Международно-правовое регулирование туристской деятельности

Хартия туризма. Глобальный кодекс этики туризма. Двусторонние договоры и соглашения государств в области туризма. Соглашение о сотрудничестве в области туризма заключенное в рамках СНГ.

2014-07-24

34.58 KB

95 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Международно-правовое регулирование туристской деятельности.

Всемирные туристские организации: ООН, ВТО ООН. Региональные туристские организации. Неправительственные специализированные организации. Международные договоры в туризме. Соглашения общего характера, закрепляющие базовые принципы международного права. Всеобщая декларация прав человека. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Международный пакт о гражданских и политических правах. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Специальные международные конференции и совещания по туризму. Манильская декларация по мировому туризму. Документ Акапулько. Хартия туризма. Кодекс туриста. Гаагская декларация по туризму. Глобальный кодекс этики туризма. Осакская декларация тысячелетия. Сеульская декларация. Квебекская декларация по экотуризму. Конвенция Киото и др.

Шенгенские соглашения ЕС «О едином визовом и туристском пространстве». Двусторонние договоры и соглашения государств в области туризма.

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Европейским союзом (ЕС) и Россией. Соглашение о сотрудничестве в области туризма, заключенное в рамках СНГ.

Межправительственные организации

Одной из эффективных форм координации усилий государств по развитию сотрудничества в сфере туризма является деятельность международных туристских организаций. Условно их можно разделить на два вида:

— всемирные организации;

— региональные организации.

К всемирным организациям относятся Организация Объединенных наций (ООН) и Всемирная туристская организация (ВТО).

ООН была создана в 1945 г. и функционирует на основании Устава ООН, принятого в том же году странами-участницами Сан-францисской конференции. Помимо выполнения многих функций эта крупнейшая международная организация является координатором деятельности государств и национальных туристских администраций в области туризма и международных путешествий. Одной из эффективных форм такой координационной деятельности является проведение международных конференций и совещаний, на которых обсуждаются и принимаются документы, содержащие различные рекомендации по международному сотрудничеству в сфере туризма. Принятые ООН резолюции включают в себя вопросы по:

— упрощению туристских формальностей;

— правовому регулированию положения иностранных туристов;

— обеспечению безопасности туристов и их имущества;

— техническому сотрудничеству в области международного туризма, а также по ряду других аспектов межгосударственного сотрудничества в сфере туризма.

ВТО создана 2 января 1975 г. в результате преобразования Международного союза официальных туристских организаций (МСОТО), учрежденного на Первом международном конгрессе официальных ассоциаций, занимающихся перевозкой туристов в 1925 г. С 7 ноября 2003 г. ВТО преобразована в специализированное учреждение ООН.

Всемирная туристская организация является международной организацией межправительственного характера, созданной с целью содействия развитию туризма. Цели, задачи и организационное строение закреплено в Уставе. Устав ВТО является межгосударственным договором, принятым в Мехико 27 сентября 1970 г. и ратифицированным 51 государством, которые являлись членами МСОТО.

Рабочими органами ВТО являются:

— Генеральная Ассамблея;

— Исполнительный Совет;

— Секретариат.

Генеральная Ассамблея является высшим органом ВТО и может разрабатывать рекомендации по любому вопросу в пределах компетенции Организации. Сегодня ВТО представляет интересы 139 стран, 7 территорий и около 350 аффилированных членов.

Важными направлениями деятельности ВТО являются:

— упрощение туристского обмена и формальностей;

— определение и согласование законодательного порядка регулирования туризма, в т.ч. при возникновении чрезвычайных обстоятельств (эпидемий, стихийных бедствий и др.);

— помощь в разработке государственной политики в области установления рационального взаимодействия между сторонами, участвующими в туризме.

ВТО является единственной межправительственной организацией, открытой для оперативного туристского сектора (частных турфирм).

ВТО в 1992 г. в Рио-де-Жанейро приняла Программу действий XXI века, к которой присоединились 182 государства. Основная роль в реализации этой программы отводится государственным органам по туризму, которые занимают ведущее место разработке национальных долгосрочных программ в туризме. Рядом стран уже приняты такие программы (Россия, Финляндия, Австрия, Филиппины и др.).

К региональным международным организациям относятся объединения и союзы, координирующие деятельность национальных туристских администраций в рамках отдельных регионов. Среди них можно назвать:

—Ассоциацию по туризму стран-членов АСЕАН и Туристическую ассоциацию стран Азии и Тихого океана (Азиатско-Тихоокеанский регион);

— организацию по развитию туризма в Африке (Африканский регион);

— Туристскую ассоциацию «Общего рынка» (Европейский регион);

— Европейскую сеть путешествий (ETN - European Travel Network) — всемирной консорциум 250 независимых туристских агентств;

— Транснациональные ассоциации и союзы (Испано-Лусо-Американо-Филиппинская ассамблея по туризму, Транснациональная гостиничная корпорация);

—Всемирный совет по туризму и путешествиям — организацию, включающую более 60 компаний в области авиации, судоходства, международных гостиничных объединений европейских стран;

—другие организации.

23 декабря 1993 г. было заключено Соглашение в области туризма стран СНГ. Им предусматриваются следующие направления укрепления сотрудничества в рамках СНГ: содействие деловым связям в области туризма, упрощение пограничных и таможенных формальностей, обменов в туризме, помощь в подготовке персонала, содействие в координации сотрудничества в рамках международных организаций, включая ВТО.

В сентябре 1994 г. в соответствии с решением глав правительств СНГ образован Совет по туризму стран СНГ для реализации обязательств государств по Соглашению о туризме от 23 декабря 1993 г.

Активную региональную роль играет и Межпарламентская ассамблея государств - участников СНГ. В своем постановлении «О рекомендательном законодательном акте «Об основных принципах сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма» от 29 октября 1994 г. она сформулировала основы правового механизма и основные принципы в области туризма.

Таким образом, международное сотрудничество в сфере туризма сегодня регламентируется сложной, развивающейся совокупностью нормативных правовых актов, активную роль в разработке и контроле исполнения которых играют как международные организации, так и национальные администрации.

Неправительственные специализированные организации

Большую роль в развитии международного туризма играют неправительственные специализированные организации и объединения.

Необходимо отметить деятельность Всемирной федерации туристских агентств (ФУААВ), созданной в 1966 г., объединяющей свыше 80 национальных и региональных ассоциаций, в которых представлено свыше 20 тыс. индивидуальных туристских агентств и фирм. Основная цель этой организации — защита профессиональных интересов туристских агентств и оказание им технической, профессиональной и правовой поддержки.

Существуют также международные туристские организации по отдельным направлениям туризма. Например, деятельностью в области делового туризма занимается Международная ассоциация делового туризма (IBTA), основанная в 1974 г. Она объединяет 13 национальных ассоциаций из стран Европы, Северной Америки и Австралии. IBTA имеет два членства: прямое и ассоциированное. При этом потребители услуг относятся к категории прямых членов, а поставщики услуг — ассоциированных. IBTA является уникальной организацией, обладающей опытом, ресурсами и знаниями, необходимыми для разрешения самых разных проблем, с которыми сталкивается индустрия делового туризма. Это позволяет ей успешно выполнять важную миссию — обеспечивать своих членов информацией о состоянии рынка, тенденциях его развития, новых технологиях.

С целью содействия установлению контактов между представителями разных направлений в деловом туризме была образована Ассоциация специалистов по организации корпоративных поездок (АСТЕ), насчитывающая свыше 2400 специалистов из 29 стран мира. Ассоциацией разработан этический кодекс, требующий соблюдения ее членами высочайших стандартов в этике взаимоотношений и честности при совершении сделок.

Социальным туризмом занимаются Международное бюро по социальному туризму (БИТС) и Международная ассоциация по социальному туризму и отдыху (МАСТОТ). Первая изучает перспективы социального туризма, развивает контакты между организациями и учреждениями социального туризма, разрабатывает программы и проекты в сфере социального туризма. Вторая способствует защите прав членов профсоюзов в области туризма, культуры и отдыха.

Ряд специализированных органов по туризму имеют молодежные организации. Среди них можно назвать Международное бюро туризма и обменов молодежи (БИТЕЖ), Студенческую ассоциацию по воздушным перевозкам (САТА), Международную федерацию молодежных туристских организаций (ФИИТО) и др.

Следующая группа транснациональных международных организаций регулирует отношения в области транспортных перевозок.

К неправительственным специализированным организациям по международному туризму также относятся:

Всемирная ассоциация по профессиональному образованию в туризме (1969 г.);

Международная гостиничная ассоциация (1946 г.);

Международная федерация кемпинга и караванинга (1932 г.);

Международная ассоциация гидов по сопровождению (1961 г.), созданная с целью развития профессионального мастерства гидов;

Федерация международных туристских организаций (1950 г.).

Помимо международных транснациональных туристских организаций существуют также региональные и национальные объединения по туризму. Координация деятельности национальных туристских администраций в рамках региональной экономической интеграции позволяет унифицировать стандарты услуг, туристского продукта и тем самым повысить рентабельность туристской инфраструктуры. Существует также потребность в оценке эффективности национальной, региональной и местной политики продвижения туризма.

В Европе среди региональных организаций следует отметить Европейскую комиссию путешествий, созданную в 1948 г. и объединяющую 21 страну. Кроме того, в Европе существуют Европейская организация рекреации и отдыха (1972 г.), Европейская ассоциация пешеходного туризма (1969 г.), Международная федерация неправительственных ассоциаций по охране культурного наследия и природных памятников в Европе (1963 г.), Федерация ассоциаций скандинавских туристских агентств (1939 г.) и др.

Для развития и продвижения туризма в Азиатско-Тихоокеанском регионе в 1951 г. образована Азиатско-Тихоокеанская туристская ассоциация (РАТА), представляющая 34 страны. Работа, проводимая этой организацией, направлена на продвижение туризма посредством программ по исследованиям, развитию, образованию и маркетингу.

К числу объединений американского региона относятся: Международная федерация путешествий и автоклубов, Конференция туристских организаций Латинской Америки, Карибская ассоциация по туризму и др.

Существуют объединения африканского (Африканская туристская организация, Организация по развитию туризма в Африке и др.) и арабского (Арабский туристский союз, Арабская федерация ассоциаций туристских агентств и др.) регионов.

Большинство стран мира имеют свои национальные туристские организации. Некоторые из них, например, во Франции и Испании, входят в правительство, другие же создаются независимо от правительства, но поддерживаются им.

Крупнейшим в мире объединением предприятий туристской индустрии является Североамериканская ассоциация (ASTA), основанная в 1931 г., куда входят более 26 тыс. членов.

Одна из наиболее авторитетных европейских национальных туристских ассоциаций — британская (АВТА), основанная в 1950 г. Главной задачей АВТА считает защиту интересов членов организации и формирование своеобразной марки качества британской туристской индустрии.

В Российской Федерации такой организацией является Российский союз туристской индустрии (РСТ) (бывшая Российская ассоциация туристских агентств), который был основан в 1993 г. Союз объединяет не только турфирмы, но и большинство ведущих страховых, юридических, консалтинговых компаний, гостиницы, санаторно-курортные предприятия, транспортные компании, банки, учебные заведения, СМИ. В общей сложности в состав РСТ входят около 900 организаций. Своей важнейшей задачей союз считает создание в стране цивилизованного туристского рынка и содействие развитию туристской индустрии на федеральном и региональном уровнях. Кроме того, одно из основных направлений деятельности РСТ — участие в законотворческой работе по созданию нормативной базы для туристской отрасли.

Международные договоры в туризме

В международном праве принято под международным договором понимать результат согласования воли различных государств. Международный договор в туризме — это соглашение государств относительно содержания норм, регулирующих туристскую отрасль, и признания таких норм в качестве юридически обязательных для государств. Государства-участники могут выполнять свои международные обязательства путем прямой инкорпорации международного договора в свое внутреннее законодательство или издания отдельных внутринациональных актов на его основе.

К многосторонним международным договорам, регулирующим туристскую деятельность, можно отнести соглашения общего характера, закрепляющие базовые принципы всего международного права. К ним в первую очередь относятся: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (далее — МЭСК), Международный пакт о гражданских и политических правах (далее — МГПП).

Всеобщая декларация прав человека является первым уникальным международно-правовым документом исторического значения о правах человека и его основных свободах. В ней впервые были закреплены основополагающие принципы и права человека, давшие толчок для развития туризма. Так, в ст. 13 провозглашается: «Каждый человек имеет право свободно перемещаться и выбирать себе место жительства в пределах государства. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну».

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (МЭСК) и Международный пакт о гражданских и политических правах (МГПП) предусматривают следующее:

государства признают права граждан на отдых и периодический отпуск (ст. 7 МЭСК);

государства поощряют развитие международных контактов в культурной области (ст. 15 МЭСК);

для обеспечения своего культурного развития все народы имеют право свободно распоряжаться естественными богатствами и ресурсами (ст. 1 МГПП);

каждому гражданину принадлежит право на свободное передвижение и право покидать любую страну, включая собственную

(ст. 12 МГПП).

На региональном уровне общие вопросы регулирования туризма рассматриваются в рамках Совета Европы. В 1975 г. в Хельсинки проводилось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, в результате которого был принят Заключительный акт, определяющий основные направления деятельности государств по развитию международного туризма. В данном Заключительном акте выражено намерение способствовать улучшению условий для развития как индивидуального, так и коллективного туризма, а равно поощрять расширение молодежного туризма путем предоставления соответствующих льгот.

Необходимо отметить важность Итогового документа Венской встречи представителей государств — участников СБСЕ, содержащего положения, относящиеся к туристским контактам и обменам. В этом документе подчеркивается обязательство государств приложить все усилия к «развитию возможностей для малообеспеченных туристов и молодежного туризма», а также обязательство по разработке «программы подготовки кадров».

Многие нормы международного права в сфере туризма приняты на специально созываемых международных конференциях и совещаниях по туризму. Наиболее значимые из них были следующие:

—1954 г. В Нью-Йорке состоялась конференция ООН, принявшая конвенцию о таможенных льготах для туристов (в 1959 г. к данной конвенции присоединилась и Россия);

—1963 г. Конференция ООН в Риме приняла «Общую резолюцию по развитию туризма». Данная резолюция способствовала упрощению установленных правительствами формальностей в отношении международного туризма;

—1967 г. В Брюсселе принята Конвенция об унификации некоторых правил по перевозке морем пассажиров и багажа;

—1969 г. В Софии прошла Международная конференция ООН, на которой была принята резолюция об образовании межправительственной организации по туризму (впоследствии ВТО);

—1980 г. На Филиппинах прошла Всемирная конференция по туризму. Результатом работы стала «Манильская декларация по мировому туризму»;

—1982 г. В Мексике состоялось Всемирное совещание по туризму при ВТО, в ходе которого был утвержден «Документ Акапулько», закрепивший концепцию дальнейшего сотрудничества в области международного туризма и наметивший основные направления межгосударственного сотрудничества в данной сфере;

—1985 г. На VI сессии Генеральной Ассамблеи ВТО в Софии одобрена «Хартия туризма», составной частью которой стал «Кодекс туриста». Этот документ закрепил основные задачи, стоящие перед государствами в сфере туризма, а также основные права и обязанности туристов, соблюдение которых должно способствовать взаимопониманию между народами;

—1989 г. На международной конференции по туризму, которая проводилась ВТО и Межпарламентским союзом в Гааге была принята «Гаагская декларация по туризму», в которой заявлено место туризма в социально-экономической жизни всех стран и народов;

—1995 г. В Швеции прошла 1-я Международная конференция по безопасности туризма и уменьшению рисков при путешествиях, итогом которой стала выработка взаимоприемлемых и согласованных вариантов решения проблем данной сферы (в частности, информационный обмен между государствами);

—1995 г. Под эгидой ВТО в Кадисе (Испания) состоялся международный форум с целью привлечения внимания парламентов, правительств и местных органов власти к основным проблемам туризма;

—2000 г. В Мадриде в рамках международной туристской выставки ВТО прошел международный семинар по проблеме подготовки кадров в сфере туризма. Семинар дал всесторонний анализ проблем подготовки профессиональных кадров для турдеятельности и принял ряд рекомендаций в области развития кадровых ресурсов.

 Манильская декларация по мировому туризму была принята на Всемирной конференции по туризму, проходившей в Маниле (Филиппины) с 27 сентября по 10 октября 1980 г. Глобальной целью конференции было выяснение реальной сущности туризма и той роли, которую туризм призван играть в динамично меняющемся мире. Манильская декларация подтверждает требования уважения и соблюдения прав человека, в том числе:

соблюдение права человека на отдых, на отпуск и свободу путешествий (п. 3);

предоставление максимальных возможностей и льгот в сфере молодежного туризма, туризма лиц преклонного возраста и лиц с физическими недостатками (п. 15);

обязанность государств содействовать развитию национального и международного туризма (п. 23);

развитие иностранного туризма должно сопровождаться аналогичными усилиями по развитию внутреннего туризма (п. 7);

социальный туризм является целью, к которой общество должно стремиться в интересах менее обеспеченных граждан при использовании ими права на отдых (п. 10);

обязанность государственной власти участвовать в развитии туризма, определяя основные направления, связанные с поощрением соответствующих капиталовложений (п. 14);

удовлетворение туристских потребностей не должно наносить ущерба социальным и экономическим интересам населения туристских районов, окружающей среде, природным ресурсам, историческим и культурным местам (п. 18);

туристские ресурсы являются достоянием человечества.

Новые концепции в области туризма, закрепленные в Манильской декларации по мировому туризму 1980 г., с успехом претворяются в жизнь с помощью ряда практических мер, основу которых составляет поддержка не только правительственных кругов, но и политических объединений, профсоюзов, системы образования, ученых, религиозных деятелей и средств информации, как на национальном, так и на международном уровне. Если до 1980 г. туризм рассматривался с точки зрения доходности, то Манильская декларация провозгласила новую современную и реалистичную концепцию туризма как способа проведения отпусков, как форму отдыха, путешествий и перемещений лиц с любыми целями.

Документ Акапулько (1982 г.), принятый на Всемирном совещании по туризму в Мексике, подтверждает принципы Манильской декларации и добавляет к ним следующие:

обеспечение права граждан на отдых, досуг, оплачиваемый отпуск и на создание законодательных положений для облегчения доступа к проведению отпусков всеми слоями населения;

оказание содействия туризму всеми средствами массовой информации;

включение туризма в программу образования;

выпуск информационного материла и др.

Документ Акапулько определил первоочередные задачи по дальнейшему воплощению в жизнь рекомендаций ВТО относительно развития сферы туризма, для чего необходима мобилизация всех сил и средств государств с целью координации действий по достижению:

—всеобщего признания права на отдых и на проведение свободного времени для всех слоев населения и особенно на оплачиваемые отпуска для наемных рабочих;

—упрощения (там, где это возможно) формальностей, связанных с путешествиями, в плане въезда и выезда за пределы территории, а следовательно, таможенных формальностей, валютных норм и медицинских правил;

—улучшения условий перевозок (воздушных, железнодорожных, морских, автодорожных) путем разработки льготных тарифов или любой другой формы для привлечения к поездкам категорий отдыхающих со средним и незначительным доходом, молодежи, людей преклонного возраста, людей с физическими недостатками и т.п.;

—оборудования и расширения инфраструктуры приема, делая ее более простой и оперативной для категорий населения с незначительным доходом, соблюдая при строительстве, выборе строительных материалов, в оформлении и предоставлении услуг концепции, отвечающие традициям страны;

—охраны окружающей среды, экологической структуры природного, исторического и культурного достояния страны;

—оптимального использования существующих или потенциальных туристских ресурсов страны, включающих природное, культурное, художественное, историческое и духовное достояние, реализуя принцип подлинности, оберегая их от искажения и фальсификации;

—включения туризма в программы обучения, предназначенные для всех категорий молодежи, подчеркивая особым образом новые принципы и концепции туризма;

—принятия финансовых и технических мер, направленных на увеличение покупательной способности граждан;

—выпуска объективного и в достаточном количестве информационного материала для передачи его в распоряжение средств связи, туроператоров и потребителей.

В документе были указаны еще и другие цели.

Для их реализации рекомендовалось:

—расширять сотрудничество в области туризма, как на двусторонней, так и на многосторонней основе, включая для этой цели и возможности ВТО;

— содействовать принятию мер, позволяющих каждому участвовать во внутреннем и международном туризме, особенно посредством регулирования рабочего времени и досуга, установления или улучшения системы ежегодных оплачиваемых отпусков и равномерного распределения дней таких отпусков в течение года, а также уделять особое внимание молодежному туризму, туризму людей преклонного возраста и лиц с физическими недостатками;

—защищать в интересах настоящего и будущего поколений туристскую среду, которая, включая в себя человека, природу, общественные отношения и культуру, является достоянием всего человечества.

Хартия туризма, Кодекс туриста, являющийся приложением к Хартии (1985 г.), были приняты на Генеральной ассамблее ЮНВТО, проходившей в Софии (Болгария). В них подтверждаются принципы, провозглашенные в Манильской декларации и Документе Акапулько.

Хартия туризма подчеркнула право каждого человека на отдых и досуг и указала в связи с этим обязанности государств, которые должны:

—разрабатывать и проводить политику, направленную на обеспечение гармоничного развития внутреннего и международного туризма;

— заниматься организацией отдыха на благо всех тех, кто им пользуется.

Документ сформулировал рекомендации по проведению комплекса мер, направленных на решение указанных задач.

Кодекс туриста определил общие права и обязанности иностранно туриста в стране посещения. Например, право на объективную, достоверную и исчерпывающую информацию об условиях и возможностях поездки и пребывания, право на личную безопасность и безопасность имущества, право на соответствующую общественную гигиену и т.д. В числе обязанностей, в частности, указано требование своим поведением способствовать взаимопониманию и дружеским отношениям между людьми, обязанность уважать установленный политический, социальный, моральный и религиозный порядок и т.п.

Гаагская декларация по туризму (1989 г.) провозгласила 10 принципов, на которых базируются отношения в туристской сфере. К таким принципам относятся: — упрощение туристских формальностей; — обеспечение безопасности туристов; — создание надежной инфраструктуры для приема туристов;— комплексное планирование туристского развития на основе концепции «поддерживаемого развития»; — другие принципы.

Гаагская декларация Межпарламентской конференции по туризму 1989 г. является инструментом международного сотрудничества и партнерства, объединения народов и фактором, способствующим развитию индивидуального и коллективного туризма. Ее основные положения сводятся к следующему:

1) туризм — форма проведения свободного времени;

2) туризм — эффективное средство содействия социально-экономическому росту страны;

3) естественная, культурная и человеческая окружающая среда — основное условие развития туризма;

4) туризм носит гуманный характер;

5) каждый человек имеет право на свободные путешествия;

6) упрощение формальностей путешествий — основа развития туризма;

7) безопасность и защита туристов, уважение их достоинства — важнейшие условия развития туризма;

8) государства должны принимать меры по борьбе с терроризмом, совершенствовать качество туристских услуг, планировать развитие туристской инфраструктуры.

Парламенты, правительства, государственные и частные организации, ассоциации и учреждения, отвечающие за туристскую деятельность, профессионалов в области туризма, а также самих туристов, должны тщательно учитывать принципы Гаагской декларации и постоянно основываться на них в своей работе.

Глобальный кодекс этики туризма одобрен и принят на проходившей с 27 сентября по 1 октября 1999 в г. Сантьяго (Чили) 13-й сессии Генеральной ассамблеи ЮНВТО. Этот документ определяет основные принципы развития туризма, закрепляет обязательства и права участников туристского процесса, дает рекомендации туристским организациям по реализации принципов международных актов.

Осакская декларация тысячелетия 2002. Лидеры туризма из государственного и частного секторов со всего мира, принявшие участие в Конференции лидеров туризма тысячелетия, которая прошла 30 сентября — 1 октября 2001 г. в г. Осаке (Япония) в рамках 14-й сессии Генеральной ассамблеи ЮНВТО, составили и одобрили Осакскую декларацию тысячелетия. Она определила роль и значение международного туризма как одной из ведущих отраслей экономики, как фактор сохранения культурного наследия, а также указала на решающее значение информационных технологий для успеха туристских предприятий.

Сеульская декларация 2001 была принята в связи с празднованием Всемирного дня туризма на 14-й Генеральной ассамблее ЮНВТО. Основная цель документа — разработка и принятие практических принципов для содействия миру во всем мире на основе туризма.

Квебекская декларация по экотуризму 2002 принята на Всемирном саммите по экотуризму, проведенном в рамках Международного года экотуризма, объявленного ООН на 2002 г., под эгидой Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и Всемирной туристской организации (ВТО), 19—22 мая 2002 г. в Квебеке (Канада) при поддержке Управления по туризму Квебека и Канадской туристской комиссии. В саммите приняли участие более тысячи делегатов из 132 стран, представляющих государственный, частный и неправительственный сектора.

Помимо документов, принятых ЮНВТО, к специализированным актам, регулирующим туризм, относятся многосторонние соглашения, заключенные неправительственными международными организациями в более узких областях. Например, существует ряд международных конвенций по регулированию договорных отношений в туризме.

Международная конвенция 1970 г. по контракту на путешествие принята в 1970 г. в Брюсселе (Бельгия) на международной конференции по рассмотрению и принятию Конвенции по контракту на путешествие. В этой Конвенции дано понятие двух видов договоров — с организатором путешествий и с посредником на организацию путешествий.

По контракту на организацию путешествия агент берет на себя обязательства предоставить другому лицу за обусловленную цену комплекс или несколько отдельных услуг по проживанию, перевозкам, пребыванию, а также других услуг, указанных в контракте (тур, ваучер).

Контракт с посредником на организацию путешествия — это договор, по которому одно лицо берет на себя обязательства в качестве посредника предоставить другому лицу за обусловленную цену либо путешествие, либо право требования организации путешествия в соответствии с заключаемым контрактом.

Международная конвенция по контракту на путешествие 1970 г. для государств, ее ратифицировавших, служит основой при рассмотрении споров между туристскими агентствами и агентами, с одной стороны, и туристами и международными путешественниками — с другой, по вопросам нарушения условий заключенных контрактов (ваучеров).

Международная гостиничная конвенция 1970 г. (в ред. 1979 г.). Сторонами этой конвенции являются Международная гостиничная ассоциация (МГА) и Всемирная федерация ассоциации туристских агентств (ФУААВ). Данная конвенция применяется к контрактам, заключенным между владельцами гостиниц и турагентами, предприятия которых зарегистрированы в разных государствах (ст. 4). Она применяется только в тех случаях, если между владельцем гостиницы и турагентом не заключен контракт или если между ними возник спор. Действие этой конвенции ограниченно, поскольку она используется только теми гостиницами, которые входят в МГА.

Международная конвенция по контрактам между владельцами гостиничных предприятий и Бюро путешествий 1981 г. В 1970 г. Генеральной ассамблеей ФУААВ была принята данная конвенция. Этой конвенцией определены три вида гостиничных контрактов: для индивидуального путешественника, для групп путешественников и на периодические бронирования.

Большая работа по законодательному процессу в сфере туризма ведется в рамках деятельности Европейского союза. Изучение этой законодательной базы особенно важно для России в связи со стремлением нашего государства выйти на мировой уровень, а также в связи с необходимостью приведения внутригосударственного законодательства в соответствие с международными стандартами.

В рамках работы и деятельности ЕС было принято много документов, регламентирующих туристскую сферу: Директива ЕЭС «О путешествиях, отпусках и поездках, включающих все» от 13 июня 1990 г., Типовой контракт, подлежащий подписанию турагентством и клиентом согласно Директиве № 90/314 ЕЭС. Данные документы являются образцом оформления договорных отношений между туристом и фирмой для всего европейского сообщества.

Очень много международных документов посвящено проблеме упрощения туристских формальностей, связанных с пересечением границы и оформлением документов.

Международная конвенция 1973 г. по упрощению и гармонизации (согласованию) таможенных процедур (Конвенция Киото). В Международной конвенцией по упрощению и гармонизации (согласованию) таможенных режимов устанавливаются обязательства договаривающихся сторон содействовать упрощению, унификации и гармонизации таможенных режимов, что в значительной степени создает основу для ликвидации протекционистских барьеров.

Основной целью данной Конвенции является предоставление государствам юридического документа, который служит как для упрощения, так и для согласования таможенных процедур в государствах. Таким путем вносится эффективный вклад в развитие международной торговли и другие международные обмены, включая расширение международных передвижений путешественников, не являющихся иммигрантами.

К Конвенции приобщены 30 согласованных приложений, касающихся стандартов и рекомендуемой практики таможенных формальностей в международных связях.

Большой интерес представляют Шенгенские соглашения ЕС «О едином визовом и туристском пространстве», вступившие в силу в 1995 г.

14 июня 1985 г. в г. Шенгене в Великом Герцогстве Люксембург было подписано соглашение между пятью европейскими государствами — Люксембургом, Бельгией, Францией, Нидерландами и ФРГ — о поэтапной отмене паспортного таможенного контроля на общих границах для граждан этих стран. С 1995 г. уже семь европейских стран (к ним добавились Испания и Португалия) согласно подписанному между ними соглашению начали выдавать визы, действительные для путешествия в каждой из этих стран, так называемые Шенгенские визы. В 1997 г. к ним присоединились Италия и Греция, затем Австрия, а с 25 марта 2001 г. еще пять стран: Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия и Швеция. Так в центре Европы появилось единое пространство, по которому можно свободно перемещаться.

С тех пор в Шенгенское соглашение были внесены дополнения и уточнения. На сегодня четко и однозначно определены внешние границы Шенгенского соглашения, введены единые консульские правила, нормы и порядок пересечения внешних границ стран Шенгенской группы. Детально разработан порядок въезда в ее страны лиц, являющихся и не являющихся субъектами права Европейского союза.

Для туристов, не являющихся субъектами права Шенгенских стран, сохранен визовый порядок въезда. Таких стран определено 126, включая Российскую Федерацию, все страны СНГ, а также Албанию, Болгарию и Румынию. В то же время льготный безвизовый порядок въезда распространен на туристов из Венгрии, Польши, Словакии, Чехии, Латвии, Литвы и Эстонии.

В Страсбурге создан единый компьютерный банк данных по учету и контролю въезжающих в страны Шенгенской группы иностранцев. В этот постоянно обновляемый список «нежелательных лиц» закладываются полные данные на иностранцев, нарушивших паспортный и визовый режим, либо правила пребывания в стране, а также совершивших какие-либо противоправные действия и т.д.

Принципы, провозглашенные в названных многосторонних договорах, признаются обязательными при регулировании отношений в туристской сфере. Кроме общих и специальных принципов деятельность в сфере туризма регулируется и договорными нормами. Отдельные вопросы в области развития туризма могут регулироваться на основе двусторонних договоров между конкретными странами. Таких договоров в современном мире огромное количество, и они не поддаются никакой систематизации. Основная их цель — достичь соглашения по отдельным вопросам.

Сотрудничество государств в области туризма осуществляется в рамках специальных договоров и соглашений: о научном и культурном сотрудничестве, в области международного транспорта, в области медицинской науки и здравоохранения и т.д., заключенных на двусторонней договорной основе. Так, Соглашением между Федеративной Республикой Бразилия и Соединенными Штатами Мексики о сотрудничестве в области туризма 1980 г. определены меры по совершенствованию организации туризма между двумя странами в виде формирования туристских потоков, координации процедур, применяемых к международному туризму, взаимных консультаций, обмена программами и информацией и др. (ст. 1). Кроме того, ст. 7 Соглашения определяет взаимную подготовку специалистов в области туризма. Другим соглашением по туристскому сотрудничеству между Правительством Французской Республики и Правительством Республики Ирак 1980 г. закрепляются обязательства сторон по облегчению на территории этих стран туристских путешествий для выходцев из другой страны (ст. 1), создание благоприятных условий для организации туристских выставок и ярмарок (ст. 5). Соглашением между Правительством Федеративной Республики Бразилия и Правительством Республики Колумбия по туризму 1983 г. (ст. 2) определен статус туриста, порядок предоставления транспортных услуг и перевозки туристами животных (ст. 5, 6).

Соглашениями о путешествиях и визовом режиме, заключенными Правительством Болгарии в 1967 г. с Федеральным правительством Австрии и с Королевством Дания, установлен трехмесячный срок пребывания граждан договаривающихся сторон на их территории. Международными договорами, заключенными между государствами Центральной и Восточной Европы в области туризма, определяются положение и порядок открытия в странах представительств туристских организаций и обязательства согласования пятилетних планов обмена туристами. С целью реализации на рынке туристских услуг, которые могут увеличить валютные поступления, а также для осуществления обмена информацией и опытом с туристскими организациями подписываются соглашения о совместной рекламе и планах проведения рекламно-информационных мероприятий по реализации программ научно-технического сотрудничества. На основе этих соглашений правительства, национальные туристские организации и частный бизнес предпринимают усилия, направленные на совместное обеспечение финансовых средств для предоставления возможности всем людям пользоваться услугами туризма и международных путешествий.

В последние годы Российская Федерация тоже заключила ряд двусторонних договоров, в которых регулируются вопросы сотрудничества в области туризма. Это договоры:

по общим вопросам сотрудничества в области науки, культуры, образования, спорта, в которых содержатся статьи, касающиеся туризма;

о сотрудничестве в сфере туризма.

В договорах первой группы обычно содержится всего одна статья, содержащая общие положения о том, что договаривающиеся стороны будут оказывать содействие туристским обменам (туристским поездкам). В частности, такого рода нормы установлены в Соглашениях, заключенных между Правительством РФ и правительствами Республики Мали от 6 февраля 1995 г., Румынии от 27 сентября 1995 г., Монголии от 5 апреля 1995 г., Республики Таджикистан от 19 сентября 1995 г. и др.

Основой отношений между Европейским союзом (ЕС) и Россией является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), определяющее ЕС и Россию как стратегических партнеров. Соглашение было подписано главами государств или правительств стран — членов ЕС, Председателем Европейской комиссии и Президентом Российской Федерации в июне 1994 г. на острове Корфу. Соглашение вступило в силу 1 декабря 1997 г.

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве основано на базовых принципах, разделяемых обеими сторонами: от содействия международному миру и безопасности до поддержки демократического общества, основанного на политических и экономических свободах. В духе равноправия и партнерства Соглашение нацелено на укрепление политических, торговых, экономических и культурных связей и ставит задачу ведения переговоров о создании, в конечном счете, зоны свободной торговли. В результате Соглашения начался новый политический диалог между партнерами.

Ко второй группе договоров относятся соглашения о сотрудничестве в области туризма с правительствами Румынии от 27 сентября 1993 г., Республики Индия от 30 июня 1994 г., Доминиканской Республики от 10 октября 1994 г., Республики Болгария от 14 декабря 1994 г., Турецкой Республики от 24 марта 1995 г., Мальты от 20 июля 1995 г., Республики Куба от 15 октября 1995 г., а также с правительствами государств — участников СНГ: Туркменистана от 18 мая 1995 г., Беларуси от 21 февраля 1995 г.

Примером одного из таких соглашений является Соглашение о сотрудничестве в области туризма, заключенное в рамках СНГ 23 декабря 1993 г. Этот документ базируется на принципах, провозглашенных Манильской декларацией по мировому туризму и Гаагской декларацией по туризму и направлен на содействие развитию равноправного и взаимовыгодного сотрудничества в области туризма (ст. 1). Одно из важнейших положений Соглашения зафиксировано в ст. 2: «стороны обязались способствовать формированию общего туристского пространства, сближению нормативных правовых документов по туризму». Данная норма договора представляется важной, поскольку из нее следует, что Россия должна учитывать в своем законодательном процессе законодательство других стран — членов СНГ, и ее законодательство должно быть максимально приближено к законодательству этих стран или, по крайней мере, не противоречить ему, что, в конечном счете, должно привести к формированию общего туристского пространства.

В полном соответствии с международными принципами Соглашение предусматривает принятие согласованных мер по восстановлению традиционных и открытию новых туристских маршрутов, расширению социального туризма (ст. 3); по упрощению пограничных, таможенных и иных формальностей, по обеспечению социальной защищенности и личной безопасности туристов в стране пребывания (ст. 4).

Все многообразие международных договоров в сфере туризма отражено в Сводной таблице по международному законодательству.

 Сводная таблица международного законодательства в сфере туризма

Сфера регулирова-

ния

Документы ООН

Документы ВТО

Законодательство Европы

Международные договоры специализированных организаций

1 Общие вопросы

1. Устав Организации Объединенных Наций и Статут Международного Суда. Устав Международной организации от 26 июня 1945 г, Международный договор от 26 июня 1945г.

2. Договор о Европейском союзе Международный договор от 7 февраля 1992 г.

3. Общая резолюция Конференции ООН по международному туризму и путешествиям, о развитии туризма Международный договор от 21 августа 1963 г.

1. Манильская декларация по мировому туризму. Международно-правовой акт от 27 сентября 1980 г.

2. Документ Акапулько по итогам обсуждения действий по постепенному достижению целей, намеченных Манильской декларацией по мировому туризму. Заявление от 21 авг. 1982 г.

3. Хартия туризма. Международный договор от 22 сентября 1985г.

4. Гаагская декларация по туризму. Международный договор от 14 апреля 1989 г.

5. Глобальный этический кодекс туризма: Документ ВТО от 1 октября 1999 г.

6. Осакская декларация тысячелетия. Международный договор от .11.2001 г.

7. Устав Всемирной туристкой организации (Мадрид) 1975 г.

8. Сеульская декларация. Документ ВТО от 27 сентября 2001 г.

9. Квебекская декларация по экотуризму. Документ ВТО от 22 мая 2002г.

1. Декларация о мире, безопасности и сотрудничестве в Европе: Международный договор от 26 января 1972 г.

2. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Международный договор от 1 августа 1975 г.

3. О путешествиях, отпусках и поездках, включающих все. Директива Европейского союза от 13 июня 1990 г. №90/314/ЕЕС.

4. Договор между Королевством Нидерландов, Королевством Бельгия, Федеративной Республикой Германия, Французской Республикой и Великим Герцогством Люксембург о поэтапной отмене контроля на общих границах (Шенгенское соглашение). Международный договор от 14 июня 1985 г.

5. Конвенция о применении Шенгенского соглашения от 14 июня 1985 г между правительствами государств Экономического союза Бенилюкс, Федеративной Республики Германия и Французской Республики о постепенной отмене контроля па общих границах Конвенция от 19.06.1990 г.

1. Всеобщая декларация прав человека. Международный договор от 10 декабря 1948 г.

2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Международный договор от 19 декабря 1966 г.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах. Международный договор от 19 декабря 1966 г.

4.Конвенция о правах ребенка: Конвенция от 20 ноября 1989 г.

5. Хартия по культурному туризму: Международный договор от 9 ноября 1974 г.

6. Декларация по туризму. Международный договор от 4 ноября 1994 г.

7. Монреальская декларация. Декларация от 12 сентября

1996 г.

8. Международные гостиничные правила. Международный договор от 2 ноября 1981 г.

9. Манильская декларация по социальному воздействию туризма. Международный договор от 22 мая 1997 г.

2. Безопасность туризма

1. Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и

развитию. Международный договор от 14 июня 1992г. Заявление и деятельность ВТО в области предотвращения организованного секс-туризма. Заявление от 1 мая 1995 г.

1. О биологическом разнообразии. Конвенция от 5 июня 1992г. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. Конвенция от 16 ноября 1972г.

3. Транспортные перевозки

1. Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа. Международный договор от 5 декабря 1970г.

1. Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок. Международный договор от 28 мая 1999 г. 2.Конвенция о международной гражданской авиации (с изменениями от 6 октября 1980 г.) Конвенция от 7 декабря 1944г.

3.Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа. Конвенция от 5 декабря 1970г.

4. Таможенные формальности

1. Конвенция о таможенных льготах для туристов. Конвенция от 4 июня 1954 г.

2. Таможенная конвенция о временном ввозе частных дорожных перевозочных средств. Конвенция от 4 июня 1954 г.

1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ): Международный договор от 10 апреля 1947г.

2. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Конвенция от 18 мая 1973 г.

5. Международное договорное право

1.Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров. (Венская конвенция о международных договорах купли-продажи товаров) Конвенция от 11 апреля 1980 г.

1. Типовой контракт, подлежащий подписанию турагентством и клиентом согласно Директиве ЕЭС от 13 мая 1995г.» №90/314 Международный договор от 13 мая 1995г.

1. Кодекс отношений между гостинцами и турагентствами Всемирной федерации ассоциаций турагентств (УФТАА) и Международной гостиничной ассоциации (МГА). Международный договор от 3 июля 1991г.

2. Международная гостиничная конвенция касательно заключения контрактов владельцами гостиниц и турагентами. (Конвенция МГА/ФУААВ) Международный договор от 15 июня 1979г.

3. Принципы международных коммерческих договоров. (Принципы УНИДРУА) Международный договор

от 1 января 1994 г.

4. Международная конвенция по контракту на путешествие. Генеральная ассамблея ФУААВ. 22 октября 1970г.

Рассмотренные выше, а также иные документы, составляя в своей совокупности институт международного туристского права, являются важной гарантией поступательного и направленного развития международного сотрудничества в сфере туризма.

В целом следует отметить в качестве современной тенденции, выделяемой специалистами в области международного права, что на фоне межгосударственного нормотворческого взаимодействия усиливаются позиции негосударственных структур. Это касается и вопросов стандартизации в сфере туризма, регулирования международного рынка туруслуг и т.п. С одной стороны, это отражает нынешний общий процесс расширения понятия «норма», а с другой стороны — убедительно показывает, что зачастую так называемые «квалифицированные рекомендации» оказываются не только более эффективным, но и единственно приемлемым способом регулирования в отдельных сферах рыночных отношений.

Таким образом, сегодня международные отношения между странами с развитой демократией опосредуются уже не столько представительными органами государства, сколько осуществляются напрямую.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
6043. Правовое регулирование сервисной деятельности 48.92 KB
  Лицензирующие органы имеют право: проводить проверки деятельности лицензиата на предмет соответствия лицензионным требованиям и условиям осуществляемой лицензиатом деятельности; запрашивать и получать от лицензиата необходимые объяснения и справки по вопросам возникающим при проведении проверок; составлять на основании результатов проверок акты протоколы с указанием конкретных нарушений; выносить решения обязывающие лицензиата устранять выявленные нарушения устанавливать сроки устранения таких нарушений;выносить предупреждение лицензиату;...
4130. Правовое регулирование внешнеторговой деятельности 55.7 KB
  Реформы, проводимые в России, показали, что отказ от рычагов государственного воздействия на экономику оказался необоснованным. Состояние российской государственности характеризуется тем, что экономика от административно-командной системы освободилась, а формы и методы воздействия государства на субъекты рынка еще только создаются.
20307. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Республике Казахстан 86.95 KB
  Историко-правовой аспект возникновения аудита и аудиторской деятельности. Ответственность за правонарушения в сфере аудиторской деятельности по законодательству Республики Казахстан Актуальные проблемы аудита и аудиторской деятельности в Республике Казахстан. Проблемы применения международных стандартов аудита. На этом фоне существует настоятельная необходимость в разработке внутренней и внешней независимая альтернатива аудита государственного контроля как одного из неотъемлемых...
18559. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в Республике Казахстан 104.3 KB
  Деятельность предпринимателя направлена на получение прибыли, на получение имущественных благ. В этом случае можно говорить о возможном коммерческом риске, возможных неблагоприятных имущественных последствиях деятельности предпринимателя (обусловленных как упущениями в работе, так и связанных с ненадлежащим исполнением своих обязательств).
18359. Правовое регулирование деятельности страховых организаций в зарубежных странах 130.38 KB
  Порядок создания страховой организации. Правовое регулирование деятельности страховой перестраховочной организации. Ответственность страховой организации. Страховой рынок страны сегодня переживает бурное развитие.
14042. Правовое регулирование, задачи и формы деятельности российской адвокатуры 15.64 KB
  Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач: рассмотреть правовое регулирование и принципы деятельности адвокатуры в Российской Федерации; проанализировать задачи адвокатуры в Российской Федерации; охарактеризовать современные формы адвокатских образований. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому...
10648. Услуги как вид деятельности. Правовое регулирование возмездного оказания услуг 19.48 KB
  Тема: Услуги как вид деятельности. Правовое регулирование возмездного оказания услуг Тема: Услуги как вид деятельности. Правовое регулирование возмездного оказания услуг 1. Услуги как вид деятельности.
18523. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 71.19 KB
  Необходимость разделения властей является прямым следствием разделения и противостояния индивидуальных и социальных интересов, стремления в жизни маленьких любом случае сварные (например, комбинированные, живущих на одной небольшой площади)
7899. Правовое регулирование деятельности по оказанию услуг, выполнению работ 23.49 KB
  Понятия товара работы и услуги содержатся и в гражданском законодательстве и в налоговом законодательстве. Услуги полезные действия предпринимателя услугодателя исполнителя удовлетворяющие потребности кредиторов заказчиков клиентов как таковые не создающие овеществленного результата который оставался бы в распоряжении клиента и обладал бы качествами самостоятельного объекта гражданских прав...
15059. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИКИ 47.61 KB
  Государственное регулирование предпринимательской деятельности топливно-энергетического комплекса в России. Сотрудничество России в топливно-энергетическом комплексе. Для детального изучения данной цели мы выделяем следующие задачи для раскрытия темы: -рассмотреть организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в сфере энергетики...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.