Обеспечение безопасности туризма

Понятие безопасность туристов экскурсантов. Последствия возникновения обстоятельств свидетельствующих о возникновении угрозы безопасности жизни и здоровью туристов экскурсантов. Профилактика в соответствии с международными медицинскими требованиями туристов экскурсантов. Специализированные службы по обеспечению безопасности туристов.

2014-07-24

12.33 KB

6 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


28. Обеспечение безопасности туризма. 

Понятие «безопасность туристов (экскурсантов)». Последствия возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении угрозы безопасности жизни и здоровью туристов (экскурсантов). Расторжение до начала путешествия договора о реализации туристского продукта в связи с наступлением обстоятельств, угрожающих безопасности туриста (экскурсанта). Право туриста на достоверную информацию о стране (месте) временного пребывания. Профилактика в соответствии с международными медицинскими требованиями туристов (экскурсантов). Услуги инструкторов-проводников. Специализированные службы по обеспечению безопасности туристов. Защита интересов российских туристов за пределами РФ в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций.

Страхование при осуществлении туристской деятельности.

Отправляясь в путешествие, турист сталкивается с рядом проблем, которые при стечении обстоятельств могут привести к неблагоприятным последствиям для его здоровья и имущества. Турист постоянно находится под воздействием обстоятельств повышенной опасности: он пребывает в незнакомой стране, не знает в совершенстве обычаев, языка, традиций, типичных бытовых опасностей, не имеет иммунитета от болезней, распространенных в данной местности, не приспособлен к проживанию и интенсивным нагрузкам в высокогорных районах и т.д.

ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», глава VII Обеспечение безопасности туризма:

Статья 14. Обеспечение безопасности туризма

Под безопасностью туризма понимаются безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества, а также ненанесение ущерба при совершении путешествий окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма информирует туроператоров, турагентов и туристов (экскурсантов) об угрозе безопасности туристов (экскурсантов) в стране (месте) временного пребывания, в том числе путем опубликования соответствующих сообщений в государственных средствах массовой информации. Указанное опубликование осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации для опубликования обязательных сообщений.

В случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, турист (экскурсант) и (или) туроператор (турагент) вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения

Наличие указанных обстоятельств подтверждается соответствующими решениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с федеральными законами.

При расторжении до начала путешествия договора о реализации туристского продукта в связи с наступлением обстоятельств, указанных в настоящей статье, туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия — ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.

При заключении договора о реализации туристского продукта туроператор, турагент обязаны представить туристу и (или) иному заказчику достоверную информацию:

о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания, включая сведения о необходимости наличия визы для въезда в страну и (или) выезда из страны временного пребывания;

об основных документах, необходимых для въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания,

об опасностях, с которыми турист (экскурсант) может встретиться при совершении путешествия;

о таможенных, пограничных, медицинских, санитарно-эпидемиологических и иных правилах (в объеме, необходимом для совершения путешествия);

о месте нахождения, почтовых адресах и номерах контактных телефонов органов государственной власти Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся в стране (месте) временного пребывания, в которые турист (экскурсант) может обратиться в случае возникновения в стране (месте) временного пребывания чрезвычайных ситуаций или иных обстоятельств, угрожающих безопасности его жизни и здоровья, а также в случаях возникновения опасности причинения вреда имуществу туриста (экскурсанта),

об адресе (месте пребывания) и номере контактного телефона в стране (месте) временного пребывания руководителя группы несовершеннолетних туристов (экскурсантов) в случае, если туристский продукт включает организованный выезд группы несовершеннолетних туристов (экскурсантов) без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей;

о национальных и религиозных особенностях страны (места) временного пребывания;

об иных особенностях путешествия.

Туристы (экскурсанты), предполагающие совершить путешествие в страну (место) временного пребывания, в которой они могут подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний, обязаны проходить профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями.

Туроператоры, турагенты, организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание, обязаны пользоваться услугами инструкторов-проводников, если организуемые ими путешествия связаны с прохождением туристами (экскурсантами) маршрутов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья туристов (экскурсантов) (горная и труднопроходимая местность, спелеологические и водные объекты и другие).

Туроператоры и турагенты, организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание, обязаны незамедлительно информировать федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, специализированные службы по

обеспечению безопасности туризма и заинтересованных лиц о чрезвычайных происшествиях, произошедших с туристами (экскурсантами) во время прохождения маршрутов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья туристов (экскурсантов), по территории Российской Федерации.

Поскольку турист является потребителем услуг, к вопросам его безопасности могут быть применены соответствующие положения законодательства о защите прав потребителей. Закон РФ «О защите прав потребителей» определяет безопасность услуги как безопасность для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях ее оказания, а также безопасность самого процесса оказания услуги, т.е. технологии ее оказания. Согласно п. 1 ст. 7 данного Закона потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее оказания была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вреда имуществу потребителя.

Если для безопасного использования услуги необходимо соблюдать специальные правила, исполнитель обязан указать эти правила в технической документации на услугу и довести эти правила до сведения потребителя.

Названной статьей предусматривается также обязанность исполнителя услуги незамедлительно приостановить ее оказание, если она причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя при соблюдении им установленных правил оказания услуги. Если причины вреда устранить невозможно, исполнитель обязан прекратить реализацию данного тура. В случае невыполнения указанной обязанности это может быть сделано по предписанию федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за качеством и безопасностью туристских услуг. При этом исполнитель возмещает потребителю причиненные убытки в полном объеме.

Закон возлагает на федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма обязанность по информированию туроператоров и турагентов, а также туристов об угрозе безопасности туристов в определенной стране (месте). Информация должна публиковаться в средствах массовой информации или доводиться до этих лиц другими способами. Закон не определяет ответственность за непредоставление данной информации и причиненный в результате этого ущерб. Представляется, что такая ответственность должна наступать в соответствии с правилами ГК РФ.

Согласно ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) федеральных государственных органов или их должностных лиц, подлежат возмещению Российской Федерацией. Статья 1069 ГК РФ уточняет, что вред возмещается за счет казны РФ. Требование о возмещении предъявляется в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд в зависимости от того, кто предъявляет иск. Состав убытков и другие вопросы определяются по общим правилам. Может быть взыскан моральный вред. В любом случае необходимо доказать, что причиненные убытки являются следствием непредставления (несвоевременного представления) указанной информации. Статьей 125 ГК предусмотрено, что от имени Российской Федерации могут выступать в суде органы государственной власти в соответствии с их компетенцией. Практически эти полномочия делегируются Правительством РФ федеральному органу исполнительной власти, к чьей компетенции относится соответствующая область деятельности.

В свою очередь, туроператоры и турагенты как сторона по договору об оказании туристских услуг обязаны предоставить туристу исчерпывающую информацию об особенностях путешествия, об источниках и характере возможных опасностей. Более того, турфирмы обязаны принять предупреждающие меры, направленные на обеспечение безопасности туристов.

Особую опасность представляют инфекционные заболевания. В странах тропического пояса туристы, прибывающие из других климатических зон, организм которых не имеет надлежащего иммунитета к местным опасным инфекционным заболеваниям, могут быть подвержены заболеваниям желтой лихорадкой, малярией, тифом и др. С целью предупреждения подобных ситуаций проводят профилактические мероприятия, туристов обязывают сделать прививки и получить медицинский сертификат. Это требование особенно актуально при посещении стран Африки, Южной Америки и Южной Азии.

ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»:

Статья 15. Специализированные службы по обеспечению безопасности туристов

Оказание необходимой помощи туристам, терпящим бедствие в пределах территории Российской Федерации, осуществляется специализированными службами, определяемыми Правительством Российской Федерации.

Среди мер, направленных на обеспечение безопасности туристов, Закон предусмотрел обязанность Правительства РФ определять специализированные службы, которые должны оказывать помощь туристам, терпящим бедствие на территории России. Постановлением Правительства РФ от 24 января 1998 г. № 83 «О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов» указанная обязанность возложена на специализированные службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, входящие в состав сил постоянной готовности федерального уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Перечень этих служб утвержден постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 924 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Постановлением Правительства РФ№ 83 заинтересованным министерствам и ведомствам РФ поручено утвердить инструкцию, регламентирующую вопросы взаимодействия указанных специализированных служб, органов управления туризмом субъектов РФ и туристских организаций при предупреждении бедствий и оказании помощи терпящим бедствие туристам независимо от их гражданства, а также лицам без гражданства. Органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти определить состав сил и средств постоянной готовности территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, используемых при оказании необходимой помощи туристам, терпящим бедствие в пределах территории субъекта РФ.

ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»:

Статья 16. Защита интересов российских туристов за пределами Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций

В случаях возникновения чрезвычайных ситуаций государство принимает меры по защите интересов российских туристов за пределами Российской Федерации, в том числе меры по их эвакуации из страны временного пребывания.

К чрезвычайным ситуациям относятся стихийные бедствия — извержения вулканов, штормы, ураганы, ливни, наводнения, землетрясения, вспышки опасных инфекционных заболеваний и др., — которые ставят под угрозу жизнь туристов и делают невозможным продолжение путешествия. Могут иметь место также гражданские волнения, военные действия, блокада, террористические акты.

Защиту интересов российских туристов за рубежом, включая их эвакуацию в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, государство принимает на себя. Согласно ст. 5 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» граждане РФ за ее пределами пользуются защитой и покровительством Российской Федерации. При возникновении чрезвычайных ситуаций МЧС России принимает экстренные меры по спасению людей. Деятельность различных ведомств по спасению туристов и туристских групп регулируется постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1994 г. № 1451 «О комплексе мер по обеспечению эвакуации российских граждан из зарубежных государств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций».

Указанным обязанностям государственных органов соответствует предусмотренная ст. 14 Закона обязанность туроператоров и турагентов информировать соответствующие органы исполнительной власти и заинтересованных лиц о чрезвычайных происшествиях с туристами во время путешествия.

ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»:

Статья 17. Страхование при осуществлении туристской деятельности

В случае, если законодательством страны (места) временного пребывания установлены требования предоставления гарантий оплаты медицинской помощи лицам, временно находящимся на ее территории, туроператор (турагент) обязан предоставить такие гарантии. Страхование туристов на случай внезапного заболевания и от несчастных случаев является основной формой предоставления таких гарантий.

Страховым полисом должны предусматриваться оплата медицинской помощи туристам и возмещение их расходов при наступлении страхового случая непосредственно в стране (месте) временного пребывания.

Страховой полис оформляется на русском языке и государственном языке страны временного пребывания. По требованию туриста туроператор (турагент) оказывает содействие в предоставлении услуг по страхованию иных рисков, связанных с совершением путешествия.

Появление комментируемой статьи вызвано тем, что по законодательству ряда стран въезд иностранных туристов в страну возможен лишь при наличии страхового полиса, гарантирующего оплату медицинской помощи туристу в случае внезапного заболевания или несчастного случая, происшедшего с ним в стране временного пребывания.

Обязанность обеспечить страхование туриста при поездке в указанные страны возложена Законом на направляющую турфирму. Однако это не означает, что турфирма осуществляет страхование за свой счет. Стоимость страховки, как и все другие услуги, оплачивает турист. Последний вправе застраховаться самостоятельно. Турфирма в этом случае обязана проверить наличие страхового полиса у туриста и не может выдать путевку без него. Впрочем, при отсутствии страхового полиса поездка не состоится, поскольку не будет выдана виза на въезд в страну. Если по какой-либо причине поездка все же состоится, то турфирма несет ответственность за могущие возникнуть неблагоприятные последствия, поскольку обязанность предоставить гарантии оплаты медицинской помощи возложена на нее.

Основным актом, регулирующим вопросы страхования, является ГК РФ (гл. 48). К этим отношениям могут применяться нормы Закона «О страховании» (1992), если они не противоречат ГК РФ. Последний различает имущественное и личное страхование, добровольное и обязательное. Все виды страхования осуществляются на основании договоров страхования. Комментируемые отношения следует считать добровольным личным страхованием риска причинения вреда жизни или здоровью туриста.

Договор личного страхования является договором об оказании страховой услуги, имеет особенности регулирования по ряду вопросов, включая терминологию, и является публичным.

Пункт 2 ст. 942 ГК РФ дает перечень существенных условий договора личного страхования, по которым должно быть достигнуто соглашение между страховщиком и страхователем (туристом):

о застрахованном лице;

о характере страхового случая;

о размере страховой суммы;

о сроке действия договора.

К этому следует добавить условие о страховой премии (цене), которое является существенным для всех возмездных договоров. Практически все указанные условия содержатся в страховом полисе.

Согласно ст. 957 ГК РФ договор страхования вступает в силу с момента уплаты страховой премии (первого взноса), если в нем не предусмотрено иное. Поскольку при страховании туристов уплата страховой премии производится целиком и до начала путешествия, в страховом полисе указывается иной срок начала (и окончания) действия страхования, соответствующий сроку начала и окончания поездки, указанному в туристской путевке.

Страхователь (турист) вправе в любое время отказаться от договора страхования. Однако при этом уплаченная страховая премия возврату не подлежит, если договором не предусмотрено иное (ст. 958 ГК РФ).

Применительно к комментируемой статье страховым случаем является факт внезапного заболевания или несчастного случая, реально угрожающих здоровью туриста, либо его смерть. Наступление страхового случая удостоверяется в порядке, предусмотренном договором. Объектом страхования являются медицинские расходы, необходимые для оказания медицинской (медико-транспортной) помощи, характер и содержание которой определяются правилами страхования, согласовываются сторонами и указываются в страховом полисе. Расходы возмещаются в порядке, предусмотренном договором (правилами страхования).

Страховщик освобождается от выплаты страховой суммы, если страховой случай наступил вследствие:

умысла страхователя, застрахованного лица (ст. 963 ГК РФ);

действия обстоятельств непреодолимой силы, перечисленных в ст. 964 ГК РФ (воздействие ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения, военные действия, маневры и т.п., гражданская война, народные волнения или забастовки).

По требованиям, связанным с личным страхованием, действует общий срок исковой давности — три года.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
3423. Государственное регулирование и правовое обеспечение туризма в Тверской области 8.9 KB
  Государственное регулирование и правовое обеспечение туризма в Тверской области. Закон Тверской области О туристской деятельности в Тверской области. Комитет по туризму курортам и международным связям Тверской области. в Тверской области.
7780. Обеспечение информационной безопасности 50.64 KB
  При рассмотрении жизни общества на исторически длительных интервалах времени (сотни и более лет) с позиций Общей теории управления можно выделить шесть уровней обобщенных средств управления обществом. Уровни средств управления связаны непосредственно с воздействием на общество, в том числе и при помощи войн
5215. Обеспечение безопасности движения поездов 1.11 MB
  Экономический эффект применения автоматической системы движения поездов. Достоинства УСАВП. Факторный анализ состояния безопасности движения. Анализ и ранжирование событий связанных с безопасностью движения поездов...
14288. Обеспечение пожарной безопасности пожарного депо 53.71 KB
  Анализ обобщенных причин аварий и несчастных случаев со смертельным исходом показывает, что в 2014 году наибольшее количество пожаров на опасных производственных объектах происходило по причине технических и технологических факторов – 48%. Увеличилось количество аварий по причинам несовершенства технологий или конструктивных..
12679. Обеспечение личной безопасности участников судопроизводства в уголовном процессе 22.93 KB
  Понятие и система процессуальных гарантий личной безопасности участников уголовного процесса. Организация мероприятий по обеспечению личной безопасности участников уголовного процесса. Понятие и система процессуальных гарантий личной безопасности участников уголовного процесса Под процессуальными гарантиями личной безопасности участников уголовного процесса следует понимать предусмотренные кодифицированным и специальным уголовно-процессуальным законодательством специальные правовые средства и мероприятия оперативного и...
17959. Обеспечение экономической безопасности России, региона в условиях кризиса 546.32 KB
  Вышеизложенные обстоятельства определяют актуальность темы настоящего исследования, посвящённого выявлению влияния социальных показателей на экономическую безопасность Ставропольского края.
5156. Услуги сферы туризма и сопутствующего ему сервиса в программе речного (круизного) туризма коммерческого класса обслуживания 29.51 KB
  Круиз - интенсивно развивающийся в последнее время вид туризма. Количество пассажиров, путешествующих на круизных судах, ежегодно увеличивается, соответственно растут и доходы от этого вида бизнеса.
2390. Индустрия туризма и гостеприимства 22.89 KB
  Гостиничная индустрия –это сектор экономики где клиенту за деньги предоставляются различного вида услуги и организация за вознаграждение проживания в средствах размещения. Средствами размещения являются любые объекты которые предоставляют туристам эпизодически или регулярно место для ночевки. В соответствии с классификацией ВТО все средства размещения делятся на две категории: коллективные и индивидуальные: Категории средств размещения Разряды средств размещения Группы средств размещения Коллективные Гостиницы и аналогичные...
20229. Виды деятельности в области туризма 1020.47 KB
  Общество неоднородно, поэтому важным направлением социальной статистики является изучение особенностей поведения отдельных групп: на что тратят время и деньги интеллектуалы или люди с низким культурным уровнем, каковы политические ориентации разных социальных групп, взаимоотношения между поколениями и т.д.
7497. Туроператоры как субъекты рынка туризма 14.82 KB
  Понятие туроператора его функции. Профиль работы туроператора. Основным направлением деятельности туроператора является планирование и создание маршрутов программ и пакетов услуг для поездок туристов на групповой или индивидуальной основе. Туроператорами называют: Туристские организации имеющие собственные или арендованные средства туристского обслуживания и предлагающие своим клиентам комплекс услуг; Оптовых посредников между турагентствами и предприятиями туристской индустрии.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.