Механизм правового регулирования

Механизм правового регулирования Более подробно данная тема освещена в учебном пособии: Шундиков К. Механизм правового регулирования: учеб. Механизм правового регулирования – это система юридических средств организованных наиболее последовательным образом для преодоления препятствий стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права это цель. Элементы механизма правового регулирования 1.

2014-07-24

6.75 KB

6 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Тема 21. Механизм правового регулирования

Более подробно данная тема освещена в учебном пособии: Шундиков, К.В. Механизм правового регулирования: учеб. пособие [Текст] / К.В.Шундиков. – Саратов, 2001. – 102 с.

Правовые средства – это правовые явления, выражающиеся в инструментах и технологиях, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечиваются социально-полезные цели.

Общие признаки правовых средств

1. Выражают собой обобщающие способы обеспечения интересов субъектов права (в этом проявляется социальная ценность права).

2. Отражают информационные качества и ресурсы права, что придает им юридическую силу.

3. Сочетаясь определенным образом они выступают действенными элементами права (правовые режимы).

4. Приводят к юридическим последствиям.

5. Обеспечиваются государством.

Виды правовых средств:

I. По отраслевой принадлежности: конституционные, гражданские, административные и т.д.

II. По характеру: материальные и процессуальные.

III. По функциональной роли: регулятивные и охранительные.

IV. По информационно-психологической направленности: стимулирующие (поощрения, льготы, дозволения) и ограничивающие (наказания, запреты, обязанности).

Механизм правового регулирования – это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом для преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права (это цель).

Элементы механизма правового регулирования

1. Норма права (в ней устанавливается модель удовлетворения интересов).

2. Юридический факт или фактический состав с таким решающим фактом, как организационно-исполнительный правоприменительный акт.

3. Правоотношение (нормативные требования здесь конкретизируются для соответствующих субъектов).

4. Акты реализации прав и обязанностей (действия субъектов в форме соблюдения, исполнения и использования).

5. Охранительный, правоприменительный акт (только при нарушении).

Методы правового регулирования – это определенные способы и приемы, которые используются государством при регулировании общественных отношений. Традиционно выделяют два основных метода правового регулирования:

1. Метод централизованного регулирования (метод субординации, императивный, авторитарный, метод власти и подчинения).

2. Метод децентрализованного регулирования (метод координации, диспозитивный, автономии, равенства сторон).

Императивный метод используется в публичном праве для регулирования вертикальных отношений, т.е. отношений между государством и гражданами. В таких отношениях всегда присутствует властный субъект. Метод децентрализованного управления используется в частном праве при регулировании частных между гражданами и их организациями, властвующих субъектов нет.

Способы правового регулирования – это пути воздействия права на общественные отношения. Принято выделять 3 основных и 2 вспомогательных способа правового регулирования. К основным способам относят: запрет (запрещение), предписание или позитивное обязывание и дозволение. К вспомогательным способам относятся поощрения и рекомендации.

Типы правового регулирования – это определенные режимы регулирования общественных отношений. Принято выделять два типа правового регулирования: общедозволительный и разрешительный. Общедозволительный тип используется в частном праве, в его основе лежит общее дозволение и частные запреты. Регулирование строится по принципу разрешено всё, кроме того, что конкретно запрещено. Разрешительный тип используется в публичном праве, в его основе лежит общий запрет и частное дозволение. Регулирование строится по принципу: запрещено все, кроме того, что конкретно дозволено (определенная компетенция государственных органов).

Правовой режим – это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желанное социальное состояние и конкретную степень благоприятности или неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

Признаки правовых режимов

1. Они устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются государством.

2. Они имеют цель специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений выделяя во временных или пространственных границах те или иные субъекты и объекты права.

3. Представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств, характеризующийся определенным их сочетанием.

4. Создает конкурентную степень благоприятности и неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права.

Правовые режимы классифицируются в зависимости от:

I. предмета правового регулирования: конституционные, административные, земельные и т.д.;

II. юридической природы: материальные и процессуальные;

III. содержания: валютный, таможенный, пошлинный и т.д.;

IV. субъектов в отношении которых он устанавливается: беженцев, вынужденных переселенцев, иностранцев и т.д.;

V. функций права: режим особого регулирования и режим особой охраны;

VI. формы выражения: законный и договорный;

VII. уровня нормативных актов, в которых они установлены: общефедеральные, региональные, муниципальные и локальные (внутрифирменные);

VIII. сфер использования: внутригосударственный и межгосударственный.

Правовой стимул – это правовое побуждение к законопослушным действиям, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования.

Признаки правовых стимулов

1) Связаны с благоприятными условиями для осуществления интересов личности, так как обещают предоставленья ценности, либо отменяют или снижают меру лишения ценности.

2) Они увеличивают объем возможностей и свободны, так как их формами выступают субъективные права, законные интересы, льготы, поощрения.

3) Обозначают собой положительную правовую мотивацию.

4) Предполагают повышение положительной активности.

5) Направлены на упорядочение, изменение общественных связей, выполняют функцию их развития.

Правовое ограничение – это правовое содержание противозаконной акции, создающее условия для охраны и защиты интересов контр субъекта и общественных интересов.

Признаки ограничений

1. Ограничения связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение ценностей, направлены на сдерживание интересов субъекта).

2. Сообщают о снижении объема возможностей и свободы, что достигается с помощью обязанностей, запретов и наказаний.

3. Обозначают собой отрицательную правовую мотивацию.

4. Предполагают снижение отрицательной активности.

5. Ограничения направлены на защиту общественных отношений.

Правовые поощрения – это форма и мера юридического одобрения добровольного заслуженного действия, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия.

Признаки поощрений:

1. Заслуженность поведения (главный), т.е. добросовестный правомерный поступок, связанный со «сверхисполнением» субъектом своих обязанностей.

2. Добровольность, так как в поощрительной норме содержится призыв совершить желательный для общества, но не обязательный для каждого субъекта поступок.

3. Юридическое одобрение добровольного заслуженного поступка в форме вознаграждения.

4. Взаимовыгодность как для субъекта, так и для общества.

5. Выступает в качестве юридического стимула.

Правовое наказание – это форма и мера юридического осуждения виновного противоправного поведения, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.

Как любой управленческий процесс правовое регулирование стремится к оптимизации, к действенности правовой формы.

Эффективность правового регулирования – это соотношение между поставленной целью и достигнутым результатом.

Пути повышения эффективности правового регулирования

1. Совершенствование правотворчества (юридическая техника). Необходимо создавать такое положение, когда закон выгоднее соблюдать, чем нарушать. Важно усилить юридическую гарантированность правовых средств.

2. Совершенствование правоприменения. Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое разнообразие, регулирование общественных отношений, то правоприменение – это учет конкретной обстановки, своеобразия каждой юридической ситуации. Оптимальное сочетание правотворчества и правоприменения придает универсальность правовому регулированию, минимизирует сбои и остановки в действии права.

3. Повышение уровня правовой культуры субъектов права.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
9356. Механизм правового регулирования 14.83 KB
  В результате правовой регуляции формируется юридическая основа определяются фиксируемые в правовых велениях ориентиры для организации деятельности участников регулируемых отношений и достижения фактических целей права. Сущности понятия правового регулирования означает: Правовое...
10074. Механизм государственного регулирования в экономике 478.9 KB
  Остается рыночный путь развития. В развитие этой цели можно выделить следующих круг задач: рассмотреть научные направления о необходимости государственного вмешательства в экономику; охарактеризовать методологию государства; провести анализ регионального развития РК; рассмотреть тенденции развития...
13164. Совершенствование правового регулирования банкротства юридических лиц 56.65 KB
  Однако правовое регулирование отношений в сфере несостоятельности в Российской Федерации на сегодняшний день не лишено значительных недостатков, это вызывает справедливую критику. Наиболее критическое мнение о функционирующих законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц заключается в том, что они являются ничем другим, как средством передела собственности и «ухода» от долгов.
3125. Основные принципы правового регулирования труда 3.61 KB
  Они предопределены требованиями экономических законов организации труда в нашем обществе служат основой для направления дальнейшего развития трудового законодательства и являются сущностной категорией трудового права поскольку отражают кратко суть норм этой отрасли. Например новые законы России по отдельным институтам трудового права о занятости о коллективных договорах и соглашениях об охране труда и др. легально закрепили и принципы указанных институтов трудового права.
5632. Процесс правового регулирования в бюджетных учреждениях 19.01 KB
  Теоретические аспекты бюджетного учреждения. Правовое регулирование в бюджетных учреждениях. Правовое регулирование в казенных учреждениях. Правовое регулирование в автономных учреждениях.
9882. Особенности правового регулирования материальной ответственности работников 563.4 KB
  Общие признаки материальной ответственности сторон трудового договора. Понятие и виды материальной ответственности сторон трудового договора. Отличие материальной ответственности от других видов юридической ответственности. Особенности правового регулирования материальной ответственности работников.
19599. Правовые отношения как элемент механизма правового регулирования 34.92 KB
  Правовые отношения — одна из важнейших и конкретных форм социального бытия права. Они раскрывают, опредмечивают процесс воплощения правовых норм в общественную жизнь. Право живет, действует, проявляя себя в трех основных сферах: правосознании, нормах права и правовых отношениях. Начиная с идей, представлений о правовом регулировании и кончая созданием конкретных юридических норм и их последующим претворением в поведении людей развивается социальная жизнь права.
5900. Проблемы правовых отношений и механизма правового регулирования 29.52 KB
  Правовое отношение это возникающая на основе норм права общественная связь участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности обеспеченные государством. Это центральное звено механизма правового регулирования главный канал реализации права. Стороны правоотношения всегда обладают субъективными правами и несут обязанности. Правовое отношение суть такое общественное отношение в котором осуществление субъективного права и исполнение обязанности обеспечены возможностью государственного принуждения.
18283. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних работников 79.26 KB
  Говорят будто меж возрастом и соц способностями индивидума есть взаимозависимость и будто возраст работает аспектом занятия либо оставления тех либо других соц ролей к примеру школьный возраст гражданское совершеннолетие возраст введения в супружество возраст истока трудящийся деловитости. На данном фоне проистекает приспособление молодых людей к сообществу проф самоопределение и правило трудящийся деловитости. Около данном нужно держать в голове будто про целых в отсутствии выпускания вариантов дел в согласовании с долею 2-ой...
3135. Единство и дифференциация (различие) правового регулирования труд 5.49 KB
  Дифференциация в правовом регулировании труда дифференциация трудового права проводится по следующим учитываемым законодателем при нормотворчестве устойчивым шести факторам основаниям: а вредность и тяжесть условий труда. При этом установлены сокращенное рабочее время дополнительные отпуска повышенная оплата труда; б климатические условия Крайнего Севера и приравненных к нему местностей; в физиологические особенности женского организма его материнская функция.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.