Таможенное регулирование экспорта нефти и нефтепродуктов из Российской Федерации

Важную роль в развитии нефтяной промышленности на Кавказе сыграли братья Нобели и семейство Ротшильдов. Компания «Шелл Транспорт эна Трэйдинг Компани Лимитед», являющаяся сегодня одной из самых крупных в мире компаний по добыче нефти и газа, производству и переработке нефтепродуктов начала свой бизнес с перевозки нефти и керосина

2014-06-21

1.86 MB

182 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


red79;;;;;;;;Государственное казенное образовательное учреждение 

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «»

на тему «Таможенное регулирование экспорта нефти и нефтепродуктов из Российской Федерации»

Выполнила: М. . Михайловская, студентка 4-го

курса очной формы обучения 

факультета таможенного дела, группа   

Подпись _____________________

Научный руководитель: С.С.Сенотрусова

                             Подпись _____________________

Люберцы

2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕФТИ В РОССИИ ……6

1.1 Развитие внешней торговли энергоресурсами в России 6

1.2 Нормативно-правовое регулирование экспорта нефти из РФ 10

1.3 Конкурентоспособность российской нефтяной отрасли на Евроазиатском рынке 14

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ЭКСПОРТА НЕФТИ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18

2.1 Анализ динамики экспорта нефти, ставок и суммы экспортной             пошлины на нефть, поступающей в бюджет РФ 18

2.2 Анализ факторов, влияющих на экспорт нефти из РФ 22

Глава 3 ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЭКСПОРТА НЕФТИ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26

3.1 Меры тарифного и нетарифного регулирования нефти 26

2.2 Совершенствование таможенного контроля нефти 29

2.3 Развитие сервисного сектора как мера повышения конкурентоспособности нефтяной промышленности России на Евроазиатском рынке 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….44


ВВЕДЕНИЕ

За последние пятнадцать лет российская нефтяная промышленность претерпела масштабную трансформацию, которая снова вывела Россию в число крупнейших производителей нефти. Россия является вторым по величине (после Саудовской Аравии) экспортером нефти в мире и обеспечивает 12% мировой торговли нефтью. 

Сегодня сложно представить время, когда роль нефти в международных отношениях, ее влияние на экономику и политику не становились одной из центральных тем в средствах массовой информации, особенно в нашей стране. Однако возникла нефтяная индустрия в России сравнительно недавно, лишь во второй половине XIX века: в 1846 году на Каспии, близ Баку, в те времена являвшегося частью Российской империи, была пробурена первая в мире нефтяная скважина.

Важную роль в развитии нефтяной промышленности на Кавказе сыграли братья Нобели и семейство Ротшильдов. Компания «Шелл Транспорт эна Трэйдинг Компани Лимитед», являющаяся сегодня одной из самых крупных в мире компаний по добыче нефти и газа, производству и переработке нефтепродуктов начала свой бизнес с перевозки нефти и керосина, значительная часть которого поступала из Баку и отправлялась через Суэцкий канал на Дальний Восток. Уже к началу XX века Кавказ был одним из крупнейших мировых поставщиков нефти. После окончания Второй мировой войны было решено активно развивать поиск и разработку нефтяных месторождений также в Волго-Уральском регионе, а в начале 60-х годов XX века было объявлено об открытии первых крупных месторождений Западной Сибири. В 60-е годы по объему добываемых углеводородов СССР вышел на второе место в миревытеснив» Венесуэлу), что вызвало падение цен на ближневосточную нефть и послужило одним из поводов для создания Организации стран производителей нефти (ОПЕК). В 80-е годы Советский Союз был крупнейшим нефтепроизводителем в мире с объемом добычи существенно выше, чем в США и в Саудовской Аравии. После распада СССР внутренний спрос на нефть упал, возможностей для экспорта не хватало. Падение объемов добычи нефти прекратилось только в 1997 году.

Актуальность темы данной курсовой работы обеспечена тем, что при экспорте нефти и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, нефтяные компании уплачивают вывозные таможенные пошлины, за счет которых, в том числе формируются нефтегазовые доходы федерального бюджета. Постоянный рост цен на нефть в течение последних лет позволил Российской Федерации (далее  - РФ) на треть увеличить сумму, вырученную от ее экспорта. Особая роль нефтяной промышленности обусловила специальный режим регулирования общих рынков нефти и нефтепродуктов в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан.

Целью курсовой работы является рассмотрение процесса регулирования экспорта нефти и нефтепродуктов из РФ.

Достижение поставленной цели возможно с определением и достижением следующих задач:

  •  изучение нормативно-правовой базы, регулирующей данную отрасль;
  •  характеристика конкурентоспособности российской нефтяной отрасли на мировом рынке;
  •  анализ факторов влияния развития нефтяной отрасли;
  •  рассмотрение системы мер тарифного и нетарифного регулирования нефти и нефтепродуктов.

Объектом данной курсовой работы является совокупность общественных отношений, возникающих в нефтяной сфере, связанных с производством, переработкой и распределением нефти и нефтепродуктов.

Предмет исследования данной курсовой работы - нормативно-правовая база, необходимая для исследования данной темы, включающая в себя международные, наднациональные и национальные акты

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕФТИ В РОССИИ

1.1 Развитие внешней торговли энергоресурсами в России

Нефть - это горючая маслянистая жидкость, являющаяся смесью углеводородов, красно-коричневого, иногда почти чёрного цвета, хотя иногда встречается и слабо окрашенная в жёлто-зелёный цвет и даже бесцветная нефть, имеет специфический запах, распространена в осадочной оболочке Земли2. Нефть относится к невозобновляемым ресурсам.  Единицей измерения объёма нефти является баррель. 1 баррель (американский, нефтяной) = 42 галлона158,987 литров0,1364 тонн нефти (более точно зависит от марки нефти и температуры/плотности) = 136,4 кг нефти  = 0,158987 м³ 

По данным на 2011 год мировые разведанные запасы нефти составили 1397354 млн. баррелей, неразведанныеоцениваются в 310-1559 млрд. баррелей3.  

Страны с крупнейшими запасами нефти по состоянию на 2013 год представлены в приложении 1.4

По данным таблицы видно, что Россия занимает твёрдые позиции в десятке крупнейших стран по величине запасов нефти в мире. На Россию приходится примерно 5-7% (79 млрд. баррелей) мировых разведанных запасов нефти. 

Страны, на территории которых располагается наибольшая часть нефтяных запасов и являющиеся основными производителями нефти (за исключением США), являются по большей части слаборазвитыми, с низким уровнем потребления энергоресурсов. Поэтому излишки добываемого сырья они могут поставлять на экспорт. Развитые страны, потребности в нефти которых значительно превышают ее добычу, являются основными импортерами нефти.

Список 10 крупнейших стран в мире, по экспорту нефти представлен на рис.1 в приложении 1. Доля России в общемировом экспорте нефти составляет приблизительно 10% 5.

История нефтяной индустрии России насчитывает уже более 130 лет. За это время нефть стала чем-то неотделимым от России (сначала в образе царской России, затем СССР и на конец Российской Федерации).

Добычей нефти в настоящее время занимаются несколько нефтяных компаний, крупнейшими из которых по результатам 2013 года являются «Роснефть», ОАО «Лукойл»,  ОАО «ТНК-BP», «Сургутнефтегаз», «Газпром Нефть», «Татнефть», «Славнефть», «Башнефть». Фирменная структура нефтедобычи в России в 2012 году представлена в приложении 2.6

Транспортировка нефти, добытой в России, до нефтеперерабатывающих заводов и на экспорт осуществляется в основном по системе магистральных нефтепроводов, принадлежащих государственной компании «Транснефть». Доступ к экспортной трубопроводной сети компании «Транснефть» предоставляется нефтяным компаниям на поквартальной основе в соответствии с объемами добытой и транспортированной по трубопроводам за последнее время нефти и ожидаемыми направлениями ее экспорта. Нефть, транспортируемая через систему магистральных трубопроводов (нефть марки «Юралс»), является смесью нефти разного качества. 

В связи с этим российские компании, добывающие более качественную нефть, не могут получить дополнительную прибыль от ее продажи, используя транспортную систему «Транснефть». Альтернативный доступ к международным рынкам минуя систему «Транснефть», может осуществляться по железной дороге, морским и речным транспортом, а также с использованием собственной экспортной инфраструктуры нефтяных компаний.

Транспортировка нефтепродуктов в Российской Федерации осуществляется с использованием железнодорожного транспорта и через сеть нефтепродуктопроводов, принадлежащую компании ОАО АК «Транснефтепродукт». Помимо транспортировки нефтепродуктов ОАО «Российские железные дорог» оказывает нефтяным компаниям услуги по транспортировке нефти.

Основной объем международных перевозок нефти осуществляют танкеры. Однако супертанкеры дедвейтом (сумма веса полезного груза, перевозимого судном) более 250 тысяч тонн, как правило, просто не могут зайти в порт, будучи полностью загруженными. Их заполняют с морских платформ и разгружают, перекачивая жидкое содержимое на танкеры меньшего размера. Сегодня моря и океаны мира бороздят более 4000 танкеров. Большинство из них принадлежат независимым судоходным компаниям7. 

Россия является топливно-ориентированной странной. Нефть является главной статьёй российского экспорта, составляя, по данным за 2013 год 135,799 млрд. долл. США (34 % экспорта в денежном выражении), вместе с нефтепродуктами  - 206,27  млрд. долл. США (51 %). Динамика показателей  экспорта нефти и нефтепродуктов и их место в платёжном балансе России с 1992 по 2010 года представлены в приложении 38.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что добыча нефти в РФ осуществляется более 130 лет. За это время РФ встала на позиции твёрдого экспортёра нефти во многие страны мира. Общая доля РФ в мировом экспорте нефти составляет около 10%. Доля РФ в о общемировых разведанных запасах нефти составляет 5-7%. Транспортировка российской нефти за рубеж осуществляется посредством сети магистральных трубопроводов, танкерного сообщения и по железной дороге в цистернах.

Современная тенденция функционирования топливно-энергетического комплекса характеризуется взаимозависимостью и взаимосвязью экономического развития и роста спроса на энергоносители. Также необходимо отметить постоянно возрастающее значение финансовых рынков и их влияния на мировую энергетику в целом. Трансформируется и глобализация, в условиях кризисных явлений набирает обороты другая сторона глобализации - протекционизм, что создает существенные риски для развития мировых энергетических рынков. Инвестиционный и инновационный процессы в условиях глобализированных рынков, подверженных влияниям финансовых кризисов, являются неотъемлемой составляющей развития мировой энергетики на период до 2030-го года.

1.2. Нормативно-правовое регулирование экспорта нефти из РФ

Сами по себе экспортные пошлины были введены в России во втором полугодии 1992 года вместе с рядом других. Уже в 1993 году они конституировались в новом законе о таможенном тарифе, однако уже тогда положения закона фиксировали: экспортные пошлины, которые распространялись не только на нефть и нефтепродукты, были инструментами «оперативного» реагирования правительства на текущую конъюнктуру рынка.

Предполагалось, что все вывозные таможенные пошлины вместе с количественным ограничением экспорта будут отменены с 1 января 1996 года. На практике это случилось несколькими месяцами позже, но в виде моратория на ограничение экспорта. 

В январе 1999 года мораторий на такие пошлины был снят, экспортная пошлина на нефть составила €2,5 за тонну и к концу года выросла до €15 за тоннуона регулировалась постановлениями правительства без формулы цены, против чего активно выступали нефтяные компании. 

Рассмотрим основные положения нормативно-правового регулирования экспорта нефти и нефти продуктов на современном этапе:

В Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далееТНВЭД ТС)нефть и нефтепродукты закреплены в группе 27  и носит название «Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные», содержит 16 товарных позиций, в том числе 2709  «Нефть сырая и нефтепродукты сырые, полученные из битуминозных пород». 

Далее рассмотрим Таможенный кодекс ТС (далееТК ТС)9. Основные принципы перемещения товаров через территорию Таможенного союза (по его территории); правила определения страны происхождения товара, формирования его таможенной стоимости; порядок применения различных процедур; правила исчисления таможенных пошлин, налогов; определены сроки и порядок уплаты таможенных пошлин, объекты обложения таможенными пошлинами, налогами и база для исчисления таможенных пошлин, виды ставок таможенных пошлин закреплены в ТК ТС и носят обязательный характер для всех стран-участниц ТС.

3. Статья 51 Бюджетного кодекса закрепляет таможенную пошлину на нефть к неналоговым доходам бюджета10. Согласно этой статьи, неналоговые доходы федерального бюджета формируются, в том числе за счет: таможенных пошлин и таможенных сборов - по нормативу 100 процентов;

4. Федеральный закон № 311 - ФЗ  от 27.11.2010 «О таможенном регулировании в РФ» устанавливает порядок  вывоза товаров из РФ; вывоза товаров из РФ за пределы таможенной территории ТС. Раскрывает основные положения о ввозе товаров в РФ и об их вывозе из РФ. 

Вывозные таможенные пошлины уплачиваются исходя из ставок, действующих на день регистрации временной декларации на товары на счет Федерального казначейства11.

. ФЗ164 от 08.12.2003 (ред. от 08.12.2010)  «Об основах государственного регулирования внешнеэкономической деятельностью» даёт следующие понятия, которые также нормативно регулируют экспорт нефти12:

- нефть является объектом внешнеторговой деятельности, а рассматриваемый ФЗ164 определяет, что внешнеторговая деятельность - деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью;

- экспорт нефти из РФ подлежит таможенно-тарифному регулированию. ФЗ164 определяет, что таможенно-тарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин;

- товар - являющиеся предметом внешнеторговой деятельности движимое имущество, отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река - море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии. Транспортные средства, используемые по договору о международных перевозках, не рассматриваются в качестве товара;

- экспорт товара - вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе.

Также статья 12 ФЗ164 раскрывает методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с международными договорами РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ посредством: таможенно-тарифного регулирования; нетарифного регулирования; запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью; мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных Законом.

 . Закон5003-1 от 21 мая 1993 года (ред. от 08.12.2010)                           «О таможенном тарифе»: Закон устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа РФ - инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров РФ при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу РФ13. Статья 5 п. 5 Закона устанавливает определение таможенной пошлины. Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Данный закон устанавливает методику расчёта ставок вывозной таможенной пошлины на нефть сырую. 

7. Постановление Правительства РФ от 25.04.2011г.311(ред. от 28.04.2011) «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые за пределы территории РФ и территории государств-участников соглашений о Таможенном союзе»14.

Такие постановления выпускаются ежемесячно и устанавливают размер вывозной таможенной пошлины на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти. Проанализировав нормативно-правовую базу, регулирующую экспорт нефти, можно сделать вывод о том, что экспорту нефти уделяется пристальное внимание в действующем законодательстве. 

1.3 Конкурентоспособность российской нефтяной отрасли на Евроазиатском рынке

В условиях современного состояния экономики, снижающегося спроса населения и экономической активности бизнеса на повестке дня правительств различных стран ключевой становится проблема обеспечения конкурентоспособности предприятий, отраслей и регионов. Повышение конкурентоспособности национальной промышленности является основным приоритетом развития российской экономики, что постоянно отмечается в выступлениях президента и членов правительства. Но текущие результаты в данной сфере оставляют желать лучшего. Без существенного повышения конкурентоспособности отраслей и регионов невозможно обеспечить высокие и стабильные темпы экономического роста национальной экономики. 

Одной из важнейших задач для правительства на ближайшие 10 лет является усиление конкурентоспособности нефтепереработки на внутреннем и мировом рынке. Данная отрасль должна эффективно развиваться, чтобы обеспечивать развитие других отраслей, поддерживать благосостояние населения и максимизировать налоговые поступления в бюджет. 

Основу конкурентоспособности формирует технологическая сложность конфигурации НПЗ, определяющая структуру корзины нефтепродуктов. Наиболее ценную корзину нефтепродуктов имеют США, Китай, Япония, Южная Корея, Европа и Канада. От них отстают по показателю выхода светлых нефтепродуктов страны - ведущие производители нефти: Ближний Восток и Россия. 

США и Канада являются лидерами по выходу бензина в силу преобладания бензиновых двигателей на местном рынке. Европа же в силу дизельной направленности развития автотранспорта исторически имеет повышенный выход дизельного топлива. Но при этом нельзя заключить, что США и Канада имеют лучшие корзины в сравнении с Европой, так как среды внутри группы светлых нефтепродуктов не столь велики. Разница же в котировках мазута и светлых продуктов значительна. 

Наибольшей конкурентоспособностью с точки зрения уровня сложности нефтеперерабатывающих мощностей обладают НПЗ США, Японии, Южной Кореи, Канады и Китая. Действительно, если мы обратимся к статистике по установленным мощностям глубокой переработки вакуумного газойля - гидрокрекинг ВГО, каталитический крекинг ВГО и гудрона -коксование, гидрокрекинг и каталитический крекинг остатков, то увидим, что именно в этих странах отношение этих мощностей к объему первичной переработки является наибольшим - от 30 до 60%. Наименьший уровень аналогичного покрытия характерен для России - 14% и стран Ближнего Востока - 15%. 

Единственной страной с отрицательным значением фактора конфигурации остается, как ни печально, Россия. 

В нашей стране велики мощности первичной переработки, не покрытые эффективными мощностями глубокой переработки, что приводит к низкой стоимости корзины продуктов. Причина этого - устаревшие мощности отечественных НПЗ, построенных преимущественно до 1970 г. при практически полном отсутствии инвестиций в углубление переработки в течение последних 20 лет. При этом объем первичной переработки в России очень высок, что приводит к наличию значительного объема нефтепродуктов нетоварного качества - бензин, дизельное топливо ниже Евро-3, либо просто не востребованных на внутреннем рынке - например, мазут, ВГО. 

Эффект фактора логистики и качества для различных стран является разнонаправленным. Наименьшую стоимость нефти с учетом логистики имеют США, Канада, Бразилия, Россия и Ближний Восток. На НПЗ данных стран преимущественно перерабатываются тяжелые сернистые нефти - Urals в России, Maya в Бразилии и США, тяжелые нефти канадских битуминозных песков в Канаде и США, Dubai на Ближнем Востоке, продающиеся с дисконтом к мировому бенчмарку легкой нефти Brent. Адаптация НПЗ под особенности качества тяжелой нефти в условиях ее локальных профицитов создает значительные преимущества данным странам - от 17 до 33 $/т в плюс к марже переработки. Потребляющие более легкие сорта нефти страны - Европа - Brent, Китай - Arab light, Bonny light, Япония и Корея - легкие азиатские нефти подобного преимущества лишены. 

Таким образом, если объединить факторы конфигурации, логистики и качества, можно вычислить полную маржу переработки, являющуюся отражением их конкурентоспособности в условиях рыночной экономики. Итак, на основе полученной количественной оценки конкурентоспособности нефтепереработки различных регионов мира можно заключить: 

Наибольшей конкурентоспособностью обладают страны, имеющие технологически сложные, комплексные НПЗ - США, Япония, Южная Корея, Канада, Европа, Китай. Данные страны являются крупнейшими рынками нефтепродуктов, ценообразование на которых преимущественно ведется по импортному паритету, а экспортные поставки логистически приближены к центрам международной торговли - США, Сингапур, Япония. 

Отстающими игроками - Ближний Восток, Россия, Бразилия, Индия по конкурентоспособности являются профицитными по большинству продуктов страны, географически удаленные от центров потребления их экспортных поставок. Второй общей чертой является относительно низкий уровень глубины переработки на НПЗ данных регионов. 

Нефтепереработка - важная отрасль для национальной экономики любой страны. Собственная переработка - это, как правило, большая доступность нефтепродуктов для населения и бизнеса, независимость от сторонних, часто весьма нелояльных поставщиков. Поэтому государства идут на протекционистские меры, чтобы поддерживать необходимый уровень рентабельности отрасли, сохраняя уровень производства и мотивируя бизнес к инвестициям. 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ЭКСПОРТА НЕФТИ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Анализ динамики экспорта нефти, ставок и суммы экспортной             пошлины на нефть, поступающей в бюджет РФ

По данным таможенной статистики за период ежемесячного мониторинга экспорта нефти сырой с территории РФ за период с 2010 по 2013 гг. наблюдается динамика, представленная в приложении 4.

Экспорт нефти в данном случае рассматривается в физическом объёме (тыс.тонн), чтобы исключить фактор влияния цены на нефть. По представленному графику можно сделать вывод, что очень резких колебаний в объёмах экспорта за рассматриваемый период не происходило, из этого следует стабильность поставок российской нефти за рубеж. Также нет явной тенденции к увеличению или уменьшению физического объёма экспорта. Средний месячный объём экспорта составил 42,8 млн. тонн сырой нефти. Удельный вес экспорта нефти в общем объеме российского экспорта в I квартале 2012 года составил 34.7%, в экспорте топливно-энергетических товаров - 49.4% (в I квартале 2011 года соответственно 34.0% и 47.9%). 

Если рассмотреть динамику статистической стоимости экспорта сырой нефти, то можно отметить, что наибольший в стоимостном выражении объём нефти был вывезен в 2008 году. Это обусловлено прежде всего благоприятным мировым экономическим положением. В докризисный период во многих странах был достигнут значительный подъём как производства, так и добычи в области ТЭК и других смежных отраслях. Объем добычи нефти в РФ в 2008 г. достиг 488 млн. тонн, что превышает запланированный показатель на этот год на 5%15. Такие высокие показатели в 2008 году были также достигнуты за счёт высокой цены на нефть в начале года  и за счет того, что ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую до 15 октября 2008 года16  устанавливались с учётом мониторинга цен на нефть за два календарных месяц. В этот период (с июля по август 2008 года) произошел шаг, который был обусловлен запоздалой реакцией изменения ставки вывозной таможенной пошлины на действующие на тот момент цены на нефть, которые имели тенденцию к резкому снижению. То есть сложилась ситуация, что цены на нефть падали, а ставка пошлины оставалась на очень высоком уровне, который был сформирован под действием перегретой экономики в период перед кризисом.

Цена на нефть сырую напрямую влияет на ставку вывозной таможенной пошлины, т.к. цена нефтиэто основа расчёта пошлины по методологии, установленной в ФЗ5003-1 от 21 мая 1993 года «О таможенном тарифе»17.

С середины июля 2008 года нефть подешевела примерно на треть. Главной причиной снижения мировых цен на нефть эксперты считают отсутствие благоприятных перспектив оживления экономической конъюнктуры, в первую очередь, в США. 

Последствия финансового кризиса все более отчетливо сказывалист в реальной экономике и ограничивали спрос на сырую нефть. Кроме того, падение цен на нефть и другие сырьевые товары было связано со снижением интереса инвесторов к товарным рынкам вследствие укрепления доллара, но сейчас ситуация стабилизируется.

В сентябре 2008 г., средняя  мировая цена на нефть марки Urals  составила 97 долларов США за баррель. За 9 месяцев 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом 2007 года  средние мировые цены на нефть марки Urals  выросли   в 1,7 раза. Динамика цен на нефть марки  Urals за последние 3 месяца и за год представлена в приложении 5.

С декабря 2010 года рост нефтяных цен ускорился из-за политической нестабильности в Тунисе, Египте и некоторых странах Ближнего Востока. В первой половине декабря прошлого года цена превысила порог $90 за баррель, в начале января 2012 года$100 за баррель. 

Следуя такими темпами, к середине марта цена нефти должна была переступить через рубеж $110 за баррель, однако это случилось уже в конце февраля.

Рассмотрим динамику вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, как один из факторов влияющего на объём экспорта на нефть за период с 01.12.2006 по 01.01.2014 (приложение 4), а также сводный график объёма экспорта нефти и ставки вывозной таможенной пошлины за период с января 2011 по март 2013. 

В данном случае большее внимание следует обратить не на цифры, а на динамику показателей и взаимосвязи их друг с другом. Как видно из графика, вывозная таможенная пошлина не рассматривается как фактор прямого влияния на экспорт нефти. 

Не наблюдается явного увеличения экспорта при снижении ставки пошлины и наоборот. Например, в марте и апреле 2013 года при росте ставки пошлины, вырос и экспорт. 

Экспортная пошлина на нефть с 1 июня 2014 года должна вырасти до 462,1 доллара за тонну с 453,7 доллара, что действовала с 1 мая; льготная пошлина составит 217,5 доллара за тонну, на светлые нефтепродукты - 309,6 доллара, на темные - 215,8 доллара за тонну. Нефть дорожает с начала этого года на фоне беспорядков в странах Северной Африки.

Что касается льготной пошлины на нефть, то в настоящее время она распространяется на 19 месторождений Восточной Сибири: Юрубчено-Тохомское, Алинское, Среднеботуобинское, Дулисьминское, Куюмбинское, Северо-Талаканское, Восточно-Алинское, Верхнепеледуйское, Пилюдинское, Станахское, Ярактинское, Даниловское, Марковское, Западно-Аянское, Тагульское, Сузунское, Южно-Талаканское, Чаяндинское и Вакунайское. Ранее в этом списке было 22 позиции, но с 1 мая льгот лишились три месторождения - Ванкорское ("Роснефть"), Верхнечонское (ТНК-BP) и Талаканское ("Сургутнефтегаз").

Проанализировав текущую статистику в отношении экспорта нефти, целесообразно сделать следующие выводы. За период с 01.01.2012 по 01.02.2014 гг. по данным таможенной статистики резких колебаний в объёмах экспорта за рассматриваемый период не происходило, из этого следует стабильность поставок российской нефти за рубеж.18

 

Также нет явной тенденции к увеличению или уменьшению физического объёма экспорта. Из этого следует, что экспорт нефти в настоящее время стабилен. Если рассмотреть динамику экспорта нефти за период с 2006 по 2013 год, то в данном случае явно заметен рост экспорта до 2008 года и спад после наступления мирового финансового кризиса. По причине жёсткой привязки ставки вывозной пошлины на нефть к ценам мировым ценам на нефть с ростом цен до июля 2008 года пропорционально росла и ставка пошлины. 

Также необходимо отметить, что доля нефти продолжает падать, достигнув в 2012 году примерно 17% от ВВП. Связано это как с многолетней стабилизацией добычи нефти в России, так и с прекращением роста цен на нефть в последние годы. По текущему тренду доля нефти в ВВП к 2015 году может снизиться до 15%.

Интересно, что как в 2007 году доля федерального бюджета стала выше доли нефти в ВВП, что может говорить об увеличении доли потребительского рынка в ВВП.

2.2 Анализ факторов, влияющих на экспорт нефти из РФ

Культ нефти приобрел невиданные масштабы в 2005 году. В конце 2005 года Росстат сообщил, что по объемам добычи нефти в октябре 2005 года Россия опередила Саудовскую Аравию, увеличив ежесуточную добычу до 9,469 млн. баррелей нефти с 9,135 млн. баррелей в сентябре 2005 года. Ведущий экспортер нефти в мире - Саудовская Аравия - в октябре добывала 9,451 млн. баррелей в сутки, что на 62 тыс. баррелей меньше, чем в сентябре. Возникновение и широкое распространение концепции "энергетическая сверхдержава" –это, в известной степени, следствие и данного нефтяного рекорда. 

 Ключевыми факторами, от которых зависит экспорт нефти, являются: конфигурация, или набор, конверсионных технологических установок, позволяющих производить корзину нефтепродуктов определенной структуры и, соответственно, стоимости; качество сырья и нефтепродуктов, включая содержание светлых фракций в нефти, уровень серы, металлов и т.п. в нефтепродуктах; географическое положение - оценка логистических затрат поставок нефти и сбыта нефтепродуктов. рост энергопотребления; усиление конкуренции за энергоресурсы: рост цен на энергоносители; рост энергосбережения; изменение региональных пропорций энергопотребления; повышение инфраструктурных рисков; повышение политических рисков.

Одним из основных факторов остаётся рост мирового энергопотреблениянесмотря на внедрение новых энергосберегающих технологий, развитым странам в лучшем случае удается лишь  стабилизировать этот показатель. Поэтому сейчас прогноз обеспечения мирового потребления во многом зависит от того, сумеют ли развивающиеся страны переломить тенденцию опережающего роста энергопотребления за счёт снижения энергоёмкости экономики. Пока ответ на этот вопрос открыт.

 Государство за счет управления ставками различных налогов и пошлин создает в отрасли экономические стимулы для сохранения или развития производства, используя дифференцированное налогообложение экспорта нефти и нефтепродуктов с пониженной ставкой для нефтепродуктов. Каждая переработанная на заводе тонна нефти получает не только маржу переработки, но создает экономию на экспортной пошлине. Государство отказывается от дополнительных налоговых доходов в пользу поддержания отрасли. Данный механизм работает при наличии избыточных мощностей переработки в стране, так как в этом случае ценообразование на внутреннем рынке проводится от экспортной альтернативы.  В РФ субсидирование нефтепереработки ложится не на потребителей, а на государство. Механизм дифференцированных экспортных пошлин на нефть и продукты ее переработки подразумевает, что экспортная пошлина на продукты устанавливается ниже пошлины на нефть. При помощи данного механизма реализуется стимул для переработки нефти и экономии на экспортной пошлине. Так, в России с октября 2011 г. пошлина на экспорт основных нефтепродуктов установлена на уровне 66% пошлины на нефть, на бензин - 90% пошлины на нефть. Государство теряет часть налоговых поступлений от экспорта нефти, но балансирует внутренний рынок нефтепродуктов по ценам значительно ниже, например, европейских. 

Факторами, влияющими на экспорт нефти, которые могут быть улучшены, являются конфигурация и качество нефтепродуктов, так как логистическую позицию по нефти и нефтепродуктам улучшить практически невозможно. Таким образом, целью государства является постепенное замещение фискальной субсидии растущей прибыльностью переработки. Маржа переработки может расти с улучшением корзины нефтепродуктов НПЗ путем замещения дешевого мазута на дорогие и востребованные светлые продукты - бензин, керосин и дизель, а также замещения низкокачественных топлив стандарта Евро-2 на топлива Евро-5. Возможности управления качеством нефти в России значительно ограничены в силу наличия системы «Транснефть». 

Текущая налоговая политика не создает стимулов для инвестиций в конфигурацию: очень дорогие проекты с непонятной окупаемостью и высоким риском проигрывают другим инвестиционным опциям в нефтегазовом секторе и выводу излишней прибыли через дивиденды. 

Решением проблемы может стать дифференцированная система ставок экспортных пошлины на светлые и темные продукты. Российское правительство осознает, что данный механизм в наибольшей степени отвечает данной задаче. Поэтому, вводя налоговый режим «60-66» в октябре 2011 г., государство огласило свое намерение повысить экспортную пошлину на мазут в 2015 г. до 100% пошлины на нефть. Данное решение в случае сохранения текущей конфигурации приведет к сокращению налоговой субсидии на 45 $/т.


ГЛАВА 3. ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЭКСПОРТА НЕФТИ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1. Меры тарифного и нетарифного регулирования нефти

По мере интеграции России в мировую экономику внешнеэкономическая деятельность, основу которой составляет внешняя торговля страны, становится все более важным фактором всей экономической жизни государства. В современных условиях регулирование ВЭД имеет целью обеспечить взаимодействие национальной экономики с внешним миром, создать условия для развития конкурентоспособности отдельных сфер экономики, а также сохранить экономическое равновесие и стабильность внутри страны. Во внешнеэкономическую деятельность включаются различные виды деятельности: внешнеторговая деятельность, валютные и финансово-кредитные отношения, производственная кооперация и инвестиционное сотрудничество.

Внешнеторговая деятельность - составная часть ВЭД, и, безусловно, роль внешнеторговых операция является приоритетной: именно внешнеторговые операции опосредуют любую ВЭД, а поэтому их современная роль и значение остаются определяющими в комплексе ВЭД.

Правовые основы взимания таможенных платежей, размеры таможенных платежей, порядок и сроки их уплаты, формы обеспечения уплаты таможенных платежей в Российской Федерации определяются актами таможенного законодательства Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации. К ним относятся: Таможенный кодекс Таможенного союза; международные соглашения, принятые государствами - участниками Таможенного союза в развитие положений ТК ТС (Соглашение от 9 декабря 2010 года "О порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" (далее - Соглашение) и др.); Закон РФ от 21 мая 1993 года 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон "О Таможенном тарифе"); иные нормативные правовые акты, принятые в соответствии с вышеперечисленными документами (Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2006 года 695 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ 695) и др.).

Базой для исчисления вывозных таможенных пошлин в отношении нефти сырой и нефтепродуктов является их физическая характеристика в натуральном выражении, а именно масса. Сумма вывозных таможенных пошлин, подлежащих уплате, определяется путем применения базы для исчисления вывозных таможенных пошлин и соответствующей ставки вывозных таможенных пошлин.

Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством РФ. Ставки вывозных таможенных пошлин различаются в отношении нефти сырой и нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо, бензол, толуол, мазут и др.). Ставки вывозных таможенных пошлин на сырую нефть и нефтепродукты, устанавливаются на срок один календарный месяц (размеры ставок в настоящий момент указаны в Постановлении Правительства РФ 695), пример таких ставок представлен в приложении 719.

Согласно ст. 3 Закона "О таможенном тарифе", ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты устанавливаются Правительством РФ (в долл. США за тонну) с учетом средней цены на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за последний период мониторинга и вводятся в действие с первого числа календарного месяца, следующего за окончанием периода мониторинга.

Периодом мониторинга цен на сырую нефть на мировых рынках нефтяного сырья является период с 15-го числа каждого календарного месяца по 14-е число следующего календарного месяца включительно. Средняя цена на сырую нефть марки "Юралс", определенная в результате такого мониторинга, публикуется на официальном сайте Министерства экономического развития РФ ежемесячно в срок не позднее первого числа календарного месяца, следующего за месяцем окончания периода мониторинга.

Продолжилась реализация дифференцированного налогового режима при экспорте нефти, добытой на труднодоступных участках недр. Так, для ряда месторождений  Восточной  Сибири  и  Северного  Каспия  сохранялась пониженная  ставка  вывозной  таможенной  пошлины,  уровень  которой  не 

превышал 35% от уровня ставки вывозной пошлины на нефть.

Правительством Российской Федерации были приняты решения, направленные на  создание благоприятных  инвестиционных  условий  по  разработке  шельфовых месторождений Арктической зоны Российской Федерации, а также по добыче сверхвязкой  нефти  в  размере  10% от  действующей  ставки  вывозной таможенной пошлины на нефть сырую на период до 10 лет.

Для  повышения транспарентности тарифного регулирования при экспорте углеводородов  в  2012  году осуществлялась  разработка единой  методики предоставления  льгот  по  вывозным  таможенным  пошлинам  на  нефть, добываемую  на  новых  месторождениях  углеводородов. 

Были также внесены изменения в статью 3 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе», а также подготовлен ряд нормативных правовых актов, устанавливающих четкие процедуры и критерии, на основании которых Правительством  Российской  Федерации  будут  приниматься  решения  по стимулированию новых инвестиционных проектов в добыче нефти.

Особенности реализации таможенно-тарифной политики в 2014-2016 годах будут  определяться  растущей  привлекательностью  России  и  Единого экономического  пространства  как  крупного  рынка  сбыта  для  несырьевой продукции зарубежных стран, в первую очередь товаров высокой степени переработки. 

Среди задач и мер по адаптации экономик государств-членов Таможенного союза к условиям членства в ВТО и функционирования в рамках Единого экономического пространства в  сфере тяжелого,  в том  числе энергетического  машиностроения, химической  и  нефтехимической  промышленностикорректировка ставок ввозных таможенных пошлин на готовую продукцию, узлы, комплектующие и технологическое  оборудование,  не  производимое  отечественными производителями;  вывозных  таможенных  пошлин  на  удобрения,  а  также корректировка ставок на синтетический каучук.

2.2 Совершенствование таможенного контроля нефти

В сфере таможенного регулирования экспорта  в 2014 и последующих годах продолжится постепенное снижение ставок вывозных таможенных пошлин в соответствии  с  обязательствами  Российской  Федерации в ВТО. 

Так, предусмотрена полная отмена экспортных пошлин по 495 тарифным линиям по истечении  переходных  периодов в 1-5  лет  на  все  товары,  облагаемые действующими вывозными пошлинами, за исключением: 

-минерального топлива (нефть, нефтепродукты, газ);

-лесоматериалов  необработанных  и  некоторых  видов  обработанных лесоматериалов из ценных пород древесины;

-лома черных и цветных металлов;

-семян масличных культур, необработанных шкур и выделанной кожи;

-осей железнодорожных локомотивов.

По этим товарам (кроме топливно-энергетической группы) пошлины либо остаются на начальном уровне связывания, либо снижаются, но не до нуля. 

По товарам,  не  вошедшим  в  закрытый  перечень  тарифных  обязательств  по экспортным пошлинам, Российская Федерация в целом сохраняет автономность в регулировании экспортного тарифа. Вместе  с  тем  необходимо  будет придерживаться положений Соглашения в форме обмена письмами между Российской Федерацией и Европейским союзом о введении или повышении экспортных  пошлин  на  сырьевые  товары,  которым  введен  механизм предварительных консультаций перед  повышением вывозных  таможенных пошлин  на  товары,  которые  не  связаны  ограничениями  многосторонней торговой системы и по которым доля России на мировом рынке превышает 10%. 

При этом импорт таких товаров должен являться чувствительным для внутреннего рынка торгового партнера. 

Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал постановление от 3 января 2014 года о снижении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и дизельное топливо. Об этом сообщает портал «ПравоТЭК». 

  Проект постановления «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 года276» был подготовлен Минэкономразвития России. Постановлением снижаются ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и дизельное топливо. 

Размеры коэффициентов, применяемых в формулах расчёта ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, которые указаны в статье 31 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе», изменяются на:

0,59в период с 1 января до 31 декабря 2014 года включительно; 

0,57в период с 1 января до 31 декабря 2015 года включительно; 

0,55с 1 января 2016 года. 

Ставки экспортной пошлины на дизельное топливо уменьшаются с 66% до 65% в 2014 году, до 63% в 2015 году и до 61% в 2016 году, что позволит сохранить в нефтяной отрасли за период 2014годов порядка 50 млрд рублей и компенсировать негативный эффект «налогового манёвра» от повышения налога на добычу полезных ископаемых20.

Другим направлением работы станет реализация положений статьи 77 Таможенного кодекса Таможенного союза по подготовке сводного перечня 

товаров, в отношении которых в государствах–членах Таможенного союза применяются  ставки  вывозных  таможенных  пошлин  (в  том  числе  с обязанностью при их экспорте предъявлять документы для подтверждения страны происхождения). Данная работа будет направлена на урегулирование ситуации  с  реэкспортом  российских  налогооблагаемых  товаров  через территорию государств-членов  Таможенного  союза,  а  также постепенное 

сближение позиций в Таможенном союзе по вопросу установления единых 

вывозных таможенных пошлин в развитие Соглашения Таможенного союза о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран от 25 января 2008г.,  а  также  двусторонних соглашений  по  нефти  и  нефтепродуктам  с Белоруссией  и  Казахстаном. Поскольку вывозные таможенные пошлины играют  важную  роль в  формировании федерального  бюджета, основным вопросом при унификации является необходимость полного и своевременного перечисления  вывозных  пошлин  в  страну  происхождения экспортируемых товаров.21 

В среднесрочной перспективе основой системы налогообложения экспорта в нефтяной отрасли станут параметры введенного в 2011 году режима «60-66», предполагающего создание стимулирующих условий для развития добычи нефти в  традиционных  регионах  (Западная  Сибирь,  Поволжье),  ускоренного инвестирования  в  процессы  вторичной  переработки  нефти  вместо  развития выпуска продуктов первичного передела мазута, нафты и битумов. Реализация такого сценария должна стать подготовкой к внесению изменений в систему налогообложения отрасли.

С целью поддержания сложных нефтедобывающих проектов предполагается сохранить  в  перспективе  практику  дифференциации  таможенно-тарифного режима  для  нефти,  добываемой  на  месторождениях,  характеризующиеся сложными  геолого-экономическими  и  природно-климатическими  условиями. 

В  части  регулирования  экспорта  нефтепродуктов  в  среднесрочной перспективе останутся неизменными параметры ранее введенного таможенно-тарифного режима «60-66», в частности, для мазута будет установлена ставка вывозной пошлины на уровне сырой нефти с 2015 года при сохранении единой пошлины на прочие нефтепродукты (за исключением бензинов) на уровне 66% от пошлины на нефть. 

В отношении ставок пошлины для бензинов в среднесрочной перспективе (после 2015  года)  будет  рассмотрена  целесообразность  принятия  решения (дифференцированно на товарные бензины) о снижении до уровня менее 90% от пошлины на нефть, но не ниже уровня пошлин на «светлые» нефтепродукты. 

В краткосрочной перспективе в целях восполнения возможного дефицита бензинов  будет  рассмотрена  целесообразность  повышения  ставок  вывозных таможенных пошлин на октаноповышающие добавки. В  течение  2013-2014  годов  на  постоянной  основе   проводится мониторинг  производства,  экспорта  и  потребления  нефтяного  кокса  для подготовки предложений  по  оптимизации  таможенно-тарифного  режима  в отношении экспорта некальцинированного нефтяного кокса в случае наличия дисбаланса на внутреннем рынке. К 2015-2016 годам в отношении экспорта сжиженных углеводородных газов по  мере  реализации  проектов  нефтехимических  предприятий  по  запуску пиролизных мощностей и в целях обеспечения преимущественной поставки сырья на внутренний рынок планируется пересмотреть механизм и уровень ставки вывозной пошлины. Конкретные параметры изменений будут определены с учетом складывающейся рыночной конъюнктуры.22

 Одним  из  направлений  работы  станет  углубление  сотрудничества  с партнерами по Таможенному союзу в области урегулирования вопросов по поставке нефти и нефтепродуктов. С учетом Соглашения Таможенного союза о порядке  организации,  управления,  функционирования  и  развития  общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской  Федерации от 9  декабря  2010  г. планируется  оптимизировать соответствующие механизмы  двусторонних  отношений.  Указанная  работа будет касаться продления срока действия Соглашения между Правительством Республики  Беларусь  и  Правительством  Российской  Федерации  «Об определении порядка уплаты вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе нефти и нефтепродуктов с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза» от 9 декабря 2010 г., а также уточнения положений  Соглашения  между  Правительством  Российской  Федерации  и Правительством   Республики Казахстан о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в Республику Казахстан. При экспорте углеводородов в СНГ, включая Киргизию и Таджикистан, планируется предоставлять беспошлинный режим вывоза российской нефти и нефтепродуктов при  гарантиях  соблюдения  и  фактическом  обеспечении экономических интересов Российской Федерации, в том числе в отношении реэкспорта российских  товаров.

В  краткосрочной  перспективе ожидается подписание двусторонних  соглашений о  сотрудничестве  в  сфере поставки нефти    и    нефтепродуктов, предусматривающих  беспошлинный режим по ставок в рамках утвержденных годовых балансов, обеспечивающих потребности внутреннего рынка указанных государств.

3.3. Развитие сервисного сектора как мера повышения конкурентоспособности нефтяной промышленности России на Евроазиатском рынке

Обычно когда говорят о нефтяном секторе, прежде всего, подразумевают добычу и переработку нефти, а также реализацию нефтепродуктов. Но для того, чтобы данный отраслевой комплекс был конкурентоспособным, необходим эффективный сервисный сектор, который оказывает широкий спектр услугот проведения геологоразведки до производства оборудования. При этом именно в нефтесервисе лежат предпосылки и возможности решения многих проблем добычи, повышения ее эффективности как с позиций отдельных компаний, так и с точки зрения государства. Поэтому не случайно, что в настоящее время проблемы нефтесервиса активно обсуждаются на самом высоком уровне: в Совете безопасности России, Государственной Думе.

Сервисные услуги в нефтяном секторе (нефтесервис) включают целый ряд направлений деятельности: бурение скважин (прежде всего эксплуатационных и разведочных); текущий и капитальный ремонт скважин; сейсмические исследования и геофизические работы; строительство инфраструктуры; применение методов повышения нефтеотдачи пластов и интенсификации добычи; услуги технологического и общего транспорта; производство, обслуживание и ремонт нефтепромыслового оборудования. Следует отметить, что в структуре услуг нефтесервиса в России основное место занимает эксплуатационное бурение, а также капитальный и текущий ремонт скважин.

В настоящее время общий объем рынка нефтесервиса в России оценивается на уровне 15млрд долл. с тенденцией к росту в силу целого ряда объективных причин, связанных в том числе с необходимостью освоения новых нефтегазовых провинций, истощением ресурсной базы в «зрелых» районах. При этом в настоящее время бурение скважин например в Восточной Сибири обходится в 3раз дороже, чем в Западной Сибири.

Усиление роли сервисного сектора связано также с тем, что мировой нефтяной бизнес движется в таком направлении, когда роль нефтегазовых компаний стала сводиться к получению лицензий на право пользования недрами, обеспечению финансирования и организации производственных процессов. При этом основную часть работ по разведке, освоению и разработке месторождений выполняют сторонние сервисные компании. Эта трансформация обусловлена в том числе и возрастанием технологической сложности добычи нефти и газа.

При работе в условиях риска и высокой конкуренции нефтяные компании не могут позволить себе иметь высококвалифицированный персонал и наукоемкое оборудование, предназначенное для выполнения высокотехнологичных работ, особенно когда потребности в них не постоянны. Таким образом, использование услуг сервисных компаний позволяет нефтяным компаниям перенести риски недоиспользования персонала и специализированного оборудования на данные компании. Такой подход позволяет сервисным компаниям сконцентрироваться на выполнении отдельных (часто наиболее сложных) технологических операций и в полной мере использовать имеющийся персонал и собственные технические решения, инновации в организации и технологиях. Результаты такой специализации проявляются в сокращении издержек для производителей (сервиса) и для потребителей услугнефтедобывающих компаний.

В современных условиях разработка и использование многих новых технологий в добыче углеводородного сырья происходит либо по инициативе, либо с участием сервисных компаний. Интеллектуальный, наукоемкий сервис, даже при более высокой стоимости позволяет значительно снизить как издержки прироста единицы запасов, так и себестоимость добываемой продукции. Например, благодаря современным технологиям, использованию точной информации о свойствах и структуре залежей, вместо трех скважин бурится одна, но она обеспечивает более высокую производительность и, соответственно, рентабельность добычи. Роль таких технологий очень высока, поскольку стоимость бурения составляет около половины от общего объема капиталовложений в нефтедобычу. В рамках сервисного сектора создаются предпосылки для более быстрого применения новых технических решений и инноваций, увеличивается спрос на высококвалифицированные кадры.

Развитие сервисного сектора принципиально важно также в силу следующих обстоятельств:

  •  устойчивое функционирование нефтяного комплекса при приемлемом для добывающих компаний уровне рентабельности и при рациональном с позиций общества использовании ресурсов недр может быть обеспечено только в условиях эффективного развития всех видов нефтесервисаот геологоразведки до производства оборудования;
  •  сокращение удельных издержек на разведку и добычу (во многом именно на это направлена деятельность нефтесервиса) фактически ведет к приросту ресурсной базы добычи углеводородов. Это связано с тем, что возникают предпосылки, во-первых, для продления добычи на «старых» объектах (что также определяет значительные положительные социальные эффекты, прежде всего на региональном уровне); во-вторых, для вовлечения в хозяйственный оборот новых участков недр (субрентабельных и трудноизвлекаемых запасов) и новых провинций;
  •  сокращение издержек на добычу (при прочих равных условиях) ведет к росту прибыли и, соответственно, налога на прибыль, направляемого в бюджеты (при этом большая часть этого налога направляется в региональные бюджеты). Приросту налоговой базы способствует и увеличение ресурсной базы для добычи углеводородов вследствие расширения круга рентабельных объектов;
  •  нефтесервис обеспечивает условия для формирования и эффективного развития малых и средних нефтедобывающих компаний. Такие компании обычно разрабатывают сложные объекты и могут быть конкурентоспособными только при наличии развитого, конкурентного рынка в нефтесервисе.

Необходимо формирование и поддержание спроса на услуги (прежде всего высокотехнологичные, наукоемкие). К таким мерам следует отнести формирование и развитие механизмов технического регулирования. Данные механизмы вместе с развитием системы мониторинга и контроля геологоразведки и разработки месторождений будут косвенно стимулировать повышение качества предоставляемых услуг, развитие технологической базы нефтесервисных предприятий. Вплоть до настоящего времени государству не удалось организовать современную и эффективную систему контроля за разработкой месторождений нефти и газа, а также системы стимулирования дополнительной добычи из трудноизвлекаемых запасов (которых в России более 50%). Такое положение дел приводит к тому, что спрос на новые технологии и оборудование явно ниже уровня, который требуется для рационального освоения недр с позиций их собственникагосударства.

Для стимулирования спроса на услуги также важным представляется формирование реальной конкурентной среды в нефтедобыче, которая бы стимулировала компании к сокращению издержек. Существующий в настоящее время в России фактически олигопольный рынок далеко не в полной мере способствует сокращению издержек.

Пожалуй, одной из сфер, где государству удалось сделать реальные шаги, направленные в том числе на рост спроса на нефтесервисные услуги, является стимулирование освоения новых нефтегазовых провинций. Здесь следует отметить, например, меры по налоговому стимулированию добычи нефти в новых районах, прежде всего в Восточной Сибири. Также представляется необходимым стимулирование ввода в эксплуатацию простаивающих скважин, освоение мелких малорентабельных объектов. Это будет способствовать воспроизведению и упрочению производственной связки «малые добывающие компаниинезависимые сервисные компании», что принципиально важно для создания полноценного рынка в нефтяной промышленности России.

Также необходимы меры по повышению инвестиционной привлекательности сервисного сектора, т. е. необходимы стимулирующие меры с учетом особенностей функционирования предприятий данного сектора экономики (как с точки зрения производственного процесса, так и современного состояния нефтесервиса в России). Например, важное значение для развития наукоемкого сервиса должно играть льготное налогообложение НИОКР.

В связи с рядом опасений относительно неоднозначного влияния деятельности международных сервисных компаний, роль государства видится также в создании условий для трансфера новых наукоемких технологий российским компаниям, стимулировании развития отечественных сервисных компаний, в мониторинге ситуации на рынке нефтесервиса.

Необходимо внесение изменений в действующее федеральное законодательство в части размещения госзаказа на геолого-геофизические и буровые работы. Существующий порядок не учитывает вероятностную природу ожидаемого результата, специфику планирования этих работ и длительность периода их исполнения, необходимость регулярной корректировки видов и объемов работ в зависимости от получаемых результатов. В результате этого государство заказывает не новые открытия, не дополнительный прирост запасов, а объемы и виды работ, являющиеся средством достижения цели.

Сервисный сектор играет и важную социальную роль. Оказываемые услугиэто налоги, дополнительные рабочие места (причем часто высокооплачиваемые), дополнительные заказы на оборудование для бурения и добычи у машиностроителей. Поэтому развитие конкурентоспособного сервисного сектора должно быть сферой пристального внимания и региональных органов власти. Тем более что применительно к сервису (в отличие от нефтедобычи) они обладают вполне адекватным набором инструментов, способных существенно повлиять на ситуацию на региональных рынках.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развиваясь, человечество начинает использовать все новые виды ресурсов (атомную и геотермальную энергию, солнечную, гидроэнергию приливов и отливов, ветряную и другие нетрадиционные источники). Однако главную роль в обеспечении энергией всех отраслей экономики сегодня играют топливные ресурсы.

Нефтяная отрасль тесно связана со всей промышленностью страны. На её развитие расходуется более 20% денежных средств, приходится 20% основных фондов и 25% стоимости промышленной продукции России. Она использует 10% продукции машиностроительного комплекса, 12% продукции металлургии, потребляет 2/3 труб в стране, дает больше половины экспорта РФ и значительное количество сырья для химической промышленности. Его доля в перевозках составляет 1/3 всех грузов по железным дорогам, половину перевозок морского транспорта и всю транспортировку по трубопроводам.

Отрасль даёт не менее 30% валютных поступлений в Россию, позволяет иметь положительное внешнеторговое сальдо, поддерживать курс рубля. Высоки доходы в бюджет страны от акцизов на нефть и нефтепродукты.

Велика роль нефти и в политике. Регулирование поставок нефти в страны ближнего зарубежья является, по сути дела, важным аргументом в диалоге с новыми государствами.

Таким образом, нефть - это богатство России. Нефтяная промышленность РФ тесно связана со всеми отраслями народного хозяйства, имеет огромное значение для российской экономики. Спрос на нефть всегда опережает предложение, поэтому в успешном развитии нашей нефтедобывающей промышленности заинтересованы практически все развитые государства мира.

Добыча России составляет 10% мировой, поэтому можно с уверенностью сказать, что страна занимает сильные позиции на международном рынке нефти. Например, эксперты ОПЕК заявили, что государства, входящие в эту организацию, не смогут восполнить нехватку нефти, если мировой рынок покинет РФ.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные акты

  1.  Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.200917)// СПС «Гарант»
  2.  Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г.145-ФЗ (ред. от 06.04.2011)// СПС «Гарант»
  3.  Федеральный закон от 27.11.2010311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации, 2010,48, ст. 6252 
  4.  ФЗ от 08.12.2003164-ФЗ (ред. от 08.12.2010) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»// СПС «Гарант»
  5.  Постановление Правительства РФ от 25.04.2011г.311(ред. от 28.04.2011) «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые за пределы территории РФ и территории государств-участников соглашений о Таможенном союзе»// СПС «Гарант»

Специальная литература

  1.  Иконников Ю. А. Развитие рынка сервисных услуг в НК ОАО «ЛУКОЙЛ» // Торгово-промышленная палата РФ. 2013.
  2.  Исследование рынка нефти и нефтепродуктов. Состояние рынка под влиянием экономического кризиса./ Агентство Промышленной Информации/2013.
  3.  Крюков В. А., Шмат В. В. Инновационный процесс в нефтедобыче и народнохозяйственные интересы: гармонизирующий потенциал институционального подхода в госрегулировании отрасли // Российский экономический журнал. 2010.
  4.   Крюков В. А., Шафраник Ю. К., Шмат В. В. О переходе нефтегазового сектора России к инновационной модели развития // Нефтегазовый сектор России в теории и на практике: [Сб. науч. тр.].Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2012
  5.  Подколзина И. Какие факторы влияют на динамику нефтяного рынка? // Вопросы экономики. http://www.vopreco.ru/ - 2011
  6.  Руданова И.Е.. - М Экономическая теория. Вводный курс. Микроэкономика /.: Инфра-М. – 2010 С86-90


Приложение 1

Страны с крупнейшими запасами нефти по 

состоянию на 2013 год

Страна

Запасы нефти

% от мировых запасов

Венесуэла*

297,6

,8

Саудовская Аравия

265,9

,9

Канада**

173,9

,4

Иран

157,0

,4

Ирак

150,0

,0

Кувейт

101,5

,1

ОАЭ

97,8

,9

Россия

87,2

,2

Ливия

48,0

,9

Нигерия

37,2

,2

США

35,0

,1

Казахстан

30,0

,8

Катар

23,9

,4

Китай

17,3

,0

Бразилия

15,3

,9

Все остальные

131,3

,9

* в том числе 220 млрд. барр. тяжелой нефти пояса реки Ориноко
** в том числе 167,8 млрд. барр. нефти канадских нефтяных песков
Источник: BP Statistical Review of World Energy 2013

Рис. 1. Разведанные запасы нефти в % от мировых запасов


Приложение 2

ФИРМЕННАЯ СТРУКТУРА НЕФТЕДОБЫЧИ В РОССИИ 

В 2013 ГОДУ

 

Приложение 3

ПОКАЗАТЕЛИ ЭКСПОРТА НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ И ИХ МЕСТО В ПЛАТЁЖНОМ БАЛАНСЕ РОССИИ

Год

 

Экспорт сырой нефти

Экспорт нефтепродуктов

Экспорт всего, млрд. долл. США

млрд. долл. США 

%

млрд. долл. США

%

1992

10,2

,8

,7

51,7

1993

10,3

,5

,1

58,6

1994

10,5

,5

,1

,1

67,4

1995

,3

,2

,1

82,4

1996

,9

,7

,5

,4

89,7

1997

,8

,3

,3

86,9

1998

,3

,8

,3

,7

74,4

1999

14,2

,7

,4

,2

75,6

2000

25,3

,1

,9

,4

105

2001

25

,5

,4

,2

101,9

2002

29,1

,1

,3

,5

107,3

2003

39,7

,2

,1

,3

135,9

2004

59

,2

,3

,5

183,2

2005

83,4

,2

,8

,9

243,8

2006

102,3

,7

,7

,7

303,6

2007

121,5

,3

,2

,7

354,4

2008

161,1

,2

,9

,9

471,6

2009

100,6

,2

,1

,9

303,4

2010

135,799

,9

,471

,6

400,131

Приложение 4

Рис.2 Динамика вывозной таможенной пошлины на нефть сырую за   период с 01.12.2006 по 01.01.2014


Приложение 5

Рис.3 Сводный график объёма экспорта нефти и ставки вывозной таможенной пошлины за период с 01.01.2012 по 01.02.2014


Приложение 6

Рис.4. Корреляция федерального бюджета и доли нефти в ВВП


Приложение 7

Ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 31 июля 2013г.

2 «Нефтегазовая Вертикаль», Выпуск 5/2012.

3 http://www.iea.org.

4 http://vseonefti.ru/

5 http://www.customs.ru.

6 http://roseurobroker.ru/нефтяные-компании-россии

7 Исследование рынка нефти и нефтепродуктов. Состояние рынка под влиянием экономического кризиса./ Агентство Промышленной Информации/2013.

8 http://energetyka.com.ua/slovarterminov/376-neft

9 Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 16.04.2010) (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. N 17).

10 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (ред. от 06.04.2011).

11 ФЗ  от 27.11.2010311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

12 ФЗ от 08.12.2003164-ФЗ (ред. от 08.12.2010) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".

13 Закон РФ от 21.05.935003-I (ред. от 08.12.2010) "О таможенном тарифе".

14 Постановление Правительства РФ от 25.04.2011г.311(ред. от 28.04.2011) «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые за пределы территории РФ и территории государств-участников соглашений о Таможенном союзе».

15 Исследование рынка нефти и нефтепродуктов. Состояние рынка под влиянием экономического кризиса./ Агентство Промышленной Информации/2012.

16 Закон РФ от 21.05.19935003-1 (ред. от 02.11.2013) "О таможенном тарифе" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014).

17 Закон РФ от 21.05.19935003-1 (ред. от 02.11.2013) "О таможенном тарифе" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014).

18 Иконников Ю. А. Развитие рынка сервисных услуг в НК ОАО «ЛУКОЙЛ» // Торгово-промышленная палата РФ. 2013.

19http://www.customs-union.com/sites/customs union.com/files/images/stavki_vyvoznyh_tamozhennyh_poshlin_na_neft_syruyu.pdf

20 http://www.oilru.com/news/392946

21 Крюков В. А., Шафраник Ю. К., Шмат В. В. О переходе нефтегазового сектора России к инновационной модели развития // Нефтегазовый сектор России в теории и на практике: [Сб. науч. тр.].Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2003. http://lib.ieie.nsc.ru/PubIEIE/Kryukov_Valeriy_Anatolevich_(chl_-korr_RAN).htm#Year2012

22 Руданова И.Е.. - М Экономическая теория. Вводный курс. Микроэкономика /.: Инфра-М. – 2010 С86-90



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
12178. Способ очистки вод от нефти и нефтепродуктов 17.17 KB
  Изобретение относится к очистке сточных вод от нефти и нефтепродуктов. Он отличается тем что иммобилизация бактерий флокулами происходит непосредственно в очищаемой воде а бактерии для очистки воды от нефтепродуктов выделяются из местных природных сред загрязненных нефтепродуктами для повышения сорбционной емкости. Предлагаемый способ позволяет достигнуть ПДК нефтепродуктов для рыбохозяйственных водоемов.
18784. Экономичный и взрывопожароопасный способ хранения нефти и нефтепродуктов 414.18 KB
  Оценка пожаровзрывоопасных свойств нефти и нефтепродуктов. Обоснование и расчет аварийного слива нефти из помещения нефтенасосной. Защита от разлива нефти при мгновенном разрушении резервуара. Расчет экономического ущерба от загрязнения окружающей природной среды при пожаре разлива нефти.
7010. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации 57.35 KB
  Финансовый контроль как специализированный вид государственного контроля. Контроль осуществляемый представительными органами государственной власти. Контроль осуществляемый исполнительными органами государственной власти. Ведомственный контроль.
7029. Правовые основы государственного кредита, регулирование страхования в Российской Федерации 107.67 KB
  Функции Банка России в области кредитования. Взаимоотношения Банка России с коммерческими банками. Взаимоотношения банка России с кредитными организациями. Банк России – орган банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.
20995. Гражданско – правовое регулирование отношений общей собственности в российской федерации 78.23 KB
  Очевидно, что практическая и теоретическая стороны в регулировании отношений общей собственности находятся в тесной взаимосвязи, поскольку залогом успешной правоприменительной деятельности являются правильно разработанные положения закона, в основу которого положен теоретический материал.
17524. Правовое регулирование договорных отношений по поручению в гражданском праве Российской Федерации 975.05 KB
  Общая характеристика договора поручения в системе гражданско-правовых договоров: история и современность. История возникновения договора поручения. Развитие отечественного законодательства о договоре поручения. Правовая природа договора поручения и его место в системе гражданско-правовых обязательств...
19272. Финансово-правовое регулирование обращения национальной и иностранной валюты на территории Российской Федерации 330.01 KB
  К таким задачам в частности относятся: изучить историю развития денежной системы в России; рассмотреть деньги как объект финансово-правового регулирования; сформулировать понятие денежного обращения и денежной системы; рассмотреть право денежного обращения как подотрасль финансового права; определить финансовую политику; определить правовое положение ЦБ; сформулировать понятие цели и функции ЦБ; рассмотреть органы управления ЦБ; изучить компетенцию ЦБ; рассмотреть финансово-правовое обращение национальной валюты в РФ;...
20595. Нормативно-правовое регулирование оборота диетического (лечебного и профилактического) питания в Российской Федерации: коррупционная составляющая 143.92 KB
  Объект исследования - общественные отношения в сфере оборота лечебно-профилактического питания в стационарных учреждениях здравоохранения и социальной защиты их правовая регламентация и существующие возможности коррупционных проявлений в соответствующей области. Предмет исследования современная нормативно-правовая база регламентирующая оборот...
17923. Правовое регулирование таможенной операции, таможенное декларирование 63.06 KB
  Практический анализ проблемных аспектов правового обеспечения таможенного оформления на примере отдельных таможенных операций входящих в состав таможенной процедуры декларирования...
20546. Исследование влияния экспорта на эффективность предприятий российской металлургии 2.21 MB
  Иными словами по итогу не будет однозначно сказано что n-ое количество из исследуемых компаний являются эффективными а остальные нет. Один лишь факт что Россия является одним из мировых лидеров по производству второе место в мире и экспорту первое место в мире никеля а также занимает второе место в мире по производству алюминия и титанового проката свидетельствует о том что рассматриваемая отрасль российской промышленности имеет определенные шансы на успех. Однако данные предоставленные официальной статистикой являются не слишком...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.