ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Одним из важнейших признаков государственности является территория. Земля, на которой проживает украинской народ, начиная с палеолита и до наших времен, никогда не была незаселенной. Один из самых выдающихся археологов Украины

2014-08-04

44.42 KB

0 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ  МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.ГОРЬКОГО

Кафедра судебной медицины и медицинского законадательства.

Дисциплина: Правознавство.

БЛОК ИНФОРМАЦИИ.

«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

2013г.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из важнейших признаков государственности является территория. Земля, на которой проживает украинской народ, начиная с палеолита и до наших времен, никогда не была незаселенной. Один из самых выдающихся археологов Украины – П.Куринний – говорит, что здесь “поколения людей вырастали друг по другу”. Культурная наследственность на украинских землях не перерывалась нигде, никогда.

Данные археологических и исторических исследований говорят о том, что первыми достоверными предками украинцев являются анты. Вопрос о происхождении антов неясен. В.Щербакивский считал, что именем “анты” называли ряд украинских племен, а М.Грушевский во всех своих исследованиях прямо называет антов украинцами. Жили они как раз там, где позже видим украинские племена.

Государство антов просуществовало от конца IV к началу VII ст. и упала под натиском аварцев. Второе достаточно большое государство возникает на Волыни, Аль-Масуд называет ее Валинана. Это государство возглавляет царь Маджак, которому повинуются многие племена. В.Ключевский говорил, что большой военный союз в Карпатах в VI ст. можно поставить в начале истории восточного славянства.

Название “славяне” возникает почти одновременно с названием “анты”. Осатаней раз срок “анты” встречается в 602 г., а в Х ст. исчезает имя славян. Его заменяют названия отдельных племен. К украинским племенам принадлежали: поляны, сиверяни,  деревляни,  дулиби (бужани и Волынь), уличи,  тиверци и хорваты. Среди этих племен ведущего значения приобретают поляну. Интенсивное развитие торговли приводит к последующему развитию элементов государственности, начало  которой  М.Грушевский датирует VIII, а может и VII веком.

“Повесть временних лет” подчеркивает, что все восточнословянские племена имели свое княжества. Долгое время мы не видим попыток учредить здесь единственное государство, которое бы объединило разные племена. Формирование элементов государственности происходит в рамках отдельных княжеств. Очень интересно рисует основание Киева  тремя братьями – Кием, Щеком и Хоривом – “Повесть временних лет”. Память о них осталась в названиях самого города Киева и гор – Щекавици и Хоревици.

Среди всего многоголосого славянского народа “Повесть временних лет” выделяет племя полян, возвышенно рассказывает об их обычаях и нраве, утверждает, что именно они во главе с Кием начали возводить на берегу Днепра современный Нестору злотоглавий град. Рассказывает также о почетном приеме полянского князя у Царгради, поход Кия на Дунай, где он учредил “градок мал” – Киевець.

Летописи свидетельствуют, что поляны не были единственным племенем. Название “Русь” возникло в результате процесса формирования украинского этноса на почве этногенеза нескольких больших и давних народов, которые жили в эпоху скифов, в эпоху трипольской культуры, во время расселения славянских племен.

Термин “Русь” не распространился на северные земли даже тогда, когда Киевская Русь объединила их в единственном государстве. Значительно позже, во второй половине ХІІІІ ст., данный термин как относительно названия народности, так и государственности было присвоено Московским государством. Но в полный голос молодое украинское государство заявило о себе на весь мир походом на  Царград. Удачные походы на Византию принесли Киеву признания, что и было зафиксировано в договорах Руси с Византией. Все эти факты свидетельствуют о существовании на территории современной Украины уже в первой половине ІХ ст. развитой государственной организации. Из отдельных, разорванных во времени, сведений вырисовывается образ Украины-Руси, государства, что покоряло соседей, воевало с Византией, заключала с ней и другими странами мирные соглашения и динамически шла вперед путем социально-экономического и политического развития.

Основными источниками права в Украине-Руси были: обычное право, договоры Руси с Византией, княжеское законодательство, Русская правда. Самым давним источником было обычное право. Со временем нормы обычного права были санкционированы государством и стали правовыми нормами. Но нормы обычного права не погибли, например, они продолжали оставаться главным источником права для общинного суда.

Важными достопримечательностями права были договоры Руси с Византией: 907, 911, 945, 971 гг. В этих договорах мы находим нормы публичного, международного и частного права. В договорах оба государства выступают как равноправные партнеры. Важной является отсылка в договорах на русский закон. Нужно подчеркнуть, что русское право содержит первые 3 договора, которые заключили Олег и Игорь.

Русский закон вырисовывается как хорошо созданное, самобытное законодательство, которое сурово карает за преступление против лица, собственности. Система права Киевской Руси отвечала развитому обществу. Таким образом, это свидетельствует, что здесь законодательство существовало задолго до Русской правды. Из анализа текстов договоров выплывает, что в них выраженное смешанное русско-византийское право. Здесь мы находим нормы криминального, гражданского и международного законодательства.

Среди норм криминального права выделяются статьи, которые трактуют убийство. В договорах есть ряд статей, которые относятся к гражданскому праву. Да, в договоре 911 года есть статья о наследованиях русив, которые находились на службе у византийского императора. В договоре 911 г. есть статья, которая регламентирует выдачу преступника.

Княжеское законодательство находило место в договорах князей с народом и княжеских грамотах. Отдельное место среди достопримечательностей княжеского законодательства занимают церковные уставы.

Но наибольшее значение среди правовых достопримечательностей Киевской Руси имеет Руссская правда. Все эти списки принято разделять на три редакции. Первая редакция связывается с именем Ярослава, датируется между 1016 и 1054 годами и имеет 17 статей. Вторая редакция была результатом совместной деятельности братьев Ярославичив – Изяслава, Святослава и Всеволода, датируется до 1068 года и имеет 26 статей. Третья редакция – не младшая 1113 года, имеет авторство Владимира Мономаха и включает 121 статью.

Многие статьи Русской правды стояли на охране частной собственности на землю. Достаточно развитым было в Киевский Руси обязательное право. Русская правда регламентировала как обязательство за нанесение вреда, так и обязательство из договоров. Для обязательств из договоров характерным было то, что невыполнение обязательства давало пострадавшему право на лицо, которое его не выполнило, а не на имущество этого лица.

Но Русская правда знает уже и имущественные взыскания. Русская правда различает два вида наследования: за завещанием и за законом. Если умерший не оставил завещания, в силу вступало наследование за законом. К совершеннолетию сыновей наследственным имуществом распоряжалась жена умершего. Если она во второй раз выходила замуж, то назначался опекун из числа близких родственников опекаемых. Вознаграждением для опекуна было то, что он пользовался доходами из имения опекаемых. Родительский двор не делился и переходил к младшему сыну. Жена умершего получала в распоряжение часть имущества “на пропитание”, а сестру братья должны  были выдать  замуж, выделив ей приданое. Многие  понятия,  яки  регулировали отношения людей при родоплеменном строе, были перенесены в цивилизованное общество. Это прежде всего относится к понятию “преступление”, который трактовался как обида, что наносила определенные моральные и материальные убытки. Со временем понятие преступления стало более емким, и уже в Русский правде под преступлением понимается не только обида, но и всякое нарушение закона. Субъектами преступления могли быть только свободные люди. Они отвечали за правонарушение: платили криминальные штрафы, могли быть изгнаны из общины, проданные в холопское.

С самого начала  криминальное  право  оформляется как право-привилея. Русская правда знала следующие виды преступлений:

-государственные преступления, к которым относились восстания против князя, перевит – переход на сторону врага;

-преступления против лица, к которым относились убийство, телесные повреждения, побои;

-имущественные преступления, которыми считались: разбой, грабеж, кража, незаконное пользование чужим имуществом, порча межевых знаков.

В Киевской Руси существовали такие виды наказаний: поток и ограбление, вера, продажа.

Кроме того, возмещение нанесенного вреда осуществлялось с помощью штрафов, которые назывались: головництво, урок, возвращение краденых вещей.

Таким образом, с VII ст. по 30-ые годы ХІІІ ст. Киевская Русь прошла сложный путь, богатый на разнообразные события и обозначенный резвыми политическими, социальными, экономическими, государственно-правовыми и культурными процессами. Это было время творения первого Украинского государства с центром в Киеве. В ходе формирования государственности Киевская Русь выступила ячейкой объединения других восточнословянских народов.

На протяжении всего своего существования Украина-Русь воевала с агрессивными соседями, в первую очередь со степными кочевниками, и вместе с тем устанавливала и развивала плодотворные связки со странами Запада и Востока.

Передовые для в свое время государственный строй, правовая система, производственные отношения, высокопродуктивное сельское хозяйство, хорошо налаженный ремесленник, удачная дипломатическая деятельность на международной арене, подкрепленная силой оружия в борьбе против иностранных захватчиков, широкое использование достижений мировой цивилизации, выразительное движение к творческой, духовно обеспеченной жизни, базирующееся на широком распространенные христианства, - все это способствовало потому, что Киевская Русь выдвинулась на ведущие позиции в Европе и была уважаемая тогдашними наиболее развитыми странами.

Непрестанное продвижение Украины-Руси путем политического, общественного, экономического, культурного прогресса, последующее развитие национальной государственности та правая прервали и на десятилетие затормозили процессы раздробленности и распада.

Распад Киевской Руси был закономерным результатом ее экономического и политического развития. Его причины заключались  в тогдашних производственных и общественных отношениях, которые развивались на базе подъема производительных сил в сельском хозяйстве и ремесле. Замкнутый характер натурального хозяйства вел к укреплению самостоятельности отдельных княжеств, а отсюда и к изменению их политической ориентации на отделение.

Местные экономические интересы продолжали стремление к выходу из-под власти Большого князя. Роль политического центра от Киева переходит на места: такую роль начинает играть главный город того или другого княжества удела. Его подъем порождал определенную агрессивность по отношению к соседям. Потеря государственного единства объективно вела к княжескому междоусобию. Каждый из местных князей стремился к расширению своих владений и получения титула Большого князя.

Галицко-волынское княжество,

В середине ХІІ ст. Киевская Русь распалась на княжества: Киевское, Галицкое, Волынское, Смоленское, Переяславское, Володимиро-Суздальске и тому подобное. Эти княжества-земли в свою очередь разделялись на меньшие княжества или волости. На княжества уделов была перенесена система сюзеренитету-васалитету.

Каждое княжество (земля) мало свои особенности  политического развития. В эпоху распада Киевской Руси в ХІІ – ХІІІ ст. завершаются процессы выделения отдельных земель. Киев превратился из столицы Руси на “стольный” город Киевской земли. Между Галицкой  и Волынской землями всегда существовали добрососедские отношения, что проявлялось, прежде всего, в хозяйственных связках. Эти факторы, а также необходимость общего противостояния агрессии со стороны Венгрии и Польши создали предпосылки для объединения соседних земель в единственное княжество.

Как следствие, на западе Украины  появилась  сильная политическая организация – Галицко-волынское княжество, которое почти на сто лет продолжило традиции русско-украинской государственности.

Источниками права в Галицко-волынском княжестве были обычаи, Русская правда, княжеское законодательство, магдебургское право, церковное право.

Восточные славяне еще к созданию Киевской Руси имели достаточно развитую систему обычаев, которые регулировали поведение людей.Со временем обычаи превращаются в правовые обычаи, то есть систему правовых норм, которая состояла из санкционированных государством обычаев. К наиболее старым нормам обычного права Галицко-волынской земли относились нормы, которые регулировали порядок осуществления кровной мести, проведения некоторых процессуальных действий, таких, как присяга, ордалии, оценка показаний свидетелей. Долгое время в Галицко-волынском княжестве действовала устная форма обычного права. Позже нормы обычного права нашли отображение в статьях Русской правды.

Княжеское законодательство существовало в виде грамот, договоров, уставов, прав и тому подобное. Здесь нашла отображение последующая кодификация права в Украине-Руси. Княжеские грамоты регулировали самые разнообразные вопросы, но, главным образом, это были юридические  нормы, которые устанавливали определенные привилегии. В договорах князей мы встречаем постановления публичного, международного и частного права.

В XII – XIV ст. изменяется как политическая, так и экономическая роль городов. В Галицко-волынском княжестве расцветают ремесла. Даниил Галицкий учреждает новые города, призывает немцев, поляков, украинцев.

В конце ХІІІ ст. на украинских землях появляется немецкое городское (магдебургское право). Впервые это право вводится во Владимире. Его получают только немцы. Магдебургское право выводило немцев из-под местной юрисдикции администрации и подчинило юрисдикции города Магдебурга. Как и в Киевской Руси, в Галицко-волынском княжестве широко применялось каноничное (церковное) право, источниками которого были разнообразные церковные постановления и уставы. Последние занимают отдельный город среди достопримечательностей княжеского законодательства. Церковь имела очень широкую юрисдикцию. Церковные суды рассматривали все брачно-семейные дела, преступления против морали и неправомерные действия духовенства.

Период распада был закономерным этапом развития Украины-Руси XII – XIV ст. Это привело к образованию отдельных государств. Однако во второй половине ХІІІ – XIV ст. на основе последующего развития производительных сил общества (рост политического и экономического значения городов) и дифференциации собственности на землю усиливаются силы централизации, носителями которых было среднее и мелкое боярство, а также городское население. С распадом Украины-Руси и упадком Киевского княжества традиции украинского создания государства не перервались. Они проявились в подъеме Галицко-волынского государства, где власть Большого князя усиливается в постоянной борьбе против влиятельного боярства.    Роль Галицко-волынского княжества в развитии украинской государственности тяжело переоценить. Княжество охватывало до 90 процентов украинской территории, охраняло украинский народ от порабощения и ассимиляции со стороны Польши и в то же время приостановило процесс создания нового слов’яно-финского государства на северном востоке. Галицко-волынское княжество широко открыло двери западноевропейскому культурному влиянию на Украину, храня в то же время лучшие традиции украинской культуры. В постоянной борьбе с захватчиками (Ордой, Литвой, Польшей Венгрией) Галицко-волынское княжество достойно представляло себя в мире как наследник Киевского государства.

На протяжении второй половины ХІІІ – первой трети XIV ст. Галицко-волынское княжество достигло значительного уровня политического развития. Его зависимость от Орды была меньше, чем княжеств Северо-восточной Руси. Однако относительная слабость сил централизации, прекращения княжеской династии, вероломная политика Орды и некоторых северо-восточных обладателей привели до того, что княжество стало объектом агрессии со стороны соседних государств – Польши, Венгрии и Литвы, которые превратились в это время в сильные, централизованные государства. В конечном итоге, в 40 – 60-х годах XIV ст. политически разъединенные земли Украины подпали под власть Польского королевства и Большого княжества Литовского. Однако и в пределах Литовского государства долгое время хранились автономия Волыни и Киевской земли.

ЛИТОВСЬКО-РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО (вторая пол. XIV – первая пол. XVI ст.)

Из раскола Галицко-волынской земли воспользовалась Польша, которая в первой половине XIV ст. начала наступление на юго-западные украинские земли. Но в то же время, княз Гедиминас (1316 – 1341),создал окрепшее Литовское государство.

Вся середина XIV ст. прошла под знаком польско-литовских споров и войн за Галицко-волынскую землю. Активное участие в них принимала Венгрия. За перемирием 1352 г. Галичина оставалась под властью Польши, Волынь и Берестейска земля – под властью Литвы. В 1366 году Польша и Литовское государство заключили новое перемирие, за которым в Польшу отошли Холм и Белз. С 1370 по 1386 год Галичиной владела Венгрия. В 1387 году, при короле Ягайла, Галичина окончательно была присоединена в Польшу.

В 50-х годах XIV ст. началось наступление Литовского государства на приднепровье. Золотая Орда вступила в полосу феодального междоусобия и фактически распалась на несколько улусов. В 1355 – 1356 годах литовский князь Ольгерд завоевал Чернигово-Сиверщину, а в 1362 году захватил Киев и всю Киевскую землю. Летом 1362 года войско Ольгерда разгромило отряды нескольких татарских ханов. В Литву окончательно отошли Киевщина и Подилля. Местные князья ссохранили свои владения. Это случилось потому, что большинство украинских земель добровольно отдалось под власть Литвы.

С присоединением Юго-западной и Западной Руси к Литве Литовское княжество стало большим Литовско-русским государством. 9/10 ее населения составляли украинцы и белорусы.

Главными источниками права в украинских землях Литовско-русского государства были: обычное право, Русская правда, великокняжеское законодательство (привилегии: областные, земские, городские), Судебник Казимира в IV 1468 году, уставы, магдебургское право.Привилегии и грамоты принадлежат к важнейшим достопримечательностям литовско-русского права.Большое значение в правовой системе Литовско-русского государства имели сборники законодательства.Первым таким сборником был Судебник Казимира в IV 1468 году.

Важнейшей достопримечательностью права Литовско-русского государства были уставы. На протяжении шестидесяти лет (15229 – 1588) литовское правительство трижды осуществляет кодификацию права. В эпоху когда изданные законы веками оставались в силе, это было выдающимся явлением.

Уставы являются достопримечательностями истории законодательства и культуры литовского, украинского и белорусского народов.

На протяжении второй половины ХIV – первой половины ХVІ ст. на украинских землях, которые находились под властью Большого княжества Литовского и Польши, состоялись значительные политические и социальные изменения. Литовско-русское государство, образованное литовским, украинским и белорусским народами, все больше чувствовало на себе политическое, религиозное и социальное давление барской Польши. Набирал силы процесс дифференциации социальной структуры общества, консолидации двух основных слоев населения: крестьянства и благородность. Подъем благородности сопровождался усилением крепостничества, внедрением крепостного права.Господствующие слои Литвы и Польши проводили политику ликвидации самостоятельности украинских земель в составе Большого княжества Литовского. Сопротивление национальной украинской княжеско-благородной оппозиции было придушено.

В это время над Украиной нависает внешняя опасность со стороны Османской империи и Крымского ханства. Ни Польша, ни Литва не были способны организовать оборону своих границ, защитить как свой, так и украинский народы. Это дело взяла на себя новая сила – казачество.Невзирая на неблагоприятные исторические условия вековые традиции украинской государственности не перерываются. Но их последующее развитие ограничивается местным самоуправлением, в частности, в обществах и городах, которые получают магдебургское право.Значительным было влияние украинского права на законодательную систему сначала Литовско-русского, а позже Польско-литовского государства. И, ІІ и ІІІ Уставы за правом считаются выдающимися достопримечательностями права литовского, русского, украинского и белорусского народов. Уровень законодательной техники, прогрессивные сущность и содержание вывели эти законодательные акты на передовые позиции европейской юридической мысли.

УКРАИНСКИЕ ЗЕМЛИ ПОД ВЛАСТЬЮ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ

(вторая пол. XVI – первая пол. XVII ст.)

После Люблинской унии 1569 года Большое княжество Литовское потеряло не только свои земли, но и государственное значение.Но наибольшие потери понесла национальная жизнь и традиции украинского народа. Последнюю надежду на свое возрождение похоронила украинская государственность: польское административно-территориальное деление, язык, католическая вера были распространены на всю Украину.До конца XVI ст. большинство украинских земель очутилось под властью магнатов Вишневецких, Заморских, Конецпольских, Тарновских.

Основные черты права

Если польскому правительству и удалось после Люблинской унии распространить на украинские земли административно-территориальную систему и деятельность государственных органов Речи Посполитой, то с правом было сложнее.

В Польше на данное время не существовало единственной правовой системы. Ни Устав Лацкого 1516 года, ни „Артикулы” Генриха Валуа 1573 года не решали проблему кодификации права. Правительство создавало сборники, которые охватывали выданные раньше уставы и конституции, а также нормы польского обычного права, роль которого в регуляции общественных отношений была достаточно значительной.Литва, а следовательно и украинские земли, имела достаточно развитую систему права. С формированием казацкого республиканского строя возникла своеобразная правовая система на Запорожье. Казаки не признавали действия Уставов и магдебургского права на своей территории. Правосудие на Запорожье происходило в соответствии со старинными обычаями, „словесным правом и здравым смыслом”. Нормы обычного права, которые сложились в Запорожской Сечи, закрепляли военно-дминистративную организацию казачества, работу судебных органов, порядок землепользования, порядок заключения отдельных договоров, виды преступлений и наказаний. Можно с уверенностью утверждать, что казацкое обычное право представляло собой народную конституцию.

После Люблинской унии 1569 года украинские земли входят к объединенному государству и теряют остатки автономии. Это привело к последующему усилению социального и национально-религиозного гнета. Польские магнаты и католическая Церковь грабили украинские земли и закрепощали крестьянство. Экспансия католицизма, которую осуществлял через польское правительство Ватикан, попытки полонизации украинского народа вызывали широкое общественно-политическое движение, оппозицию со стороны православных магнатско-благородных слоев. Значительно ослабили эту оппозицию измена части украинской шляхты и духовенства, которая перешла в католическую веру. С целью массового окатоличивания украинского народа Ватикан вместе с правительством Вещи Посполитой и верхушкой католической Церкви, опираясь в поддержку части православного духовенства, провели в Бересте в 1596 году церковную унию, которая привела к созданию униатской Церкви.

Характерным для данного периода было то, что народно-освободительное движение в Украине направлялось не только на освобождение от национального, социального и религиозного гнета, но и на создание нового общественно-политического строя.

Период литовско-польских суток принес в Украине новые структурные изменения в обществе. Прежде всего украинская господствующая верхушка, которая окатоличилась, особенно после Берестейской церковной унии 1596 года, оформляется в новое состояние. Города достают законодательство и систему самоуправления – так называемое магдебургское право, что гарантировало мещанам независимость от королевской власти. Украинцы приспосабливались к тем законам, к той системе управления, которая существовала на Западе. Осознания своих прав, ответственности и обязанности перед законом было определяющим в общественном сознании общества.

Такое общественное бытие связывало украинское население с западной политической и правовой культурой. Интересно, что соседнее восточное государство – Московское царство развивалась в противоположном общественном направлении. В результате более длительного господства монголо-татар ее населения еще долго не могло ознакомиться с принципами уважения законов и выполнения определенных общественных долгов. Это задерживало формирование и развитие правильного гражданского общества, цивилизованной политической культуры, что проявилось в будущем.

В то же время нужно сказать, что с исчезновением политически сознательной украинской элиты, которая сливалась с господствующим классом Речи Посполитой, исчезает и идея возрождения независимого украинского государства.

Главным фактором создания государства стало украинское казачество, которое вступило в третий этап своего существования. На Запорожье была создана военная организация, которая спустя некоторое время стала основой украинской государственности. Здесь формируются фундаменты республиканской государственности, новые принципы судопроизводства, новые источники права.

УКРАИНСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ГОДЫ ОСВОБОДИТЕЛЬНОЙ ВОЙНЫ 1648 – 1654 гг.

В годы Освободительной войны в Украине формируется своеобразная правовая система. Хотя гетман своими универсалами неоднократно и подтверждал действие Устава 1588 г. и магдебургского права на освобожденной территории, фактически они здесь почти не применялись. Да, магдебургское право действовало только в больших городах (Киев, Переяслав, Чернигов, Нежин),  а нормы ІІІ Устава вернулись в правовую систему после присоединения Украины к Московскому государству. Полностью были упразднены правовые нормы, принятые органами польской власти.

Среди источников права, которые использовались, на первом месте было обычное казацкое право. Оно регулировало широкий круг отношений, и прежде всего, организацию государственной власти и управление, систему судопроизводства, называло преступления и наказания за них.

Источниками права были также международные соглашения, которые заключались гетманом, главным образом с соседними государствами. В них утверждалось состояние Украины как субъекта международно-правовых отношений. В соглашениях мы находим нормы гражданского и административного права.

Освободительная война 1648 – 1654 гг. – одна из самых ярких страниц украинского народа. В ходе войны Украина избавилась от польско-благородного социального, национального и религиозного возобновления.

Освободительная война положила начало третьему этапу формирования украинской государственности, фундаментом ее возрождения стала военно-административная система, что сложилась в Запорожской Сечи. Организующей силой Освободительной войны, главным творцом независимой Украины было казачество.

Украинское Гетманское государство создавалось на основе идеологии украинской национальной мысли, что выходила не только из понимания необходимости создания собственного государства, но и осознание способностей и возможностей украинского народа создать такое государство. Отсюда попытка Богдана Хмельницкого синтезировать идеи казацких традиций с соборностью Киевской Руси и Галицко-волынского княжества. Основой возрожденной украинской государственности стала республиканская форма правления.

Создание в годы освободительной войны 1648 – 1654 гг. Украинского Гетманского государства является неопровержимым историческим фактом, который был юридически подтвержден Зборивским договором 1649 г., Белоцерковским договором 1651 г., Мартовскими статьями 1654 г.

Значительные изменения состоялись в общественном строе. Украинский народ добывал не только национальную, но и личную свободу. На век была похоронена идея крепостного права, но полностью ликвидировать социальный гнет не удалось, поскольку общество в данный исторический промежуток времени не было подготовлено к этому.

Характер республиканской государственности обусловил и сущность правовой системы Украины, которая была необходимым элементом государственности. Основой этой системы было обычное право и гетманские универсалы. На некоторое время было приостановлено действие ІІІ Устава 1588 г. и ограничено действие магдебургского права.

Параллельно с государственными органами формируется своеобразная судебная система, основой судопроизводства в которой был давний принцип – „где три казака, два третьего судят”.

Освободительная война 1648 – 1654 гг. закончилась входом Украины под протекторат Московского государства. Правовое положение Украины в ее отношениях с Москвой было регламентировано Мартовскими статьями 1654 г., в которых Украина презентовалась как независимое самостоятельное государство.

УКРАИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ ПОД ИНОСТРАННОЙ ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНОСТЬЮ (вторая пол. XVII – XVІІІ ст.)

После присоединения к Московскому государству Украина достаточно долго развивается как самостоятельное, независимое государство. В то же время царизм начинает целеустремленное наступление на „права и вольности” украинского народа. Сначала в украинских городах внедряется должность воеводы, создается Малорусский приказ, а впоследствии царские чиновники начинают прямо вмешиваться в выборы гетмана, полковника и сотников. В начале XVIII ст. это наступление становится открытым: разрушение Запорожской Сечи (в 1709 г.), образования Малорусской коллегии (1722 – 1727 гг.), запрещение избрания гетмана.

В 70 – 80-х годах XVIII ст. в результате политики царского правительства, направленной на отмену какого-нибудь местного самоуправления, в Украине было окончательно ликвидировано гетманство (в 1774 г.), разрушенная Запорожская Сечь (в 1775 г.), упраздненный полковой, войсковой и административно-территориальный уклад (в 1783 г.), закрепощено крестьянство (в 1783 г.).

В 90-х годах XVIII ст. в состав Российской империи вошла Правобережная Украина (Киевщина, Брацлавщина, Волынь). Западноукраинские же земли, Северная Буковина и Закарпатье, остались под властью Австро-Венгрии.

Но и в XVIII ст., во время, когда украинские земли все более подпадают под влияние иностранных государств, не прекращается развитие отдельных элементов украинской государственности. Противясь на давние демократические традиции, развивается местное самоуправление.

Продолжаются поиски оптимальной правовой системы. По этой причине только в XVIII ст. были три способа кодификации права в Украине. В 1760 – 1763 годах проводится действенная судебная реформа.

Главными причинами потери Украиной своей независимости были ссоры в среде господствующего слоя и, особенно, коварство политики Московского государства (позже Российской империи) относительно Украины. Заключая договор 1654 года, Украина была независимым самостоятельным государством. Московское государство и ее наследница – Российская империя, нарушая, ломая и уничтожая договор, начала рассматривать Украину, как совокупность обычных административных единиц.

Пример договора 1654 года доводит невозможность входа Украины в какие-нибудь с другими государствами без абсолютной гарантии отсутствия имперских структур, пусть и обновленных, а также требует безоговорочного не восприятие условий, которые ограничивают государственную самостоятельность Украины.

УКРАИНА ПОД ИМПЕРСКОЙ ОККУПАЦИЕЙ (ХІХ – начало ХХ ст.)

Исторические условия развития общественно-политического строя и права в Украине в период, который рассматривается, не были однородными ни во времени, ни в пространстве. Первая половина ХІХ ст. и для Российской, и для Австрийской империи характеризовалась кризисом феодально-крепостного строя и формированием буржуазных отношений. В сельском хозяйстве это проявилось прежде всего в направленности помещицких хозяйств произведут продукцию на рынок. Кроме того, своя связь с рынком они закрепляют организацией переработки сельскохозяйственного сырья, то есть учреждают промышленные предприятия.

Однако капиталистические сдвиги в сельском хозяйстве в Российской империи до 1861 года, а в Австрийской – до 1848 года были слабыми.

Основной сферой, где формировался новый способ производства, была промышленность. Ее развитие сопровождалось изменениями в общественном строе.

В условиях создания товарного производства происходило зарождение новых социальных групп – буржуазии и наемных рабочих. Кадры рабочих формировались на это время преимущественно из крестьянской среды. Буржуазные прослойки набирались из разных социальных состояний: дворян, крестьян, мещан, купцов, которые ступили на путь предпринимательства.

Политический строй Украины определялся природой имперской государственности. В административно-политическом укладу России Украина состояла из девяти губерний, часть из которых была объединена в генерал-губернаторства, что дало возможность полностью ликвидировать автономные особенности политическому строю Украины. Западноукраинские земли в это же время прошли через установление конституционного строя после революционных событий 1848 года к возобновлению абсолютизма.

К 40-х годов ХІХ ст. в Украине сохранилась действие местного права, источники которого систематизированы не были. Хотя работа из кодификации местного права была проведена, ни одна из кодификаций в действие введена не была. Царизм распространил на Украину общероссийское законодательство. Главным источником права стал Свод законов Российской империи. Усовершенствование правовой системы состоялось и в Австрийской империи. Да, в 1812 году здесь был введен в строй Гражданский кодекс.

Падение крепостного права в России и в Австрии положило начало формированию и развитию капиталистических отношений в этих странах. Украина патриархально-крепостника отходит в прошлое, рождается новая, буржуазная Украина. Изменения, которые происходили в пореформенное время в общественно-политическом строе Украины, определялись общими для обеих империй закономерностями. Существенно изменилось прежде всего правовое положение крестьянства, которое стало свободным, приобрело личные и социально-экономические права.

Не получили реального значения для крестьян права, определенные земской и другими реформами. Все они способствовали укреплению позиций дворянства как в экономической, так и в политической сферах.

Буржуазные реформы, которые предусматривали новую судебную систему и буржуазные принципы судопроизводства, земские и городские органы местного самоуправления, - были проведены не во всех губерниях Украины.

Подобные процессы происходили и на западноукраинских землях. Австрия в 1867 году превратилась в Австро-венгерскую империю. Наместник в Галичине и краевой президент на Буковине сосредоточили в своих руках все управление. Рядом с правительственными органами на западноукраинских землях существовали органы краевого (сеймы) и местного (повитови, городские и сельские советы) самоуправления, антидемократический принцип деятельности которых заключался в раздвоении функций правительственного управления и самоуправления. Изменения в системе государственного аппарата коснулись и системы органов суда, которые были отделены от администрации.

Источники действующего права в Украине пополнились новыми нормативными актами в отдельных отраслях права. Получило развитие административно-полицейское и криминальное законодательство. Дальнейшее развитие капиталистических отношений в Австро-Венгрии также привело к пересмотру старых и созданию новых кодексов.

Во второй половине ХІХ ст. тяжелым грузом на украинский народ лег национальный гнет. Однако Украине удалось сберечь язык, культуру, самобытность, все то, что составляет основу государственности и что в будущем помогло возрождению Украинского государства. Невзирая на государственные границы, активно проходил процесс консолидации украинской нации, росли общественно-политические и культурные связки между западноукраинскими и восточноукраинскими землями. В условиях преследования российским царизмом украинской культуры постепенно росла роль западноукраинских земель в национально-культурном движении, в котором также принимали участие передовые силы Восточной Украины.

Под воздействием этого движения росло национальное самосознание населения Украины, усиливалась борьба за объединение всех украинских земель в единственном соборном демократическом государстве.

ВОЗРОЖДЕНИЕ УКРАИНСКОГО ГОСУДАРСТВА

(март 1917 – апрель 1918 г. г.)

В феврале 1917 года в России победила буржуазно-демократическая революция. Российская империя, которую еще не так давно называли „европейским жандармом”. развалилась, как карточный дом. Социальное напряжение, недовольство продолжением мировой войны, голод, разруха создали благоприятные условия для национально-освободительной революции в Украине.

Сплочение национальных сил в Украине привело к возникновению общеукраинского общественно-политического центра – Украинского Центрального совета. В нее вошли украинские социалисты, представители православного духовенства, культурно-образовательных, кооперативных, военных, студенческих и других организаций, обществ и кружков, представители научных обществ и тому подобное.

Первый период деятельности Центрального совета носил по большей части декларативный характер, о чем указывало содержание универсалов, деклараций и инструкций. Универсалы формировали фундаменты украинской государственности, а декларации и инструкции содержали планы законопроектных работ.

После октябрьских событий в России возникает неотложная необходимость собственного заканотворения.

25 ноября 1917 года Малый совет принял Закон о правопреемстве, который положил начало процессу формирования правовой системы. Согласно с ним, все российские законы, принятые до 27 октября, оставались действующими, а Центральный совет имел право принимать новые законы и другие нормативные акты или отменять старые от имени УНР. Правоохранительным и местным органам власти и управления было дано указание изменить в действующих законах название „Россия” на „УНР”.

Образование Центрального совета следует считать исходной точкой процесса возрождения украинской государственности в ХХ ст.День 29 апреля 1918 года стал последним в деятельности Центрального совета, который отдал власть, не поступившись своими политическими принципами и не потеряв достоинства. На последнем заседании она принимает Конституцию УНР, и избирает Президента. Украина провозглашается независимым, демократическим, парламентским государством, с распределением власти на законодательную, исполнительную и судебную. Конституция гарантировала широкие общественные свободы.

Со свержением Центрального совета закончился первый этап возрождения украинской государственности, который охватил путь от требования национально-территориальной автономии к провозглашению полной независимости Украины.

Выступая через год, 22 марта 1918 года на торжественном заседании, посвященном первым годовщинам Центрального совета, Михаил Грушевский отмечал: „Сегодня заседание посвящено годовщинам основания Центрального совета. Это звучит немного парадоксально, когда глянуть в прошлое Центрального совета, как она из чисто национально-политической организации превратилась в наивысшей государственный законодательный орган, где представлены все народы территории Украины. Из начала это представительство украинского народа было сложено из киевской интеллигенции, потом стирает выбранное на Национальном съезде, вскоре реорганизовалось представительствами Совета рабочих и Совета военных депутатов и представителей всех „меншинств”. И так впоследствии случилось, Центральный совет был представителем от всей демократии Украины. Ее заданием было довести демократию до Украинских учредительных собраний... Большевистское наступление из севера помешало этой творческой работе нашей демократии, и мы опять стоим перед дилеммой: сзывать Учредительные собрания или перейти прямо к выборам украинского Парламента... В настоящее время, когда пройден в рьяной борьбе путь за нами, спокойно можем оглянуться на те достижения, которые в течение одного года постиг Центральный совет. Уже сам факт, что она как революционный орган продержалася один год, является тем уникумом, которого нельзя нигде увидеть во всемирной истории...”.

Время Центрального совета продемонстрировало сильные и слабые стороны создания государства.

К первым следует отнести решительность, с которой строилось государство, влияние на этот процесс национального возрождения, ориентацию на социальную политику.

Ко вторым – отсутствие необходимого опыта государственного строительства, утопически-социалистическую организацию руководства Центрального совета, возражения необходимости формирования украинских вооруженных сил, непоследовательность реформирования системы местного самоуправления, отсутствие обратной связи с широкими народными массами.

М.Грушевский и его соратники не смогли найти правильного пути развития, что в конце концов определило и их личную судьбу и судьбу украинской государственности.

УКРАИНСКОЕ ГЕТМАНСКОЕ ГОСУДАРСТВО

(апрель – ноябрь 1918 г.)

Оккупация Украины австро-венгерскими и немецкими войсками вызывала острое неудовлетворение всего украинского общества. Это неудовлетворение еще больше выросло, когда стало известно, что за условиями Брестского мира Украина должна оплатить Австро-Венгрии и Германии большие продовольственные и материальные налоги. Центральный совет, который не имел тесных связей с провинцией, не мог выполнить своих обязательств относительно союзников. Власть уплывала от Центрального совета, словно песок, ее беспомощность была полной.

Между тем представитель немецкого командования Айхгорн взял власть в свои руки: приказал засевать поля, ввел смертную казнь за хищение имущества, сформировал полевые суды, разоружил военные формирования Центрального совета.

29 апреля 1918 года в Киеве состоялся конгресс хлеборобов. Конгресс требовал установления в Украине единой власти в форме диктатуры. За наилучшую форму власти признали гетманат. В результате 29 апреля 1918 года гетманом нового государственного образования – Гетманата „Украинское государство” – был провозглашен Павел Скоропадский.

Начинается новый период в истории украинской государственности. На смену республиканской социалистической демократии Центрального совета пришла форма правления, близкая к монархической.

Свою деятельность П.Скоропадский начал с решительного отказа от политики Центрального совета.

Началось массовое возвращение помещиков и капиталистов в Украину. Им возвращались земли, имения, заводы и фабрики, выплачивалась компенсация за убытки, которых они испытали при Центральном совете. Ликвидируются политические права и свободи,8-часовый рабочий день, отбираются захваченные раньше крестьянами земли.

Как и в вопросах формирования органов власти и управления, так и при создании правовой системы гетманская администрация пошла путем рецепции тех нормативных актов прежних режимов, которые не противоречили социально-экономическим и политическим интересам Украинского государства.

Украинское государство базировалось на сочетании монархических, республиканских и диктаторских основ. Но фактически власть в Украине была в руках оккупационных войск, что связывало руки гетманскому правительству. Все это наложило определенный отпечаток на последующий ход и развитие политических событий.

Но, невзирая на все объективные трудности существования, Украинское государство оставило значительный след в истории украинской государственности.

Была прорвана международная изоляция, свидетельством чего было установление дипломатических отношений с 12 странами. Был подписан мирный договор с Россией. За короткий срок в Украине была создана мощная дипломатическая служба.

Характерными чертами внутренней политики была отмена таких нововведений Центрального совета, как национализация больших имений и культурной автономии, возрождения казацкого состояния, которое должно было стать социальной опорой гетманского режима. Среди достижений внутренней политики Украинского государства следует отметить:

-возобновление частной собственности, как фундамента культуры и цивилизации;

-утверждение программы формирования регулярных, профессионально подготовленных вооруженных сил;

-открытие просветительско-культурных заведений, как основы формирования национальной духовности украинского народа.

Когда Павел Скоропадский пришел к власти он провозгласил своей целью „добро и польза всем дорогой нам Украины”. Существует немало свидетельств того, что гетман всей душой желал возрождения Украинского государства.

Одной из наибольших ошибок П.Скоропадского была попытка возобновления дореволюционных органов власти и управления, тех порядков, которые существовали в Российской империи. Именно через это крестьянство не стало опорой гетманской власти. А если еще принять во внимание оппозицию Гетману со стороны социалистических партий, то становится понятным, почему он вынужден был положиться то на немцев, то на военные формирования из российских офицеров. Как известно, „нет пророку в своей отчизне”. Это в полной мере можно отнести к Павлу Скоропадского, человеку, который так и остался не воспринятым народом.

Идеи Павла Скоропадского остались нереализованными, а его фигура вызывает острые дискуссии. Однако невзирая на свою неоднозначность оценок как тогдашних, так и современных исследователей деятельность Гетмана заслуживает пристального внимания, прежде всего, с точки зрения его вклада в возрождение и перестройку украинской государственности.

УКРАИНСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА ВРЕМЕН ДИРЕКТОРИИ

(ноябрь 1918 – ноябрь 1920 р.р.)

На время прихода Директории к власти в Украине действовали разные источники права: законодательство Российской империи, временного правительства России, Центрального совета, Гетманата, советской власти.

В такой ситуации Директория избрала путь частичной отмены одних и возобновление действия других законов.

Длительность периода власти той или другой политической силы зависит от того, насколько верно избрано форму правления и государственный режим, насколько крепкими будут основы социально-экономического развития и как полно все это будет одето в правовые формы. Затруднительно приходится тем политикам, которые приходят к власти лишь в результате возражения всего того, что было достигнуто предыдущими режимами. Яркий пример этого – Директория.

Непоследовательность относительно выбора направления государственного строительства привела к парадоксальной ситуации: Москва обвиняла Директорию в буржуазно-националистической контрреволюции, а западноевропейская пресса – в большевизме. Истина находилась где-то посередине. Директория пыталась соединить невозможное: европейский парламентаризм и советскую власть. Но дальше стандартных политических и социально-экономических лозунгов Директория не пошла. Финальным аккордом украинского парламентаризма стал Конгресс Трудового Народа, на бумаге осталась новая Конституция УНР, так и не удалось осуществить принцип распределения властей, не существовало единственной программы законодательного обеспечения создания государства. Все это для нас является не просто страницами истории. В них мы видим полностью актуальные проблемы настоящего, и даже негативный опыт наших предшественников имеет неоценимое значение.

Подытоживая период 1917 – 1920 гг., приходим к выводу, что наиболее негативную роль в формировании молодой украинской государственности сыграло противостояние политических и общественных сил, что в конечном итоге и привело к ее падению.

Просчеты и амбиции украинских национальных политических сил, а также помощь российских большевиков украинским товарищам по партии привели к установлению советской власти на большей части Украины.

Но были и позитивные достижения, Украинская государственность склонялась к республиканско-президентской форме правления. По форме государственного строя – это было унитарное государство, которое склонялось к федерации, по форме государственного режима – демократическое государство, которое пришло к этому через сильную власть (гетманский режим).

В целом, это был период возрождения и консолидации украинской нации, формирования и становления национально-государственных институтов, роста национального сознания. И хотя украинская демократическая государственность не утвердилась, она сумела заявить о себе во весь голос.

ЗАПАДНОУКРАИНСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА (1918 – 1923 р.р.)

Революции в Австро-Венгрии на Германии в октябре – ноябре 1918 года приблизили окончание мировой войны.

18 октября 1918 года австро-венгерский император Карл И выдал манифест о превращении империи в многонациональную федерацию. В этот же день во Львове состоялись собрания украинских послов австрийского парламента, галицкого и буковинского сеймов, представителей политических партий, духовенства и студентов. 19 октября был избран Украинский Национальный Совет, председателем которой стал Е.Петрушевич. Совет сразу же провозгласил, что Галичина, Северная Буковина и Закарпатье, которые составляют „одноцельную украинскую территорию”,  как Украинское государство: правда, в составе Австрийской монархии.

В воззвании от 1 ноября 1918 года Украинский Национальный Совет провозгласил создание национального государства. Ее название и территорию определил закон от 13 ноября: „Государство... имеет название Западноукраинская Народная Республика”.

Особенностью законодательной деятельности была ее социальная направленность. Глубокие революционные изменения состоялись в социально-политической сфере, экономике, образования, культуре.

Западноукраинская Народная Республика оставила заметные след в процессе развития украинской национальной государственности. Впервые после Галицко-волынских суток западноукраинский народ получил национальную независимость. Были проведены важные реформа во многих сферах государственной жизни.

К достижениям ЗУНР следует отнести: создание действенной системы центральных и местных органов власти и управления, реформирования системы охраны здоровья, образования, издательского дела, создания боеспособной Украинской Галицкой Армии.

Активно была и внешнеполитическая деятельность ЗУНР. Представители республики были в США, Канаде, Франции, Германии, Англии, Аргентине, Бразилии, где информировали власть об украинском народе, государстве, добиваясь ее официального признания и помощи.

Постоянные переговоры между ЗУНР и УНР привели к объединению обоих украинских государств. Но эта политика и долгожданное событие в истории Украины не имела желаемых последствий. По мнению одного из участников Акта соединения М.Шаповалова, она была „больше теоретически-юридической, чем фактической”.

Хотя ЗУНР превращалась в Западноукраинскую область УНР, на ее территории продолжала функционировать своя система органов власти и управления. Руководители двух украинских образований в самые затруднительные моменты не могли поладить, уступив интересам поборников перед собственными.

Ошибкой ЗУНР и УНР была переоценка внешних сил как сопротивления в борьбе за независимость. Все эти силы преследовали собственные интересы, часто противоположные интересам украинского народа.

Политические силы Украины не имели представления куда вести народ: к социализму или к демократической государственности. Из-за этого власть не имела поддержки ни в селах, ни среди рабочих в городах.

Но борьба за украинскую государственность и 1917 – 1920 годах не прошла бесследно. Главным достижением стало возрождение в сознании идеи украинской государственности. Выросло национально-государственническое сознание населения Украины, выросло новое поколение украинской интеллигенции, которое подхватило идею национально-государственного строительства.

Именно поэтому большевистское правительство России вынуждено был после установления в Украине советской власти проводить политику, которая отвечала интересам широких народных масс.

ФОРМИРОВАНИЕ СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В УКРАИНЕ (1917 – 1920 гг.)

Октябрьский переворот 1917 года у Петрограде положил начало эре господства одной из более ужасных идеологий ХХ века, целью которой была мировая социалистическая революция.

Через большевиков Украины проводилась идея переизбрания Центрального совета на Всеукраинском съезде.

Большевики 11 – 12 декабря 1917 года на альтернативном съезде Советов провозгласил установление советской власти в УНР и избрал Центральный Исполнительный комитет советов, который в свою очередь создал народный секретариат – правительство советской Украины.

25 декабря 1917 года началась оккупация Украины советскими войсками.

Главной особенностью формирования советской правовой системы в Украине было то, что она складывалась, как однородная системе права в большевистской России. Это была рецепция в ее наиболее простой форме – приспособление права одного государства к условиям другой. При отсутствии той или другой правовой нормы как главный источник права использовали революционное правосознание. Приоритет революционного правосознания над другими источниками права базировался на господстве в те годы психологической теории права, которая считала важнейшим аспектом правовой действительности не норму права и правоотношения, а правосознание.

1917 – 1920 гг. были тяжелыми для украинской государственности. Не выдержала экзамена на зрелость идея независимого соборного Украинского государства. Тридцятипятимилионний украинский народ не смог вырваться из железных объятий „старшего брата”. Украинская политическая элита поддалась на утопическую идею возможности построить социализм, для чего создавала поздние социалистические партии, отодвигая главный исторический вопрос – построение национальной государственности – на второй план. Этой болезнью болеют и современные украинские так называемые коммунистические и социалистические партии.

Большевики использовали политическую незрелость украинского народа вполне. В Украине по образцу большевистской России была установлена военно-пролетарская диктатура. Была ли это действительно власть народа? Развязанная большевиками гражданская война дала негативный ответ на этот вопрос.

В Украине, как и в России, утвердилась военно-большевистская партийная диктатура, которая заложила фундаменты жестокого тоталитарно-репрессивного режима. С полной силой этот режим проявил себя в годы военного коммунизма. Но то была только репетиция. Политический бенефис тоталитаризма состоится в 30-ые годы, где в театре человеческого абсурда будет соревноваться сталинский социализм и гитлеровский фашизм. Но то будет потом. А в период с конца 1917 года и до конца 1920 года с помощью штыков Красной Армии советская власть была установлена в Украине. И тот факт, что эта власть во всех своих проявлениях была точной копией власти большевистской России, говорило о ее антинародности, антинациональной направленности, имперской сущности. Копировалось все: высшие и местные власти и управления, судебная система, Конституция, нормативные акты. Изменялась только принадлежность: вместо „РСФРР” ставили „УСРР”, а иногда и этого не делали. И хотя объясняли это однотипностью социалистических государств, отсутствием профессиональных кадров в братской Украине и тому подобное – сущность от этого не изменялась – так делала всегда и везде только оккупационная власть.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ И ПРАВО В УКРАИНЕ (1921 – 1929 гг.)

Экономическая политика, которую проводили большевики в первые годы советской власти, полностью обанкротилась. Гражданская война, политика военного коммунизма, попытки осуществить утопическую идею о победе мировой пролетарской революции привели к глубокому кризису. В советской исторической науке наличие кризиса начала 20-х годов признавалось, но причины ее связывались преимущественно с войной. На территории Украины, где война длилась почти непрерывно, экономика пострадала особенно.

Но паралич производства, который надвигался неотвратимо, был связан с попытками государственной партии разрушить рыночный механизм расширенного воссоздания общественного продукта.

Сельское хозяйство находилось не в менее трудном положении. Его состояние осложнялось продовольственной разверстой и запрещением торговли для крестьян.

Настойчивые попытки большевиков в 1918 – 1920 годах построить бестоварную централизованную экономику закончились провалом. Новая экономическая политика спасла советскую власть не только от экономического, но и от политического банкротства. Но эта политика не была последовательной. Комплекс мероприятий, который охватывался понятиям „новая экономическая политика”, не нес в себе механизмов, способных соединить экономические интересы города и села. НЭП мог положительно повлиять на развитие сельского хозяйства, но был неспособен обеспечить материальную базу для технической реконструкции промышленности. Будучи оторванной от рынка, национализированная промышленность не могла работать эффективно. Хозяйственный расчет не смог конкурировать со свободным развитием в условиях рынка. Приход к руководству партией и государством Сталина привел к окончательному формированию командно-административной системы управления, к свертыванию нэпа и демократических элементов в государственно-правовой жизни. Курс на индустриализацию поставил сталинский режим перед выбором: или приватизировать промышленность, отказываясь от вмешательства государства в экономику, или огосударствить сельское хозяйство путем коллективизации. Руководители большевистской партии стояли за сохранение ее диктатуры в экономической и политической жизни. Постепенно партийная власть полностью сращивается с государственной, что всегда было главным элементом тоталитарного режима.

Надежды Украины на определенную судьбу государственной самостоятельности были полностью похоронены образованием Союза ССР, который с „добровольного союза республик” вскоре превратился в жестко централизованное государство. Через ограничение к полной ликвидации государственного суверенитета – такой политический путь Украины в 20-ые годы.

Не менее противоречивым было и развитие права в Украине. Более-менее демократические принципы кодификации права начала 20-х годов не удовлетворяли центристские запросы командно-административной системы. Законодательство Украины очень быстро интегрировалось в общеобразовательное.

Неограниченная диктатура большевистской партии стала нормой государственно-правового развития Украины.

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО УКРАИНЫ В ПЕРИОД ГОСПОДСТВА ТОТАЛИТАРНОГО РЕЖИМА (1929 – 1938 гг.)

Тридцатые годы ХХ века породили наиболее ужасающие режимы за всю историю существования человечества – фашистский и коммунистический. В их кровожадных пастях погибли десятки миллионов людей.

Развитие правовой системы в 30-ые годы, как и государственного аппарата в целом, было также направлено на укрепление командно-административной системы управления, последующей ее централизации.

Характерной чертой правовой системы становится приоритет общесоюзного законодательства над республиканским. С одной стороны, распространяется прямое действие союзных нормативных актов, а из другого – возрождается существующая в 20-ые годы тенденция заимствования республиканским законодательством если не всего содержания общесоюзных законодательных актов, то хотя бы их идеи.

30-ые годы стали „Голгофой” украинского народа. В жерновах тоталитарно-репрессивного режима была уничтожена трудовая и умственная элита народа. Генофонд украинской нации получил сокрушительного удара. Предпосылкой возникновения командно-административной системы управления стала монополия большевистской партии на власть. Уничтожение оппозиции ускорило формирование тоталитарного режима. Состоялось полное срастание партийной власти с властью государственного аппарата. В 1939 году Сталин отметил: „Кадры партии – это командный состав партии, а поскольку наша партия стоит при власти – они являются также командным составом руководящих государственных органов”. Руководители партии одновременно занимали руководящие государственные должности.

В командно-административной системе, которая сложилась, государственные и хозяйственные органы действовали под жестким контролем партийных органов и в рамках централизованного управления ведомственного аппарата. Сформированная привилегированная прослойка бюрократии занимала руководящие места в партийных советских, военных, хозяйственных, репрессивных органах. Борьба в руководстве партии привела к укреплению единовластия. Режим личной власти Генерального секретаря партии, который также забрал функции главы государства, становится характерным признаком советским политико-государственной системы почти до середины 50-х годов.

В 30-ые годы были уничтожены остатки государственной самостоятельности Украины. Централизация власти, характерная для тоталитарного режима, привела к централизации и правовой системы. Главной тенденцией развития права становится преимущество общесоюзного законодательства над республиканским. Эта тенденция проявлялась в двух направлениях: распространении прямого действия общесоюзных нормативных актов и в рецепции соответствующих общесоюзных актов республиканским законодательством.

Правовым венцом тоталитарного режима стали Конституция СССР 1936 года и Конституция УССР 1937 года. Для истории человеческого сообщества они были образцом политического цинизма и юридической догмы.

Не менее тяжелым оказался данный период и в жизни украинского населения Восточной Галичины, Волыни, Закарпатья, Буковины, Хотинщини и Измаильщини. Разделенное между тремя государствами, оторванное от основного массива этнической территории, оно оставалось верным историческим стремлениям и традициям украинского народа в борьбе за воссоединение. Об исконном стремлении украинского народа к национальной государственности объявила на весь мир Карпатская Украина. Становилось все более ощутимым, что следующий исторический период положит конец одной из наибольших исторических несправедливостей по отношению к украинскому народу и он навеки воссоединится в единственном государстве.

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО УКРАИНЫ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

(1939 – 1945 гг.)

В конце 30-х годов в Европе окончательно сформировались два тоталитарных режима – гитлеровский и сталинский. Ненависть к демократии роднила Германию и СССР. При всех противоречиях, которые разделяли две идеологии, фашистскую и коммунистическую, единственной у них была конечная цель – мировое господство.

Для достижения этой цели два претендента на „мировую корону” Сталин и Гитлер заключили соглашение, которое стало прелюдией второй мировой войны.

Право в годы войны направлялось на выполнение основных заданий и функций государства из обороны страны и охраны социалистической собственности. Наиболее существенные изменения и дополнения были внесены в гражданское, трудовое, земельное и колхозное право, криминальное право и криминальный процесс. Развитие всех этих отраслей права в УССР определялось суровой централизацией и происходило на основе и в соответствии с изменениями и дополнениями в общесоюзном законодательстве.

Вторая мировая война привела к страшным последствиям для Украины. 42 процента всех убытков, вызванных войной Советскому Союзу, пришлись на Украину. По приблизительным подсчетам в жерновах войны погибло 5,3 млн. человек, 2,3 млн. украинцев были вывезены на принудительные работы в Германию. Общие убытки экономики достигали 40 процентов.

Не понятной для большинства украинского народа осталась идея интегрального национализма. Как и в годы первой мировой войны, украинцы временами вынуждены были воевать друг с другом. Борьба с фашизмом заострялась борьбой между сторонниками советской власти и Украинского независимого государства, попытка возобновления которой в июне 1941 года закончилась поражением. Но эта попытка опять же показала неугомонную тягу украинцев к собственной государственности.

Война нуждалась в перестройке государства и права Украины согласно с условиями военного времени. Эта перестройка осуществлялась в суровом соответствии с изменениями, которые происходили в государственном механизме и законодательстве Союза СССР. Централизация государства и права, которая является характерной для тоталитарного режима, особенно усиливается в годы войны. Деятельность чрезвычайных органов власти, трибуналов, внесудебных репрессивных органов была визитной карточкой командно-административной системы. Строительство казарменного социализма продолжалось. Но война принесла и некоторые позитивные моменты. Впервые за многовековую историю украинский народ воссоединился в единственном государстве. Победное окончание второй мировой войны значительно повысило международный авторитет Украины, которая стала одним из основателей ООН.

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО УКРАИНЫ В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ И В ПЕРИОД ДЕСТАЛИНИЗАЦИИ (1945 – первая пол. 196 гг.)

По окончании второй мировой войны украинский народ надеялся на коренные изменения: улучшение материального положения, прекращения репрессий. Но тоталитарный режим остался, более того, окреп, поскольку победа в войне приписывалась большевистской партии и вождю народов – Сталину. Стремление народов к обновлению противоречило самой сути режима.

Административно-командная система с ее жестокой централизацией достаточно быстро перевела правовую систему на рельсы мирного времени. В первые послевоенные годы сохраняется тенденция приоритета союзного законодательства, а во многих случаях союзные законы принимаются как законы прямого действия. Нормой правотворчества стало принятие общих с партийными органами нормативных актов в наиболее важных сферах общественной жизни. Продолжается усиление  в праве регулирующей роли высших органов партии.

Вторая мировая война до основания разрушила все хозяйство Украины, отбросив ее население к первобытному положению. Надежды народу на демократизацию общественно-политического строя не исполнились. Тоталитарный режим, использованный в годы войны для организации сопротивления внешнему врагу, опять направляется против собственного народа.

Усиливается тенденция срастания партийного и государственного аппарата, что особенно ярко проявлялось в законодательном процессе.

Невзирая на то, что московское руководство последовательно проводило борьбу с украинским национально-освободительным движением, для послевоенной Украины ситуация не была категорически негативной. Высокий международный авторитет Украины позволил ей стать членом ООН, а также других международных организаций.

С детализацией начался процесс демократизации государственно-правовой жизни. Но процесс этот не был последовательным. С одной стороны, попытка улучшить жизнь людей, расширить их права, а из другого – усиление роли партии, укрепления командно-административной системы управления. Попытки реформ наталкивались на монолитное единство партийно-государственнического социализма. Но постепенно повышалось сознание передовой части общества, что стало основой последующей борьбы за демократизацию общества.

В Украине был осуществлен ряд мероприятий по реорганизации системы центрального управления, создано союзно-республиканские министерства. Сократились штаты административно-управленческого аппарата.

Усилился контроль за деятельностью суда, прокуратуры, прокуратуры, органов государственной безопасности. В рассмотренный период установлением советской власти в Закарпатье закончился процесс собрания украинских земель в единственном социалистическом государстве. Включение Крыма в состав Украины породило впоследствии ряд проблем. Невзирая на территориальное и этническое родство Украины и Крыма, полуостров был еще и исторической родиной крымских татар, которых Сталин депортировал оттуда в 1944 году. Кроме того, по данным переписи 1959 года в Крыму проживало около 860 тыс. россиян и только 250 тыс. украинцев. Это обстоятельство со временем чрезвычайно осложнило политическую ситуацию в Крыму, какую свою пользу использовали и используют разные политические силу России и Украины.

Все эти и другие проблемы предоставляли государственно-правовой жизни тех лет противоречивого и сложного характера.

Позитивные изменения коснулись и правовой системы. С 1957 года началась вторая, за всю историю советской власти, кодификация права. Вводился новый принцип кодификации: сначала принимались общесоюзные Основы законодательства СССР и союзных республик, а уже потом, в развитие этих Основ, в союзных республиках раздроблялись и принимались кодексы.

Благодаря кодификации в УССР были приняты Закон о судоустройстве УССР (в 1959 г.), Криминальный кодекс УССР (в 1960 г.), Криминально-процессуальный кодекс УССР (в 1969 г.), Гражданский кодекс УССР (в 1963 г.), гражданско-процессуальный кодекс УССР (в 1963 г.), а также многие другие важные нормативные акты, которые способствовали усовершенствованию правовой системы.

И хотя реформы Н.С.Хрущова были непоследовательными, не смогли изменить отношений собственности, политическую систему, унитарный характер Союза ССР, все же они открывали перспективу будущего обновления общества.

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО УКРАИНЫ В ПЕРИОД НЕОТОТАЛИТАРНОГО РЕЖИМА (середина 1960-х – середина 1980-х гг.)

Для второй половины 60-х – первой половины 80-х годов характерной была абсолютная монополия коммунистической партии на власть. Неототалитарний режим прикрывался доктриной „общенародного государства”, которое формировалось в контексте идеологии перехода к коммунистическому обществу. Она предусматривала существенную трансформацию социальной базы советского общества, размывания граней между разными классами и прослойками, между городом и селом. Допускалось расширение коллегиальных и демократических основ в государственном управлении со следующим превращением его в „Народное общественное самоуправление”. Технократическая тенденция, которая просматривалась в руководстве экономикой и государством, пришла в столкновение с идеологической доктриной партийности. В конце 60-х годов победу одержал жесткий неототалитарний режим. С 1972 года консервативные тенденции, которые ориентировались на такие приоритеты как тяжелая и оборонная промышленность, сельское хозяйство и энергетика, берут верх над реформаторским либерализмом и технократизмом. Одновременно происходила персонализация власти и укрепления партийно-государственной бюрократии.

Главной тенденцией развития государства и права была жесткая централизация государственного механизма, правоохранительных органов, правовой системы.

Бюрократическая партийно-государственная номенклатура пыталась сберечь командно-административный стиль управления. Господство бюрократической номенклатуры приводило к нарушениям властью законности, прав и свобод граждан.

Украина в составе Союза ССР, невзирая на провозглашенную и закрепленную Конституцией суверенность, политически и идеологически зависела от властного диктата Москвы.

Таким образом, общественно-политическая и правовая жизнь Украины развивалась в условиях нарастания острого кризиса неототалитарного режима. Н а на повестке дня стал вопрос о самой возможности его существования.

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО УКРАИНЫ ПЕРИОДА ПЕРЕСТРОЙКИ (1985 – 1991 гг.)

С середины 80-х годов в СССР начался необратимый процесс реформирования всех сторон жизни общества. Первые попытки реформ показали, что они невозможные без демократизации, без перестройки политической системы.

Перед Украиной возникла реальная возможность национального и государственного возрождения. Общественно-политическая жизнь в республике активизируется после ужасной катастрофы на Чернобыльской АЭС. Выросло общественное сознание людей, которые выразили открытое недоверие руководству страны.

Утверждение гласности и политического плюрализма привели к ликвидации идеологического и политического господства коммунистической партии. Начала терять свои позиции командно-административная система управления. Одним из важных направлений демократизации стало реформирование деятельности Советов народных депутатов. Впервые за историю их существования были проведены действительно демократические выборы.

Перестроечные процессы создавали многочисленные общественные организации, большинство из которых впоследствии реформируется в политические партии. Важную роль среди них играло Народное Движение Украины за перестройку, которое выступало за перестройку независимой Украины.

Росту национального самосознания способствовало принятие Верховной Радой УССР 16 июля 1990 года Декларации о государственном суверенитете, которая провозгласила верховенство, самостоятельность, полноту и неделимость власти республики в пределах ее территории, независимости и равноправие во внешних отношениях.

Кардинальные изменения испытала правовая система. В годы перестройки в Конституцию УССР и к действующее законодательство вносятся многочисленные изменения и дополнения. На первое место в правовой регуляции вышел институт прав и свобод человека. Но непоследовательность политических и экономических реформ, нежелание центра предоставить республикам полную законотворческую самостоятельность привели к „войны” союзных и республиканских законов. Изменения в государственно-правовой жизни страны были вызваны процессами обновления, которые происходили в обществе, и которые непрестанно вели к формированию независимого Украинского государства.

Период перестройки для республики закончился принятием 24 августа 1991 года Верховной Радой УССР „Акта о государственной независимости Украины”, который ликвидировал историческую несправедливость и начал новый этап в истории Украины и ее народа.

Перестройка самостоятельного государства – длительный и сложный процесс. В страна настойчиво ведет поиски собственного исторического пути. В государственно-правовом строительстве есть и достижения, и просчеты.

Наибольшим достижением молодой демократии республики является принятие Конституции Украины. Немалыми являются достижения в сфере внешних отношений. Украина стала равноправным членом мирового сообщества. Почти завершен процесс реформирования государственного механизма, но не ликвидированные противоречия между законодательной и исполнительной ветвями власти. Значительные изменения произошли в судебной системе, в других правоохранительных органах. Не прекращается кропотливая работа по реформировании законодательства. За годы независимости Верховная Рада Украины приняла около 600 законов. В условиях отсутствия целостной концепции перехода от тоталитарного к демократическому обществу многие из них оказались оторванными от жизни. Создания новых законодательных актов, внесения изменений и дополнений к действующему законодательству часто осуществлялось на недостаточном научном и юридически-техническом уровне. Неотложным является вопрос об эффективности действующего законодательства. в повестке дня стоит проблема общей кодификации права.  

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Полторатысячный путь государственно-правовой традиции украинского народа позади. Путь взлетов и падений, побед и поражений, достижений и досадных ошибок. Главное в том, что даже периоды разрывов в единственной диалектической цепи государственно-правового развития не уничтожили стремления украинского народа к национальной государственности. Особенности национального характера государственно-созидательного процесса прослеживаются в исторических формах правления, выборности органов власти и управления, судопроизводстве; правотворчество – в правовых построениях, структуре и языке правовых норм. Мы можем говорить о наличии таких черт создания государства, как приоритетность коллективных основ над индивидуальным, сплетение заимствованных и национальных традиций, правовой нигилизм и широкую инициативу судов.

Существующую историко-правовую реальность невозможно загнать в жесткие рамки. Мы не должны смотреть на историю государства и права только глазами современности. Нужно учитывать, что и государственно-правовые реалии, и мышления прошлого были совсем другими, чем те, какие мы имеем в настоящее время.      История государственности и права украинского народа развивалась и развивается в контексте других, не менее сложных процессе – религиозного, экономического, политического, общекультурного.

Позади осталась полтора тысячелетняя история украинской государственности и восемь лет независимой Украины. На пороге третьего тысячелетия как никогда остро чувствуется связь во времени. Неурядицы, которые переживает сегодня украинский народ, временны. Их можно было бы избежать, если бы государственные мужи чаще обращались к историческому прошлому, изучали его опыт и уроки. А уроки прошлого свидетельствуют:

-    власть, если она народна, должна служить народу;

- нельзя соединить демократический режим с тоталитарным;

- тоталитаризм откровенно противопоказан украинской государственности;

-    в сложном процессе создания государства следует рассчитывать только на собственные силы;

-  большинство бед, что имела и имеет Украина, идет от внутреннего недоразумения, от противостояния властных структур;

- неуважение к крестьянину, его трудам – одна из главных причин упадка Украины;

- неуважение к старшему поколению, игнорирование его интересов – деятельность без будущего;

- законодательство работает только тогда, когда народ уважает власть.

Как мало нужно сделать, чтобы Украина имела жизнь, которую заслуживает ее добрый, гордый, мужественный, работящий и талантливый народ. И разве мы не в состоянии осуществить эту мечту?        



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
5986. История отечественного государства и права 383.48 KB
  Государственность и правовая система современной России имеет богатую историю, осмысление которой позволит понять перспективы развития отечественного государства и права
12733. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 25.09 KB
  Методология науки истории государства и права. Периодизация истории государства и права зарубежных стран Предмет науки истории государства и права зарубежных стран и ее место в системе юридических наук. История государства и права зарубежных стран ИГПЗС относится к числу тех общественных наук которые входят в систему юридических наук где их называют историкоправовыми историкотеоретические поскольку они имеют прямое отношение как к науке истории так и к науке о государстве и праве.
5987. История отечественного государства и права, курс лекций 298.34 KB
  В курсе лекций рассматриваются важнейшие этапы формирования отечественного государства и права, анализируется юридические факты, содержание наиболее значимых памятников права. Часть II издания охватывает историко-правовой материал с XVII по конец XIX вв., содержит приложение в виде, списка литературы, глоссария.
12731. ИСТОРИЯ ПРАВА НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ 30.86 KB
  Для новейшего периода истории характерны не только существенные изменения в политических системах, конституциях, государственном праве буржуазного общества, но и заметная эволюция всей его правовой системы. Обновление, происшедшее в капстранах, в их праве особенно во второй половине XX в.
17300. История отечественного государственного права 26.96 KB
  Сочетание объективных и субъективных (наличие организованной; и целеустремленной РСДРП, авторитетного вождя, опора на вооруженные силы и т.п.) обеспечило победу Октябрьской революции. Уже в ходе вооруженного восстания в Петрограде начался слом старого и создание нового государственного аппарата. С арестом Временного правительства высшим органом власти в стране стал Военно-революционный комитет (ВРК).
9298. Происхождение государства и права 32.44 KB
  Происхождение государства и права. Причины и формы возникновения государства у разных народов. Основные теории происхождения государства. Образованию государства предшествовал первобытнообщинный строй древний тип коллективного или кооперативного производства который был результатом беззащитности отдельного обособленного человека перед окружающей природой.
12734. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 29.66 KB
  Разложение родоплеменного строя и становление рабовладельческого государства и права. Основные ступени развития рабовладельческого государства и права. В эти эпохи еще не было государства и права их история исчисляется лишь несколькими тысячелетиями и неразрывно связана со становлением и развитием классового общества.
21406. История трудового права в зарубежных странах 21.53 KB
  История трудового права в России 4 Глава 2. История трудового права в зарубежных странах .18 Введение Уникальность истории трудового права России состоит в том что на протяжении XIX и XX веков несколько раз менялся тип правового регулирования труда. Здесь можно выделить четыре этапа развития отечественного трудового права один из которых подразделяется на несколько периодов.
20775. История развития отечественного гражданского права 42.12 KB
  Факторы развития гражданского права. Римское право как фактор развития гражданского права. Влияние национальных идей на возникновение гражданского права. Основные идеологические течения в истории гражданского права...
14806. Общая теория государства и права 40.01 KB
  Публичная власть – один из ведущих признаков государства. Выступая в роли арбитра между различными слоями и группами населения, государственная власть приобретает политический характер. Это не власть всего общества, она стоит над обществом, отделена от него, приобретает самостоятельность по отношению к другим источникам власти.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.