  •  Социально-педагогическая целесообразность: соответствие целей школы социальному заказу.
  •  Наличие результатов, определяющих реальность и эффективность авторской школы.

2.2 Современные инновационные технологии в образовании

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. К числу современных образовательных технологий можно отнести: развивающее обучение; проблемное обучение; разноуровневое обучение; коллективную систему обучения; технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ); исследовательские методы в обучении; проектные методы обучения; технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии и др.

2.3 Классификация педагогических технологий

Тенденция

Задача

Технологии

Переход от обучения к учению

Поиск организацион-

ных форм освоения содержания образования

Модульного обучения

Организации самостоятельной работы

Дистанционного обучения

Другие

Реализация компетент-ностного подхода

Расширение спектра

видов

продуктивной

образовательной деятельности обучающихся

Проектной,

учебно-исследовательской деятельности

Анализа конкретной ситуации

Организации творческой деятельности

Другие

Возрастание роли

субъектности и самостоятельности,

необходимость учения «через всю жизнь»

Осуществление учения

Рефлексивного обучения

оценки достижений,

самоконтроля,

Самообразовательной деятельности

Возрастание роли информации в современном мире

Организация работы с информацией

РКМЧП /развитие критического мышления через чтение и письмо/

Информационные

Проблемного обучения

Другие

Возрастание роли

командной работы

в современном мире

Организация группового взаимодействия в

образовательном

процессе

Организации группового взаимодействия

Организации дискуссии

Обучения на основе социального взаимодействия и т. д.

2.4  Практическое применение

Программа  предмета «Технология» вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности

ИКТ

Использование ИКТ на уроках технологии мне позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным; эффективно решать проблему наглядности обучения, помогают  проводить тестирование или виртуально сопровождать практическую работу. Я использую ИКТ на разных этапах урока: при объяснении нового материала  и при закреплении, при повторении и на этапе контроля и рефлексии. Беседа посредством ИКТ активизирует память и речь. Физминутки  и динамические паузы также выигрывают при использовании ИКТ.( см.Приложение1, 2)

На уроке «Кулинария. 5 класс. Горячие напитки» используется презентация, делающая рассказ учителя более доступным для понимания, иллюстративным. Презентация позволяет учителю не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме, заставляя учащихся активизировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения (как вы думаете, какой из этих напитков самый распространенный, самый древний?), анализировать полученную информацию (многообразие сортов чая, видов кофе), сравнивать (чем отличаются сорта и виды чая, кофе), обобщать (лабораторная работа «Определение свойств разных видов и сортов чая), делать выводы (какими свойствами обладает напиток), тем самым, развивая мышление учащихся, активизируя их познавательную деятельность. 

Медиа презентации рассчитаны на разные  типы восприятия информации.

Презентации, сделанные моими учениками высоко оценивались конкурсными жюри. Диплом лауреата на конкурсе «Лучшая презентация» XI Международного детского экологического форума «Зеленая планета», победа роликов « Реликтовое чудо», « Молодило», «Робинзоны, 28 лет спустя» на туристско-экологических слетах, «Удивительное место поселка Белоомут» на фестивале «Меридиан надежды» - еще не полный их перечень.

ТЕХНОЛОГИЯ МАСТЕРСКИХ

Технологию мастерских  разрабатывает  группа французских учителей «Французская группа нового воспитания». Она основывается на идеях свободного воспитания Ж.-Ж. РУССО, Л.Толстого, психологии гуманизма Л.С.Выготского

В технологии мастерских главное не сообщить и усвоить информацию, а передать способы работы. Передавать способы работы, а не конкретные знания – очень не простая задача для учителя. Тем благодарнее результаты, выражающиеся в овладении учащимися творческими умениями, в формировании личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию, что является одной из задач, поставленных перед педагогами  ФГОСми  2-го поколения 

В начале занятия дети получают исходный материал ( например, цветную шерсть- основу, использовав которую, они сделают свои открытия),знакомятся со способом ее обработки , раскладки на бумаге или ткани. К этому материалу предлагается несколько заданий (например, нарисовать  животных, используя имеющиеся инструменты и материалы ), для выполнения которых понадобятся навыки поиска, внимание и сообразительность, помощь друзей и творческий настрой.

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД

Современное общество предъявляет серьезные требования к качеству образования молодого поколения: владение различными способами деятельности (познавательной, творческой, проектной), умение ориентироваться в огромном информационном потоке, обладание способностью к самостоятельному конструированию своих знаний, умение критически мыслить, владение навыками коллективного труда.

Все эти способности  хорошо стимулируются к развитию при использовании метода  проекта (готовые проекты  в дальнейшем могут использоваться как учебные материалы и пополнить школьную  медиатеку).

Технология проектного обучения характеризуется получением учащимися конкретного практического результата и его публичным представлением. Данный метод значительно укрепляет межпредметные связи и информатика играет в этом главенствующую роль.

Метод проектов – это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых «продуктов».

Опыт применения метода проектов дает возможность выделить два уровня тем для проектирования:

  •  тематические — это, как правило, индивидуальные проблемные задания, сравнительно небольшие по объему и включающие во все возможные варианты решения, вновь полученные знания;
  •  итоговые — это, как правило, объемные проблемные задания, выполняемые на протяжении длительного периода времени.

Учебные проекты выполняются непосредственно на уроке,  и в качестве вида внеклассной самостоятельной работы.  

У меня в программе на проектную деятельность отводится от 6 до 14 часов, которые позволяют ученикам закрепить изученные технологии, представив на суд общественности  свои собственные разработки по пройденным темам. Например, изучив в 5 классе тему «Комнатные растения в интерьере», девочки  не просто занимаются посадкой и пересадкой растений , но и декорируют  цветочный горшок по собственным эскизам .В этом году  мы не стали забирать проектные работы домой, а подарили цветы в эксклюзивных горшочках учителям на День Учителя!

ТРИЗ ТЕХНОЛОГИЯ

Знакомство с технологией создания каких- либо вещей через исследование опытного образца.

Мной часто используется ТРИЗ технология. Например, «кофейные»  игрушки мы рассматривали с точки зрения «мастеров китайских кварталов», которым  нужно сделать точную копию. Сначала делались предположения относительно материала, из которого сделаны игрушки (кожа или ткань? А может бумага?), способа  изготовления (склеено? сшито?), вариантов покраски и сохранения запаха и т. п. Во время горячих дебатов  отсеивались ошибочные  мнения и способы. Ребята делают игрушки по продуманной технологии, а затем вносят свои предложения или замечания, и вторая ( проектная) игрушка получается абсолютно авторской!

ПРОБЛЕМНЫЙ МЕТОД

Использование проблемной технологии позволяет создавать из «мусора» удивительные вещи, развивает воображение, смекалку, умение находить новое применение известным вещам. .( см.Приложение1, 2)

Мы делаем шкатулки и «чайные» домики из картона, спичечных коробков, пробкового покрытия, создаем альбомы в технике скрапббукинга.

Используя смешанную технологию при изготовлении румбоксов, ребята создают маленькие модели окружающего мира: уголок парка, частичку моря, маленький домик. Что только не идет в дело : и гипс, и стеклянные стаканчики, и искусственные растения, и обломки игрушек, и пуговицы, и старые кулоны, часы, стержни от ручек ! Кроме всего прочего, это  способствует и  экологическому воспитанию - ведь  вещи « на выброс» не загрязняют окружающую среду, а получают шанс на вторую жизнь!!

Эти «игрушки» не только забавны, красивы, но и функциональны: все они имеют электрическую цепь и являются «ночниками». Старшеклассники ( 8 класс) собирают систему освещения самостоятельно, а остальные используют готовые наборы от фонариков или ночников.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОГРАМИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Применение  данной технологии  позволяет четко соблюсти рецептуру и последовательность действий и, в дальнейшем, разработать свой рецепт (программу)  изготовления  какого-либо блюда, домашнего мыла  или ароматической свечи.

Для этого на уроках и во время внеурочной деятельности  мною часто используются мастер-классы, как в прямом показе, так и созданные с помощью ИКТ в виде презентаций или записанные пошагово на видео. Это могут быть подготовленные мной , моими учениками или найденные в интернете в свободном доступе материалы, которые позволяют добиться замечательных результатов с первой попытки.

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

В школе важно научить детей мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблем. Я считаю, что личностно-ориентированная технология в комплексе с современными компьютерными технологиями хорошо подходит для решения поставленных задач. Урок становится насыщенным, занимательным, и в то же время понятным для учеников разного уровня. У ребят развивается устойчивый познавательный  интерес к учению. .( см.Приложение1, 2)

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В связи с тем, что большую часть времени дети пребывают в школе, возникает необходимость превращения образовательной среды в реабилитационно-оздоровительную и просветительскую среду, с целью создания единого адаптационного пространства, неразрывно соединяющего педагогику, психологию, медицину, школу и семью. Это программы и методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. .( см.Приложение1, 2)

Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии

здоровья школьников. Обязательные  физминутки и динамические паузы, правильно организованное обучающее пространство, соответствие учебной

и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка, постоянное затрагивание  вопросов здорового образа жизни на своих уроках: анерексия

вши, внутренние и внешние паразиты, духовное здоровье - эти вопросы я рассматриваю на  занятиях, не смотря на то, что, возможно, с ними дети знакомятся на других уроках. Так как считаю: повторение-лучшее учение!

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Игровая деятельность рассматривается как наиболее доступный эффективный метод обучения школьника его собственной активной позиции, связанный с инициативой, фантазией, творчеством. Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. .( см.Приложение1, 2)

Игровая деятельность способствует развитию у школьников мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.

Деловые,  ролевые игры ( плюсом идет  участие в фестивалях и реконструкциях), игровая организация учебного процесса с использованием заданий -всего и не перечислишь! Главное- не заигрываться.

Настраивая детей на создание «прекрасного», я стараюсь никогда не забывать об утилитарности, «полезности» созданных вещей. Не люблю, когда  поделки просто пылятся на полке! Все должно быть использовано (желательно, по назначению!) Поэтому, сделанным нами мылом можно мыться, свечки - горят, ароматизаторы ( саше) вполне заменят  ключницы (вешалку для ключей) или послужат подставкой под горячее!

III.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование педагогических технологий позволило мне, как учителю,  продуктивно использовать учебное время и добиться высоких результатов. Подтверждение всему  выше сказанному – проведенные мониторинги, участие  и победы в конкурсах разных уровней (см. Приложение 3).

Итогом работы служат выставки детского творчества в школе и в поселке,  создание альбомов  и газет с использованием детских работ,  участие наших школьников в различных акциях.

Я работаю третий год, но ребята уже успели поучаствовать в районных, областных, всероссийских и международных конкурсах.

В 2013 году на V Российском открытом конкурсе декоративно-прикладного и народного творчества  «Волшебные краски детства» диплом 2 степени получила Зиганшина София, ученица 5 класса , а в 2014 году на VI Российском открытом конкурсе декоративно-прикладного и народного творчества «Волшебные краски детства» диплом 1 степени у Келина Алексея,  ученика 1 класса. На XV Международном фестивале прикладного творчества «Детство без границ» у нас  из 5-рых  участников - три первых места и два вторых: Зиганшина София 5класс, Сурина Юля 5 класс, Власкина Маша 2класс, Власкина Дарья 7 класс, Мострюкова Надежда 7 класс.

В 2014 году мы приняли участие XVI Международном фестивале прикладного творчества «Детство без границ»,  результаты – 2 первых места и 2 третьих!

Не забываем мы и исторические праздники, фестивали и реконструкции, что позволяет не только « себя показать», но и  «людей посмотреть». 1 июня 2014 года мои  ребята с делегацией поселка представляли рыбацкую артель из Белоомута, показывая способы старинной ловли рыбы на V Зарайском православном фестивале «Мы – единая православная семья» в ролевой игре «Август 1914 года в Рожново» . А уже 27 июля нашей целью стало участие в 1 Белоомуском фестивале «Царская уха». Именно с этого фестиваля, мы надеемся, начнется активное превращение нашего поселка в центр историко-краеведческого туризма!

Опираясь на свой опыт и источники информации, можно сделать следующие выводы :

- современные педагогические технологии направлены на главную фигуру школы  - ученика. Для выбора технологии требуется понять ученика, принять ученика, признать ученика как субъекта процесса обучения и подобрать образовательные технологии, учитывая подбор класса и возраст, тему и наличие дидактической обеспеченности обучения, не забывая о желаемом результате.

- самым продуктивным и оптимальным для решения учебных, педагогических и воспитательных задач урока является использование активных методов обучения.

- использование современных педагогических  технологий дало положительный результат в  моей педагогической  деятельности. Применение данных технологий позволили повысить эффективность учебного процесса, уровень мотивации , информированности и подготовки учащихся, индивидуализировать обучение. Позволили вовлечь учащихся в учебный процесс, повысить результативность обучения, а также в максимальной степени учесть личностно – ориентированные потребности и особенности детей.  

IV.  ЛИТЕРАТУРА

  1.  Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М.: Просвещение-АСТ, 1994. – 362 с.
    1.  Батурин С.О. , Современные инновационные технологии в школьном образовании, -  http://www.sch130.nsc.ru/people/staff/sovet/BaturinSO_170308.rtf.
      1.  Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.
        1.  Вербицкий А.А. Активное обучение в школе: контекстный подход. - М.: Просвещение, 1991. – 218 с.
        2.  Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. — М.: Вита-Пресс, 1999.
        3.  Головина Л.М. Активизация познавательной деятельности учащихся. – М.: Проспект, 2003. – 242 с.
        4.   Дичковская И.М. Инновационные педагогические технологии. – К., 2004.
        5.  Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования // Образовательные технологии: Сборник научных трудов. - Новосибирск, ИПСО РАО.-1997.- 1. с.77-81.
        6.  Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: Использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов Изд. 1-е/ 2-е, стереотип. – Волгоград, - В помощь администрации школы, - 2008, 91 с.
        7.  Педагогика: учеб. / Л.П.Кривошенко [и др.]; под ред. Л.П.Кривошенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 432 с.
        8.  Платонова Т.А. Роль мотивации в познавательной активности // Сб. «Активность личности в обучении». - М.: Педагогика, 1986. – 308 с.
        9.  Подковыров А.М. Педагогический опыт информатизации школьного образования // Материалы научно-практической конференции. – М.: Изд. МГУ, 2003. – 487 с.
        10.  Подластый И. Опираясь на закономерности // Народное образование. - 1991. – № З.
        11.  Политика в области образования и новые информационные технологии // Информатика и образование. - 1996. - № 5.
        12.  Попов М.В. Технология применения компьютера в учебном процессе // Сб. «Учебные технологии». – СПб.: НОВА, 2004. – 482 с.
        13.  Розенберг Н.М. Информационная культура в содержании общего образования // Советская педагогика. - 1989. - № 3.
        14.  Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. – М.: Народное образование, 2005. – 208 с.
        15.  Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения // Информатика и информационные технологии в образовании. - №12. – 2004.
        16.  Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с
        17.  Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. – М.: Педагогика, 1980. – 268 с.
        18.  Сальникова Т.П. Педагогические технологии Уч.пос. – М.: - 2003 г.
        19.  Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 1982. – 278 с.
        20.  Шеншев Л.В. Компьютерное обучение: прогресс или регресс? // Педагогика. – 1992. - № 11.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

5.1 Занятие объединения «Азбука дизайна»

«Маленькое государство мастеров –поселок Белоомут»

Тема:  Мыловарение и кардмейкинг

Цель: развитие творческие способности учащихся

Задачи:

-знакомство учащихся с историей возникновения мыла, его сортами, расширение кругозора  учащихся;

-ознакомление  с технологией  изготовления мыла и объемных открыток;

- анализ ценности слов и вещей;

-воспитание гордости за свой поселок, род, Родину;

-развитие чувства прекрасного, желания  и потребности трудиться, создавать самим, а не получать готовое;

-осознание необходимости быть благодарными и щедрыми.

Оборудование:  ПК,  экран, презентация,  динамические паузы в экранном варианте, музыкальное сопровождение, электроплитка, эмалированная чаша, форма, ножницы, клей, кисти, тряпочки.

Материалы: мыльная основа, напечатанные фоны, пожелания, кошки, пищевые красители, ароматизаторы.

                                          Ход занятия:

Оргмомент

Прозвенел звонок! Пора!
За работу, мастера!
Слушать,  делать, рассуждать,
И друг другу помогать!

Сегодня я предлагаю вам вместе со мной отправиться в прошлое нашего поселка !

Мотивирование к деятельности

Актуализация знаний

Обозначение I темы

Динамическая пауза

Открытие новых знаний

 

Посмотрите, я уже почти готова: видите, какое на мне платье?!  

В таком льняном платье ходили наши предки, жившие в поселении на месте нашего поселка в 14-15 веке.

А кто же такие- наши предки?

Это те, кто «перед вами» жил, раньше вас. Это мамы и папы, бабушки и дедушки , прабабушки и прадедушки  и все люди из вашего рода, вашей фамилии.

Посмотрите, рукава на моем платье очень широкие, а раньше их ещё и длинными делали!

 

-Как вы думаете, а удобно ли так ходить и что либо делать?

Прежде, чем за какую работу приняться, надо было рукава подвязать или браслетом - створнем закрепить, чтобы не мешались. А кто за дело брался со спущенными рукавами, про того говорили:

«Э…Да он спустя рукава  работает! Значит , ничего путного - хорошего не сделает!»

На голову надевали налобные повязки.

-А зачем?

 

Чтобы волосы в  глаза не лезли, дело делать не мешали. Носили такие повязки не только девочки  и девушки, но и мальчишки и мужчины. Особенно, когда мастерить что-нибудь садились.

Взрослые женщины такую повязку на платок надевали, а ребятишки просто на непокрытую голову.

Вот сейчас я  ее на голову надену и стану не просто Наталией Павловной, а мастерицей – рукодельницей из

далёкого прошлого.  

Ну-ка , милые мои, давайте ко мне в гости зайдем да предков своих добрым словом вспомним.

Люди у нас испокон веков мастеровитые жили! Об этом еще белоомутский краевед  Влазнев Василий Кузьмич писал. Недаром он называл наш Белоомут маленьким государством мастеров!  Ловкие да умелые, старательные да чистоплотные!

Поглядите-ка, что они умели!

По дереву узоры резали, глиняные крынки лепили. И лапти могли сплести, и валенки свалять!

(показ экспонатов музея)

Печи складывали, дома строили да наличниками узорными их окошки украшали!

Пряжу могли на прялке спрясть, ткань на рубаху соткать, лоскутное одеяло пошить или ажурным узором занавески разукрасить!

(показ экспонатов музея)

 А уж своими швейными умениями  повсюду славились. Из  самой Москвы  к нам заказы присылали! По деревням и селам наших портных ожидали: когда зайдем, почем пошьём?

И рыбу в Оке ловили такую, что сделал царь наших рыбаков поставщиками к его царскому столу!

А когда приходило время за стол садиться, наклоняла хозяйка рукомойник  над лоханкой…(показ )

-Для чего? Что это такое?

Да кроме полотенца вышитого, доставала  заветный кусочек мыла душистого, самодельного!

Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится!

-Как вы думаете, чему я научу вас сегодня на занятии? (обозначение I темы - варить мыло)

Раз вы в Белоомуте живете, значит тоже мастера и мастерицы!(встать рядом со стулом)

 И ручки у вас умелые! ( разминка рук)

И головки светлые! (разминка  лица и шеи)

Вон сколько всего интересного да полезного вы на занятиях делаете!

Давайте наденем мы с вами тесемки-перевязки да фартуки и делом займемся .

Тема  «Мыловарение»

Только вот скажите-ка мне:

- Что такое мыло?

Мыло – это растворяющаяся в воде моющая масса.

- Какие виды мыла вы знаете?(ответы детей)

В настоящее время существует несколько видов мыла - туалетное, жидкое, хозяйственное, детское, мыло ручной работы.

Туалетное мыло -  для очищения и ухода за кожей.

Жидкое мыло. Удобно в применении, каждая бутылочка снабжена специальным дозатором.

Хозяйственное мыло – используется как моющее средство.

Мыло ручной работы.

Содержит целебные травы, фрукты.  Продается на развес и обычно стоит дороже, чем другие виды мыла.

- Как вы думаете, мыло было всегда? Кто его придумал? Из чего делали мыло раньше? (проблема)

Споры о том, кому человечество обязано изобретением мыла, до сих пор не завершены. Честь изобретения мыла приписывается сразу нескольким древним народам.

Древние греки очищали тело песком - особенно мелким, привезенным с берегов Нила. Древние египтяне умывались с помощью пасты из пчелиного воска, растворенной в воде. В нашей стране длительное время для мытья употребляли древесную золу.

Таким образом, раньше сырьем для мыла служили: зола, различные травы, глина, мед, воск, животные жиры.

- А сегодня в составе мыла входят  мыльная основа, ароматизаторы и красители.

Практическая работа I

Мотивирование к деятельности

Динамическая пауза

Актуализация знаний

Обозначение I I темы

Практическая работа II

Посмотрите, какая она, эта мыльная основа: полупрозрачная, переливающаяся! (показ учителем)

Мыльная основа плавится при нагреве и становится жидкой. Нарезанную на кусочки основу складывают в стеклянную или эмалированную чашку и, помешивая деревянной палочкой, нагревают , пока все кусочки не растворятся. А если добавить пищевой краситель, то ее можно сделать разноцветной! (показ учителем)

Теперь мыло можно разлить в формочки! Давайте капнем в него специальный ароматизатор, чтобы придать мылу запах. После остывания мыло будет вкусно пахнуть! (действие детей и показ учителя)

Пока мыло будет остывать, давайте подумаем, почему мыло так ценили? Для чего оно нужно?

Как моют руки, лицо? (покажите)

Как стирали раньше белье? (покажите)

–Разве нельзя вымыть руки и лицо обыкновенной водой?

– Правильно, мыло отмывает грязь, уничтожает микробы и неприятные запахи. Без него сложно отстирать одежду и помыть посуду. Поэтому мыло всегда было хорошим подарком.

А как сделать так, чтобы наш мыльный кусочек  стал настоящим подарком? ( Его надо красиво упаковать и написать пожелание или поздравление с пожеланиями, сделанными от чистого сердца, с любовью.)

-Что такое ПОЖЕЛАНИЕ?

По-желание - это твое желание, ПО-даренное другому человеку.

А какие желания надо дарить? Хорошие! Выберите из тех карточек, что лежат у вас на столе, 3 таких пожелания, какие вам очень понравятся!

Как вы считаете, что мы сейчас сделаем?

( Упаковку, открытку с пожеланиями)

Тема  «Кардмейкинг»

К новогодним праздникам у вас получились  замечательные объемные открытки . Как вы думаете, хороши они будут для наших « мыльных»  подарков? Конечно, на них и пожелания, и мыло разместить можно!

На ваших столах уже все готово

(цветная бумага, картон, упаковочная бумага, наклейки, тесьма, клей и др. )

Давайте приступим к работе.

-Выберите себе  картинки для фона. Лучше, если этот фон понравится тем, кто получит ваш подарок.

(выбор фоновых открыток)

-Приклейте на  белые квадратики кусочки утеплителя.

-Теперь ножницами вырежьте фигурку  кошки .Они тоже будут пожеланием. Кот или кошка обозначает дом, семью, охрану.

-Значит, чего мы желаем, когда дарим изображение таких чудесных животных? (семейного счастья, домашнего благополучия, защиты от неприятностей)

Наклейте кошечек так, как я показываю, и на белые квадратики снова приклейте кусочки утеплителя.

Теперь ножницами вырежьте оставшиеся  голову и хвостик кошки. Наклейте их поверх основной фигуры на  приклеенные кусочки.

А на оставшиеся  кусочки мы приклеим ваши пожелания добра, здоровья, любви, благополучия, счастья, успеха!

Теперь достанем наше мыло. Посмотрите, что за прелесть у нас получилась! Давайте закрепим его на нашей открытке и упакуем все в подарочный пакетик. А сверху сделаем бантик и повесим такую этикетку, где сказано, кто это чудо сделал ! А кому дарить -  вы дома сами напишете.  

Молодцы! У вас чудесные работы получились! Ваши мамы и папы , дедушки, бабушки, прадедушки и прабабушки могут вами гордиться: вы не зря в нашем мастеровом поселке Белоомут проживаете, достойной сменой подрастаете!

А теперь надо бы и за собой прибрать!

Динамическая пауза-уборка рабочего места

Поднимайтесь- ка, друзья,

Больше жить в грязи нельзя!

Мусор сбросим  мы в пакет-

На столах уж грязи нет!

И порядок наведем -ножницы мы уберем,

Кисти тряпочки и клей! Ну, садитесь поскорей!

6.Рефлексия

- У вас на столах сердечки двух цветов .  Оцените работу группы на занятии  (красный цвет – замечательно, интересно, а  синий цвет – трудновато было).

- Что понравилось на занятии? Почему?

7.Итог

Мастерицы-мастера!

Дело сделано, пора

Нам прощаться в этот раз:

Надо в класс идти сейчас!

Вы такие молодцы!

Рукодельницы, творцы!

Приходите, буду ждать,

Да сюрпризы собирать!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

5.2 Урок технологии в 7 классе

«Электротехника. Заключительный урок-обобщение.»

Тема:  Электротехника.

Создание декораций к ночнику-румбоксу. Заключительный урок-обобщение.

Цель: Обобщение изученного и развитие творческих способностей учащихся.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма урока: деловая игра,  урок-аукцион

Задачи урока:

  •  повторить и обобщить знания по теме;
  •  осуществить интеграцию предметов физика, технология, ОБЖ, история;
  •  показать применение знаний на практике;
  •  развитие мышления, умения делать выводы, анализировать;
  •  развитие чувства прекрасного, желания  и потребности трудиться, создавать самим, а не получать готовое;
  •  воспитание гордости за свой поселок, род, Родину;
  •  воспитание культуры труда, навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью.

Методы: проблемно-поисковый, информационно-развивающий, творчески-репродуктивный, игровой ,элементы кейс метода, квеста.

Оборудование:  ПК,  экран, презентация,  динамические паузы в экранном варианте, музыкальное сопровождение, клей-пистолет, ножницы,  кисти, тряпочки.

Материалы: клей в стержнях, акриловые красители,  искусственные растения, гипсовые основы,

                                          Ход урока:

Оргмомент

1мин

Обозначение темы

 

Заливается звонок -приглашает на урок!
Играть,  делать, рассуждать и друг другу помогать!

Мы, играя , проверяем, что умеем и что знаем!

Сегодня у нас заключительный и долгожданный урок по теме «Электротехника» 

Почему заключительный и долгожданный?(мнение детей)

Мотивирование к деятельности

1 мин

Давайте попробуем сформулировать цели этого урока. Что нам сегодня необходимо сделать, узнать, повторить?

( Повторить пройденный материал и закончить румбокс.)

И чего же нам не хватает для заключительного рывка?

(Материалов и инструментов. Декоративных элементов и клея.)

Да, это так! Но сегодня не обычный урок, а урок-аукцион! Что такое аукцион?  Аукцион – распродажа товаров за высокую плату. Ваша плата – знания.

И доделать свои работы вы сможете только в том случае, если выкупите все необходимое, справитесь со всеми заданиями. Готовы ? Разделим класс на 3 команды.

Актуализация знаний

15 мин

Слайд

Итак, начинаем наш аукцион. На продажу выставляется :

Лот первый: удивительно аккуратные, качественно сделанные гипсовые основы со светодиодными фонариками.

Стартовая цена-ответ на 3 вопроса по теории электротехники. Внимание! Торги начинаются.

Приложение 1

ПРОДАНО!

Вы честно заработали право взять свои заготовки!

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Динамическая пауза  3 мин

«Помогатор!»

Слайд

Лот второй: крайне необходимая для закрепления декоративных элементов вещь - клеевой пистолет! И к нему набор клеевых палочек! Не упустите!

Стартовая цена – верное решение проблемной ситуации.

Известно, что при пользовании током надо соблюдать технику безопасности. В ваших боксах -описание  проблемного случая, решение которого вы должны представить на суд общественности, информационные материалы и предметы для показа.

Приложение 2

ПРОДАНО!

Вы смогли приобрести необходимую для работы вещь!

Лот третий: декоративные элементы и краски- вот что нужно настоящему умельцу, чтобы завершить начатое дело!

Стартовая цена- информация о том, чем занимались ваши предки, каким ремеслом владели . 

Кто это  такие - предки?

Это те, кто «перед вами» жил, раньше вас. Это мамы и папы, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки  и все люди из вашего рода, вашего поселка, вашей страны.

А дополнительные поощрительные  бонусы  получат те, кто расскажет, как сейчас живем мы, их потомки,  как дела своих предков продолжаем!

Представление профессий по 1 от группы  по жеребьевке.

Вступительное слово перед показом:

Люди у нас испокон веков мастеровитые жили! Об этом еще белоомутский краевед  Влазнев Василий Кузьмич писал. Недаром он называл наш Белоомут маленьким государством мастеров!  Ловкие да умелые, старательные да чистоплотные! Поглядите-ка, что они умели!

По дереву узоры резали, глиняные крынки лепили. И лапти могли сплести, и валенки свалять!

Печи складывали, дома строили да наличниками узорными их окошки украшали!

Пряжу могли на прялке спрясть, ткань на рубаху соткать, лоскутное одеяло пошить или ажурным узором занавески разукрасить!

А уж своими швейными умениями  повсюду славились. Из  самой Москвы  к нам заказы присылали! По деревням и селам наших портных ожидали: когда зайдем, почем пошьём?

И рыбу в Оке ловили такую, что сделал царь наших рыбаков поставщиками к его царскому столу!

А когда приходило время за стол садиться - чего только на столе не было! И все вкусное, душистое, своими руками для дорогих гостей приготовленное!

А если вдруг ворог подступал -брались наши предки за оружие и спуску ему не давали: «Кто на Русь с мечом придет, тот от меча и погибнет!»

Приложение 3

ПРОДАНО!

Вы выкупили все необходимое, достойно продемонстрировав знание теории электротехники и выполнив  задания .Наиболее активная группа (по количеству набранных баллов). Активный участник аукциона. Определите свою оценку за теоретическую работу:

7 и больше  баллов – “5”

4-6 баллов – “4”

2-3балла – “3”

Аукцион закончен! Но перед тем, как доделать  свои изделия  - наш любимый «помогатор»!

Что мы с вами сейчас сделали?

( Усилили кровообращение в головном отделе мозга, размяли руки, шейный,  плечевой и поясничный отдел , поспособствовали усилению иммунитета, активизировав вилочковую железу!)

Мотивирование к деятельности

Практическая работа

10- 15 мин

Слайд

Для создания качественных декораций у наших румбоксов , соблюдайте пожалуйста, ТБ при работе с клеевым пистолетом! И тогда у вас все получится аккуратно, красиво и быстро, без переделок!

Декорирование -индивидуальная работа.

У вас получились изумительные и очень непохожие работы! Такие ночники не стыдно и подарить! А какой праздник мы празднуем в конце ноября -  день матери. Я думаю, ваши мамы очень обрадуются такому подарку. А пока давайте поставим их на наш выставочный стол, чтобы и ученики других классов увидели сегодня такую красоту!

6.Рефлексия  5мин

Слайд

Оцените работу вашей группы на занятии  (красный цвет – трудновато было, а  зеленый цвет – замечательно, интересно).

Продолжите высказывания, ответьте на вопросы:

На  нашем уроке мы планировали….

Нам удалось…

Для этого  потребовалось ….

Теперь я могу …

А особенно мне понравилось….

7.Домашнее задание

2 мин

Слайд 19

Подготовить проектное описание вашей работы.

Мастерицы-мастера!

Дело сделано, пора расставаться:

Вновь звонок- мы закончили урок!

Всем большое спасибо за работу!


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

5.3 Мониторинг успеваемости и активности обучающихся

PAGE   \* MERGEFORMAT31



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
18122. Использование словесных методов обучения на уроках труда в начальной школе 316.62 KB
  Теоретические основы проблемы словесных методов обучения. Проблема методов обучения и их классификация в современной психолого – педагогической литературе. Словесные методы обучения и их использование в учебном процессе начальной школы. Опытно-педагогическая работа на уроках трудового обучения с использованием словесных методов в 3 классе на примере работы бумаги с картоном.
20176. Использование видео на уроках английского языка для развития иноязычных интегрированных умений в средней школе 542.7 KB
  Интегрированные умения – умения говорения, чтения, письма, аудирования в процессе коммуникации. Развитие интегрированных умений на уроках иностранного языка считается крайне необходимым, так как сегодня процесс обучения ориентирован на подготовку учащихся к диалогу культур, где навыки монологического и диалогического общения очень важны. Для того, чтобы успешно и быстро освоить язык, необходимо погрузиться в межкультурную среду. И если 20 лет назад это было возможно непосредственно через общение с носителями
11074. Использование дидактических игр на уроках математики в начальной школе, как средство активизации мыслительной деятельности учащихся 249.5 KB
  Анализ психoлoгo - педагoгическoй и метoдическoй литеpатуpы. Pассмoтpеть сущнoсть дидактическoй игpы, как пpoцесса фopмиpoвания математических пpедставлений у младших шкoльникoв. Изучить и oбoбщить oпыт pабoты учителей. Экспеpиментальная пpoвеpка poли дидактических игp в активизации мыслительнoй деятельнoсти учащихся на уpoках математики.
11007. Разработка педагогических условий, обеспечивающих использование новых информационных технологий в начальной школе при обучении русскому языку 88.02 KB
  Своеобразие информационной культуры заключается в том что с одной стороны для ее обретения требуются значительные усилия личности: и с другой стороны только информационная культура открывает современному человеку доступ к накопленным цивилизацией информационным ресурсам. Этим определяется особая важность роли информационной культуры в современном обществе. Сегодня стало очевидно что самые лучшие ЭВМ оптические носители памяти базы данных и знаний системы связи не приведут к решению стоящих перед человеком и обществом проблем если...
14471. ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХУЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО–КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 135.22 KB
  Применение информационно-коммуникационных технологий в формировании универсальных учебных действий у школьников создает предпосылки для широкого внедрения в практику педагогических разработок, обеспечивающих переход от механического усвоения фактологических знаний к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
1636. Роль чтения в процессе обучения речевому общению на уроках английского языка в средней школе 189.01 KB
  Роль чтения в процессе обучения речевому общению на уроках английского языка в средней школе.6 Роль и место чтения в обучении иностранным языкам. Типы упражнений на овладение навыками чтения. Они продолжают совершенствовать технику чтения знакомятся с правилами чтения некоторых буквосочетаний er ou w ow и др.
11008. Процесс развития младших школьников на уроках обучения грамоте в начальной школе 181.76 KB
  Предмет исследования педагогические условия использования дидактической игры как средства развития творческих способностей на уроках обучения грамоте у младших школьников. B исследовании поставлена гипотеза согласно которой процесс развития творческих способностей младших школьников будет протекать эффективнее если на уроках обучения грамоты в начальной школе будут использоваться дидактические игры. Cогласно цели и гипотезе поставлены задачи исследования: Изучить состояние влияние дидактической игры на младших школьников в педагогической...
14448. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ КУБАНОВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 302.01 KB
  Последовательная реализация деятельностного подхода направлена на повышение эффективности образования, более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, существенное повышение их мотивации и интереса к учёбе
11257. Оптимизация выбора профильного обучения в школе на основе инновационных технологий 5.35 KB
  Необходимость внедрения в образовательную систему «Школа-Вуз» единого комплекса профориентационных работ на всех этапах профессионального самоопределения очевидна. Обусловлено это тем, что в условиях современного дифференцированного образования учащийся должен сделать выбор профильного направления, и этот выбор будет во многом определять дальнейшее продолжение образования в вузе.
21118. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ, РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 1.19 MB
  Применение электронных средств слежения за поведением лиц освобожденных из мест лишения свободы условно-досрочно а также подозреваемых в отношении которых применены меры пресечения без заключения под стражу в том числе находящихся под домашним арестом. Системы электронных средств поиска и идентификации личности. Модернизация правоохранительной системы должна осуществляться по средствам упрощения процесса отправления правосудия избавив его от излишних бюрократических процедур при активном внедрении новых информационных технологий....
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.