Внешняя политика России в конце XVII –в первой четверти XVIII вв. Великое посольство. Военные реформы Петра I

XVIII столетие в целом стало для России значительным рывком вперед и во внешней политике. К началу правления Петра I огромная территория России была фактически лишена морских путей. Но первые попытки решить данную задачу окончились для России неудачей.

2014-07-24

27.39 KB

17 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


№21

Внешняя политика России в конце XVII –в первой четверти XVIII вв. Великое посольство. Военные реформы Петра I.

XVIII столетие в целом стало для России значительным рывком вперед и во внешней политике. Особенно замечательными были внешнеполитические итоги времени Петра I.

   К началу правления Петра I огромная территория России была фактически лишена морских путей. Борьба за выход к морю приобрела в итоге первостепенное значение для дальнейшего развития Российского государства. 

   С начала своего утверждения на российском престоле Петру I пришлось вести боевые действия с Крымом. Целью боевых действий стала задача закрепления позиции русских на Азовском и Черном морях. Но первые попытки решить данную задачу окончились для России неудачей.

   Великое посольство

   Петр I с помощью дипломатических шагов стремится укрепить положение России и союз европейских держав против Турции (в 1697 г. Россия, Австрия и Венеция заключили наступательный союз). С этой целью в Европу в 1697 г. было организовано так называемое Великое посольство. Создавая его, Петр также стремился наладить торгово-экономические и культурные связи с европейскими державами. Посольство состояло из 250 человек. В нем инкогнито, под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова находился и сам Петр I. Возглавлял посольство Ф.Я. Лефорт. Великое посольство посетило Голландию, Англию, Саксонию, Венецию. Кроме проведения переговоров и выяснения расстановки сил в Европе, Петр познакомился с европейской промышленностью, прежде всего с кораблестроением, фортификацией и литейным делом. Царь осматривал верфи и арсеналы, мануфактуры, посетил парламент, музеи, театры, монетные дворы. Он даже лично работал на верфях Ост-Индской компании в Голландии.

   Центральным событием во время первого периода царствования Петра I была Северная война.

   В ходе Великого посольства Петр понял, что союзников в войне с Турцией ему найти не удастся. Вместе с тем он нашел союзников в войне со Швецией, в ходе которой Россия могла получить путь к Балтийскому морю. Закрепление России на побережье Балтики давало возможность для установления торгово-экономических связей с развитыми странами Европы.

   В 1699–1700 гг. был заключен Северный союз между Россией, Данией, Речью Посполитой и Саксонией, направленный против Швеции.

   Ход Северной войны

   1. Заручившись поддержкой ряда европейских держав, Петр I в 1700 г. объявил войну Швеции, началась Северная война (1700–1721 гг.).

   2. На первом этапе войны русские войска потерпели поражение при осаде Нарвы. Первые неудачи, однако, не сломили Петра, он энергично взялся за создание регулярной армии.

   3. Первую значительную победу русские одержали вблизи Дерпта в конце 1701 г. Следом были новые победы – захват крепости Нотебург (Орешек), получившей новое название Шлиссельбург.

   4В 1703 г. Петр I заложил новый город – Санкт-Петербург – для защиты Невы от шведов. Сюда позднее он перенес столицу России. В 1704 г. русским войскам удалось захватить Нарву, крепость Иван-город.

   5. Самой значительной битвой Северной войны стала победоносная для русской армии Полтавская битва (27 июня 1709 г.), которая изменила весь ход войны, повысила престиж России.

   6. Война после Полтавской битвы продолжалась еще 12 лет. Закончилась она в 1721 г. Ништадским миром.

   Итоги войны

   После заключения мира со Швецией в 1721 г. Россия получила надежный выход в Балтийское море, стала морской державой.

ВОЕННАЯ РЕФОРМА.

В этот период происходит коренная реорганизация вооруженных сил. В России создается мощная регулярная армия и в связи с этим ликвидируется поместное дворянское ополчение и стрелецкое войско. Основу армии стали составлять регулярные пехотные и кавалерийские полки с единообразным штатом, обмундированием, вооружением, осуществлявшие боевую подготовку в соответствии с общеармейскими уставами.

Военные реформы занимают особое место среди Петровских преобразований. Они имели наиболее ярко выраженный классовый характер. Сущность военной реформы состояла в ликвидации дворянских ополчений и организации постоянной боеспособной армии с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами.

Задачи создания современной боеспособной армии и флота занимали юного царя еще до того, как он стал полновластным государем. Можно насчитать лишь несколько (по оценкам разных историков) мирных лет за 36-летнее царствование Петра. Армия и флот всегда были главным предметом заботы императора. Однако военные реформы важны не только сами по себе, но еще и потому, что они оказывали очень большое, часто решающее, влияние на другие стороны жизни государства. Преображенский полки стали ядром будущей постоянной (регулярной) армии и проявили себя во время Азовских походов 1695-1696 гг. Большое внимание Петр I уделяет флоту, первое боевое крещение которого также приходится на это время.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
3190. Внешняя политика России во второй четверти XVIII века 29.53 KB
  Потребностями экономического развития России которая стремилась приобрести новые земли на юге а главное обеспечить контроль над устьями рек впадающими в Черное море добиться права свободного прохождения флота через проливы Босфор и Дарданеллы в целях развития торговли. Противостояние Англии и Франции которые не желали усиления России противостояли росту ее влияния в Европе. отвечало национальным интересам России а с другой укрепляло самодержавие требовало огромных затрат и жертв со стороны народов России усиливало экстенсивный...
21712. Вооруженные силы России в период конца XVII – первой половины XVIII вв. 45.07 KB
  Обостряющиеся классовые противоречия привели к необходимости усиления самодержавного аппарата, централизации управления, построения стройной системы управленческого аппарата, контролируемого высшими органами власти. Необходимостью стало так же создание боеспособной регулярной военной силы для проведения агрессивной внешней политики и подавления участившихся народных движений. Все это в совокупности и обусловило проведение реформ в различных сферах деятельности государства.
1739. Внешняя политика России во второй половине XVIII века 413.41 KB
  Внешняя политика России во второй половине 18 в. очень трудно разделить внутреннюю и внешнюю политику развитие экономики и выход России на широкую арену международных отношений. является важным периодом в истории внешней политики России. Громадная территория России была фактически лишена удобных морских путей.
3221. Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Основные направления 20.15 KB
  Россия решала несколько внешнеполитических задач: первое направление южное. Россия вела борьбу за выход к берегам Черного и Азовского морей освоение и заселение южных черноземных степей. Россия вела активную борьбу с революционной Францией. Русскотурецкие войны На южном направлении Россия многократно вступала в противоборство с Турцией.
3222. Идеология преобразований гражданского общества и русской православной церкви в первой четверти XVIII в. Ф.Прокопович 29.93 KB
  К началу XVIII в. тенденция к превращению сословно-представительной монархии в абсолютную стала определяющей в практике реализации верховной власти и построении бюрократического аппарата. Организация государственной власти и система управления подверглись существенным изменениям: Боярская дума прекратила свое существование и ее заменил
1870. Причины упадка роли Турции в международной торговле в конце XVII – XVIII веков 120.96 KB
  Все это определяет необходимость и важность разработки проблем связанных с подлинным объемом торговли Османской империи и ее политического влияния в Средние века на страны Западной и Восточной Европы. Вплоть до недавнего времени историки мало интересовались состоянием хозяйственных связей в империи. Необходимо рассмотреть особенности торговых промышленных и экономических условий существовавших в Османской империи в XV XVIII веках проследить изменения этих условий вызванных развитием политических и экономических процессов в Европе в...
17844. Реформы Петра Великого. Модернизация и европеизация России 103.72 KB
  Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни. Во втором периоде реформы были более планомерными.
13479. Развитие городского самоуправления в России в XVII – XVIII веках 20.09 KB
  Конституция Российской Федерации определила проблему в области самоуправления в ранг одной из ключевых проблем формирования власти в постсоветской России поэтому возник вопрос о принципиальной способности России воспринять самоуправление. Существует позиция согласно которой вся история России есть история смут и нелепостей творившихся недалекими царями в рабской стране поэтому историческая традиция самоуправления в России не сложилась и в нынешнем российском обществе нет почвы для восприятия идей самоуправления. Любая форма...
1867. Возникновение регулярной полиции и тюремных учреждений в России и их развитие в XVIII – первой половине XIX веков 34.1 KB
  Заимствуя государственные институты европейских стран и приспосабливая их к нуждам русского государства, правительство Петра I пыталось использовать и системы права таких государств, как Швеция, Дания, Пруссия. Это преимущественно сказалось в сфере судопроизводства
19684. Государственные реформы Петра I 32.32 KB
  Данная тема носит актуальный характер в современных условиях т.к. действительно, сегодня перед нашей страной вновь, как и триста лет назад, стоит необходимость государственного реформирования. На повестке дня – необходимость внесения изменений в организацию исполнительной власти, нововведения в структуру и функционирование вооруженных сил, судебная реформа. В этой связи понятен наш интерес к аналогичным нововведениям, уже имевшим место в истории страны.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.