Политико-философские взгляды Б. Спинозы. Характеристика различных форм государст

Спиноза выделяет и освещает три формы государства верховной власти монархию аристократию и демократию. При своих явных симпатиях к демократическому государству Спиноза с учетом политических реалий своей эпохи признает приемлемость и некоторые достоинства и таких форм при их надлежащем устройстве как монархия и аристократия. При освещении монархии Спиноза отмечает что один человек не может обладать высшим правом и всей мощью государства поэтому монарх вверяет свое и общее благополучие разного рода советникам и приближенным так что в...

2014-07-24

9.71 KB

1 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Политико-философские взгляды Б. Спинозы. Характеристика различных форм государственного правления.

Спиноза выделяет и освещает три формы государства (верховной власти) — монархию, аристократию и демократию. Критически упоминаемая им тирания в числе форм государства не фигурирует. Отвергает он и всякую иную верховную власть, установленную путем завоевания и порабощения народа. Под верховной властью, отмечал он, ≪я понимаю ту, которая устанавливается свободным народом, а не ту, которая приобретается над народом по праву войны≫. При своих явных симпатиях к демократическому государству Спиноза с учетом политических реалий своей эпохи признает приемлемость и некоторые достоинства и таких форм (при их надлежащем устройстве), как монархия и аристократия. При освещении монархии Спиноза отмечает, что один человек не может обладать высшим правом и всей мощью государства, поэтому монарх вверяет свое и общее благополучие разного рода советникам и приближенным, так что в действительности монархическая форма верховной власти оказывается аристократической, но не явной, а скрытой, а потому наихудшей. Придавая большое значение наличию в монархии много- численного совета, избираемого из всех слоев и родов граждан на несколько лет самим государем, Спиноза подчеркивает, что первейшая обязанность этого совета — защита основных законов государства, подача рекомендаций о текущих делах, вытекающих из требований общего блага. Специально подчеркивается необходимость включения в этот совет знатоков права. Для отправления правосудия должен быть организован особый совет, причем его приговоры подлежат утверждению большого совета.

Аристократическая форма верховной власти, при которой власть находится у определенного числа выбранных лиц (патрициев), по оценке Спинозы, предпочтительнее монархии, поскольку она в большей мере обладает абсолютным правом государства и по этой причине более приспособлена к сохранению свободы. При этой форме государства необходимо, чтобы правящих (патрициев) было много. Число патрициев должно относиться к численности народа примерно как один к пятидесяти. В условиях аристократии народ не имеет никакого голоса, но поскольку он внушает страх власть имущим, то «сохраняет за собой некоторую свободу, которая хотя и не имеет прямой

опоры в законе, однако молчаливо отстаивается им и оставляется за собою».

Свое предпочтение Спиноза отдает федеративной форме аристократической республики, в которой верховная власть сосредоточена во многих городах и, следовательно, в этом случае делится между городами — членами федерации. Как «всецело абсолютная форма верховной власти»характеризуется Спинозой демократия. Отличие демократии от аристократии, согласно Спинозе, состоит в следующем: если в аристократии правители (т. е. патриции) избираются советом (тоже патрициями), то в демократии правители определяются самим законом. Так что может случиться, отмечает Спиноза, что верховный совет в аристократии будет многочисленнее, чем верховный совет в демократии, если в последней закон, определяющий круг правителей, будет содержать много ограничений

(возрастных, имущественных и иных цензов). Правящие в демократии, таким образом, не выбираются (ни узким кругом правителей-выборщиков, как в аристократии, ни тнародом в целом), но признаются таковыми и призываются к управлению государством прямо основным законом этой формы правления, изначально установленным народом. Наиболее широкой в трактовке Спинозы является та форма демократии, «где все без исключения подчинены одним только отечественным законам и, кроме того, своеправны (sui iuris) и живут безупречно, обладают правом голоса в верховном совете и правом поступления на государственную службу». Это, согласно пояснениям Спинозы, означает, что из числа лиц, допускаемых законом к управлению государством такой формы,

исключаются иностранцы, женщины, рабы, дети и несовершеннолетние, а также те, кто подвергся бесчестию (вследствие преступления или позорного образа жизни). Демократическое государство, по оценке Спинозы, «наиболее естественно и наиболее приближается к свободе, которую природа предоставляет каждому, ибо в нем каждый переносит свое естественное право не на другого, лишив себя на будущее права голоса, но на большую часть всего общества, единицу которого он составляет». Поэтому все в демократии, как прежде в естественном состоянии, пребывают равными. При освещении проблем межгосударственных отношений Спиноза отмечает, что государства в своих взаимоотношениях находятся в естественном состоянии, и «два государства — по

природе враги». Право войны, таким образом, принадлежит каждому государству в отдельности, право же мира — это право по меньшей мере двух государств, именуемых союзными. «Война, — подчеркивал Спиноза, — должна вестись только в целях мира, дабы по ее окончании не было нужды в применении оружия». Однако поскольку собственное благоденствие есть «наивысший закон всякого государства», оно, руководствуясь боязнью вреда или надеждой на выгоду, может как заключить союз,

так и с полным правом нарушить его, если это диктуется пользой государства в изменившихся условиях. Спиноза выступает за взаимопомощь государств и отмечает,

что вместе они имеют больше права, чем каждое из них в отдельности. «Чем больше государств заключает вместе мир, — писал Спиноза, — тем менее страха внушает каждое в отдельности всем другим, или тем менее власти у каждого начать войну, но тем более оно обязано блюсти условия мира, т. е. тем менее оно своеправно, но тем более обязано приспособляться к общей воле союзных государств». В историю политической и правовой мысли Спиноза вошел как прогрессивный мыслитель-гуманист, критик теологических

политико-правовых идей, один из творцов светской доктрины государства и права.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
3688. Политико-философские взгляды представителей раннего периода политической мысли Древней Греции (Пифагор, Гераклит) 7.93 KB
  Мнения противоположного пифагорейскому придерживался Гераклит. Мышление согласно Гераклиту присуще всем однако большинство людей не понимают все управляющего разума которому надо следовать.
3371. Политико-философские идеи стоиков 6.5 KB
  Стоики явились продолжателями платоновскоаристотелевской линии в философии. Вслед за Аристотелем стоики утверждали что общественные установления и государство коренятся в природе что человек от природы склонен к общению. Отражая изменения в государственной жизни современного им общества стоики истолковали эти положения Аристотеля расширительно. Доводя до предела эту мысль навеянную идеями Платона и Аристотеля стоики заявляли что добродетельный человек не остановится перед тем чтобы принести себя в жертву государству.
15827. Социально-философские взгляды И.А. Ильина 36.03 KB
  Но во всем этом удивительном многообразии можно уловить нечто общее то что буквально пронизывает всю его деятельность. Несмотря на то что диссертация была представлена на звание магистра Ивану Александровичу были присуждены сразу две степени магистерская и докторская. Во всяком случае Ильина не трогали полагая что своей пропагандой антикоммунизма он льет воду на мельницу фашизма. Некоторое время ему даже казалось что фашистское движение в чем-то оправдано: люди говорил он ищут волевого и государственного выхода из тупика безволия.
3168. Политико-правовые взгляды Вольтера 8.67 KB
  Эта деятельность правозащитника стяжала славу Вольтеру. Программа Вольтера. Критику феодальных порядков Вольтер проводил с позиций рационализма.
3110. Политико-правовые взгляды французских материалистов (К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро) 9.87 KB
  Дидро Важнейшими представителями французского материализма XVIII в. Дидро К. Дидро Гольбах и Гельвеций стояли на позициях передовых демократически настроенных слоев буржуазии в антифеодальном лагере. Денни Дидро 1713-1784 руководил изданием знаменитой Энциклопедии ставшей своеобразным печатным органом французских просветителей.
1137. Использование различных организационных форм при обучении математике в 3 классе 110.18 KB
  Цель исследования: изучение возможности осуществления фронтальной индивидуальной и групповой форм работы на уроках математики в начальных классах и выявление их влияния на развитие личности ребёнка на усвоение им математических знаний и умений на классный коллектив в целом. Структура и объём дипломной работы. Общий объём работы 62 страниц. Очевидно что для классификации различных форм работы на уроке понимания их сущности разработки способов их организации и осуществления использования рационального сочетания фронтальной групповой и...
9509. Пузырные дерматозы. Пузырчатка акантолитическая.Клиника различных форм пузырчатки. Герпетиформный дерматоз Дюринга. Пемфигоиды 14.11 KB
  Группа пузырных дерматозов крайне обширна и разнообразна как по клинической картине, так и по этиопатогенезу. Пузырь как первичный элемент может встречаться при истинной и ложной пузырчатке, токсидермиях, пиодермиях, синдроме Лайелла, поздней кожной порфирии и др
15657. ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРАКТИКЕ РАЗЛИЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ 446.29 KB
  Понятие и виды форм методов и средств социально-культурной деятельности. Современные тенденции в применении форм методов и средств социально-культурной деятельности в практике различных учреждений культуры.
21632. ЭКСПЕРИМЕТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОО С СЕМЬЯМИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 219.45 KB
  Обострение воспитательной и образовательной функции дошкольного учреждения а также различные модификации проистекающие в жизни нашего социума обуславливают надобность улучшения форм и способов взаимодействия детского сада и семьи педагогов и родителей. От коллективной работы родителей и воспитателей зависит дальнейшее воспитание и формирование ребёнка как адаптированной личности к современному миру. От качества работы детского сада зависит степень педагогической культуры родителей и уровень семейного воспитания детей. На сегодняшний день...
21363. Применение современных форм, методов и средств социально-культурной деятельности в практике различных учреждений культуры 42.1 KB
  Социальная значимость проблемы состоит в том, что современный технологический процесс социально-культурной деятельности решает многогранные задачи – прежде всего отдыха, воспитания и культурного образования и, по сути своей, формирует и развивает личность. Кроме того, современные формы, методы и средства социально-культурной деятельности должны помочь человеку восстанавливать себя как трудовую единицу, оздоравливать его физически и психологически
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.