Социально-политические взгляды Сократа

Принципиальным критиком софистов был Сократ 469-399 гг. Сократ не излагал свои взгляды в письменной форме он высказывал их в устных беседах. Споря с софистами Сократ вместе с тем воспринял ряд их идей и по-своему развил начатое ими просветительское дело.

2014-08-04

7.05 KB

30 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Социально-политические взгляды Сократа.

Принципиальным критиком софистов был Сократ (469-399 гг. до н. э.) - одна из интереснейших и популярнейших фигур в духовной истории человечества. Уже при жизни он был признан дельфийской пифией мудрейшим из всех людей. Сократ не излагал свои взгляды в письменной форме, он высказывал их в устных беседах. О них мы знаем лишь по сохранившимся сочинениям его учеников и современников, прежде всего Платона и Ксенофонта. Споря с софистами, Сократ вместе с тем воспринял ряд их идей и по-своему развил начатое ими просветительское дело. Как и софисты, Сократ различал естественное право и закон полиса, но в отличие от них он считал, что и естественное право, и полисный закон восходят к разумному началу. Своим понятийным подходом Сократ стремился отразить и сформулировать именно эту разумную природу нравственных, политических и правовых явлений. На этом пути он пришел к выводу о тождестве разумного, справедливого и законного.

Политический идеал Сократа можно выразить в виде следующего принципа: править должны знающие. Сам он говорил об этом так: "Цари и правители не те, которые носят скипетры, не те, которые избраны известными вельможами, и не те, которые достигли власти посредством жребия или насилием, обманом, но те, которые умеют править".

В соотношении с благом как результатом действия по знанию, зло есть недоразумение, следствие проступков, совершенных по неведению. Следовательно, добро и зло, по концепции Сократа, не два различных и автономных начала, как это имеет место, например, в поучениях Зороастра о борьбе света и тьмы или в христианской доктрине о борьбе Бога и дьявола. У Сократа добро и зло - следствие наличия или отсутствия одного и того же начала, а именно - знания. Только под руководящим началом и управлением разума здоровье, сила, красота, богатство, храбрость, щедрость и т.п. используются во благо; иначе они принесут не пользу, а вред.

Нравственная организация полисной жизни также невозможна без законов, как невозможны и законы вне полиса; законы и есть, в трактовке Сократа, сами устои полиса.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
3181. Социально-политические взгляды Ф. Гвиччардини 7.17 KB
  Гвиччардини Гвиччардини Guiccirdini Франческо 6. критиковал лицемерие монашества папство церковь предлагал проект замены религии взаимоотношениями добрососедской выгоды Политические идеи Гвиччардини совсем иные. При оценке Гвиччардини следует учесть также что он был младшим современником Макиавелли. Все эти новые моменты ярко отразились в исторических трудах и в политических взглядах Гвиччардини.
3180. Политические взгляды А.Д.Кантемира 19.46 KB
  Кантемир является выразителем настроений той зарождавшейся дворянской интеллигенции учёной дружины Плеханов которая создавалась в эпоху петровских реформ и чрезвычайно живо ощущала наступившую после смерти Петра реакцию. В творчестве этой интеллигенции Прокопович Татищев Кантемир и др. В творчестве Кантемира с особой силой проявляются элементы просветительства выражающиеся как в проповеди просвещения так и в нападках на тёмные стороны жизни тогдашнего...
3070. Общественно-политические взгляды Мюнцера 7.34 KB
  Высоко оценивая деятельность и программу Мюнцера, Энгельс характеризовал неудачу с осуществлением этой программы в одном из городов Германии как трагичную и гибельную для любого политического вождя попытку осуществить идеи, для реализации которых нет общественно-исторических условий.
3418. Политические взгляды Ивана Грозного 30.15 KB
  Ее содержание заключалось в утверждении правомерности неограничен ной верховной власти обеспечивающей реализацию полнейшего самовластья ее носителем. В Послании к шведскому королю Иван IV подчеркивает значение своего царского величия именно законностью происхождения власти русских князей и наследственным получением царского венца самим Иваном поэтому он и считает себя выше своего адресата поскольку прародители шведского короля на престоле не бывали. Значение царской власти он поднял на недосягаемую высоту. Такое понимание царской власти...
2913. Политические взгляды французских материалистов эпохи Просвещения (К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро) 9.98 KB
  Дидро Важнейшими представителями французского материализма XVIII в. Дидро К. Дидро Гольбах и Гельвеций стояли на позициях передовых демократически настроенных слоев буржуазии в антифеодальном лагере. Денни Дидро 1713-1784 руководил изданием знаменитой Энциклопедии ставшей своеобразным печатным органом французских просветителей.
15827. Социально-философские взгляды И.А. Ильина 36.03 KB
  Но во всем этом удивительном многообразии можно уловить нечто общее то что буквально пронизывает всю его деятельность. Несмотря на то что диссертация была представлена на звание магистра Ивану Александровичу были присуждены сразу две степени магистерская и докторская. Во всяком случае Ильина не трогали полагая что своей пропагандой антикоммунизма он льет воду на мельницу фашизма. Некоторое время ему даже казалось что фашистское движение в чем-то оправдано: люди говорил он ищут волевого и государственного выхода из тупика безволия.
2946. Социально – политические идеи Просвещения 7.63 KB
  Философия и идеология Просвещения представляют особый период в историческом развитии европейской мысли XVIII века. Большое значение деятели Просвещения придают образованию монархов государей руководителей государств полагая что просвещенные правители обязательно внедрят принципы разума в повседневную жизнь своих подданных. Идейные течения Просвещения отражали процесс становления и укрепления капиталистических общественных отношений.
3141. Социально-политические воззрения Д. Юма. Верноподданство в его трактовке 9.66 KB
  В обсуждении путей общественных реформ выступил основательным защитником опыта и традиции против претензий разума на лидерство в таких вопросах тем самым ставил под сомнение и главный онтологический тезис теории естественного права. В отношении юриспруденции Юм также высказывал свои сомнения относительно реализуемости претензий разума быть фундаментом и наставником на пути созидания нового общества. Ограничивая возможности и претензии разума притязаниями опыта и традиций Юм считал что лишь эти притязания способны к выживанию и поэтому лишь...
3193. Социально-политические идеалы средневековых еретических движений 7.67 KB
  Принято различать раннехристианские и средневековые ереси. Все эти ереси были массовыми движениями плебейскокрестьянского или бюргерского характера направленными против папства и феодализма. существовали мистические ереси. Основоположник иоахимитской ереси монах Иоахим Флорский и его последователи считали что церковь разложилась и вместе с существующим миром должна быть осуждена.
20291. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ МИГРАНТОВ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ 1.13 MB
  Теоретические основы миграции особенности миграционных процессов в России. Мигрант как потенциальный гражданин России. И мы все чаще сегодня слышим риторические вопросы типа: Нужны ли России мигранты Возможно ли с их помощью решить отечественные демографические проблемы Какие опасности несут россиянам растущие миграционные потоки и т. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи: - выявить причины и сущность трудовой иммиграции в Россию; - на основе статистических данных проанализировать формы...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.