Институты рынка труда и их развитие в Республике Беларусь

Функционирование белорусского рынка труда в переходной экономике происходит под воздействием многих социально-экономических факторов, которые, в свою очередь, подвержены перманентным изменениям. Поэтому, чтобы разработать механизм регулирования процессов на рынке труда

2014-06-22

155.7 KB

66 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Кафедра мировой экономики и финансов

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: Институты рынка труда и их развитие в Республике Беларусь.

СОДЕРЖАНИЕ

[1] ВВЕДЕНИЕ

[2] 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ                           ИНСТИТУТОВ РЫНКА ТРУДА

[3]
1.1 Понятие рынка труда

[4] 1.2 Механизм функционирования рынка труда

[5] 1.3 Институты рынка труда

[6] 2 ОЦЕНКА ИНСТИТУТОВ РЫНКА ТРУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

[7] 2.1 Институты рынка труда Республики Беларусь

[8] 2.2 Тенденции формирования спроса на рабочую силу

[8.0.0.1] Всего работников

[9] 2.3  Анализ государственной политики в области занятости населения

[10] 3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНО- СТИ ИНСТИТУТОВ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ

[11] ЗАКЛЮЧЕНИЕ

[12] СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[13] ПРИЛОЖЕНИЕ А

ВВЕДЕНИЕ

Глубокое изучение процессов и явлений на рынке труда, выработка эффективной государственной политики на этом рынке в Беларуси  невозможны без теоретического обобщения особенностей белорусской модели рынка труда, выявления и формулирования основных закономерностей становления и функционирования рынка труда в переходной экономике. Изучение закономерностей функционирования рынка труда не может прерываться, так как сама экономическая жизнь ставит перед наукой задачу продолжать исследования, углубляя разработку тех или иных вопросов теории и практики функционирования рынка труда вообще, и в переходной экономике, в частности. Дальнейшее исследование проблемы функционирования рынка труда в переходной экономике требуется и для того, чтобы дать правильную оценку реальному положению на рынке труда и на этой основе усовершенствовать прогнозные оценки развития ситуации на рынках труда, его последствий, и разработать адекватные меры для ее стабилизации и смягчения одного из наиболее негативных последствий экономических реформ переходного периода - массовой безработицы.

Функционирование белорусского рынка труда в переходной экономике происходит под воздействием многих социально-экономических факторов, которые, в свою очередь, подвержены перманентным изменениям. Поэтому, чтобы разработать механизм регулирования процессов на рынке труда, необходимо учесть последние изменения факторов функционирования рынка труда в переходной экономике. Недостаточная разработанность названных вопросов обусловила актуальность избранной темы исследования, результаты которого могут способствовать формированию научно обоснованной социальной политики в обществе, направленной на формирование рынка труда в переходный к рыночной экономике период.

Актуальность исследования обусловлена и тем, что формирование и функционирование рынка труда как научная проблема созрела не сегодня. Она имела место в экономических исследованиях классической школы политэкономии в прошлые века, активно разрабатывалась неоклассиками и кейнсианцами в нашем веке активно разрабатывается в отечественной экономической науке. В целом, политика в области занятости и рынка труда должна ориентироваться на те изменения, которые не только происходят в экономике под действием негативных процессов падения производства, но более всего должна создавать новые формы стимулирования экономической активности и создания новых рабочих мест в традиционных секторах, а также в формирующихся сферах приложения труда и капитала.

Объектом исследования является Республика Беларусь.

Предметом исследования является рынок труда.

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов функционирования и развития рынка труда  в Республике Беларусь, а так же разработка рекомендаций по совершенствованию и развитию данного сектора в  Республики Беларусь. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:

  •  изучить сущность и  структуру функционирования рынка труда;
  •  проанализировать рынок труда в   Республике Беларусь, его динамику, перспективы и систему занятости населения;
  •  разработать предложения по совершенствованию и развитию  рынка труда  в  Республике Беларусь, за счет снижения уровня безработицы.

Для написания курсовой работы были использованы методы научного исследования, такие как диалектический, системный анализ, синтез и исторический метод, сравнительного анализа, графический и группировки данных.

При написании работы использовались учебные пособия, нормативно-правовые документы, монографии и статьи по исследуемой проблеме.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ                          ИНСТИТУТОВ РЫНКА ТРУДА


1.1 Понятие рынка труда 

Рынок  труда  считается  одной  из  самых  сложных  проблем  экономики. Проблемы рынка труда носят многоаспектный и многофункциональный характер. Их нельзя искусственно сводить только к проблемам занятости и безработицы при всем  значении  этих  аспектов  в  экономическом  и  социальном  отношениях. Полноценное  рассмотрение  рынка  труда  требует  комплексного  изучения социально-экономических  и  организационно-технических  вопросов формирования  профессионально-квалификационного  состава  работников, управления  персоналом,  организации  трудовой  деятельности,  методов  ее изменения, нормирования, оценки оплаты труда, создания благоприятных условий труда  и  обеспечения  его  эффективности,  повышение  жизненного  уровня населения, то есть всего комплекса вопросов, связанных с социально-трудовыми отношениями [9, с. 158].

Среди экономистов нет единства в оценке рынка труда и механизма его функционирования. Классическая политическая экономия исходит из того, что рынок труда, где реализуется лишь один производственный ресурс, как и все прочие рынки, действует на основе ценового равновесия. Основным рыночным регулятором служит цена рабочей силы. С помощью заработной платы, по оценке представителей этой концепции, регулируется спрос и предложение рабочей силы, поддерживается их равновесие. Цена на рабочую силу гибко реагирует на потребности рынка, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от спроса и предложения. Если на рынке труда существует равновесие, то безработица невозможна.

Иного подхода к объяснению функционирования рынка труда придерживаются кейнсианцы и монетаристы. В отличие от неоклассиков они рассматривают рынок труда как явление постоянного не равновесия. Спрос на рабочую силу по этой модели регулируется не колебаниями рыночных цен на труд, а объемом производства, т.е. совокупным спросом. Регулятором рынка труда является государство, поскольку оно уменьшает или увеличивает совокупный спрос и устанавливает нижние границы заработной платы. Для устранения рыночного неравновесия предлагается использовать инструменты денежно-кредитной политики (монетаристы) .

Согласно марксистской теории рынок рабочей силы, хотя и подчиняется общим рыночным закономерностям, имеет существенные особенности, поскольку сама рабочая сила как субъективный фактор производства, являясь товаром, может в то же время активно влиять на соотношение спроса и предложения, на свою рыночную цену.

В реальной экономической жизни на динамику рынка труда оказывает влияние целый ряд факторов: уровень рождаемости, темпы роста численности трудоспособного населения, его половозрастная структура, степень экономической активности различных демографических и этнических групп трудоспособного населения, процессы иммиграции и т.д. Все это влияет на предложение рабочей силы. Со стороны спроса главным фактором динамики занятости является состояние экономической конъюнктуры, фаза экономического цикла, научно-технический прогресс.

Рыночный спрос на труд есть сумма спроса фирм. Эластичность спроса на труд зависит от эластичности спроса на продукцию фирмы, от производительности труда и от легкости и эффективности замены живого труда машинами. Спрос на труд отдельной фирмы связан обратной зависимостью с уровнем реальной заработной платы.

Предложение труда строится рабочими на основе сопоставления привлекательности дохода, который они получают за час труда, и удовлетворения, получаемого за час досуга. Досуг только тогда приносит удовлетворение, когда есть что потреблять. Спрос на досуг определяет предложение труда. Чем выше реальная заработная плата, тем выше потери, связанные с отказом работать.

Единого для всей экономики рынка труда не существует. Он делится по профессиям, отраслям, территориям. Работники разных профессий и квалификаций получают разную заработную плату. Зависит она и от места работы. Существуют опасные, неприятные, малопривлекательные виды труда. Условия равновесия на рынке труда в значительной степени определяются государственным вмешательством, а его функционирование связано с профсоюзами и союзами предпринимателей. На предложение труда влияет наличие пособий по безработице, установление минимальных ставок заработной платы.

Рынок труда отличается от всех других рынков своеобразием товара. Рабочая сила - это такой товар, качество которого почти невозможно определить при заключении контракта. Реальный уровень трудовых усилий обнаруживается только в процессе потребления этого товара. С другой стороны, и человеку небезразлично содержание труда, и он нуждается в стимулировании для обеспечения необходимого уровня усилий.

1.2 Механизм функционирования рынка труда 

Рынок  труда –  это  действующий  в  рамках определенного экономического пространства механизм взаимоотношений между работодателем,  нуждающимся  в  рабочей  силе,  и  человеком  труда,  т.  е. потенциальным работником, предлагающим свою рабочую силу в данный момент времени. Предметом отношений на рынке труда является обмен квалификации, знаний,  умений,  способностей  и  времени  человека  на  заработную  плату  и прибыль.  Таким  образом,  рынок  труда  состоит  из  всех  тех,  кто  покупает  или продает труд.

             Рисунок 1.1 - Рынок труда как экономическая система

П р и м е ч а н и е -  Источник: [7, с. 186]

Одновременно из макроэкономической модели можно вычленить как самостоятельную экономическую систему рынок экономических ресурсов, в рамках которого рынок труда будет выступать, в зависимости от «степени подробности» описания системы, или как подсистема, или как ее отдельный элемент (рис. 1.2).

В рамках одной макроэкономической модели рынок труда как объект исследования может быть представлен и как самостоятельная система, и как подсистема или элемент системы более высокого порядка, чем сам рынок труда. Это во многом усложняет процесс системного познания рынка труда, порождает множество подходов к его структурно-системному определению [7, с. 187].

Купля-продажа услуг труда выступает в форме найма свободного работника на определенных условиях, касающихся продолжительности рабочего дня, размеров заработной платы, должностных обязанностей. На период найма работодатель – бизнес или государство – покупает право на использование услуг труда продавца, а не на сам труд. Собственником труда продолжает оставаться наемный работник.

Рисунок 1.2 - Рынок труда в системе рынка экономических ресурсов

        П р и м е ч а н и е -  Источник: [7, с. 187]

Возникает  совокупность  взаимоотношений  между  распорядителями  средств производства и собственниками рабочей силы. Основными компонентами рынка труда  обычно  являются:  биржи  труда,  фонд  занятости,  коммерческие  центры бизнеса, пенсионный фонд и т. п. На нем присутствуют важнейшие институты как профсоюзы, корпорации, государство. Становление рынка труда связано с  возникновением  и  развитием  новых  форм  собственности,  нового воспроизводственного механизма, новых типов экономического поведения, новых социальных  институтов.  

Помимо  двух договаривающихся сторон (наемного работника и работодателя), на рынке труда очень важна роль государства и общественных организаций. Причем отношения между названными субъектами призваны строиться на добровольной договорной основе, в рамках социального мира и согласия. Важную роль на рынке труда,  несравненно  большую  по  сравнению  с  другими  рынками,  играют  не денежные факторы: условия труда, социальные гарантии, социальная защита и поддержка и, поэтому он предлагает определение рынка труда как системы правовых, др., социально-экономических  и  трудовых  отношений,  возникающих  в  рамках социального мира и согласия между работодателями и наемными работниками при участии государственных и общественных организаций на основе спроса и предложения  по  поводу  оплаты  и  условий  труда,  социальных  гарантий, социальной защиты и поддержки и т.п. Необходимо отметить, что отношения на рынке труда не ограничиваются только актом купли-продажи. Они затрагивают все,  что  связано  с  системой  социального  партнерства  и  защиты,  образования, профессиональной  подготовки  и  переподготовки  кадров,  с  управлением занятостью  на  предприятиях  на    региональном  уровнях.  К основным  элементам  рынка  труда  относятся:  его  субъекты,  правовые  акты, правила  и  нормы,  регламентирующие  отношения  субъектов  на  рынке  труда, конъюнктура, спрос и предложение, конкуренция, мобильность на рынке труда, инфраструктура рынка труда  [11, с. 142].

Формирование  рынка  труда  предполагает  выработку  определенных принципов и методов построения структуры и механизма его функционирования. В  зависимости  от  масштабов  экономического  пространства  рынок  труда формируется  на  макро-  и  микроуровнях (на  предприятии  и  вне  его).  Суть формирования рынка труда состоит в создании экономических связей (прямых и обратных)  и  социальных  взаимодействий  между  его  субъектами.  Создается система  рынков  труда,  в  которой  внутренние  и  внешние  рынки  органически взаимосвязаны и взаимодействуют  друг с другом. Они не могут существовать друг  без  друга.  Следовательно,  принципиальным  отличием  рынка  труда  от директивного  распределения  рабочей  силы  является  возможность многовариантного  выбора  и  непосредственного  сочетания  интересов работодателей и работников путем достижения взаимоприемлемого согласования спроса и предложения.

В роли субъектов спроса и предложения труда выступают юридические и физические лица. Первую группу составляют работодатели; вторую – работники и, наконец, третью – выполняющие посреднические и консультационные функции в процессе взаимоотношений между первыми двумя группами лиц.

Цель  формирования  внутренних  рынков –  это  создание  гибких  форм обеспечения  предприятия  необходимым  персоналом  на  основе  оптимального сочетания принципов его стабильности и мобильности. Для этого предприятие может  ограничить  постоянный  штат  работников  основным  контингентом,  а остальных  работников  привлекать  с  внешних  рынков  по  мере  необходимости.

Такой  подход  избавляет  от  необходимости  постоянного  содержания  лишнего штата  работников,  как  это  практиковалось  при  директивном  планировании  и сокращении штатов, традиционно сложившейся структуре персонала и отсутствии внешних рынков труда. Доля постоянного и временного персонала, естественно, должна  зависеть  от  темпов  обновления  продукции  и  технологии.  Учитывая необходимость комплексного подхода к анализу и формированию персонала на предприятиях,  целесообразно  в  настоящих  условиях  на  базе  действующих разрозненно и неполноценно традиционных подразделений (отделы кадров, труда и заработной платы, подготовки кадров и т.п.) создать единую службу управления персоналом. Внешние же рынки труда формируются с учетом профессиональных и социальных признаков наемных работников [17, с. 82].

При  рассмотрении  рынка  труда  употребляется  понятие «услуги  труда», которые признаются товаром. Это предполагает определение стоимости и цены, как  основы  установления  уровня  оплаты  труда.  Стоимость  услуг  труда характеризуется  двумя  факторами:  во-первых,  профессионально-квалификационным уровнем работника (набором необходимых знаний и умений) и,  во-вторых,  набором  жизненных  средств,  включаемых  в  потребительскую корзину. Отсюда цена услуг труда может быть определена в денежной форме, исходя  из  затрат  на  обучение,  подготовку  и  переподготовку  работников, повышение квалификации и из средней цены потребительской корзины с учетом социально-демографических условий.

При определении уровня оплаты труда естественно исходить из сложности и объема  выполняемых  работ  и  функций.  Опыт  промышленно  развитых  стран свидетельствует о том, что в условиях рынка роль нормирования и тарификации работ  не  только  сохраняется,  но  и  существенно  возрастает.  В  то  же  время номинальный  уровень  оплаты  труда  при  прочих  равных  условиях  зависит  от состояния рынка товаров, от конкурентоспособности произведенной продукции.

Для  формирования  полноценного  рынка  труда  необходимо  исходить  из  его неразрывной связи с другими рынками: рынками товаров и услуг, жилья и ценных бумаг  и  т.п.  От  этого  зависит  решение  таких  важных  задач,  как  развитие предпринимательства,  создание  конкуренции  на  рынке  труда,  обеспечение свободного  перемещения  работников,  их  трудоустройство,  переобучение, социальная защита безработных и т.д. Все эти и другие социально-экономические задачи  обусловлены  достижением  максимально  возможного  сбалансированного спроса и предложения услуг труда.

Следует отметить, что активная роль в формировании конкурентоспособного человеческого капитала страны принадлежит государству. Государство обеспечивает инвестирование в здоровье членов семьи, что является залогом формирования полноценного нового носителя человеческого капитала, и развития в дальнейшем его потенциала, участвует в профессиональном обучении, переобучении, переподготовке носителя человеческого капитала, так как он является решающим фактором интенсивного развития экономической системы.  Возглавляемая государством политика развития рабочей силы разделяется на два этапа:

1) подготовка трудовых ресурсов в системе формального образования;

2) предполагающий дальнейшую профессиональную специализацию и переподготовку кадров через научные и учебные центры, специальные курсы, организованные в фирмах или субсидируемые государством [8, с. 234].

Организация системы регулирования воздействия со стороны государства на занятость и уровень безработицы трудоспособного населения должна стать неотъемлемой частью общей системы регулирования экономической и социальной политики. Общая закономерность, действие, которой в условиях перехода белорусской  экономики к рыночным отношениям не вызывает сомнения, состоящая в зависимости уровня и динамики занятости от объема и динамики инвестиций. Основная проблема, по мнению специалистов, состоит не  в необходимости резкого снижения гипертрофированного раздутого объема капиталовложений, а в изменение источника финансирования, главным из которых был госбюджет, повышение роли частного капитала

Государственная политика в области рабочей силы реализуется при широком финансовом, организационном и ином участии деловых кругов и социальных институтов. Данная политика способствует формированию квалифицированной гибкой рабочей силы.

Специфическая  особенность  рабочей  силы  как  одного  из  факторов производства  состоит  в  том,  что  категория  издержек  воспроизводства  этого фактора, взятая в общественном масштабе является более широким понятием, чем цена формируемая на основе спроса и предложения на рынке труда. Кроме спроса и предложения цена (стоимость) рабочей силы несет еще и социальную нагрузку, связанную с проблемой занятости и безработицы трудоспособного населения, с содержанием «уже  и  еще»  нетрудоспособных  членов  общества,  с  социальной защитой  малообеспеченных  групп  населения,  временно  не  работающих  и  нуждающихся в профессиональной переподготовке, а так же тех, кто вообще не в состоянии обеспечить себя за счет трудовых усилий (инвалиды) и др. Поэтому издержки  воспроизводства  рабочей  силы  являются  сложной  социально-экономической категорией. Рынок же решает только экономические проблемы [10, с. 189].

1.3 Институты рынка труда 

Под институтами рынка труда понимаются, во-первых, «правила игры», закрепленные в законах, нормативных актах, принципах, социальных нормах, во-вторых, учреждения и организации, формирующие инфраструктуру рынка труда, целевой функцией которых является оптимизация поведения участников социально-трудовых отношений, в-третьих, механизмы, регулирующие  функционирование рынка труда и его развитие. Системный подход к институтам рынка труда, предпринятый в работе, включает также анализ  их структуры и выполняемых функций.  В структуре институтов рынка труда различают формальные и неформальные институты, регламентирующие  взаимодействие индивидов и групп в социально-трудовой сфере (рисунок 1.3).  

                                            

    

              

                            

                      Рисунок 1.3 - Институты рынка труда

П р и м е ч а н и е -  Источник: [7, с. 187]

К формальным институтам, прежде всего, относятся законы и нормативные акты. Трудовым кодексом регламентируются условия найма, увольнения, оплаты труда, его дифференциации, демографические, гендерные и социальные аспекты трудовых отношений.  Закон  определяет правовые, экономические, организационные основы развития рынка труда, его основных институтов, а также гарантии государства по реализации конституционных прав граждан  на социальную защиту от безработицы. Экономические агенты реализуют эти права как «пучок правомочий», позволяющих принимать необходимые решения по поводу ресурсов данного вида.

Инструментом, который реализует «обмен правомочий», является контракт. Различают  контракты  явные и неявные, кратко- и долгосрочные, индивидуальные и коллективные. Для того, чтобы сократить издержки, связанные с невыполнением (не полным выполнением) обязательств по контракту, избежать проявления различных форм оппортунистического поведения, снизить риски, связанные с непредвиденными обстоятельствами, необходимы определенные гарантии, которые бы, во-первых, облегчали адаптацию к непредвиденным событиям в течение срока действия контракта и, во-вторых, обеспечивали его защиту. В связи с этим важную функциональную роль играют институты контроля за соблюдением контрактов на рынке труда, включая трудовой арбитраж, трудовую инспекцию, профсоюзы. Не менее значимы институты посредничества и информационной поддержки контрагентов рынка труда. Они включают центры занятости,  службы трудоустройства и информации населения, частные и государственные кадровые агентства и т.д.

В системе формальных институтов, регулирующих рынок труда, институты государственного регулирования включают органы контроля, систему страхования рисков безработицы, государственные службы занятости населения и др. Государство законодательно регулирует условия найма, режим работы, организацию оплаты труда, порядок заключения коллективных договоров, привлечение иностранной рабочей силы для работы на предприятиях. Государственное регулирование рынка труда возможно также путем установления размеров минимальной оплаты труда, индексации заработной платы с целью защиты ее  от инфляции. Система мер, направленных на повышение эффективности институтов государственного регулирования рынка труда, предполагает формирование прочной правовой основы; совершенствование   регулирования условий найма персонала посредством заключения коллективных соглашений и контрактов на основе переговоров между работодателями, работниками и профсоюзами; формирование механизма индексации заработной платы с учетом стоимости жизни; улучшение системы нормирования труда, оптимизацию налогообложения. Государство выступает также непосредственным работодателем, создавая рабочие места в общественном секторе, формирует спрос на труд через механизм государственных закупок товаров и услуг.

Институты социального партнерства в странах с развитой рыночной экономикой представляют эффективную систему регулирования социально-трудовых отношений и согласования интересов наемных работников и работодателей. Переговоры ведутся при посреднической роли государства, которое может участвовать в переговорном процессе непосредственно (через своих представителей) и опосредованно (через арбитражные органы, согласительные комиссии и законодательные акты). Эффективные институциональные системы обеспечивают согласование интересов работника, работодателя, государства.

Таким образом, институциализация рынка труда выступает необходимым атрибутом экономической жизнедеятельности людей и фактором развития экономики страны. Действия на рынке труда, осуществляемые в институциональной форме, складываются в упорядоченный экономический процесс, который можно регулировать, контролировать, структурировать, обеспечивая нормальное функционирование рынка труда и его структурных элементов.

2 ОЦЕНКА ИНСТИТУТОВ РЫНКА ТРУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

2.1 Институты рынка труда Республики Беларусь 

Институты рынка труда играют важную роль в функционировании рынка труда, меняя стимулы как для работодателей, так и для работников. В настоящем разделе рассматриваются три вида институтов рынка труда и их негибкий характер: 1) нормативы заработной платы; 2) механизм страхования на случай безработицы; 3) правила найма на работу и увольнения.

В Беларуси правительство влияет на уровень заработной платы в государственном секторе при помощи «тарифной системы», установленной на базе тарифных сеток, тарифной ставки первого разряда и квалификационного справочника. Действующие тарифные сетки состоят из системы коэффициентов, соответствующих 27 разрядам (рангам) работников. Соотношение между самым высоким и низким разрядом равно 7,84. В Квалификационном справочнике тарифов приводится описание профессиональных характеристик и типов работы по каждому разряду. После обсуждения с профсоюзами правительство утверждает тариф первого разряда, который не должен быть меньше минимальной заработной платы, также установленной правительством). Изменения для первого разряда автоматически влияют на другие разряды. Тенденцию этой системы к компрессии заработной платы несколько смягчают получаемые работниками премии и другие выплаты, которые составляют до 30 процентов заработной платы.

Схема страхования на случай безработицы не отличается особой щедростью. По закону пособие выплачивается в течение приблизительно полугодия при установленном потолке размеров пособия. В соответствии с Законом о занятости (и поправками к нему), механизм предоставляет безработным право на следующие виды компенсации:

- Работники, высвобождаемые в результате ликвидации предприятия или сокращения штатов, получают выходное пособие в размере не менее трехмесячного оклада.

- Размер пособия по безработице установлен на уровне 70 процентов от средней заработной платы в течение первых 13 недель и 50 процентов на протяжении последующих 13 недель. Кроме того, пособие не может быть меньше минимальной заработной платы и не может превышать минимальную заработную плату более чем в два раза.

- Размер пособия по безработице, получаемого во время профессиональной подготовки, установлен на уровне 50–75 процентов от средней заработной платы.

Доля безработных, обращающихся за пособием, невелика, что, вероятно, объясняется небольшим размером пособия. Во всех областях, за исключением одной, доля безработных, получающих пособие, не достигает 50 процентов, и в столице этот показатель не достигает 30 процентов. При коэффициенте замещения пособием средней заработной платы на уровне приблизительно 10 процентов, размеры пособия по безработице в Беларуси невелики, особенно по сравнению со странами Центральной и Восточной Европы. Столь незначительные размеры пособия не обеспечивают минимального уровня жизни и способствуют низкому уровню зарегистрированной безработицы. В то же время они не создают препятствий с точки зрения гибкости рынка труда и стимулов для безработных к поиску работы.

Уровень защиты занятости в Беларуси высок, что в основном объясняется ограниченным прогрессом реорганизации предприятий и рыночных реформ. Гибкость найма (наличие контрактов с режимом неполного рабочего времени и установленным сроком) ограничена Трудовым кодексом, в котором указано, что контракты с установленным сроком должны подписываться только в том случае, когда бессрочные контракты непригодны. Гибкость увольнения (основания для увольнения, сроки уведомления и выходное пособие) также невелика. Хотя двухмесячный срок уведомления и выходное пособие в размере трехмесячной заработной платы не отличаются от положений, действующих в других странах, работника в государственном секторе можно уволить только при считанных обстоятельствах, к которым относятся ликвидация предприятия, неоднократное невыполнение работником служебных обязанностей, алкоголизм и т.п.

Поскольку Беларусь все еще находится на ранней стадии перехода от экономики с централизованным планированием к рыночной, она может воспользоваться богатым опытом проведения реформ другими странами. В сфере рынков труда один из важных уроков стран ЕС и стран, вступающих в ЕС, заключается в том, что безработица является в значительной степени региональной проблемой, требующей введения большей гибкости рынка труда и создания благоприятной экономической обстановки в страдающих от нее регионах. Другой урок переходных экономик заключается в том, что институты рынка труда  влияют на расхождения в динамике уровня безработицы и заработной платы. В частности, повышение пособия по безработице и минимальной заработной платы привело к повышению заработной платы и снижению уровня занятости в Центральной и Восточной Европе и Балтии по сравнению с СНГ, особенно на ранних этапах перехода.

Перед экономической политикой правительства Беларуси стоит неотложная задача по обеспечению опосредования институтами рынка труда перераспределения работников между секторами и регионами с минимальными социальными издержками.

В целом институты рынка труда Беларуси, в их неизменном виде, отличаются чрезвычайной негибкостью и, по всей видимости, препятствуют, а не способствуют процессу перехода. В то же время сеть мер социальной защиты устарела, дорого обходится и не обеспечивает надлежащей поддержки доходов самых малоимущих из числа безработных. Так что перед правительством стоит задача, заключающаяся в том, чтобы приступить к реформам рынка труда, которые предоставят работникам защиту в достаточном объеме, а также разработают стимулы для безработных к поиску новой работы.

2.2 Тенденции формирования спроса на рабочую силу 

В 2012 г. в экономике республики было занято 4 686,0 тыс. человек, что на 0,2% меньше, чем в 2011 г. (Приложение А) В общей численности населения, занятого в экономике, 3469,3 тыс. человек, или 74,6% составляли работники организаций (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности). Кроме того, на условиях совместительства и по гражданско-правовым договорам для работы в этих организациях привлекалось 146,4 тыс. человек.

В 2012 г. 144,2 тыс. работников организаций (4,2% среднемесячной численности) работали в режиме вынужденной неполной занятости (в 2011 г. – 9,2%). В ноябре 2012 г. по сравнению с октябрем 2012 г. численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем), увеличилась на 18,8% и составила 9,9 тыс. человек, численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, уменьшилась на 12% и составила 5,7 тыс. человек. Отпуска без сохранения заработной платы в 2012 г. были предоставлены по инициативе нанимателя 1,8 тыс. человек, или 31,2% от общей численности работников, имевших вынужденные отпуска.

Рисунок 2.1 -   Распределение численности занятого населения по отраслям экономики

         П р и м е ч а н и е -  Источник: [18, с. 47]

Общее количество неотработанного времени в 2012 г. составило 1,6 млн. человеко-дней (в январе-ноябре 2011 г. – 4,8 млн. человеко-дней), что равнозначно ежедневному невыходу на работу 6,7 тыс. человек (в январе-ноябре 2011 г. – 20,8 тыс. человек). Из общего числа неотработанных по этой причине человеко-дней на промышленные предприятия приходилось 81,5%, в том числе на предприятия машиностроения и металлообработки – 40,4%, легкой промышленности – 21,6%; на строительные организации – 9,1%. Условно рассчитанная численность ежедневно неработающих составила в промышленности 5,5 тыс. человек, в строительстве – 0,6 тыс. человек.

В экономике Республики Беларусь в I квартале 2013 г. было занято 4653,6 тыс. человек, что на 0,3% больше, чем в I квартале 2012 г. Уровень зарегистрированной безработицы на конец марта 2013 г. составил 0,7% от экономически активного населения (на конец марта 2012 г. – 0,9%). Организациями республики (без субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности) в I квартале 2013 г. было принято на работу 186,2 тыс. человек, в том числе на дополнительно введенные рабочие места – 16 тыс. человек, уволено по различным причинам 182,6 тыс. человек. Из общей численности уволенных 7,4% было уволено за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины, 1,1% - в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией организаций [18, с. 47].

 

Таблица 2.1 - Численность принятых и уволенных работников в организациях Республики Беларусь в I квартале 2013 г.

 

Численность работников, принятых на работу

Из них на дополнительно введенные рабочие места

Численность уволенных  работников

Соотношение принятых работников и уволенных,
в процентах

Всего

186248

15990

182593

102,0

в том числе:

 

 

 

 

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

25870

617

25322

102,2

рыболовство, рыбоводство

174

6

220

79,1

горнодобывающая промышленность

738

61

743

99,3

обрабатывающая промышленность

39499

4212

40089

98,5

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

6088

476

6122

99,4

строительство

30641

2395

28423

107,8

торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования

24265

3190

24342

99,7

гостиницы и рестораны

2333

193

2560

91,1

транспорт и связь

11715

994

12834

91,3

финансовая деятельность

2787

589

2284

122,0

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям

9898

1908

9004

109,9

образование

12970

251

11714

110,7

здравоохранение и предоставление социальных услуг

9758

394

9331

104,6

предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг

6918

513

7121

97,1

П р и м е ч а н и е -  Источник: [16, с. 32]

В общей численности занятых в организациях всех форм собственности (кроме микроорганизаций) на конец 2012 года рабочие составляли 59,2%, специалисты – 27,2%, руководители – 9,9%. Среди работающих на долю женщин приходилось 53,4%, мужчин -  46,6%.

 Таблица 2.2 - Распределение численности работников,  занятых в организациях Республики Беларусь,  по категориям персонала и полу на конец 2012 года

 

Всего
работников

Мужчины

Женщины

Распределение по полу

мужчины

женщины

Всего работников

100

100

100

46,6

53,4

в том числе:

 

 

 

 

 

рабочие

59,2

71,8

48,2

56,5

43,5

служащие

40,8

28,2

51,8

32,1

67,9

из них:

 

 

 

 

 

руководители

9,9

11,3

8,6

53,2

46,8

специалисты

27,2

15,3

37,7

26,1

73,9

другие служащие

3,7

1,6

5,5

20,4

79,6

         П р и м е ч а н и е -  Источник: [16, с. 32]

В республике сохраняется высокий образовательный уровень занятого населения. На конец 2012 года высшее образование имели 25,4% работников организаций, среднее специальное – 22,6%, профессионально-техническое – 20,6%, общее среднее – 28,5%, общее базовое образование – 2,9% [16, с. 32].

  

Рисунок 2.2 - Распределение численности работников, занятых в организациях  Республики Беларусь, по полу и образованию  на конец 2012 года

П р и м е ч а н и е -  Источник: [18, с. 48]

В 2012 году средний возраст работающих составил 40,4 года, в том числе женщин – 40,2 года, мужчин – 40,5 года. Самой многочисленной группой среди работающих в организациях являлись лица в возрасте 30-49 лет (48,4%). Удельный вес работающих лиц старше трудоспособного возраста (женщины 55 лет и старше, мужчины 60 лет и старше) составил 9% [18, с. 48].

Таблица 2.3 - Спрос и предложение рабочей силы по областям

Области

на 1 января 2013 г.

на 1 января 2012 г.

Потр-сть

в раб-ках

Нагрузка

безраб-ых

в расчете на одну

вакансию

Воз-сть

условного

трудоуст-ройства на

вакансии. %

Потр-сть

в раб-ках

Нагрузка

безраб-ых

в расчете на одну

вакансию

Воз-сть

условного

трудоуст-ройства на

вакансии. %

Республика

Беларусь

Брестская

Витебская

Гомельская

Гродненская

Минская

Могилевская

г Минск

24,4

2,2

2,4

3,0

2,2

3,7

2,2

8,7

5,3

8,9

9,6

7,3

6,3

4,7

8,2

1,9

18,7

11,2

10,4

13,7

15,8

21,2

12,2

52,9

31,7

2,6

3,0

4,0

2,4

4,3

2,0

13,4

4,3

9,0

7,5

5,8

6,3

4,3

9,0

1,1

23,3

11,1

13,3

17,2

15,9

23,1

11,1

88,2

П р и м е ч а н и е - Источник: [16, с. 17]

Ситуация на рынке труда характеризовалась ростом предложения рабочей силы с одновременным снижением спроса на нее, что связано с приростом трудовых ресурсов и реализацией мер по оптимизации кадрового персонала. Возросшие масштабы высвобождения работников привели к увеличению уровня регистрируемой безработицы до 3% к экономически активному населению. На конец 2012 г. в органах службы занятости состояло на учете 130,5 тыс. безработных. Однако по данным выборочного обследования домашних хозяйств, уровень безработицы достигает  7,2%, что почти в 2,5 раза превышает регистрируемый показатель, но значительно ниже уровня безработицы других переходных экономик.

Основная причина низкого уровня официально регистрируемой безработицы в том, что многие граждане не обращаются в службу занятости по причине отсутствия подходящих вакансий с приемлемой оплатой труда, а пособие по безработице не удовлетворяет насущные потребности безработных (его средний размер составляет всего 8% от средней заработной платы). В связи со снижением масштабов высвобождения общая численность зарегистрированных безработных из числа высвобожденных работников уменьшилась на 5,6 тыс. человек, или на 20,4%, вместе с тем, численность уволенных в связи с ликвидацией организаций возросла 665 чел. или на 26,7%. Показатель напряженности на рынке рабочей силы на начало 2013 года составлял: в Брестской и Могилевской областях - 9, Витебской - 7, Гомельской и Гродненской - б, Минской - 4 человека на одно свободное рабочее место. Наиболее благоприятная общая конъюнктура рынка рабочей силы в г. Минске, где количество вакансий примерно соответствует числу безработных, однако здесь также присутствует значительное несоответствие профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения.

2.3  Анализ государственной политики в области занятости населения 

Рынок труда Беларуси отличается низким уровнем официальной безработицы в сочетании с низким удельным весом частного сектора в совокупной занятости.

Таблица 2.4 -  Состав безработных по уровню образования

Показатель

на 1 января 2013

на 1 января 2012

тыс. чел

%

тыс. чел

%

Всего:

Имеющие высшее образование

Имеющие среднее специальное образование

Имеющие среднее общее образование

Не имеющие полного среднего образования

130,5

I2,1

22,7

79,1

16.6

100,0

9.3

17,4

60,6

12,7

136,1

12,4

24,6

82,6

16.5

100,0

9,1

18,1

60,7

12,1

П р и м е ч а н и е - Источник: [16, с. 17]

Около 20% безработных не имеет профессиональной подготовки, что затрудняет решение вопроса их трудоустройства, 60,7% безработных имеют среднее общее образование, 12,1% - неполное среднее образование .

Таблица 2.5 -  Распределение безработных по продолжительности безработицы

Показатель

на 1 января 2013 г.

на 1 января 2012 г.

тыс. чел.

%

тыс. чел.

%

Всего:

до 1 месяца

от 1 до 3 месяцев

от 3 до 6 месяцев

от 6 месяцев до года

более года

130,5

14,0

28,0

36,5

36,3

15,7

100,0

10,7

21,5

28,0

27,8

12,0

136,1

14,3

27,3

31,8

39,7

23,0

100,0

10,5

20,1

23,4

29,2

16,9

П р и м е ч а н и е - Источник: [16, с. 18]

Вновь обостряется проблема длительной безработицы. Средняя продолжительность безработицы на 01.01.2013  увеличилась с 6,4 до 7,2 месяца, средний период трудоустройства - с 3,5 до 4 месяцев. Каждый третий безработный состоит на учете в государственной службе занятости от 6 месяцев до одного года, каждый шестой - более года. Кроме того, 17,1% безработных на момент регистрации уже имели длительный (более года) перерыв в работе, по сравнению с 2011 годом их число увеличилось на 23,4%.

Сохраняется значительная дифференциация регионов по степени напряженности на рынке рабочей силы. На начало 2012 года в 40 городах и районах республики показатель регистрируемой безработицы зафиксирован в пределах 2 - 3%, в 36 - на уровне 3-4 %, в 29 - свыше 4%, в 21 регионе - 1-2%, и только в 2 районах (Минском и Ошмянском) уровень безработицы составил менее 1%. В некоторых регионах ситуация с занятостью достаточно напряженная: например, в Столинском районе на одну вакансию в сельской местности приходится 56 сельских безработных, в Речицком -47, в Дубровенском - 37, в Березовском - 36, в Ляховичском - 29 человек и др. Проблема усугубляется несоответствием структуры спроса и предложения рабочей силы [16, с. 18].

Для реализации политики занятости и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на всей территории Республики Беларусь создана государственная служба занятости, основными задачами которой являются: учет граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства, оказание им помощи в поиске и предложении подходящей работы, регистрация безработных и оказание им материальной помощи, включая выплату пособий по безработице, организация профессионального обучения и переобучения безработных, регулирование процессов трудовой миграции.

Таблица 2.6 - Peaлизация политики занятости, тыс. чел.

Показатель

январь- декабрь 2011 г.

январь-декабрь 2012 г.

2012 г. к

2011 г. %

1 .Число нуждавшихся в трудоустройстве - всего

435,0

451,7

103,8

из них безработные

340,1

372,3

109,5

2. Охвачено активными мерами содействия занятости

364,7

369,1

101,2

из них безработные

235,7

258,8

109,8

в том числе:

трудоустроено - всего

213,0

208,2

97,7

из них безработные

128,6

139,8

108,7

участвовало в общественных работах - всего

122,9

131,3

106,8

из них безработные

78,3

89,4

114,2

направлено на профобучение

28,8

29,6

102,8

3 Показатель активности политики занятости, %

общий

83,8

81,7

безработных

69,3

69,5

П р и м е ч а н и е - Источник: [15, с. 12]

В течение 2012 года включая состоявших на учете, на начало года 130,5 тыс. безработных, в услугах государственной службы занятости нуждалось 655,5 тыс. чел., из них 451,7 тыс. – непосредственно в содействии в трудоустройстве и 203,8 тыс. человек обратились за консультациями по различным вопросам в области занятости. Активными мерами содействия занятости (трудоустройство, участие в общественных работах, профессиональное обучение, содействие предпринимательской деятельности, переселение, с их согласия, на новое место жительства и работы) было охвачено 81,7% от общего числа нуждавшихся в трудоустройстве, в том числе 69,5% безработных (в 2012 году эти показатели составили, соответственно 83,8% и 69,3%) [15, с. 12].

Одним из основных инструментов реализации государственной политики занятости являлась Государственная программа занятости населения Республики Беларусь на 2012 год. В результате совместной работы республиканских органов государственного управления, облисполкомов и Минского горисполкома, государственной службы занятости, нанимателей, осуществляемой при поддержке и под контролем Правительства, основные показатели Программы в целом выполнены. В ее рамках было создано 74,4 тыс. новых рабочих мест (130,4% от программного задания), в том числе 3,5 тыс. с использованием средств государственного фонда содействия занятости.  На профессиональное обучение за счет средств государственного фонда содействия занятости направлено 29,6 тыс. безработных (104,6 % к Программе), среди них 21,6 тыс., или 73,1% составила молодежь в возрасте 16-29 лет, в том числе 6,6 тыс. - выпускники школ, 18,0 тыс., или 61% - женщины. В 2012 году прошли профессиональное обучение 27,7 тыс. безработных, из них 49,6% получили первую профессию, 39,3% прошли переподготовку и 11,1% повысили квалификацию по уже имеющейся профессии. Трудоустроено после профессионального обучения 18,9 тыс. человек, из них 74,7% - по полученной профессии (табл.2.7) [15 с. 13].

Таблица 2.7 -  Профессиональное обучение безработных

 

 

Показатель

 

Направлено на профподготовку

январь-декабрь 2011 г.

январь-декабрь 2012 г.

2012 г. к 2011 г., %

 

тыс чел.

% от

нуждав-

шихся в

трудо-ycтройствe

тыс. чел.

% от

нуждав-

шихся в

трудо-устоойстве

Республика Беларусь

Брестская

Витебская

Гомельская

Гродненская

Минская

Могилевская

г. Минск

28,8

4,0

4,6

4,3

3,6

4,0

3,9

4,4

8,5

8,2

7,4

7,9

8,5

8,5

8,3

11,3

29,6

4,2

4,6

4,2

3,7

4,1

4,2

4,5

8,0

6,9

7,0

7,2

8,4

7,7

8,5

11,1

102,8

105,0

100,0

97,7

102,8

102,5

107,7

102,3

П р и м е ч а н и е - Источник: [15, с. 13]

Профориентационные услуги и психологическую поддержку получили 54,5% обратившихся в службу занятости граждан (136,3% к Программе). Массовыми профориентационными мероприятиями охвачено 132,3 тыс. школьников. С использованием средств фонда содействия занятости обеспечена занятость 27,9 тыс. учащихся и студентов в свободное от учебы время (97,2 % к Программе). Трудоустроено на постоянную работу 22,5 тыс. безработных, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда (112% к Программе), в том числе 14,1 тыс. человек в счет установленной нанимателям брони (из них 2,7 тыс. - молодежь в возрасте до 18 лет и 0,9 тыс. - инвалиды).

Оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 1917 безработным (87,5% к Программе) (табл.2.8).

Таблица 2.8 - Содействие в организации и развитии собственного дела

Показатель

Выдано ссуд и субсидий

2012 г. к 2011 г., %

январь-декабрь 2011 г.

январь-декабрь 2012 г.

Республика Беларусь

в том числе по областям

Брестская

Витебская

Гомельская

Гродненская

Минская

Могилевская

г. Минск

1861

383

259

322

222

144

400

131

1917

470

411

278

125

172

331

130

103,0

122,7

158,7

86,3

56,3

119,4

82,8

99,2

П р и м е ч а н и е - Источник: [14, с. 7]

В оплачиваемых общественных работах приняло участие 131,3 тыс. человек (127,5% к Программе), в том числе 89,4 тыс. безработных (140,6%) (табл.2.9).

Таблица 2.9 - Участие в общественных работах, тыс.чел.

 

 

 

Показатели

 

 

Направлено на общественные работы

январь-декабрь 2011 г.

январь-декабрь 2012 г.

всего

% от

нуждав

шихся в

трудоустр-ве

в т.ч.

безраб-

ных

% от

нуждав

шихся в

трудоустр-е

всего

% от

нуждавшихся в

трудоустр-е

в т.ч.

безработных

% от

нуждав-

шихся в

трудоустр-е

Республика

Беларусь

Брестская

Витебская

Гомельская

Гродненская

Минская

Могилевская

г. Минск

122,9

18,6

19,4

16,4

17,7

19,3

18,0

13,5

28,3

29,7

26,0

26,5

29,8

32,3

29,2

24,5

78,3

11,1

13,5

12,1

9,3

12,4

12.9

7,0

23,0

22,8

21,8

22,3

22,0

26,2

27,5

17,9

131,3

21,0

20,8

18,4

18,8

22,2

18,3

11,8

29,1

29,3

27,7

27,8

30,7

34,6

30,4

22,3

89,4

15,2

16,0

13,7

10,6

14.0

13,3

6,5

24,0

25,0

24,4

23,4

24,1

26,3

26.9

16,0

П р и м е ч а н и е - Источник: [14, с. 8]

В полном объеме обеспечивалась предусмотренная законодательством социальная поддержка безработных. На 2012 г. 61,2 тыс. безработных, или 45% от числа состоявших на учете, получали пособие по безработице. (табл.2.10).

Таблица 2.10 - Выплата пособия по безработице, тыс.чел.

Показатели

январь-декабрь 2011 г.

январь-декабрь 2012 г.

получали пособие

в % к числу состоящих на учете

получали пособие

в % к числу состоящих на учете

Республика

Беларусь

Брестская

Витебская

Гомельская

Гродненская

Минская

Могилевская

г. Минск

59,7

10,0

10,6

10,2

7,5

8,2

8,5

4,7

45,7

51,0

46,3

46,8

52,4

47,4

46,7

28,7

61,2

12,1

10,2

10,1

7,3

8,4

9,0

4,0

45,0

51,5

45,3

43,5

48,3

45,2

50,0

26,3

П р и м е ч а н и е - Источник: [14, с. 8]

Реализация мероприятий Программы способствовала решению главной задачи - сохранению контроля над ситуацией на рынке труда, предотвращению значительного роста регистрируемой безработицы. Ее уровень не вышел за социально допустимые пределы, безработица не превратилась в угрожающий фактор дестабилизации в обществе [14, с. 8].

Подходы к разрешению существующих проблем отражены в разработанной совместно с республиканскими органами государственного управления, облисполкомами и другими заинтересованными Государственной программе занятости населения Республики Беларусь. Ее основными задачами являются недопущение массовой регистрируемой безработицы, поддержание стабильной ситуации на рынке рабочей силы, удержание уровня регистрируемой безработицы в социально-допустимых пределах, обеспечение предусмотренной законодательством социальной поддержки безработных граждан.

В течение 2012 года конъюнктура рынка рабочей силы Республики Беларусь оставалась трудоизбыточной. По состоянию на 1 января 2013 года предложение превысило спрос в 4,3 раза, в том числе по рабочим - в 3,5 раза, по специалистам и другим и служащим - в 7,3 раз. Показатель регистрируемой безработицы в республике в течение 2012 года колебался от 3,0% до 3,3% к численности экономически активного населения и на конец 2012 года составил 3,1%, на учете состояло 136,1 тыс. безработных (табл.2.11).

Таблица 2.11 - Уровень безработицы в Республике Беларусь

Месяц

Число безработных на

начало месяца,

тыс. чел.

Уровень безработицы,    %

к      трудоспособному      населению   в   трудоспособном

возрасте

к экономически

активному населению

2011 г.

2012 г.

2011 г.

2012 г.

2011 г.

2012 г.

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

102,9

109,3

112,8

115,8

118,2

116,3

115,8

118,7

124,0

127,1

128,6

130,3

130,5

130,5

137,4

143,4

145,7

146,5

144,2

141,3

140,5

140,7

139,4

138,7

137,9

136,1

1,80

1,91

1,98

2,03

2,07

2,01

2,0

2,05

2,1

2,2

2,2

2,3

2,3

2,26

2,38

2,48

2,52

2,53

2,49

2,42

2,41

2,41

2,39

2,37

2,36

2,33

2,3

2,4

2,5

2,6

2,7

2,6

2,6

2,7

2,8

2,9

2,9

3,0

3,0

3,0

3,1

3,3

3,3

3,3

3,3

3,2

3,2

3,2

3,2

3,2

3,1

3,1

П р и м е ч а н и е - Источник: [13, с. 11]

Темпы роста безработицы значительно замедлились. В течение 2011 года уровень безработицы возрос на 0,2 процентного пункта (с 2,1% до 2,3%), в 2012 году - на 0,7 процентного пункта (с 2,3% до 3%), в 2012 году - на 0,1 процентного пункта. В то же время сохраняется значительная дифференциация по уровню безработицы среди регионов республики (от 4,0% в Витебской области до 2,9% в Минской области и 1,6% в г. Минске), а также повышенная напряженность на рынке труда в ряде городов и районов республики.

Рост уровня безработицы отмечен в Брестской, Гомельской, Гродненской и Минской областях (наиболее существенно в Брестской области - с 3,1% до 3,8%, что в значительной степени связано с ужесточением визового режима с Польшей, и часть населения, которая ранее занималась торговой деятельностью в Польше вынуждена трудоустраиваться в Брестской области), в Могилевской области показатель регистрируемой безработицы стабилизировался на уровне 3,6% в Витебской области и г. Минске - несколько снизился [13, с. 11].

Повышение напряженности на рынке труда в связи с ростом безработицы отчетливо проявляется в изменении восприятия безработицы населением.

Обострение проблемы безработицы в Беларуси  выражается в следующем:

  •  усилении региональной дифференциации по уровню безработицы. Безработица достаточно жестко локализуется на определенных территориях и оказывается практически неустранимой без вмешательства извне. На замкнутость безработицы влияет ряд факторов, главные из которых: 1) моноотраслевая специализация многих городов и районов; 2) низкая территориальная мобильность населения, сдерживаемая высокими транспортными расходами и ценами на жилье; 3) различия в подходе местных властей к проведению экономических преобразований; 4) направленность государственной финансовой помощи;
  •  увеличении продолжительности безработицы. Еще одной неблагоприятной тенденцией является увеличение средней продолжительности безработицы. Как свидетельствует опыт практически всех стран, столкнувшихся с феноменом длительной безработицы, быстро нарастающая в период спада численность длительно безработных очень медленно сокращается по мере улучшения экономической конъюнктуры. Значительная часть ее может лечь постоянным балластом на систему социального обеспечения. Поэтому рост длительности безработицы представляет для Беларуси возможно более серьезную проблему, чем увеличение общего числа безработных;
  •  структурная безработица. Наиболее высокий уровень безработицы наблюдается в последние годы среди молодежи. Уровень безработицы колеблется в зависимости от образования. В меньшей степени страдают от безработицы лица, имеющие высшее или среднее специальное образование, т.е. обладающие определенной специальностью и достаточно высокой квалификацией. Среди лиц с неоконченным высшим, неполным средним и общим средним образованием уровень безработицы наиболее высок. Индикаторами наличия избыточной занятости на предприятиях могут служить как количественные показатели (вынужденные отпуска и работа по сокращенному графику, невыплаты заработной платы и пр.), так и качественные показатели (оценки руководителей).
  •  снижение эффективности системы государственной помощи безработным, выразившееся, в частности, в увеличении разрыва между общей и регистрируемой безработицей. Наименее социально защищенной категорией на рынке труда являются безработные, в отношении которых государством предусмотрены гарантии выплат пособия по безработице и доплат на иждивенцев, выплат материальной и иной помощи;
  •  расширении масштабов скрытой безработицы  [13, с. 12].

Таким образом, в сфере обеспечения занятости населения складываются отношения, прямо связанные с трудовыми. Они преследуют цель обеспечения незанятых граждан работой, а нанимателей – необходимой рабочей силой, т.е. направлены на возникновение трудовых правоотношений. Этим и обусловлено их вхождение в сферу отношений, регулируемых трудовым правом.

3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНО- СТИ ИНСТИТУТОВ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ

       3.1  Основные направления по обеспечению эффективности Институтов рынка труда в Республике Беларусь

Основное направление корректировки стратегии управления рынком труда Республики Беларусь состоит в ее переориентации с изыскания источников финансовых средств для социальной помощи малообеспеченным (пассивная политика предполагает неизбежность роста безработицы) на активную политику обеспечения занятости населения, поддержания создания и сохранения экономически эффективных рабочих мест в количестве, достаточном для снятия угрозы деградации населения. В большинстве западных стран на активные мероприятия, главным образом на создание рабочих мест и переквалификацию, приходится 25–30 % всех расходов, осуществляемых в рамках политики на рынке труда (в Швеции в начале 90-х годов эта цифра приблизилась к 70 %).

К разработке программ деятельности учреждений рынка труда на национальном, региональном и местном уровне привлекаются обьединения предпринимателей и профсоюзы. Из представителей населения, руководителей учебных заведений, профсоюзов, предприятий и местных органов власти создаются комиссии (комитеты), которые оказывают всестороннюю помощь местным учреждениям рынка труда в их повседневной работе, и, вместе с тем, осуществляют над ними контроль.

Важно, что местные предприятия обычно охотно оказывают учреждениям рынка труда постоянную квалифицированную помощь в составлении планов использования рабочей силы, индивидуального развития сотрудников, проведении массового переобучения, связанного с внедрением новой технологии и реорганизации производства.

Особенно эффективно снижает безработицу и поддерживает высокий уровень занятости политика активных мер развития трудовых ресурсов, которую в той или иной мере провидит практически каждая страна, выделяя на нее обычно 30 - 40 % всех сумм по государственному финансированию программ рынка труда. Активные меры, в отличии от пассивных, состоящих в выдаче пособий по безработице, включает следующие мероприятия:

- поощрение мелкого и семейного предпринимательства на максимально благоприятных условиях государственными субсидиями и кредитами, благодаря которым стартовый капитал может быть обеспечен владельцам лишь на 10%, до 70% - государственными субсидиями и на 20% кредитами, а если предприятие не приносит прибыли, то на 4 года освобождается от налога;

- обеспечение географической мобильности населения и рабочей силы путем представления субсидий и кредитов на переезд с семьей из районов с избытком рабочей силы в районы, где есть вакантные места, с гарантией улучшения жилищных и, как правило, материальных условий жизни;

- предоставление каждому ищущему работу полной информации о вакантных местах по профессиям, отраслям и регионам страны и создание для этой цели повсеместно общедоступных банков данных; оплата всех видов услуг по связи с отделами кадров предприятий, где есть рабочие места;

- организация общественных работ, в основном для молодежи, на строительстве жилья, дорог, в сфере обслуживания на срок до 6 месяцев с гарантированным заработком в пределах 50- 100% средней зарплаты по данной профессии;

- финансирование работы в частных фирмах молодежи путем предоставления в течение полугода владельцам предприятий субсидий в виде оплаты 50% издержек на вновь созданные рабочие места;

- специальное техническое оборудование на обычных предприятиях рабочих мест для инвалидов и выплата субсидий владельцам предприятий за прием инвалидов на работу и частично на их заработную плату;

- стимулирование расширения предпринимательской деятельности и сверхурочных работ, а тем самым и более полной занятости путем снижения налогообложения с прибыли и личных доходов [15, с. 17].

Действенная политика занятости  Республики Беларусь должна в нынешних условиях иметь предупреждающий характер и включать целый комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы и ее переход в застойную форму.  В современных условиях исходным постулатом стратегии государства на рынке труда должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах.  Основными формами государственного регулирования рынка труда Республики Беларусь должно состоять и быть направленно на:

  •  сохранение, поддержание и создание рабочих мест;
  •  регулирование и регламентация высвобождения рабочей силы;
  •  предоставление государственных гарантий занятости.

Основными стратегическими направлениями деятельности государства по созданию новой модели занятости должны стать:

  •  содействие становлению многосекторного хозяйства, расширяющего масштабы занятости и возможности выбора работниками соответствующих видов занятости, отвечающих способностям и интересам каждого;
  •  целенаправленное формирование государственного сектора экономики, его предпринимательского и непредпринимательского сегментов для сохранения рабочих мест;
  •  реальная и повсеместная поддержка малого и среднего предпринимательства;
  •  становление и развитие муниципальной собственности;
  •  совершенствование законодательства в сфере занятости;
  •  разработка комплексной и региональных программ создания и сохранения рабочих мест, подготовка организационных и нормативно-правовых основ для их реализации;
  •  введение обязательной социальной экспертизы всех разрабатываемых программ для оценки их влияния на условия занятости и смягчения социальных проблем регионов;
  •  совершенствование отношений социального партнерства за счет включения в договоры всех уровней мероприятий по созданию и сохранению рабочих мест, содействие адаптации персонала к изменению их структуры и качества, расширение практики общественных работ [13, с. 21].

В системе регулирования безработицы Республики Беларусь целесообразно предложить:

  •  Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.
  •  Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих. Предприятия, расширяющие занятость по отношению к ее уровню в прошлом году, могут получить льготный кредит, соразмерный зарплате, которая уплачена дополнительно занятым на производстве.
  •  Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.
  •  Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
  •  Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы.

3.2  Разработка новой модели рынка труда Республики Беларусь

 

Новая модель рынка труда Республики Беларусь  занятости заключается в переходе от избыточной занятости с низкой производительностью труда к сочетанию низкого уровня безработицы с высокопроизводительной занятостью. Поэтому при разработке стратегии активной политики занятости необходимо обратить внимание на повышение качества рабочей силы.

Исходя из этого, приоритетные направления активной политики занятости предполагают следующие меры:

  •  уделять особое внимание повышению качества рабочей силы на рынке труда, совершенствовать систему начального, среднего, высшего и дополнительного образования, ее ориентацию на потребности работодателей и изменения спроса и предложения на рынке труда;
  •  снижать риск безработицы среди выпускников учебных заведений, корректировать объемы и профили подготовки кадров в образовательных учреждениях;
  •  обеспечить выделение работодателями необходимых средств на подготовку кадров, а также опережающую переподготовку высвобожденных работников для новых сфер приложения труда;
  •  обеспечить развитие и совершенствование гибкой, ориентированной на трудоустройство, системы профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения, адекватную потребностям рыночной экономики;
  •  развивать систему непрерывного образования, включая обучение на рабочем месте, развитие возможностей самообучения;
  •  развивать систему профориентации и психологической поддержки населения;
  •  уделять особое внимание сохранению эффективно используемых и созданию новых рабочих мест, включая льготные налогообложение и кредитование, поддержку конкурентоспособных производств, поддержку малого бизнеса, стимулирование предпринимательской деятельности населения;
  •  в соответствии с программой структурной перестройки экономики предусмотреть меры по переподготовке и трудоустройству высвобожденных работников;
  •  содействовать трудоустройству слабозащищенных слоев населения (инвалиды, женщины, молодежь и др.), развивать общественные работы, разрабатывать и реализовывать целевые программы для молодежи, стимулировать работодателей, принимающих на работу выпускников школ и профессиональных учебных заведений.

В 2013-2015 гг. необходимо будет принять меры, направленные на улучшение структуры и повышение качества рабочих мест и рабочей силы, стимулирование занятости в сфере малого бизнеса и предпринимательства, развитие частичной и временной занятости, создание системы непрерывного образования, включая внутрипроизводственное обучение. С этой целью предстоит разработать Программу создания и сохранения рабочих мест, в рамках которой необходимо осуществись: разработку нормативно-правовой базы, ориентированной на формирование условий для реконструкции и модернизации предприятий; создание механизма, обеспечивающего развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы; целевую поддержку предприятий по созданию и сохранению рабочих мест для неконкурентоспособных граждан; создание условий для повышения качества рабочих мест; формирование эффективной структуры занятости населения на основе ликвидации неэффективных рабочих мест и создания рабочих мест в перспективных отраслях экономики [15, с. 21].

Таким образом, решению этих проблем будут способствовать и такие меры, как повышение адресности финансовой поддержки предприятий жизнеобеспечивающих отраслей; введение льготного кредитования малых предприятий в зависимости от количества создаваемых ими рабочих мест.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рынок труда – это общественно-экономическая форма движения трудовых ресурсов (рабочей силы), соответствующая товарной экономике. Как экономическая категория рынок труда представляет собой систему производственных отношений между работниками (собственниками рабочей силы), предпринимателями (работодателями) и государством), во-первых, по поводу обмена индивидуальной способности к труду на фонд жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, и,  во-вторых по поводу размещения работников в системе общественного разделения труда в соответствии с законами товарного производства и обращения.  Рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает  влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников перечисленными способами, и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам. Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Примером может быть необходимость коренного преобразования существующей системы подготовки и переподготовки кадров, которая, по сути, входит в состав потенциального рынка труда.

Целенаправленное государственное регулирование в этой области в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной. Полной занятостью называется ситуация доступности трудоустройства для всех, желающих работать. При этом равновесный уровень заработной платы определяется механизмом совершенной конкуренции. Подчеркну, что важной предпосылкой существования полной занятости является наличие совершенной конкуренции, а также абсолютная гибкость реальной заработной платы. Если бы такие условия существовали в реальном мире, то отпала бы необходимость в проведении экономической политики по борьбе с безработицей.

Новая экономическая стратегия современного, рыночного развития Республики Беларусь предполагает ориентирование на свободу предпринимательства, способного не только оценить, какие ресурсы необходимы, но и просчитать, какое их сочетание обеспечит фирме наименьшие издержки и наибольшие доход. Но пока такая ситуация в Республики Беларусь только формируется. Минимизация издержек в условиях инфляции крайне затруднена. Закон замещения факторов более дешевыми должен опираться на передовые технологии, а их внедрение идет очень вяло. Дефицитность товаров и ресурсов на фоне общего роста цен ведет к еще большему застою в производстве. Положение также усугубляется слабой рыночной системой оплаты труда.

Одним из основных элементов формирования политики эффективной занятости является разработка и задействование механизма, регулирующего динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В этой связи следует выделить два блока проблем:

· оживление экономической ситуации и инвестиционной активности в стране, создание условий для динамичного движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе;

· совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей получения населением дополнительных доходов (дивиденды от ценных бумаг, проценты по вкладам и т.д.), развитие системы социальных пособий, дотаций и льгот, снижающих потребность в труде отдельных социально-демографических групп населения, особенно женщин, учащейся молодежи и пенсионеров.

Таким образом, формирование рынка труда, его прогнозирование, является неотъемлемой частью становления рыночного механизма. Основными направлениями его регулирования должны стать: борьба против дальнейшего спада производства; недопущение массовой безработицы; принятие мер по повышению уровня жизни населения  и др.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Андреев, Б.Ф. Системный курс экономической теории. – С.-Пб.: Лениздат, 2008. – 440с.
  2.  Большаков, С.В. Финансовая политика государства и предприятия. Курс лекций. – М.: Книжный мир, 2009. – 210с.
  3.  Борисов, Е. Ф. Экономическая теория: Учеб. пособие - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2009. - 384с.
  4.  Ивашковский, С.Н. Макроэкономика: Учебник. – М.: Дело, 2006. – 472с.
  5.  Иохин, В.Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 512с.
  6.  Козырев, В.М. Основы современной экономики: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 432с.: ил.
  7.  Красниковой, Е.В. Макроэкономика. Учебное пособие. М:ТЕИС, 2008. 254 с.  
  8.  Лахин, Ю.В. Макроэкономика: практический курс. Учебное пособие. /– Мн., Светоч, 2009  - 372 с.
  9.  Овсийчук М.Ф., Сидельников Л.Б. Экономика управления. – Мн, БГУ, 2009  - 364 с.
  10.  Райзберг, Б.А. Курс экономики: Учебник – 3-е изд./.  М.:ИНФРА-М, 2006 – 393 с.
  11.  Ракуть, Б.А. Рыночная экономика: Учебник. – Мн., Светоч, 2008  - 427 с.
  12.  Салих, П.В. Рыночная экономика – М.: Эконом, 2006 – 329 с.
  13.  Семенов А. , Кузнецов С. Модели прогнозирования спроса на рабочую силу// Человек и труд.-№1.-2013.- С.98
  14.  Смирнов, С.Н.   Бюджетное финансирование политики занятости: выравнивание возможностей регионов// ЭКО. - 2013. - №6.-С.81
  15.  Струк, Т.Г.   Пути повышения эффективности активной политики занятостости на региональном рынке труда// Человек и труд. - 2013. - №2.-С.98
  16.  Чижова, Л.   Политика занятости в контексте макроэкономического регулирования // Человек и труд. - 2013. - №1.-С.84
  17.  Шаромова, В.В. Бюджетная политика в рыночной экономике. – Алма-Ата, 2009. – 132с.
  18.  Ядренцев, И.  Анализ ситуации на рынке труда // Человек и труд. -2013 -  №3. – 76 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Численность экономически активного населения

 

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2008

2009

2010

 2011

2012

Тыс. человек

Экономически активное население – всего

4 524,2

4 539,6

4 523,9

4 506,4

4 487,6

4 437,6

4 490,6

4 534,4

4 566,9

4 654,2

4 686,1

4 705,1

4 686,0

мужчины

2 147,5

2 152,7

2 129,0

2 106,9

2 089,7

2 071,5

2 119,7

2 148,1

2 169,1

2 197,9

2 222,5

2 252,3

2 294,0

женщины

2 376,7

2 386,9

2 394,9

2 399,5

2 397,9

2 366,1

2 370,9

2 386,3

2 397,8

2 456,3

2 463,6

2 452,8

2 392,0

Из общей численности экономически активного населения занятые – всего

4 409,6

4 443,6

4 421,8

4 386,9

4 346,9

4 325,7

4 414,1

4 470,2

4 518,3

4 610,5

4 643,9

4 665,9

4 654,5

мужчины

2 105,7

2 115,1

2 087,2

2 060,0

2 037,6

2 033,6

2 095,1

2 126,5

2 151,7

2 181,9

2 204,1

2 233,9

2 278,9

женщины

2 303,9

2 328,5

2 334,6

2 326,9

2 309,3

2 292,1

2 319,0

2 343,7

2 366,6

2 428,6

2 439,8

2 432,0

2 375,6

В процентах от экономически активного населения

Экономически активное население – всего

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

мужчины

47,5

47,4

47,1

46,8

46,6

46,7

47,2

47,4

47,5

47,2

47,4

47,9

48,9

женщины

52,5

52,6

52,9

53,2

53,4

53,3

52,8

52,6

52,5

52,8

52,6

52,1

51,1

Из общей численности экономически активного населения занятые – всего

97,5

97,9

97,8

97,3

96,9

97,5

98,3

98,6

98,9

99,1

99,1

99,2

99,3

мужчины

46,6

46,6

46,2

45,7

45,4

45,8

46,7

46,9

47,1

46,9

47,0

47,5

48,6

женщины

50,9

51,3

51,6

51,6

51,5

51,7

51,6

51,7

51,8

52,2

52,1

51,7

50,7

 



Неформальные контракты, регул
ирование, продолжительность рабочего времени, теневые выплаты зарплаты, вторичную занятость и др.

Формальные контракты, минимальный размер оплаты труда, пособие по безработице,

социальное партнерство и др.

Законы, нормативные акты, регулирующие рынок труда

Органы государственного регулирования и контроля

                                   Институты рынка труда

       Неформальные

Общественные организации

Профсоюзы, ассоциации работодателей, др. организации сферы занятости

Традиции, обычаи, правила

        Формальные

Институты неполной, временной, неформальной  занятости

                 Интересы работодателей, работников, государства

                   Политическая поддержка формальных институтов

2010г.                                                                                                2012г.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
21134. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 353.7 KB
  Рынок труда является одним из индикаторов, состояние которого позволяет судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности социально-экономических преобразований. Складывающаяся многоукладная экономика и ее структурная перестройка предъявляют новые требования к качеству рабочей силы, ее профессионально-квалификационному составу и уровню подготовки, обостряет конкуренцию между работниками.
5217. Государственное регулирование рынка труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь 715 KB
  Объект исследования – рынок труда в Республике Беларусь. Предмет исследования – сущность рынка труда его роль основы функционирования рынка труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции функционирование и регулирование рынка труда на современном этапе в Республике Беларусь. Цель работы: рассмотрение рынка труда и проблем его функционирования и регулирования в Республике Беларусь.
3627. Система управления охраной труда в Республике Беларусь 22.96 KB
  Республика Беларусь, как и многие страны бывшего СССР, при организации работы по охране труда в новых условиях столкнулась с рядом объективных трудностей. Действующая ранее в данной сфере командно-административная система управления была разрушена
20003. Состояние рынка товаров и услуг в Республике Беларусь и факторы, влияющие на него 140.29 KB
  Сбалансированный эффективный рынок товаров и услуг определяет повышение уровня жизни населения позволяет создать экономику ориентированную на человека развивает заинтересованность в труде поощряет предприимчивость деловитость и поиск. За последние годы произошли существенные изменения в сфере рынка товаров и услуг. От того насколько четко организованно продвижение товара и успешно выполняет в сфере товарного обращения свою миссию торговля по доведению производственного продукта до потребителя зависят в конечном счете удовлетворение спроса...
19754. Формирование и развитие депозитного рынка в Республике Казахстан 331.92 KB
  Коммерческие банки действую в соответствии с денежно-кредитной политикой Национального банка регулируют количество денег находящихся в обращении в той или иной экономической системе. Денежные сбережения населения – это разность между доходами и расходами хранимая в банках или на руках; инвестиции – вложения средств на долгие сроки с целью получения дополнительного дохода. Целью стратегии управления обязательствами или иначе депозитным портфелем является установление контроля над источниками средств банка [1]. В качестве основных причин...
14591. РЕФЕРЕНДУМ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 9.43 KB
  Конституции могут быть изменены только путем референдума. Порядок организации и проведения республиканского референдума Республиканские референдумы назначаются Президентом РБ по собственной инициативе а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики либо по предложению не менее 450 тысяч граждан в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска.
14666. Радиологическая обстановка в Республике Беларусь 12.48 KB
  Радиация исключительно опасна При больших дозах она вызывает серьезнейшие поражения тканей и смерть а при малых может вызывать рак индуцировать генетические дефекты которые возможно проявятся у детей и внуков человека подвергающегося облучению или у его более отдаленных потомков. Ученые всего мира пытаются становить какому дополнительному' риску подвергаются люди при различных дозах облучения. Альфаизлучение которое представляет собой поток тяжелых частиц состоящих из нейтронов и протонов задерживается например листом бумаги и...
719. Особенности потребления ресурсов и политики ресурсосбережения в Республике Беларусь 222.06 KB
  Предмет исследования – особенности потребления ресурсов и политики ресурсосбережения в Республике Беларусь. Цель работы: изучить проблемы связанные с безграничностью потребностей и ограниченностью ресурсов на современном этапе и обосновать направления государственной политики в области ресурсосбережения и рационального использования ресурсов. Исследования и разработки: на основе обобщения и анализа различных теоретических данных по исследованию проблемы взаимодействия потребностей и ресурсов выделены факторы уменьшающие ресурсный дефицит...
19904. Система социальной защиты в Республике Беларусь и основные направления её совершенствования 61.66 KB
  Теоретические основы проблемы социальной справедливости. Понятие социальной справедливости. Модели социальной справедливости. Социальная защита и её роль в обеспечении социальной справедливости. Понятие социальной защиты.
5100. ПРАВОВАЯ ОХРАНА ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И США 43.54 KB
  Товарный знак – предмет охраны практически во всех странах мира. С каждым днем все больше возрастает необходимость совершенствования правовой охраны товарного знака как на национальном, так и на международном уровне.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.