Политико-правовые идеи софистов

Было бы ошибкой усматривать здесь нечто большее осуждение рабства признание естественных прав человека равенства всех людей и т. “Естественное равенство†софистов отнюдь не исключало рабства по “закону†или “умственному превосходствуâ€. Положение Алкидаманта процитированное выше содержит не осуждение рабства а полемический выпад против аристократических теорий в которых рабство обосновывалось ссылками на природу. Отрицание варварства и рабства по природе было выгодно прежде всего торговопромышленной прослойке состоявшей из...

2014-08-04

7.8 KB

16 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Политико-правовые идеи софистов.

По утвердившейся традиции различают старших и младших софистов. К видным представителям старшего поколения софистов принадлежали Протагор, Горгий, Гиппий и Антифонт. Старшие софисты придерживались в целом прогрессивных, демократических воззрений.

Одним из основателей этого направления был Протагор. Согласно знаменитому мифу Протагора, где рассказывается о возникновении общества, человек первоначально отличался от животных только умением обращаться с огнем. Этому искусству его научил Прометей, выкравший огонь у богов. Постепенно люди овладели ремеслами, но продолжали жить разбросанно, у них не было оружия, и они погибали от нападения диких зверей. Людям неизвестно было умение жить в сообществе. Как только они собирались вместе, так сейчас же начинались раздоры. Тогда боги ввели стыд и правду, наделив ими всех людей, так что каждый стал причастен к справедливости и политическому искусству.

Приведенные высказывания Антифонта и Алкидаманта представляют собой не что иное, как простейшую форму моральной критики привилегий аристократии и свободных граждан. Было бы ошибкой усматривать здесь нечто большее – осуждение рабства, признание естественных прав человека, равенства всех людей и т.п. Политической мысли рабовладельческой демократии не были известны представления о всеобщем равенстве. Не случайно провозглашение равенства эллинов и варваров у Антифонта соседствует с высказыванием, где понятие “варвар” употреблено в качестве синонима человеческой низости. Антифонт повторяет здесь распространенные суждения о превосходстве греческой культуры над варварским миром. “Естественное равенство” софистов отнюдь не исключало рабства по “закону” или “умственному превосходству”.

Положение Алкидаманта, процитированное выше, содержит не осуждение рабства, а полемический выпад против аристократических теорий, в которых рабство обосновывалось ссылками на природу. Отрицание варварства и рабства по природе было выгодно прежде всего торгово-промышленной прослойке, состоявшей из неполноправных граждан, метеков (иностранцев), вольноотпущенников и др. Не обладая гражданскими правами полисах, они добивались для себя привилегий, вытекавших из “свободного рождения”, равенства с гражданами и возможности владеть рабами на “законных” основаниях. Представления о рабстве по установлению (по “закону”) разделялись широкими кругами демократии и составляли отличительную особенность оправдания ими рабства1.

1 Лейст О. История политических и правовых учений. М., 1997. С. 44.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
20439. Политико-правовые отношения, правовые основы и механизмы осуществляемых преобразований в государстве и обществе 86.52 KB
  Во-вторых это право используемое как средство: а властвования и управления; б ограничения власти воздействия на нее правовыми средствами. Нерегулируемая политическая борьба могла бы взорвать общество уничтожить его как форму социального бытия человека и именно поэтому возникает потребность в особой форме организации общественной власти государство и в особой нормативной системе социальной регуляции право которые призваны сохранить целостность общества в его новом состоянии. Государство представляет собой наиболее...
3371. Политико-философские идеи стоиков 6.5 KB
  Стоики явились продолжателями платоновскоаристотелевской линии в философии. Вслед за Аристотелем стоики утверждали что общественные установления и государство коренятся в природе что человек от природы склонен к общению. Отражая изменения в государственной жизни современного им общества стоики истолковали эти положения Аристотеля расширительно. Доводя до предела эту мысль навеянную идеями Платона и Аристотеля стоики заявляли что добродетельный человек не остановится перед тем чтобы принести себя в жертву государству.
3168. Политико-правовые взгляды Вольтера 8.67 KB
  Эта деятельность правозащитника стяжала славу Вольтеру. Программа Вольтера. Критику феодальных порядков Вольтер проводил с позиций рационализма.
3110. Политико-правовые взгляды французских материалистов (К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро) 9.87 KB
  Дидро Важнейшими представителями французского материализма XVIII в. Дидро К. Дидро Гольбах и Гельвеций стояли на позициях передовых демократически настроенных слоев буржуазии в антифеодальном лагере. Денни Дидро 1713-1784 руководил изданием знаменитой Энциклопедии ставшей своеобразным печатным органом французских просветителей.
14576. Понятие и политико-правовое значение суверенитета. Конституционно-правовые основы СНГ и Союза Беларуси и России 18.19 KB
  Республика Беларусь – субъект СНГ. 9 Конституции Республики Беларусь территория республики является единой и неделимой и не может быть изменена или использована без согласия самой Республики Беларусь. Все вопросы о границах решаются только на основе взаимного согласия между Республикой Беларусь и смежными суверенными государствами путем заключения договоров подлежащих ратификации парламентом. Верховенство законов Республики Беларусь на территории страны.
16711. Гражданско-правовые и публично-правовые отношения в проектах ГЧП 8.59 KB
  В обозримом будущем в России можно ожидать существенного увеличения числа проектов государственно-частного партнерства Public-Privte Prtnership - PPP. Весьма актуальны вопросы ГЧП в инновационной сфере причем не только из-за расширения возможности получения финансовых ресурсов но также как условие обеспечения высокой эффективности и реальной практической значимости инновационных проектов. Активизация государственно-частного партнерства ГЧП возможна также на...
19151. Становление политико-правовой идеологии в Древней Руси 16.38 KB
  государства – Киевской Руси и принятие в 988 г. необходимость отражения внешней угрозы со стороны кочевников и упрочения независимости государства гегемонию над которым пыталась установить Византия были главными источниками питавшими основное содержание политической идеологии того времени. Идеи независимости Русского государства его единства сильной княжеской власти становятся ведущими в политической литературе Киевской Руси. появляется первое чисто политическое произведение – “Слово о законе и благодати†киевского митрополита...
17035. О ВЗАИМОСВЯЗИ ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО АСПЕКТОВ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 13.42 KB
  То что любая отрасль научного знания может получить дополнительные импульсы для своего развития или даже совершить прорывы общеизвестно. Более широкий подход означал что исследуемое явление трактуются в плоскости взаимодействия экономического базиса к которому это явление по определению принадлежит с производительными силами и надстройкой под последней понимаем политико-правовые отношения и...
3024. Политико-философские взгляды Б. Спинозы. Характеристика различных форм государст 9.71 KB
  Спиноза выделяет и освещает три формы государства верховной власти монархию аристократию и демократию. При своих явных симпатиях к демократическому государству Спиноза с учетом политических реалий своей эпохи признает приемлемость и некоторые достоинства и таких форм при их надлежащем устройстве как монархия и аристократия. При освещении монархии Спиноза отмечает что один человек не может обладать высшим правом и всей мощью государства поэтому монарх вверяет свое и общее благополучие разного рода советникам и приближенным так что в...
3688. Политико-философские взгляды представителей раннего периода политической мысли Древней Греции (Пифагор, Гераклит) 7.93 KB
  Мнения противоположного пифагорейскому придерживался Гераклит. Мышление согласно Гераклиту присуще всем однако большинство людей не понимают все управляющего разума которому надо следовать.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.