Твердые зубные отложения, расположение и распознавание. Методы количественной оценки

В зависимости от расположения на поверхности зуба различают над и поддесневой зубной камень. Наддесневой камень располагается над гребнем десневого края его легко обнаружить на поверхности зубов. Этот камень обычно белого или беловатожелтого цвета твердой или глинообразной консистенции легко отделяется от зубной поверхности путем соскабливания или скалывания. Этот камень обычно плотный и твердый темнокоричневого или зеленоваточерного цвета и плотно прикреплен к поверхности корня зуба.

2014-08-04

20.76 KB

6 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


PAGE  5

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия № 10

по разделу «Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний» 

кафедры стоматологии детского возраста ОмГМА (IV семестр).

Тема:  Твердые зубные отложения, расположение и распознавание. Методы количественной оценки.

Цель: Научить распознавать и определять твердые зубные отложения с использованием качественных и количественных методик.

Место занятия: Комната гигиены и профилактики ГКСП №1.

Материальное обеспечение: Типовое оснащение комнаты гигиены, рабочее место стоматолога - профилактика, таблицы, стенды, выставка средств гигиены и профилактики, ноутбук.

Продолжительность занятия: 3 часа (117 мин).

План занятия

Этапы занятия

Оборудование

Учебные пособия и средства контроля

Место

Время

в мин.

1. Проверка исходных данных.

План содержания занятия. Ноутбук.

Контрольные вопросы и задачи, таблицы, презентация.

Комната гигиены (поликлиники).

20

2. Решение клинических задач.

Ноутбук, таблицы.

Бланки с контрольными ситуационными задачами.

— || —

74,3%

3. Подведение итогов занятия. Задание на следующее занятие.

Лекции, учебники,

дополнительная литература, методические разработки.

— || —

10

Содержание занятия

Преподаватель начинает занятие с ознакомления студентов с целями и задачами. С помощью контрольных вопросов и ситуационных задач определяется исходный уровень знаний студентов. В течение занятия подробно разбирается состав, расположение и распознавание минерализованных зубных отложений. Разбираются методы количественной оценки зубных отложений. Занятие заканчивается решением ситуационных задач и тестовых заданий.

Минерализованные зубные отложения (зубной камень) также являются приобретенной структурой полости рта. Еще в X веке их рассматривали как причину заболеваний пародонта. В зависимости от расположения на поверхности зуба различают над- и поддесневой зубной камень.

  1.  Наддесневой камень располагается над гребнем десневого края, его легко обнаружить на поверхности зубов. Этот камень обычно белого или беловато-желтого цвета, твердой или глинообразной консистенции, легко отделяется от зубной поверхности путем соскабливания или скалывания. Цвет его зависит от пищевых пигментов или табака (у курящих). Камень можно обнаружить на одном зубе, группе зубов или на всех зубах, чаше всего на тех поверхностях, которые расположены рядом с устьями выводных протоков слюнных желез. Наддесневой камень в различном количестве образуется у всех людей, но с возрастом его количество увеличивается.

В механизме образования наддесневого камня важную роль играют кальциево-фосфорные соединения из слюны, образующие на базе детрита полости рта нерастворимые Са - Р соединения. То есть наддесневой камень относят к слюнному типу. Он состоит из неорганических (70—90%) и органических компонентов. Неорганическая часть представлена фосфатами и карбонатами кальция, а также микроколичествами других металлов и микроэлементов. Органический компонент камня представлен слущившимся эпителием, лейкоцитами, микроорганизмами. Около 10% органической части камня составляют углеводы (галактоза, глюкоза, рамноза, маноза и т. д.).

  1.  Поддесневой камень обычно невидим, так как он располагается под десной в образовавшемся патологическом десневом кармане. Чтобы определить местонахождение и протяженность поддесневого камня необходимо аккуратное зондирование. Этот камень обычно плотный и твердый, темно-коричневого или зеленовато-черного цвета и плотно прикреплен к поверхности корня зуба.

Образуется поддесневой камень лишь в пришеечной области и на поверхности корня зуба при возникновении патологического зубодесневого кармана. В настоящее время доказано (Jenkins, 1966г.; Stewart, 1966г.), что источником минеральных компонентой для этого камня является десневая жидкость, которая напоминает сыворотку крови. Состав поддесневого камня сходен с наддесневым. По своей структуре — это минерализованная зубная бляшка.

Количественная оценка зубного камня основана на тех же принципах, что и выявление зубного налета, но применяется реже. Зубной камень может быть хорошо окрашен фуксином. Чаше всего диагностические красители применяются для контроля полноты удаления камней. Для этого рекомендуется применять 6% раствор основного фуксина для аппликаций или 0,75% раствор для полоскания в течение 20 секунд. Можно также использовать раствор Люголя и другие красители.

Все надзубные отложения в полости рта, за исключением пелликулы, инфицированы и играют отрицательную роль в развитии и поддержании очагов инфекции. Для того, чтобы полость рта поддерживать в здоровом состоянии, зубные отложения нуждаются в своевременном и качественном удалении. Эта врачебная манипуляция носит профилактический характер по отношению к заболеваниям зубов и пародонта. Пищевые остатки и мягкий зубной налет могут быть удалены путем энергичного полоскания, струей воды, при тщательной и правильной чистке зубов, особенно при выполнении этапов профессиональной гигиены полости рта. Эти приобретенные структуры врач-стоматолог может удалить ватным тампоном и специальными приспособлениями. Удаление твердых зубных отложений и зубных бляшек обычно производится механическим методом с помощью экскаваторов, гладилок или специально предназначенных для этих целей инструментов — крючков, эмалевых ножей.

Контрольные вопросы для выявления исходных знаний студентов:

  1.  Расскажите классификацию приобретенных структур.
  2.  Расскажите о минерализованных зубных отложениях.
  3.  Каков механизм образования наддесневого зубного камня.
  4.  Каков механизм образования поддесневого зубного камня.

Схема ориентировочной основы действия –

распознавания и оценка твердого зубного налета

Минерализованные зубные отложения

1. Наддесневой зубной камень

Виден при осмотре

а) цвет

Белый или бело-желтый

б) консистенция

Глинообразная

в) локализация

Над гребнем десневого края, чаще на поверхности зубов, расположенных рядом с устьями выводных протоков слюнных желёз (вестибулярные поверхности 16, 17, 26,27, язычные поверхности  31, 32, 33, 41, 42, 43.)

г) состав

70 – 90% неорганические (фосфаты и карбонаты), органические (слущивающийся эпителий, лейкоциты, микроорганизмы, углеводы).

2. Поддесневой зубной камень

При осмотре не виден, обнаруживается

зондированием.

а) цвет

Темно-коричневый, зеленовато-черный

б) консистенция

Твердый

в) локализация

В пришеечной области на поверхности корня зуба при возникновении патологического кармана.

г) состав

сходен с наддесневым – это минерализованная зубная бляшка, удаляется соскабливанием.

3. Выявление зубного налета и зубного камня.

Набор стоматологических инструментов, красителей.

Упрощенный индекс гигиены Грина-Вермиллиона (ИГР-У) или (OHI-S)

ИГР-У=

Оценка зубного налета (ЗН) и зубного камня (ЗК) проводится визуально или с помощью окрашивания специальными растворами вестибулярных поверхностей 11, 16, 26, 31 и язычных поверхностей 36, 46 зубов.

Индекс зубного налета (ИЗН)

ИЗН =

0 – отсутствие;

1 – зубной налет покрывает не более 1/3 поверхности коронки зуба;

2 – от 1/3 до 2/3;

3 –  более 2/3 поверхности коронки зуба.

Индекс зубного камня (ИЗК)

ИЗК =

0 - отсутствие зубного камня;

1 - наддёсневой зубной камень покрывает

1/3 поверхности коронки зуба;

2 - наддесневой зубной камень покрывает от 1/3 до 2/3 или наличие отдельных отложений поддесневого камня;

3 - более 2/3, наличие поддесневого камня.

Интерпретация индекса:

Показатель ИГР-У

Уровень гигиены

0,0 - 1,2

хороший

1,3 – 3,0

удовлетворительный

3,1 – 6,0

плохой

(Кузьмина Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний. / Учеб. пособие //Э.М.Кузьмина, С.А.Васина, Е.С. Петрина и др. – М., 1997 – С.39-40.)

Ситуационные задачи

  1.  Ребенок. 5 лет. В пришеечной области темный налет, не удаляется при соскабливании, поверхность зубов гладкая. Какой это налет?
  2.  Больной К, на язычной поверхности 31,32,33,41,42,43  в пришеечной области желто-коричневые зубные отложения, твердой консистенции. Десна отечна, легко кровоточит. Можно удалить эти отложения? К какой группе зубных отложений они относятся?
  3.  Больной М. тщательно вычистил зубы и прополоскал полость рта. Какие приобретенные структуры можно обнаружить на поверхности зубов? Какие для этого необходимы методики?
  4.  Ребенку 4 года. В пришеечной области всех зубов черная полоска, трудно удаляемая зондом. Диагноз. Тактика.
  5.  Ребенку 7 лет. С ним провели гигиеническую чистку зубов. При окрашивании зубов раствором Шиллера-Писарева выявлены зубные отложения в пришеечной области и межзубных промежутках. Определить вид отложений. Тактика врача.
  6.  Ребёнку 13 лет. Жалобы на кровоточивость десен при чистке зубов. При осмотре на 36, 46 зубах пломбы. Десна в области 31, 32, 33, 41, 42, 43 отечна, гиперемирована. На язычной поверхности 31, 32, 33, 41, 42, 43 зондируются шероховатые образования тёмного цвета. Определить вид зубных отложений. Ваша тактика.

Список литературы для подготовки к занятиям по разделу

«Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний» 

кафедры стоматологии детского возраста ОмГМА (IV семестр).

Учебно-методическая литература (основная и дополнительная с грифом УМО), в том числе подготовленная на кафедре, электронные учебные пособия, сетевые ресурсы:

Профилактический раздел.

А.   ОСНОВНАЯ.

  1.  Детская терапевтическая стоматология. Национальное руководство: [с прил. на компакт-диске] / ред.: В.К.Леонтьев, Л.П.Кисельникова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 890с. : ил.- (Национальный проект «Здоровье»).
  2.  Канканян А.П. Болезни пародонта (новые подходы в этиологии, патогенезе, диагностике, профилактике и лечении) / А.П. Канканян, В.К.Леонтьев. - Ереван, 1998. – 360с.
  3.  Курякина Н.В. Стоматология профилактическая (руководство по первичной профилактике стоматологических заболеваний) / Н.В.Курякина, Н.А. Савельева. – М.: Медицинская книга, Н.Новгород: Издательство НГМА, 2003. - 288с.
  4.  Курякина Н.В. Терапевтическая стоматология детского возраста / под ред. Н.В.Курякина.  – М.: Н.Новгород, НГМА, 2001. – 744с.
  5.  Лукиных Л.М. Лечение и профилактика кариеса зубов / Л.М.Лукиных. -  Н.Новгород, НГМА, 1998. - 168с.
  6.  Первичная стоматологическая профилактика у детей. / В.Г. Сунцов, В.К.Леонтьев, В.А. Дистель, В.Д.Вагнер. – Омск, 1997. - 315с.
  7.  Профилактика стоматологических заболеваний. Учеб. Пособие /Э.М.Кузьмина, С.А.Васина, Е.С. Петрина и др. – М., 1997. – 136с.
  8.  Персин Л.С. Стоматология детского возраста /Л.С. Персин, В.М. Емуарова, С.В. Дьякова. –   Изд. 5-е переработанное и дополненное. – М.: Медицина, 2003. - 640с.
  9.  Справочник по детской стоматологии: пер. с англ. / ред. А.Камерон, Р.Уидмер. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2010. – 391с.: ил.
  10.  Стоматология детей и подростков: Пер. с англ. / под ред. Ральфа Е. Мак-Дональда, Дейвида Р. Эйвери. - М.: Медицинское информационное агентство, 2003. – 766с.: ил.
  11.  Сунцов В.Г. Основные научные работы кафедры стоматологии детского возраста / В.Г. Сунцов, В.А.Дистель и др. - Омск, 2000. - 341с.
  12.  Сунцов В.Г. Применение лечебно профилактических гелей в стоматологической практике /под ред. В.Г. Сунцова. - Омск, 2004. – 164с.
  13.  Сунцов В.Г. Стоматологическая профилактика у детей (руководство для студентов и врачей) / В.Г.Сунцов, В.К.Леонтьев, В.А.Дистель. – М.: Н.Новгород, НГМА, 2001. – 344с.
  14.  Хамадеева А.М., Архипов В.Д. Профилактика основных стоматологических заболеваний / А.М.Хамдеева, В.Д.Архипов. - Самара, СамГМУ – 2001. – 230с.

Б. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ.

  1.  Васильев В.Г. Профилактика стоматологических заболеваний (Часть 1). Учебно-методическое пособие / В.Г.Васильев, Л.Р.Колесникова. – Иркутск, 2001. – 70с.
  2.  Васильев В.Г. Профилактика стоматологических заболеваний (Часть 2). Учебно-методическое пособие / В.Г.Васильев, Л.Р.Колесникова. – Иркутск, 2001. – 87с.
  3.  Комплексная программа стоматологического здоровья населения. Сонодент, М., 2001. – 35с.
  4.  Методические материалы для врачей, воспитателей детских дошкольных учреждений, учетелей школ, студентов, родителей / под ред. В.Г. Васильева, Т.П. Пинелис. – Иркутск, 1998. – 52с.
  5.  Улитовский С.Б. Гигиена полости рта - первичная профилактика стоматологических заболеваний. // Новое в стоматологии. Спец. выпуск. – 1999. - №7(77). – 144с.
  6.  Улитовский С.Б. Индивидуальная гигиеническая программа профилактики стоматологических заболеваний / С.Б. Улитовский. – М.: Медицинская книга, Н.Новгород: Издательство НГМА, 2003. – 292с.
  7.  Фёдоров Ю.А. Гигиена полости рта для всех / Ю.А. Фёдоров. – СПб, 2003. - 112с.

Сотрудниками кафедры стоматологии детского возраста издана учебно-методическая литература с грифом УМО

С 2005 года

  1.  Сунцов В.Г.Руководство к практическим занятиям по детской стоматологии для студентов педиатрического факультета / В.Г.Сунцов, В.А.Дистель, В.Д.Ландинова, А.В.Карницкий, А.И.Матешук, Ю.Г.Худорошков. – Омск, 2005. -211с.
  2.  Сунцов В.Г. Руководство по детской стоматологии для студентов педиатрического факультета / В.Г.Сунцов, В.А.Дистель, В.Д.Ландинова, А.В.Карницкий, А.И.Матешук, Ю.Г.Худорошков. - Ростов на Дону, Феникс, 2007. - 301с.
  3.  Применение лечебно-профилактических гелей в стоматологической практике. Руководство для студентов и врачей / Под редакцией профессора В.Г.Сунцова. - Омск, 2007. - 164с.
  4.  Стоматологическая профилактика у детей. Руководство для студентов и врачей / В.Г.Сунцов, В.К. Леонтьев, В.А. Дистель, В.Д. Вагнер, Т.В.Сунцова. - Омск, 2007. - 343с.
  5.  Дистель В.А. Основные направления и методы профилактики зубочелюстных аномалий и деформаций. Пособие для врачей и студентов / В.А.Дистель, В.Г.Сунцов, А.В.Карницкий. – Омск, 2007. - 68с.

Электронные учебные пособия

Программа для текущего контроля знаний студентов (профилактический раздел).

Методические разработки к практическим занятиям студентов 2 курса.

«О повышении эффективности оказания стоматологической помощи детям (проект приказа от 11.02.05)».

Требования к сан-гигиеническому, противоэпидемическому режимам и условиям труда работающих в негосударственном ЛПУ и кабинетах частнопрактикующих врачей стоматологического профиля.

Структура Стоматологической Ассоциации федерального округа.

Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов.

Иллюстрированный материал к государственным междисциплинарным экзаменам (04.04.00 «Стоматология»).

С 2005 года сотрудниками кафедры изданы электронные учебные пособия:

Учебное пособие кафедры стоматологии детского возраста ОмГМА по разделу «Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний» (IV семестр) для студентов стоматологического факультета /В.Г.Сунцов, А.Ж.Гарифуллина, И.М.Волошина, Е.В.Екимов. – Омск, 2011. – 300Mb.

Видеофильмы

  1.  Обучающий мультфильм по чистке зубов фирмы «Колгейт» (детская стоматология, раздел профилактика).
  2.  «Скажите доктор», 4 научно-практическая конференция:

- Г.Г. Иванова. Гигиена полости рта, средства гигиены.

- В.Г. Сунцов, В.Д. Вагнер, В.Г. Бокая. Проблемы профилактики и лечения зубов.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
20619. Методика количественной оценки рисков проектов в условиях ограниченной информации 610.71 KB
  Результаты исследования для нормального распределения. Результаты исследования для гамма-распределения. Результаты исследования для бета-распределения. В силу того что проект включает в себя разные сферы знаний процесс идентификации рисков анализа мониторинга и контроля становится более сложным и это требует определения четких техник для управления рисками.
20567. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ РИСКОВ ПРОЕКТОВ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ 613.94 KB
  Результаты исследования для нормального распределения. Результаты исследования для гамма-распределения. Результаты исследования для бета-распределения. В силу того что проект включает в себя разные сферы знаний процесс идентификации рисков анализа мониторинга и контроля становится более сложным и это требует определения четких техник для управления рисками.
2153. ЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РАСПОЗНАВАНИЯ И РАСПОЗНАВАНИЕ КРИВЫХ 61.37 KB
  Логические методы основаны на установлении логических связей между признаками и состояниями объектов, поэтому будут рассмотрены только простые (качественные) признаки, для которых возможны лишь два значения (например 0 и 1). Точно также и состояния технической системы (диагнозы) в рассматриваемых методах могут иметь только два значения
12618. Закономерности отложения примесей в паровых котлах, методы химических очисток и консервации котлов 2.45 MB
  Образование в котлах отложений, нарушающих их нормальную работу, приводит к необходимости производить периодическую их очистку, что сопряжено с вынужденными длительными простоями оборудования, большими трудозатратами и повышенным износом труб. Так как экранные трубы мощных котлов не приспособлены к механической очистке, то это способствовало усовершенствованию химических способов очистки внутренних поверхностей труб котлоагрегатов от технологической окалины, продуктов атмосферной коррозии и отложений
11539. Стоимость предприятия и методы ее оценки 269.97 KB
  Опыт становления отечественного рынка недвижимости стал подтверждением тенденций характерных для всех стран с развитой экономикой а именно: недвижимость составляет основу национального богатства. Именно в объектах недвижимости – зданиях сооружениях обустроенных территориях последовательно и неуклонно аккумулируется труд предшествующих поколений обеспечивая надлежащий уровень жизни как в настоящем так и в будущем. По различным оценкам недвижимость во всех ее формах составляет...
19340. Подходы и методы оценки автотранспортных средств 4.24 MB
  Оценка автотранспортных средств является специализированным и обособленным видом оценочной деятельности имеющим принципиальное отличие от оценки других видов объектов. При выполнении экспертной оценки транспортных средств наиболее серьезное значение имеют такие параметры как изношенность и амортизация. Целью исследования является особенности оценки транспортных средств.
18476. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов 105.75 KB
  Разработка инвестиционного проекта. Принятие решений по инвестиционным проектам. Жизненный цикл инвестиционного проекта. Разработка инвестиционно-строительного проекта жилищно-коммерческого комплекса...
18470. Методы оценки кадрового потенциала предприятия 199.36 KB
  Методы оценки кадрового потенциала предприятия. Обзор систем методов и методик оценки персонала. Критерии оценки и стандарты работы. При всем разнообразии существующих подходов к этой проблеме в различных промышленно развитых странах основными наиболее...
21587. Финансовые методы оценки эффективности инвестиционных проектов 97.97 KB
  Инвестиционная деятельность в той или иной степени присуща любому предприятию. Она представляет собой один из наиболее важных аспектов функционирования любой коммерческой организации. Поэтому значение экономического анализа для планирования и осуществления инвестиционной деятельности трудно переоценить. Особую важность имеет предварительный анализ, который проводится на стадии разработки инвестиционных проектов и способствует принятию разумных и обоснованных управленческих решений.
11101. Методы индивидуальной оценки физического развития школьников 301.51 KB
  Физическая культура – это и важнейшее средство формирования человека как личности. Занятия физическими упражнениями позволяют многогранно влиять на сознание, волю, на моральный облик, черты характера юношей и девушек. Они вызывают не только существенные биологические изменения в организме, но в значительной мере определяют выработку нравственных убеждений
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.