Средневековая философия

В результате длительных споров ведущихся между отдельными мыслителями и церковью выкристаллизовалось несколько точек зрения на то как решить проблему отношения веры и разума: Рационалистическая точка зрения. Сторонники ее требовали подвергнуть догматы веры оценке разума как высшего критерия истины или заблуждения; Точка зрения двойственной истины выдвинутая защитниками теории двух истин теологической и научной; Точка зрения предметного разграничения. Ее сторонники разграничивали теологию и науку...

2015-01-27

9.34 KB

0 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Средневековая философия

Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской

империи в V веке до эпохи Возрождения  (XIV-XV в.в.).Философия, которая

складывалась в этот период имела два основных источника своего формирования.

Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и

аристотелевской традициях. Второй источник - Священное писание, повернувший

эту философию в русло христианства. Идеалистическая ориентация большинства

философских систем средневековья диктовалась основными догматами

христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о

личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира "из ничего". В

условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого

государственной властью, философия была объявлена "служанкой религии", в

рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма,

креационизма, провиденциализма.

    Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание мира, в котором

источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное

и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где

на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее - находящаяся

на службе у теологии философия; еще ниже - различные частные и прикладные

науки.

Креационизм - (лат. creatio - создание, сотворение), принцип, в

соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную,

преходящую, пребывающую в постоянном изменении.

    Провиденциализм - (лат. providentia - провидение), система взглядов, в

соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и

поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение - в

религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия).

В средневековой философии можно выделить, как минимум, два этапа ее

становления - патристику и схоластику, четкую границу между которыми провести

довольно трудно.

    Патристика - совокупность теолого-философских взглядов «отцов церкви»,

которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и

прежде всего на идеи Платона.

    Схоластика - представляет собой тип философствования, при котором

средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и

формулы.

В средневековой философии остро стоял спор между духом и материей, что

повлекло за собой спор между реалистами и номиналистами. Спор шел о природе

универсалий, то есть о природе общих понятий, являются ли общие понятия

вторичными, то есть продуктом деятельности мышления, или же они представляют

собой первичное, реальное, существуют самостоятельно.

    Номинализм представлял собой зачатки материалистического направления.

Учение номиналистов об объективном существовании предметов и явлений природы

вело к подрыву церковной догмы о первичности духовного и вторичности

материального, к ослаблению авторитета церкви и Священного писания.

    Реалисты показывали, что общие понятия по отношению к отдельным вещам

природы являются первичными и существуют реально, сами по себе. Они приписывали

общим понятиям самостоятельное существование, не зависимое от отдельных вещей и

человека. Предметы же природы, по их мнению, представляют лишь формы проявления

общих понятий.

Развившееся в конце XII и в XIII столетии в странах Западной Европы

интеллектуальное движение повлекло за собой рост тенденций к отделению науки

от теологии, разума от веры. В результате длительных споров, ведущихся между

отдельными мыслителями и церковью, выкристаллизовалось несколько точек зрения

на то, как решить проблему отношения веры и разума:

-       Рационалистическая точка зрения. Сторонники ее требовали подвергнуть

догматы веры оценке разума как высшего критерия истины или заблуждения;

-       Точка зрения двойственной истины, выдвинутая защитниками теории двух

истин - теологической и научной;

-       Точка зрения предметного разграничения. Ее сторонники разграничивали

теологию и науку по их предметам и целям;

-       Точка зрения полного отрицания ценности науки.

В условиях, когда все более широко пробуждался интерес к науке и философии,

нельзя было по-прежнему поддерживать полное отрицание ценности рационального

знания, необходимо было искать другие, более тонкие способы решения вопроса

об отношении теологии и науки. Это было нелегким делом, ибо речь шла о

выработке такого метода, который, не проповедуя полного пренебрежения к

знанию, одновременно был бы в состоянии подчинить рациональное мышление

догматам откровения, т.е. сохранить примат веры над разумом. Эту задачу

осуществляет Фома, опираясь на католическое толкование аристотелевской

концепции науки.

Проблема разума знания и универсалий в вопросе о Фоме Аквинском.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
14728. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ 57.48 KB
  В средневековой философии центральное место человека обуславливается тем что он является высшим творением бога по образу и подобию. Все остальные области традиционно входившие в состав философии онтология гносеология этика эстетика рассматривались под этим углом зрения. Однако при этом у философии были свои отличные от религии функции связанные с основным ее свойством сомнением в истинности вероисповедных догматов и со свойствами разума призванного в конечном счете эти сомнения побеждать и причащаться высшей истине. ...
2457. Философия Средних веков. Философия эпохи Возрождения 1.5 MB
  Если переводить дословно то теоцентризм означает Бог в центре мира. Средневековый теоцентризм предполагает чёткую противопоставленность Бога и сотворенного им мира. Бог вечен неизменен и абсолютен. Сотворенный Богом мир конечен и неизменчив.
2304. Философия Карла Маркса. Неклассическая современная философия 2.06 MB
  Всё что есть – материя. Материя вечна и неуничтожима но она постоянно переходит из одной формы существования в другую при этом в процессе развития материи повышается уровень сложности в котором она реализуется. Бытие – это то что всегда ускользает от разума что смеётся над ним что оставляет разум в дураках . Как видно из текста это полностью противоположно тому что было в метафизике познания и философии Нового времени: в этих учениях наоборот разум не может ничего.
6406. Средневековая Скандинавия, её правители, традиции и обычаи 744.28 KB
  В реферате используются научные статьи, выдержки из книг, а так же из исторических документов. Авторами этой литературы являются учёные и исследователи всего мира, поэтому вся приведённая ниже информация основана на исторических фактах и исследованиях.
1687. Философия счастья 33.24 KB
  Способность к счастью признак гармонической личности свободной от страха суеты запутанности в заботах личности способной брать от жизни то что жизнь дает и давать ей все что жизнь требует. Теперь мы бы пришли вероятно к выводу что это дети разорившихся аристократов выброшенные роком из богатых домов и вынужденные вести бродячий образ жизни. По своему образу жизни происхождению и проповедуемым идеям сегодня бы мы их назвали хиппи. Ведя бродяжнический образ жизни циники жили за счет общества ровным счетом ничего не делая и...
8901. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ 11.08 KB
  Их роль в истории. В истории философии мыслители прошлого не могли определить основу общественного развития и социальный закон. В истории философии общественное развитие связывали с достижением свободы. Проблема общественного развития затрагивает важнейший вопрос о роли личности отдельного индивида в историческом процессе: может ли каждый человек оказать влияние на ход истории В истории философии существуют две противоположные точки зрения: одна французские материалисты утверждает что исключительную главенствующую роль в историческом...
10708. Что такое философия 66.95 KB
  Это далеко не тривиальная задача так как почти без преувеличения можно сказать что по сравнению например с науками сколько философов столько и определений философии. Данное состояние дел выражает своеобразие специфику философии как деятельности. Раскрывая содержание определений философии мы одновременно формируем культуру мышления понимания и оценки человеком самого себя и своего отношения к окружающей действительности.
14863. Философия: шпаргалка 57.44 KB
  Проблема человека и истины в древнегреческой философии. Представление о природе и сущности человека в философии. Свобода необходимость ответственность в бытии человека. Прогностическая – на основании имеющихся философских знаний спрогнозировать тенденции развития будущее материи сознания познавательных процессов человека природы и общества.
3645. Мировоззрение как философия 80.41 KB
  Прежде чем мы определим философию стоит выяснить что такое мировоззрение ибо философия есть один из возможных способов его построения. религиозная философия которая пытается рационально изложить и теоретически оформить истины религиозной веры проведя их через процедуру критического рассмотрения и проблематизации. Считается что впервые слово философия от греч.
2455. Философия как тип мировоззрения 46.4 KB
  В последствие люди заметили что обрабатывать и возделывать можно не только землю но и самого человека. В последствие это значение углубилось и в современном понимании культура означает всё что сделано руками человека. Всё что подвергнуто обработке человеком – это и есть культура. Совершенная противоположность культуре – то что не было подвергнуто обработке человеком называется природой.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.