Гранты как один из видов дополнительного финансирования учреждений социально-культурной сферы

Целью работы является исследование понятия «грант» и социологическое исследование степени участия учреждений культуры Республики Бурятия в грантовых конкурсах.

2014-07-24

171.72 KB

71 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


ФГБОУ ВПО Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусства

Институт экономики культуры менеджмента и продюсирования

Кафедра социально-культурной деятельности

Курсовая работа

Гранты как один из видов дополнительного финансирования учреждений социально-культурной сферы

Выполнила: Ежова Инесса Васильевна

                                                                     Ст-ка 5 курса з/о, гр.351

                                           Проверил: Цыбиков Т.Г.,

                                                                      канд.социол.наук, доцент.

                                                                

                                    

Улан - Удэ

2014 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Глава I. Гранты как один из видов дополнительного финансирования учреждений социально-культурной сферы

§ 1. Понятие о гранте…………………………………………………………7

§ 2. Виды и типы грантов…………………………………………………..12

Глава II: Программа социологического исследования по изучению степени участия специалистов культурно - досуговых учреждений Республики Бурятия в проектной деятельности.

§ 1. Проектная деятельность учреждений культуры Республики Бурятия в рамках участия в грантовых программах ………………………………………………………………………………...17

§2.Социологическое исследование по изучению степени участия специалистов культурно - досуговых учреждений Республики Бурятия в проектной деятельности………………………..……………………………………….20

Заключение…………………………………………………………………..26

Список литературы…………………………………………………………………..28

Глоссарий……………………………………………………………………31

Приложения…………………………………………………………………34

Введение

      Актуальность. При формировании финансовых средств некоммерческих организаций используется метод бюджетного финансирования. Решающую роль в распределении денежных средств, таким образом, играют государственные органы и органы местного самоуправления. Социально-культурные учреждения, которые относятся к организациям некоммерческим, не обладают достаточной нормативно-правовой базой, теоретическими  знаниями и практическим опытом в области привлечения внебюджетных источников финансирования. Одним из эффективных направлений привлечения дополнительных источников финансовых средств для некоммерческих организаций является фандрайзинг. Это направление пока не получило должного широкого практического применения, и в этом смысле является перспективным для данного исследования.

      Степень изученности проблемы.  Привлечение финансовых средств в учреждениях культуры изучено в работах Тульчинского Г.Л.,1 Игумновой О.В.,2 Куликовой Ю.П.3 Теоретическое понятие фандрайзинга достаточно широко раскрыто в исследованиях Тульчинского Г.Л., Жарковой Л.С.,4 Куценко Е.5 В работах Холодцовой О.И.,6 Игумновой О.В., Ильиной Е.7 В. описывается понятие «грант»  и применение грантовых программ в учреждениях культуры. Вопросы механизма грантовых программ четко прописаны в Бюджетном кодексе РФ от 31.07.1998 г.        

      Целью работы является исследование понятия «грант» и социологическое исследование степени участия учреждений культуры Республики Бурятия в грантовых конкурсах.

       Задачи:

  1.  рассмотреть понятие «грант», как один из видов дополнительных источников финансирования учреждений социально-культурной сферы;
  2.  изучить виды и типы грантов;
  3.  раскрыть значимость грантовых программ в финансовой деятельности учреждений культуры;
  4.  исследовать проектную деятельность учреждений социально-культурной сферы в рамках участия в грантовых программах по материалам социологического опроса специалистов учреждений культуры Республики Бурятия.

       Объектом  данной работы являются дополнительные источники финансирования в социально-культурной сфере.                                          

       Предметом  данной работы является грантовые программы как один из дополнительных  источников финансирования.

      Теоретической базой являются работы по исследованию дополнительных финансовых средств учреждений культуры, по изучению грантовых программ в системе фандрайзинга, примененные к поставленным целям и задачам.

       Гипотеза исследования. В настоящее время роль государства в развитии отраслей культуры и искусства заключается, в основном, в формировании бюджетных расходов на основе минимальных социальных стандартов и определении минимума услуг учреждений культуры, которые должны предоставляться населению бесплатно за счет средств бюджетов различных уровней.  В связи с этим, важнейшей задачей  в реформировании сферы культуры становится использование внебюджетных источников финансирования учреждений культуры. С гипотетической точки зрения участие в грантовых программах как один из вариантов привлечения дополнительных средств финансирования для некоммерческих организаций, к которым относятся учреждения культуры, является достаточно редким процессом в силу некомпетентности специалистов в этом вопросе.

       Методологическая основа исследования базируется на изучении работ о менеджменте в сфере культуры, таких, как: Жаркова Л.С. Организация деятельности учреждений культуры: учебник / Л. С. Жаркова; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – М. : МГУКИ, 2010. – 396 с., Шекова Е. Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций: учебник / Е. Л. Шекова. – СПб.: Лань, 2004.–192 с., Тульчинский Г. Л. Менеджмент в сфере культуры : учеб. пособие / Г. Л. Тульчинский, Е. Л. Шекова. – изд. 3-е, стер. – СПб.: Лань: Планета музыки, 2007.– 528 с.

        Одним из источников формирования имущества и денежных средств учреждений культуры, помимо поступлений от собственных платных услуг, могут быть средства, полученные в качестве грантов от организаций, реализующих программы поддержки культуры8. Теоритические понятия о гранте и рекомендации по привлечению дополнительных источников финансирования детально описали в своих работах Куценко Е., Мак-Илрой Э., Золотова Л., Тульчинский Г.Л., Холодцова О.И., Игумнова О.В., Ильина Е. В.

      Методы исследования. Изучение литературы по исследованию дополнительных источников финансирования в сфере культуры, анкетирование (проведено с 25 сотрудниками учреждений культуры Республики Бурятия), анализ документации учреждений культуры, сравнение.

      База исследования. Базой исследования в данной работе являются учреждения социально-культурной сферы Республики Бурятия.

      Научная новизна и практическое значение. Новизна исследования заключается в том, что такой процесс как «фандрайзинг» недостаточно широко применяется в учреждениях культуры, и как поиск дополнительных источников финансирования используется редко, особенно в учреждениях отдаленных поселений. Материал данного исследования  может быть использован для детального изучения поиска дополнительных средств финансирования, а также для дополнительной информации о грантах и грантовых программах.

      Положение, выносимое на защиту. Важной задачей  в реформировании сферы культуры становится использование внебюджетных источников финансирования учреждений культуры. Такое явление как грантовые программы в системе фандрайзинга постепенно приобретает немаловажное значение для социально-культурных учреждений. Несмотря на трудности, существует немало учреждений, которые активно занимаются поиском дополнительных источников финансирования, а именно: участвуют в грантовых программах. Однако, многие сотрудники организаций в этом вопросе некомпетентны - это касается в основном учреждений сельских поселений, поэтому проектная деятельность пока не имеет достаточно широкого практического применения в учреждениях культуры.

       Структура работы. Данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, глоссария, приложения. В первой главе раскрывается понятие «грант», его виды, а также рассматриваются грантовые программы в системе фандрайзинга. Во второй главе показаны результаты социологического исследования по изучению степени участия специалистов социально-культурных учреждений Республики Бурятия в проектной деятельности.

Глава I. Гранты как один из видов дополнительного финансирования учреждений социально-культурной сферы

§ 1. Понятие о гранте.

       В настоящее время широкое распространение получили грантовые программы, как федеральные, так и региональные. С помощью грантов оказывается необходимая поддержка проектам, которые не являются прибыльными, но играют важную роль в развитии общества, города или учебного заведения. Деятельность, не получающая полноценного  финансирования со стороны государства, также может быть поддержана с помощью грантов. Например, некоммерческие организации, существующие в стране, часто опираются на гранты как на основной или даже единственный источник своего дохода (он необходим для оплаты помещения и техники, работы сотрудников).9

      Слово "грант" ввели зарубежные фонды, которые первыми в России стали активно оперировать этим понятием. Под грантом они понимали и понимают средства, предоставляемые, как правило, на конкурсной основе некоммерческим организациям и частным лицам для реализации общественно полезных программ в различных областях деятельности. В английском языке, из которого, собственно, и заимствовано данное слово, грант является даром или пожертвованием, передаваемым на определенные цели.

        Более полное определение гранта дано в Федеральном законе от 23.08.1996 № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Гранты  -  денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации  в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.10      

          Процедура получения гранта имеет конкурсную основу, которую используют все грантодающие организации. Знание механизма действия грантового конкурса позволит руководителю учреждения правильно написать заявку на финансирование. Средства, выделяемые победителям для выполнения работ, определенных условиями гранта, поступают на лицевые счета. Эти средства имеют характер целевого финансирования. Но это действует  только при одновременном выполнении условий, установленных пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. Гранты не включаются в налоговую базу, если:                                                            

- грантодателем является российская некоммерческая организация, международная или иностранная некоммерческая организация, включенная в Перечень, утвержденный Правительством РФ, физическое лицо;

- получатель гранта – коммерческая или некоммерческая организация, физическое лицо;

- форма гранта – денежные средства или иное имущество;

- условия предоставления гранта – безвозмездно и безвозвратно;

- обязательные условия для получателя гранта – раздельный учет средств, целевое использование средств и отчет перед грантодателем;

- цели предоставления грантов – осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, проведение конкретных научных исследований.

       Все средства грантов, предоставляемых безвозмездно физическим лицам и организациям в целях поддержки науки, образования и культуры и на другие цели, должны расходоваться исключительно в целях, указанных при выделении гранта, и не могут быть использованы ни на какие другие цели без письменного согласия грантодателя11.

       Организация, получившая грант, обязана использовать его по целевому назначению и представить отчеты о деятельности по исполнению гранта. В случае невозможности участия грантополучателя в исполнении гранта организация-донор прекращает дальнейшее финансирование гранта.

      Следует обратить особое внимание на то, что целевое назначение гранта должно четко вытекать из условий грантового договора. 
      Обычно в грантовом договоре целям предоставления гранта посвящаются отдельная статья или раздел. Оптимальным является не только упоминание целей в общем виде, но и достаточно подробное описание мероприятий, которые грантополучатель обязуется осуществить для достижения этих целей.
12 
       В отдельных случаях в грантовых договорах делается ссылка на приложения, которые являются неотъемлемой частью договора. В этих приложениях предусматривается описание мероприятий проекта.
 

      Подробное описание целей, на которые предоставлен грант,  необходимо для контроля со стороны как самого грантодателя, так и налоговых служб. Известно, что налоговые инспекции при проведении проверок правильности применения налоговых льгот особое внимание обращают на целевое использование грантовых средств. 

     Еще один момент, на котором стоит остановиться, это вопрос о безвозмездности грантов. В грантовом договоре должно быть  указано на то, что грант предоставлен безвозмездно. 
       В российском законодательстве понятие безвозмездности трактуется как отсутствие встречной передачи имущества (в том числе денег) или встречного исполнения обязательств в отношении как грантодателя, так и третьих лиц, связанных с грантодателем какими-либо обязательствами.

       При этом обязанность грантополучателя предоставить грантодателю отчет не является таким встречным обязательством, поскольку предоставление отчета является для грантодателя лишь средством контроля за целевым использованием выделенных им средств.13

       Заявка на финансирование подается в виде проекта.   Как правило, в благотворительные и государственные фонды обращаются за поддержкой организации, выполняющие проекты, которые не принесут прибыли ее членам (исполнителям проекта, владельцам фирмы, учредителям организации и т.д.). Заявка необходима для того, чтобы убедить грантодателя вложить деньги в  проект.  Заявка может быть изложена всего лишь на одной странице (если таковы требования фонда) или занимать много страниц. Она может быть написана в виде письма или более формального документа.

       Одна из важнейших частей заявки - титульный лист. Большинство рецензентов вначале читают лишь аннотацию, и если она нравится, переходят к чтению полной заявки. Поэтому аннотация должна быть предельно ясной, сжатой, конкретной и выразительной.

       Введение содержит сведения об организации-заявителе. Объясняет, кто подает заявку, кто будет выполнять проект и почему заявители - исполнители (в силу своей квалификации, опыта, убеждений, репутации и т.д.) наилучшим образом выполнят задачи проекта.

        Постановка проблемы описывает, почему возникла необходимость в выполнении проекта и как поставленная проблема соотносится с целями и задачами организации-заявителя. Формулировка проблем не должна отражать внутренние потребности организации. Широко распространена ошибка: многие заявители не понимают разницы между самой проблемой и путями ее решения.

Утверждения подобного рода не могут быть оценены количественно. Их главное назначение - показать тип проблемы, с которой имеет дело проект. Тем самым цели отличаются от задач.   

        Цели и задачи дают представление, каковы же будут итоги выполнения проекта. Цель - это во имя чего предпринимается проект. Задачи - конкретный эффект, достигнуть которого требуется в ходе выполнения проекта. Цели и задачи поставленной проблемы. Задачи и результаты поддаются количественной оценке. Из раздела должно быть ясно, что получится в результате выполнения проекта, какие изменения произойдут в существующей ситуации.

       Методы. Указываются мероприятия, которые необходимо провести для достижения намеченных результатов и для решения поставленных задач. Приводится схема организации работы по проекту и календарный план. Из раздела должно быть ясно, что будет сделано, кто будет осуществлять действия, как они будут осуществляться, когда и в какой последовательности, какие ресурсы будут привлечены.

       Оценка и отчетность. Из этого раздела должно быть ясно, как  предполагается определить в конце, достиг ли проект цели, и как будет контролироваться процесс выполнения проекта. В какой форме будет сделан отчет о проделанной работе и затраченных средствах.  

        Дальнейшее финансирование. Раздел объясняет, каким образом, за счет каких ресурсов заявитель надеется сохранить и расширить достижения данного проекта; убеждает грантодателя в том, что после израсходования средств гранта, найдутся ресурсы для поддержания данной инициативы. Раздел необходим, если предусматривается продолжение работ по проекту по окончании срока действия гранта.

        Бюджет (смета). Раздел содержит список всех ресурсов, необходимых для проведения планируемых мероприятий; отвечает на вопросы: сколько денег требуется от грантодателя; из каких источников будут получены все остальные требующиеся для выполнения проекта ресурсы, и на что они будут потрачены.

Бюджет, или смета расходов, - возможно, самая главная часть заявки. Не всегда требуется подробно описывать существующую проблему, не все доноры дотошно интересуются применяемыми методами, однако бюджет просматривают все. Разные фонды предъявляют разные требования к составлению бюджета. Частные фонды обычно запрашивают менее подробные сведения, чем государственные.

        Приложения включают дополнительные материалы, поясняющие содержание заявки. Пакет документов, подаваемый в фонд, обычно, кроме заявки, содержит еще сопроводительное письмо и приложения. Здесь обычно помещают материал, достаточно важный и полезный для проекта, но слишком подробный или громоздкий, чтобы помещать его в саму заявку.

        Материалы, описывающие вашу организацию, могут включать собственно описание организации, примеры прежних проектов, подборку цитат из прессы о прежней деятельности организации, подборку финансовых документов. В описании указываются: полное название организации, почтовый адрес, телефон, телефакс, адрес электронной почты и др.

       Помимо собственно описания организации фонд может затребовать ряд документов, характеризующих ее с финансовой стороны: результаты аудиторской проверки, подтверждение статуса неприбыльной организации, календарный (рабочий) план (таблица мероприятий проекта с указанием последовательности их выполнения и ответственного лица), список должностей (рабочих) обязанностей персонала и др.

§ 2 Виды и типы грантов

        С точки зрения периодичности проведения программы гранты делятся на:

  1.  разовые конкурсы - программы грантов, которые проводятся  один раз. Как правило, они направлены на достижение определенных целей или задач; 

    2) цикличные конкурсы - программы грантов, которые повторяются через определенные промежутки времени - один-два раза в год; 

    3)  постоянные конкурсы - программы грантов, которые не имеют определенных сроков подачи заявок на финансирование. Проекты рассматриваются по мере поступления; 

    4) конкурсы грантов либо проводятся благотворительными фондами самостоятельно, либо несколько организаций объединяются для совместного финансирования.

       Существует большое количество различных типов грантов. Перечислим основные из них:

  1.  гранты общей поддержки - благотворительная помощь, оказываемая неприбыльным организациям на поддержку их основной деятельности, обеспечение устойчивости и развития. 
  2.  гранты на программы или проекты - благотворительная помощь, предоставляемая на реализацию конкретного проекта или программы. 
  3.  гранты с частичным финансированием - вид благотворительной помощи, предполагающий обязательное привлечение дополнительных источников финансирования (другие донорские организации или собственные средства неприбыльной организации). 
  4.  капитальные гранты - благотворительная помощь, предоставляемая на капитальные затраты неприбыльной организации (приобретение недвижимости, ремонт, приобретение необходимого оборудования). 
  5.  корпоративные гранты - благотворительная помощь, которая оказывается неприбыльным организациям предпринимательскими структурами; либо гранты, предполагающие софинансирование проекта бизнесом. 
  6.  начальные гранты - благотворительная помощь, предоставляемая неприбыльным организациям на начальном этапе их развития (как правило, до 1 года) в целях обеспечения их устойчивости и институционального развития; либо гранты на создание новых организаций (новых направлений в рамках действующей организации). 
  7.  гранты в натуральной форме - благотворительная помощь, предоставляемая в виде материальных ценностей, а не денежных средств. 
  8.  перспективные гранты - благотворительная помощь, предоставляемая организации в размере, равном учредительному фонду организации, но выплачиваемая по частям (доля выплаты равна сумме доходов, которую получила бы организация за год, если бы учредительный взнос был сделан один раз). 
  9.  посреднические гранты - благотворительная помощь, предоставляемая спонсором для проведения социально ориентированной политики от его имени. 

  10) стимулирующие гранты - благотворительная помощь, составляющая определенный процент от необходимой суммы с целью ее стимулирования к дальнейшему обращению к донорам; либо средства, выделяемые на проведение кампаний по сбору средств для некоммерческих организаций. 

 11)  целевые гранты - благотворительная помощь, предоставляемая  целевым образом для осуществления конкретной деятельности.

      Из всех имеющихся в законодательстве случаев использования слова «грант» можно выделить следующие виды грантов:

      1) Грант как пожертвование. Пожертвование имущества юридическому лицу может, а не должно быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению (п. 3 ст. 582 НК РФ)14.  Этим вариантом не могут  воспользоваться многие некоммерческие организации, не перечисленные в ст. 582 НК РФ - ассоциации, союзы, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации и др. Безвозмездную передачу имущества в собственность таким организациям следует признавать простым дарением, которое не входит в перечень целевых поступлений, не включаемых в налоговую базу по налогу на прибыль.

      2)  Научный грант. Как писалось выше, полное определение гранта содержится в ст. 2 Федерального закона от 23.08.96 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Но это определение касается только научных грантов, и оно не применимо на практике из-за отсутствия решения Правительства о получении права на предоставление грантов.
     3)
 Благотворительный грант. Федеральный закон от 11.08.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» дает определение благотворительных грантов как благотворительных пожертвований, носящих целевой характер и предоставляемых гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной формах (ст.15). Однако понятие «благотворительный грант» не применимо к коммерческим организациям, и для целей налогообложения пожертвование является самостоятельным видом целевых поступлений15.

     4)  Государственные гранты. В российском законодательстве существует понятие государственных грантов. В ст. 17 Федерального закона от 19.05.95 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и в ст. 13 Закона РФ от 19.02.93 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» это одна из форм государственной поддержки общественных объединений в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ по их заявкам.
    5)  Президентские гранты. В некоторых нормативных актах слово «грант» используется как синоним стипендии. Например, гранты (стипендии) Президента РФ присуждаются талантливым журналистам в целях обеспечения их работы над общественно значимыми проектами (Указ Президента РФ от 09.01.97 № 5 «Об учреждении премии и грантов (стипендий) Президента Российской Федерации в области печатных средств массовой информации»).

     6) Бюджетная субсидия. С точки зрения ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, грант – это бюджетная субсидия, или субвенция.

Можно вывести следующие общие признаки гранта: безвозмездность, целевой характер, общественная полезность.

      Выводы по первой главе. Бюджетные поступления  не покрывают все реальные расходы социально-культурных учреждений.  Для  осуществления  полноценной деятельности учреждения в современных экономических условиях необходимо выработать правильную стратегию и тактику поиска дополнительных источников финансирования для их реализации в культурно-досуговой деятельности. В этом плане, участие в грантовых конкурсах является весьма перспективным вариантом дополнительного финансирования учреждений культуры. Необходимо знать, какие нормы предусматривает российское законодательство в отношении грантов и как избежать ошибок при заключении грантового договора. Это позволит грамотно оформить отношения с грантодателем. На практике гранты чаще всего предоставляются на основе проектных заявок в результате конкурсного отбора, почти всегда предполагают жесткую смету и строго контролируются. Поэтому при разработке проекта нужно обратить особое внимание на логику построения. Проект, в котором одни части (проблема, цели, задачи) не соответствуют другим (методы, результаты), заставляет задуматься о его реальности и необходимости, и способности автора его выполнить. Все в проекте должно быть строго взаимосвязано.

Глава II. Программа социологического исследования по изучению степени участия специалистов культурно - досуговых учреждений Республики Бурятия в проектной деятельности

§ 1. Проектная деятельность учреждений культуры Республики Бурятия в рамках участия в грантовых программах

          В настоящее время бюджетное финансирование учреждений культуры остается одной из главных форм поддержки сферы культуры и искусства. Однако затраты на  нужды учреждений составляют сравнительно небольшую часть от общего государственного бюджета.

          Одним из источников формирования денежных средств учреждений культуры, помимо поступлений от собственных платных услуг, могут быть средства, полученные в качестве грантов, которые выплачиваются как организациям, так и отдельным работникам культуры. Это является  распространенной формой прямой государственной поддержки.

Проектный способ преобразования культурной среды - необходимое условие модернизации и развития сферы культуры. Несмотря на трудности, возникающие при поиске дополнительных средств финансирования, есть учреждения культуры и искусства, которые этим энергично занимаются. Этот процесс не особо развит в малых городах и сельских районах, но такое направление как фандрайзинг находится на стадии активного развития и применения в деятельности некоммерческих организаций.

В Республике Бурятия проведена целенаправленная работа по реформированию сети муниципальных учреждений культуры в рамках реализации Федерального закона №83ФЗ от 08.05.2010 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». По итогам реформирования в 2010–2012 гг. из 890 муниципальных учреждений культуры была оптимизирована работа в 644 учреждениях, в том числе реорганизовано 378 учреждений культуры в рамках единых публично-правовых образований; полномочия по обеспечению деятельности 262 учреждений переданы с уровня сельских поселений на уровень районов и 4 учреждения культуры вошли в состав образовательно-культурно-спортивных комплексов.16 

       В республике с 2010 года функционирует система грантовой поддержки культуры. В настоящее время существует широкий перечень грантовых программ, с помощью которых стимулируется  профессиональный и творческий рост работников культуры, а значит, открываются возможности улучшить качество работы социально-культурных учреждений. Эти программы могут быть общей направленности (например, гранты Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства) или для конкретных типов учреждений культуры (грантовый конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире» фонда Потанина). Так, в 2013 году Шеметовой Н.Е. директору автономного учреждения культуры Республики Бурятия "Государственный республиканский центр эвенкийской культуры «Арун», на осуществление проекта по созданию сборника "Антология эвенкийской музыки" был присужден грант Президента РФ.

        Распоряжением Правительства Республики Бурятия ведущим театральным организациям, учреждениям культуры и искусства присуждены гранты на 2013 год.

        Для осуществления творческих проектов 5 грантов Правительства Республики Бурятия были предоставлены ведущим театральным организациям и 10 грантов - учреждениям культуры и искусств.

          В числе получателей грантов - Бурятский государственный академический театр оперы и балета им. Г.Ц. Цыдынжапова, Государственный русский драматический театр им. Н.А. Бестужева, Бурятский академический театр драмы им. Хоца Намсараева, Бурятский республиканский театр кукол «Ульгэр», Бурятский национальный театр песни и танца «Байкал». 
Также гранты предоставлялись музею истории города Улан-Удэ, информационному культурно-спортивному комплексу им. Д. Дамбаева Селенгинского района, культурно-досуговому центру Тарбагатайского района, культурно-информационному центру Баргузинского района, Централизованной библиотечной системе г. Улан-Удэ, центральной городской библиотеке им. И. Калашникова, Баунтовскому дому культуры, Иволгинскому методическому культурно-досуговому центру «Мир», театру народной музыки и танца «Забава», республиканским детско-юношеской библиотеке, центру народного творчества. 
       Так, культурно-информационный центр сельского поселения «Улюнское» Баргузинского района на средства гранта реализовали творческий проект «Фольклорный фестиваль-ярмарка «Ожерелье Янжимы». 
Централизованной библиотечной системой г. Улан-Удэ совместно с библиотекой им. И. Калашникова реализован проект «Создание электронного путеводителя по культурному туризму Бурятии - приложения для iPAD и смартфонов «Baikal Buryatia Digital» на русском и английском языках». 
Баунтовский дом культуры организовал фольклорный фестиваль-ярмарку «Межрегиональный фестиваль северных народов «Содани - богатырь» на территории района.

Среди фондов, финансируемых сферу культуры в Республике Бурятия, можно отметить благотворительный фонд «Эра». За время деятельности Фондом оказана финансовая поддержка учреждениям культуры, здравоохранения и образования, детским домам, спортивным школам и клубам, ветеранам, малоимущим семьям на сумму более 65,0 млн. руб. Деятельность фонда направлена на поддержку и реализацию программ и мероприятий, направленных на содействие духовному развитию человека в сферах просвещения, образования, науки, культуры, искусства.

Байкальский благотворительный фонд местного сообщества, средства которого формируются в основном из благотворительных пожертвований местных предпринимателей, в том числе учредителей именных фондов, носящих имя компаний или членов семей, частных пожертвований жителей Бурятии (программа помощи тяжело больным детям – «Не остуди свое сердце»), средств республиканского бюджета (гранты и субсидии, программа стажировок выпускников учебных учреждений), средств российских некоммерческих организаций и фондов (Партнерство фондов местных сообществ, операторы грантовых конкурсов Президента РФ).

§ 2. Социологическое исследование по изучению степени участия

культурно - досуговых учреждений  Республики Бурятия в проектной деятельности

В сложившихся условиях перед государственными организациями культуры встают задачи поиска различных внебюджетных источников дополнительного финансирования.

В настоящее время все большую популярность приобретают у специалистов социально-культурной сферы технологии проектирования. Они позволяют привлечь дополнительные средства для выполнения социальных задач, таких как проведение культурных, просветительных, досуговых мероприятий, изучение, сохранение и защиту национального культурного наследия. В то же время, отмечается не достаточно высокая степень овладения проектными технологиями специалистов социально-культурной сферы.

Данное исследование основано на предположении, что специалисты учреждений культуры не достаточно владеют технологией социокультурного проектирования и поэтому не всегда имеют возможность и способность участвовать в грантовых программах.  

В ходе исследования  путем анкетирования опрошено 25 специалистов учреждений культуры  г. Улан-Удэ и районных поселений и сел.

Отчет результатов социологического  исследования

Изменения, коснувшиеся в последнее время всех сторон экономической, политической, общественной жизни людей, процессы демократизации и духовно-нравственного обновления общества заставляют по-новому подойти к проблемам развития социально-культурной сферы. Становление рыночной системы диктует свои нормы и правила поведения, учет которых в повседневной практике учреждений данной сферы выступает как необходимое условие, помогающее обрести им достойное место в современной жизни, «выжить» в жесткой конкурентной борьбе.

        На вопрос: «Принимаете ли вы участие в конкурсах проектов?» 100% респондентов, работающих в городских и крупных районных учреждениях, выбрали положительный ответ. Что касается культурно-досуговых учреждений малых и отдаленных поселений, то здесь выявлена достаточно низкая активность участия в грантовых программах – в среднем 10-15%.

Это говорит о том, что специалисты сельских учреждений культуры в отличие от городских и районных, мало и плохо осведомлены о том, что существуют грантовые проекты и программы.

На вопрос: «С какого года вы принимаете участие в грантовых конкурсах?», ответы распределились так: с 1990 – 3%; с 1995 – 14%;  с 2000 – 17% ; с 2005 – 26%; с 2010 – 40% (Диаграмма 1).

Исходя из диаграммы, можно говорить о постепенном повышении участия учреждений в грантовых проектах с каждым годом.

Рассматривая количество заявок, которые учреждения подают на конкурс – их на самом деле не много, в среднем 1-2 заявки в год.

Мы интересовались тем, в каких программах учреждения и организации культуры и искусств, принимали  и принимают участие. Оказалось: в конкурсах на соискание грантов и премий Администрации г. Улан-Удэ в сфере культуры и искусства – 48%; в конкурсах,  организованных Министерством культуры РБ   на соискание Грантов Правительства Республики Бурятия – 65%; в конкурсе по реализации президентской программы «Сохранение и развитие культуры и искусства (2004-2007 годы)»  Министерства культуры Республики Бурятия – 13%; в конкурсах Благотворительного фонда «Эра» - 8%; в конкурсах Байкальского фонда местного сообщества – 37% (Диаграмма 2).


Респонденты считают, что выигравшие гранты имели определенный успех, потому что в них отмечены актуальность поставленной проблемы, а также неординарность замысла.

Абсолютно все учреждения культуры и искусств (100%) считают необходимым участие учреждений культуры в грантовых конкурсах.

Нужно отметить, что ведущие учреждения культуры считают, что  большинство КДУ Республики Бурятия не участвуют или неактивны в проектной деятельности. В качестве причин они отмечают: пассивность специалистов учреждений культуры  (69%); плохую информированность работников учреждений культуры о проектной деятельности (73%);  нежелание работников улучшить деятельность КДУ (21%); отдаленность КДУ от районных центров (географический признак) (43%) (Диаграмма 3).

Специалисты учреждений социально-культурной сферы утвердительно сказали, что нужно делать в такой ситуации - проводить обучение специалистов культуры в области проектной деятельности (100%); вести пропаганду о необходимости участия КДУ в грантовых программах (95%).

О существовании в культурно-досуговом учреждении проблем, которые решаются с помощью грантов – это  плохая материально-техническая база учреждения – ответило 88% респондентов; нехватка финансовых ресурсов на проведение культурно-досуговых мероприятий – 99% респондентов.

Те средства, которые были получены и вырученные в конкурсах грантов в учреждении, по утверждению респондентов пошли на улучшение материально-технической базы учреждения (87%); на проведение культурно-досуговых мероприятий (77%).

Выводы по исследованию.

Проведенное анкетирование работников учреждений социально-культурной сферы Республики Бурятия позволяет сделать некоторые выводы относительно их участия в проектной деятельности.

Уровень работы учреждений по грантовым заявкам можно оценить как удовлетворительный.

Учреждения культуры и искусств стараются улучшать уровень своей работы.

Специалисты учреждений культуры сельских и отдаленных поселений не обладают достаточными теоретическими  знаниями и практическим опытом в области привлечения внебюджетных источников финансирования, а именно – участии в грантовых программах.

        Проблемой в организации социально-культурной деятельности – слабая материальная и финансовая самостоятельность учреждений культуры. Это отражается на техническом оснащении культурных мероприятий, количестве форм деятельности и видов услуг, предоставляемых населению.

В современных условиях организация деятельности досуговых учреждений социокультурной сферы должна осуществляться,  основываясь на проектном методе.

Недостаток средств в учреждениях культуры – проблема постоянная, она влияет на качество и масштабы работы, моральное состояние коллектива, уровень зарплаты, техническое оснащение учреждений культуры и на многое другое, но все же она не является главенствующей, она не может парализовать окончательно деятельность учреждений культуры.

Стремление получить дополнительные источники финансирования  – это не основная деятельность учреждений культуры, это – средство работать лучше.  И в этом плане грантовые программы  являются важным направлением в работе каждого учреждения культуры.

Заключение

Изучив нормативную, учебную и периодическую литературу по проблеме, приходим к выводу, что тема курсовой работы действительно важна и актуальна, так как проблема государственного обеспечения культуры, и в первую очередь экономического, является одной из самых сложных проблем современной культурной политики, а финансирование отрасли является одной из центральных проблем управления культурной сферой.

В настоящее время финансовое положение сферы культуры в России остается  достаточно сложным. И по своему фактическому состоянию, и по возможным темпам роста и направлениям развития она не соответствует стандартам передовых стран.

Многое написано  о недостаточном финансировании культурной сферы, об "остаточном принципе" финансирования культуры и т.д. Чтобы исправить положение, нужно, прежде всего, улучшить финансовое обеспечение сферы культуры. Но проблема как была, так и остается, являясь по-своему специфически российской. Ни в одной развитой стране нет, и не может быть, таких проблем, ибо все понимают, что культура держится на мощной дотации государства - иначе она существовать не может.

Объективный характер убыточности подавляющей массы организаций культуры также превращает экономическую поддержку со стороны государства в фундаментальное условие их существования. Поэтому финансирование таких организаций должно обрести статус конституционных гарантий, отражаемых в бюджетных обязательствах государства.

Поскольку в современных российских условиях государство уходит от полной монополии на социально-культурную сферу, в регулировании социальных процессов все более значимо участвуют новые субъекты: негосударственные организации, общественные объединения и организации, частные лица.

Сложная ситуация в социокультурной сфере предполагает рационализацию государственных расходов в виде выделения их под конкретные программы и        проекты. Именно через реализацию соответствующих программ и проектов достигается изменение культурной ситуации в обществе.

       В данной работе было подробно изучено такое понятие, как «грант», грантовые программы в системе социально-культурной сферы, рассмотрены виды и типы грантов, поясняются правила подачи заявки.

      Социологическое исследование проектной деятельности учреждений культуры Республики Бурятия в рамках участия в грантовых программах показало,  что на данный момент наблюдается хорошая активность специалистов учреждений культуры в грантовых программах. Однако, существуют проблемы по реализации этого процесса в сельских учреждениях. Здесь сказывается недостаточное обеспечение информацией, отсутствие теоретических знаний и практического опыта в этой области. Делая выводы, нельзя не сказать о том, что сегодня просто необходимо организовать обучение работников культуры такому направлению, как фандрайзинг. Это значительно может улучшить деятельность социально-культурного учреждения, как финансовую, так и культурно-досуговую.

Список использованной литературы:

  1.  Алешкин А.И., Ильина А.А. Законодательное регулирование и государственная поддержка культуры // Культура: управление, экономика, право.- 2009.- № 1.
    1.  Асмолова М. Л. Искусство презентаций и ведения переговоров : учеб. пособие / М. Л. Асмолова ; Акад. народ. хоз-ва при Правительстве РФ, Фак. инновац.-техн. бизнеса. – М.: Риор.: ИНФРА-М, 2010. – 247 с.
    2.  Богачева О. Государственное финансирование сферы культуры и искусства (опыт индустриально развитых стран) // Вопросы экономики.- 2006.- № 10.
    3.   Богатырева Т.Г. Современная культурная политика и реформа сферы культуры в России // Социально-экономические процессы переходного периода.- М., 2008.
    4.  Борисенкова А. Охотники за грантами / А. Борисенкова // Платное образование. – 2007. – № 7/8. – С. 24 – 27.
    5.  Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ // СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3823.
    6.  Бюджетная система Российской Федерации: учебник / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- М: Юрайт, 2006.
    7.  Бюджетные организации: Бухучет и налогообложение" , 2007, №3.
    8.  Врублевская М.В. Бюджетная система Российской Федерации.- 3-е изд., испр. и перераб.- М.: Юрайт, 2008.
    9.   Государственные расходы и социально-экономическое развитие / Шахова Г.Я., Боженко И.П. // Финансы. - 2005.
    10.   Государственные финансы России / под ред. Л.И. Сергеева.- Калининград: Янтарный сказ.- 2004.
    11.   Еремян В.В., Ежевский Д.О. Правовое регулирование муниципальной культурной политики в современной России // Административное и муниципальное право.- 2008.- № 8.
    12.   Есаков В.А. Проблемы государственного обеспечения культуры // Российский следователь.- 2007.- № 10.
    13.   Жаркова  Л. С. Организация деятельности учреждений культуры : учебник / Л. С. Жаркова ; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – М. : МГУКИ, 2010.
    14.   Журавлева И.П. Как наиболее успешно составить конкурсную программу или заявку на грант / И. П. Журавлева // АртМаркетинг. – 2008. – № 1. – С. 54 – 59.
    15.   Золотова Л. Спонсорство и фандрайзинг в российской культуре: новейшие тенденции и обзор опыта / Л. Золотова // Культура: упр., экономика, право. – 2006. – №  1.
    16.   Игумнова О.В. Грант как источник формирования имущества некоммерческих организаций / О. В. Игумнова // Дом культуры. – 2008. – № 5.
    17.   Ильина Е. В. Восемь шагов к успеху, или что нужно сделать, чтобы получить грант / Е. В. Ильина // Справ. руководителя учреждения культуры. – 2012. – № 2.
    18.   Интернет ресурс: Audit-it.ru: 2005 г.
    19.   Конституция РФ // СПС Консультант Плюс.
    20.   Кошкина М. В. Негосударственные некоммерческие организации в сфере культуры и искусства / М. В. Кошкина. – М.: Композитор, 2002. – 188 с.
    21.   Куликова Ю.П. Фандрайзинг в сфере культуры / Ю. П. Куликова // Вестн. Томского гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. – 2012. – № 4.
    22.   Культура и рынок: современные тенденции: сб. ст. / сост. И. Г. Хангельдиева. – М.: Классика-ХХI, 2009.
    23.   Культурная политика и культурный менеджмент: коллективная моногр. / С.-Петерб. Гос. акад. театр. искусства; науч. ред. Н.К. Ваганова. – СПб.: Тип. Экстрапринт, 2003.
    24.   Куценко Е. Фандрайзинг или где найти средства? / Е. Куценко // Библиотека. – 2010.
    25.   Мак-Илрой Э. Культура и бизнес. Путеводитель по фандрейзингу: пер. с англ. / Э. Мак-Илрой ; науч. ред. М. Гнедовский; Ин-т культур. политики. – М. : Классика - XXI , 2010.
    26.   Набиуллин Т.Р. Формы и методы финансирования учреждений культуры и искусства / Т. Р. Набиуллин // Вестн. Казан. гос. ун-та культуры и искусств [Электронный ресурс]. – 2012. – № 3-2. – С. 80 – 84. http://elibrary.ru
    27.   «Огни Курумкана» - №37, 2012г.
    28.   Сорокина Н. В. Новые технологии управления: учимся фандрайзингу / Н. В. Сорокина // Справ. руководителя учреждения культуры. – 2008. – № 6. – С. 40 –47.
    29.   Справочник руководителя учреждения культуры. – 2004– № 3.
    30.   Тульчинский Г. Л. Менеджмент в сфере культуры : учеб. пособие / Г. Л. Тульчинский, Е. Л. Шекова. – изд. 3-е, стер. – СПб.: Лань: Планета музыки, 2007.-528 с.
    31.   Тульчинский Г. Л. Привлечение и аккумулирование финансовых средств. Фандрейзинг в сфере культуры. СПб., 1998.- 106 с.
    32.   Холодцова О. И. Гранты, фонды, конкурсы: большие возможности для библиотек / О. И. Холодцова // Вестн. Библ. Ассамблеи Евразии. – 2012. – № 4.
    33.   Шеина И. Фандрайзинг : поиск средств для общественных инициатив / И. Шеина // Библиотека. – 2013. – № 3.
    34.   Шекова Е. Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций : учебник / Е. Л. Шекова. – СПб.: Лань, 2004.- 192 с.
    35.   Электронная энциклопедия support@pandia.ru
    36.   http://ru.wikipedia.org/

 

 

 

Глоссарий

           Бюджет — (англ. budget — сумка) имеющая официальную силу, признанная или принятая роспись, таблица, ведомость доходов и расходов экономического субъекта за определенный период времени, обычно за год. Чаще всего Б. составляется для учета количества располагаемых и расходуемых денежных средств и их взаимного соответствия.            

            Благотворительность - оказание материальной помощи нуждающимся, как отдельными лицами, так и организациям; может быть направлена также на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (например, защита окружающей среды, охрана памятников культуры)  

             Грант (англ. grant) - вид субсидии; предоставляется организацией или частным лицом другой организации или частному лицу (как правило, в результате конкурсного отбора) для осуществления конкретных проектов в области науки, культуры, образования.

            Грантополучатель – человек или организация, которая является получателем гранта.

    Доноры (грантодатели, благотворители) - частные лица или организации, которые делают пожертвования, рассматривают заявки на грант и предоставляют (дают) гранты.

             Заявка – письменное обращение с просьбой о выделении гранта. Как коммерческая организация составляет бизнес–план с целью убедить вкладчиков поместить деньги в дело, так заявка необходима для того, чтобы убедить грантодателя (благотворителя) вложить деньги в  ваш проект. Заявка представляет программу, которую Вы создали.       

             Инвестор (англ. investor - вкладчик) - юридическое или физическое лицо, осуществляющее инвестиции, вкладывающее собственные заемные или иные привлеченные средства в инвестиционные проекты.     

            Меценатство - материальная поддержка деятелей литературы и искусства, осуществляемая в порядке личной инициативы отдельными представителями.                                                                                                    

    Организация-заявитель – организация, от имени которой подается заявка в фонд. Чаще всего она же является  и организацией-исполнителем.

   Организация-исполнитель – организация, выполняющая проект. 

   Пожертвование - безвозмездная передача вещи или права в общеполезных целях. Могут делаться гражданам, лечебным, социальной защиты, воспитательным, благотворительным, научными и учебным учреждениям, фондам, музеям, общественным и религиозным организациям

  Проект -  

1) разработанный план устройства чего-либо;

2) предварительный текст какого-нибудь документа;

3) замысел.

Проект подразумевает разовость и этапность, учет изменяющихся факторов, описывает конкретные результаты, которые можно измерить, подробно описывает последовательность действий, методы и механизм оценки реализации и результатов.

      Проект  - это идея, реализуемая в процессе, дающем определенные результаты.

      Реализация ( лат. realis - вещественный) - проведение в жизнь чего-либо. Применительно к экономике - продажа товара, возмездное оказание услуги.

      Ресурсы экономические - источники и средства обеспечения производства, состоящие в том числе из природных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов.

      Рецензент - автор рецензии.

      Спонсорство - участие физического или юридического лица, чья коммерческая деятельность находится вне медиаиндустрии, в прямом или косвенном финансировании СМИ, с целью содействия известности имени, торговой марки или имиджа этого лица.

       Субсидия (от subsidium — помощь, поддержка) — пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти, другим государствам.

       Фандра́йзинг - процесс привлечения денежных средств и иных ресурсов организацией (преимущественно некоммерческой) с целью реализации как определённого социального проекта, так и серии проектов, объединенных одной общей идеей или же «вектором движения».       

      Финансирование - обеспечение денежными ресурсами текущих затрат и капитальных вложений; осуществляется за счет собственных средств предприятия, государства, привлеченных, заемных и других средств.

       Фонд — (лат. fondus — основание) — 1) запас, накопление денежных средств, денежный капитал; 2) денежные и материальные средства, сосредоточенные с целью использования их для определенных целей (например, Ф. заработной платы); 3) организация, учреждение, созданные для оказания содействия определенным видам деятельности, социальным группам людей (благотворительные, научные, культурные и т.п. Ф.).

Приложение

Анкета

по исследованию участия культурно - досуговых учреждений Республики Бурятия в проектной деятельности

Уважаемые коллеги!

Просим Вас ответить на предложенные вопросы анкеты, которые помогут нам выработать рекомендации по изучаемой проблеме. Просим Вас внимательно прочитать вопрос и выбрать значимый для Вас вариант ответа, обозначив его галочкой.

Заранее благодарим Вас за откровенные ответы!

Название КДУ:___________________________________________________

  1.  Принимаете ли вы участие в конкурсах проектов

(отметить выбранный ответ):

а) да;

б) нет?

3. Если нет, то почему (отметить выбранный ответ):

а) не знаете, как это делать;

б) используете другие внебюджетные источники финансирования в своем учреждении;

в) ваш вариант?___________________________________________

4. С какого года вы принимаете участие в грантовых конкурсах?_____________

5. Сколько заявок в год вы подаете?_________________________

6. Перечислите программы, в которых вы принимали участие?_______________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Сколько ваших проектов выигрывало за последние 5 лет?_________________

8. Как вы считаете, почему именно эти проекты имели успех

(отметить выбранный ответ):

а) актуальность поставленной проблемы;

б) неординарность замысла;

в) ваш вариант?_________________________________________________

9. Считаете ли вы необходимым участие учреждений культуры в грантовых конкурсах (отметить выбранный ответ):

а) да;

б) нет;

 в) не знаю?

10. Согласны ли вы с мнением, что большинство КДУ Республики Бурятия не участвуют или неактивны в проектной деятельности: 

(отметить выбранный ответ)

 а) да;

 б) нет;

в) не знаю?

11. Если да, то укажите причину (отметить выбранный ответ):

 а) пассивность специалистов учреждений культуры;

 б) плохая информированность работников учреждений культуры о проектной деятельности;

 в) нежелание работников улучшить деятельность КДУ;

 г) отдаленность КДУ от районных центров (географический признак);

 д) ваш вариант?__________________________________________________

12. Что нужно делать в такой ситуации (отметить выбранный ответ):

  а) проводить обучение специалистов культуры в области проектной деятельности;

  б) вести пропаганду о необходимости участия КДУ в грантовых программах;

  в) ваш вариант?_________________________________________________

13. Может ли дать положительные результаты обучение специалистов культуры в области проектной деятельности (отметить выбранный ответ): 

   а) да;

   б) нет, почему?___________________________________________________

14. Существуют ли в вашем КДУ проблемы, которые вы решаете с помощью участия в грантовых конкурсах (отметить выбранный ответ):

   а) да;

   б) нет?

15. Если да, то какие (отметить выбранный ответ):

    а) плохая материально-техническая база учреждения;

    б) нехватка финансовых ресурсов на проведение культурно-досуговых мероприятий;

    в) ваш вариант?__________________________________________________

16. Сколько лет работники вашего учреждения занимаются проектной деятельностью?_____________________________________________________

17. Какой проект(ы) получил наибольшую финансовую поддержку?___________________________________________________

18. Кем был поддержан этот проект (ы)?___________________________________________________________

19. На что идут средства, вырученные в конкурсах грантов в вашем учреждении (отметить выбранный ответ):

 а) на заработную плату работникам;

 б) на улучшение материально- технической базы учреждения;

 в) на проведение культурно-досуговых мероприятий;

 г) ваш вариант?______________________________________________

20. Ваше мнение (отметить выбранный ответ):

 а) проектная деятельность актуальна при сегодняшнем экономическом положении учреждений культуры;

  б) эта деятельность постепенно теряет свое значение и уступит место другим дополнительным источникам финансирования?

1Тульчинский Г.Л.  «Фандрейзинг: привлечение средств на некоммерческую деятельность» - Спб: Справочники Петербурга, 2006.- 32с.

2 Игумнова О.В. Грант как источник формирования имущества некоммерческих организаций / О. В. Игумнова // Дом культуры. – 2008. – № 5. – С. 25 – 29.

3 Куликова Ю.П. Фандрайзинг в сфере культуры / Ю. П. Куликова // Вестн. Томского гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. – 2012. – № 4. – С. 32 – 39.

4 Жаркова  Л. С. Организация деятельности учреждений культуры : учебник / Л. С. Жаркова ; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – М. : МГУКИ, 2010. – 396 с.

5 Куценко Е. Фандрайзинг или где найти средства? / Е. Куценко // Библиотека. – 2010. – № 10. – С. 43 – 46.

6 Холодцова О. И. Гранты, фонды, конкурсы : большие возможности для библиотек / О. И. Холодцова // Вестн. Библ. Ассамблеи Евразии. – 2012. – № 4. – С. 69 – 76.

7 Ильина Е. В. Восемь шагов к успеху, или что нужно сделать, чтобы получить грант / Е. В. Ильина // Справ. руководителя учреждения культуры. – 2012. – № 2. – С. 47 –55.

8 Справочник руководителя учреждения культуры. – 2004– № 3. – С.66-72

9 Тульчинский Г. Л. Привлечение и аккумулирование финансовых средств. Фандрейзинг в сфере культуры. – СПб: СПб ГАК, 1998. – 106 с.

10 Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".

11 Audit-it.ru: 2005 г. 

12 "Бюджетные организации: Бухучет и налогообложение" , 2007, №3.

13 Электронная энциклопедия support@pandia.ru

14 Справочник руководителя учреждения культуры. – 2004– № 3. – С.66-72

15 Справочник руководителя учреждения культуры. – 2004– № 3.

16 «Огни Курумкана» - №37, 2012г.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
21363. Применение современных форм, методов и средств социально-культурной деятельности в практике различных учреждений культуры 42.1 KB
  Социальная значимость проблемы состоит в том, что современный технологический процесс социально-культурной деятельности решает многогранные задачи – прежде всего отдыха, воспитания и культурного образования и, по сути своей, формирует и развивает личность. Кроме того, современные формы, методы и средства социально-культурной деятельности должны помочь человеку восстанавливать себя как трудовую единицу, оздоравливать его физически и психологически
15657. ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРАКТИКЕ РАЗЛИЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ 446.29 KB
  Понятие и виды форм методов и средств социально-культурной деятельности. Современные тенденции в применении форм методов и средств социально-культурной деятельности в практике различных учреждений культуры.
17261. Педагогические условия формирования социально-педагогического сопровождения практической подготовки специалистов для учреждений дополнительного образования 128.61 KB
  Коренные преобразования в социально-экономической жизни общества определили новые требования к качеству образовательного результата в нашей стране вызвали к жизни процессы диверсификации образования децентрализации системы управления изменили взгляды на ценности и цели парадигму образовательной деятельности. Актуальность данного исследования определяется потребностью практики образования в компетентном осуществлении прикладных исследований создания разработок позволяющих педагогу получить знания о новом образовательном продукте и...
2669. Психологическое консультирование как один из видов психологической помощи 42.1 KB
  Психологическая помощь область практического применения психологии ориентированная на повышение социально психологической компетентности людей. Согласно определению принятому Советом Правления АСА США в октябре 1997 года профессиональное консультирование представляет собой применение принципов психической гигиены психологии развития человека в ходе когнитивных аффективных
939. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ УЧРЕЖДЕНИЙ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ 717.29 KB
  Содержание образования как один из определяющих факторов экономического и социального прогресса общества ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее развития и самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового, социального, демократического государства
12802. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности 788.55 KB
  В решении этих проблем ведущее место естественно принадлежит базовым научным дисциплинами педагогике и психологии целью которых в данном случае является психолого-педагогическое обеспечение как профессиональной так и непрофессиональной любительской социально-культурной деятельности.
1194. Управление социально-культурной сферой в Красноярском крае 53.67 KB
  Органы управления социально-культурной сферой Красноярского края. Основные показатели социально-экономического развития Красноярского края в социально-культурной сфере. Конституция Российской Федерации провозглашает ее социально-ориентированным государством призванным обеспечить достойную жизнь и свободное развитие каждого человека. Предмет исследования – государственное управление социально-культурной сферой на примере Красноярского края. Органы управления...
4788. Влияние технологий социально-культурной деятельности на процесс формирования мотивации младших школьников к обучению 204.91 KB
  Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе...
17312. Управление внутренними делами. Безопасность личности, общественный порядок и общественная деятельность как социально-правовые категории сферы управления внутренними делами 21.98 KB
  Понятие и основные элементы общественного порядка и общественной безопасности. Соотношение общественного порядка и общественной безопасности с другими сферами жизнедеятельности. Общественная безопасность как социально-правовые категории сферы управления внутренними делами
21178. Организация государственного управления в культурной сфере 40.34 KB
  Основные направления государственной политики в сфере культуры. Недаром приглашая международную делегацию сторона-хозяйка стремиться показать самые яркие особенности традиционной культуры тем самым привлекая и располагая к себе дипломатических гостей. Понимая значимость развития культуры перед государством стоит главный вопрос каким образом осуществлять процесс управления в социальной - культурной сфере так обеспечить коммуникативную...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.