Устав муниципального образования

Уставы муниципальных образований составляют правовую основу местного самоуправления именно в соответствии с уставом принимаются иные правовые акты местного самоуправления и действуют органы местной власти. Устав муниципального образования обладает рядом особенностей: наличие особого субъекта который устанавливает или от имени которого принимается устав муниципального образования; являясь актом учредительного характера устав муниципального образования придает юридический правовой статус фактически сложившимся или складывающимся...

2014-06-17

13.05 KB

87 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Устав муниципального образования

Устав муниципального образования (ст. 44) - важнейший нормативный правовой акт, принимаемый на местном уровне. Уставы муниципальных образований составляют правовую основу местного самоуправления, именно в соответствии с уставом принимаются иные правовые акты местного самоуправления и действуют органы местной власти.

По данным субъектов Российской Федерации на 1 ноября 2007 года зарегистрированы уставы 23907 муниципальных образований, что составляет 99% всех муниципальных образований Российской Федерации. Уставы всех муниципальных образований зарегистрированы в Сибирском, Уральском, Приволжском федеральных округах. В Липецкой, Московской, Калужской, Рязанской, Ярославской, Архангельской, Магаданской, Сахалинской областях, Республиках Дагестан, Северная Осетия-Алания, Карачаево-Черкесской Республике в ряде муниципальных образований уставы в установленном порядке не зарегистрированы.

Устав муниципального образования обладает рядом особенностей:

- наличие особого субъекта, который устанавливает или от имени которого принимается устав муниципального образования;

- являясь актом учредительного характера, устав муниципального образования придает юридический, правовой статус фактически сложившимся или складывающимся отношениям по самоуправлению местного сообщества;

- регулирует отношения, которые затрагивают все сферы жизни местного сообщества;

- обладает высшей юридической силой в составе норм, принимаемых органами местного самоуправления или местным сообществом;

- является основой для дальнейшего нормотворчества;

- характеризуется особым порядком принятия, а также внесения изменений или дополнений;

- является одним из правовых средств, обеспечивающих реализацию самостоятельности местного самоуправления;

- должен быть самодостаточным, т.е. должен включать все нормы, необходимые в практике решения вопросов местного значения.

Принятие, изменение, государственная регистрация устава. Устав муниципального образования характеризуется особым порядком принятия, внесения в него изменений или дополнений. Федеральным законом установлены обязательные положения устава, без которых он не может пройти процедуру государственной регистрации и иметь юридической силы.

Одной из главных составляющих являются положения о статусе органов местного самоуправления, порядке и способах их формирования, статусе выборных должностных лиц местного самоуправления. Устав муниципального образования должен содержать перечень вопросов местного значения, установленный ст. 44 закона, однако их перечень, не является исчерпывающим. В новом законе отсутствует положение об обязательном закреплении в уставе муниципального образования условий и порядка организации муниципальной службы. Это представляется обоснованным, учитывая, что, как правило, вопросы организации муниципальной службы достаточно полно урегулированы на федеральном и региональном уровне1, хотя ст. 42 и допускается включение в уставы муниципальных образований вопросов правового регулирования муниципальной службы.

Новый закон придает большое значение вопросам бюджетного процесса на местном уровне и контролю за исполнением местных бюджетов. Как уже отмечалось, предусмотрено создание специального контрольного органа муниципального образования; кроме того, порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также контроля за его исполнением в соответствии с новым законом обязательно закрепляются в уставе муниципального образования.

Вместе с тем требование соответствия уставов федеральному и региональному законодательству не должно приводить к дублированию норм этих правовых актов в актах муниципальных образований, как это иногда происходит на практике.

В соответствии с законодательством уставы принимаются:

а) представительным органом муниципального образования;

б) населением непосредственно на сходах граждан, если в поселениях численность жителей, обладающих избирательным правом менее 100 человек. Большинство действующих в настоящее время уставов муниципальных образований принято именно представительными органами местного самоуправления.

Содержание устава. Уставом муниципального образования должны определяться:

1) наименование муниципального образования;

2) перечень вопросов местного значения;

3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;

4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;

6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;

7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;

8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением;

10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

В то же время законодательство устанавливает, что уставом муниципального образования регулируются и иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Главное и единственное требование к уставам - их соответствие Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству.

Имея всеобъемлющий характер, устав, тем не менее, не может и не должен детально регулировать все общественные отношения, складывающиеся на территории Муниципального образования. Более детальная регламентация осуществляется посредством принятия других муниципальных правовых актов, необходимых для реализации устава. Устав выступает в качестве основы такого рода нормотворчества. Характерной особенностью уставов является также и то, что они представляют собой правовые акты, посредством которых фиксируется правовой статус муниципальных образований (предметы ведения, права, обязанности органов местного самоуправления и т.д.).

В положениях ч. 4. ст. 44 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплены гарантии реализации прав граждан на участие в обсуждении принимаемого устава муниципального образования, учета предложений населения муниципального образования по проекту устава. На федеральном уровне такие гарантии ранее не закреплялись, и представляется, что они позволят отдельным гражданам и населению муниципальных образований в целом эффективнее реализовывать свои права на осуществление местного самоуправления, в частности при принятии и изменении устава, оказывать воздействие на действия и решения органов местного самоуправления. Новый закон предусматривает, что на местном уровне разрабатывается и принимается нормативный акт, регламентирующий порядок учета предложений по принимаемому уставу или вносимым в него изменениям, а также порядок участия граждан в обсуждении проекта устава, изменений и дополнений действующего устава. Такой нормативный акт должен носить не формальный, закрытый характер, а должен публиковаться не позднее, чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава вместе с его проектом либо предлагаемыми изменениями и дополнениями. Предложения по проекту устава или вносимым в него изменениям и дополнениям могут вносить не только отдельные граждане, но и другие субъекты муниципально-правовых отношений - органы территориального общественного самоуправления, руководители предприятий, учреждений и организаций, в том числе муниципальных, и др.

На федеральном уровне устанавливается необходимое число голосов депутатов представительного органа муниципального образования, необходимое для принятия, изменения или дополнения устава муниципального образования (2/3 голосов от установленной численности депутатов). О численном составе депутатов представительного органа и порядке его формирования.

Новый закон предусматривает, что порядок государственной регистрации уставов муниципальных образований и вносимых в них изменений и дополнений устанавливается федеральным законом2. В настоящее время регистрация уставов осуществляется органами юстиции с предварительной проверкой их на соответствие законодательству Российской Федерации и ее субъектов. Введено также новое основание для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования: помимо противоречия Конституции, федеральному или региональному законодательству, таким основанием может служить также нарушение установленного порядка принятия устава или, соответственно, правового акта о внесении в устав изменений и дополнений.

Судебный порядок обжалования отказа в государственной регистрации устава муниципального образования служит защитой от необоснованных отказов в регистрации уставов и в более широком смысле гарантией от вмешательства органов государственной власти в деятельность органов местного самоуправления. Жалобы на отказ в регистрации устава или изменений (дополнений) в него могут приносить граждане или органы местного самоуправления в суды общей юрисдикции.

Условием вступления в силу устава муниципального образования или изменений (дополнений) в него являются публикация соответствующих нормативных актов в средствах массовой информации или доведение их до сведения населения муниципального образования иным способом. Сроки, порядок и другие условия опубликования (обнародования) таких нормативных актов определяются на местном уровне. Закон также уточняет порядок вступления в силу изменений структуры или полномочий органов местного самоуправления, статуса выборных должностных лиц местного самоуправления.

Законодатель не дает целостного представления о структуре устава. В связи с этим на местах разрабатываются уставы муниципальных образований исходя из собственных представлений об их структуре и содержании.

Можно выделить два подхода в разработке уставов муниципальных образований. Первый предусматривает развернутое изложение в уставе всех вопросов, перечисленных в федеральном законе. В сегодняшних российских условиях подобный вариант малопродуктивен, так как постоянное изменение федерального и регионального законодательства будет приводить к непрерывным корректировкам устава.

Второй подход предполагает относительно короткий и устойчивый к конъюнктурным изменениям устав конституционного стиля и пакет дополняющих его нормативно-правовых актов.

1 См. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007.  № 10. Ст. 1152.

2 См. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» // СЗ РФ25 июля 2005 г. № 30 (часть I) ст. 3108.

PAGE  6



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
19642. Управления социальной сферы муниципального образования 50.11 KB
  Соблюдение конституционных гарантий по оказанию медицинской помощи и созданию благоприятных санитарно-эпидемиологических условий жизнедеятельности населения предполагает структурные преобразования в системе здравоохранения предусматривающие: – новые подходы к принятию политических решений и формированию бюджетов всех уровней с учетом приоритетности задач охраны здоровья населения; – формирование новой нормативно-правовой базы деятельности учреждений здравоохранения в условиях рыночной экономики; – приоритетность в системе здравоохранения...
17216. Управление социально-экономическим развитием муниципального образования 272.85 KB
  Правовые режимы бесплатной медицинской помощи гарантируются государством за счет средств бюджетов и обязательного медицинского страхования что свидетельствует об экономическом содержании правовой нормы бесплатной медицинской помощи. Правовой режим платной для граждан медицинской помощи является проявлением конституционных гарантий на медицинскую помощь и свободное развитие1. Оценка качество и эффективности медицинской помощи оказываемой врачом объема цены и количества предоставляемых им услуг должны осуществлять только врачи...
9836. Анализ управления трудовыми ресурсами муниципального образования 179.13 KB
  Теоретические аспекты управления трудовыми ресурсами. Основы управления трудовыми ресурсами. Методы управления трудовыми ресурсами. Анализ управления трудовыми ресурсами муниципального образования.
20346. АНАЛИЗ СЛОЖИВШЕГОСЯ ИМИДЖА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР 304.04 KB
  Отсутствие исследовательских работ по изучению имиджа в представлении различных возрастных категорий населения затрудняет рассмотрение жизни людей в городе как комплексное «социокультурное явление». Имидж города Краснодара необходимо рассмотреть как носитель особых психических свойств, как многоаспектное явление, как сложный биосоциально-экономический организм. В последнее время в России встал вопрос об имидже целых городов и регионов
21051. Благоустройство территорий муниципального образования сельского поселения «Часово» 6.92 MB
  Климат умеренно-континентальный, лето короткое и умеренно- прохладное, зима многоснежная, продолжительная и умеренно-холодная. Климат формируется в условиях малого количества солнечной радиации зимой, под воздействием северных морей и интенсивного западного переноса воздушных масс. Вынос теплого морского воздуха, связанный с прохождением атлантических циклонов, и частые вторжения арктического воздуха с Северного
11604. Повышение эффективности управления экономическим развитием муниципального образования «Город Курск» 53.31 KB
  Изучить теоретические основы системы управления муниципальным образованием; Изучить основные методы управления в муниципальном образовании; Дать харрактеристику администрации Ворошневского сельсовета; Проанализировать методы управления Ворошневским сельсоветом...
1244. Стратегия развития муниципального образования (на примере города Зеленогорска Красноярского края) 77.69 KB
  Результаты реализации стратегии развития ЗАТО Зеленогорск Россия –самая большая страна в мире по занимаемой территории со значительным числом различных по социально-экономическому развитию природным ресурсам и площади регионов и городов. В связи с этим возникает...
14450. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ЭКОНОМИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТРАДНЕНСКИЙ РАЙОН 764.79 KB
  Повышение качества жизни местного населения во многом определяется результатами реализуемой социально-экономической политики в муниципальном образовании и регионе. В свою очередь, действенность указанной политики зависит от достаточности бюджетных ресурсов, активности внутренних и внешних инвесторов, присутствия высокотехнологичных фирм, достаточности социальных объектов и организаций, развитости транспортной и инженерной инфраструктуры
1273. Развитие социальной сферы муниципального образования (на примере ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края 324.45 KB
  Управление социальной сферой на муниципальном уровне. Деятельность органов местного самоуправления в социальной сфере. Развитие социальной сферы муниципального образования на примере ЗАТО. Характеристика социальной сферы ЗАТО г.
17846. Bзучение организационной структуры МБУ «Межведомственная централизованная бухгалтерия администрации муниципального образования город-курорт Анапа» 80.23 KB
  Целью учебно-ознакомительной практики являлось закрепление имеющихся теоретических знаний возможность их применения в промышленной деятельности предприятия изучение организационной структуры МБУ Межведомственная централизованная бухгалтерия администрации муниципального образования город-курорт Анапа законодательных и нормативно - правовых актов методических материалов по анализу деятельности предприятия а также изучение состояния его экономической безопасности в современных условиях. на МБУ Межведомственная централизованная...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.