Особенности регионального фармацевтического рынка. Организация и экономика фармации

Настоящая работа посвящена анализу некоторых направлений формирования региональной политики лекарственного обеспечения, наиболее важных в условиях модернизации системы здравоохранения на основе изучения современных тенденций в ряде субъектов Российской Федерации.

2014-07-24

1.35 MB

95 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Особенности регионального фармацевтического рынка.

Организация и экономика фармации

Оглавление

Глава 1. Система регионального обеспечения ЛС........................5

1.1. Особенности регионального фармацевтического рынка.......5

1.2. Динамика регионального фармацевтического рынка РФ......7

1.3. Проблемы и перспективы лекарственного обеспечения

в регионах РФ..................................................................................14

Глава 2. Исследовательская работа................................................23

2.1. Анкетирование работников аптек............................................23

2.2. Анкетирование посетителей аптек............................................25

Заключение.......................................................................................28

Список литературы..........................................................................31

Введение

Актуальность темы исследования. Конституция Российской Федерации декларирует равное право граждан на получение медицинской помощи. Равноправие в вопросах охраны здоровья определяется Всемирной организацией здравоохранения как равная и справедливая возможность для граждан полностью реализовать свой «потенциал здоровья», независимо от того, в каком регионе они проживают. Сделать это на практике особенно сложно в переходный период: в субъектах Российской Федерации имеет место экономическое и социальное неравенство (разница в размерах доходов, уровне образования, наличии занятости и т. п.), что наиболее характерно для удаленных от центра регионов и сельской местности.

Модернизация здравоохранения, дополнительное лекарственное обеспечение, реализация национальных проектов должны, прежде всего, нивелировать неравенство в оказании медицинской и лекарственной помощи. Происходящие изменения в состоянии здоровья социально уязвимых и других контингентов населения в этот период служат индикатором того, насколько эффективно проводится социально-экономическая политика в целом и в конкретных субъектах Российской Федерации, в частности.

Необходимость модернизации фармацевтического сектора здравоохранения на региональном уровне помимо общих тенденций социально-экономического развития определяется рядом серьезных причин, возникших в последние годы. Отмечаются высокие темпы роста затрат на лекарственную помощь, при этом рост финансовых затрат не всегда обеспечивает увеличение объемов и улучшение качества этой помощи. Происходит снижение объемов оказания лекарственной помощи вне государственных и региональных программ ввиду недоступности для большинства населения современных эффективных лекарственных средств (ЛС) из-за отсутствия необходимых финансовых средств. Реализация ряда законодательных актов серьезно изменили порядок межбюджетных отношений, источники и каналы финансирования государственного здравоохранения. Изменилась система обеспечения лекарствами социально уязвимых категорий населения.

Таким образом, происходящие в России социально-экономические преобразования вносят существенные изменения в сложившийся организационный порядок гарантированного обеспечения населения фармацевтической помощью. Поэтому проводимые исследования позволяют сделать вывод о необходимости применения регионального подхода к организации и управлению лекарственным обеспечением населения, выявления сходства и различий групп районов и выделение территорий, обладающих типологическими признаками для  выравнивания и регулирования уровня и качества деятельности фармацевтической службы. Существует объективная необходимость в широком  изучении региональной типологии фармацевтической отрасли для ее оптимизации и обоснование плановых заданий и управленческих решений и соответственно, усилении междисциплинарных связей между медицинскими и фармацевтическими науками, географией, статистикой, социологией, региональной экономикой. 

Настоящая работа посвящена анализу некоторых направлений формирования региональной политики лекарственного обеспечения, наиболее важных в условиях модернизации системы здравоохранения на основе изучения современных тенденций в ряде субъектов Российской Федерации.

Цель исследования – изучение доступности лекарственного обеспечения для населения на региональном фармацевтическом рынке РФ.

Задачи:

- изучить современное состояние отечественного фармацевтического рынка, его тенденции и особенности развития;

- проанализировать особенности системы лекарственного обеспечения в регионах России (на примере аптек города Подольска);

- определить проблемы и перспективы развития регионального лекарственного обеспечения в РФ.

Предмет исследования: организация и экономика фармации.

Объект исследования: российский региональный фармацевтический рынок.

Глава 1. Система регионального обеспечения ЛС

1.1 Особенности регионального фармацевтического рынка

Региональный рынок лекарственных средств - это совокупность экономических отношений, возникающих между его субъектами, сфера деятельности которых ограничивается преимущественно одним городом, районом или определенной их частью по поводу купли-продажи и назначения-потребления ЛС и других товаров аптечного ассортимента1.

Объектом локального социально-ориентированного рынка ЛС является выносимый на рынок продукт, предназначенный для индивидуального потребления, который является основным структурообразующим элементом регионального потребительского рынка. Структурообразующими элементами в части субъектных отношений со стороны спроса являются субъекты или носители спроса – потребители в лице всего населения региона, а также его отдельных демографических (молодежь, дети, пожилые люди) и экономических (низкодоходные и высокодоходные категории населения) групп; городское и сельское население. Субъектами регионального рынка ЛС со стороны предложения выступают товаропроизводители и производители лекарств в лице предприятий, организаций, учреждений и частных лиц; кроме того, субъекты инфраструктуры потребительского рынка (предприятия оптовой и розничной торговли, торгово-посреднические фирмы, биржи, торговые палаты, общетоварные склады, маркетинговые, рекламные и информационные службы и т.д.)2.

Региональный фармацевтический рынок состоит из 3 сегментов: госпитального; коммерческого; ОМС.

Основными экономическими законами регионального рынка лекарственных средств являются объективные экономические законы:

- закон спроса (повышение рыночной цены при прочих равных  условиях уменьшает объем спроса и наоборот);

- закон предложения (повышение рыночной цены при прочих равных условиях увеличивает объем предложения и наоборот);

- закон стоимости.

На величину спроса товаров аптечного ассортимента влияют ценовые и неценовые детерминанты спроса.



Рис. 1 – Формирование механизма соотношения спроса и предложения на региональном фармацевтическом рынке

Основные факторы, влияющие на объем регионального рынка лекарственных средств представлены на рисунке 2.

Региональный рынок имеет четко выраженные территориальные границы. В связи с тем, что главными потребителями этого рынка являются лечебно-профилактические учреждения и непосредственно население, они и определяют конъюнктуру спроса на рынке лекарственных средств. С другой стороны, в регионах функционируют уже сложившиеся сети фармацевтических учреждений, деятельность которых ориентирована на обеспечение, прежде всего, региональных потребителей.

 


Рис. 2 – Основные факторы, влияющие на объем регионального рынка лекарственных средств

Региональные оптовые организации, имеющие долговременные связи с местными администрациями, лечебно-профилактическими учреждениями и аптечными сетями, оказывают в регионах значительное влияние на рынок оптовых поставок.

 

Рис. 3 - Этапы и критерии стратегической сегментации регионального рынка лекарственных средств

Государственное регулирование процессов развития социально-ориентированных рынков лекарственных средств - это система экономических, административных и нормативно-законодательных мер, осуществляемых федеральными и региональными учреждениями и общественными организациями, в целях обеспечения сбалансированного и устойчивого развития системы социально-ориентированных региональных рынков и ее адаптации к изменяющимся условиям (рис. 4)3.

 


Рис. 4  – Основные методы государственного регулирования цен на локальном региональном рынке ЛП Ставропольского края

Регулирование цен на лекарственные препараты является одним из основных элементов государственного регулирования фармацевтической отрасли.

1.2 Динамика регионального фармацевтического рынка РФ

Распределение оборота розничной торговли ЛС по Федеральным округам (ФО) отличается неравномерностью (рис. 5).

Рис. 5 - Доля аптечного рынка лекарств по федеральным округам

Большая доля приходится на Центральный ФО, за ним с большим отрывом следует Приволжский ФО. Наименьшие по объему рынки в Дальневосточном и Уральском ФО. Однако это, в целом, соответствует распределению населения по округам. Таким образом, уровень концентрации сократился, распределение рыночных долей стало больше соответствовать распределению населения по регионам. И все же подушевое потребление ЛС в крупнейших регионах (по численности населения) таких, как Москва и Московская область, Санкт-Петербург выше общероссийского уровня.

Структура потребления по сегментам в Федеральных округах представлена на рис. 6.

Рис. 6 - Структура потребления ЛС по сегментам в разрезе ФО

Уральский ФО растет за счет государственных денег, Южный и Дальневосточный ФО за счет средств населения Потребление лекарств в Южном ФО в 2,2 раза ниже, чем в Центральном (рис. 7).

Рис. 7 – Потребление лекарств на одного человека по сегментам в разрезе ФО, руб.

Потребление лекарств по субъектам РФ представлено  на рис. 8.

Рис. 8 - Потребление лекарств по субъектам РФ

В среднем один человек покупает 32 упаковки лекарств в год. Максимальное потребление упаковок в Москве, минимальное в Тюменской области (рис. 9).

Рис. 9 – Количество упаковок на одного человека в год по субъектам РФ

Самая высока доля ДЛО в Сибири и Северо-Западном ФО. Самая низкая в Приволжском ФО (рис. 10).

Рис. 10 – Доля ДЛО в аптечном ассортименте лекарств по ФО

ТОП-15 субъектов федерации по емкости аптечных продаж представлен на рис. 11.

Рис. 11 - ТОП-15 субъектов федерации по емкости аптечных продаж

Доля ДЛО в аптечных продажах изменяется от 11% до 24% в зависимости от региона (рис. 12).

Рис. 12 – Доля ДЛО по субъектам Федерации

В ДЛО разброс средней стоимости упаковки ЛС составляет 175% (рис. 13).

Рис. 13 – Средняя стоимость упаковки ЛС

Рис. 14 - Рейтинг регионов по средней стоимости упаковки ЛС в ДЛО

Лидерство принадлежит наиболее экономически развитым регионам со значительной численностью населения таким, как Волгоградская, Ростовская, Самарская, Новосибирская, Свердловская, Тюменская области, Краснодарский и Приморский края (объем рынка превышает 1 млрд. руб.). Наименьший по объему рынок – Республика Ингушетия. Среди аутсайдеров преимущественно национальные автономии, как Дагестан, Кабардино-Балкария, Тыва и т.п.

1.3 Проблемы и перспективы лекарственного обеспечения в регионах России

Фармацевтический рынок региона - это сложная динамично развивающаяся социально-экономическая система, представляющая собой совокупность взаимосвязанных элементов (хозяйствующих субъектов и население). Сложность данной системы определяется сложностью связей составляющих ее элементов, связей системы с окружающей средой, а также большим количеством возможных состояний при функционировании системы.

Среди множества внешних и внутренних факторов функционирования фармацевтического рынка в регионе можно выделить следующие основные группы:

- географические (климат, расположение относительно основных торговых путей);

- экономические  (уровень обеспеченности региона ресурсами, научно-технический потенциал, др.);

- политические (эффективность взаимодействия разных ветвей и уровней власти, уровень политической и национально-религиозной стабильности и т.д.);

- социально-демографические (уровень жизни населения, отношение населения к реформам, труду, др.);

- финансовые (степень доступности финансовых средств из бюджетов и банков,  уровень развития региональной банковской системы);

- инфраструктурные (наличие и уровень развития инфраструктуры)4.

Российская система регионального лекарственного обеспечения остается пока неэффективна: затраты на нее растут, а значительная часть населения не получает нужных препаратов. Одним из важных резервов повышения доступности медикаментозной помощи является анализ проблем региональной лекарственной политики и кардинально изменить ситуацию позволит только запуск фармацевтического (лекарственного) страхования.

Первая проблема региональной лекарственной политики - недостаточный уровень информированности врачей о нормативных документах регламентирующих использование и дистрибьюцию медикаментов5.

Современный регистр лекарственных средств содержит порядка 15 тысяч наименований лекарственных препаратов. Практикующий врач и медицинские организации не используют все 10-12 тысяч препаратов, представленных на рынке, а применяют лишь их ограниченный набор, сформированный чаще собственным опытом, что формирует ограничительный список препаратов. Данный ограничительный список по своей клинической и экономической эффективности не является оптимальным. Недостаточный уровень информированности специалистов о клинической эффективности и переносимости ЛС определяет низкое качество оказания медицинской помощи.

70% россиян из-за отсутствия средств не могут обеспечить себя полноценной лекарственной помощью на амбулаторно-поликлиническом этапе, что определяет вторую проблему региональной лекарственной политики - недостаточный доступ к основным лекарственным средств.

Оказание медицинских услуг и обеспечение лекарствами населения в условиях рыночных отношений должно учитывать специфику данных товаров. Отличие лекарств от многих других товаров потребления состоит в том, что далеко не всегда желание приобрести этот товар зависит от потребителя, отсутствует возможность проверить качество препарата при приобретении и спрогнозировать его эффективность6.

Такая особенность лекарства как товара подразумевает обязательность государственного вмешательства. В этих условиях, безусловно, возрастает роль и ответственность руководителей органов и учреждений здравоохранения всех уровней в части их экономической грамотности, умении оценивать и прогнозировать результаты принятий управленческих решений, а также и в части строгого соблюдения требований, предусмотренных действующим законодательством, регламентирующим порядок закупок продукции за счет бюджетных средств в целях их экономного и рационального использования.

Рациональный процесс отбора лекарственных средств один из самых сложных шагов для увеличения лечебной (терапевтической) отдачи от затрат на них. Этот этап зависит от правильной оценки результатов использования препаратов, определения их потребности и правильного распределения финансовых ресурсов на их закупку.

Ситуация, ставшая тенденцией - конфликт интересов в региональной программе лекарственного обеспечения. Лекарства не самоцель, а средство обеспечения качественной медицинской помощи. Финансовая заинтересованность врача в назначении дорогостоящих препаратов, отвергающего любые попытки ограничения его свободы в назначении фармакотерапии. Провизоры и фармацевты материально заинтересованы в увеличении объемов своей экономической деятельности.

Потребность в лекарствах должна формироваться с учетом состояния здоровья населения региона и уровнем организации и качества оказания медицинской помощи, а не только интересами коммерциализации фармации и здравоохранения.

Одним из важных резервов повышения доступности медикаментозной помощи и еще одной проблемой региональной программы лекарственного обеспечения является формирование разумной потребности в лекарствах у учреждений здравоохранения. Это достигается путем обоснования объемных и качественных характеристик заявок на закупки медикаментов.

Рационализация использования лекарств с учетом клинической эффективности их назначения и организационно-экономические механизмы управления программой лекарственного обеспечения позволят сократить расход и количество закупаемых неэффективных, небезопасных лекарств. Для этого используется критерий: цена - качество - эффективность. Этот критерий позволит адекватно осуществлять процесс рационирования, который экономически неизбежен. Рационирование не должно означать, что пациентам необходимо отказывать в том или ином виде медицинского вмешательства. Рационирование в современной России должно сделать скрытые, незаконные и неконтролируемые ограничения видимыми, законными, контролируемыми и более справедливыми.

Обеспечение лекарственными средствами при оказании медицинской помощи подразумевает осуществление цикличного процесса, который состоит из основных компонентов: определение потребности в лекарственных средствах, закупка лекарственных средств, использование лекарственных средств. Данный цикл связан с фармацевтической экономикой - системой, отвечающей за разработку, производство, продажу лекарств.

Экономический подход предполагает выбор из всевозможных альтернатив фармакотерапии ту, которая имеет наибольший результат при наименьших затратах, в условиях ограниченности ресурсов и безграничности потребления.

Формирование разумной потребности возможно на основе стандартов лечения и лекарственных формуляров. Это позволит адекватно осуществлять процесс рационального использования фармакотерапии в новых экономических условиях на территориях субъектов РФ и сделает ее доступной для населения7.

Острой проблемой региональной лекарственной политики остается вопрос финансирования программ лекарственного обеспечения.

Актуальными остаются задачи:

1) принятие обязательств по использованию мер, направленных на повышение эффективности лекарственных средств и снижение потерь;

2) увеличение государственных расходов на лечение приоритетных заболеваний;

3) лекарственное обеспечение малообеспеченных и социально незащищенных категорий граждан8.

Действующие в субъектах Российской Федерации модели льготного и бесплатного лекарственного обеспечения до 1 января 2005 года не обеспечивали принцип равной доступности медикаментов для наиболее социально уязвимых категорий населения.

Программа дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) запущена в 2005 году в рамках монетизации льгот. Она должна была охватить 14,7 млн. человек, в том числе инвалидов, участников и ветеранов боевых действий, а также пострадавших в результате радиационных катастроф и др. Однако из-за многочисленных недоработок программа недостаточно эффективна. Уже на следующий год после начала реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения из нее вышло 6,8 млн. человек - 46%. Монетизация льготы поставила льготополучателей перед выбором между лекарствами и денежной компенсацией. Выход из программы льготного лекарственного обеспечения части населения привел к дефициту средств при возникновении страховых случаев у льготников, нуждающихся в дорогостоящем лечении. Количество льготополучателей на 01.01.2010 г. составляло 4 182 тыс. человек (по данным Пенсионного фонда Российской Федерации). По состоянию на 31.12.2010г. (по данным органов управления здравоохранения субъектов Российской Федерации) число граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение, уже увеличилось до 5 093 374 человек или на 21,8%9.

Основными показателями проводимого мониторинга лекарственного обеспечения являются объем поставок и отпуска лекарственных препаратов, выписка и своевременность обеспечения рецептов.

При этом необходимо отметить, что размер товарных запасов лекарственных препаратов, закупленных и поставленных в 2012 году, но оставшихся по итогам года невостребованными, составил 3,5 млрд. руб. в рамках региональных закупок и 4,2 млрд. руб. по «высокозатратным» нозологиям. Таким образом, товарные запасы в целом по Российской Федерации по объему на конец 2013 года практически равнялись среднемесячному расходу.

В отношении рецептурных препаратов в регионах наблюдается ненадлежащее исполнение переданных полномочий по организации обеспечения населения лекарственными средствами.

Можно отметить следующие недостатки:

- отсутствие выписки льготных рецептов на лекарственные средства, назначенные пациентам по медицинским показаниям, что приводит к ущемлению законных прав пациентов на социальную поддержку со стороны государства;

- некачественное составление заявок лечебно-профилактическими учреждениями и недостаточный контроль со стороны органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации за их составлением, что ведет впоследствии к аккумулированию остатков лекарственных препаратов, в том числе и по 7 высокозатратным нозологиям, в количествах, значительно превышающих текущую потребность, что, в свою очередь, повышает риск истечения срока годности и последующего списания препаратов;

- отсутствие контроля за составлением заявок и использованием закупленных лекарственных средств;

- необеспеченность пациентов лекарственными средствами по выписанным рецептам: принятые на отсроченное обслуживание и необеспеченные в течение срока действия рецепты;

- переходящие остатки лекарственных средств не соответствовали потребности пациентов, что привело к отказам пациентам в обеспечении необходимыми лекарственными средствами и ущемлению законных прав льготников на получение в полном объеме мер государственной социальной поддержки, в части оказания лекарственной помощи;

- несвоевременное проведение аукционов по закупке лекарственных средств приводит к отсутствию ряда лекарственных препаратов в аптечных учреждениях;

- нецелевое расходование средств федерального бюджета (в части использования лекарственных средств для лечения пациентов в рамках программы «высокозатратных» нозологий и программы обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами в период прохождения стационарного лечения;

- включение в заявку преимущественно импортных дорогостоящих препаратов по торговым наименованиям, что, помимо экономической неэффективности закупок лекарственных средств, также лишает лечебно-профилактические учреждения региона возможности проведения синонимичных замен в рамках международного непатентованного наименования10.

Одно из главных направлений государственной политики в области здравоохранения - реализация государственных гарантий бесплатной медицинской помощи и гарантированное лекарственное обеспечение населения. Перспективным направлением льготного лекарственного обеспечения является модернизация системы лекарственного обеспечения граждан:

- в амбулаторных условиях перевод из разряда государственной социальной поддержки в разряд оказания медицинской помощи в рамках системы обязательного медицинского страхования;

- процедуру государственных закупок лекарственных средств необходимо заменить на возмещение стоимости лекарственных средств, отпущенных гражданам в аптечных учреждениях по назначению врача - программа лекарственного страхования.

Проанализировав состояние лекарственной помощи, оценив проблемы, степень их глубины необходимо совершенствовать систему регионального управления лекарственным обеспечением, что позволит реализовать государственные гарантии по предоставлению социальной поддержки населению в полном объеме, создаст условия и механизмы эффективного использования финансовых, материальных и информационных ресурсов, обеспечит стабильность оказания доступной, квалифицированной, медицинской помощи.

При модернизации инфраструктуры лекарственного обеспечения в регионах, с одной стороны, необходимо предусматривать эффективность административного управления, а с другой – решать задачи по максимальному использованию ресурсов в условиях всех субъектов, участвующих в организации лекарственной помощи, и в полном объеме реализовывать возможности рыночной экономики.

Элементы децентрализации и приватизации в сфере здравоохранения и лекарственного обеспечения целесообразно рассматривать с позиции социально экономической эффективности с учетом особенностей и различных подходов в конкретных регионах. В общих чертах границы хозяйственного механизма сферы лекарственной помощи фокусируются на трех основных субъектах: государство, поставщики услуг (как государственные, так и частные) и население. Успех предпринимаемых реформ зависит от оптимальности учета интересов этих трех субъектов и их роли в достижении основных целей здравоохранения.

Координация участников процесса модернизации региональной системы здравоохранения должна осуществляться на основе общественного договора (системы договоров субъектов лекарственного обеспечения и медицинской помощи).

Регионализация в системе здравоохранения и, в частности, лекарственного обеспечения требует от субъектов РФ нового механизма ресурсопользования, инвестиционной политики, пересмотра системы организации и регулирования интеграционных связей.

Международный опыт свидетельствует о неэффективности проведения реформ на базе устаревших структур, так как существовавшие ранее структуры во многом предопределили имеющиеся проблемы и не могут адекватно реагировать на новые требования, стоящие перед системой лекарственного обеспечения ЛПУ и населения.

Разумеется, все проводимые реформы в области здравоохранения и, в частности, лекарственного обеспечения будут малоэффективны, если не будет обеспечен государственный контроль и надзор за качеством, эффективностью и безопасностью поступающих в обращение лекарственных средств, поскольку они составляют 95% всех врачебных назначений в клинической практике.

К структурным изменениям можно отнести тенденцию к созданию пунктов отпуска ЛС непосредственно в ЛПУ. Это приближает лекарственную помощь к населению, в частности, к льготным категориям граждан. Улучшается информационное взаимодействие между врачом, аптекой и пациентами.

В связи с изменениями законодательства в перспективе при значительном увеличении муниципальных образований, расширении экономической самостоятельности (автономизации) ЛПУ, бурном развитии рынка медицинских услуг вне государственных и муниципальных систем стереотипные региональные схемы снабжения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения будут трансформироваться. Централизованное лекарственное обеспечение пациентов ЛПУ, которое преобладает в большинстве субъектов Российской Федерации и осуществляется региональными предприятиями, по видимому, уступит место децентрализованному. Это может привести к последующим структурным изменениям в государственном и муниципальном фармацевтическом секторе здравоохранения и в целом на региональных фармацевтических рынках, к более жесткой конкуренции, смене «игроков», слиянию и поглощению оптовых и розничных организаций.

Глава 2. Исследовательская работа.

2.1. Анкетирование работников первого стола.

Анкета сотрудника аптеки

Должность_________________________

Стаж работы________________________

Оцените по 5-ти бальной шкале

1. Доступность лекарств для различных категорий лиц

  •  для пенсионеров
  •  для инвалидов
  •  для военнослужащих
  •  заключенных и находящихся в СИЗО

2. Доступность лекарств при оказании амбулаторной помощи

3. Доступность лекарств при оказании стационарной помощи

  •  при турбекулезе
  •  при онкологических заболеваниях
  •  травматологии
  •  наркозе

4. Доступность лекарств при отдельных заболеваниях и состояниях

  •  сахарный диабет
  •  паркинсонизм
  •  эпилепсия
  •  железодефицитная анемия
  •  бронхиальная астма
  •  заболевания желудочно-кишечного тракта
  •  инфаркт
  •  стенокардия
  •  редкие заболевания (мукополисахаридоз и др.)

    

    С целью оценить представления медицинских работников о доступности лекарственного обеспечения в городе,  было проведено анкетирование 15 работников аптек, расположенных в городе Подольск, станция Силикатная.

По каждому вопросу предусматривалась пятибалльная оценка доступности. Проводилось анкетирование работников первого стола.

При анализе анкет выяснилось, что больше половины опрошенных затруднились дать оценку, а наименьшая осведомленность (более 80%) среди них оказалась по вопросам лекарственного обеспечения военнослужащих,  заключенных и находящихся в СИЗО.

Большинство фармацевтов (от 60 до 80%) не знают о доступности ЛС на амбулаторном этапе для таких заболеваний, как паркинсонизм, эпилепсия, сахарный диабет 1 и 2 типов, железодефицитная анемия.

Медицинские работники оценили лекарственное обеспечение как хорошее при сахарном диабете 1 и 2 типов и железодефицитной анемии, но оказались неосведомленными о доступности ЛС в стационаре при туберкулезе, наркозе, а также в травматологии.

Работники первого стола посчитали хорошей состояние лекарственной составляющей медицинской помощи у больных с инсультом и в травматологии.

В целом, медицинские работники оценили доступность ЛС как «удовлетворительное».

2.2. Анкетирование посетителей аптек.

Анкета посетителя аптеки

1. Пол

  •  Муж.                        
  •  Жен.

2. Возраст

  •  21-30   
  •  31-45   
  •  46-60   
  •  от 60

3. Социальный статус

  •  Студент
  •  Служащий
  •  Работник
  •  Предприниматель
  •  Пенсионер
  •  Безработный

4. Количество членов в семье

  •  до 3   
  •  от 3

5. Частота посещения аптеки

  •  1 раз в месяц
  •  2-3 раза в месяц
  •  по разному

6. Факторы, влияющие на выбор лекарственных средств

  •  эффективность
  •  безопасность
  •  цена
  •  популярность
  •  производитель
  •  вид лекарственной формы

7. Вы приобретаете лекарственные средства

  •  для себя
  •  для детей
  •  для пожилых членов семьи
  •  для нескольких членов семьи

8. Чаще вы приобретаете лекарственные средства

  •  для лечения желудочно-кишечного тракта
  •  противовоспалительные средства
  •  препараты применяемые при простуде
  •  препараты применяемые при кашле
  •  противоаллергические препараты
  •  препараты для лечения сердечно-сосудистой системы
  •  витамины
  •  другие

9. Сталкивались ли Вы с отсутствием нужного лекарственного препарата в аптеке

  •  Да, часто
  •  Да, редко
  •  Нет

10. Оцените доступность лекарственного обеспечения в вашем регионе

  •  1
  •  2
  •  3
  •  4
  •  5

        Так же был проведен социологический опрос среди посетителей 5 аптек, расположенных в городе Подольск, станция Силикатная. Посетителям аптек было предложено ответить на выше приведенные вопросы, всего было опрошено 50 человек

По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы:

основными покупателями аптеки являются женщины (почти 70%, т.к. приобретают товары чаще всего для всей семьи;

социальный статус на посещения аптеки не оказывает особого влияния, т.к. все группы населения практически одинаковое количество раз обращаются в аптеку;

главными потребителями аптеки (58%) являются семьи с количеством от 3 членов;

частота посещения аптеки 1, редко 2 в месяц;

основные факторы, влияющие на выбор потребителей при покупке лекарственных средств в аптеке - эффективность, цена, безопасность (около 10%).

Заключение

Для совершенствования и повышения качества управления системой оказания медицинской и лекарственной помощи предусматривались отход от жесткого централизованного управления на основе регионально-экономической обособленности развития отрасли в каждой конкретной территории; усиление экономических стимулов; переход к показателям оценки эффективности по конечному результату. Однако попытки реформировать здравоохранение таким образом не привели к успеху – во многом из за того, что не затрагивались основы самой системы, которая во многом исчерпала свои возможности и не соответствовала новым экономическим, социальным и политическим условиям.

Как показали международный опыт и практика последних лет, в Российской Федерации, механизм рыночных отношений в фармацевтической сфере может быть реализован эффективно только при внедрении четкого профессионального регламента, контроля, при наличии объективной информации, стимулов для субъектов лекарственного обеспечения (производителей ЛС, оптовых и розничных структур и потребителей (лечебные учреждения и население).

Государство и региональные власти должны координировать процессы, происходящие в фармацевтической сфере, с учетом большой социальной значимости лекарственного обеспечения населения. Они имеют достаточно действенные механизмы воздействия на рынок лекарств: совершенствование законодательной базы; реализация различных федеральных и региональных медико-социальных проектов и программ (обеспечение необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан и др.); регулирование ценообразования; нормы для общественных поставок (тендеры); лицензирование; повышение уровня контрольно-надзорных мероприятий в субъектах Российской Федерации; увеличение роли общественных саморегулируемых организаций и др.

Появление территориальных органов Росздравнадзора, расширение и реализация надзорных функций, а также создание государственных и муниципальных аптечных сетей, централизация управления этими предприятиями, в перспективе – приватизация аптечных сетей обусловливают изменение структуры управления фармацевтической деятельностью в регионах.

Модернизация должна реализовываться в рамках комплексной системы, которая предусматривает целевые установки со стороны внешней среды, особенности развития региона и стратегические на правления административной реформы. Для этой комплексной системы наиболее подходит термин «региональная лекарственная политика». Формирование и реализация совместных федеральных и региональных программ с участниками различных форм собственности требуют соблюдения единства в решении проблем.

Целевые функции региональной лекарственной политики должны реализовываться по следующим направлениям:

- совершенствование организации лекарственного обеспечения населения, направленное на реализацию всего комплекса задач и функций по предоставлению гражданам эффективной и своевременной лекарственной помощи;

- разработка механизмов по обеспечению граждан качественной, безопасной, доступной и современной, фармакологически и экономически эффективной лекарственной помощью;

- обеспечение максимального использования ресурсов системы здравоохранения, стандартизация, оптимизация организации лекарственного обеспечения здравоохранения и населения;

- создание систем, заинтересованных в защите прав пациентов и в повышении эффективности использования ресурсов здраво охранения (развитие рынка страховых услуг);

- определение подходов к формированию квалифицированного кадрового потенциала системы организации лекарственной помощи;

- разработка и внедрение новых технологий;

- расширение возможностей для получения современной лекарственной помощи сельскому населению.

Опыт последних лет реализации лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан доказывает необходимость внедрения перечисленных направлений. Дополнительное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан начиналось как широкомасштабная программа, призванная существенно расширить доступность для пациентов современных эффективных лекарственных средств на амбулаторном этапе лечения, а также снизить потребность этой категории пациентов в необоснованной, дорогостоящей стационарной медицинской помощи.


Список литературы

  1.  Аксянова A.B. Стратегическое позиционирование региональных экономических систем по уровню инвестиционной эффективности // Экономика, статистика и информатика. - 2010. - № 2. - С. 12-16.
  2.  Анализ российского фармацевтического рынка // Ведомости [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/library/news/8060451/analiz_rossijskogo_farmacevticheskogo_rynka
  3.  Беляев В.И. Локальные рынки: их роль, место и значение в развитии воспроизводственных процессов в регионах // Экономика. – 2010. - № 5. – С. 247-252.
  4.  Беспалов Н. Настоящее и будущее российской аптечной системы. / Н. Беспалов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.4p.ru/main/research/4695/printarticle/.
  5.  Беспалов Н. Пути развития российской аптечной сети Электронный ресурс. / Н. Беспалов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pharmexpert.ru/newsite/fsc/pmaterials/bespalovrafm032007.
  6.  Власов В.В., Плавлинский С.Л. Лекарственное обеспечения для России: уроки стран Европы и всего мира / В.В. Власов, С.Л. Плавлинский. – М.: Общество специалистов доказательной медицины, 2012 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://osdm.org/.
  7.  Воронцова Н. А. Перспективы формирования фармацевтического кластера в Иркутской области / Н.А. Воронцова // Известия ИГЭА. – 2011. - № 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-formirovaniya-farmatsevticheskogo-klastera-v-irkutskoy-oblasti
  8.  Денисова М. Аптечные сети / М. Денисова // Ремедиум. 2009. - спец. выпуск. - С. 271-275.
  9.  Доклад «О состоянии лекарственного обеспечения населения в Российской Федерации» // Формулярный комитет Российской академии медицинских наук. – М., 2009.
  10.  Завьялов Д.В., Завьялова Н.Б. Принципы успешности инновационных высокотехнологичных кластеров / Д.В. Завьялов, Н.Б. Завьялова // Российское предпринимательство. - 2012. - № 10. – С. 12-17.
  11.  Иващенко, А. А., Кравченко Д. В., Концепция инновационного развития отечественной фармацевтической отрасли / А. А. Иващенко, Д. В. Кравченко // Ремедиум. - 2008. - №5. - С. 14-18.
  12.  Казакова Е.В., Капитоненко Н.А. Проблемы общелекарственного обеспечения на региональном уровне. – Хабаровск: Издательство Дальневосточного государственного медицинского университета, 2011. – 50 с.
  13.  Кайтуева Р.А. Методические основы оценки уровня развития локального регионального рынка // Проблемы современной экономики. – 2012. - №3. – С. 4-9.
  14.  Калинин Ю.Т. Ориентир развитая отечественная фарминдустрия / Ю.Т. Калинин // Фармацевтический вестник - 2008. - №4. - С.6-7.
  15.  Кривошеев С.А. Аптечные сети в Российской Федерации / С.А. Кривошеев // Новейшая история фармацевтического рынка. - М.: Литтерра, 2010. – 159 с.
  16.  Кузьменко А.В. Формирование и функционирование локального регионального рынка лекарственных препаратов // Инженерный вестник Дона. – 2013 - № 1. – С. 6-9.
  17.  Маркетинговые исследования в здравоохранении: учебно-методическое пособие для студентов ВСО дневного, вечернего и заочного отделений / под ред. проф. О.А. Васнецовой. – М.: Авторская академия; Товарищество научных изданий КМК. - 2008. - 209 с.
  18.  Матвеев В.В., Федотова Л.С. Перспективы развития аптечных сетей в регионах // Вестник Удмуртского Университета. – 2013. – С. 12-18.
  19.  Мунблит В.Я. Сравнительный опыт деятельности российских и иностранных дистрибьютеров / В.Я. Мунблит // Фармацевтический вестник. - 2009. - № 16. - С. 20-21.
  20.  Национальный экспертный аналитический портал, посвященный фармацевтическом рынку Pharm-medexpert [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pharm-medexpert.ru/
  21.  Обзоры, аналитика фармацевтического рынка ФармМед [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pharm-med.ru/page.php?view=33
  22.  Садчиков И. А. Экономика фармацевтической отрасли / И. А. Садчиков, А. И. Балашов, В. А. Редькин. - СПб.: СПбГИЭУ, 2009. – 250 с.
  23.  Славич Приступа А.С. Ценовая политика аптечных сетей /А.С. Славич – Приступа // Экономический вестник фармации. - 2008. - №3. — С. 23-24.
  24.  Степанова М.Ю. Исследование эффективности аптечных сетей в условиях консолидации фармацевтического рынка / М.Ю. Степанова, И.В. Косова // Человек и лекарство: Тезисы докладов XVI российского национального конгресса. - 2009. - С. 741-742.
  25.  Степанова М.Ю. Развитие аптечных сетей на фармацевтическом рынке России / М.Ю. Степанова, И.В. Косова // Фармация. - 2008. - №7. - С. 2730.
  26.  Стратегия развития фармацевтической промышленности в Российской Федерации до 2020 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://doc.google.com.

1 Кузьменко А.В. Формирование и функционирование локального регионального рынка лекарственных препаратов // Инженерный вестник Дона. – 2013 - № 1. – С. 6.

2 Там же. – С. 7.

3 Казакова Е.В., Капитоненко Н.А. Проблемы общелекарственного обеспечения на региональном уровне. – Хабаровск: Издательство Дальневосточного государственного медицинского университета, 2011. С. 16.

4 Казакова Е.В., Капитоненко Н.А. Проблемы общелекарственного обеспечения на региональном уровне. – Хабаровск: Издательство Дальневосточного государственного медицинского университета, 2011. С. 29.

5 Матвеев В.В., Федотова Л.С. Перспективы развития аптечных сетей в регионах // Вестник Удмуртского Университета. – 2013. – С. 14.

6 Кузьменко А.В. Формирование и функционирование локального регионального рынка лекарственных препаратов // Инженерный вестник Дона. – 2013 - № 1. – С. 7.

7 Матвеев В.В., Федотова Л.С. Перспективы развития аптечных сетей в регионах // Вестник Удмуртского Университета. – 2013. – С. 14.

8 Доклад «О состоянии лекарственного обеспечения населения в Российской Федерации» // Формулярный комитет Российской академии медицинских наук. – М., 2009. С. 11.

9 Власов В.В., Плавлинский С.Л. Лекарственное обеспечения для России: уроки стран Европы и всего мира / В.В. Власов, С.Л. Плавлинский. – М.: Общество специалистов доказательной медицины, 2012 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://osdm.org/.

10 Казакова Е.В., Капитоненко Н.А. Проблемы общелекарственного обеспечения на региональном уровне. – Хабаровск: Издательство Дальневосточного государственного медицинского университета, 2011. С. 34.

PAGE   \* MERGEFORMAT22



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
2703. Анализ конкурентной среды регионального рынка услуг строительного дизайна 40.16 KB
  У предприятий сферы услуг как правило имеются рычаги воздействия на факторы конкурентоспособности оперируя которыми оно может обеспечивать определенный уровень конкурентоспособности на обслуживаемых рынках. Поскольку конкурентоспособность предприятия сферы услуг определяется не только внутренними факторами но и факторами внешней экономической среды предприятия процесс анализа конкурентоспособности предприятия должен включать два направления анализа: анализ факторов внутренней среды формирования конкурентоспособности предприятия; анализ...
12335. Организация эксплуатационной работы регионального железнодорожного узла при закрытии разъездов 7.12 MB
  Определение нормы массы грузовых поездов и количества вагонов в составах груженого порожнего и комбинированного поездов. Определения размеров движения и классификация поездов на участках. Определение основных элементов графика движения поездов. График движения поездов и расчет его показателей.
16242. ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА 217.93 KB
  В последние годы перед государством в целом и в частности перед субъектами Российской Федерации стояла задача формирования стратегии социально-экономического развития территории. К ним можно отнести такие фирмы как Международный центр социально-экономических исследований Леонтьевский центр Фонд Центр стратегических разработок Северо-Запад и просто Центр стратегических разработок Группа компаний Прогрессор и многие другие. Например это Концепция...
16279. Экономика культуры: международное развитие рынков культурных благ (на примере рынка книг) 16.63 KB
  На современном этапе развития экономических отношений, как на национальном, так и на мировом уровне, значительную роль играют секторы культуры, знаний и доступ к информации. Экономика культуры как определенная хозяйственная деятельность признается движущей силой экономического роста и прогресса в глобализирующемся мире.
16203. Экономика организация и инвестиции Пензенского государственного университета архитектуры и строител 13.2 KB
  Однако для строительной отрасли понятие саморегулирование является достаточно новым и незнакомым что приводит к отрицательным процессам в период создания саморегулирующих организаций в строительстве СРОС. На сегодняшний день саморегулирование строительной отрасли позиционируется как большое благо для предприятий строительного комплекса для государства как крупного заказчика и основного регулятора для физических и юридических лиц приобретающих и пользующихся продукцией и услугами строительной отрасли. Основными целями организации...
16981. Альтернативы экономического роста в России: сырьевая экономика vs. экономика знаний 32.33 KB
  В настоящее время с высоких трибун все чаще и чаще произносятся речи о том, что Россия вступила в эпоху модернизации, переходит на инновационный путь развития и строит экономику знаний. Безусловно, за последние годы многое сделано на пути к новой экономике, что ощущается по конкретным результатам: создание технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационно-технологических центров, особых экономических зон, развитие малого предпринимательства и др.
16686. Инновационная организация рынка транспортных услуг на основе единой информационной системы 12.01 KB
  Москва Инновационная организация рынка транспортных услуг на основе единой информационной системы Транспорт является стратегически важным комплексом в значительной степени определяющим мощь государства так как обеспечивает нужды общества в перевозке грузов и пассажиров. В этих условиях транспортным организациям придется объединить локальные силы путем создания единой информационной системы и объединения усилий и средств для получения синергетического эффекта. Предпосылкой создания единой информационной системы является то что информация...
5217. Государственное регулирование рынка труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь 715 KB
  Объект исследования – рынок труда в Республике Беларусь. Предмет исследования – сущность рынка труда его роль основы функционирования рынка труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции функционирование и регулирование рынка труда на современном этапе в Республике Беларусь. Цель работы: рассмотрение рынка труда и проблем его функционирования и регулирования в Республике Беларусь.
3268. Капитал и услуги капитала. Понятие рынка услуг капитала, рынка заемных средств и рынка капитальных благ 3.98 KB
  Понятие рынка услуг капитала рынка заемных средств и рынка капитальных благ. Понятие капитала: классики неоклассики физический капитал или капитальные блага; более совр. Услуги капитала – это работа функционирование данных производственных фондов станков машин складов и т.
13364. Статистика рынка труда: основные категории, задачи статистического изучения, актуальные проблемы, организация статистического наблюдения 9.53 KB
  Анализ функционирования экономики не возможен без характеристики трудового потенциала страны и территории занятости населения эффективности использования живого труда оплаты труда организации условий труда. Традиционно вопрос состояния и развития трудового потенциала и занятости населения в отечественной статистике изучался в рамках статистики трудовых ресурсов а вопрос рабочей силы использования рабочего времени производительности труда оплаты труда организации и условий труда изучался в рамках статистики труда. Переход к рыночной...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.