СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Их роль в истории. В истории философии мыслители прошлого не могли определить основу общественного развития и социальный закон. В истории философии общественное развитие связывали с достижением свободы. Проблема общественного развития затрагивает важнейший вопрос о роли личности отдельного индивида в историческом процессе: может ли каждый человек оказать влияние на ход истории В истории философии существуют две противоположные точки зрения: одна французские материалисты утверждает что исключительную главенствующую роль в историческом...

2015-01-30

11.08 KB

0 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ.

Лекция №2.

  1.  Особенности развития общества на рубеже XX-XXI веков.
  2.  Человек и исторический процесс. Личность и массы. Их роль в истории.
  3.  Основные проблемы современной цивилизации:
  4.  глобализация;
  5.  научно-технический прогресс и информатизация культуры;
  6.  глобальные проблемы современности и пути их решения.

Общество как материальная система развивается согласно законам диалектики. Однако, в отличие от других систем, на развитие общества оказывают влияние различные факторы, они могу носить и стихийный (например, силы природы), и планомерный характер, осознанный (связанный с деятельностью людей).

Общество - часть природы, поэтому в своем развитии и существовании оно зависит от законов природы и ее ритмов. В истории философии мыслители прошлого не могли определить основу общественного развития и социальный закон. Большинство философов (даже материалисты) считали, что основу общественного развития составляют идеальные факторы (идея справедливости, религия, стремление к свободе), у французских материалистов был даже лозунг: «Миром правят идеи». Конечно, идеи играют огромную роль, ибо устремлены в будущее, мотивируют его, однако идея, религия и другие духовные факторы вторичны по отношению к материальной жизни. Основу развития общества составляет материальное производство. Общество существует и развивается потому, что производит материальные продукты и потребляет их.

В обществе действует также закон возвышения потребностей: реализовав одну потребность, общество продуцирует другую.

В работе «К критике политэкономии права» Маркс раскрывает основной закон общественного развития (об источнике развития): закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил.

В истории философии общественное развитие связывали с достижением свободы. Под лозунгом свободы, равенства и справедливости прошли все революции, считалось, что стремление к свободе - это самое основное желание. Но свобода в обществе в чистом варианте невозможна, потому что общественные отношения и связи всегда нормативны. Другое дело, когда речь идет об отношении человека и природы; Спиноза в работе «Этика» подчеркивал, что свобода - это осознанная и познанная необходимость, а необходимость - неизвестные человеку законы природы; чем больше узнаем мы узнаем законы природы, тем более свободными становимся. С этой точкой зрения можно согласиться, по сравнению с прошлым, человек стал более свободным, однако при этом возросла ответственность общества перед природой. Таким образом, общество, с одной стороны, развивается и подчиняется законам природы, с другой стороны, в нем действуют собственные социальные законы (причем, в каждой сфере). На процесс оказывают влияние стихийное и планомерное, сознательное и бессознательное. В своем развитии общество стремится к свободе, но эта свобода ограничена ответственностью.

Проблема общественного развития затрагивает важнейший вопрос о роли личности, отдельного индивида в историческом процессе: может ли каждый человек оказать влияние на ход истории?

В истории философии существуют две противоположные точки зрения: одна  (французские материалисты) утверждает, что исключительную, главенствующую роль в историческом процессе играет личность. Они считали, что, если бы не Робеспьер, не было бы революции (Кромвель - в Англии, Ленин - в России). В России: если бы не Сталин, ВОВ бы мы не выиграли.

Друга точка зрения: гениальная личность не играет никакой роли, основным субъектом исторического процесса являются массы («свита играет короля»).

Конечно, роль личности в истории отрицать нельзя: особенно харизматическая личность способна своими идеями, действиями оказать влияние на ход истории, - но личность появляется появляется в конкретный исторический момент, и формирует эту личность, выдвигает ее на пьедестал истории народ («Народ имеет то правительство, которое заслуживает»).

Итак, основным творцом истории являются народные массы.

Человечество на рубеже XX-XXI века переходит к новому типу цивилизации: информационно-техническому. Но невозможно понять современное состояние человечества без анализа истории XX века.

XX век в истории человечества - перелом. Эта эпоха неоднозначна. С одной стороны, характеризуется мощным развитием науки, техники, культуры; в это время произошли величайшие открытия во всех областях знаниях, величайшим было открытие атомной энергетики и освоение космоса, активно распространялись телекоммуникационные связи; человечество смогло избавиться от многих социальных бед, самое главное - рабства, это период национально-освободительных движений, перестали существовать колонии; многие заболевания исчезли или стали излечимыми. С другой стороны, XX век - это век войн: две мировые и более ста локальных; революционные потрясения в Европе; на фоне этих событий человеческая жизнь обесценилась.

Общество XX века переживало страшный антропокультурный кризис. Он усугубляется политическим противостояние двух систем: страны социалистического содружества и капиталистический лагерь (холодная война).

На протяжении всего XX века несколько раз перекраивалась карта мира. Эти факторы предопределили особенности развития человечества на рубеже XX-XXI века.

С распадом Советского Союза противостояние политических систем прекратилось, но не исчезла угроза мировой войны. Кроме того, исчезновение двух систем ускорило процесс глобализации.

Глобализация - это объективный процесс, связанный с формированием единых ценностных ориентаций. Процесс глобализации человечество переживало несколько раз: в античности (великая Римская империя), в Средние века (когда все подчинялось Ватикану), в Новое время (единые рынки). Современная глобализация связана с вестернизацией.

Процесс глобализации неоднозначен. С одной стороны, формируются единые рынки, политические системы, единая экономика, стираются государственные, национальные границы, что обеспечивает процесс ускоренного и эффективного развития. С другой стороны, глобализация имеет негативные стороны:

1. Идет подавление локальных культур, мир становится однотипным, одномерным.

2. Есть опасность формирования мирового правительства.

3. Исчезает плюрализм в экономических, политических и духовных отношениях.

Глобализация подкрепляется процессом информатизации, которая связана с развитием новейших информационных технологий (ИТ). Эти технологии способны ускорить формирование одномерного мира, ведь посредством ИТ открываются возможности для манипулирования общественным сознанием.

Многие исследователи отмечают, что современное общество ориентировано на ценности либерализма, т.е защиту прав человека. Но благодаря информатизации (в глобальном масштабе) права человека могут нарушаться, человек становится открытым, он перестал быть тайной.

ИТ, с одной стороны, открывают возможности для общения со всем миром, но с другой стороны,  они уничтожают оригинальность и ценность личности. В виртуальном пространстве человек теряет национальность, личность.

ИТ открывают возможности для создания нанотехнологий.

Таим образом, человечество не только не избавилось от проблем, порожденных XX веком, но и продуцировало новые.

Глобальные проблемы - это проблемы, которые порождены всем человечеством и должны решаться всем человечеством:

  1.  Экологическая
  2.  Продовольственная и питьевой воды
  3.  Здоровья
  4.  Проблема сохранения мира: локальные войны становятся все более изощренными, и любая из них может стать мировой
  5.  Демографическая

Глобальные проблемы требуют глобального решения. Пути решения: ни экономические, ни репрессивные меры не эффективны. Наиболее надежным механизмом является формирование духовной культуры.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
17359. Социальная защита, социальная поддержка, социальная помощь, социальное управление 21.26 KB
  Разработка и управление программой достаточно просты. Социальное управление Социальная работа немыслима без такого компонента как управление. Управление социальной работой имеет дело с особой категорией людей нуждающихся в поддержке не способных зачастую жить без посторонней помощи.
2304. Философия Карла Маркса. Неклассическая современная философия 2.06 MB
  Всё что есть – материя. Материя вечна и неуничтожима но она постоянно переходит из одной формы существования в другую при этом в процессе развития материи повышается уровень сложности в котором она реализуется. Бытие – это то что всегда ускользает от разума что смеётся над ним что оставляет разум в дураках . Как видно из текста это полностью противоположно тому что было в метафизике познания и философии Нового времени: в этих учениях наоборот разум не может ничего.
2457. Философия Средних веков. Философия эпохи Возрождения 1.5 MB
  Если переводить дословно то теоцентризм означает Бог в центре мира. Средневековый теоцентризм предполагает чёткую противопоставленность Бога и сотворенного им мира. Бог вечен неизменен и абсолютен. Сотворенный Богом мир конечен и неизменчив.
20484. Социальная работа и социальная педагогика: сущность и различие 70.78 KB
  Теоретические аспекты социальной работы и социальной педагогики. Понятие социальной работы как самостоятельной науки. Технологии социальной работы как особая группа социальных технологий. Технологии социальной педагогики.
5865. Социальная работа и социальная политика: взаимосвязь и взаимовлияние 9.42 KB
  Сущность социальной политики ее принципы и функции. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы. Сущность социальной политики ее принципы и функции. Среди факторов способствующих гармонизации интересов личности и общества гарантирующих защиту интересов человека его прав и свобод особое место принадлежит социальной политике государства и всей инфраструктуре социальной работы с различными группами населения.
17465. Философия Востока 15.38 KB
  Понятие философия происходит от греческих слов phileo - любовь и sophi - мудрость и означает любовь к мудрости. В практическом понимании философия- это форма общественного познания мировоззрения система идей взглядов на мир и на место человека в нем. Одна из категорий обращается к богу другая к человеку; одни утверждают что самодостаточность философии очередные говорят что философия призвана на службу обществу человеку и пр.
3645. Мировоззрение как философия 80.41 KB
  Прежде чем мы определим философию стоит выяснить что такое мировоззрение ибо философия есть один из возможных способов его построения. религиозная философия которая пытается рационально изложить и теоретически оформить истины религиозной веры проведя их через процедуру критического рассмотрения и проблематизации. Считается что впервые слово философия от греч.
8125. Средневековая философия 9.34 KB
  В результате длительных споров ведущихся между отдельными мыслителями и церковью выкристаллизовалось несколько точек зрения на то как решить проблему отношения веры и разума: Рационалистическая точка зрения. Сторонники ее требовали подвергнуть догматы веры оценке разума как высшего критерия истины или заблуждения; Точка зрения двойственной истины выдвинутая защитниками теории двух истин теологической и научной; Точка зрения предметного разграничения. Ее сторонники разграничивали теологию и науку...
14863. Философия: шпаргалка 57.44 KB
  Проблема человека и истины в древнегреческой философии. Представление о природе и сущности человека в философии. Свобода необходимость ответственность в бытии человека. Прогностическая – на основании имеющихся философских знаний спрогнозировать тенденции развития будущее материи сознания познавательных процессов человека природы и общества.
1687. Философия счастья 33.24 KB
  Способность к счастью признак гармонической личности свободной от страха суеты запутанности в заботах личности способной брать от жизни то что жизнь дает и давать ей все что жизнь требует. Теперь мы бы пришли вероятно к выводу что это дети разорившихся аристократов выброшенные роком из богатых домов и вынужденные вести бродячий образ жизни. По своему образу жизни происхождению и проповедуемым идеям сегодня бы мы их назвали хиппи. Ведя бродяжнический образ жизни циники жили за счет общества ровным счетом ничего не делая и...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.