Социально-политические воззрения Д. Юма. Верноподданство в его трактовке

В обсуждении путей общественных реформ выступил основательным защитником опыта и традиции против претензий разума на лидерство в таких вопросах тем самым ставил под сомнение и главный онтологический тезис теории естественного права. В отношении юриспруденции Юм также высказывал свои сомнения относительно реализуемости претензий разума быть фундаментом и наставником на пути созидания нового общества. Ограничивая возможности и претензии разума притязаниями опыта и традиций Юм считал что лишь эти притязания способны к выживанию и поэтому лишь...

2014-07-24

9.66 KB

9 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Социально-политические воззрения Д. Юма. Верноподданство в его трактовке.

Давид Юм (1711 — 1776), шотландский философ, родился и умер в Эдинбурге, много лет жил в Англии и Франции. При жизни был известен как историк. По некоторым оценкам, самый изящный стилист среди философов, писавших на английском языке. В обсуждении путей общественных реформ выступил основательным защитником опыта и традиции против претензий разума на лидерство в таких вопросах, тем самым ставил под сомнение и главный онтологический тезис теории естественного права. Наблюдая за позицией англиканской церкви в вопросе о путях церковной реформы в духе пуританской доктрины, которая доходила до признания и поощрения индивидуального истолкования Библии, Юм подверг критике пуританских религиозных «энтузиастов». Сходные идеи он усматривал и в учениях о естественном праве. Особенный скепсис вызывали у него «философски неприемлемые и политически разрушительные» доктрины естественных прав и добровольного общественного договора как единственного легитимного базиса для политического обязывания. Опыт любого бытия, считал Юм, может быть доказан только аргументами, относящимися к его причинам и следствиям, которые извлечены и основаны исключительно на данных опыта. В отношении юриспруденции Юм также высказывал свои

сомнения относительно реализуемости претензий разума быть фундаментом и наставником на пути созидания нового общества. Пребывая в солидарности с философами, прославлявшими здравый смысл, он фактически дал эмпирическое объяснение факту долговечности существования англосаксонского общего права (common law), указав на то обстоятельство, что в нем имплицитно присутствуют две взаимосвязанные основы — опыт традиция. Ограничивая возможности и претензии разума притязаниями опыта и традиций, Юм считал, что лишь эти притязания

способны к выживанию и поэтому лишь им следует обеспечить»разумную защиту». Он утверждал, что мы в состоянии постичь, например, как тот или иной объект функционирует, но мы не в состоянии ответить на вопрос, а как ему надлежит

функционировать. Тем самым Юм негативно и скептически относился к возможностям человеческого разума в познании таких фундаментальных предметов, как истина, ценности и т. д. Следует констатировать, что традиция и опыт, столь ценимые Юмом, стали предметом критики еще у Т. Гоббса, который, как известно, в делах социальных и политических на место Бога поставил и возвеличил размышляющего и считающего

индивида и тем самым положил начало долгой и до сих пор не прекращающейся политической монометодологии с индивидом в центре мироздания и в центре социально-политического порядка. По этой версии современный социальный порядок должен быть такой структурой, которую человечество в состоянии созидать с помощью права, т. е. команд суверена, который приобрел такой авторитет благодаря рациональному пониманию и истолкованию жизни индивидов. В свою очередь, индивиды по зрелому размышлению приходят к мысли, что для обеспечения их безопасности и других насущных потребностей необходима концентрация властных полномочий в руках государства. Юм, однако, скептически относился к подобным гоббсовским представлениям. Он полагал, что в новом общественном состоянии наиболее проблематичным станет взаимоотношение двух сфер — области человеческих желаний и способности человеческих особей находиться под управлением свободной и рациональной человеческой особи. В таком скептицизме Юма легко усматриваются попытки следовать наставлениям Ф. Бэкона и Р. Декарта по искоренению всех религиозных или метафизических идолов с целью заменить их некоторыми позитивными фактами. И хотя впоследствии Юм полностью обрывает какую-либо связь между человеческим разумением и верой в Бога, он в то же самое время подрывает и надежду на построение некоего безопасного общественного механизма, в основании которого были бы положены Декартовы рациональные конструкции. Вместе с тем Юм не упускает из виду и обсуждение вопроса о том, что же следует заложить в это основание,

которое содействовало бы появлению свободного и рационального человеческого существа, которое способно познать истины разума в морали и этике и который будет затем на этом разумном фундаменте созидать новый социальный порядок.  В ходе методологического обсуждения проблемы понимания человеческой социальности Юмом была сформулирована оппозиция Гоббсову методологизму: индивидуализму Гоббса

был противопоставлен юмовский холизм (целостное видение), или, другими словами, методологическому индивидуализму был противопоставлен социальный холизм. Отстаивая традицию и опыт в качестве главных ориентиров в делах человеческого познания, Юм утверждал, что и правила правосудия, и правила законного порядка суть результат исторических процессов, традиций и опытов, поэтому надо остерегаться производить драматические перемены; что в любой рациональной аргументации в пользу перемен надо обращать внимание на род познания, который они содержат, и соответственно видеть его ограниченность. В наших поисках знаний, необходимых для актуального (в данный момент) существования, нам под силу

обозреть лишь наличествующие эмпирические факты и использовать их в наших делах и заботах по социальному конструированию, памятуя при этом — ничто не фундаментально

ни в нашем знании, ни в познании человека, ни в познании общества. Главными произведениями Юма, помимо исторических работ, считаются «Трактат о человеческой природе» (1739), который был переиздан под названием «Исследование относительно человеческого разумения». Особенный успех имели его «Очерки моральные и политические» (1741 — 1742). После его смерти А. Смит опубликовал его «Диалоги о естественной религии», которые друзья философа не советовали публиковать

при жизни. Философские и политические взгляды Юма оказали заметное влияние не только на последующую консервативную мысль, но также и на многие другие течения политической мысли — от де Местра и Бентама до Канта и Хайека.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
3562. Политические воззрения Даниила Заточника 18.62 KB
  Заточника выражали тенденции направленные на укрепление великокняжеской власти способной преодолеть внутренние раздоры и подготовить страну к обороне от завоевателей. Эти положения со всей очевидностью показывают что форма власти у Д. Заточник говорит и о необходимости ≪царской грозы≫ но эта гроза не реализация самовластья а напротив признак дееспособности и надежности верховной власти для подданных поскольку именно их ≪царская гроза≫ ограждает ≪яко оградом твердым≫. Боярское засилье ведет к прямому ущербу вер ховной власти.
2987. Общественно-политические воззрения О. Конта. Позитивизм как социальная религия 9.5 KB
  Основатель философии позитивизма известной также под названиями “Социальная физика†и “Социология†Огюст Конт 1798 – 1857 гг. Особо следует отметить влияние на него социальной философии СенСимона. Основной труд Конта шеститомный “Курс положительной философииâ€был опубликован между 1830 1842годами. Конт отвергал в нем все попытки философии постичь сущность вещей и провозглашал главной задачей философии ответы на вопросы как возникают и протекают те или иные явления а не какова их природа.
3181. Социально-политические взгляды Ф. Гвиччардини 7.17 KB
  Гвиччардини Гвиччардини Guiccirdini Франческо 6. критиковал лицемерие монашества папство церковь предлагал проект замены религии взаимоотношениями добрососедской выгоды Политические идеи Гвиччардини совсем иные. При оценке Гвиччардини следует учесть также что он был младшим современником Макиавелли. Все эти новые моменты ярко отразились в исторических трудах и в политических взглядах Гвиччардини.
3565. Социально-политические взгляды Сократа 7.05 KB
  Принципиальным критиком софистов был Сократ 469-399 гг. Сократ не излагал свои взгляды в письменной форме он высказывал их в устных беседах. Споря с софистами Сократ вместе с тем воспринял ряд их идей и по-своему развил начатое ими просветительское дело.
2946. Социально – политические идеи Просвещения 7.63 KB
  Философия и идеология Просвещения представляют особый период в историческом развитии европейской мысли XVIII века. Большое значение деятели Просвещения придают образованию монархов государей руководителей государств полагая что просвещенные правители обязательно внедрят принципы разума в повседневную жизнь своих подданных. Идейные течения Просвещения отражали процесс становления и укрепления капиталистических общественных отношений.
3193. Социально-политические идеалы средневековых еретических движений 7.67 KB
  Принято различать раннехристианские и средневековые ереси. Все эти ереси были массовыми движениями плебейскокрестьянского или бюргерского характера направленными против папства и феодализма. существовали мистические ереси. Основоположник иоахимитской ереси монах Иоахим Флорский и его последователи считали что церковь разложилась и вместе с существующим миром должна быть осуждена.
20291. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ МИГРАНТОВ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ 1.13 MB
  Теоретические основы миграции особенности миграционных процессов в России. Мигрант как потенциальный гражданин России. И мы все чаще сегодня слышим риторические вопросы типа: Нужны ли России мигранты Возможно ли с их помощью решить отечественные демографические проблемы Какие опасности несут россиянам растущие миграционные потоки и т. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи: - выявить причины и сущность трудовой иммиграции в Россию; - на основе статистических данных проанализировать формы...
11680. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ В ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ 2011-2012 ГОДОВ ВЛИЯНИЕ ОППОЗИЦИИ 66.32 KB
  Социально-политические предпосылки обусловившие кардинальные перемены в организации политической системы в 90-е гг. Противоречия и конфликты возникшие как следствие радикальных изменений системы государственного устройства. Анализ противоречий и конфликтов влияющих на процесс политического развития позволяет найти ответы на ряд вопросов имеющих значение для целостного представления состояния политической системы в нашей стране. К первой группе относятся работы посвященные теории и методологии общественных...
2268. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ. ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ 37.71 KB
  Одни интересы выражают долговременные тенденции и перспективы общества нации класса политической партии. Однако для того чтобы отстаивать свои интересы люди должны объединяться в группы интересов: политические партии общественные движения и др. Свои особые интересы могут иметь государственные институты политические.
2899. Народный суверенитет в трактовке Руссо 7.71 KB
  Жан Жак Руссо о народном суверенитете Обязательства связывающие людей с общественным организмом государством непреложны лишь потому что они взаимны предусматривают равенство их прав и обязанностей. Вместе с тем суверен согласно Руссо не связан собственными законами. Если бы суверен предписал сам себе такой закон от которого он не мог бы себя освободить это по мысли Руссо противоречило бы самой природе политического организма.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.