УСТРОЙСТВО И ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП РАБОТЫ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

Переключение передач в них осуществляется передвижением шестерен, которые входят поочередно в зацепление с другими шестернями, или блокировкой шестерен на валу с помощью синхронизаторов. Синхронизаторы выравнивают частоту вращения включаемых шестерен и блокируют одну из них с ведомым валом. Управление передвижением шестерен или синхронизаторов осуществляет водитель при выключенном сцеплении.

2014-06-21

1.31 MB

305 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


red79;;;Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5

I. НАЗНАЧЕНИЕ, УСТРОЙСТВО И ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП РАБОТЫ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ 6

1.1 Назначение, устройство и техническая характеристика 6

1.2  Работа коробки передач 9

II. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ 12

2.1 Неисправности  коробки передач 12

2.2 Особенности технической обслуживании коробки передач 16

2.3 Работы, выполняемые при техническом обслуживании 19

III. РЕМОНТ КУЗОВА АВТОМОБИЛЯ 21

3.1 Снятие коробки передач 21

3.2 Разборка коробки передач 23

3.3 Разборка дифференциала 26

3.4 Проверка технического состояния деталей 27

3.5 Сборка дифференциала 30

3.6 Сборка коробки передач 30

3.7 Установка коробки передач 37

3.8 Отличие разборки пятиступенчатой коробки от      четырехступенчатой 38

IV. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ  39

V. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ, ОХРАНА ТРУДА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ  41

5.1 Техника безопасности при выполнении работ  41

5.2 Охрана труда на производстве  48

VI. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЛЕСАРЯ ПО РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЕЙ  III РАЗРЯДА 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56

ЛИТЕРАТУРА 57

ВВЕДЕНИЕ

         Коробка передач служит для изменения в широком диапазоне крутящего момента, передаваемого от двигателя на ведущие колеса автомобиля при трогании с места и его разгоне. Помимо этого коробка передач обеспечивает автомобилю движение задним ходом и позволяет длительно разъединять двигатель и ведущие колеса, что необходимо при работе двигателя на холостом ходу во время движения или при стоянке автомобиля.

         На современных автомобилях применяют преимущественно механические ступенчатые коробки передач с зубчатыми шестернями. Количество передач переднего хода обычно равно четырем или пяти, не считая передачи заднего хода.

         Переключение передач в них осуществляется передвижением шестерен, которые входят поочередно в зацепление с другими шестернями, или блокировкой шестерен на валу с помощью синхронизаторов. Синхронизаторы выравнивают частоту вращения включаемых шестерен и блокируют одну из них с ведомым валом. Управление передвижением шестерен или синхронизаторов осуществляет водитель при выключенном сцеплении. В зависимости от числа передач переднего хода коробки передач бывают трехступенчатыми, четырехступенчатыми и многоступенчатые.


I. НАЗНАЧЕНИЕ, УСТРОЙСТВО И ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП РАБОТЫ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

1.1 Назначение, устройство и техническая характеристика 

Коробка передач служит для изменения крутящегося момента, передаваемого от коленчатого вала двигателя к карданному валу, для движения автомобиля задним и передним ходом, изменения скорости, мощности и длительного разобщения двигателя от трансмиссии во время стоянки автомобиля при движении его по инерции.

Во время трогания автомобиля с места при движении на подъем с грузом, крутящийся момент на колесах должен быть большим, чем при движении по горизонтальному участку дороги, когда автомобиль движется по инерции, то и сопротивление движению меньше для этого применяют ступенчатые шестеренчатые коробки передач.

В шестереночной передачи, состоящей из дух шестерен, из которых меньшая является ведущей, а большая ведомой, крутящий момент на ведомой шестерне будит большим во столько раз, во столько число зубьев ведомой шестерне будит больше числа зубьев ведущей шестерни.

Передаточное число - отношение числа зубьев ведомой шестерни к числу зубьев ведущей шестерни, обратное отношению их частот вращения.

Если в передачи участвуют несколько пар шестерен, то общие число получается умножением передаточных чисел всех пар шестерен, участвующих в передачи.

Для получения крутящего момента, различно по величине и необходимого для работы автомобиля в разных условиях, в коробке передач имеется насколько пар шестерен с различным передаточным числом.

Передаточные числа автомобиля ВАЗ-2110

Первая-7,440

Вторая -4,100

Третья -2,290

Четвертая -1,470

Пятая -1,000

Задний ход-7,090

Если между ведущей и ведомой шестернями поместить промежуточную шестерню и через нее передать крутящий момент, то ведомая шестерня изменит направление движения на обратное.

Рисунок 1.  Коробка передач

1муфта выключения сцепления; 2 — ведущий вал; 3крышка подшипника ведомого вала; 4 — картер сцепления; 5 — синхронизатор IV и V передач;

6 — верхняя крышка; 7 — пружина с шариком фиксатора;

8 — шестерня IV передачи на ведомом валу; 9 — шестерня III передачи;

10 — синхронизатор II и III передач; 11 — шестерня II передачи;

12 — шестерня I передачу и заднего хода; 13 — картер; 14 — крышка подшипников; 15 — фланец крепления кардана; 16 — ведомый вал;

18 — промежуточный вал; 19 — шестерня I передачи промежуточного вала;

20 — заборщик масляного насоса; 21 —шестерни Ш передачи;

22 — шестерня V передачи; 23 — шестерня привода отбора мощности;

24 — шестерня постоянного зацепления; 25 — масляный насос:

26 — ось блока шестерен заднего хода; 27 блок шестерен заднего хода.

Коробка передач состоит из картера (13), ведущего вала (2) с шестерней ведомого вала, промежуточного вала (18), ось шестерни заднего хода (26-27), набора шестерен и механизма переключения передач. Картер коробки передач отлит из чугуна и имеет верхнюю и боковую крышки, гнезда для креплении валов и осей. В нижней и боковой стенках сделаны отверстия для слива отработанного масла и заполнение коробки свежим маслом.

Ведущий вал изготовлен из стали вместе с ведущей шестерней и венцом. Передним концом ведущий вал установлен на подшипнике в выточке коленчатого вала, а задним – в гнезде передней стенки картера. Установка ведущего вала выполнена так, что только ведущая шестерня и венец помещены внутри картера, а на выступающей из коробки шлицевой части вала установлена ступица ведомого диска сцепления. Ведомый вал имеет шлицы и передним концом опирается на роликовый подшипник, установленный в выточке ведущего вала. Другой конец ведомого вала в выточке картера коробки установлен на шариковом подшипнике. На шлицах ведомого вала установлены не передвижные шестерни и ступицы синхронизаторов.

Промежуточный вал состоит из шестерен различного диаметра, выполненных в виде блока и закрепленных на валу. Задний блок шестерен посажен на ось на роликовых подшипниках и установлен в гнездах стенок картера. Промежуточный вал вращается всегда вместе с ведущим валам, так как их шестерни находятся в постоянном зацеплении.

Механизм переключения передач служит для включения переда, установки шестерен в нейтральное положение и для включения заднего хода. Передачи включают перемещением шестерен или муфт синхронизатора на ведомом валу. В зависимости от количества передвижных шестерен или муфт синхронизатора определяют тип коробки. При двух передвижных шестерен или муфтах синхронизатора коробка будит двухходовая, а при трех трехходовая. В зависимости от числа передач, включаемых для движения в перед, различают трех-, четырех-, пятиступенчатые коробки передач. Механизм переключения передач размещен на верхней или боковой крышке. Рычаг переключения передач может быть размещен непосредственно на крышке коробки или на рулевой колонке.

1.2 Работа коробки передач

На автомобиле ВАЗ-2110 установлена пятиступенчатая трехходовая коробка передач, имеющая пять передач для движения вперед и одна для движения задним ходом. Коробка передач имеет два синхронизатора для включения второй и третьей, четвертой и пятой передач.

Шестерни ведущего, промежуточного и ведомого валов, кроме шестерен первой передачи, находятся в постоянном зацеплении и имеют косые зубья. На промежуточном валу все шестерни, кроме шестерни первой передачи, изготовлены отдельно и закреплены на нем шпонками. На ведомом валу шестерня первой передачи посажена на шлицах, а остальные шестерни могут вращаться навалу свободно.

Сливное отверстие картера закрыто пробкой с магнитом для улавливания чугунных и стальных частиц. Сверху коробка передач закрыта крышкой, в которой размещен механизм переключения передач. Два боковых люка закрыты штампованными крышками.

Схема передачи крутящего момента с ведущего на ведомый вал показана на рисунке-1

Бесшумное включения передач возможно при условии передаваемого уравнения окружных скоростей включаемых в зацеплении шестерен. Для этих целей служит синхронизатор.

-Первая передача включается перемещением вперед шестерни первой передачи.

-Вторая передача включается перемещением назад муфты синхронизатора второй и третьей передач. Внутренние зубья муфты входят в зацепление с венцом на шестерни второй передачи, закрепляя ее на ведомом валу.

-Третья передача включается перемещением вперед муфты

синхронизатора. Внутренние зубья муфты входят в зацепление с венцом на шестерне третьей передачи, закрепляя ее на ведомом валу

-Четвертая передача включается перемещением назад муфты

синхронизатора четвертой и пятой передач. Зубья муфты через венец закрепляют шестерню четвертой передачи на ведомом валу.

-Пятая передача включается перемещением вперед этой же муфты синхронизатора. При этом наружные зубья муфты входят в зацепление с внутренними зубьями ведущего вала, соединяя его непосредственно с ведомым валом (прямая передача), промежуточный вал в передаче крутящегося момента не участвует.

-Задний Ход включается перемещением шестерни первой передачи по шлицам ведомого вала назад до включения ее шестерней блока заднего хода. Передача крутящегося момента с промежуточного вала на ведомый будет происходить через дополнительную шестерню, вследствие чего ведомый вал будет вращаться в обратном направлении.

Рисунок 2.  Включение шестерен в коробке передач

II. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

2.1 Неисправности коробки передач

В коробке передач может возникать ряд неисправностей: выкрашивание или поломка зубьев шестерен, самопроизвольное выключение передач, шум шестерен при работе, одновременное включение двух передач и затрудненное переключение передач. Все это ухудшает условия безопасности движения.

Выкашивание и поломка зубьев шестерен: могут привести в результате резкого трогания с места грузового автомобиля, при неумелом включении передач и при неисправном сцеплении. Работа коробка передач с поломанными зубьями шестерен недопустимо, так как это может привести к разрушению всей коробки. Эта неисправность устраняется путем заменой шестерен.

Самопроизвольное включение передач: возможно в следствии неравномерного износа зубьев шестерен и муфт синхронизатора, неполного зацепления шестерен и износа фиксирующего устройства. Эти износы можно устранить с помощью хромированием если не помогает то заменить деталь.

Шум при включении передач: происходит из-за неисправности или неправильной регулировки сцепления и не умелого включения. Сильный шум шестерен возникает при движении отсутствии смазки, большим износом шестерен или подшипников.

Одновременное включения двух передач: происходит в результате износа шариков или стержня замков. Отрегулировать сцепление, долить масло, подшипники и шестерни заменить.

Затрудненное включении передач: бывает из-за засорения или коррозии отверстий под ползуны, заедание шариков в каналах фиксаторов, износа подшипников и ступиц шестерен, что приводит к их перекосу. Прочистить отверстие под ползуны, почистить каналы и заменить подшипники со ступицей.

Неисправности узлов и агрегатов КПП и их устранение

Причина неисправности

Способ устранения

  1.  шум в коробке передач (шум уменьшается или исчезает, если выжать сцепление)

Недостаточный уровень масла в картере коробки передач

Проверьте уровень, при необходимости долейте масло. Проверьте, нет ли течи. Продуйте сапун

Низкое качество масла. В масло попала вода (при попадании воды в масло образуется эмульсия белесоватого цвета, ее можно увидеть на щупе)

Замените масло. Броды и глубокие лужи переезжайте осторожно. Установите брызговик двигателя, наденьте трубку на сапун коробки передач и выведите ее наверх, в защищенное от брызг место

Износ или повреждение подшипников, зубьев шестерен

Замените изношенные подшипники, шестерни

  1.  передачи включаются с трудом, посторонние шумы отсутствуют

Деформирована тяга привода механизма переключения передач

Выправьте или замените тягу

Ослабли винты крепления шарнира или рычага штока выбора передач

Затяните винты (можно на анаэробном герметике для резьб)

Поломка пластмассовых деталей механизма переключения

Замените детали

Неправильная регулировка привода

Отрегулируйте привод

Сломаны пружины механизма выбора передач, деформированы его детали

Замените пружины, выправьте деформированные детали или замените механизм в сборе

Ослабление посадок вилок переключения передач на штоке

Подтянуть фиксаторы вилок на штоках

Не затянуты гайки валов коробки передач

Затяните гайки

  1.  передачи самопроизвольно выключаются

Повреждение или износ шлицев на муфте, шестерне или ступице синхронизатора

Замените дефектные детали 

Неправильная регулировка привода

Отрегулируйте привод

Ослабли пружины в механизме выбора передач, изношены штоки

Замените изношенные детали

Не затянуты гайки валов коробки передач

Затяните гайки

Потеряли упругость или разрушились опоры силового агрегата

Замените опоры

  1.  Шум, треск, визг шестерен в момент включения передачи

Нет масла в картере коробки передач

Долейте масло. Проверьте, нет ли течи. Продуйте сапун

Повреждены подшипники, зубья шестерен

Замените подшипники, шестерни

Износ кольца синхронизатора включаемой передачи

Замените кольцо

  1.  Шум главной передачи (шум со стороны коробки передач только при движении автомобиля)

Износ или разрушение подшипников

Замените разрушенные и изношенные подшипники (даже при минимальном износе). Отрегулируйте предварительный натяг подшипников коробки дифференциала

Увеличен зазор в зацеплении шестерен главной передачи, изношены их зубья

Изношенные шестерни замените

  1.  Утечка масла

Износ сальников: первичного вала, ШРУСов, штока выбора передач, износ уплотнителя вала привода спидометра

Замените сальники. Продуйте сапун коробки передач

Сильный износ, забоины на поверхностях валов, по которым работают сальники

Небольшие повреждения зачистите мелкозернистой шкуркой и заполируйте. Устанавливая новый сальник, можно немного недопрессовать его, не допуская перекоса (при необходимости подложив дистанционные прокладки толщиной до 1 мм), чтобы кромка сальника работала по неизношенной части вала. При значительных повреждениях - замените валы и сальники

Большой люфт первичного вала коробки передач

Проверьте состояние подшипников вала, их посадочных поверхностей, затяжку гайки. Изношенные детали замените

Ослабло крепление картера сцепления и крышки коробки передач, повреждена прокладка между их сопрягающимися поверхностями

Подтяните резьбовые соединения. Замените прокладку

Неплотно завернуты сливная пробка, датчик заднего хода

Подтяните сливную пробку, датчик

Почти все они выявляются при движении автомобиля в следующих режимах:

1. На прямой передаче - в натяг, когда зубья шестерен работают с полной нагрузкой при движении автомобиля вперед (по переднему ходу).

2. Накат (выбег) с выключенной коробкой передач, когда шестерни главной передачи могут работать на переднем и заднем ходу с минимальной нагрузкой.

3. Накат с торможением двигателя, когда зубья шестерен главной передачи работают на заднем ходу с повышенной нагрузкой.

На переменных режимах движения могут быть выявлены недостатки в работе всей трансмиссии. 

В случае частичной или полной разборки главной передачи рекомендуется проверять состояние и размеры рабочих поверхностей сопрягаемых узлов и деталей для определения степени их износа и возможности дальнейшей эксплуатации.

  2.2 Особенности технической обслуживании коробки передач

         От трения зубья шестерен изнашиваются, отчего увеличиваются зазоры между ними при зацеплении. Работа коробки передач или раздаточной коробки с изношенными зубьями сопровождается сильным шумом (гудением). Наиболее сильно изнашивается торцовая часть зубьев, воспринимающих удары при переключении передач; если зуб изношен с торца на 2-3 мм, то шестерню необходимо заменить, так как при дальнейшей ее работе она может самопроизвольно выйти из зацепления. Выход шестерен из зацепления возможен также при неполном зацеплении шестерен, при поломке пружин фиксаторов, при сработке граней выточек для фиксаторов на ползунах и износе вилок.

         При неполном зацеплении или неполном выключении шестерен  коробки привод регулируется путем изменения длины тяг переключения. Регулировкой добиваются, чтобы при полном зацеплении или расцеплении шестерен (фиксаторы надежно удерживают ползуны) рычаг занимал соответствующее крайнее положение, а соединительная вилка соединялась пальцем с рычагом коробки без натяга. По окончании регулировки контргайки должны быть надежно затянуты, а соединительные пальцы тщательно зашплинтованы.

         Затрудненный перевод рычага может быть вызван загрязнением гнезд фиксаторов или направляющих ползунов и реже погнутостью ведомого вала коробки.

         При неисправности сцепления или при неправильном действии рычагом переключения передач зубья шестерен могут поломаться. В этом случае, прежде чем продолжать движение, надо выпустить в сосуд масло, снять крышку коробки и вынуть из картера все осколки сломавшейся шестерни; затем следует удалить все осколки из выпущенного масла и залить очищенное масло обратно в коробку. После этого можно продолжать движение (в парк), не пользуясь поврежденной передачей. Если отломившийся кусок шестерни попадет между зубьями шестерен, то может произойти серьезное повреждение коробки передач. Изношенные шариковые и цилиндрические роликовые подшипники коробки передач необходимо заменять новыми. Конические роликовые подшипники обычно снабжаются приспособлениями для регулировки (прокладки или коронные гайки). Водитель эту регулировку не выполняет.

         К неисправностям следует отнести сильное нагревание деталей коробки передач, вызываемое преимущественно понижением уровня масла вследствие вытекания его через неплотности в прокладках и сальниках.

Для предотвращения неисправностей коробки передач коробки техническим обслуживанием предусмотрены следующие работы:

         а) проверка работы и наружный осмотр картеров (ежедневно);

         б) контроль температуры картера (при осмотре в пути и при ежедневном техническом обслуживании автомобиля);

         в) проверка крепления коробок (ежедневно) и плотности прилегания крышек (при ТО-1, ТО-2 и ТО-3);

         г) проверка отсутствия подтекания масла (ежедневно), уровня масла (при ТО-2) и смена масла;

         д) проверка состояния тяг управления раздаточной коробкой (ежедневно) и регулировка тяг включения переднего ведущего моста (при ТО-2);

         е) проверка состояния шестерен (приурочивается к ТО-3).

         Уровень масла в коробке передач и в раздаточной коробке проверяют, вывертывая пробку наполнительного отверстия.

         Смена масла производится согласно картам смазки, а при подготовке автомобиля к новому сезону эксплуатации летнее масло заменяется зимним (или наоборот) независимо от срока работы автомобиля.

         Порядок смены масла: слить через нижнее (спускное) отверстие старое масло; залить в коробку керосин до уровня бокового (наполнительного) отверстия; поднять домкратами ведущие мосты с одной стороны; включить первую передачу; запустить двигатель и дать ему поработать на малых оборотах 1-2 минуты; промыв коробку передач, слить керосин; залить в картер до уровня наполнительного отверстия свежее масло.

         Для смазки коробки передач и раздаточной коробки применяют полугустые масла, указанные в карте смазки или заводской инструкции по данному автомобилю. Обычно рекомендуются масла трансмиссионные автотракторные - летнее и зимнее.

         Одновременно со сменой масла рекомендуется снять крышку коробки передач и проверить зубья шестерен. Устанавливая крышку на место, надо следить за тем, чтобы все каретки и рычаг занимали нейтральное положение и каждая вилка переключения вошла в выточку своей каретки.

         Умелое пользование коробкой передач намного увеличивает срок ее службы. Особенно вредно переводить рычаг при включенном сцеплении, переключать с низших передач на высшие, не задерживая рычаг в нейтральном положении, переключать с высших передач на низшие при большой скорости движения автомобиля, включать передачи заднего хода при движении автомобиля вперед и передачи переднего хода при движениии автомобиля назад.

2.3 Работы, выполняемые при техническом обслуживании

При техническом обслуживании коробки передач выполняются виды работ ЕО, ТО-1, ТО-2.

Ежедневное обслуживание:

Проверить работу коробку передач при движении.

Перовое техническое обслуживание:

1.Праверить и, если нужно закрепить коробку передач и картер сцепления.

2.Праверить и, если нужно долить масло до уровня.

3.Проверить коробку передач после обслуживания.

Второе техническое обслуживание:

1.Провести углубленный осмотр коробки передач.

2.закрепить коробку передач к картеру сцепления и крышки картера.

3.Закрепить крыши подшипников ведомого диска и промежуточных валов.

4.Добавить или заменить масло в коробке передач (по графику смазки). Проверяют и доливают масло в картер коробки передач на ровной площадке.

Для проверки уровня масла необходимо отвернуть пробку заливного отверстия, если уровень масла находится у его края то масло в достаточном количестве, если масло меньше то через воронку необходимо добавить масло.

Меняют масло когда оно теплое. Перед заменой масла необходимо поставить задний мост на козел, отвернуть и слить масло. Завернуть пробки и налить до уровня 1/2уровня керосина. Пустить двигатель, включить передачу дать поработать 1-2 минуты. После промывки керосином нужно его слить и залить свежее масло.

III. РЕМОНТ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

3.1 Снятие коробки передач

3.1.1. Установите автомобиль на подъемник или смотровую канаву.

3.1.2. Поднимите капот двигателя и зафиксируйте его в этом положении.

3.1.3. Отсоедините провода от аккумуляторной батареи, от тягового реле стартера и от датчика верхней мертвой точки.

3.1.4. Отсоедините трос привода спидометра от корпуса привода спидометра, отвернув для этого накидную гайку.

3.1.5. Отсоедините провод "массы" от картера сцепления.

3.1.6. Отсоедините датчик верхней мертвой точки от картера сцепления.

3.1.7. Отсоедините трос от вилки выключения сцепления, отвернув для этого гайки с нижнего наконечника троса.

3.1.8. Отверните два верхних болта крепления картера сцепления к блоку двигателя и верхнюю гайку крепления стартера, закрепите на левой шпильке крепления выпускного коллектора двигателя скобу для подъема силового агрегата.

3.1.9. Установите на водосточные желоба поперечину 67.7820.9514 для поддержания двигателя и зацепите ее крючком за скобу, установленную на шпильке выпускного коллектора. При отсутствии поперечины вывесите силовой агрегат талью.

3.1.10.Снимите брызговик двигателя и нижнюю крышку картера сцепления.

3.1.11.Слейте масло из коробки передач.

3.1.12.Отсоедините провода от выключателя света заднего хода.

3.1.13.Ослабьте хомут и отсоедините тягу от шарнира штока выбора передач.

3.1.14.Отверните гайку шпильки крепления коробки передач к двигателю.

3.1.15.Отсоедините шаровые шарниры рычагов подвески от поворотных кулаков.

3.1.16.Используя съемник 67.7801.9524 или резко ударив по корпусу внутреннего шарнира молотком через выколотку, выбейте один шарнир из полуосевой шестерни, затем зафиксируйте полуосевую шестерню технологической оправкой или заглушкой, применяемой при транспортировке дифференциала (иначе незафиксированная полуосевая шестерня может выпасть в картер коробки передач).

3.1.17. Выбейте второй шарнир.

3.1.18. Отведите в стороны валы приводов колес.

В случае затруднений в разъединении привода колеса с полуосевой шестерней на автомобиле, снимите коробку передач в сборе с приводом колеса и на верстаке, используя тот же съемник, выпрессуйте шарнир из полуосевой шестерни.

3.1.19.Отверните с левой стороны три гайки шпилек крепления коробки передач к кронштейну подвески силового агрегата, а затем гайку с болта крепления самого кронштейна. Сняв кронштейн со шпилек коробки передач, выньте кронштейн подвески из проушин лонжерона кузова.

3.1.20.Отверните болты крепления задней опоры подвески силового агрегата.

3.1.21.Отверните нижний болт крепления стартера и снимите его.

3.1.22.Установите под коробку передач специальную подставку с гидравлическим подъемником.

3.1.23.Слегка опустите двигатель, удлинив поддерживающую тягу поперечины или опустив таль, отверните нижний болт крепления картера к блоку двигателя и сместите от двигателя коробку передач в сборе с картером сцепления, чтобы разъединить вал коробки передач и ведомый диск сцепления.

3.1.24.Снимите коробку передач.

При снятии или установке коробки передач не опирайте первичный вал коробки на лепестки нажимной пружины, чтобы не повредить их.

3.2 Разборка коробки передач

3.2.1. Вымойте коробку передач снаружи, не допуская попадания воды в картер, и установите ее на стенд для разборки.

3.2.2. Снимите кронштейн подвески силового агрегата и кронштейн крепления троса выключения сцепления.

3.2.3. Отвернув гайки, снимите заднюю крышку картера коробки передач и уплотнительную прокладку.

3.2.4. Снимите установочные кольца с подшипников первичного и вторичного валов.

3.2.5. Снимите крышку фиксаторов и выньте из гнезд пружины и шарики фиксаторов. Отверните пробку и выньте детали фиксатора вилки заднего хода.

3.2.6. Отверните болт и гайки крепления картера коробки передач к картеру сцепления и снимите картер со шпилек.

3.2.7. Отвернув болты крепления вилок на штоках переключения передач, снимите штоки и вилки.

3.2.8. Выньте ось и снимите промежуточную шестерню заднего хода.

3.2.9. Выньте одновременно первичный и вторичный валы из роликовых подшипников картера сцепления, а затем снимите дифференциал.

          3.2.10.Выпрессуйте наружные кольца подшипников валов и дифференциала из картера сцепления, используя съемники 67.7801.9529 и 67.7801.9530.

3.2.11.Отверните болты крепления механизма выбора передач и снимите его.

3.2.12.Отверните винт крепления рычага выбора передач, снимите его со штока, а шток выньте из картера сцепления.

Без необходимости не снимайте со штока выбора передач шарнир и рычаг выбора передач, так как конические винты их крепления установлены на специальном клее.

3.2.13.При необходимости разборки вторичного вала, зажмите его в тисках с накладками из мягкого материала, расчеканьте, а затем отверните гайку и универсальным съемником спрессуйте шариковый подшипник с вала. Аналогично снимается подшипник с первичного вала. Затем снимите с вторичного вала ведомые шестерни IV, III, II и I передач и детали синхронизаторов в порядке, указанном на рисунке. Снимите стопорное кольцо муфты синхронизатора I и II передач. Ступицу муфт синхронизаторов спрессуйте на прессе или съемником А.40005/1/6.

Без необходимости не спрессовывайте ступицы синхронизаторов с вала, чтобы не уменьшить натяг в шлицевом соединении.

3.3 Разборка дифференциала

3.3.1. При необходимости замены ведомой шестерни, отверните болты ее крепления и спрессуйте шестерню с коробки дифференциала.

3.3.2. Снимите стопорное кольцо с оси сателлитов и выпрессуйте ось.

         3.3.3. Выньте из коробки дифференциала полуосевые шестерни и сателлиты 

3.3.4. Если необходимо, то спрессуйте подшипники с коробки дифференциала, используя упор 67.7853.9582 и универсальный съемник.

3.3.5. При необходимости разберите механизм выбора передач, для чего отверните гайку крепления оси рычага выбора передач и снимите стопорные кольца с оси вилки заднего хода и с оси блокировочных скоб, снимите вилку заднего хода, рычаг выбора передач в сборе с блокировочной скобой, ось рычага и пружину с упорной шайбой.

3.3.6. При необходимости снимите привод спидометра для чего отверните гайку его крепления и, поддерживая валик ведомой шестерни, выньте привод спидометра. 

3.4 Проверка технического состояния деталей

Очистка. Перед осмотром очистите детали коробки передач. Щеткой и скребком удалите все отложения и очистите отверстия и шлицы от возможного загрязнения, затем промойте и обдуйте струей сжатого воздуха. Особенно хорошо продуйте подшипники, направляя струю сжатого воздуха так,чтобы не возникло быстрого вращения колец.

Картер сцепления, картер коробки передач, крышка. На картерах коробки передач и сцепления не должно быть трещин, сколов, а на поверхности расточек для подшипников - износа или повреждений. На поверхностях разъема картеров сцепления и коробки передач не должно быть вмятин, рисок и других повреждений, которые могут привести к потере герметичности узла.

Проверьте состояние задней крышки и убедитесь, что сапун находится в работоспособном состоянии, не загрязнен, а поверхность крышки, соприкасающаяся с картером коробки передач, не имеет повреждений. Очистите магнит от частиц износа деталей.

Небольшие повреждения поверхностей устраните шлифовальной шкуркой. При сборке поврежденные места смазывайте герметиком, применяемым для двигателя. Если детали сильно повреждены или изношены - замените их новыми.

Сальники, уплотнительные прокладки. Проверьте сальники и убедитесь, что на рабочих кромках нет неровностей и большого износа. Износ рабочей кромки сальника по ширине допускается не более 1 мм. Вообще, при разборке коробки передач, все сальники и уплотнительные прокладки рекомендуется заменить на новые.

Валы. Проверьте состояние зубьев шестерен первичного и вторичного валов и убедитесь, что зубья не имеют сколов, забоин и сильного износа.

Проверьте состояние посадочных поясков валов, на которых расположены подшипники. На них не должно быть задиров и износа.

Шлицы и канавки валов также не должны иметь вмятин, задиров и износа, чтобы обеспечить безлюфтовую посадку ступиц муфт синхронизаторов. При наличии дефектов, затрудняющих сборку деталей без повреждений - замените вал новым.

Шестерни. На торцах зубьев венца синхронизатора не должно быть значительного смятия или сколов. Пятно контакта между зубьями шестерен в зацеплении должно распространяться на всю рабочую поверхность зубьев; указанная поверхность зубьев не должна иметь износа.

Подшипники. Шариковые, роликовые и игольчатые подшипники должны быть в безукоризненном состоянии. Радиальный зазор шариковых и роликовых подшипников не должен превышать 0.05 мм. На поверхностях шариков, игл и роликов, а также на беговых дорожках колец повреждения не допускаются. Поврежденные подшипники замените новыми, игольчатые - в комплекте.

Штоки, вилки. Деформация вилок, штоков и рычагов выбора и переключения передач не допускается. Штоки должны свободно скользить в отверстиях картера и во втулках.

Ступицы, муфты, блокирующие кольца синхронизаторов. Проверьте, чтобы ступицы синхронизаторов не имели повреждений, особенно на поверхностях скольжения муфт. Особое внимание обратите на состояние торцов зубьев муфт. Не должно быть чрезмерного износа блокирующих колец: при осевом зазоре между торцем блокирующего кольца и торцем зубчатого венца синхронизатора шестерни 0.6 мм и менее замените кольца новыми. Не допускаются повреждения или следы заедания на шариках, пружинах и сухарях. Возможные неровности, препятствующие свободному скольжению муфт и блокирующих колец, устраните бархатным напильником. Детали, имеющие повреждения и износ, замените новыми.

Дифференциал. Проверьте состояние поверхности оси сателлитов, полуосевых шестерен, сателлитов и соприкасающуюся с ними сферическую поверхность коробки дифференциала. Проверьте состояние посадочных поясков для подшипников на коробке дифференциала.

При незначительных повреждениях поверхностей устраните неровности мелкозернистой шкуркой, а при значительных - замените детали новыми.

Механизм выбора и привод переключения передач. Проверьте состояние рычага выбора передач переднего и заднего хода, упорной втулки и шайбы, осей рычага выбора передач и блокировочных скоб. Изношенные и поврежденные детали замените.

Проверьте состояние штока выбора передач, крепление и состояние рычага выбора передач, состояние сальника и защитного чехла. Изношенные и поврежденные детали замените.

Проверьте посадку рычага переключения передач в шаровой опоре. Рычаг должен свободно поворачиваться в опоре, без заедания и не должен иметь свободного хода. Не должно быть ощутимых люфтов в шарнире, соединяющем рычаг переключения с тягой привода. Не допускается деформация тяги привода и повреждение защитного чехла. Деформированную тягу замените или выправьте.

3.5 Сборка дифференциала

Сборку дифференциала проводите в последовательности, обратной разборке, смазав трансмиссионным маслом полуосевые шестерни, подшипники и сателлиты. Осевой зазор шестерни полуоси должен быть не более 0.4 мм, а момент сопротивления вращению шестерен дифференциала не должен превышать 1.0 кгс·м. При увеличенном зазоре, являющемся признаком износа деталей дифференциала, замените изношенные детали новыми.

3.6 Сборка коробки передач

Сборку коробки передач проводите в последовательности, обратной разборке. При этом учитывайте следующее:

3.6.1. Прежде чем крепить шарнир тяги и рычаг на штоке выбора передач, обезжирьте резьбовые отверстия в корпусе шарнира и в ступице рычага, а также винты крепления, нанесите на резьбу винтов специальный клей ТБ-1324 и затяните их.

Винты крепления рычага и шарнира имеют разную длину, покрытие и моменты затяжки. Винт крепления рычага фосфатирован (темного цвета) длиной 19.5 мм, момент его затяжки 3.4 кгс·м, а винт крепления шарнира - кадмирован (золотистого цвета), длиной 24 мм, момент его затяжки 1.95 кгc-м.

3.6.2. Перед установкой сальников первичного вала и штока выбора передач, а также вала вилки выключения сцепления смажьте тонким слоем смазки Литол-24 рабочую поверхность сальников и смазкой ШРУС-4 втулки вала вилки выключения сцепления.

3.6.3. По наружному диаметру сальник первичного вала, сальники приводов колес и корпус сальника штока выбора передач установите на жидкую прокладку КЛТ-75ТМ или ТВ-1215.

3.6.4. После установки штока выбора передач в картер сцепления, проверьте, чтобы фланец наконечника шарнира входил внутрь канавки чехла по всему периметру.

3.6.5. Заложите смазку ШРУС-4 в шаровую опору рычага переключения передач. Крепежные детали затягивайте установленными моментами.

3.6.6. Вторичный вал собирайте в последовательности, обратной разборке, при этом синхронизаторы устанавливайте на вал в собранном состоянии, оправкой А70152, предварительно нагрев их до температуры 100°С и заменив стопорные кольца муфт синхронизаторов новыми. 

При остывании нагретых деталей возможно заедание блокирующих колец на конусах шестерен. Для исключения этого, перед установкой нагретого синхронизатора на вал, между блокирующими кольцами и торцами шестерен устанавливайте специальную прокладку вильчатой формы, которую удаляйте после остывания деталей.

3.6.7. При сборке синхронизатора блокирующие кольца устанавливайте так, чтобы напротив гнезд ступицы под пружины фиксаторов расположились выступы А меньшей высоты, а не большей, иначе после сборки не будут переключаться передачи.

3.6.8. Для облегчения установки фиксатора, на его шарик нанесите немного пластичной смазки, вложите его в сухарь и, отжав пружину отверткой в сторону его гнезда, установите на место сухарь в сборе с шариком. При этом напротив шарика должно быть расположено гнездо (наибольшей глубины) в скользящей муфте.

С 1989 г. не применяется упорная шайба на вторичном валу и изменена конфигурация вторичного вала и шестерни первой передачи (зубчатый венец на вторичном валу стал шире на толщину шайбы, а на торце шестерни нет канавок). Указанные детали невзаимозаменяемы с выпускавшимися ранее. Поэтому при ремонте коробки передач старой конструкции соблюдайте следующие правила:

- если меняется шайба, то вторичный вал и шестерня I передачи ставятся старой конструкции;

- если взамен шестерни или вторичного вала устанавливают одноименные детали новой конструкции, то их надо менять комплектно, то есть при замене шестерни меняется и вторичный вал и наоборот. В этом случае шайба не устанавливается.

3.6.9. Оправкой 67.7853.9565 напрессуйте на коробку дифференциала внутренние кольца подшипников, предварительно установив ведущую шестерню привода спидометра.

3.6.10.Установив картер сцепления на стенд для сборки коробки передач, оправкой 67.7853.9563 запрессуйте в гнездо сальника штока, а затем вставьте в отверстие картера шток выбора передач и закрепите на нем рычаг выбора передач, предварительно обезжирив резьбовое отверстие и винт и нанеся на резьбу винта клей ТБ-1324.

3.6.11.Оправкой 67.7853.9574 запрессуйте в гнезда картера сцепления наружные кольца роликовых подшипников первичного и вторичного валов в сборе с сепараторами, а на валы напрессуйте внутренние кольца этих подшипников. Наружные кольца подшипников дифференциала запрессовывайте оправкой 67.7853.9575.

3.6.12.Установите механизм выбора передач, убедившись, что рычаг штока выбора передач правильно занял свое положение относительно рычага механизма выбора передач.

3.6.13.Закрепите механизм выбора передач.

3.6.14.Запрессуйте сальник в картер сцепления, выдержав размер (3.5±0.2) мм так, чтобы рабочая кромка сальника расположилась на полированном пояске вала.

3.6.15.Напрессуйте на первичный и вторичный валы шариковые подшипники, наверните гайки и затяните их динамометрическим ключом, после чего зачеканьте гайки. Длина зачеканки должна быть 3.5-4 мм и не должна переходить на резьбу вала. При заворачивании гаек на валах застопорите первичный вал приспособлением 41.7816.4070.

3.6.16.Установите дифференциал в картер. Чтобы полуосевые шестерни при сборке не сместились с посадочных мест, зафиксируйте одну из них со стороны картера сцепления технологической оправкой или заглушкой, применяемой при транспортировке коробки передач.

3.6.17.Установите одновременно первичный и вторичный валы в сборе с шестернями.

3.6.18.Установите ось с шестерней заднего хода, при этом следите, чтобы вилка заднего хода вошла в паз промежуточной шестерни.

3.6.19.Затем установите штоки переключения передач и закрепите вилки на штоках.

3.6.20.Установите в гнездо картера очищенный магнит.

3.6.21.Установите прокладку между картером сцепления и картером коробки передач.

3.6.22.Подберите регулировочное кольцо подшипников дифференциала, учитывая следующее: подбор толщины регулировочного кольца проводите при замене хотя бы одной из следующих деталей: коробки дифференциала, подшипника дифференциала и картеров сцепления или коробки передач.

Подшипники дифференциала должны монтироваться с предварительным натягом 0.25 мм (для контроля: 0.15...0.35 мм). Натяг обеспечивается подбором толщины регулировочного кольца, устанавливаемого в гнезде картера коробки передач под наружным кольцом подшипника дифференциала.

3.6.23.Установите в гнездо картера коробки передач подобранное регулировочное кольцо и оправкой 67.7853.9575 запрессуйте наружное кольцо роликового конического подшипника дифференциала.

3.6.24.Установите на место привод спидометра.

3.6.25.Установите на картер сцепления картер коробки передач и закрепите его гайками.

3.6.26.Установите в канавки подшипников первичного и вторичного валов установочные кольца.

3.6.27.Установите на место фиксаторы штоков и вилки заднего хода, закрепите крышку фиксаторов и заверните пробку фиксатора вилки заднего хода.

3.6.28.Определите толщину регулировочного кольца приспособлением 67.7824.9517 в следующей последовательности:

- запрессуйте наружное кольцо роликового конического подшипника вместе с установочным кольцом в картер коробки передач;

Установочное кольцо имеет постоянную толщину, равную 1.25 мм.

- запрессуйте наружное кольцо другого подшипника дифференциала в картер сцепления, при этом следите, чтобы не перепутать наружные кольца подшипников дифференциала;

- установите дифференциал в картер коробки передач и, закрыв его картером сцепления, затяните не менее трех гаек, равноудаленных друг от друга, крепящих картер коробки передач к картеру сцепления 2.5 кгс·м;

- проверните дифференциал для самоустановки подшипников на 2-3 оборота;

- установите опорную оправку на коробку дифференциала и закрепите при помощи универсальной державки индикатор с удлинителем, ножку индикатора установите на опорную оправку с предварительным натягом, равным 1 мм, и в этом положении зафиксируйте индикатор, а стрелку его установите на ноль;

- перемещайте снизу дифференциал и следите за показанием индикатора;

При измерении осевого перемещения дифференциала не поворачивайте его, чтобы не исказить результаты измерения.

По формуле: 

t = А + В + С

подсчитайте толщину регулировочного кольца подшипников дифференциала, где:

t - толщина регулировочного кольца;

А - величина осевого перемещения дифференциала;

В - величина предварительного натяга подшипников дифференциала;

С - толщина установочного кольца (величина постоянная).

Показание индикатора при перемещении дифференциала равно 1.00 мм. Величина предварительного натяга подшипников дифференциала равна 0.25 мм, толщина установочного кольца - 1.25 мм. t = 1.00 + 0.25 + 1.25 = 2.50 мм.

3.6.29.После определения толщины регулировочного кольца, разъедините картера сцепления и коробки передач, снимите дифференциал, выпрессуйте съемником 67.7801.9526 наружное кольцо подшипника из картера коробки передач и вместо установочного кольца установите подобранное регулировочное кольцо. Запрессуйте оправкой 67.7853.9575 наружное кольцо подшипника дифференциала и установите дифференциал в картер коробки передач и, закрыв его картером сцепления, затяните гайки крепления коробки передач к картеру сцепления.

3.6.30.Проверьте динамометром 02.7812.9501 момент сопротивления проворачиванию дифференциала. Для этого пропустите наконечник динамометра через отверстие коробки дифференциала (для вала привода колеса) до охвата им оси сателлитов. Проверните рукоятку динамометра на несколько оборотов по часовой стрелке и по шкале определите момент сопротивления проворачиванию. Он должен быть: для новых подшипников 15-35 кгс·см, для приработанных подшипников как минимум 3 кгс·см.

3.7 Установка коробки передач

Установку коробки передач проводите в порядке, обратном снятию, затягивая болты и гайки указанными моментами, с учетом следующего:

- перед соединением валов приводов колес с полуосевыми шестернями, убедитесь в том, что стопорные кольца на внутренних шарнирах заменены новыми. Это очень важно, так как при установке старых колец возможно самопроизвольное разъединение приводов колес и полуосевых шестерен при движении автомобиля;

- перед установкой коробки передач нанесите тонкий слой трансмиссионного масла на шлицевой конец первичного вала и смазку ШРУС-4 на наружную поверхность направляющей втулки муфты подшипника выключения сцепления. Затем отцентрируйте ведомый диск сцепления оправкой А.70081.

После установки коробки передач отрегулируйте полный ход педали сцепления и привод управления механизмом переключения передач в следующем порядке:

- действуя снизу автомобиля, при ослабленном стяжном болте хомута тяги установите шток в нейтральное положение;

- при поднятом декоративном чехле установите рычаг так, чтобы его нижняя часть расположилась перепендикулярно полу кузова, а рукоятка находилась от правого сидения на расстоянии, равном 1/3 расстояния между сидениями;

- затяните гайку стяжного хомута;

- залейте в коробку передач масло.

При соединении привода переключения с коробкой передач следите, чтобы не произошло перекрутки или деформации гофров защитного чехла. Установка рычага переключения передач в требуемое положение обеспечивается приспособлением 67.7800.9513. 

3.8 Отличие разборки пятиступенчатой коробки от четырехступенчатой

Приемы работ, порядок разборки и сборки пятиступенчатой коробки передач аналогичны описанным выше, но прежде чем вынимать первичный и вторичный валы выполните следующее:

- после снятия задней крышки, застопорите первичный вал приспособлением 41.7816.4070 и отверните гайки с первичного и вторичного валов;

- отверните болт крепления вилки V передачи на штоке и спрессуйте универсальным съемником со шлиц вторичного вала синхронизатор V передачи в сборе с шестерней и вилкой, затем спрессуйте шестерню с первичного вала;

- ударной дрель-отверткой отверните винты крепления упорной пластины и снимите установочные кольца с подшипников первичного и вторичного валов.

IV. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Расчет себестоимости технологического процесса ремонта и обслуживания коробки передач автомобиля ЗИЛ-130

Расчет

1.Основная заработная плата (О.З.П.)

О.З.П. = О.З.П.ч*Тр.,(тенге)

334,35

О.З.П. ч = Т.С.ч+(Т.С.ч/100)*Кур, (тенге)

151,95

ТСч - почасовая тарифная ставка рабочего, (тенге)

132,15

Кур - коэффициент уральский (%)

15

Тр (чел/ч) - трудоёмкость

2.2

2. Дополнительная заработная плата (ДЗП)

 

ДЗП (10% от ОЗП) = (ОЗП/100)*10.(тенге)

3,4

3. Начисление на фонд заработной платы (Нач фзп)

 

НАЧ фзп = (ОЗП+ДЗП)/100*35,8., (тенге)

120,91

Начисление на фонд ЗП (35,8% от ФЗП)

35.8

4. Затраты на расход электроэнергии, используемой 

 

для технологических целей (ЭЛ.)

 

В технологическом процессе используются: 

 

гидравлический пресс 

 

Эл = W*t маш*Сэл, (тенге)

1,15

W-мощность электро потребителей кВт

2.2

t маш- время работы эл. Потребителей,час

0.1

Сэл-стоимость эл.энергии,кВт/час

1.05

5. Стоимость сырья, материалов, узлов (Сс.м.у)

 

В технологическом процессе используются: 

 

перечислить с ценой):

 

Сс.м.у = Сс+См+Су., (тенге)

2100

Сс-Стоимость сырья 

0

См-стоимость материалов (лист жести)

1750

Су-стоимость узлов (сальник в (тенге)+ подшипник в (тенге)

350

6. Амортизационные отчисления (А)

 

А = (nоб*БС*НА)/100., (тенге)

3412,5

nоб - количество оборудования,шт (Гидравлич пресс)

1

НА - норма амортизации, %

35

БС - балансовая стоимость (тенге)

9750

7. Прочие затраты (Зпр)

 

(отопление, связь, транспорт и т.п.)

 

Зпр = (ОЗП+ДЗП+НАЧ фзп+Эл+Сс.м.у+А)/100*(10-70%)

1503,25

Прочие затраты %

25

(отопление, связь, транспорт, освещение)

 

ИТОГО:

 

Себестоимость технологического процесса

 

 ремонта и обслуживания коробки передач

 

Сумма всех статей = 1ст+2ст+3ст+4ст+5ст+6ст+7ст (тенге)

 

Сумма всех статей = 334,35+3,34+120,91+1,15+2100+3412,5+1503,25 (тенге)

7475,5

V. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ, ОХРАНА ТРУДА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

.1 Техника безопасности при выполнении работ

        Общие требования безопасности.

         К работе слесарем по ремонту автомобилей допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование для определения соответствия их состояния требованиям, предъявляемым к выполняемой работе, прошедшие курс обучения по специальной программе и имеющие удостоверение о присвоении ему квалификации.

         Вновь поступающие рабочие могут быть допущены к самостоятельной работе только после прохождения ими вводного инструктажа по безопасности труда, противопожарной безопасности, экологическим требованиям и первичного инструктажа на рабочем месте, о чём должны быть сделаны записи в соответствующих журналах вводного инструктажа и на рабочем месте с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. К самостоятельной работе рабочие допускаются только при наличии удостоверения о проверке знаний по охране труда.

         Знания рабочими безопасных методов труда должны постоянно проверяться постоянно действующей экзаменационной комиссией предприятия не реже одного раза в 12 месяцев. Результаты проверки оформляются протоколом комиссии, а в удостоверении делается соответствующая отметка. В случае получения рабочим неудовлетворительной оценки при проверки знаний безопасности труда он к самостоятельной работе не допускается до повторной проверки через один месяц.

         При нарушении рабочим требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, пожару, взрыву или отправлению, при изменении условий труда, материалов, инструментов, при введении в действие новых или переработанных правил, инструкций стандартов по охране труда, изменений и дополнений к ним, при перерывах в работе более 30 календарных дней, а также по требованию надзорных органов проводится внеплановый инструктаж.

         При выполнении работ в опасных и особо опасных условиях, также других несвойственных работ, не связанных с прямыми обязанностями рабочего проводится целевой инструктаж и выдаётся наряд-допуск.

         О проведении повторного и внепланового инструктажа производится соответствующая запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. При регистрации внепланового инструктажа указывается причина, вызвавшая его проведение.

         Рабочий получивший инструктаж и показавший неудовлетворительные знания, к работе не допускается. Он обязан вновь пройти инструктаж. Знания, полученные при инструктаже, проверяет работник, проводивший инструктаж.

         Слесарь по ремонту автомобилей обязан выполнять только ту работу, которая разрешена администрацией. Без разрешения администрации и инструктажа производить работу, не входящую в обязанности слесаря, запрещается.

         На территории организации слесарь по ремонту автомобилей обязан соблюдать следующие правила:

         •быть внимательным к сигналам водителей движущегося транспорта;

         запрещается: прикасаться к электрооборудованию, клеммам и электропроводам, арматуре общего освещения и открывать дверки электрошкафов, включать и останавливать (кроме аварийных случаев) машины, станки и механизмы, работа на которых не входит в круг его обязанностей, стоять или проходить под поднятым грузом или вблизи него, ездить на подножках и крыльях машин. 

      

Требования безопасности перед началом и во время работы

         Привести в порядок рабочую одежду: застегнуть или обвязать обшлага рукавов, заправить одежду так, чтобы не было развивающихся концов; проверить наличие средств оказания доврачебной помощи.

         Работать в лёгкой обуви (тапочках, босоножках, сандалиях и т. д.) запрещается.

         Внимательно осмотреть рабочее место, убрать все мешающие в работе предметы.

         Если необходимо пользоваться переносной электролампой, проверить, есть ли на лампе защитная сетка, исправен ли шнур и изоляционная резиновая трубка. Напряжение переносных электроламп в обычных помещениях не выше 42 В, а в особо опасных условиях (наличие сырости) не выше 12 В.

         Рабочий инструмент и детали расположить в удобном и безопасном для пользования порядке. Убедиться в том, что рабочий инструмент, приспособления и средства индивидуальной защиты исправны и соответствуют требованиям безопасности.

         Необходимо, чтобы:

          гаечные ключи не имели выработки зева и строго соответствовали размерам гаек и болтов. Пользоваться подкладками к гаечным ключам между гранями ключа и гайки, наращивать гаечные ключи трубами или другими предметами запрещается;

           рукоятки молотков и кувалды должны иметь слегка выпуклую, не косую и не сбитую, без трещин поверхность бойка, должны быть надёжно укреплены на рукоятках путём расклинивания заершенными клиньями, не должны иметь наклёпа;

          рукоятки молотков и кувалды должны иметь гладкую поверхность и быть сделаны из древесины твёрдых и вязких пород;

          ударные инструменты (зубила, бородки, просечки, крены и др.) не должны иметь трещин, заусенцев и наклёпа. Зубила должны иметь длину не менее 150 мм;

          тиски имели исправные губки и зажимной винт.

При ремонте или техническом обслуживании автомобилей, повесить на рулевое колесо табличку: "Двигатель не пускать! Работают люди".

Если вблизи рабочего места производятся электросварочные работы, установить щит (ширму) для защиты глаз и лица от воздействия ультрафиолетовых лучей или надеть специальные защитные очки.

         Если ремонтные работы производятся вблизи электрических проводов и электроустановок, выключить подачу тока на время работы.

         Работать под автомобилем вне смотровой канавы, эстакады или подъёмника только при наличии лежаков. Работать на полу (земле) запрещается.

         Все работы по ремонту или техническому обслуживанию автомобилей выполнять при неработающем двигателе, за исключением регулировки карбюратора. Проверки электрооборудования и тормозной системы.

         Домкрат при подъёме автомобилей ставить на прочную и устойчивую деревянную подкладку. Высота его подъёма должна соответствовать необходимой высоте подъёма машины и её частей. Увеличивать высоту подъёма домкрата, наращивая его случайными предметами, запрещается.

При ремонте поставить технику на козелки и убедиться, что она надёжно установлена. Работать под машиной, поднятой только домкратом, но не установленной на козелки, запрещается.

         При выполнении работ (даже кратковременных) на машине с поднятым кузовом предварительно укрепить кузов упорной штангой. При замене подъёмного механизма установить второй металлический упор. Использовать вместо упора различные случайные подставки или подкладки запрещается.

         Слив масла и воды из агрегатов машины производить только в специальную тару. Случайно пролитое на пол масло или оброненный солидол немедленно засыпать опилками или сухим песком и собрать в специально отведённое место.

         Влезать под машину и вылезать из-под неё только со стороны, противоположной проезду. Работая под машиной, размещаться между колёсами вдоль машины.

         До начала производства сварочных работ, слить бензин и масло, бензобаки закрыть асбестовыми чехлами.

         При работах, связанных с проворачиванием коленчатого и карданных валов, проверить выключены ли зажигание и подача топлива (для дизельных машин), поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение, освободить стояночную тормозную систему. После окончания работ затянуть рычаг стояночной системы и вновь включить первую передачу.

         Работы, связанные с заменой и перестановкой шин, рессор выполнять после установки машины на козелки, а под неснимаемые колёса подложить противооткатные упоры (башмаки). Устанавливать машину на колёсных дисках, деревянных колодках, кирпичах и других случайных предметах запрещается.

         При ремонте и обслуживании машин с высоким кузовом пользоваться специальными лестницами-стремянками со ступенями шириной не менее 300 мм и глубиной не менее 150 мм. Применять приставные лестницы запрещается.

         При регулировке двигателя в помещении применять бесшланговый местный отсос или накидные шланги для отвода отработавших газов в атмосферу.

         На разборочно-сборочных работах применять исправные съёмники, электрогайковерты и ключи. Отвёртывать гайки при помощи зубила и молотка запрещается. Трудноотвёртываемые гайки смочить керосином, а потом отвернуть ключом.

         При разборке машин снимать, транспортировать и устанавливать двигатель, коробку передач, задний и передний мост, кузов и раму, следует применять подъёмно-транспортные механизмы, оборудованные захватными приспособлениями, гарантирующие безопасное выполнение работ. Поднимать машину за буксирные крюки запрещается.

         Поднимать (даже кратковременно) грузы, вес которых больше чем указано для данного подъёмного механизма, снимать, транспортировать и устанавливать агрегаты при зачаливании их тросом и канатами без специальных захватов, транспортировать на тележках, не оборудованных стойками и упорами, предохраняющими агрегаты от падения, запрещается.

Разборку и сборку агрегатов выполнять только на специальных стендах, оснащённых устройствами закрепления.

         Снятые детали класть на специальные стеллажи.

         Длинные детали (полуоси, карданные валу и т. д.) ставить вертикально, прислоняя к стенам или оборудованию запрещается.

         Проверять соосность отверстий при сборке узлов следует с помощью конусной оправки.

         Не работать и не находиться под машиной, отдельными её частями, висящими на тросе грузоподъёмного механизма.

         Перед тем, как начать работу по ремонту машин, установленных на смотровой канаве:

проверить правильность установки колёс по отношению направляющих;

• поставить машину на тормоза и подложить противооткатные упоры (башмаки);

• убедиться в наличии свободного доступа в канаву, запасного (аварийного) выхода, исправности лестницы и напольной решётки в канаве.

Находясь в смотровой канаве, осмотр и ремонт машин производить в защитных очках.

         При работе с переносной электродрелью, гайковертом, шлифовальной машиной соблюдать инструкцию по охране труда для работающих с ручными электрическими машинами.

         Для переноски рабочего инструмента использовать специальную сумку или ящик.

         При работе зубилом или крейцмейселем одеть защитные очки и следить, чтобы отлетающие осколки и стружки не поранили рядом работающего слесаря и окружающих.

         При работе с электроинструментом необходимо:

пользоваться диэлектрическими перчатками и ботами;

• следить за исправностью изоляции и электроинструмента, надёжностью крепления заземляющего провода и штепсельной вилки с заземляющим контактом;

• при перерывах в работе выключать инструмент. Включать электроинструмент в сеть при отсутствии специального штепсельного соединения запрещается.

         Выполняя работу совместно с несколькими лицами, согласовывать свои действия с товарищами по работе.

При пуске двигателя (в случае необходимости) при открытом капоте не допускать, чтобы люди находились в непосредственной близости от двигателя.

         Не хранить на рабочем месте ЛВЖ и обтирочный промасленный материал.

         Подходить к открытому огню, зажигать спички, если руки или спецодежда смочены бензином, запрещается.

         Пользоваться открытым огнём при осмотре машин запрещается. Курить только в специально отведённом месте.

         Для перегонки машин на стоянку и проверки тормозов на ходу, вызвать дежурного или основного водителя.

        

Требования безопасности по окончанию работы

         Привести в порядок рабочее место. Инструмент и приспособления протереть и сложить на отведённое для них место.

         Если техника остаётся на специальных подставках, проверить надёжность её установки. Не оставлять машины, или отдельные её части висящими на тросе грузоподъёмного механизма.

         Сообщить бригадиру или механику обо всех нарушениях и неполадках, которые были выявлены в процессе работы.

         Спецодежду повесить в специально предназначенный для этой цели шкаф.

          Вымыть руки и лицо тёплой водой с мылом.

         Мыть руки в масле, бензине, керосине и вытирать их ветошью, загрязнённой опилками и стружкой, запрещается.

5.2 Охрана труда на производстве

         Сложность современного производства требует комплексного подхода к охране труда. В этих условиях предприятие решает следующие задачи: 

• обучение работающих вопросам охраны труда;

• обеспечение безопасности производственного оборудования;

• обеспечение безопасности зданий и сооружений;

• обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты;

• обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха;

• обеспечение безопасности производственных процессов;

• нормализация условий труда и др . 

         Одним из важнейших направлений охраны труда на предприятиях является обеспечение работников инструкциями по охране труда. Инструкция по охране труда - нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда при выполнении работ в производственных помещениях, на территории предприятия, на строительных площадках и в иных местах, где производятся эти работы или выполняются служебные обязанности. 

         Инструкции по охране труда могут быть типовые (отраслевые) для работников предприятий, участков и конкретного рабочего места. Инструкции по охране труда разрабатываются на основе межотраслевых и отраслевых правил по охране труда и не должны им противоречить. 

         Утверждённые инструкции для работников учитываются службой охраны труда предприятия в журнале учёта. Надзор и контроль за соблюдением правил и инструкций по охране труда осуществляется федеральными органами надзора. 

         Инструкции для работников по профессиям и на отдельные виды работ разрабатываются в соответствии с утверждённым работодателем перечнем, который составляется при участии руководителей подразделений, служб главных специалистов и др. Разработка инструкций для работников осуществляется на основе приказа работодателя. 

         Инструкции для работников разрабатываются руководителями подразделений (цехов, отделов, лабораторий и др.). 

         Служба охраны труда организации осуществляет контроль за своевременной разработкой и пересмотром инструкций для работников, а также оказывает методическую помощь разработчикам. 

         Типовая инструкция и инструкция для работников должны содержать следующие разделы: 

• общие требования безопасности;

• требования безопасности перед началом работ;

• требования безопасности во время работы;

• требования безопасности в аварийных ситуациях;

• требования безопасности по окончанию работы. 

         Инструкции для работников не должны содержать ссылок на какие-либо нормативные акты, кроме ссылок на другие инструкции для работников, действующие на данном предприятии. В инструкциях не должны применяться слова, подчёркивающие особое значение отдельных требований (например, «категорически», «особенно», «строго» и т.п.), так как все требования инструкции должны выполняться работниками в равной степени. Замена слов в тексте буквенным сокращением допускается при условии полной расшифровки. 

         Если безопасность выполнения работы обусловлена определёнными нормами, то они должны быть указаны в инструкции (величина зазора, расстояния и т.п.). 

         Проверка инструкций на соответствие требованиям действующих государственных стандартов, санитарных норм и правил должна проводиться не реже одного раза в 5 лет. 

         Проверка инструкций для работников по профессиям или по видам работ, связанным с повышенной опасностью, должна проводиться не реже одного раза в 3 года. 

         Если в течение срока действия инструкции условия труда работников на предприятии не изменились, то приказом работодателя действие инструкции продлевается на следующий год, о чём делается запись на первой странице инструкции (штамп «Пересмотрено», дата и подпись лица, ответственного за пересмотр инструкции). 

         Выдача инструкций руководителям подразделений организации производится службой охраны труда с регистрацией в журнале учёта выдачи инструкций. 

         У руководителя подразделения организации должен постоянно храниться комплект действующих в подразделении инструкций для работников всех профессий и по всем видам работ. 

         Инструкции работникам могут быть выданы на руки под расписку в личной карточке инструктажа для изучения при первичном инструктаже, либо вывешены на рабочих местах или участках, либо храниться в ином месте, доступном для работников. 

         Контроль организации охраны труда на предприятии осуществляется:

  •  работодателем и руководителями подразделений;
  •  через совместный административно-общественный контроль;
  •  через контроль вышестоящей организации;
  •  через смотры по охране труда и технике безопасности. 

         Обучение безопасности труда и виды инструктажа

         Вводный инструктаж - проводится со всеми вновь принимаемыми на работу; проводит инженер по охране труда или лицо, на которое приказом возложены эти обязанности; проводится по программе, утверждённой руководителем организации в кабинете по охране труда. 

         Первичный инструктаж на рабочем месте - проводится со всеми вновь принятыми на предприятие, кроме лиц, которые не связаны с обслуживанием и ремонтом оборудования, использованием инструмента, хранением и применением сырья и материалов. Перечень профессий и должностей работников, освобождённых от первичного инструктажа на рабочем месте, утверждает работодатель. 

         Повторный инструктаж - проходят все работники, за исключением лиц, освобождённых от первичного инструктажа на рабочем месте, не реже одного раза в полугодие. Для некоторых категорий работников может быть установлен более продолжительный (до 1 года) срок проведения повторного инструктажа. 

         Внеплановый инструктаж - проводится при изменении вида работ, при введении в действие новых или переработанных стандартов или инст-рукций по охране труда, при несчастном случае на производстве, при нарушении требований безопасности труда, по требованию органов надзора, при перерывах в работе 60 дней (для работ, к которым предъявляют повышенные требования безопасности труда - 30 дней). 

         Целевой инструктаж - проводят при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка и разгрузка, уборка территории); ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф; производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск; проведении экскурсии на предприятии, организации массовых мероприятий. 

         Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой проводит непосредственный руководитель работ (мастер, преподаватель). О проведении инструктажа лицо, проводившее инструктаж, делает запись в журнале регистрации инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. Целевой инструктаж фиксируется в наряд-допуске или оформляется протоколом. 

IV. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЛЕСАРЯ ПО РЕМОНТУАВТОМОБИЛЕЙ III РАЗРЯДА

        Характеристика работ. Разборка дизельных и специальных грузовых автомобилей и автобусов длиной свыше 9,5 м. Ремонт, сборка грузовых автомобилей, кроме специальных и дизельных, легковых автомобилей, автобусов длиной до 9,5 м. Ремонт и сборка мотоциклов, мотороллеров и других мототранспортных средств. Выполнение крепежных работ резьбовых соединений при техническом обслуживании с заменой изношенных деталей. Техническое обслуживание, резка, ремонт, сборка, регулировка и испытание агрегатов, узлов и приборов средней сложности. Ремонт агрегатов и электрооборудования автомобилей. Определение и устранение неисправностей в работе узлов, механизмов, приборов автомобилей и автобусов. Соединение и пайка проводов приборами и агрегатами электрооборудования. Слесарная обработка, деталей по 11 - 12 квалитетам с применением универсальных приспособлений. Ремонт и установка сложных агрегатов и узлов под руководством слесаря более высокой квалификации.

        Должен знать: устройство и назначение узлов, агрегатов и приборов средней сложности; правила сборки автомобилей и мотоциклов, ремонт деталей, узлов, агрегатов и приборов; основные приемы разборки, сборки, снятия и установки приборов и агрегатов электрооборудования; регулировочные и крепежные работы; типичные неисправности системы электрооборудования, способы их обнаружения и устранения; назначение и основные свойства материалов, применяемых при ремонте электрооборудования; назначение термообработки деталей; устройство универсальных специальных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов; систему допусков и посадок: квалитеты и параметры шероховатости.

        Примеры работ

1. Автомобили легковые, грузовые, автобусы всех марок и типов - снятие и установка бензобаков, картеров, радиаторов, педалей тормоза, глушителей, замена рессор.

2. Валы карданные, цапфы тормозных барабанов - подгонка при сборке.

. Вентиляторы - разборка, ремонт, сборка.

. Головки блоков цилиндров, шарниры карданов - проверка, крепление.

. Головки цилиндров самосвального механизма - снятие, ремонт, установка.

. Двигатели всех типов, задние и передние мосты, коробки передач (кроме автоматических), сцепления, валы карданные - разборка.

. Контакты - пайка.

. Крылья легковых автомобилей - снятие, установка.

. Насосы водяные, масляные, вентиляторы, компрессоры - разборка, ремонт, сборка.

. Обмотка изоляционных приборов и агрегатов электрооборудования -пропитка, сушка.

. Реле-регуляторы, распределители зажигания - разборка.

. Седла клапанов - обработка шарашкой, притирка.

. Фары, замки зажигания, сигналы - разборка, ремонт, сборка.

        Слесарь по топливной аппаратуре 2-й разряд

        Характеристика работ. Разборка, ремонт и сборка простых узлов топливной аппаратуры карбюраторных и дизельных двигателей. Демонтаж и монтаж аппаратуры на карбюраторных и дизельных двигателях. Регулировка уровня топлива в поплавковой камере карбюратора.

        Должен знать: устройство двигателей внутреннего сгорания; возможные неисправности системы питания и топливной аппаратуры и методы их устранения; правила снятия и установки аппаратуры на карбюраторных и дизельных двигателях; правила разборки, ремонта, сборки и замены отдельных узлов топливной аппаратуры.

       

 Примеры работ.

1. Двигатели дизельные - смена фильтров тонкой и грубой очистки топлива.

. Жиклеры - разборка, промывка, продувка.

. Карбюраторы - ремонт поплавка, запорного клапана, узла воздушной заслонки и дросселя.

. Карбюраторы, баки, отстойники, форсунки - замена.

. Трубки топливной системы, насосы форсунок, фильтры, топливные насосы, подкачивающие насосы - замена.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          В письменной выпускной экзаменационной работе было описано особенности технической обслуживании и ремонта коробки передач автомобиля. Я выбрал коробки передач от автомобиля ВАЗ-2110.

           Коробка передач - один из самых сложных агрегатов автомобиля. Она дает возможность изменить силу тяги на ведущих колесах машины путем зацепления шестерен с различным числом зубьев. Кроме этого, она обеспечивает задний ход и длительное разобщение двигателя (вместе со сцеплением) с другими агрегатами трансмиссии во время стоянки автомобиля или при движении его по инерции.

Коробка переключения передач устройство необходимое каждому автомобилю с двигателем внутреннего сгорания. Необходимость этого механизма обусловлена тем, что у любого двигателя довольно узок диапазон оборотов, где крутящий момент и мощность достигают своего максимума. И, кроме того, у каждого двигателя существует так называемая «красная зона» —предел частоты оборотов, который нельзя превышать во избежание поломок мотора.

ЛИТЕРАТУРА

  1.  Ю. И. Боровских, Ю. В. Буралев, К. А. Морозов. Устройство автомобилей. Москва «транспорт» 2002 г.
  2.  В.А. Родичев Грузовые автомобили. Москва «ПровОброИздат» 2001г.
  3.  В. С. Симаковский, О. В. Минаев. 2006г. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Москва «Академия» 2003г.
  4.  С. В. Соколова Основы экономики. Москва «академия» 2003г
  5.  А. М.Третьяков, А. Д. ПетровТехническое обслуживание и ремонт автомобилей. Москва «высшая школа» 2003 г.
  6.  В. С. Калисский, А. И. Манзон, Г. Е. Нагула. Учебник водителя. Москва «транспорт» 2002 г.
  7.  Ю. Т. Чумаченко, Г. В. Чумаченко, А. В. Ефимова. Эксплуатация автомобилей и охрана на предприятиях. Ростов-на-Дону «Феникс» 2003 г.
  8.  Автомобили. Под ред. А.В. Богатырева. - М.: Колос, 2001. 
  9.  Автотранспорт. Эксплуатация. Обслуживание. Ремонт-журнал 2005-2007 г.
  10.  Болотов А.К., Лопарев, Л.А. Конструкция автомобилей. - М.: Колос, 2006.
  11.  Вахламов В.К. Техника автомобильного транспорта. Подвижный состав и эксплуатируемые свойства. - М.: Издательский центр "Академия", 2004.
  12.  Основы технологии производства и ремонта автомобилей: Метод. указания. / Сост. А.Д. Полканов, ВоГТУ: - Вологда, 1999 г.
  13.  Практикум по конструкции автомобилей / А.П. Иншаков, А.М. Карпов, В.И. Славкин и др., Под общ. ред. А.П. Иншакова. - Саранск: издательство Морд. ун-та, 2003. 

Приложение 1. Чертежи

Коробка передач

1 - задняя крышка картера коробки передач; 2 - ведущая шестерня V передачи; 3 - шариковый подшипник первичного вала; 4 - ведущая шестерня IV передачи первичного вала; 5 - первичный вал; 6 - ведущая шестерня III передачи первичного вала; 7 - картер коробки передач; 8 - ведущая шестерня II передачи первичного вала; 9 - шестерня заднего хода; 10 - промежуточная шестерня заднего хода; 11 - ведущая шестерня I передачи первичного вала; 12 - роликовый подшипник первичного вала; 13 - сальник первичного вала; 14 - сапун; 15 - подшипник выключения сцепления; 16 - направляющая втулка муфты подшипника выключения сцепления; 17 - ведущая шестерня главной передачи; 18 - роликовый подшипник вторичного вала; 19 ~ маслосборник; 20 - ось сателлитов; 21 - ведущая шестерня привода спидометра; 22 - шестерня полуоси; 23 - коробка дифференциала; 24 - сателлит; 25 - картер сцепления; 26 - пробка для слива масла; 27 - ведомая шестерня главной передачи; 28 - регулировочное кольцо; 29 - роликовый конический подшипник дифференциала; 30 - сальник полуоси; 31 - ведомая шестерня I передачи вторичного вала; 32 - синхронизатор I и II передач; 33 - ведомая шестерня II передачи вторичного вала; 34 - ведомая шестерня III передачи вторичного вала; 35 - синхронизатор III и IV передач; 36 - ведомая шестерня IV передачи вторичного вала; 37 - шариковый подшипник вторичного вала; 38 - ведомая шестерня V передачи вторичного вала; 39 - синхронизатор V передачи; 40 - вторичный вал. 

Привод управления коробкой передач

1 - защитный чехол тяги; 2 - тяга привода управления коробки передач; 3 - рычаг переключения передач; 4 - палец сферического рычага переключения передач; 5 - обойма шаровой опоры; 6 - шаровая опора рычага переключения передач; 7 - буфер; 8 - пружина; 9 - реактивная тяга; 10 - рычаг штока выбора передач; 11 - рычаг выбора передач; 12 - картер коробки передач; 13 - картер сцепления; 14 - шток выбора передач; 15 - втулка штока; 16 - сальник штока; 17 - защитный чехол; 18 - корпус шарнира; 19 - втулка шарнира; 20 - наконечник шарнира; 21 - хомут. 



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
15546. Проект участка сборки коробки передач автомобиля ОКА 1.26 MB
  Спроектировать участок сборки коробки передач автомобиля Ока. В проекте составлена схема сборки, методы достижения точности сборки, изделие было обработана на технологичность, произведены Технологические расчёты, организован сборочный процесс, произведены экономические расчёты, дано описания изделия, выбран годовой план выпуска собираемого изделия.
14245. Назначение, устройство и принцип работы магнитолы 68.26 KB
  Основными функциональными узлами магнитофона являются лентопротяжный механизм ЛПМ блок магнитных головок БМГ БВГ для записи воспроизведения и стирания сигналов и электронные устройства обеспечивающие работу БМГ. Характеристики ЛПМ в наибольшей степени влияют на качество звуковоспроизведения аппарата в целом потому что искажения которые неидеальный ЛПМ вносит в сигнал невозможно исправить никакой коррекцией в аналоговом электронном тракте...
5380. Разработка учебного стенда Устройство и принцип работы принтера как средство повышения качества подготовки учащихся специальности Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей 243.46 KB
  Классифицируются принтеры по пяти основным позициям: принципу работы печатающего механизма, максимальному формату листа бумаги, использованию цветной печати, наличию или отсутствию аппаратной поддержки языка PostScript, а также по рекомендуемой месячной нагрузке.
19565. Основной принцип МНК: Сумма квадратов ошибки модели должна быть минимальной 40.16 KB
  На основании диаграммы рассеяния можно сделать вывод о позитивной зависимости продолжительности жизни от фактора х1 (т.е. у будет расти с ростом х1). Наиболее подходящая форма функциональной зависимости — линейная. Изучается зависимость средней ожидаемой продолжительности жизни от нескольких факторов по данным за 1955 г. С этой целью по 14-ти странам были получены данные по нескольким факторам, влияющим на продолжительность жизни
6655. Полевые транзисторы, принцип их работы 48.85 KB
  При увеличении отрицательного значения напряжения U происходит увеличение ширины pn перехода за счет уменьшения ширины nканала см. Таким образом управление потоком рабочих носителей заряда в полевом транзисторе осуществляется за счет изменения сопротивления канала при изменении напряжения затвористок. Очевидно степень уменьшения ширины канала а следовательно его сопротивление будет увеличиваться при увеличении напряжения U. При малых значениях напряжения U обусловленное этим напряжением уменьшение ширины канала не существенно и...
8259. ПРИНЦИП РАБОТЫ ЛАЗЕРА И СВОЙСТВА ЛАЗЕРНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ 75.97 KB
  Для них существует вероятность 21 спонтанных переходов в нижнее состояние Е1 с испусканием фотонов обладающих энергией hv: 2 Также существует вероятность B21U вынужденных переходов с испусканием фотонов в присутствии излучения с плотностью энергии U: 3 Коэффициенты Эйнштейна для спонтанных 21 и вынужденных переходов В12 B21 взаимосвязаны: 4 где с скорость света в среде; g1 и g2 степень вырождения соответствующих энергетических уровней. Очевидно что h и следовательно S=h...
17512. Организация контроля самостоятельной работы на теоретическом занятии в колледже по теме: «Общее устройство ДВС» 269.34 KB
  История возникновения проблемы выбора способов организации контроля самостоятельной работы студентов на занятиях. Сущность и виды организации самостоятельной работы студентов на занятиях. Анализ способов организации контроля самостоятельной работы на занятиях...
12750. Организация контроля самостоятельной работы на теоретическом занятии в колледже по теме: «Общее устройство ДВС 269.22 KB
  История возникновения проблемы выбора способов организации контроля самостоятельной работы студентов на занятиях. Сущность и виды организации самостоятельной работы студентов на занятиях.4 Анализ способов организации контроля самостоятельной работы на занятиях...
21334. Принцип работы и применения регуляторов напряжения для повышения эффективности функционирования электротехнических устройств 39.88 KB
  В настоящее время задачи регулирования напряжения получили материальную основу в виде регулирующих и компенсирующих устройств. Постоянство напряжения в каждой точке сети можно обеспечить применением локальных регуляторов в электрических цепях. Таким образом возникает вопрос о создании локальных систем автоматического регулирования напряжения в электрической сети.
21499. Процесс составления баз данных аэрологической информации, принцип работы программного обеспечения и перефирийного оборудования 7.28 MB
  Данные в БД логически структурированы (систематизированы) с целью обеспечения возможности их эффективного поиска и обработки в вычислительной системе. Структурированность подразумевает явное выделение составных частей (элементов), связей между ними, а также типизацию элементов и связей, при которой с типом элемента (связи) соотносится определённая семантика и допустимые операции.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.