Социальная работа и социальная политика: взаимосвязь и взаимовлияние

Сущность социальной политики ее принципы и функции. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы. Сущность социальной политики ее принципы и функции. Среди факторов способствующих гармонизации интересов личности и общества гарантирующих защиту интересов человека его прав и свобод особое место принадлежит социальной политике государства и всей инфраструктуре социальной работы с различными группами населения.

2015-01-08

9.42 KB

83 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Лекция 8.  Социальная работа и социальная  политика:

взаимосвязь и взаимовлияние

План

1.Сущность социальной политики, ее принципы и функции

2.Взаимосвязь социальной  политики и социальной  работы

 

1. Сущность социальной политики, ее принципы и функции. Среди факторов, способствующих гармонизации интересов личности и общества, гарантирующих защиту интересов человека, его прав и свобод особое место принадлежит социальной политике государства и всей инфраструктуре  социальной работы с различными группами населения.

Существует многообразие определений категории политика.    Политика – это:

  •  сфера деятельности связанная с социальными отношениями по поводу проблем  завоевания, удержания и использования государственной власти;
  •  отношения между социальными группами, классами  государствами по поводу завоевания, сохранения и упрочения власти;
  •  система деятельности в различных областях общественной жизни: в сфере экономики, социальной сферы и др.;
  •  практическая деятельность по реализации политического курса, по  достижению политических целей.

   Любая общественная проблема приобретает  или может приобрести политический характер если ее решение затрагивает интересы больших социальных групп и связано с использованием государственной власти.

        Существенный признак политики – это то, что она предстает как форма обобщения, интеграции интересов и воли социальных групп или общества в целом.

        Главный субъект государственной политики – государство. Еще одним важным признаком  политики  выступает характер использования механизма власти. Поэтому политика – это и участие народа в делах государства, направление деятельности государства, определение задач, содержания и форм его деятельности.

       По своей структуре политика подразделяется на две крупные составляющие: внутреннюю и внешнюю политику. Содержание внутренней политики -  отношение классов, социальных слоев и групп данного общества к существующей  государственной  власти; устойчивые  интересы  социальных групп в обществе и их взаимоотношения; глубинные процессы  социально-экономического и культурного развития общества. Успехи в области внутриполитической неизбежно отражается на внешне политической деятельности  государства, умножают его авторитет и популярность на международной арене.

Внутренняя политика государства в соответствии с потребностями общественного развития включает в себя ряд крупных  разделов, которые отражают приоритеты в концентрации материальных и духовных ресурсов для решения актуальных задач  государственного  развития.

   Важным разделом внутренней политики  является  социальная политика, которая воплощается в  социальных программах и практике государства и регулирует отношения в обществе в интересах и  через интересы основных социальных групп населения.

   Социальная политика по своему происхождению вторичная относительно экономики, так как  экономика основа для реализации, решения социальных задач, проблем, социальных проектов. Вторичность  социальной политики не означает ее второстепенность  так как  она влияет на  развитие, благополучие социальной сферы.

    В социальной сфере реализуются и оцениваются результаты  хозяйственной, экономической   деятельности,  проверяется ее эффективность по удовлетворению потребностей и интересов людей. Социальная политика отражает также и степень  гуманности государства по отношению к своим членам.  Без действенной социальной политики   невозможна активизация  инновационного, творческого начала в деятельности человека. Человек  главная составляющая производительных сил общества. Невнимание к нуждам людей, к социальным аспектам труда, досуга, быта  приводит к падению производства и обостряет социальное напряжение в обществе.

      Задача  социальной политики – гармонизация общественных отношений путем выработки и осуществления  организационно-экономических, научно-технических и нравственных мер по  их регулированию.

     Социальная политика  основывается на системе принципов, которые   выражают характер  требований  к ее содержанию, формам и методам разработки  и реализации: гуманизма и социальной справедливости; системности  и непрерывности, преемственности; сбалансированности целей и возможностей реализации социальной политики; открытости; демократизм  выработки и реализации социальной политики; действенный контроль со стороны общества за реализацией социальной политики; адресность  мер по социальной защите населения.  

     Содержание социальной политики, ее цели и задачи раскрываются через систему функций - относительно  самостоятельных, но тесно взаимосвязанных видов политической деятельности. Важнейшими из них выступают: прогностическая; социально-защитная; управленческая ( управление социальными процессами); интегрирующая ( объединение различных социальных групп и слоев населения, гармонизация их интересов, поддержание социальной стабильности); оптимальное разрешение социальных противоречий  в социальной сфере.

  В  социальной политике целесообразно выделять  два относительно самостоятельных аспекта:

Социальная политики  в широком смысле – это  совокупность решений, мероприятий, которые затрагивают  все стороны жизни членов общества и направленных на  обеспечения населения  продуктами питания, жильем, социальными услугами, рабочими местами, охрану  здоровья населения, его образование, создание  гарантированных социальных условий для жизнедеятельности граждан и т.д.

В узком смысле –  собственно социальная политика – т.е. социальная политика сориентированная на  социальную защиту и поддержку конкретных категорий населения: молодежная социальная политика, семейная социальная политика и т.д.

Устойчивая социальная политика способствует упрочению политической устойчивости и стабильности общества.

2. 2.Взаимосвязь социальной  политики и социальной  работы. Концептуальные основы социальной политики, ее содержание  служат  содержательной и организационной основой для социальной работы. Опираясь на силу законов  и различных подзаконных актов, структуры органов государственного управления социальная политика должна создать  предпосылки для успешной адаптации человека к  постоянно изменяющим условиям жизнедеятельности. Социальная  работа  также призвана  оказывать помощь человеку, имеющему  проблемы в адаптации к социокультурным условиям. На выполнение целей и задач социальной политики ориентирован весь сложный механизм ее реализации, который структурно представлен следующим образом:

  •  субъект социальной политики — государство, т.е совокупность всех его органов, ориентированных на регулирование социальных отношений;
  •  политические партии, общественно-политические движения и другие институты гражданского общества;
  •  объект социальной политики — социальные процессы в обществе во всем их содержательном многообразии и разнообразных формах проявления;
  •  система нормативно-правовых актов, регулирующих взаимодействие между субъектами и объектами социальной политики;
  •  предметно-политическая деятельность по решению задач социальной политики на различных стадиях, включая и оценку эффективности реализации социальных программ.

При решении конкретных задач  эта структура дополняется и другими элементами, в частности таким как социальная работа.

Существует несколько технологических фаз механизма реализации социальной политики:

- научный анализ и изучение реально существующей социальной ситуации, ее всесторонний и углубленный анализ, выявление главных проблем и основных противоречий в  развитии конкретных социальных отношений;

- определение конкретных стратегических и тактических целей социальной политики, методов и средств их достижения, исходя из наличных материально-финансовых, организационных и иных возможностей;

- нормативно-правовое оформление избранного варианта решения той или иной социальной проблемы — принятие   законов и иных нормативно-правовых актов законодательной и исполнительной власти;

- административно-организационное и мотивационно-пропагандистское обеспечение мер по реализации социальной политики на уровне   государства, регионов и на местах;

- контроль за ходом и эффективностью проведения социальной политики и внесение соответствующих коррективов в предыдущие технологические фазы.   

В социальной политике  государства выделяют два взаимосвязанные и взаимодействующие стороны: научно-познавательную  и практически- организационную.

     Научно-познавательный компонент предполагает  глубокое и основательное  изучение и осмысление потребностей  различных категорий населения, условий  и возможностей их реализации; изучение тенденций развития социальных процессов, а также отражает уровень

общественного мнения и настроения, степень устойчивости  различных слоев общества. На основании данного компонента  разрабатывается концепция государственной социальной политики, определяются  ее задачи  и направления. Все эти позиции влияют также и на теоретическое осмысление социальной работы.

       Практически - организационный компонент социальной политики связан с непосредственным осуществлением концептуальных положений, стратегических задач социальной политики.  В реализации данного компонента огромную роль играет социальная  работа, в частности  деятельность органов  государственного управления системой социальных служб  на разных уровнях, а также организация  социальной работы с населением.

       Организационный уровень социальной работы предполагает: четкое понимание задач, определенных социальной политикой государства, анализ и оценку условий для их решения; подбор, расстановка кадров, подготовленных для решения социальных задач; координацию усилий структурных подразделений и конкретных исполнителей; доведение до исполнителей задания, определение их функций, полномочий и ответственности, ресурсов и средств, имеющихся в распоряжении; проверку  хода исполнения заданий  по этапам и в целом.

Оба компоненты (научно-познавательный практически организационный) равнозначны в  реализации задач социальной политики. Их следует рассматривать в единстве и взаимосвязи.

Успех в социальной работе также  зависит  от социальной  ориентированности кадров, под которой понимают слитность социально-политического мышления с навыками непосредственного практического управления социальными процессами на всех уровнях.

Социальная политика предусматривает: учет и эффективную реализацию основных направлений социальной работы: социальной диагностики, социальной профилактики, социального надзора, социальной коррекции, социального попечительства; направленность на основные социальные объекты, которые нуждаются в социальной защите, помощи и поддержке: инвалидов, семьи, безработных, участников  Великой Отечественной войны, детей-сирот и т.д.

Социальная политика государства имеет различные измерения:

экономическое; организационное; правовое; собственно социальное; личностное; культурологическое. Среди объективных критериев реализации социальной политики наиболее важными являются: реализация социальной справедливости в обществе; учет социальных интересов различных групп и слоев населения с точки зрения действительного удовлетворения их потребностей; социальная защищенность малоимущих слоев населения, детей, пенсионеров и т.д.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
20484. Социальная работа и социальная педагогика: сущность и различие 70.78 KB
  Теоретические аспекты социальной работы и социальной педагогики. Понятие социальной работы как самостоятельной науки. Технологии социальной работы как особая группа социальных технологий. Технологии социальной педагогики.
20591. Социальная политика и социаьная работа в негосударственных общественных организациях 495.52 KB
  Проблемами беженцев в России занимается Федеральная миграционная служба и подведомственные ей учреждения. К основным направлениям работы федерального органа миграционной службы и территориальных органов миграционной службы с беженцами и вынужденными переселенцами относятся прием беженцев предоставление им статуса вынужденного переселенца или беженца ведение учета оказание им содействия в обустройстве и всесторонняя их поддержка в пределах своих полномочий. Проблема беженцев несет международный характер и последнее время актуальность этой...
17359. Социальная защита, социальная поддержка, социальная помощь, социальное управление 21.26 KB
  Разработка и управление программой достаточно просты. Социальное управление Социальная работа немыслима без такого компонента как управление. Управление социальной работой имеет дело с особой категорией людей нуждающихся в поддержке не способных зачастую жить без посторонней помощи.
9875. Социальная работа с военнослужащим и его семьей 37.32 KB
  Проблемы социальной защиты военнослужащего и членов его семьи. Методы социальной работы с военнослужащим и его семьей. Процессы государственной деятельности приобретают в официальных актах наибольшую социальную направленность то есть в процессе определения приоритета развития начинают наиболее учитываться комплекс человеческих потребностей как высших общественных ценностей соответствуя которым происходит становление государственной социальной политики. Основная цель социальной защиты представляет собой процессы оказания разовой...
20107. Социальная работа с алкоголиками и наркоманами 46.68 KB
  Распространение наркомании и алкоголизма в современном российском обществе как социальная проблема. Связано это не только с массовым распространением тех или иных зависимостей но и с тем какое пагубное влияние они оказывают на все общество в целом в том числе и на тех кто им не подвержен. Распространение наркомании и алкоголизма в современном российском обществе как социальная проблема По мере развития производства и способов получения алкоголя учащаются поводы его употребления. Вопрос Быть или не быть решается личностью как...
16050. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МНОГОДЕТНЫМИ СЕМЬЯМИ 70.82 KB
  В условиях нынешнего демографического кризиса в России особую актуальность приобретают как теоретические проблемы, связанные с семьей в целом, так и многодетной семьей в частности, так и практические вопросы социальной работы с этими семьями.
1227. Социальная политика организации 2.29 MB
  Изучение затрат рабочего времени сотрудников в организации. Изучение затрат рабочего времени сотрудников в организации Проанализируйте свой рабочий день и дайте рекомендации по снижению потерь рабочего времени. Хронометраж рабочего дня № операции.
20587. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 51.12 KB
  Пожилых людей становится с каждым годом все больше. Эта тенденция характерна не только для России, но и для большинства развитых стан мира. Стремительное старение населения порождает новые вызовы времени, в числе которых одно из главных мест занимает проблема продления трудоспособного возраста наших граждан, максимального сохранения их физической и интеллектуальной активности, улучшения (или хотя бы не ухудшения) качества жизни.
19673. Политика доходов и социальная защита населения 353 KB
  Проблемы справедливого распределения доходов стояли перед человечеством вовсе времена. На почве разделения прибылей вспыхивали конфликты и войны, но мы живём в цивилизованном обществе и вопросы дифференциации доходов для всех нас более чем важны.
10513. Доходы населения и социальная политика государства 19.61 KB
  Дифференциация доходов и её причины. Государственная социально-экономическая политика доходов населения: её роль элементы цели и методы. Дифференциация доходов и её причины.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.