Кинестетические ощущения и их роль в построении образа тела

Благодаря кинестетическим ощущениям человек и с закрытыми глазами может определить положение и движение своих частей тела. Взаимодействие: тактильные зрительные Собираемая информация: отражение положения частей тела отражение – анализ пассивных движений особенно при статическом напряжении мышц анализ и синтез активных движений. Ощущения движения отдельных частей тела кинестетические ощущения вызываются...

2014-08-04

17.05 KB

15 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


  1.  Кинестетические ощущения и их роль в построении образа тела

Кинестетические ощущения – это ощущения позы, движения отдельных частей тела, вызываются возбуждениями, поступающими от проприорецепторов, расположенных в суставах, связках и мышцах. Благодаря кинестетическим ощущениям человек и с закрытыми глазами может определить положение и движение своих частей тела. (корковые центры – в предцентральной извилине) Импульсы, поступающие в ЦНС от проприорецепторов вызывают рефлекторные реакции и играют существенную роль в мышечном тонусе и координации движений. Любое выполняемое движение контролируется центростремительными импульсами с проприорецепторов. Выпадение кинестезии ведет к более или менее значительному расстройству координации движений, которое может отчасти корректироваться зрением. Кинестезия вообще находится в тесном взаимодействии со зрением. С одной стороны, зрительная оценка расстояний вырабатывается под контролем кинестетических  ощущений, с другой стороны, зрительно-двигательные координации играют существенную роль в наших движениях, выполняемых под контролем зрения. В соединении со зрением, осязанием и т. д. кинестетические ощущения играют существенную роль в выработке у нас пространственных восприятий и представлений.

Кинестетические ощущения всегда в той или иной мере участвуют в выработке навыков. Существенной стороной автоматизации движений является переход контроля над их выполнением с экстеро - к проприорецепторам.

Кинестетические ощущения тесно связаны с образом телесного «Я», имеют огромное значение для осознания своего телесного бытия.

Кинестезические ощущения (от греч. kineo - двигаюсь и aisthesis - ощущение) - ощущения, дающие информацию о движении - и положении собственного тела, возникающие при раздражении проприорецепторов, расположенных в мышц.

Рецепторы: в мышечной ткани находятся окончания Руффини, в сухожилиях – аппараты Гольджи, в капсулах мышц.

Функции: общественно-трудовое развитие, формирование способов взаимодействия с внешним миром.

Раздражитель: возбуждение и сокращение мышцы.

Разряд: контактные.

Взаимодействие: тактильные,зрительные

Собираемая информация: отражение положения частей тела, отражение – анализ пассивных движений, особенно при статическом напряжении мышц, анализ и синтез активных движений.

Ощущения движения отдельных частей тела, кинестетические ощущения вызываются возбуждениями, поступающими от проприоцепторов, расположенных в суставах, связках и мышцах.

Благодаря кинестетическим ощущениям человек и с закрытыми глазами может определить положение и движение своих членов. Импульсы, поступающие в центральную нервную систему от проприоцепторов вследствие изменений, происходящих при движении в мышцах, вызывают рефлекторные реакции и играют существенную роль в мышечном тонусе и координации движений. 

Всякое выполняемое нами движение контролируется центростремительными импульсами с проприоцепторов. Выпадение проприоцептивных раздражений влечет за собой поэтому более или менее значительное расстройство координации движений. Отчасти это нарушение координации может коррегироваться зрением. Кинестезия вообще находится в тесном взаимодействии со зрением. С одной стороны, зрительная оценка расстояний вырабатывается под контролем кинестетических ощущений; с другой стороны, вырабатывающиеся у нас в опыте, на практике зрительно-двигательные координации играют очень существенную роль в наших движениях, выполняемых под контролем зрения. В соединении со зрением, осязанием и т.д. кинестетические ощущения играют существенную роль в выработке у нас пространственных восприятий и представлений.

Кинестетические ощущения всегда в той или иной мере участвуют в выработке навыков. Существенной стороной автоматизации движений является переход контроля над их выполнением с экстеро- к проприоцепторам. Такой переход может иметь место, когда, например, пианист, выучив музыкальное произведение, перестает руководствоваться зрительным восприятием нот и клавиатуры, доверяясь искусству своей руки.

  1.  Целостность образа восприятия и законы Гештальта.

Целостностью восприятия называется свойство восприятия, заключающее в том, что всякий объект воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого не могут быть наблюдаемы. Впервые целостность была изучена в рамках гештальтпсихологии. Эмпирически были выявлены два основных аспекта: влияние целого на  восприятие частей и факторы объединения частей в целое.  Главная эмпирическая сущность открытого гештальтизмом феномена целостности относится к первому аспекту и заключается в доминировании целостной структуры над её отдельными элементами. Это доминирование проявляется по-разному:

  1.  Один и тот же элемент, будучи включенным в разные целостные структуры, воспринимаются по-разному (двойственные изображения - старуха и девушка)
  2.  Если заменить отдельные элементы, но сохранить соотношения между ними, то общая структура образа останется неизменной (мелодии в разных регистрах)
  3.  Сохранение интегральной структуры при выпадении её частей (штриховые изображения)

Общий смысл этих форм доминирования заключается в том, что конкретные характеристики отдельного элемента перцепта ограничены в свободе и детерминируются тем местом, которое этот элемент занимает в общей структуре гештальта. Также в гештальтпсихологии было накоплено множество фактов, воплощающих второй аспект: зависимость способов группировки от характеристик самих элементов. Были выделены несколько факторов …:

  1.  Фактор общности:  при прочих равных условиях в целостную структуру объединяются элементы по признаку наименьшего расстояния между ними.
  2.  Фактор замкнутости: объединяются элементы, в совокупности, составляющие замкнутый контур или замкнутую трехмерную поверхность
  3.  Фактор хорошей формы: объединяются элементы, образующие в целом особый класс так называемых хороших форм, то есть тел и фигур, обладающих свойством симметричности, периодичности, ритма и т. д.
  4.  Фактор коллективного движения: элементы, совершающие совместное перемещение
  5.  Фактор однородности: элементы с общими модельными или пространственными характеристиками (одной формы, одного цвета)

Таким образом, в обоих аспектах феномена целостности – доминирование целостной структуры перцепта над его отдельными элементами и факторах объединения элементов в целое – проявляется одна и та же тенденция уменьшения количества степеней свободы отдельных элементов, то есть уменьшение их независимости, что приводит к сокращению поступающей информации.

Целостность восприятия – (англ. wholeness of perception ) — свойство восприятия , состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация, воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не м. б. наблюдаемы (напр., тыльная часть предмета).

Если предметность характеризует различие в типе связи между элементами перцепта внутри образа отдельного предмета, с одной стороны, и связями этих внутрипредметных элементов с внешнефоновыми – с другой, то целостность выражает общую специфику соотношения между любыми элементами перцепта и его интегральной структурой.

Гештальтпсихологией эмпирически выявлены два основных естественно вычленяющихся здесь аспекта –

1) влияние целого на восприятие частей;

2) факторы объединения частей в целое.

Главное эмпирическое существо открытого гештальтизмом феномена целостности перцептивного образа относится к первому аспекту и заключается в доминировании целостной структуры перцепта над восприятием его отдельных элементов. Экспериментальный материал свидетельствует о наличии нескольких различных проявлений такого доминирования.

Первая из форм доминирования целостной структуры над ее элементами выражается в том, что один и тот же элемент, будучи включенным в разные целостные структуры, воспринимается по-разному. Это отчетливо демонстрируется характером восприятия двойственных изображений.

Вторая форма доминирования целостной структуры перцепта над его отдельными элементами выражается в том, что если заменить отдельные элементы, но сохранить соотношения между ними, то общая структура образа остается неизменной.

Эксперименты выявляют несколько факторов или эмпирических законов такой группировки элементов в целостную структуру. Факторы эти следующие:

  1.  Фактор близости. При прочих равных условиях в целостную структуру объединяются элементы по признаку наименьшего расстояния между ними.
  2.   Фактор замкнутости. В единую перцептивную структуру объединяются элементы, в совокупности составляющие замкнутый контур или замкнутую трехмерную поверхность.
  3.   Фактор хорошей формы. Объединению подвергаются элементы, образующие в целом особый предпочтительный класс так называемых хороших форм, таких, например, как круг или прямая линия, т.е. тел или фигур, обладающих свойством симметричности, периодичности, ритма и т.д.
  4.  Фактор коллективного движения. К объединению в группу тяготеют элементы, совершающие совместное перемещение (стая птиц, эскадрилья самолетов и т.д.).
  5.  Фактор однородности, заключающийся в том, что детерминантой объединения элементов оказываются их общие пространственные или модальные характеристики; в единую группировку входят компоненты одной формы, одного цвета и т.д.

Законы гештальта.

Гештальт – (нем. gestalt – форма, структура) – основное понятие в гештальт-психологии, выступающее в качестве единицы анализа сознания и психики, которая обозначает целостные, несводимые к сумме своих частей, образования сознания.

Термин предложен гештальт-психологией и стоит в ряду ее основных понятий. Первоначально применялся к описанию психики, но позже распространился на область физических, физиологических, социальных и других явлений. Понятие о гештальте зародилось при изучении сенсорных образований, когда потребовалось отграничить от входящих в их состав отдельных компонент (ощущений) способ их структурирования (например, хотя мелодия при исполнении в различных тональностях вызывает различные ощущения, она узнается как одна и та же). Этот способ и стал пониматься как гештальт. Иначе, он означает целостные, несводимые к сумме своих частей, образования сознания: движение кажущееся, озарение, восприятие мелодии, и пр. Гештальт-психология выдвинула как главную задачу изучение законов гештальта. Среди законов гештальта были выделены:

1) тяготение частей к образованию симметричного целого;

2) группировка этих частей в направлении максимальной простоты, близости, равновесия;

3) прегнантность - тенденция каждого психического феномена принять более определенную, отчетливую и завершенную форму.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
3571. Вестибулярные ощущения и их роль в ориентировке тела в пространстве 10.58 KB
  Вестибулярные ощущения отражают изменение положения тела относительно плоскости Земли а также перемену ускорения. Статикодинамические ощущения вестибулярные ощущения равновесия – это ощущения которые правильно ориентирует человека при наличии земного притяжения возникают в результате деятельности вестибулярного анализатора. Рецептор: вестибулярный аппарат волосковые клетки Функции: отражает информацию о состоянии тела в пространстве его позы его пассивных и активных движений равно как и движений отдельных частей тела...
9776. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА ТЕЛА У ЮНОШЕЙ С ГОМОСЕКСУАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ 159.18 KB
  Гомосексуальность как альтернативный или атипичный вариант направленности сексуального влечения представляет собой не произвольный выбор человеком объекта любви, а выражение его личностной (а иногда и природной) сущности, часто формирующейся в результате врожденной предрасположенности.
3452. Зрительные ощущения и их роль в сенсорной организации человека 10.77 KB
  Орган зрения состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата. Глазное яблоко: оболочки 1фиброзная – защитная и формообразующая функции: роговица – передняя часть прозрачная; выпуклая сферичная – оптическая функция и защитная склера – белочная оболочка – соединительнотканная оболочка белесого цвета защитная функция и место прикрепления мышц. Содержимое глазного яблока: 4водянистая влага – заполняет переднюю и заднюю камеру; оптическая среда и участвует в питании роговицы и хрусталика глаукома 5хрусталик – обеспечивает...
3584. Дистантные ощущения: их виды и роль в познании окружающего мира 10.12 KB
  К дистантным ощущениям относят зрение слух и обоняние. Зрительные ощущения вызываются воздействием на глаз света то есть по воззрениям современной физики электромагнитных волн длиной от 390 до 780 нм. Слуховые ощущения являются отражением воздействующих на слуховой рецептор звуковых волн которые порождаются звучащим телом и представляют собой попеременное сгущение и разряжение воздуха.
9525. Механика абсолютно твёрдого тела. Вращательное движение абсолютно твёрдого тела 282.51 KB
  Вращательное движение абсолютно твёрдого тела. Центр масс абсолютно твёрдого тела центр инерции движение центра масс теорема о движении центра масс. Кинетическая энергия вращающегося тела.
20283. Развитие концепций лидерства при построении креативных команд 3.57 MB
  Теоретические аспекты лидерства при построении команд в сфере творческих индустрий. Лидерство в системе менеджмента творческих индустрий. Креативные команды как форма организации деятельности творческих людей. Погорелова Е.5 Креативность как компетенция творческих людей в культурных индустриях...
10638. Расстройства ощущения и восприятия 38.67 KB
  Экстероцептивные рецепторы зрительные слуховые обонятельные тактильные вкусовые дают человеку сведения об окружающем мире Интероцептиные – о состоянии внутренних органов и систем проприоцептиные – о положении тела в пространстве и совершаемых движений. Гипестезия – ослабление ощущений при котором сильные раздражители воспринимаются как слабые яркий свет как тусклый сильный звук как слабый резкий запах как слабоощутимый и т. Гиперестезия – усиление ощущений при которой наблюдаются противоположные описанным при гипестезии явления.
12192. РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМОВ И ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОСТРОЕНИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФРАКТАЛОВ НА БАЗЕ R-ФУНКЦИИ 65.38 KB
  В нашей республике уделяется огромное внимание для эффективного использования информационных технологий в научной и производственной деятельности. Количество различных масштабов длины в естественных формах можно считать бесконечным для каких угодно практических задач. Программное обеспечение может быть использовано в текстильной промышленности при рисовании узоров для штамповки на ковры ткани и т. В 1988 году известные американские специалисты в теории динамических...
3658. Абсолютные и различительные пороги ощущения 10.21 KB
  Известно что не всякий раздражитель вызывает ощущения: он может быть так слаб что не вызовет никакого ощущения. При превышении верхнего абсолютного порога раздражитель приносит болевые ощущения человек не понимает качество стимула. Выражается величиной раздражителя превышение которой дает ответную реакцию организма прежде всего в форме осознания ощущения.
19118. Методы коррекции нарушений процессов ощущения и восприятия 26.63 KB
  Классификация нарушений ощущений и восприятия характеристика их проявлений причины возникновения и возможные последствия. Методы коррекции нарушений процессов ощущения и восприятия. Восприятия характеризуется активностью пристрастностью и мотивацией. Особенным отличием восприятия является то что даже при наличии только частичной сенсорной информации в восприятии формируется целостный предметный образ.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.