Проблема сознания в философии и науке

Сознание как высшая форма отражения действительности: понятие отражения основные черты отражения эволюция форм отражения в живой неживой природе. Структура сознания самосознание и его формы. Категория сознание является противоположной категории материя. В истории философии само понятие сознание стало употребляться примерно с XVIII века когда стала изучаться физиология мозга.

2015-01-30

14.44 KB

35 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Проблема сознания в философии и науке.

  1.  Определения понятия идеального, духовного в философии.
  2.  Сознание как высшая форма отражения действительности: понятие отражения, основные черты отражения, эволюция форм отражения в живой неживой природе. Социальные и природные условия возникновения сознания. Отличие сознания от психики высших животных.
  3.  Структура сознания, самосознание и его формы. Социальная активность сознания и творческий характер. Функции сознания.
  4.  Сознательное и бессознательное в психике человека.

Категория сознание является противоположной категории «материя». С этим понятием связывается в философии существование духовного мира, идеальных явлений. В истории философии само понятие «сознание» стало употребляться примерно с XVIII века, когда стала изучаться физиология мозга. В отличие от науки, все духовные переживания, эмоции, волю, ценности философы обозначали понятием «идеальное» или «духовное», а само существование духовных актов связывали с наличием у человека души.

Еще Демокрит считал, что познание, переживание, чувства связаны с душой. У Платона идеальное  существует само по себе (мир идей), но индивидуальные дух проявления (познание особенно, чувства) связаны с душой человека. Подобная точка зрения характерна для всего объективного идеализма, который выделяет в качестве первоосновы мироздания идеальное (например, Гегель считал, что объективно существует чистая мысль).

С развитием науки, естественнонаучного знания появились крайне материалистические интерпретации феномена сознания. Так, Декарт утверждал, что мышлением обладает вся природа. Такой вывод можно сделать,  исходя из его дуализма: в основе мира лежат две субстанции: материальная (обладает протяженностью) и духовная (обладает мышлением), отсюда следует, что и камень может мыслить. Такая позиция называется гилозоизмом.

В XVIII в немецкие физиологи Фогт, Мелешотт, Бюхнер (основоположники вульгарного материализма) утверждали, что сознание - продукт физиологической деятельности мозга, что мозг выделяет сознание точно так же, как печень – желчь.

Особый вклад в объяснение сознания и идеального внесли русские физиологи Павлов, Сеченов, Бехтерев, Ухтомский, Анохин, Бехтерева. Их работы позволили объяснить, что сознание - это свойство отражения, которое характерно для человека. Материальным субстратом сознания является мозг человека, т.е. сознание - это особое свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективный мир.

Отражение характерно всей природе: и живой, и неживой. Основными чертами отражения как всеобщего свойства материи является:

  1.  Объективность
  2.  Информативность: отражение хранит информации об отражаемом объекте.
  3.  Адекватность: отражает только то, с чем взаимодействует.
  4.  Зависит от условий, от силы взаимодействия, от сложности взаимодействующих систем.

Биологическое отражение - наиболее сложное отражение, особенно психика высших животных. Сознание - социальная форма отражения, но имеет под собой природную основу. Вопрос о возникновении сознания спорный. В культуре существует три основные концепции:

1. Теологическая: сознание - дар Бога

2. Панспермическая: сознание пришло из Космоса

3. Эволюционная (трудовая, социально-историческая): основана на научных открытиях и фактах. Это антропология, палеонтология, которые дают основание объяснить природные условия и социальные факторы возникновения сознания: к первым природным условиям относят наличие определенной генетической основы, на которой развивался бы человек. Такая основа - австралопитеки. Второй фактор - природно-климатические условия, изменения которых стало основной причиной изменения человеческой телесности: прямохождение способствовало формированию мозжечка, развитие кисти - формированию больших полушарий, передача информации звуком изменило гортань, что также повлияло на изменение головного мозга (центры, ответственные за память).

Социальные условия:

1. Жизнь обществом и общение обусловило развитие коммуникационных связей.

2. Появилась знаковая система – язык, материальная оболочка мысли. Язык стал показателем абстрактного мышления. Благодаря языку и общению развивается понятийное мышление.

3. Особая роль в возникновении сознания принадлежит труду – это  целенаправленная деятельность человека на создание необходимых ему ценностей. В труде формируются цели, ценности, образ желаемого результата, средства достижения этих целей: это свидетельство абстрактного мышления.

ОТЛИЧИЕ СОЗНАНИЯ ОТ ПИХИКИ ВЫСШИХ ЖИВОТНЫХ:

Сознание

Первая сигнальная система

Конкретное мышление

Язык, речь, письменность

Отражение активное

Изменение окружающей среды

ПВЖ

Первая и вторая сигнальные системы

Абстрактное мышление

-

Отражение пассивное

приспособление

СТРУКТКРА СОЗНАНИЯ.

Сознание включает в себя в качестве структурных компонентов следующее:

  1.  Телесно-перцептивная компонента: ощущение, восприятие, представление о мире, чувства.
  2.  Эмоциональная: положительные и отрицательные эмоции.
  3.  Мотивоционно-волевая: воля, мотивы, интересы, потребности.
  4.  Логико-понятийная: рациональное мышление, понятия, суждения, умозаключения, знания.

Если сравнить структуру сознания с ПВЖ, можно обнаружить следующее: эти элементы имеют под собой основу:

1

2

3

4

Сознание

Телесно-перцептивныая компонента

Эмоции

Мотивоционно-волевая компонента

Знания, самосознание

ПВЖ

Чувственное восприятие

Неосознанные переживания

Неосознанное побуждение к действию

Условные и безусловные рефлексы

Самосознание - осознание собственного «Я». Если все компоненты сознания человека заложены в психике и развиваются на социальной основе, то к самосознанию относится исключительно социальный компонент. Самосознание формируется на основе деятельности, в системе социальных связей и отношений, начиная с раннего детства. Первая форма СС - самочувствие. Вторая - самоидентификация (2_3 года). Далее - самоконтроль; самоуважение. Позже - самореализация, самоутверждение. Самосознание определяет личностные качества человека и вместе с личностью может атрофироваться под влиянием нездорового образа жизни, болезни, старения. Формы самосознания могут изменяться и доходить до крайности: эгоизм.

Т.о. сознание - особая высшая форма отражения. Имея материальный субстрат, сознание идеально. Однако все компоненты сознания могут опредмечиваться. Например, знания - выражаются в целом в вещах, которые мы создаем. Эмоции - найдут отражение в поступках. Вывод: С не только отражает мир, но и творит его, носит активный и творческий характер, достижения в культуре и сама культура - не что иное, как результат активности нашего сознания.

С одной стороны, сознание вторично по отношению к материи, к мозгу, к миру в целом, но с другой стороны, сознание способно изменить и мир, и самого человека.

Сознание по своему содержанию объективно, ибо отражает объективный мир, но с другой стороны, по форме, - субъективно, т.е сознание - это субъективный образ объективного мира. В этих пунктах выражается противоречивость сознания.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СОЗНАНИЯ:

 

  1.  Отражательная: нельзя, изучая сознание, ограничиваться только физиологией мозга, ибо мозг современного человека не отличается от древнего, но сознание различно. Сознание также не зависит от половой принадлежности, от веса и т.д. Содержание сознания - то, что им отражается.
  2.  Преобразовательная: сознание не может быть «пустым»: оно всегда направлено на цели, значит, на изменение, на преобразование.
  3.  Коммуникативная: благодаря сознанию человек имеет возможность установления коммуникативных связей, общения.

СОЗНАТЕЛЬНОЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.

В истории философии до конца XIX века абсолютизировались рациональные возможности человека. Считалось, что человек разумный все свои действия, поступки, целеполагания подвергает рациональному анализу.

В начале XX века Шопенгауэр, Маркс, Бергсон впервые поставили под сомнение рационализм человека. Но целостная научная концепция психики человека была представлена Фрейдом. Он показал, что человеку свойственно не только осознавать мир, думать, но и феномен бессознательного, который играет по Фрейду самую главную роль. Фрейд утверждал, что структура включает психики:

1. ОНО - бессознательное - подобно подводной части айсберга. Включает в себя все инстинкты, самые мощные - инстинкт смерти tanatos и инстинкт половых влечений eros.

2. Я - сознание обладает отражательной способностью.

3. Сверх-Я - культурные запреты - мораль, религия, традиции, идеалы.

Фрейд считал, что сверх-Я ограничивает проявление бессознательного. Та энергия, которая не реализовалась, уходит в деятельность, творчество, науку, иначе человек переживает, страдает, что приводит к расстройствам, неврозам.

Фрейд сознание подчинил бессознанию. Бессознательное активно; этот подход - биологизаторский, ибо социальная сущность сознания не учитывается.

Сознательное  и бессознательное связаны. Бессознательное проявляется в сновидении, в гипнозе, при наркозе, но содержание бессознательного отражает осознанную жизнь. Это структура человеческой психики, которая не поддается контролю со стороны сознания. Например, действия, которые человек довел до автоматизма, в дальнейшем не осознаются им, уходят в пласт бессознательного. Это важно, поскольку сознание разгружается, оно свободно для творчества.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
4740. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ 24.94 KB
  Проблема сущности и бытия человека – одна из “вечных проблем” философии. Интерес к этой проблеме, всегда повышенный, особенно обостряется в критические, переломные периоды истории. Человек задается вопросом: какова вообще природа человека, в чем его предназначение
2297. Человек как проблема философии 556.25 KB
  Основные вопросы которые затрагивают проблему человека: В чем состоит сущность человека Что делает человека человеком Как определить ядро человеческого существования Определения слова человек могут быть самыми разнообразными но они могут не затрагивать сущность человека. Возникает вопрос: что же является сущностью человека Согласно Платону сущностью человека являются идея человека его душа. Главной особенностью души человека является то что она должна постигать вечные идеи и вечные истины. Человек один знает что...
1176. Проблема (ир)рациональности в философии 32.73 KB
  В первом смысле иррациональное таково, что вполне может быть рационализировано. Практически это есть объект познания, который поначалу предстает как искомое, неизвестное, непознанное. В процессе познания субъект превращает его в логически выраженное, всеобщее знание.
13201. Трудовая мотивация как проблема социальной философии 159.03 KB
  Труд как вид человеческой деятельности. Этика в фокус внимания помещает трудолюбие как добродетель. Культурология и религиоведение анализируют различные культуры с точки зрения того как в них понимается и оценивается трудовая деятельность человека.
14727. Проблема бытия в немецкой классической и постклассической философии 30.37 KB
  Сначала это была природа тесно связанная с актом божественного творения вследствие чего зачастую сливалась с Богом как например Богприрода у Спинозы. Экспериментальная наука ищет в философии свою методологию способ адекватно познавать истину; в то же время философия по собственному признанию многих философов таких например как Фихте складывается как “наукоучение†т. как методология и логика науки. существует как рефлексия над научным знанием всегда в то же время выходя за эти рамки что видно уже на “Критике практического...
3666. Состояния Сознания. Толкование снов по З.Фрейду 31.9 KB
  В современной психологии для характеристики сознания введено понятие «измененные состояния сознания», которое обозначает способ приспособления сознания к изменению внешних и внутренних условий. Измененные состояния сознания подразделяются на спонтанно возникающие
8920. Синдромы расстроенного сознания. Пароксизмальные расстройства 13.83 KB
  МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА лекции по психиатрии Тема Синдромы расстроенного сознания.Ясперса для определения расстроенного сознания: отрешенность дезориентировка расстройства мышления амнезия. Синдромы выключения снижения уровня сознания: обнубиляция сомноленция оглушение сопор кома. Синдромы помрачнения сознания: делирий онейроид аменция сумеречное помрачнение сознания психотическое амбулаторные автоматизмы трансы и фуги.
4722. КОММУНИКАЦИЯ В НАУКЕ 15.49 KB
  Научная коммуникация – это совокупность видов и форм профессионального общения в научном сообществе, а также передачи информации от одного его компонента к другому.
10337. Понятие о педагогике как науке 14.84 KB
  Объект предмет задачи функции методы педагогики. Основные категории педагогики: образование воспитание обучение педагогическая деятельность педагогическое взаимодействие педагогическая технология педагогическая задача. Основными категориями педагогики являются: развитие воспитание образование обучение. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.
9879. Проблемы сна и сновидений в науке 34.75 KB
  Физиологические основы сна. Изучая явления происходящие в организме во время сна было установлено его благотворное влияние. Экспериментально был доказано что во время сна организм не замирает а восстанавливается после длительного бодрствования.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.