Таможенный режим как инструмент таможенно-тарифного регулирования

Таможенное регулирование объективно связано с внешнеторговыми операциями и общим понятием таможенного дела как совокупности институтов, непосредственно связанных с порядком и условиями перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ...

2014-08-04

28.06 KB

14 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Восточно-Сибирский государственный

Технологический университет

Кафедра: Таможенное дело

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость»

на тему: Таможенный режим как инструмент таможенно-тарифного регулирования

Содержание

Введение …………………………………...…………………………………. 3

Глава 1. Понятие и значение таможенного режима в таможенно-тарифном регулировании

  1.  Понятие, виды таможенного режима и его роль в таможенно-тарифном регулировании ……………………………….………………………. 5
    1.  Инструменты таможенно-тарифного регулирования ……………...… 9
    2.  Изменения таможенно-тарифного регулирования в связи с вступлением России в таможенный союз (ЕврАзЭС) ………………………. 14

Глава 2. Проблемы и перспективы развития таможенных режимов в таможенно-тарифном регулировании

2.1. Проблемы и экономическое содержание таможенных режимов ..…..18

2.2. Направления развития таможенно-тарифного регулирования …...… 22

Заключение ………………………….……………………………………… 26

Список использованных источников ……………...……………………… 28


Введение

Во многих странах мира действует сложная, многоплановая и многофункциональная система государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Закономерный процесс современного развития мировой экономики требует нового развития методов и мер таможенно-тарифного регулирования. Интеграция России в мировую экономику ставит множество проблем, связанных с развитием современных методов государственного регулирования и управления внешней торговлей, с тем, чтобы результатом возросшей внешнеторговой ориентации стало ускорение развития национальной экономики. В этой связи с активным становится развитие партнерских взаимоотношений с участниками ВЭД, оказание помощи и применении мер, способствующих росту и совершенствованию внешнеторговой деятельности.

Таможенное регулирование объективно связано с внешнеторговыми операциями и общим понятием таможенного дела как совокупности институтов, непосредственно связанных с порядком и условиями перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.  Порядок и условия перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу определяют таможенные режимы. Применение системы таможенных режимов позволяет оградить товаропоток внешней торговли от предметов, перемещение которых через таможенную границу опасно, нецелесообразно для национальных интересов, а также оптимально распределить массив экспортно-импортных грузов для достижения целей таможенного оформления. Поэтому актуальное значение приобретает изучение таможенных режимов как инструмента таможенно-тарифного регулирования.

Цель курсовой работы заключается в овладении теоретическими основами применения таможенных режимов при таможенно-тарифном регулировании.

Данная цель предполагает постановку ряда задач:

- рассмотрение таможенно-тарифного регулирования и его инструментов;

- выявление изменении таможенно-тарифного регулирования в связи с вступлением России в таможенный союз;

- рассмотрение проблем и экономического содержания таможенных режимов;

- выявление направлении развития таможенно-тарифного регулирования.

Структурно работа состоит из двух глав основной части. В процессе работы были использованы методические пособия, периодические издания, а также нормативно-правовые акты.

В первой главе рассматриваются теоретические аспекты таможенно-тарифного регулирования и его инструменты. В связи с вступлением России в таможенный союз приведены изменения таможенно-тарифного регулирования.

Во второй главе проведен анализ влияния выбора таможенного режима на таможенно-тарифное регулирование. В результате проведенного анализа выявлены особенности таможенно-тарифного регулирования РФ.

Логическая последовательность данной курсовой работы исходит из того, что каждая глава, включенная в содержание, начинается с теоретических вопросов. Эти вопросы сформулированы таким образом, чтобы сконцентрировать внимание на основных проблемах данной темы.

При написании работы использовались следующие методы изучения: позитивный метод (формулирование знаний таможенно-тарифной политики, особенности ее оформления);  метод анализа (расчленение изучаемого явления на отдельные элементы); метод синтеза (исследуемые элементы соединить в единое целое) и сравнительно-правовой (исследование правовой базы).


Глава 1. Понятие и значение таможенного режима в таможенно-тарифном регулировании

  1.  Понятие, виды таможенного режима и его роль в таможенно-тарифном регулировании

Таможенный режим представляет собой базовую, фундаментальную категорию таможенного дела, от правильного определения которого зависит спектр последующего осуществления таможенных формальностей1.

Применение системы таможенных режимов позволяет оградить товаропоток внешней торговли от предметов, перемещение которых через таможенную границу опасно, нецелесообразно для национальных интересов, а также оптимально распределить массив экспортно-импортных грузов для достижения целей таможенного оформления.

Таможенный режим, как и многие правовые категории, имеет широкое и узкое понимание2. В широком понимании его необходимо рассматривать как правовой режим, выражающийся в определенном сочетании административно-правовых и финансово-правовых средств таможенного регулирования внешнеторговых отношений.

Таможенный режим в узком, специальном значении, используемом в таможенном законодательстве, - это таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин и налогов, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории РФ либо за ее пределами.

Содержание таможенного режима включает:

- направление перемещения через таможенную границу;

- цель перемещения;

- статус товаров;

- условия помещения товаров в таможенный режим;

- порядок применения ограничений, установленных законодательством о регулировании  ВЭД;

- порядок применения таможенных пошлин и налогов;

- другие требования и условия, предусмотренные Таможенным кодексом РФ.

Согласно ст. 156 Таможенного кодекса РФ3 ввоз товаров на таможенную территорию РФ и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц, имеющих правомочия в отношении этих товаров, поместить товары под один из таможенных режимов и соблюдать его требования. Лицо, правомочное распоряжаться товарами, при выборе таможенного режима руководствуется целями, с которыми товар перемещается через таможенную границу. В случае изменения целей или отказа от первоначальных целей это лицо может изменить таможенный режим самостоятельно.

Помещение товаров под выбранный таможенный режим в соответствии с положениями ст. 157 ТК РФ4 осуществляется с разрешения таможенного органа. При соблюдении заинтересованным лицом условий, предусмотренных для принятия решения выпуска в соответствии с особенностями выбранного таможенного режима, таможенный орган обязан выдать разрешение на помещение товаров под заявленный таможенный режим.

При выдаче разрешения для помещения товаров под заявленный таможенный режим, содержание которого предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов либо возврат уплаченных сумм, а также неприменение запретов и ограничений экономического характера, таможенный орган вправе потребовать обеспечения уплаты таможенных платежей, предоставления обязательства об обратном вывозе временно ввезенных товаров и иных гарантий надлежащего исполнения обязательств.

Способы обеспечения уплаты таможенных платежей установлены в ст. 340 ТК РФ. К ним относятся залог товара или иного имущества, банковская гарантия, денежный залог путем внесения сумм на депозит и поручительство.

В ст. 155 действующего ТК РФ представлен соответствующий перечень таможенных режимов, который можно принять за наиболее удачную классификацию. Выделение таможенных режимов в отдельные группы или разделение их по типам имеет юридическое значение для уяснения их роли в механизме таможенного регулирования и способствует детальному изучению различных аспектов их правой регламентации. Предложенная в Таможенном кодексе РФ классификация в определенной мере раскрывает роль и место каждого таможенного режима в процессе хозяйственной деятельности и экономической целесообразности.

Таможенные режимы подразделяются на5:

  •  Основные – выпуск для внутреннего потребления, экспорт и международный таможенный транзит;
  •  Экономические – переработка на таможенной территории, вне внутреннего потребления и вне таможенной территории, временный ввоз, таможенный склад, свободная таможенная зона (свободный склад);
  •  Завершающие – реимпорт, реэкспорт, уничтожение и отказ в пользу государства;
  •  Специальные – временный вывоз, беспошлинная торговля и перемещение припасов;
  •  Прочие специальные режимы.

В основе классификации лежит деление на простые таможенные режимы – основные и экономические, создающие дополнительные возможности для участников внешнеэкономических связей6.

Отдельные таможенные режимы определяют порядок исчисления таможенных пошлин и налогов, особенности их уплаты и устанавливают льготы по уплате таможенных пошлин и налогов, их виды, условия и порядок предоставления.

Предусматривается предоставление льгот по уплате таможенных платежей (международный таможенный транзит, все экономические, завершающие, специальные и прочие специальные таможенные режимы) и применение таможенного оформления в полном объеме (выпуск для внутреннего потребления и экспорт).

Основные таможенные режимы устанавливаются законодательными нормами большинства стран мира. Экономические таможенные режимы призваны способствовать развитию предпринимательской деятельности, активизации инвестиционного производства. Завершающие таможенные режимы применяются, как правило, в целях приведения сторон в первоначальное состояние либо устранения возможности пропуска внутрь страны «нежелательных» товаров. Данная группа режимов призвана завершить таможенный оборот товаров. Например, режим реимпорта применяется после временного вывоза. Для специальных режимов характерны отдельные ситуации, требующие налогового послабления в таможенного сфере.

  1.  
    Инструменты таможенно-тарифного регулирования

Таможенно-тарифное регулирование является одним из основных методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанное на применении мер экономического воздействия, которые способствуют защите национальных производителей, регулируют структуру экспорта и импорта.

Понятие «таможенно-тарифное регулирование» в Таможенном кодексе РФ отсутствует, хотя ссылка на этот термин есть. В Законе РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»7 под таможенно-тарифным регулированием понимается метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.

Таким образом, под таможенным регулированием следует понимать меры государственного воздействия на внешнеторговую деятельность, в основе которого лежит ценовой фактор влияния. Такое влияние осуществляется посредством установления и взимания таможенных пошлин при перемещении товаров через таможенную границу РФ.

Следует отметить, что таможенно-тарифное регулирование в России отстает от принципов механизма координации ВЭД в целом, но оно развивается на экономической основе и складывается из нескольких частей: экспортных и импортных тарифов и пошлин, порядка исчисления и подтверждения таможенной стоимости и страны происхождения ввозимого товара, режима преференций и таможенных режимов возможного помещения товаров, которые в совокупности являются основой для расчета размера таможенных пошлин и налогов.

Из этого следует, что экспортные и импортные таможенные пошлины являются инструментом таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности.  Регулирование с помощью таможенных пошлин, взимаемых при ввозе или вывозе товаров или только при ввозе, является наиболее распространенной и общепринятой формой таможенно-тарифного регулирования. Величина (или ставка) таможенной пошлины при  ввозе определяет степень закрытости или доступности внутреннего рынка для иностранных товаров, сведенные воедино ставки таможенных пошлин называются таможенным тарифом.

Таможенный тариф представляет собой инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка российских товаров при его взаимосвязи с мировым рынком. Как элемент таможенного дела, он помогает определить объем таможенных платежей, подлежащих уплате субъектом ВЭД. Основой таможенного тарифа является Товарная Номенклатура внешнеэкономической деятельности, которая в соответствии с ТК применяется для осуществления мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности. Суть ее состоит в том, что в отношении каждого перемещаемого товара определяется его классификационный код, который влияет на ставку таможенной пошлины8.

Таможенный тариф применяется в отношении ввоза товаров на таможенную территорию и вывоза товаров с этой территории. Следует отметить, что таможенные пошлины начисляются в зависимости от выбранного таможенного режима.

Таможенный режим, как инструмент таможенно-тарифного регулирования, предусматривает порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений, устанавливаемых в соответствии с законодательством РФ.

На примере таможенного режима – выпуск для внутреннего потребления рассмотрим начисление таможенных платежей при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

При ввозе товаров на таможенную территорию России в режиме выпуска для внутреннего потребления необходима уплата9:

- ввозной (импортной) таможенной пошлины;

- налога на добавленную стоимость;

- акциза (если товар относится к подакцизным);

- таможенных сборов.

Помещение товаров под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления предполагает полную уплату всех таможенных платежей.

Факторы, влияющие на начисление таможенных платежей:

Первый фактор – определение кода, перемещаемого через таможенную границу товара по ТН ВЭД. Второй фактор, влияющий на возможность перемещения товара и уплаты таможенных платежей, - определение, попадает ли товар под нетарифные меры регулирования. К запретам и ограничениями относятся: лицензирование, квотирование, эмбарго, защитные меры, компенсационные, антидемпинговые пошлины и другие. Следующим фактором, влияющим на расчет ввозной (импортной) таможенной пошлины, является определение таможенной стоимости товаров.

Помещение товара под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления предполагает полную уплату всех таможенных платежей. По общему правилу:

Таможенные платежи = Ввозные таможенные пошлины + НДС + Акцизы + Таможенные сборы за таможенное оформление

Таможенная пошлина начисляется по ставкам таможенных пошлин, содержащихся и импортном таможенном тарифе РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ.

Применение тарифных льгот и преференций является одним из инструментов таможенно-тарифного регулирования.

Тарифные преференции10 - это преимущества, предусмотренные в области уплаты ввозной таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товаров. Преференциальный режим на импорт товара предоставляется странами в одностороннем невзаимном порядке.

Предоставление тарифной льготы связано с взиманием таможенных пошлин по ставке, которая содержится в Федеральном законе «О таможенном тарифе».

Случаи, когда отдельные товары освобождаются от таможенных пошлин, подробно изложены в ст. 35 Федерального закона «О таможенном тарифе»11. Характеризуем их следующими категориями:

- транспортные средства, осуществляющие международные перевозки товаров и пассажиров, и оборудование к ним;

- снабжение для российских судов, ведущих морской промысел, а также продукция их промысла, ввозимая на  таможенную территорию РФ;

- товары, следующие в адрес иностранных представительств;

- валюта РФ и иностранная валюта;

- товары, обращенные в федеральную стоимость;

- товары, следующие в качестве гуманитарной помощи и для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф;

- учебные пособия для бесплатных учебных, дошкольных и лечебных учреждений;

- периодические печатные издания и книжная продукция, бумага и полиграфическая продукция, другие носители культурной информации и образования, кроме изданий рекламного характера;

- товары, ввозимые в качестве безвозмездной помощи;

- транзитные товары;

- товары, перемещаемые физическими лицами, не предназначенные для производственной или иной коммерческой цели;

- пожарно-техническая продукция для учреждений МЧС;

- другие товары, также имеющие специфическое применение или ввозимые под целевые программы.

Преференциальный режим в отношении товаров из наименее развитых и развивающихся стран предоставляется в случае выполнения следующих условий:

- происхождение товара из наименее развитых и развивающихся стран подтверждается сертификатом о происхождении товара по форме «А»;

- выполняется непосредственная закупка товара в стране – пользователе национальной системы преференций (НСП);

-    выполняются условия прямой поставки.

Для осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования внешнеторгового оборота в таможенном законодательстве Российской Федерации установлены критерии и правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран при предоставлении тарифных преференций.

Многие развивающиеся страны, такие как Аргентина, Бразилия, Индонезия, Малайзия особенно эффективно используют преференциальный режим в рамках НСП России для ввоза в Россию товаров, в отношении которых применяются пониженные ставки пошлины в размере 75% от действующих ставок ввозных таможенных пошлин.

 

  1.  Изменения таможенно-тарифного регулирования в связи с вступлением России в таможенный союз (ЕврАзЭС)

С 1 июля 2010 года действующий Таможенный кодекс будет заменен Кодексом ЕврАзЭС, в связи с образованием таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана12.

Так как в рамках таможенного союза будет образована единая  таможенная территория, которая включает в себя территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также исключительные экономические зоны и континентальные шельфы государств - членов таможенного союза, искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией. То будет и образовано единое таможенно-тарифное регулирование на территории таможенного союза.

Таможенное регулирование в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества - правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

Основное изменение таможенно-тарифного регулирования затронуло таможенные режимы. В соответствии с Кодексом таможенного союза таможенные режимы переименованы в таможенные процедуры и включают в себя:

1) выпуск для внутреннего потребления;

2) экспорт;

3) таможенный транзит;

4) таможенный склад;

5) переработка на таможенной территории;

6) переработка вне таможенной территории;

7) переработка для внутреннего потребления;

8) временный ввоз (допуск);

9) временный вывоз;

10) реимпорт;

11) реэкспорт;

12) беспошлинная торговля;

13) уничтожение;

14) отказ в пользу государства;

15) свободная таможенная зона;

16) свободный склад;

17) специальная таможенная процедура (таможенная процедура, определяющая для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами).

Таможенные процедуры не делятся на виды, в отличие от таможенных режимов в действующем законодательстве.

Все изменения связаны с образованием единой таможенной территории таможенного союза. Так, если в действующем законодательстве определение таможенного режима «экспорт»13 гласит – таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории РФ, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе. То в рамках ЕврАзЭС – это таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами.

Изменения также касаются и правового регулирования таможенной политики в рамках таможенного союза. На единой таможенной территории таможенное законодательство состоит из:

1)  Кодекса ЕврАзЭС;

2) международных договоров государств - членов таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе;

3) решений Комиссии таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с  Кодексом ЕврАзЭС и международными договорами государств - членов таможенного союза.

В рамках таможенного союза будет изменена и Товарная Номенклатура Внешнеэкономической деятельности, классификационные коды будут едиными на всей территории союза. Также будет изменен порядок определения страны происхождения. В соответствии с ст. 30  действующего кодекса14 страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров. Значит при определении кода товара, происходящего из России, Белоруссии или Казахстана будет использоваться один код.

Необходима адаптация инструментов тарифно-таможенной политики к условиям таможенного союза в рамках ЕврАзЭС15. В рамках таможенного союза   предусмотрено осуществление взаимной торговли без взимания таможенных пошлин и применения количественных ограничений. Открытый доступ товаров на российский рынок и свободный экспорт без увязки с едиными правилами регулирования внешней торговли, конкуренции и оказания государственной помощи, четкого правового механизма введения временных ограничений во взаимной торговле содержит потенциальные риски для интересов российской экономики.

Необходимо обеспечение стабильности и транспарентности применения мер таможенно-тарифного регулирования. Частные изменения ставок таможенных пошлин создают неопределенность и риски для предпринимателей. Исключения будут касаться ограниченного перечня случаев, когда оперативность принятия решений диктуется трудно устранимыми негативными последствиями для экономики.

 Таможенно-тарифное регулирование будет осуществляется в новых условиях таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, это означает  необходимость передачи части функций по регулированию внешней торговли от национальных органов государств – участников органам управления таможенного союза, в первую очередь комиссии Таможенного союза. Комиссии должны быть переданы  полномочия в области регулирования внешней торговли, ведение товарной номенклатуры ВЭД, установление тарифных льгот и преференций.

Глава 2. Проблемы и перспективы развития таможенных режимов в таможенно-тарифном регулировании

2.1. Проблемы и экономическое содержание таможенных режимов

По своему экономическому содержанию таможенные режимы можно разделить на следующие16:

- таможенные режимы, в отношении которых уплачиваются полностью таможенные платежи;

- таможенные режимы, в отношении которых уплачиваются частично таможенные платежи;

- таможенные режимы, в отношении которых таможенные платежи не уплачиваются.

Под таможенными платежами понимаются пошлины, налоги и сборы, взимаемые таможенными органами и непосредственно связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также уплата, которых является обязательным условием применения таможенных режимов или специальных таможенных процедур.

Возврат ранее уплаченной таможенной пошлины предусматривается отдельными таможенными режимами, например, реимпорта, реэкспорта, беспошлинной торговли. Полное освобождение (в том числе полное условное освобождение) от уплаты таможенной пошлины допускается в соответствии с таможенными режимами международного таможенного транзита, переработки на таможенной территории, таможенного склада, реимпорта. Реэкспорта и другие. Частичное освобождение (в том числе частичное условное освобождение) предоставляется в соответствии с таможенными режимами переработки для внутреннего потребления, переработки вне таможенной территории, временного ввоза17.

Для экономического содержания таможенных режимов характерны следующие особенности:

- наличие экономического значения  и обоснования;

- связь с международным разделением труда и создание дополнительных возможностей для развития производства;

- целевой характер этих режимов, при котором товары могут использоваться строго в определенных целях.

Экономическое содержание таможенных режимов наиболее полно проявляется в следующих видах экономических режимов:

- складирование (таможенный склад, свободная таможенная зона);

- использование товаров (временный ввоз);

- переработка (режимы перерароботки).

В ст. 321 ТК РФ закреплено положение, существующее в международной практике: сумма таможенных платежей, уплачиваемая в результате применения различных таможенных режимов, не может превышать сумму таможенных платежей, которые подлежали бы уплате при применении таможенного режима для внутреннего потребления. Экономическое значение этого положения содержит принцип уравнивания участников, применявших разные таможенные режимы18.

Проблемы, возникающие при заявлении таможенного режима, основываются на их экономическом содержании.

Так,  в процессе переработки на таможенной территории допускается в качестве вспомогательного сырья и материалов использовать российские товары. При этом они должны иметь явно вспомогательный характер. Однако практика применения этого режима свидетельствует о необходимости введения четких критериев допустимости доли применяемых продуктов переработки и вспомогательного сырья в готовой продукции. Отсутствие четких критериев позволяет при незначительной доле иностранных продуктов переработки в готовой продукции заявлять ее в режиме экспорта в полном объеме. Например, в практике применения таможенного режима переработки на таможенной территории имеет место случай заявления ввозимой мебельной фурнитуры  в качестве предмета переработки, а в качестве вспомогательных материалов использование российского дерева и других товаров. Продуктом переработки признана мебель без учета реальной стоимости и роли предмета переработки в конечном проекте. Все это позволяет недобросовестным налогоплательщикам, использующим пробелы в законодательстве, перемещать готовую продукцию как продукты переработки без уплаты таможенных платежей, а также не возвращать часть средств, вырученных от их продажи, в Российской Федерации.

Таможенный режим – отказ в пользу государства – напрямую связан с невозможностью или неэффективностью реализации импортируемого товара. Практика применения этого режима свидетельствует о том, что к нему прибегают, как правило, в случае повышения ставок таможенных пошлин, введения различных ограничений, а также незапланированных расходов или простоев, повлекших дополнительные затраты19.

Однако анализ практики таможенных органов свидетельствует о недостаточности взвешенном решении таможенного органа при разрешении применения этого режима с точки зрения эффективности для федерального бюджета. Недостаточно взвешенные решения способствуют тому, что в отдельных таможенных органах под данный таможенный режим помещались негодные предметы (чучело крокодила без хвоста, мебель, бывшая в употреблении с износом более 80 %, удобрения, качество которых не соответствует требованиям на территории РФ, коллекции значков, календари с истекшим сроком пользования).

В таких случаях участник внешнеторговых отношений фактически сознательно переносит неизбежные затраты, связанные с необходимостью вывозить эти товары за пределы таможенной территории РФ или утилизации, на таможенные органы, которые впоследствии вынуждены затрачивать федеральные средства на хранение этих товаров, сертификацию, поиск покупателей и в результате – на их утилизацию. Одновременно это связывает таможенные органы с необходимостью производства множества обязательных действий, которые изначально обречены на получение отрицательного результата.

Необходимо отметить, что использование некоторых таможенных режимов, например, таможенный склад, является убыточной статьей расходов.

Таможенные сборы за хранение на таможенном складе таможенного органа уплачиваются в размере 1 рубля за каждые 100 кг массы товаров день, а в специально приспособленных (обустроенных и оборудованных) для хранения отдельных видов товаров помещениях – 2 рубля за каждые 100 кг массы товаров в день.

Анализ реальных затрат, понесенных государством на содержание таможенных складов, учрежденных таможенными органами, показывает, что сумма таможенных сборов не обеспечивает их покрытие.

Одновременно, за этой позицией прослеживается недооценка этой статьи дохода федерального бюджета и фактический отказ от предоставления услуг по хранению товаров государственными предприятиями и учреждениями. Что создает бесконтрольность в вопросах формирования ценза подобные услуги в сфере частного предпринимательства.


2.2. Направления развития таможенно-тарифного регулирования

На современном этапе развития ВЭД выделены следующие приоритетные направления таможенно-тарифного регулирования:

1. Стимулирование переноса производств на территорию России путем дифференциации ставок таможенных пошлин в зависимости от глубины переработки и предназначения товаров. Дифференциация ставок таможенных пошлин в зависимости от глубины переработки товаров (минимальные пошлины на материалы, сырье, комплектующие, максимальные - на готовые изделия) создает более привлекательные условия для изготовления товаров в России по сравнению с их импортом и способствует организации (переносу) производств на территорию России.

Это можно достичь с помощью следующих факторов:

  •  снижение таможенных пошлин на технологическое оборудование в целях содействия модернизации российских производств;
  •  необходимость содействия удовлетворению потребительского спроса на высококачественные товары, аналоги которых не производятся в России, либо производятся в недостаточных количествах;
  •  выполнение международных обязательств России по беспошлинному ввозу отдельных видов товаров (например, книги и печатная продукция);
  •  необходимость защиты наиболее конкурентоспособных отраслей российской экономики в сырьевом секторе и в производстве товаров низкого передела;
  •  временное открытие внутренних рынков для увеличения предложения и предотвращения роста цен, - препятствуют соблюдению принципа эскалации Таможенного тарифа в некоторых секторах экономики.

2. Усиление регулирующей функции таможенного тарифа, обеспечение сбалансированности и рациональная защита внутренних рынков. Угроза вытеснения товаров отдельных секторов экономики с внутреннего рынка импортом требует создания определенных защитных барьеров для доступа импорта. В тоже время, искусственное и неоправданное ограждение от импорта снижает стимулы для повышения конкурентоспособности отечественного производителя, ущемляет интересы потребителя. Значительный рост промышленного и сельскохозяйственного производства, инвестиционной активности, развитие сферы услуг стимулирует повышение спроса на товары в области машиностроения, который отечественное производство не может удовлетворить в полной мере.

  1.  Сбалансированность регулирования импорта с учетом потребностей производителей и потребителей будет обеспечиваться: применением специфических тарифных инструментов в аграрном секторе (сезонные пошлины, тарифные квоты); гибким реагированием на потребности производителей и потребителей, ценовую ситуацию на рынках путем временного снижения или повышения ставок ввозных таможенных пошлин; применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
  2.  Осуществление перехода к постепенному отказу от необоснованно завышенных пошлин, прежде всего, на товары промышленно-производственного и социального назначения, не производимые в России. Сохранение ставок таможенных пошлин с фискальной целью приводит к повышению цен по всей цепочке использования товаров и, соответственно, нагрузки на потребителя. Другим негативным эффектом наличия высоких ставок является провоцирование нарушений таможенного законодательства в целях минимизации размера таможенных платежей.

3. Отказ от необоснованных ограничений российского экспорта за счет оптимизации применения вывозных таможенных пошлин. Сегодня вывозные таможенные пошлины применяются в качестве инструмента изъятия природной ренты, выполняют функцию ограничений (запретов) на экспорт ряда товаров, а также фискальную функцию.

4. Адаптация инструментов тарифно-таможенной политики к условиям таможенного союза и зон свободной торговли.  Двусторонние соглашения Российской Федерации о свободной торговле с государствами - участниками СНГ предусматривает осуществление взаимной торговли без взимания таможенных пошлин и применения количественных ограничений. Открытый доступ товаров на российский рынок и свободный экспорт сырья без увязки с едиными правилами регулирования внешней торговли, конкуренции и оказания государственной помощи, четкого правового механизма введения временных ограничений во взаимной торговле содержит потенциальные риски для интересов российской экономики.

5. Оптимизация национальной схемы тарифных преференций. В Российской Федерации установлена система тарифных преференций, бенефициарами (пользователями) которой являются развивающиеся и наименее развитые страны.  К товарам, происходящим из развивающихся стран, применяются ставки таможенных пошлин в размере 75% от базовых ставок ввозных таможенных пошлин. В настоящее время в перечень развивающихся стран включено 103 государства. При ввозе товаров, происходящих из наименее развитых стран (всего - 53), таможенная пошлина не взимается20.

6. Последовательное сокращение тарифных льгот, искажающих регулятивную функцию таможенных тарифов.  Ввиду значительных изменений в Таможенном тарифе в части снижения (вплоть до нуля) ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое и иное оборудование, аналоги которого не производятся в России, будут отменены тарифные льготы в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал организаций с иностранными инвестициями.

7. Обеспечение стабильности и транспарентности применения мер таможенно-тарифного регулирования.  Частые изменения ставок таможенных пошлин создают неопределенность и риски для предпринимателей. Исключения будут касаться ограниченного перечня случаев, когда оперативность принятия решений диктуется трудно устранимыми негативными последствиями для экономики.

Таким образом, необходимо осуществить следующие шаги для совершенствования таможенно-тарифной политики:

  •  снижение таможенных пошлин на технологическое оборудование в целях содействия модернизации российских производств;
  •  необходимость содействия удовлетворению потребительского спроса на высококачественные товары, аналоги которых не производятся в России, либо производятся в недостаточных количествах;
  •  выполнение международных обязательств России по беспошлинному ввозу отдельных видов товаров (например, книги и печатная продукция);
  •  необходимость защиты наиболее конкурентоспособных отраслей российской экономики в сырьевом секторе и в производстве товаров низкого передела;
  •  временное открытие внутренних рынков для увеличения предложения и предотвращения роста цен, - препятствуют соблюдению принципа эскалации Таможенного тарифа в некоторых секторах экономики.

В среднесрочной перспективе необходимо установить условия взаимной торговли в рамках СНГ:

  •  оформить новое соглашение о свободной торговле в рамках ЕврАзЭС, к которому в будущем смогут присоединиться другие страны - участницы СНГ;
  •  подготовить двухсторонние соглашения о свободной торговле с дополнениями  договоренностями о механизмах защиты внутренних рынков стран-участниц. Россия должна обеспечить достижение договоренностей со сторонами - партнерами по формированию таможенного союза.

Заключение

В ходе проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

- применение системы таможенных режимов позволяет оградить товаропоток внешней торговли от предметов, перемещение которых через таможенную границу опасно, нецелесообразно для национальных интересов, а также оптимально распределить массив экспортно-импортных грузов для достижения целей таможенного оформления;

- отдельные таможенные режимы определяют порядок исчисления таможенных пошлин и налогов, особенности их уплаты и устанавливают льготы по уплате таможенных пошлин и налогов, их виды, условия и порядок предоставления.

Предусматривается предоставление льгот по уплате таможенных платежей (международный таможенный транзит, все экономические, завершающие, специальные и прочие специальные таможенные режимы) и применение таможенного оформления в полном объеме (выпуск для внутреннего потребления и экспорт);

- таможенный режим, как инструмент таможенно-тарифного регулирования, предусматривает порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений, устанавливаемых в соответствии с законодательством РФ.

На примере таможенного режима – выпуска для внутреннего потребления рассмотрены его экономическое содержание и  начисление таможенных платежей при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

- с 1 июля 2010 года действующий Таможенный кодекс будет заменен Кодексом ЕврАзЭС, в связи с образованием таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана21.

Так как в рамках таможенного союза будет образована единая  таможенная территория, которая включает в себя территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также исключительные экономические зоны и континентальные шельфы государств - членов таможенного союза, искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией. То будет и образовано единое таможенно-тарифное регулирование на территории таможенного союза;

-  сумма таможенных платежей, уплачиваемая в результате применения различных таможенных режимов, не может превышать сумму таможенных платежей, которые подлежали бы уплате при применении таможенного режима для внутреннего потребления. Экономическое значение этого положения содержит принцип уравнивания участников, применявших разные таможенные режимы22;

-  необходима адаптация инструментов тарифно-таможенной политики к условиям таможенного союза и зон свободной торговли.  Двусторонние соглашения Российской Федерации о свободной торговле с государствами - участниками СНГ предусматривает осуществление взаимной торговли без взимания таможенных пошлин и применения количественных ограничений. Открытый доступ товаров на российский рынок и свободный экспорт сырья без увязки с едиными правилами регулирования внешней торговли, конкуренции и оказания государственной помощи, четкого правового механизма введения временных ограничений во взаимной торговле содержит потенциальные риски для интересов российской экономики.

Список использованных источников

  1.  Таможенный кодекс РФ: Федеральный закон от 28.05.2003 г. № 61-ФЗ.
  2.  Налоговый кодекс РФ. Часть первая: Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117 – ФЗ.
  3.  Федеральный закон от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
  4.  Федеральный закон от 8 ноября 2005 г. № 144 – ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «О таможенном тарифе».
  5.  Комментарий к Таможенному кодексу РФ / Под ред. В.А. Вайпана. М.: «Юридический Дом «Юстицинформ», 2003. – 416с.
  6.  Комментарий к Таможенному кодексу РФ / под общ. ред. Ю.Ф. Азарова и Г.В. Баландиной. – М.: Норма, 2004. -896с.
  7.  Договор о Таможенном кодексе таможенного союза, принятый Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года N 17.
  8.  Дюмулен И.И. Возможные направления использования в России зарубежного опыта таможенно-тарифного развития // внешнеэкономический бюллетень. – 2008. - № 1. – С. 24-34
  9.  Алексеев М.Ю. Краткий внешнеэкономический словарь-справочник.- М: Финансы, 2000 – 314с.
  10.  Волков И.А. Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности в РФ // Внешнеэкономический бюллетень. – 2003. - № 3
  11.   Теория  практика таможенного дела: учеб. пособие /Н.П. Бондаренко, О.Г. Старикова, И.Б. Чепко и др. – Ростов н/Д: РИО Ростовского филиала РТА, 2005. – 231с.
  12.   Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности: Учеб. пособие. М.: Экономистъ, 2004. – 155с
  13.   Тимошенко И.В. Таможенное регулирование ВЭД. М.: Бератор Пресс, 2008. – 304с.
  14.   Таможенное регулирование ВЭД в России: учеб.-метод. пособие / В.Г. Пансков, В.В. Федоткин. – М.: Финансы и статистика; ИНФРА – М, 2008. – 368с.
  15.   Молчанова О.В. Таможенное дело: Учеб. пособие / О.В. Молчанова, М.В. Коган. – 2-е изд., доп. и испр. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 317с.
  16.   Халипов С.В. Таможенное право. М.: ИКД «Зеркало – М», 2004. – 344с.

1 Волков И.А. Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности в РФ // Внешнеэкономический бюллетень. – 2003. - № 3

2 Алексеев М.Ю. Краткий внешнеэкономический словарь-справочник.- М: Финансы, 2000 – 314с.

3 Таможенный кодекс РФ 2003. М.: ООО «ТК Велби», 2003. – 269с.

4 Тот же

5 Таможенный кодекс РФ 2003. М.: ООО «ТК Велби», 2003. – 269с.

6 Комментарий к Таможенному кодексу РФ / под общ. ред. Ю.Ф. Азарова и Г.В. Баландиной. – М.: Норма, 2004. -896с.

7 Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164 – ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».


8 Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности: Учеб. пособие. М.: Экономистъ, 2004. – 155с.

9 Теория  практика таможенного дела: учеб. пособие /Н.П. Бондаренко, О.Г. Старикова, И.Б. Чепко и др. – Ростов н/Д: РИО Ростовского филиала РТА, 2005. – 231с.

10 Алексеев М.Ю. Краткий внешнеэкономический словарь-справочник.- М: Финансы, 2000 – 314с.

11 Федеральный закон от 8 декабря 2005 г. № 144 – ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «О таможенном тарифе».

12Договор о Таможенном кодексе таможенного союза, принятый Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года N 17.


13 Таможенный кодекс РФ 2003. М.: ООО «ТК Велби», 2003. – 269с.

14 Таможенный кодекс РФ 2003. М.: ООО «ТК Велби», 2003. – 269с.

15 Приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года N 17.

16 Тимошенко И.В. Таможенное регулирование ВЭД. М.: Бератор Пресс, 2008. – 304с.

17 Таможенный кодекс РФ 2003. М.: ООО «ТК Велби», 2003. – 269с.

18 Таможенный кодекс РФ 2003. М.: ООО «ТК Велби», 2003. – 269с.

19 Таможенное регулирование ВЭД в России: учеб.-метод. пособие / В.Г. Пансков, В.В. Федоткин. – М.: Финансы и статистика; ИНФРА – М, 2008. – 368с.

20 Дюмулен И.И. Возможные направления использования в России зарубежного опыта таможенно-тарифного развития // внешнеэкономический бюллетень. – 2008. - № 1. – С. 24-34

21Договор о Таможенном кодексе таможенного союза, принятый Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года N 17.


22 Таможенный кодекс РФ 2003. М.: ООО «ТК Велби», 2003. – 269с.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
2733. Мониторинг как инструмент регулирования устойчивого развития региона 85.09 KB
  Для разработки политики социально-экономического развития регионов на наш взгляд необходимо значительное количество научных исследований основанием которых служит эколого-социо-экономический мониторинг. Термин мониторинг появился в XX веке в зарубежной науке который служил для определения системы целенаправленных повторяющихся наблюдений за одним или более элементами окружающей среды в пространстве и времени. В широком смысле мониторинг от лат.
5182. Основные направления таможенно-тарифной политики 96.79 KB
  Совершенствование форм и методов работы направленной на выявление пресечение и раскрытие преступных схем связанных с незаконным перемещением через государственную границу Российской Федерации объектов интеллектуальной собственности сырьевых ресурсов...
2948. Таможенный контроль 8.18 KB
  Формы и порк провед тамож контроля Таможенный контроль совокупность мер осуществляемых таможенными органами в том числе с использованием системы управления рисками в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств членов таможенного союза. Формами таможенного контроля являются: 1 проверка документов и сведений; 2 устный опрос; 3 получение объяснений; 4 таможенное наблюдение; 5 таможенный осмотр; 6 таможенный досмотр; 7 личный таможенный досмотр; 8 проверка маркировки...
2876. Таможенный союз, цели создания союза 3.29 KB
  Мероприятия: а установления и применения единого таможенного тарифа и иных единых мер регулирования внешней торговли с третьими странами; б установления и применения в отношениях с третьими странами единого торгового режима; в установления и применения порядка зачисления и распределения таможенных пошлин иных пошлин налогов и сборов имеющих эквивалентное действие; г установления и применения единых правил определения страны происхождения товаров; д установления и применения единых правил определения таможенной стоимости товаров; е...
7990. Правовий режим мов в Україні 25.34 KB
  Державною мовою в Україні є українська мова. Наприклад для судової влади Україна вибрала таке положення: передбачити щоб клопотання і докази у письмовій чи усній формі не розглядалися як неприйнятні виключно на тій підставі що вони сформульовані регіональною мовою або мовою меншини†хоча могла вибрати інше положення: передбачити щоб суди на клопотання однієї зі сторін процесу здійснювали провадження регіональними мовами або мовами меншинâ€. Мова ЗМІ Друковані засоби масової інформації можуть виходити у світ будьякою мовою...
8778. Режим рабочего времени 17.87 KB
  Понятие режим рабочего времени это такая категория которая включает в себя не только рабочее время но и время отдыха. Режим рабочего времени – установленный законодательством или на его основе способ распределения рабочего времени в рамках астраномического. Режим рабочего времени включает в себя несколько явлений: длительность рабочей недели количество рабочих дней в неделе количество.
21718. Режим труда и отдыха студента 29.95 KB
  Вот почему в эти годы должна быть создана прочная основа для укрепления здоровья и физического совершенствования человека. Для того чтобы добиться этого необходимо соблюдать здоровый образ жизни ЗОЖ. При правильном и строго соблюдаемом режиме...
4334. Политический режим: понятие и виды 5.26 KB
  Экономической основой демократического режима является многоукладная экономика с разными формами собственности в том числе и частной и рыночные отношения. Характерным признаком тоталитарного режима является вождизм т. Одной из форм тоталитаризма является фашистский режим при котором господствующей является идея превосходства одной нации или расы.
2265. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ 30.03 KB
  В современном обществе существуют следующие политические институты: институт парламентаризма выполняющий функции регулирования отношений по поводу создания основных правовых норм законов и представительства интересов различных социальных групп в государстве; институты исполнительной власти регулирующие систему взаимодействий складывающихся между органами должностными лицами осуществляющими текущее управление общественными делами и населением страны; институт государственной службы регулирующий профессиональную деятельность людей...
20384. ВАКЦИНОПРОФИЛАКТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ СОХРАНЕНИЯ ЖИЗНИ 97.04 KB
  В последнее время перечень заболеваний считавшихся противопоказанием для вакцинации существенно сужен. Порядок проведения вакцинации против различных инфекций с учетом конкретной эпидемической ситуации определяется также санитарными правилами и постановлениями санитарной службы РФ ее субъектов городов или областей. Они проводятся: в государственных муниципальных или частных организациях здравоохранения либо гражданами занимающимися частной медицинской практикой при наличии лицензий на медицинскую деятельность; с согласия граждан...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.