Принципы и методы санитарно-просветительной работы с населением. Особенности работы с детьми и родителями, мед. работниками

Подробно разбираются особенности санпросветработы с детьми различного возраста родителями медицинскими работниками и педагогами. Студенты знакомятся с основным материальным обеспечением проведения санпросветработы на примере оборудования и оснащения типовой и приспособленных комнатах гигиены и профилактики размноженных памяток и листовок и других средств наглядной и познавательной агитации. Дифференциация должна осуществляться и при проведении санпросветработы. Однако повышение качества пропаганды позволяет усилить эффект пассивной формы...

2014-08-04

18.69 KB

47 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


PAGE  3

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия № 14

по разделу «Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний» 

кафедры стоматологии детского возраста ОмГМА (IV семестр).

Тема: Принципы и методы санитарно-просветительной работы с населением. Особенности работы с детьми и родителями, мед. работниками. Составление бесед и лекций (раздача бесед, лекций, памяток).

Цель:  Разработать методы санитарно-просветительной работы. Обучить студентов рациональным приемам гигиены полости рта, усвоить методические приемы обучения  гигиене полости рта различных групп населения.

Место занятия: Комната гигиены и профилактики ГКСП №1.

Материальное обеспечение: Типовое оснащение комнаты гигиены, таблицы, планшеты, правила чистки зубов, крупные модели челюстей, демонстрационная зубная щетка, красители.

Продолжительность занятия: 3 часа (117 мин).

План занятия

Этапы занятия

Оборудование

Учебные пособия и средства контроля

Место

Время

в мин.

1. Проверка исходных данных.

План содержания занятия. Ноутбук.

Контрольные вопросы и задачи, таблицы, презентация.

Комната гигиены (поликлиники).

20

2. Решение клинических задач.

Ноутбук, таблицы, памятки, листовки.

Бланки с контрольными ситуационными задачами. Тексты лекций и бесед, составленные студентами.

— || —

74,3%

3. Подведение итогов занятия. Задание на следующее занятие.

Лекции, учебники,

дополнительная литература, методические разработки.

— || —

10

Содержание занятия

Занятие начинается с инструктажа преподавателя о содержании и целях занятия. В ходе опроса выясните исходный уровень знаний студентов. Преподаватель знакомит студентов с целями и задачами гигиенического воспитания населения в комплексе профилактических мероприятий. На наглядных клинических примерах по редукции кариеса доводит сведения о месте и значении гигиенического воспитания, знакомит со структурой этого раздела профилактики. Далее путем вопросов и ответов студентов выясняются знания о роли, месте, последовательности проведения санитарно-просветительной работы в различных коллективах. Акцентируется внимание на активных и пассивных формах работы, особенности их проведения в организованных и неорганизованных коллективах. Подробно разбираются особенности санпросветработы с детьми различного возраста, родителями, медицинскими работниками и педагогами. Студенты знакомятся с основным материальным обеспечением проведения санпросветработы на примере оборудования и оснащения типовой и приспособленных комнатах гигиены и профилактики, размноженных памяток и листовок и других средств наглядной и познавательной агитации.

Санитарно-просветительная работа в различных детских коллективах является весьма сложной задачей. Целью этого раздела гигиенического воспитания является выработка у населения убеждения в необходимости соблюдения правил здорового образа жизни на основе научных знаний, причин заболеваний, методов их предупреждения и поддержания организма в здоровом состоянии. Санитарно-просветительная работа предшествует и сопутствует обучению гигиене полости рта, фундаментом которого она является. Только от убежденного в необходимости гигиены человека можно ожидать неуклонного и постоянного выполнения всех её требований, закрепления их в полезную привычку.

Санитарно-просветительная работа в своей основе должна опираться на два основных направления: пропаганда медицинских знаний о профилактике и агитация за соблюдение правил  и методов здорового образа жизни.

При проведении профилактики не нужно забывать, что ею может и должно быть охвачено не только организованное детское население, но и неорганизованное, посещающее в индивидуальном порядке  лечебные учреждения. В зависимости от этого дифференцируются методы и средства одного из разделов профилактики – гигиенического воспитания населения. Дифференциация должна осуществляться и при проведении санпросветработы. Прежде всего, необходимо четко подразделять активные и пассивные формы работы и точки их приложения. К активным формам относят методы непосредственного общения медицинских работников (стоматологов) с населением – проведение уроков здоровья, бесед, выступлений, лекций, докладов. К пассивным формам относятся издания научно-популярной литературы, статей, листовок, памяток, плакатов, санбюллетеней, проведение выставок, показ кинофильмов и др. Между этими формами имеется тесная взаимосвязь.

Преимуществом активных форм работы является непосредственная взаимосвязь и взаимодействие специалистов и населения, что обеспечивает наибольший эффект воздействия на аудиторию. В свою очередь, пассивные методы работы не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время и на неограниченную аудиторию. Недостатком её является отсутствие обратной связи между специалистами и населением. Однако, повышение качества пропаганды позволяет усилить эффект пассивной формы санпросветработы.

Беседы и уроки здоровья для детей должны быть строго дифференцированы по целям и содержанию в зависимости от возраста детей. Эти беседы (занятия) удобнее всего проводить с классом (группой). В возрасте 2 – 4 лет они носят игровой характер, должны воздействовать на эмоциональную сферу и заинтересованность детей и ни в коем случае не включать поучительные и убеждающие интонации. В возрасте 5 – 7 лет беседы носят несколько иной характер. Учитывая, что в этом возрасте дети уже встречались со стоматологическими вмешательствами и знают азы ухода за полостью рта, беседу с группой следует начать с объяснения о необходимости сохранять зубы здоровыми и что для этого нужно делать. В беседах имеет смысл коснуться значения питания, особенно очищающего полость рта. В школах санитарно-просветительная работа проводится в форме уроков здоровья и требует иного подхода. Урок здоровья продолжительностью 45 минут обычно включает и элементы второго раздела гигиенического воспитания – обучения методам гигиены полости рта.

Контрольные вопросы для выявления исходных знаний студентов:

 

  1.  Какова роль медицинских знаний населения в профилактике стоматологических заболеваний?
  2.  Каковы основные пути и способы получения медицинских знаний населением?
  3.  Каковы главные активные методы санпросветработы с населением? Основные преимущества активных методов санитарного просвещения?
  4.  Каковы методы пассивной санитарно-просветительной работы с населением? Их преимущества и недостатки.
  5.  Какая взаимосвязь между информацией, значениями, убеждениями и навыками? Каковы пути и способы их воспитания?
  6.  Каковы особенности методов санпросветработы с детьми?
  7.  Какова роль наглядной агитации, игровых ситуаций в санпросветработе? Каковы основные правила и условия их использования?
  8.  В чем состоит комплексный подход к санпросветработе с детьми? Её цели и задачи.

Схема ориентировочной основы действия –

подготовки и проведения основных методов работы санитарного просвещения с населением

Этапы проведения

Средства и условия проведения

Критерии, формы контроля и самоконтроля

1. Выяснение характера аудитории

Получение предварительных сведений о месте проведения санпросветработы, составе, профессии, интересах аудитории.

2. Выбор формы и метода санпросветработы.

Знание психологических и др. особенностей контингента для санпросветработы.

Выбор формы и метода санпросветработы должен соответствовать знаниям, образованию, возрасту, психологии, особенностям воспитания аудитории.

3. Составление плана беседы (выступления), листовки, бюллетеня.

Знание принципов составления бесед и др.

План предусматривает введение, основную часть и заключение, правильное соотношение между ними.

4. Составление текста (конспекта), беседы (выступления), листовок и др.

Текст должен сочетать доступность изложения, научность, быть логичным, последовательным, легким для чтения и восприятия.

5. Выбор приемов и средств для использования в беседе (выступлении, листовке и др.) с целью воздействия на чувства и эмоции аудитории.

Учет особенностей восприятия  аудитории  (возраст, образование и др.). Подготовка наглядной информации, агитации и средств наглядности.

Средства и приёмы должны воздействовать на эмоции и чувства аудитории, быть яркими, образными, запоминающимися

6. Составление окончательного варианта беседы (выступления, листовки и др.), репетиция проведения работы.  

Они должны сочетать достаточное воздействие как на paзум, так и на чувства аудитории.

7. Проведение беседы (выступления, доклада),

выставка пассивных форм санпросветработы.

Подготовка помещения аудитории, средств для демонстрации, таблиц, слайдов и др. Выбор места для размещения

пассивных средств санпросветработы.

Реакция аудитории на беседу, на беседу, наличие вопросов, интереса, высказываний о предмете санпросветработы.

8. Выяснение эффективности проведенной санпросветработы.

Выбор нескольких лиц методом случайной выборки.

Опрос аудитории.

Ситуационные  задачи

  1.  Каким образом можно узнать состав интересы, уровень знаний, образования, подготовленность аудитории для санпросветработы? Как это можно сделать заранее, предварительно?
  2.  На прием к стоматологу привели 3-х летнего ребенка, не умеющего ухаживать за полостью рта. Каким образом Вы построите беседу с ним? Будете ли привлекать к беседе мать ребенка?
  3.  В первом классе школы Вам предстоит беседа о необходимости  и правилах гигиены полости рта. Как Вы ее назовете? Какие наглядные пособия будете использовать?
  4.  Необходимо провести беседу с мальчиком 9 лет, плохо ухаживающего за полостью рта. Как вы построите такую беседу? Какие будете использовать средства?
  5.  Вам предстоит выступать на уроке здоровья перед учащимися 8-го   класса. Как Вы назовете беседу? Каким образом ее построите? Какие средства агитации примените? Какие используете приемы в Вашем выступлении?
  6.  Вами составлена листовка об уходе за полостью рта у детей. В ней использованы такие термины – заболеваемость, поражаемость кариесом, интенсивность поражения, индекс КПУ, болезни пародонта, индекс ПМА, индекс гигиены, состояние гигиены, уход за полостью рта, рецидив кариеса, очаговая деминерализация, начальное кариозное поражение? Какие из указанных выше терминов допустимы, какие нежелательны и какие из них должны быть исключены из текста, листовки? Чем их можно заменить?
  7.  Вам предстоит публичное выступление о гигиене полости рта в Университете здоровья? Как вы его назовете? Какие средства и приемы используете в нем? Как необходимо готовиться к выступлению в такой аудитории?
  8.  Вы готовите класс к проведению профилактики стоматологических заболеваний. С какими группами заинтересованных лиц Вам надо провести санпросветработу? Каковы её цели и задачи с каждой группой?

Список литературы для подготовки к занятиям по разделу

«Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний» 

кафедры стоматологии детского возраста ОмГМА (IV семестр).

Учебно-методическая литература (основная и дополнительная с грифом УМО), в том числе подготовленная на кафедре, электронные учебные пособия, сетевые ресурсы:

Профилактический раздел.

А.   ОСНОВНАЯ.

  1.  Детская терапевтическая стоматология. Национальное руководство: [с прил. на компакт-диске] / ред.: В.К.Леонтьев, Л.П.Кисельникова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 890с. : ил.- (Национальный проект «Здоровье»).
  2.  Канканян А.П. Болезни пародонта (новые подходы в этиологии, патогенезе, диагностике, профилактике и лечении) / А.П. Канканян, В.К.Леонтьев. - Ереван, 1998. – 360с.
  3.  Курякина Н.В. Стоматология профилактическая (руководство по первичной профилактике стоматологических заболеваний) / Н.В.Курякина, Н.А. Савельева. – М.: Медицинская книга, Н.Новгород: Издательство НГМА, 2003. - 288с.
  4.  Курякина Н.В. Терапевтическая стоматология детского возраста / под ред. Н.В.Курякина.  – М.: Н.Новгород, НГМА, 2001. – 744с.
  5.  Лукиных Л.М. Лечение и профилактика кариеса зубов / Л.М.Лукиных. -  Н.Новгород, НГМА, 1998. - 168с.
  6.  Первичная стоматологическая профилактика у детей. / В.Г. Сунцов, В.К.Леонтьев, В.А. Дистель, В.Д.Вагнер. – Омск, 1997. - 315с.
  7.  Профилактика стоматологических заболеваний. Учеб. Пособие /Э.М.Кузьмина, С.А.Васина, Е.С. Петрина и др. – М., 1997. – 136с.
  8.  Персин Л.С. Стоматология детского возраста /Л.С. Персин, В.М. Емуарова, С.В. Дьякова. –   Изд. 5-е переработанное и дополненное. – М.: Медицина, 2003. - 640с.
  9.  Справочник по детской стоматологии: пер. с англ. / ред. А.Камерон, Р.Уидмер. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2010. – 391с.: ил.
  10.  Стоматология детей и подростков: Пер. с англ. / под ред. Ральфа Е. Мак-Дональда, Дейвида Р. Эйвери. - М.: Медицинское информационное агентство, 2003. – 766с.: ил.
  11.  Сунцов В.Г. Основные научные работы кафедры стоматологии детского возраста / В.Г. Сунцов, В.А.Дистель и др. - Омск, 2000. - 341с.
  12.  Сунцов В.Г. Применение лечебно профилактических гелей в стоматологической практике /под ред. В.Г. Сунцова. - Омск, 2004. – 164с.
  13.  Сунцов В.Г. Стоматологическая профилактика у детей (руководство для студентов и врачей) / В.Г.Сунцов, В.К.Леонтьев, В.А.Дистель. – М.: Н.Новгород, НГМА, 2001. – 344с.
  14.  Хамадеева А.М., Архипов В.Д. Профилактика основных стоматологических заболеваний / А.М.Хамдеева, В.Д.Архипов. - Самара, СамГМУ – 2001. – 230с.

Б. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ.

  1.  Васильев В.Г. Профилактика стоматологических заболеваний (Часть 1). Учебно-методическое пособие / В.Г.Васильев, Л.Р.Колесникова. – Иркутск, 2001. – 70с.
  2.  Васильев В.Г. Профилактика стоматологических заболеваний (Часть 2). Учебно-методическое пособие / В.Г.Васильев, Л.Р.Колесникова. – Иркутск, 2001. – 87с.
  3.  Комплексная программа стоматологического здоровья населения. Сонодент, М., 2001. – 35с.
  4.  Методические материалы для врачей, воспитателей детских дошкольных учреждений, учетелей школ, студентов, родителей / под ред. В.Г. Васильева, Т.П. Пинелис. – Иркутск, 1998. – 52с.
  5.  Улитовский С.Б. Гигиена полости рта - первичная профилактика стоматологических заболеваний. // Новое в стоматологии. Спец. выпуск. – 1999. - №7(77). – 144с.
  6.  Улитовский С.Б. Индивидуальная гигиеническая программа профилактики стоматологических заболеваний / С.Б. Улитовский. – М.: Медицинская книга, Н.Новгород: Издательство НГМА, 2003. – 292с.
  7.  Фёдоров Ю.А. Гигиена полости рта для всех / Ю.А. Фёдоров. – СПб, 2003. - 112с.

Сотрудниками кафедры стоматологии детского возраста издана учебно-методическая литература с грифом УМО

С 2005 года

  1.  Сунцов В.Г.Руководство к практическим занятиям по детской стоматологии для студентов педиатрического факультета / В.Г.Сунцов, В.А.Дистель, В.Д.Ландинова, А.В.Карницкий, А.И.Матешук, Ю.Г.Худорошков. – Омск, 2005. -211с.
  2.  Сунцов В.Г. Руководство по детской стоматологии для студентов педиатрического факультета / В.Г.Сунцов, В.А.Дистель, В.Д.Ландинова, А.В.Карницкий, А.И.Матешук, Ю.Г.Худорошков. - Ростов на Дону, Феникс, 2007. - 301с.
  3.  Применение лечебно-профилактических гелей в стоматологической практике. Руководство для студентов и врачей / Под редакцией профессора В.Г.Сунцова. - Омск, 2007. - 164с.
  4.  Стоматологическая профилактика у детей. Руководство для студентов и врачей / В.Г.Сунцов, В.К. Леонтьев, В.А. Дистель, В.Д. Вагнер, Т.В.Сунцова. - Омск, 2007. - 343с.
  5.  Дистель В.А. Основные направления и методы профилактики зубочелюстных аномалий и деформаций. Пособие для врачей и студентов / В.А.Дистель, В.Г.Сунцов, А.В.Карницкий. – Омск, 2007. - 68с.

Электронные учебные пособия

Программа для текущего контроля знаний студентов (профилактический раздел).

Методические разработки к практическим занятиям студентов 2 курса.

«О повышении эффективности оказания стоматологической помощи детям (проект приказа от 11.02.05)».

Требования к сан-гигиеническому, противоэпидемическому режимам и условиям труда работающих в негосударственном ЛПУ и кабинетах частнопрактикующих врачей стоматологического профиля.

Структура Стоматологической Ассоциации федерального округа.

Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов.

Иллюстрированный материал к государственным междисциплинарным экзаменам (04.04.00 «Стоматология»).

С 2005 года сотрудниками кафедры изданы электронные учебные пособия:

Учебное пособие кафедры стоматологии детского возраста ОмГМА по разделу «Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний» (IV семестр) для студентов стоматологического факультета /В.Г.Сунцов, А.Ж.Гарифуллина, И.М.Волошина, Е.В.Екимов. – Омск, 2011. – 300Mb.

Видеофильмы

  1.  Обучающий мультфильм по чистке зубов фирмы «Колгейт» (детская стоматология, раздел профилактика).
  2.  «Скажите доктор», 4 научно-практическая конференция:

- Г.Г. Иванова. Гигиена полости рта, средства гигиены.

- В.Г. Сунцов, В.Д. Вагнер, В.Г. Бокая. Проблемы профилактики и лечения зубов.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
11281. Способы, принципы и условия эффективности работы с одаренными детьми 6.17 KB
  Целью построения системы выявления и развития творчески одаренных детей является предоставление им возможностей реализовывать отпущенный им природой повышенный потенциал учебных и творческих достижений. В условиях обучения не создается необходимая для развития творчески одаренного ребенка среда. Учитель адаптирует свои требования к возможностям среднего ученика выходящие за нижний предел зоны оптимального развития одаренного ученика. Для развития умственно одаренных детей необходимо расширение границ самостоятельности ребенка и поэлементное...
11285. Некоторые проблемы и особенности работы с одаренными детьми в образовательных учреждениях 9.12 KB
  Для таких детей обучение должно быть особое индивидуальное направленное на развитие их потенциала оно не должно ограничивать возможности их развития. Отсюда вытекает актуальная проблема общественного характера: создание условий для сохранения и развития одаренности начиная с детского возраста. Для того чтобы эти проблемы продуктивно разрешались необходима профессиональноличностная готовность педагогов к работе по выявлению обучению и развитию одаренных детей. Рассматривая профессиональноличностную готовность педагогов следует выделить...
7592. Особенности социальной работы с детьми на примере ГБУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Дубровского района» 736.35 KB
  Социальная работа и ее значение в социализации детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Введение Актуальность темы исследования заключается в том что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Об этом свидетельствуют статистические данные представленные в ежегодных государственных докладах О положении детей в Российской Федерации. Причём лишь...
7595. Использование нетрадиционных форм работы с родителями 39.57 KB
  В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения оценку и поступки родителей . Главный момент в контексте семья дошкольное учреждение личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей успехов и неудач сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он...
9839. Формы работы с родителями по повышению социально-педагогической культуры в вопросах межнационального воспитания детей дошкольного возраста 67.87 KB
  Учитывая сложившуюся социальную ситуацию, особую актуальность приобретают вопросы интернационального воспитания, а именно – воспитания детей дошкольного возраста в духе толерантности, формирование правильного и адекватного, доброжелательного и уважительного отношения к людям других
3365. Обсуждение составленных материалов по санитарно-просветительной работе для дошкольников, их коррекция 15.51 KB
  Преподаватель знакомит студентов с целями и задачами предстоящего занятия. Затем каждый студент зачитывает текст 6ecеды или лекции, которые ему было предложено составить дома. После обсуждения преподаватель корректирует каждую беседу или лекцию, указывает на недостатки, если они есть, допущенные ошибки.
19660. Технологии социальной работы с бездомными детьми 89.22 KB
  Бездомность детей и подростков является злободневной социальной проблемой, которая актуализируется в последние годы в связи со сложными социально-экономическими преобразованиями. Бездомность детей является первым шагом к социальной дезадаптации, нарушению нормального процесса социализации ребенка.
18102. Социально-педагогические условия коррекционной работы с трудными детьми 126.19 KB
  Педагогическая помощь ресоциализации тяжелых деток видется принципиальным курсом изучений в современной педагогике. Эти случаи формируют детки какие не управляются с требованиями програмки обучения и обучения не поддаются всеобщим правилам не реагируют на замечания зрелых различаются от остальных деток своими наименее развитыми интеллектуальными высоконравственными эмоционально-волевыми и динамическими свойствами отношением к деловитости и ее результатам. Недостатки в развитии данных деток как верховодило вызваны...
18821. Организация социальной работы с детьми-сиротами в учреждениях интернатного типа 60.38 KB
  Проблемы детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Анализ опыта работы различных регионов РФ по постинтернатной адаптации детей-сирот. Социальный проект Чужих детей не бывает...
904. История школы-интерната города Можги в контексте социальной работы с детьми в УАССР (1960 – 1989 гг.) 27.12 KB
  Политика Советского государства в осуществлении социальной защиты детей-сирот. Школа-интернат города Можги образованно в 1960 году вследствие увеличения количества неблагополучных семей в городе семей находившихся в сложной жизненной ситуации в результате этого- увеличивается количество беспризорных детей нуждающихся в опеке и попечительстве и в связи с постановлением СССР вышедшее 1956 году Об организации школ-интернатов. В первой главе речь идет о защите прав детей в школах-интернатах и улучшения их положения...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.