Правовое регулирование формирования, продвижения и реализации туристского продукта

Туроператор обеспечивает оказание туристам всех услуг входящих в туристский продукт самостоятельно или с привлечением третьих лиц на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристами и или иными заказчиками. Туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и или иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание...

2014-07-24

21.96 KB

8 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


27. Правовое регулирование формирования, продвижения и реализации туристского продукта.

Условия осуществления туроператорской деятельности. Финансовое обеспечение. Единый федеральный реестр туроператоров. Легальные определения понятий «туристский продукт», «формирование туристского продукта»,  «продвижение туристского продукта»,  «реализация туристского продукта». Общие условия формирования, продвижения и реализации туристского продукта.

Особенности реализации туристского продукта. Особенности реализации туристского продукта турагентом.

ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», статья 4.1.:

В целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц осуществление туроператорской деятельности на территории Российской Федерации допускается юридическим лицом при наличии у него договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее также — финансовое обеспечение).

Все туроператоры, зарегистрированные на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», должны иметь финансовое обеспечение, предусмотренное настоящим Федеральным законом.

Финансовое обеспечение не требуется для:

организаций, осуществляющих экскурсионное обслуживание на территории Российской Федерации в течение не более 24 часов подряд;

государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность по организации путешествий в пределах территории Российской Федерации по установленным государством ценам в целях решения социальных задач.

На территории Российской Федерации реализацию туристского продукта, сформированного иностранным юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем либо организацией, не являющейся юридическим лицом в соответствии с законодательством иностранного государства (далее — иностранный туроператор), вправе осуществлять юридические лица, имеющие финансовое обеспечение, полученное в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»,

глава IV Особенности формирования, продвижения и реализации туристского продукта

Статья 9. Общие условия формирования, продвижения и реализации туристского продукта

Туристский продукт формируется туроператором по его усмотрению исходя из конъюнктуры туристского рынка или по заданию туриста или иного заказчика туристского продукта (далее — иной заказчик).

Туроператор обеспечивает оказание туристам всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристами и (или) иными заказчиками.

Туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги).

Туроператор отвечает перед туристами или иными заказчиками за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо.

Туроператор отвечает перед туристами и (или) иными заказчиками также за действия (бездействие), совершенные от имени туроператора его турагентами в пределах своих обязанностей (полномочий).

Продвижение и реализация туристского продукта турагентом осуществляются на основании договора, заключаемого между туроператором и турагентом. Турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта от имени и по поручению туроператора, а в случаях, предусмотренных договором, заключаемым между туроператором и турагентом, — от своего имени.

В договоре, заключаемом между туроператором и турагентом, должны содержаться:

условия продвижения и реализации турагентом туристского продукта;

полномочия турагента на совершение сделок с туристами и (или) иными заказчиками от имени туроператора;

условие, предусматривающее возможность (невозможность) заключения турагентом субагентских договоров;

порядок взаимодействия туроператора и турагента в случае предъявления им претензий туристов или иных заказчиков по договору о реализации туристского продукта;

условие, предусматривающее возможность осуществления выплат туристам и (или) иным заказчикам страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии в случае заключения договора о реализации туристского продукта между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом;

взаимная ответственность туроператора и турагента, а также ответственность каждой из сторон перед туристом и (или) иным заказчиком за непредставление или представление недостоверной информации о туристском продукте, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Данная статья, как следует из ее названия, должна регулировать отношения между туроператором и лицами, сотрудничающими с ним при формировании, продвижении и реализации туристского продукта. К таким лицам относятся: 1) туристы (или заказчики) туристского продукта, 2) турагенты, 3) третьи лица — представители туристской индустрии или поставщики туристских услуг.

Договорные отношения в туризме регулируются нормами международного и национального частного права. Такие отношения на международном уровне регулируются следующими основными документами: Международной конвенцией по контракту на путешествие (1970 г.), Положением по туристским контрактам и обменам, принятым на Венской встрече государств — участников СБСЕ (1992 г.), Соглашением по унификации основных правил международных воздушных перевозок (1929 г.), Женевской конвенцией по международной автомобильной перевозке пассажиров и багажа, Кодексом отношений между гостиницами и турагентствами, Афинской конвенцией о перевозке морем пассажиров и их багажа, Международными гостиничными правилами, Директивой Совета Европы в области организации туристской деятельности и др., а на национальном — Гражданским кодексом РФ, законами и подзаконными актами.

Многообразие видов договоров в туризме можно разделить на три большие группы в соответствии с субъектами туристских отношений, а именно на договоры между:

туристскими организациями и непосредственно производителями туристских услуг, работ, товаров;

самими туристскими организациями;

туристскими организациями и туристами — потребителями туристских услуг.

1. Отношения между туроператорами и поставщиками услуг строятся на основании договоров о сотрудничестве в области туризма. Существо отношений между туроператором и производителями услуг состоит не в том, что туроператор приобретает право на услуги, а в том, что он заключает договор о предоставлении соответствующих услуг третьему лицу — туристу. Стороны такого договора устанавливают, что должник (принимающая сторона) обязан произвести исполнение не кредитору (направляющей стороне), а указанному или не указанному в договоре третьему лицу (туристу), имеющему право требовать исполнения обязательств. Документом, подтверждающим это право, является туристская путевка.

Вид договора, заключаемого с партнерами, зависит от характера обязанностей, возлагаемых на последних. Виды договоров (контрактов) туроператоров с третьими лицами — поставщиками услуг, из которых формируется туристский продукт, определяются законодательством страны-отправителя и тех стран, резидентами которых являются поставщики туруслуг.

Поскольку в международном туризме туроператоры и поставщики туруслуг находятся в разных государствах, возникает вопрос о применимом праве при регулировании возникающих между ними отношений, другими словами, затрагивается сфера международного частного права. Анализ литературы в области туризма показывает, что данной проблематике не уделялось должного внимания. Вместе с тем появление части третьей Гражданского кодекса РФ и разд. 4 «Международное частное право» породило определенное правовое поле для дискуссий и обсуждений. Так, в соответствии со ст. 1210 ГК РФ стороны договора могут при его заключении выбрать по соглашению между собой право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по этому договору. Пункт 3 данной статьи гласит, что выбор сторонами подлежащего применению права, сделанный после заключения договора, имеет обратную силу и считается действительным, без ущерба прав третьих лиц, с момента заключения договора. Но, как было отмечено, в сфере туристского обслуживания услуги оказываются не непосредственно заказчику услуг, а третьему лицу — туристу. Получается, что туроператор и поставщик услуг могут изменить условия договора в части применимого права без участия главного субъекта и непосредственного потребителя этих услуг, что представляется явным нарушением прав туриста. Таким образом, п. 3 ст. 1210 ГК РФ нарушает права и законные интересы потребителя туристских услуг.

Договоры между туроператорами и поставщиками услуг, в свою очередь, тоже можно разделить на несколько групп в зависимости от вида услуг, оказываемых поставщиком. Так, в туризме общепринято выделять услуги по организации: проживания туристов, международных перевозок, питания туристов, оздоровительных, спортивных, познавательных, экскурсионных мероприятий, дополнительные туристские услуги.

Контракты с собственниками гостиниц обеспечивают туроператору права на предоставление услуг по проживанию. В международной практике известны и имеют широкое применение документы, регулирующие взаимоотношения гостиничных предприятий и турагентов и туроператоров. Один из них — Гостиничная конвенция 1970 г., разработанная под эгидой Международной гостиничной ассоциации и Всемирной федерации ассоциаций туристских агентств. В 1979 г. в Гостиничную конвенцию был внесен ряд поправок, и она получила название Международной гостиничной конвенции, а с 1993 г. стала называться Кодексом отношений между гостиницами и турагентствами и использоваться при заключении гостиничных контрактов.

Отношения между туристским бизнесом и гостиничными предприятиями регулируются Международными гостиничными правилами, одобренными в 1981 г. Советом Международной гостиничной ассоциации, и Межрегиональной гармонизацией критериев гостиничной классификации на основе классификационных стандартов, одобренной региональными комиссиями ЮН ВТО в 1989 г.

Международные взаимоотношения по организации перевозок занимают отдельное место в системе международного частного права. Особую роль они играют и в международном туризме, поскольку перемещение туристов — определяющий признак туризма. Международные перевозки в зависимости от вида транспорта делятся на воздушные, железнодорожные, водные, автотранспортные.

Автотранспортные перевозки туристов регулируются Европейским соглашением о нерегулярных международных перевозках пассажиров автобусами, принятым в Дублине 26 мая 1982 г. Правила авиаперевозок регулируются воздушными кодексами отдельных стран, а также международными соглашениями, одним из которых является Варшавская конвенция «Об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок» 1929 г. В 1980 г. на конференции по пересмотру Бернских конвенций было принято новое Соглашение о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ). Пассажирские перевозки морем стали предметом ряда международных соглашений, одно из которых — Афинская конвенция о перевозках морем пассажиров и их багажа от 13 декабря 1974 г. СССР присоединилась к ней в 1983 г.

Договоры с перевозчиками, страховыми компаниями, турагентами и туроператорами принимающих стран обычно представляют собой агентские соглашения.

Общая черта подобных правоотношений — приобретение туроператором неимущественных прав на предоставление поставщиками соответствующих услуг, возникновение у поставщиков определенных обязательств перед туроператором по виду услуг, их объему, качеству и времени предоставления.

2. Следующая группа договорных отношений возникает между туроператорами и турагентами. В международной практике предусмотрено несколько типов договоров, на основании которых могут регулироваться отношения между туроператором и турагентом:

договор коммерческой концессии;

договор коммерческого представительства;

агентский договор;

договор возмездного оказания туристских услуг;

договор купли-продажи туристского продукта;

смешанный договор.

Выбор типа договора зависит прежде всего от избранной учетной политики туристского предприятия и деловой практики.

Договор коммерческого представительства

Институт представительства появился еще в Римском праве и получил дальнейшее регламентирование во Французском гражданском кодексе. В последнем под поручением или доверенностью понималось «действие, в силу которого одно лицо дает другому полномочия сделать что-либо для доверителя и от его имени».

В предыдущем Гражданском кодексе РФ не было положений о коммерческом представительстве, поэтому такая практика отношений получила свое нормативное регулирование в России только с 1994 г. Вероятно, по этой причине в практике туристского бизнеса не очень много примеров правильных договоров коммерческого представительства, хотя характер взаимоотношений между туроператором и турагентом часто имеет все признаки отношений между предприятием и его коммерческим представителем.

В соответствии с законодательством ряда стран коммерческим представителем в туризме является лицо, постоянно и самостоятельно представляющее другое предприятие от его имени при заключении договоров в сфере оказания туристских услуг. Фактически это может выглядеть следующим образом: туроператор, составив продукт и проведя его сертификацию, заключает договор коммерческого представительства с туристским агентством и предоставляет ему право заключать договоры с клиентами, выдавать после выполнения определенных условий туристские путевки и совершать другие действия, связанные с оказанием туристских услуг.

Оплата работ коммерческого представителя может осуществляться в форме уплаты обусловленного вознаграждения и возмещения понесенных им при исполнении поручения издержек от сторон договора в равных долях, если иное не предусмотрено соглашением между ними.

Как уже упоминалось, коммерческое представительство осуществляется на основании договора, заключенного в письменной форме и содержащего указания на полномочия представителя, а при отсутствии таких указаний — также и доверенности. Это принципиально важное положение имеет существенное значение.

Доверенность коммерческому представителю необходима, только если это будет условием договора между сторонами или в договоре не будет конкретизирован предмет коммерческого представительства. В любых других случаях получение специальной доверенности не требуется, а это означает, что расторгнуть взаимоотношения стороны могут только в двустороннем или судебном порядке. Доверенность, напротив, предоставляет право доверителю отозвать ее в любой момент без согласия доверенного лица. Коммерческий представитель обязан сохранять в тайне ставшие ему известными сведения о торговых сделках и после исполнения данного ему поручения.

Агентский договор

Агентирование представляет собой, с одной стороны, сочетание договоров поручения и комиссии, ас другой — определенное сближение с позициями англо-американского права. По данному договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, даже если принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

В случаях, когда в агентском договоре, заключенном в письменной форме, предусмотрены общие полномочия агента на совершение сделок от имени принципала, последний в отношениях с третьими лицами не вправе ссылаться на отсутствие у агента надлежащих полномочий, если не докажет, что третье лицо знало или должно было знать об ограничении полномочий агента.

Агентский договор может быть заключен на определенный срок или без указания срока его действия и предусматривать обязательство принципала не заключать аналогичных агентских договоров с

другими агентами, действующими на определенной в договоре территории, либо воздерживаться от осуществления на этой территории самостоятельной деятельности, аналогичной той, которая составляет предмет агентского договора.

Условия агентского договора, в силу которых агент вправе оказывать услуги исключительно определенной категории заказчиков либо исключительно заказчикам, имеющим место нахождения или место жительства на определенной в договоре территории, являются ничтожными.

Если иное не предусмотрено агентским договором, агент вправе в целях исполнения договора заключить субагентский договор с другим лицом, оставаясь ответственным за действия субагента перед принципалом. В агентском договоре может быть предусмотрена обязанность агента заключить субагентский договор с указанием или без указания конкретных условий такого договора.

Учитывая неодинаковые подходы к данным договорам в праве стран континентальной и англо-американской системы, актуальным является достижение универсального единообразия в регулировании этих отношений. Существуют три направления унификационной деятельности в этой сфере. Первое относится к странам ЕС, где на основе Директивы Комиссии ЕС № 86/653 1986 г. странами ЕС завершено сближение законодательства о независимых коммерческих агентах. Второе направление реализуется странами СНГ, в частности путем одобрения в 1996 г. Модельного гражданского кодекса. Третье направление состоит в использовании для достижения единообразного регулирования соответствующей проблемы метода разработки межправительственными организациями документов, носящих рекомендательный характер. В рассматриваемой сфере отношений Международной торговой палатой были подготовлены Типовой агентский контракт и Руководство по его составлению.

3. Третью группу договоров между туристскими организациями и непосредственными потребителями туристских услуг предлагается рассмотреть в комментарии к следующей статье.

ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»:

Статья 10. Особенности реализации туристского продукта

Реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей.

К существенным условиям договора о реализации туристского продукта относятся:

полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора;

размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение;

сведения о туристе, а также об ином заказчике и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;

общая цена туристского продукта в рублях;

информация о потребительских свойствах туристского продукта — о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах;

права, обязанности и ответственность сторон;

условия изменения и расторжения договора;

сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора;

сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и по банковской гарантии.

Иные условия указанного договора определяются по соглашению сторон.

Условия путешествия и общая цена туристского продукта указываются в туристской путевке, являющейся неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта.

Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора.

К существенным изменениям обстоятельств относятся:

ухудшение условий путешествия, указанных в договоре и туристской путевке;

изменение сроков совершения путешествия;

непредвиденный рост транспортных тарифов;

невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).

Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий.

Обязательственные правоотношения между фирмой и туристом возникают на основе договора как юридического факта, направленного на установление гражданских прав и обязанностей сторон. И здесь возникает основной вопрос, какой вид договора заключить. При определении вида договора существенным условием становится правильное понимание его предмета. Практика законодательного регулирования взаимоотношений субъектов туристского рынка на мировом уровне весьма разнообразна. Рассмотрим разные подходы к сущности предмета договора между туристской фирмой и туристом.

Закон Республики Беларусь о туризме, например, устанавливает, что предметом договора является туристский продукт, определяемый в нем как комплекс услуг, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, предоставляемых в период его туристского путешествия и в связи с ним. Но реализуются туристу эти услуги по договору купли-продажи, а не по договору оказания услуг.

Предметом договора оказания туристских услуг по законодательству Украины является комплекс туристских услуг (туристский продукт), т.е. услуги субъектов туристской деятельности по размещению, питанию, транспортному, информационно-рекламному обслуживанию, а также услуги учреждений культуры, спорта, быта, развлечений, направленные на удовлетворение потребностей туристов (ст. 1 Закона «О туризме»).

Предметом договора на туристское обслуживание по гражданскому уложению в ФРГ является оказание организатором путешествий туристу всей совокупности услуг по их организации. В соответствии с Законом ФРГ «О защите прав потребителей туристских услуг» (Закон «О контрактах») сторона — организатор поездки обязана предоставить участнику поездки комплекс услуг. Участник поездки обязан заплатить стороне — организатору поездки оговоренную цену.

В Великобритании, где основным источником гражданского права является судебная практика, в законодательном порядке закреплен договор купли-продажи. Одновременно действует в полном объеме Закон «О продаже товаров» 1893 г., также используемый во взаимоотношениях между организаторами туристских путешествий и потребителями туристских услуг. Под продажей понимается соглашение, по которому право собственности на приобретенный тур от организатора путешествия к потребителю туристских услуг переходит позже, в момент начала обслуживания, а оплата туристского путешествия — сразу же, непосредственно в момент совершения сделки по купле-продаже.

По австрийскому праву (распоряжение федерального министра по экономическим делам в редакции 1994 г. «О порядке осуществления предпринимательской деятельности бюро путешествий») предметом договора, заключаемого организатором путешествия и туристом, является оказание услуг, связанных с комплексным путешествием или отдельными туристскими услугами.

Таким образом, в международной практике под предметом договора между турфирмой и туристом понимается либо продажа тура как комплекса услуг, и тогда данные взаимоотношения регулируются договором купли-продажи, либо оказание туристских услуг, и тогда имеет место договор возмездного оказания услуг.

Парадоксальная ситуация сложилась несколько лет назад в российском законодательстве. В силу традиционной для России несогласованности и противоречия нормативных правовых актов договор между туристом и турфирмой по гражданскому законодательству определялся как договор возмездного оказания туристских услуг, а по Закону о туризме (в ред. 1996 г.) — как договор купли-продажи тура. Ввиду явного противоречия Закона Гражданскому кодексу РФ сейчас принята более завуалированная формулировка — вместо договора купли-продажи договор реализации туристского продукта.

Статья 128 ГК РФ рассматривает услуги как один из объектов гражданских прав, а ст. 779, посвященная договору возмездного оказания услуг, определяет, что по этому договору исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или деятельность), заказчик же обязуется оплатить эти услуги. Далее в этой статье говорится, что правила гл. 39 ГК РФ «применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристскому обслуживанию и иных...».

Казалось бы, имеется прямое указание о виде договора по туристскому обслуживанию. Это должен быть договор возмездного оказания услуг, который может иметь формы договоров комиссии или поручения или содержать элементы нескольких типов договоров (смешанные договоры).

Договор комиссии — договор, согласно которому одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (ст. 990 ГК РФ).

Договор поручения — договор, согласно которому одна сторона (поверенный) за вознаграждение обязуется от имени и за счет другой стороны (доверителя) совершить определенные действия (ст. 971 ГК РФ).

Однако в Законе о туризме ввиду неоднозначности предмета договора делается ссылка просто на договор, который должен заключаться в соответствии с законодательством РФ, в том числе о защите прав потребителей. Таким образом, законодатель дает право выбора вида договора на усмотрение сторон — это может быть договор как возмездного оказания услуг, так и купли-продажи.

По договору купли-продажи, указывается в ст. 454 ГК РФ, одна сторона (продавец) обязана передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Для договора купли-продажи наименование и количество реализуемых товаров являются предметом договора, т.е. его существенным условием (ст. 432 ГК РФ), обеспечивающим действительность договора. Поэтому туристская услуга вряд ли может быть равнозначной законодательному термину «вещь (товар)» и признана как предмет рассматриваемого вида договора. Для «вхождения» туристской услуги в отношения купли-продажи Законом о туризме было введено понятие «туристский продукт».

В теоретических трудах юристов также существуют совершенно противоположные взгляды на правовую природу договора, заключаемого между туристом и туристской фирмой. Мнения части теоретиков и практиков сводятся к тому, что такой договор является договором об оказании услуг и отношения, вытекающие из него, регулируются нормами гл. 39 ГК РФ. Такой точки зрения придерживаются, например, М.И. Брагинский и Я. Е. Парций, который следующим образом обращает внимание на противоречие Закона о туризме нормам ГК РФ: «Со вступлением в силу части второй ГК РФ (1 марта 1996 г.) все дискуссии о виде договора между туристом и турфирмой должны быть прекращены: это договор возмездного оказания услуг. Об этом прямо сказано в ст. 779 ГК.

Разрыв во времени между заключением договора и началом его исполнения характерен для многих видов договоров. По своей сущности турпродукт означает лишь комплекс соответствующих услуг».

Некоторые авторы, в частности М.Б. Биржаков, предлагают выделять две сущности туристского продукта: юридическую и экономическую. В экономическом смысле под турпродуктом понимается упорядоченный и взаимоувязанный комплекс туристских услуг, а в юридическом смысле —право туриста или иного потребителя на получение в будущем отдельных или комплексных туристских услуг. С одной стороны, такой подход позволяет внести ясность в сложную природу и сущность понятия «туристский продукт», связанную с тем, что туристские услуги оказываются не непосредственно туристской фирмой, а представителями туриндустрии на территории другого государства. Но, с другой стороны, данный подход не позволяет решить главную проблему предмета договора между туристом и турфирмой.

Существует мнение, что отношения между туристской организацией и туристом не являются ни договором возмездного оказания услуг, ни договором купли-продажи, а относятся к договорам, не предусмотренным законом или иными правовыми актами, возможность заключения которых установлена в ст. 422 ГК РФ. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре.

Однако целью договоров об оказании туристских услуг является удовлетворение потребностей граждан в организации их отдыха. Поэтому, несмотря на разнообразие квалификаций этих договоров, их сущность выражается в предоставлении комплекса туристских услуг — путешествия (отдыха), включающего элементы перевозки, размещения и других услуг.

Следующая проблема, связанная с регулированием отношений между турфирмой и туристом, относится непосредственно к сфере международного частного права, а именно каким правом будут руководствоваться стороны договора в случае возникновения спора. Данная проблема касается только международного туризма, в силу которого турист заключает договор на территории одного государства, а получает заказанные услуги на территории другого государства. В соответствии со ст. 1212 ГК РФ при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве к договору с участием потребителя применяется право страны места жительства потребителя. Таким образом, турист как потребитель туристских услуг, заключивший договор на туристское обслуживание на территории России, имеет право в случае возникновения споров или разногласий ссылаться на российское законодательство. Но здесь стоит обратить внимание на п. 3 ст. 1212 ГК РФ, который предусматривает договоры-исключения из общего правила, а именно договор перевозки и договор о выполнении работ или оказании услуг, если работа должна быть выполнена и услуги должны быть оказаны исключительно в иной стране, чем страна места жительства потребителя. Данное исключение не распространяется на договоры об оказании за общую цену услуг по перевозке и размещению (независимо от включения в общую цену стоимости других услуг), в частности на договоры в сфере туристского обслуживания (здесь опять законодатель сталкивается с проблемой единой терминологии «туристский» и «туристический»). Данное замечание законодателя вполне согласуется с Директивой ЕС 1990 г. № 90/314/ЕЕС. Но в специальном законе данная формулировка не закреплена, что лишний раз подчеркивает необходимость приведения всех национальных нормативных актов в соответствие с международными стандартами и нормами.

Вопрос содержания договора между туристом и турфирмой, как правило, не вызывает сомнений. Детальное перечисление существенных условий договора позволяет предохранить туриста от неправомерных действий туристских организаций.

В статье также предусмотрен порядок изменения и расторжения договора, в том числе и при существенном изменении обстоятельств.

Понятие существенного изменения обстоятельств регулируется ст. 451 ГК РФ. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. В туризме к таким обстоятельствам относятся: ухудшение условий путешествия, указанных в договоре и туристской путевке; изменение сроков совершения путешествия; непредвиденный рост транспортных тарифов; невозможность совершения туристом поездки по не зависящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и др.). При наступлении перечисленных обстоятельств стороны могут либо расторгнуть договор, либо достичь соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами.

В случае нарушения условий договора о реализации туристского продукта законодательством РФ предусмотрен претензионный порядок рассмотрения споров между сторонами. Это означает, что перед непосредственным обращением в суд турист, чье право было нарушено, должен соблюсти претензионный порядок и письменно обратиться к туроператору с претензией в течение 20 дней со дня окончания действия договора. Туроператор должен ответить на полученную претензию в течение 10 дней. Если турист не согласен с объяснениями туроператора, изложенными в ответе на претензию, он может обратиться в суд.

ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»:

Статья 10.1. Особенности реализации туристского продукта турагентом

Настоящая статья применяется к отношениям, возникающим между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом, от своего имени реализующим туристский продукт, сформированный туроператором, по договору о реализации туристского продукта. К данным отношениям применяются положения статьи 10 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящей статьей.

Договор о реализации туристского продукта, заключаемый между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом, наряду с условиями, предусмотренными статьей 10 настоящего Федерального закона, должен также включать:

полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения) и почтовый адрес турагента;

информацию о том, что лицом (исполнителем), оказывающим туристу и (или) иному заказчику услуги по договору о реализации туристского продукта, является туроператор;

информацию о возможности туриста в случае возникновения обстоятельств, указанных в статье 17.4 настоящего Федерального закона, обратиться с письменным требованием о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии непосредственно к организации, предоставившей туроператору финансовое обеспечение.

Данная статья является новшеством по сравнению с предыдущей редакцией Закона. Необходимость ее появления прежде всего связана с введением института финансового обеспечения. Поскольку требование предоставления финансового обеспечения предъявляется только к туроператорам, то туристы, заключившие договоры о реализации туристского продукта с турагентами, должны быть тоже защищены от неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору. Именно поэтому ст. 10.1 выдвигает в качестве существенного условия договора о реализации турпродукта между туристом и турагентом информацию о туроператоре, а также о возможности обратиться с письменным требованием о выплате страхового возмещения или уплате денежной суммы по банковской гарантии непосредственно турагенту, который уже в свою очередь в порядке регресса обращается за финансовым обеспечением к туроператору, формировавшему тур.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
19035. Анализ работы туристского предприятия в области формирование туристского продукта культурно-познавательного туризма 342.39 KB
  Теоретические основы культурно-познавательного туризма. Анализ работы туристского предприятия в области формирование туристского продукта культурно-познавательного туризма. Общая организационно-экономическая характеристика туристского предприятия в области формирование турпродукта культурного туризма виды предлагаемых услуг организационная структура по каким направлениям ведётся работа то есть по каким направлениям ведётся работа то есть по каким странам в большинстве случаев продают...
6384. Разработка туристского продукта с наибольшем количеством услуг 200.16 KB
  Кухня Португалии. в Португалии хорошо развит туризм и большой поток туристов каждый год а так же она очень популярна для путешествия и отдыха. Выявить основные факторы туризма в Португалии. Этот автономный регион Португалии состоит из 9 крупных островов и множества мелких островков и рифов объединенных в три группы: восточную СанМигел CантаМария и острова Формигаш центральную Фаял Пику СанЖоржи Терсейра и Грасьоза и западную Флореш и Корву.
12614. Технология продвижения продукта в социокультурной сфере 44.93 KB
  Анализ практики хозяйственной деятельности показал, что подавляющее большинство отечественных предприятий не имеют четкой стратегии продвижения. Более того, планирование коммуникаций либо вообще не осуществляется, либо оно выборочно и непостоянно. Эффективность таких коммуникаций, разумеется, невелика. Для того, чтобы оставаться конкурентоспособным в изменяющихся условиях современного социокультурного пространства, учреждениям культуры необходимо быстро и гибко реагировать на все изменения
20933. КОНСЬЕРЖ-УСЛУГИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОДУКТА 163.63 KB
  Анализ консьерж-услуг в российской и мировой действительности, выявлены основные свойства и предоставляемые услуги, а также были рассмотрены особенности консьерж-сервиса в Санкт-Петербурге. Нами были собраны и проанализированы экспертные мнения специалистов данной сферы и выведены основные факторы, которые формируют дополнительную ценность туристических услуг.
6957. Забастовка и ее правовое регулирование 11 KB
  Забастовки имели большое значение для появления трудового законодательства во всех странах в том числе и в царской России. Но закон регламентирующий забастовки был принят у нас лишь через 15 лет после ратификации указанного пакта поскольку до 1989 года в стране забастовок не было. 55 Конституции РФ являются незаконными и не допускаются забастовки: а в период введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в связи с этим; в органах и организациях Вооруженных Сил Федерации других военных военизированных и иных формированиях...
21239. Правовое регулирование донорства крови в РФ 34.77 KB
  Ранее в нашей стране, которая на своей территории вела две мировые войны, потребность в донорской крови была очень высока. Современная медицина так и не смогла создать искусственную кровь, существуют лишь способы по ее хранению. Кровь не только может пропасть, но и свернуться (окислиться). Как известно, в мире каждый день растет напряжение, эскалация вооруженных конфликтов велика по многим причинам
4122. Правовое регулирование наследственных правоотношений 159.94 KB
  Принятие наследства представляет собой реализацию именно правоспособности лица, а не вытекает из смерти наследодателя или совершения им завещания. Ведь, к примеру, если организация, указанная в завещании, утратила правосубъектность, хотя физически продолжает существовать в качестве филиала юридического лица, то наличие ни первого, ни второго факта не создаст для нее возможности принятия наследства.
4130. Правовое регулирование внешнеторговой деятельности 55.7 KB
  Реформы, проводимые в России, показали, что отказ от рычагов государственного воздействия на экономику оказался необоснованным. Состояние российской государственности характеризуется тем, что экономика от административно-командной системы освободилась, а формы и методы воздействия государства на субъекты рынка еще только создаются.
10297. Правовое регулирование экономических отношений 22.86 KB
  Правовое регулирование экономических отношений Содержание: Экономические отношения как предмет правового регулирования Понятие и признаки предпринимательской деятельности Предпринимательская деятельность как предмет правового регулирования Виды ответственности за нарушение российского законодательства...
10351. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 55.56 KB
  Проблемы, возникающие в сфере занятости и трудоустройства, относятся в России к числу наиболее актуальных. Российская система защиты от безработицы стремится к требованиям современного цивилизованного рынка труда, происходит обновление законодательной базы, регулирующей правоотношения в сфере трудоустройства и занятости
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.