Понятие как форма мышления. Содержание и объем понятия. Виды понятий. Отношения между понятиями. Неопределенные понятия

Содержание и объем понятия. Отношения между понятиями. Неопределенные понятия. Логические операции с понятиями: обобщение и ограничение понятий определение понятий деление и классификация понятий.

2015-01-30

39.47 KB

14 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


ТЕМА 2.  П О Н Я Т И Е

Основные вопросы: Понятие как форма мышления. Содержание и объем понятия. Виды понятий. Отношения между понятиями. Неопределенные понятия. Логические операции с понятиями: обобщение и ограничение понятий, определение понятий, деление и классификация понятий.

Ключевые термины и понятия

ПОНЯТИЕ это форма мышления (мысль), в которой обобщаются и выделяются предметы по их существенным признакам. Например, мысль, выраженная словосочетанием «предусмотренное криминальным законом общественно опасное деяние», является понятием, поскольку она позволяет мысленно собрать в один класс все деяния (действия или бездействия), обладающие признаками «быть социально опасным» и «быть предусмотренным криминальным законом», и тем самым отличить их от всех иных деяний, не обладающих данными признаками. Эта мысль может быть соединена с термином (именем) «преступление», закреплена в этом термине, и тогда она указывает на наше понимание этого термина и является понятием преступления.

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ это совокупность существенных признаков предметов, в соответствии с которыми предметы обобщаются и выделяются в мысленные классы. Простые признаки, входящие в содержание понятия, соединяются, как правило, при помощи союзов «и» и «или». Соединение простых признаков при помощи союза «и» означает одновременную присущность простых признаков всем предметам, составляющим объём данного понятия. Соединение простых признаков при  помощи союза «или» означает, что каждый из этих признаков не обязательно присущ каждому предмету, входящему в объем понятия, а может быть присущ только части таких предметов.

ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ это множество (класс) предметов, которые обобщаются в понятии и которым присущи признаки, составляющие содержание понятия. Элемент  объема  отдельный предмет из объема понятия, обладающий признаками, включенными в содержание данного понятия, иными словами, каждый предмет, к которому можно отнести имя, выражающее это понятие. Часть объема (или множество, подкласс) это совокупность таких элементов объема, которые обладают каким-то специфическим (т.е. несущественным) признаком, не входящим в содержание понятия и отличающим их от остальных элементов. Часть можно выделить в каждом объеме, содержащем более одного элемента. Например, в объеме понятия «преступление» можно указать такую часть, как «умышленное преступление»,

или другую часть – «умышленное убийство». Добавление к содержанию понятия нового признака, присущего лишь некоторым обобщенным в понятии предметам, выделяет часть объема. Если же добавленный признак присущ всем элементам объема, то он не выделяет часть объема. Например, добавив к содержанию понятия «преступление» признак «быть умышленным или неосторожным», мы не укажем никакой части объема, так как данный признак присущ всем преступлениям, т.е. любое преступление или умышленное, или неосторожное.

ЗАКОН ОБРАТНОГО ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СОДЕРЖАНИЕМ И ОБЪЕМОМ ПОНЯТИЯ увеличение содержания некоторого понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом, и, наоборот, увеличение объема понятия ведет к образованию понятия с меньшим содержанием.

ВИДЫ ПОНЯТИЙ это подмножества понятий, которые выделяются в соответствии с основными логическими характеристиками понятия объемом и содержанием. По объему понятия делятся на пустые и непустые (единичные и общие); по типу элементов, входящих в объем, понятия делятся на конкретные и абстрактные, собирательные и несобирательные; по характеру признаков, входящих в содержание, понятия делятся на положительные и отрицательные, относительные и безотносительные.

ПУСТОЕ (С НУЛЕВЫМ ОБЪЕМОМ, МНИМОЕ) ПОНЯТИЕ  это понятие, в объеме которого нет ни одного элемента («идеальный газ», «кентавр», «вечный двигатель», «бездетный отец», «холодный огонь», «экономический кризис, повышающий благосостояние граждан»).

ЕДИНИЧНОЕ ПОНЯТИЕ содержит в своем объеме ровно один элемент («город Киев», «Солнце», «Земля», «Европейская валютная едница», «автор картины „Черный квадрат”»).

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ объем этого понятия содержит более чем один элемент («писатель», «суд», «свидетель», «картина художника П.Пикассо»).

Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими. Регистрирующими называются понятия, в которых множество мыслимых в них элементов поддается учету, регистрируется (хотя бы в принципе). Например, «древнегреческий философ», «планета Солнечной системы», «стихотворение С.Есенина», «поэма Т.Г.Шевченко», «статья УК Украины, принятого в 2001 г.», «участник Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.», «древнеримский поэт». Регистрирующие понятия имеют конечный объем. Общие понятия, относящиеся к неопределенному числу элементов, называются нерегистрирующими. Например, «человек», «художник», «писатель», «юрист», «дилер», «вексель», «указ», «преступление», «картина», «фреска». Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный объем.

КОНКРЕТНОЕ ПОНЯТИЕ это понятие, элементами объема которого являются предметы или некоторые классы предметов («государство», «юрист», «приговор», «международный договор», «металл», ценная бумага»).

АБСТРАКТНОЕ ПОНЯТИЕ – это понятие, элементами объема которого являются свойства или отношения предметов («смелость», «дружба», «компетентность», «справедливость», «невнимательность»).

СОБИРАТЕЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ понятие, элементами объема которого являются множества однородных предметов, мыслимых как единое целое («библиотека», «созвездие», «прокуратура», «букет роз»). Собирательные понятия могут быть общими («библиотека», «коллектив», «оркестр», «хор», «роща», «созвездие») или единичными («созвездие Ориона», «военный блок НАТО», «коллектив нашего университета»).

НЕСОБИРАТЕЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ понятие, элементами объема которого являются отдельные предметы, свойства, отношения, к каждому из которых относится данное понятие («человек», «справедливость», «прокурор», «звезда»).

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ это понятие, в содержании которого отражено наличие признака у предмета («столичный город», «родственник»).

ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ понятие, в содержании которого отражено отсутствие признака у предмета («человек, не знающий логики», «некомпетентность»).

ОТНОСИТЕЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ – понятие, в содержании которого имеется признак, прямо указывающий на отношение к какому-то другому предмету («брат», «студент, сдавший все экзамены сессии», «отец Сократа», «столица Украины»). Среди относительных понятий можно выделить пары понятий, которые называются соотносительными. К их числу принадлежат понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого. Например, «дети» – «родители», «учитель» – «ученик», «спрос» – «предложение», «начальник» – «подчиненный», «студент» – «преподаватель», «причина» – «следствие», «часть» – «целое», «покупатель» – «продавец». «получение взятки» – «дача взятки», «расход» – «доход».

БЕЗОТНОСИТЕЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ понятие, в содержание которого включены только признаки-свойства, которые присущи или не присущи предмету самому по себе, вне зависимости от другого  предмета («общественный прогресс», «зеленая трава», «преступное деяние»).

Логическая характеристика понятия – это определение того, к какому из вышеперечисленных видов относится рассматриваемое понятие. Например, понятие «студент педуниверситета» – общее (нерегистрирующее), конкретное, несобирательное, положительное, относительное. Понятие «юрист» – общее (нерегистрирующее), конкретное, несобирательное, положительное, безотносительное. Понятие «современная столица Украины» – единичное, конкретное, несобирательное, положительное, относительное. Понятие «рассеянная невнимательность» – общее (нерегистрирующее), абстрактное, несобирательное, отрицательное, безотносительное.

Если понятие имеет несколько значений, то логическая характеристика ему дается в соответствии с каждым значением. Так, понятие «музей» имеет два значения: 1) здание и 2) собрание интересных предметов. В первом значении это понятие общее (нерегистрирующее), конкретное, несобирательное, положительное, безотносительное. Во втором значении – общее (нерегистрирующее), конкретное, собирательное, положительное, безотносительное. Логическая характеристика понятий помогает уточнить их содержание и объем, вырабатывает навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения.

Определенное понятие – понятие, имеющее ясное содержание и резкий объем. Иными словами, – это понятие, относительно которого можно точно указать совокупность существенных признаков, составляющих его содержание, а также точно установить границу между теми предметами, которые включаются в его объем, и теми, которые не принадлежат к его объему («человек», «европейское государство», «молекула», «основатель логики», «мастер спорта», «фреска», «планета Земля», «доктор философских наук», «столица государства», «имя существительное», «доцент», «опера», «созвездие Большая Медведица», «симфоническая музыка», «облигация», «кража», «арбитражный суд», «односторонняя сделка», «юрист», «преподаватель философии», «мастер спорта», «учебник по логике»).

Неопределенное понятие – понятие, которое имеет неясное содержание и нерезкий объем. Если понятие характеризуется неясным содержанием, то невозможно точно указать существенные отличительные признаки тех предметов, которые им выражены; а нерезкий объем понятия свидетельствует о невозможности установить точную границу между предметами, входящими в объем данного понятия, и теми, которые не принадлежат его объему («известный писатель», «хороший спортсмен», «ударный труд», «скучная лекция», «любовь», «интеллигентность», «порядочность», «хороший фильм», «высокий человек», «яркая звезда»,  «престижное учебное заведение», «высокие горы», «красивый пейзаж», «талантливый художник», «высокая зарплата», «молодой», «старый», «недостойный поступок», «умный человек», «модная одежда»). Возникновение и существование  неопределенных понятий обусловлено тем, что: 1) многие предметы, свойства и явления окружающего мира многогранны и сложны; 2) все существующее в мире постоянно меняется; 3) сами люди зачастую по-разному оценивают одни и те же предметы.

Неопределенные понятия довольно широко распространены и играют важную роль в мышлении и языке. Использование этих понятий не создает особых помех в повседневном общении, так как они интуитивно понятны и очевидны. В некоторых областях мышления и языка (например,  художественной литературе, публицистических текстах) такие понятия даже необходимы. Однако в научной и некоторых видах практической деятельности (например, юриспруденция или дипломатия) неопределенные понятия могут привести к различного рода трудностям, создать основу для разночтений и неверных решений.

Для устранения неопределенности там, где это возможно, в содержание неопределенных понятий вводятся дополнительные  признаки, в результате содержание становится ясным, а объем – резким. Например: «Молодой семьей будем называть семью, если супругам не более 30 лет»,  «Несовершеннолетние – это молодые люди, не достигшие 16-летнего возраста». Однако проясняющий признак для содержания неопределенного понятия, как правило, относителен, поэтому процедура превращения неопределенного понятия в определенное является условной и искусственной. Неопределенные понятия по своей сути остаются неопределенными и составляют неотъемлемый компонент мыслительного процесса.

Логические отношения между понятиями устанавливаются в зависимости от содержания и объема понятий, которые сравниваются. Рассматривая отношения между понятиями, следует различать понятия несравнимые и сравнимые.

НЕСРАВНИМЫЕ ПОНЯТИЯ понятия, не имеющие общих признаков («алиби» – «всемирное тяготение»).

СРАВНИМЫЕ ПОНЯТИЯ понятия, имеющие общие признаки, т.е. имеющие общее родовое понятие («роза» – «ромашка»; «красный» – «зеленый»; «адвокат» – «прокурор»). Сравнимые делятся на совместимые и несовместимые.

СОВМЕСТИМЫЕ ПОНЯТИЯ понятия, объемы которых совпадают полностью или частично. Различают равнообъемные, подчиненные и пересекающиеся (перекрещивающиеся) понятия.

РАВНООБЪЕМНЫЕ ПОНЯТИЯ понятия, различающиеся по содержанию, но объемы которых полностью совпадают, т.е. все элементы объема одного понятия являются элементами объема второго, и, наоборот, все элементы объема второго понятия есть элементы первого. В них мыслится один и тот же класс каких-либо объектов. («дочь» – «внучка»; «преступление» – «криминально наказуемое деяние»). Другие названия равнообъемных понятий  тождественные, эквивалентные, равнозначные.

ПОДЧИНЕННЫЕ ПОНЯТИЯ понятия, объемы которых имеют такое отношение, что все элементы одного объема являются элементами второго, но не всякий элемент второго является элементом объема первого («юрист» – «судья»). Иными словами, объем одного из них полностью входит в объем другого, составляя его часть. Понятие, имеющее больший объем и включающее объем другого понятия, называется подчиняющим («юрист»); понятие, имеющее меньший объем и составляющее часть объема другого понятия, называется подчиненным («судья»). Если в отношении подчинения находятся два общих понятия, то подчиняющее понятие называется родом («юрист»), а подчиненное – видом («судья»). Если в отношении подчинения находится общее и единичное (индивидуальное) понятие, то общее (подчиняющее) называется видом, а единичное (подчиненное) – индивидом («город Украины» –  «город  Луганск»).

ПЕРЕСЕКАЮЩИЕСЯ (ПЕРЕКРЕЩИВАЮЩИЕСЯ) ПОНЯТИЯ понятия, объемы которых частично совпадают, т.е. некоторые (но не все) элементы объема одного понятия являются элементами другого и наоборот. Иными словами, объемы пересекающихся понятий имеют общие (совпадающие) и несовпадающие элементы («поэт» «драматург»; «юрист» – «член парламента»).

НЕСОВМЕСТИМЫЕ ПОНЯТИЯ понятия, объемы которых  не имеют общих элементов, т.е. ни один элемент объема одного понятия не является элементом объема другого и наоборот. Различают соподчиненные, противоположные (контрарные) и противоречащие (контрадикторные) понятия.

СОПОДЧИНЕННЫЕ ПОНЯТИЯ понятия, объемы которых исключают друг друга, но одновременно каждое из них подчинено новому (родовому) понятию («цветок»: «роза» – «тюльпан»; «право»: «гражданское право» – «криминальное право»).

ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ (КОНТРАРНЫЕ) ПОНЯТИЯ понятия, входящие в объем некоторого родового понятия, и объемы которых не имеют общих элементов. При этом одно из них содержит определенные признаки, а другое понятие эти признаки отрицает, исключает, заменяя несовместимыми с ними. Объемы противоположных понятий в своей сумме составляет лишь часть объема общего для них родового понятия, видами которого они являются и которому они соподчинены («черный» – «белый»; «мудрец» – «глупец»; «судья» – «подсудимый»).

ПРОТИВОРЕЧАЩИЕ (КОНТРАДИКТОРНЫЕ) ПОНЯТИЯ понятия, являющиеся видами некоторого рода, признаки которых взаимоисключают друг друга, а объемы их в своей сумме исчерпывают объем родового понятия («черный» – «нечерный»; «виновный» – «невиновный»; «справедливость» – «несправедливость»).

Все указанные  отношения между понятиями можно изобразить с помощью круговых схем (кругов Эйлера), где каждый круг соответствует объему того или иного понятия.

Совместимые понятия

Равнообъемные            Подчиненные                     Пересекающиеся

      понятия                        понятия                                  понятия

Несовместимые понятия

Соподчиненные               Противоположные        Противоречащие

       понятия                             (контрарные)         (контрадикторные)

                                                        понятия                        понятия

ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ - логическая операция, посредством которой осуществляется переход от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом. Ограничение производится всегда путем увеличения содержания данного понятия (на основе закона обратного отношения). Увеличение содержания может быть осуществлено четырьмя способами:

  1.  добавлением к содержанию признаков с помощью союза «и» («студент» – «талантливый студент»);
  2.  исключением из содержания признаков, соединенных союзом «или» («талантливый или способный студент» – «талантливый студент»);
  3.  заменой в признаке общего имени со словом «некоторые» на единичное имя («студент, сдавший некоторые экзамены на «отлично» – «студент, сдавший экзамены по психологии и математике на «отлично»);
  4.  заменой в признаке слова «некоторые» на слово «все» («студент, сдавший некоторые экзамены на «отлично» – «студент, сдавший все экзамены на «отлично»).

Если ограничение последовательное, многоступенчатое, то оно выражается цепочкой: род – вид – индивид. Пределом ограничения является единичное понятие. Например: «населенный пункт» – «город» – «столица государства» – «столица Украины» – «Киев».

ОБОБЩЕНИЕ ПОНЯТИЯ – логическая операция, при помощи которой происходит переход от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом. При этом содержание понятия уменьшается. Обобщение производится четырьмя способами, обратными тем, что дают ограничения:

  1.  отбрасыванием признаков, включенных в содержание понятия при помощи союза «и»;
  2.  присоединением признаков союзом «или»;
  3.  заменой в признаке единичного имени на общее имя со словом «некоторые»;
  4.  заменой слова «все» в таком признаке на слово «некоторые».

Если обобщение многоступенчатое, то оно может выражаться цепочкой: индивид – вид – род. Пределом обобщения являются категории – наиболее общие понятия. Например: «студент Петров» – «студент» – «человек, который учится» – «человек» – «живое существо» – «организм».

ОПРЕДЕЛЕНИЕ (ИЛИ ДЕФИНИЦИЯ) ПОНЯТИЯ – логическая операция, которая раскрывает содержание понятия или устанавливает значение термина. Определением (дефиницией) также называют высказывание, в котором зафиксирован результат этой операции.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕАЛЬНОЕ – определение, раскрывающее существенные признаки предмета. Например: «Человек – это разумное существо», «Улика – доказательство виновности обвиняемого в совершении преступления».

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОМИНАЛЬНОЕ – определение, с помощью которого объясняется значение некоторого термина, его происхождение. Например: «Термин «юридический» (от латинского слова juridicus – «судебный») означает относящийся к правоведению, правовой»; «Флорой называют видовой состав растений, произрастающих на той или иной территории». Иногда значение термина объясняется путем указания на существенные признаки предмета, обозначаемого этим термином. Такое номинальное определение можно легко преобразовать в реальное. Например: «Флора – это видовой состав растений, произрастающих на той или иной территории». Однако многие номинальные определения строятся без указания на существенные признаки предмета, поэтому не раскрывают содержания понятия.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЯВНОЕ – определение, раскрывающее существенные признаки предмета, состоящее из двух четко выраженных понятий, – определяемого и определяющего, – между которыми устанавливается отношение тождества, эквивалентности. Основным видом явного определения является определение  через  ближайший род и видовое отличие.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕРЕЗ БЛИЖАЙШИЙ РОД И ВИДОВОЕ ОТЛИЧИЕ – определение, в котором определяемое понятие сначала подводится под ближайшее родовое понятие, а затем указывается видовое отличие, т.е. признаки, отличающие определяемый предмет как вид этого рода от других видов, входящих в данный род. Например: «Барометр – это прибор для измерения атмосферного давления»; «Кража есть тайное хищение чужого имущества».

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКОЕ – определение, в котором в качестве видового отличия выступает способ происхождения, образования или конструирования объекта. Например: «Шар –геометрическое тело, образованное вращением окружности относительно одного из своих диаметров»; «Обычай – правило поведения, сложившееся вследствие фактического применения его в течение длительного времени».

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПЕРАЦИОНАЛЬНОЕ – определение, в котором предмет выделяется посредством указания каких-либо операций, позволяющих распознать его среди других предметов. Например: «Атмосферное давление есть характеристика, измеряемая барометром».

ПРАВИЛА ЯВНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ОШИБКИ, ВОЗМОЖНЫЕ В ОПРЕДЕЛЕНИИ

1. Определение должно быть соразмерным, т.е. объем определяющего понятия должен быть равен объему определяемого. Вышеприведенные примеры соответствуют этому правилу. Ошибки, связанные с нарушением правила соразмерности: а) слишком широкое определение, когда определяющее понятие по объему шире, чем определяемое понятие. Например: «Человек – это двуногое существо», «Кража – это хищение чужого имущества» (без указания, что оно «тайное»); б) слишком узкое определение, когда определяющее понятие по объему уже, чем определяемое понятие. Например: «Кража – это тайное хищение чужих денег»; «Логика – это наука об умозаключениях».

2. Определение не должно содержать круга, т.е. явного или скрытого вхождения определяемого понятия в состав определяющего (тавтология). Например: «Бизнесмен человек, занимающийся бизнесом»; «Неосторожное преступление – это преступление, совершенное по неосторожности»; «Смешное – это то, что вызывает смех».

3. Определение должно быть четким, ясным. Это значит, что в определении не допускается использования неясных и многозначных понятий, метафор, сравнений, аналогий и т.д. Не являются правильными определениями следующие суждения: «Индетерминизм – это философская концепция, противоположная детерминизму»; «Скрипка – это царица оркестра»; «Лень – мать всех пороков».

4. Определение не должно быть отрицательным. Отрицательное определение не раскрывает определяемого понятия. Например: «Пальма – это дерево, не растущее в холодном климате». Однако на определение отрицательных понятий это правило не распространяется. «Безбожник – это человек, не признающий существование бога» – пример правильного определения.  

НЕЯВНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ – определение, в котором в качестве определяющего  понятия выступает контекст (контекстуальное определение), набор аксиом (аксиоматическое определение), описание способов построения определяемого объекта (индуктивное определение), указание на отношение предмета к своей противоположности (определение через отношение  к противоположному).

ОСТЕНСИВНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ (ДЕМОНСТРАЦИЯ) – прием, заменяющий определение, устанавливающий значение термина путем непосредственного показа предмета, обозначаемого этим термином.

ОПИСАНИЕ – прием, состоящий в перечислении внешних черт предмета с целью отличия его от других предметов.

ХАРАКТЕРИСТИКА – прием, состоящий в указании некоторых существенных признаков человека, явления, предмета.

СРАВНЕНИЕ – прием, при  помощи которого устанавливается что-либо существенно общее у предметов, о которых идет речь, и у других, сходных с ними предметов.

РАЗЛИЧЕНИЕ – прием, состоящий в указании признака, отличающего один предмет от других, сходных с ним предметов.

ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ – логическая операция, посредством которой объем родового понятия (множество) распределяется на объемы соподчиненных видовых понятий (подмножества) с помощью избранного основания деления. В структуре деления различают делимое понятие, члены деления и основания деления. Родовое понятие, объем которого подвергается операции деления, называется делимым; соподчиненные видовые понятия, являющиеся результатом деления, называются членами деления; признак, по которому происходит деление, называется основанием деления. Например: «По процессуальному положению допрашиваемые делятся на свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, экспертов». Понятие «допрашиваемый» – делимое понятие; понятия «свидетель», «потерпевший», «подозреваемый», «обвиняемый», «эксперт» – члены деления; основанием деления является процессуальное положение допрашиваемого.

Логическое деление как деление рода на виды следует отличать от физического деления как мысленного расчленения целого на части. Например: «Конституция делится на разделы, главы и статьи».

ДЕЛЕНИЕ ПО ВИДОИЗМЕНЕНИЮ ПРИЗНАКА – деление, основанием которого является признак, при изменении которого образуются видовые понятия, входящие в объем  делимого (родового) понятия (см. вышеприведенный пример).

ДЕЛЕНИЕ ДИХОТОМИЧЕСКОЕ – деление, при котором объем данного понятия делится на два вида по наличию или отсутствию некоторого признака. Например: «Граждане делятся на совершеннолетних и несовершеннолетних»; «Природа делится на живую и неживую».

ПРАВИЛА ДЕЛЕНИЯ. ОШИБКИ, ВОЗМОЖНЫЕ В ДЕЛЕНИИ

1. Деление должно быть соразмерным, т.е. сумма объемов членов деления должна совпадать с объемом делимого понятия; иначе возникают ошибки: а) неполное деление, когда пропущен один (или несколько) членов деления; б) деление с лишними членами, когда объем некоторого члена деления не включается в объем делимого понятия. Например: «Химические элементы делятся на металлы, неметаллы и сплавы». Здесь лишний член («сплавы»), а сумма объемов понятий «металл» и «неметалл» исчерпывают объем понятия «химический элемент».

2. Деление должно производится по одному основанию. В противном случае возникает ошибка – смешения оснований. Например, если мы разделим население на мужчин, женщин, стариков и детей, то это будет смешение оснований по полу и возрасту.

3. Члены деления должны исключать друг друга. Они могут быть лишь несовместимыми соподчиненными понятиями. Это правило вытекает из предыдущего. Нарушение этого правила влечет ошибки: а) пересечение в делении понятий («преступления делятся на умышленные, неосторожные и воинские»); б) включение в делении понятий («студенты делятся на отличников, успевающих и неуспевающих»).

4. Деление должно быть последовательным и непрерывным. В процессе деления родового понятия нужно переходить к ближайшим видам, а затем от них – к ближайшим подвидам. В противном случае возникает логическая ошибка – скачок в делении. Пример скачкообразного деления. Если понятие «культура» разделить на понятия «наука», «театральное искусство», «литературное творчество», «музыкальное искусство», «кино» …, то возникает скачок в делении, т.к. не назван ближайший к родовому делимому понятию «культура» видовой член деления – «искусство».

КЛАССИФИКАЦИЯ – логическая операция, представляющая собой многоступенчатое,   разветвленное деление объема некоторого родового понятия, где каждое выделенное множество элементов имеет свое постоянное место.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЕСТЕСТВЕННАЯ – классификация, в основание которой положены существенные  для выделяемых классов признаки.

КЛАССИФИКАЦИЯ ИСКУССТВЕННАЯ классификация, которая проводится по несущественным для выделяемых классов признакам.

Литература

  1.  Войшвилло Е. К. Логика : учебник для вузов / Е. К. Войшвилло, М. Г. Дегтярев. – М. : ВЛАДОС, 1998. – 528 с. – Гл. 5, 6.
  2.  Брюшинкин В. Н. Практический курс логики для гуманитариев / В. Н. Брюшинкин. – М. : Новая школа, 1996. – 320 с.Гл.  47.

3.  Гусев А. Д. Логика : учеб. пособие для вузов / Д. А. Гусев. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 272 с. – Гл. 1.

4. Демидов И. В. Логика : учебник / И. В. Демидов. – М. : Дашков и К0, 2004. – 348 с. – Гл. 2.

5. Ивин А. А. Логика : пособие для учащихся / А. А. Ивин. – М. : Просвещение, 1996. – 206 с. – Гл. 3.

6. Иванов Е. А. Логика : учебник / Е. А. Иванов. – М. : БЕК, 1996. – 309 с. – Разд. 1.

7. Казаринов М. Ю. Логика : конспект лекций / М. Ю. Казаринов. – СПб. : изд-во Михайлова В. А., 2000. – 64 с. – С. 2230.

УПРАЖНЕНИЯ  І - ХIV

І. Укажите простые признаки, включенные в содержание следующих понятий, и определите их виды; определите вид связи между простыми признаками в содержании понятий:

1. Хулиганство – грубое нарушение общественного порядка по мотивам явного неуважения к обществу, сопровождавшееся особой дерзостью или исключительным цинизмом.

2. Иллюстрация – изображение, переводящее образы литературы на язык графики или живописи.  

3. Афоризм – это обобщенная мысль, выраженная в лаконичной, художественно заостренной форме.

4. Мошенничество -  завладение чужим имуществом или приобретение права на имущество путем обмана или злоупотребления доверием.

ІІ. Укажите объем, элементы объема и части объема следующих понятий (кавычки опущены):

писатель, юрист, европейское государство, университет, учитель, треугольник, спортсмен, художник, спутник Земли, футбольная команда, ценная бумага, озеро, колледж, прокуратура.

ІІІ. Дайте логическую характеристику следующим понятиям:

естественный спутник Земли, планета Солнечной системы, внеземная цивилизация, соната Бетховена, ананас, кража, племянник, беспорядок, король современной Франции, криминально наказуемое деяние, чемпион Олимпийских игр, прокуратура, смелость, дружба, правительство, физический закон, созвездие.

IV. Какие из следующих понятий являются определенными, а какие неопределенными?

ценная бумага, юрист, кандидат философских наук, престижное учебное заведение, интересная книга, планета Нептун, несовершеннолетний, молодая семья, высокий человек, богач, лысый, металл, млекопитающее животное, ученый, стихийное бедствие, большое здание, хороший спортсмен, ненормальное поведение, отличный спектакль, толстый человек, яркая звезда, скромная пища.

V. Введите в содержание следующих понятий дополнительные признаки и превратите тем самым неопределенные понятия в условно определенные:

молодая семья, выдающийся ученый, особо тяжкое преступление, современная музыка, кража в особо крупном размере, хорошие соседи, высокая зарплата, двоечник, известный писатель, опытный преподаватель, большой стадион, несвежие продукты, крупное военное сражение, толстый человек, редкая удача.

VI. Какие из приведенных примеров отражают отношение рода и вида, а какие выражают отношение части и целого?

1. Учебное заведение, университет.

2. Музыкальное произведение, опера.

3. Норма права, диспозиция.

4. Государственная власть, парламент.

5. Конституция, статья конституции.

VII. Установите отношения между понятиями, изобразив их графически с помощью кругов Эйлера:

1. Государство, европейское государство, федеративное государство, унитарное государство, Россия, Украина, столица государства, город Киев.

2. Кража, разбой, мошенничество, преступление против собственности, грабеж.

3. Отец, сын, мужчина, внук, дедушка.

4. Глава государства, президент, монарх.

5. Водоплавающее животное; рыба; животное, дышащее жабрами; кит; акула; треска.  

6. Планета; астероид; комета; планета Солнечной системы; планета Солнечной системы, имеющая атмосферу; Земля; спутник Земли; Луна.  

7. Число; четное число; нечетное число; простое число; число 2; число, делящееся на 4; число, делящееся на 8.

VIII. Обобщите и ограничьте следующие понятия:

город в Крыму; студент, знающий всех преподавателей; студент, сдавший логику или психологию на «отлично»; педагогический университет.

IX. Определите, произведено ли последовательное многоступенчатое обобщение или ограничение:

1. Киев – столица Украины – столица – главный город государства – город.

2. Юрист – адвокат – адвокат, который ведет дело, связанное с обманом покупателей.

3. Время – час – минута – секунда.

4. Квадрат – ромб – параллелограмм – трапеция.

5. Аристотель – древнегреческий философ – философ – мыслитель.  

6. Украина – Луганская область – Луганск.

X. Установите вид, состав и правильность следующих определений:

1. Кража – это преступление против собственности, состоящее в тайном хищении чужого имущества.

2. Термин «консенсус» заимствован из латинского языка и означает «согласие, общее мнение».  

3. Автократия – это форма правления, при которой верховная государственная власть полностью сосредоточена в руках единоличного главы государства.

4. Газета  –  периодическое издание в виде больших листов бумаги, освещающее события политической жизни.

5. Логика  –  это наука об умозаключениях.

6. Фреска – живописная картина, выполненная водяными красками по сырой штукатурке.

7. Мошенник – человек, занимающийся мошенничеством.

8. Преступление – это общественно опасное деяние.

9. Пальма – дерево, не растущее в холодном климате.

  1.  Повторение – это мать учения.
  2.  Индетерминизм – это философская концепция, противоположная детерминизму.

XI. Установите, какие приемы, заменяющие определение, использованы в следующих контекстах (описание, характеристика, сравнение, различение, остенсивное определение):

1. «Приближалось утро. Еще одна ночь уходила, еще один день нарождался. В светлеющем, сероватом сумраке постепенно вырисовывалось, как губа оленя в сизом облаке дыхания, бушующее соприкосновение моря с берегом. Море дышало» (Чингиз Айтматов).

2. «Ми йдемо… Шумлять гаї,

Ллються пахощі розкішні,

Щось кричать нам солов’ї,

Щось шепочуть трави пишні» (Олександр Олесь).

3. «Если кто-нибудь силой пытается овладеть страной, то, вижу я, он не достигает своей цели. Страна подобна таинственному сосуду, к которому нельзя прикоснуться. Если кто-нибудь тронет [его], то потерпит неудачу. Если кто-нибудь схватит [его], то его потеряет» («Дао дэ цзин», § 29).

4. «На корточках ползали слухи,

Судили, решали, шепча» (С.Есенин).

5. «Стоит мне и теперь закрыть глаза, Мари встает передо мной: щеки смуглые, как лепестки мускатной розы; взгляд карих глаз нежен и в то же время смел; волосы черные, как смоль, будят волнение в крови и в стихи просятся; а фигурка – точно молодая березка на ветру» (А.Конан Дойл).

6. «Луна хохотала, как клоун» (С.Есенин).

7. «Учитель сказал: «Даже в селении с десятью домами есть люди, подобные мне по преданности  [государю] и искренности, но они не могут сравниться со мной в любви к учению» («Лунь юй», 5:27).

8. «Хмарна ніч проплаче аж до ранку дощем рясних невтішних сліз…» (Олександр Олесь).

9. «В залихватском степном разгоне

Колокольчик хохочет до слез» (С.Есенин).

10. «В лодке было трое охотников  и с ними мальчик. Двое мужчин, что помоложе и покрепче, гребли в четыре весла. На корме, правя рулем, сидел самый старший из них, степенно посасывая деревянную трубку, – коричневолицый, худой, кадыкастый старик, очень морщинистый – особенно шея, вся изрезанная глубокими складками, и руки были под стать – крупные, шишковатые в суставах, покрытые рубцами и трещинами. Седой уже. Почти белый… А на другом конце каяка, примостившись, как кулик, на самом носу, … с великим трудом удерживал себя на месте… черноглазый мальчик лет одиннадцати – двенадцати» (Ч. Айтматов).

11. «Плачет метель, как цыганская скрипка» (С. Есенин).

12. «…Елки молча торговали своими  голубоватыми пирогами» (В.Набоков).

13. Это верблюд, и все животные, похожие на него, тоже верблюды.

14. «И березы в белом плачут по лесам» (С.Есенин).

15. «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Несколько хуже те правители, которые требуют от народа его любить и возвышать. Еще хуже те правители, которых народ боится, и хуже всех те правители, которых народ презирает. Поэтому, кто не заслуживает доверия, не пользуется доверием [у людей]. Кто вдумчив и сдержан в словах, успешно совершает дела, и народ говорит, что он следует естественности» (Дао  дэ цзин», § 17).

16. «Ветерок веселый робок и застенчив,

По равнине голой катится бубенчик.

Эх вы, сани, сани! Конь ты мой буланный!

Где-то на поляне клен танцует пьяный» (С.Есенин).

17. «Ленность – это отвращение человека от усилий» (К.Д.Ушинский).

18. «Аристотель – величайший мыслитель древности» (К.Маркс).

19. «Филипп… двигался легко и бесшумно, как ягуар. И вообще во всем его облике было что-то от ягуара. Красивого хищника – вот кого он напоминал» (Агата Кристи).

20. «Воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в  потемках» (В.А.Сухомлинский).

21. Цветок гороха напоминает сидящего мотылька.

22. Это – стол, и все предметы, похожие на него, тоже столы.

XII. Определите, в каких случаях имеет место логическое деление, а в каких - физическое (мысленное расчленение целого на части):

1. Правоохранительные нормы делятся на диспозицию и санкцию.

2. Земной шар делится на Западное и Восточное полушария.

3. История человечества делится на древнюю, средневековую, новую и новейшую.

4. Атомы делятся на протоны, нейтроны и электроны.

5. По темпераменту люди делятся на сангвиников, холериков, флегматиков или меланхоликов.

XIII. Дайте характеристику (укажите вид, состав, правильность) следующих делений и классификаций:

1. К ценным бумагам относятся акции и чеки.

2. Республики разделяются на парламентские, президентские и унитарные.

3. Сделки бывают двусторонние, многосторонние и завещания.

4. Предложения бывают распространенные, нераспространенные, сложносочиненные, сложноподчиненные.

5. Университеты делятся на украинские, зарубежные, американские.

6. Треугольники делятся на прямоугольные, равносторонние, равнобедренные, тупоугольные.  

7. Члены предложения делятся на подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения.

8. Растения делятся на съедобные и несъедобные, однолетние и многолетние.

9. Основные компоненты ЭВМ делятся на: процессор, память, устройство ввода – вывода.

10. Различают следующие части речи: самостоятельные, служебные и местоимения.

XIV. Постройте классификацию из перечисленных понятий:

католицизм, хинаяна, христианство, ислам, махаяна, протестантизм, мировая религия, суннизм, православие, шиизм, буддизм, хариджизм, ламаизм.

PAGE  32


EMBED Word.Picture.8  



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
8884. Виды сложных суждений и табличное определение их истинности. Понятие логического закона (тождественно-истинной формулы). Логические отношения между сложными суждениями 31.73 KB
  Основные вопросы: Виды сложных суждений и табличное определение их истинности. Ключевые термины и понятия СЛОЖНОЕ СУЖДЕНИЕ – суждение состоящее из простых суждений соединенных с помощью логических союзов связок: конъюнкции дизъюнкции импликации эквиваленции и отрицания. КОНЪЮНКТИВНОЕ СОЕДИНИТЕЛЬНОЕ СУЖДЕНИЕ или КОНЪЮНКЦИЯ – сложное суждение в котором несколько простых суждений связаны между собой логическим союзом и называемым конъюнкцией...
9176. Естествознание: определение и содержание понятия. Задачи естествознания 23.29 KB
  Эта сеть связывает многочисленные ответвления физических химических и биологических наук включая науки синтетические возникшие на стыке основных направлений биохимия биофизика и др. Но она позволяет пояснить одну из проблем науки – проблему редукционизма. Редукционизм в науке – это стремление описать более сложные явления языком науки описывающей менее сложные явления или класс явлений например сведение биологии к механике и т.
3325. Вина: понятие, содержание, форма и значение 4.94 KB
  Понятие вины психическое отношение лица к совершенному им ООД предусмотренному УЗ и его ООП. сущть вины. Предпосылки вины вменяемость т. Содержание вины элементами вины как психического отношения являются сознание и воля которые в своей совокупности образуют ее содержание.
8883. Суждение как форма мышления. Суждение и предложение. Виды простых суждений и их структура 42.17 KB
  СУЖДЕНИЕ Основные вопросы: Суждение как форма мышления. Суждение и предложение. Ключевые термины и понятия СУЖДЕНИЕ – форма мышления или мысль в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его свойством отношение между предметами или существование предмета. В языке суждение как правило выражается повествовательным предложением.
20256. Виды понятий. Логическая характеристика понятий 80.71 KB
  Выделяющие и исключающие суждения. Сложные суждения. В процессе рассуждения общие понятия могут употребляться в разделительном и собирательном смысле. Таким образом логическая характеристика понятий помогает уточнить их содержание и объем что дает возможность более точного употребления данных понятий в процессе рассуждения.
4116. Некроз: определение понятия и его виды. Причины развития некроза и его исходы 7.24 KB
  Некроз: определение понятия и его виды. Причины развития некроза и его исходы. Апоптоз, сущность и биологическое значение. Общая смерть, ее стадии и морфологичевские признаки. Некрозом называется гибель клеток в живом организме с полным прекращением их функции. Некроз может возникать при действии сверхсильного, чрезвычайного раздражителя (и тогда некроз развивается немедленно)
21782. Понятие, содержание и виды правоотношений 21.97 KB
  Сделки являются наиболее распространенными основаниями возникновения гражданских правоотношений посредством которых участники экономического оборота реализуют свою гражданскую правоспособность. Поэтому в первой главе своей контрольной я раскрою понятие сделки и рассмотрю наиболее важные на мой взгляд классификации сделок. Так же я раскрою понятие и условия недействительной сделки. Необходимой частью любой сделки служит волеизъявление т.
6352. Понятие, содержание и виды гражданских правоотношений 16.11 KB
  Состав гражданского правоотношения. Структура и состояние гражданского правоотношения Л. в России гражданское право отделилось от общей системы права начали развиваться идеи относительно предмета гражданско-правового регулирования – гражданских правоотношениях. Таким образом гражданские правоотношения – это правовые связи между участниками общественного отношения урегулированные нормами гражданского права...
14516. Межкультурный подход в обучении ИЯ. Аспект взаимодействия культур при изучении ИЯ. Содержание межкультурной компетенции. Лингвострановедение: понятие, содержание 10.38 KB
  Языки должны изучаться в неразрывном единстве с миром и культурой народов говорящих на этих языках. Большинство зарубежных исследователей акцентировали свое внимание на необходимости включать элементы культуры не только в цель но и в содержание обучения учебному предмету иностранный язык в то время как отечественные методисты усматривали ранее общеобразовательное значение иностранных языков только в ознакомлении с культурой страны изучаемого языка. Преодоление коммуникативных препятствий что как известно составляет содержание...
19295. Петр I и его сын, отношения между ними 31.4 KB
  Предпосылки конфликта между Петром I и его сыном. Тем не менее он оставил заметный след в истории нашего Отечества а его имя можно обнаружить не только в серьезных исследованиях историков но и на страницах школьных учебников. Исходя из поставленной цели темы работы возникают слкедующие задачи: рассмотреть основные аспекты воспитания царевича Алексея Петровича; изучить жизненный путь царевича Алексея; сформулировать основные противоречия в отношениях Петра I и его сына.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.