Становление системы советского кинематографа

Становление системы советского кинематографа. Поскольку специальных инструкций для кинематографа не существовало новоявленные киноцензоры должны были руководствоваться личными впечатлениями от увиденного на экране. Кроме того впервые прозвучала мысль об административном регулировании кинематографа на столь высоком законодательном уровне. В 1916 году в указе Святейшего Синода высказывалось предложение о государственной монополизации кинематографа прежде всего для влияния на его репертуар.

2014-06-15

11.53 KB

0 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск



Тема 9. Становление системы советского кинематографа.

Несмотря на то, что первые съёмки в России были посвящены коронации Николая II, поначалу власти не придали значения заморской новинке. Первые фильмы, конечно, не миновали внимания цензуры. С 1897 года, когда стали появляться стационарные кинотеатры, цензорские обязанности были возложены на местных участковых приставов. Поскольку специальных инструкций для кинематографа не существовало, новоявленные киноцензоры должны были руководствоваться личными впечатлениями от увиденного на экране. Они особо и не усердствовали, пока популярность не обрёл «парижский жанр», так называли в России фильмы скабрезного характера.

В условиях обострявшейся конкуренции электротеатров, количество которых стало резко увеличиваться особенно с 1907 года, театровладельцы придумывали всевозможные способы привлечения зрителей. Демонстрация картин «парижского жанра» оказалась одним из самых действенных. «Парижский жанр» прочно утвердился на вечерних сеансах, публика (особенно мужчины) их охотно посещала. Но случившийся однажды скандал заставил приставов усилить цензурное рвение. Московский градоначальник А. А. Андрианов наказал разрешившего показ неприличных картин пристава арестом на гауптвахте. Этот случай получил широкий резонанс, приведший к дискуссии по поводу нравственного звучания фильмов в самых различных кругах, от священнослужителей до собственно кинематографистов. Последние, собравшись на свой первый съезд летом 1911 года в Москве, единодушно осудили «парижский жанр». Они пришли к выводу, что под понятием «порнография» следует понимать «все картины, которые не отличаются ни «художественностью», ни «содержательностью». Тем не менее, специальных статей, посвящённых кино ни в «Уставе о цензуре», ни в «Уголовных узаконениях» принято не было.

С началом появления кино в России были введены цензурные ограничения на съёмки государя и его близких. Монопольным правом таких съёмок владели кинооператоры, имевшие титул «фотографов Двора Его Императорского Величества». Б. Матушевский, К. Е. фон-Ган и А. К. Ягельский вели съёмки и были хранителями кинофотоархива царской семьи. Они же организовывали кинопросмотры для императора и членов его семьи, приближённых. Изредка, с высочайшего соизволения, они проводили публичные сеансы царской кинохроники в столицах. Их действиями руководило Министерство Двора. Позже императора и его семью разрешили снимать и другим кинорепортёрам во время официальных церемоний, кроме богослужений.

Кинохроника имела тогда большую популярность. Поэтому, наряду с созданием игровых лент, кинопредприниматели стремились находить уникальные сюжеты, в том числе политического характера. Тем более, что хроникальные ленты были хорошим товаром не только на российском кинорынке, но активно покупались зарубежными фирмами. Не могло не привлечь кинематографистов и такое явление как деятельность Государственной Думы. Данных о съёмках двух первых Дум нет. В ноябре 1907 года на экраны Санкт - Петербурга вышел фильм «Открытие Государственной Думы III созыва», созданный одним из пионеров российского кино А. О. Дранковым. Им же был снят фильм «Приезд депутатов Государственной Думы в Царское Село 13 февраля 1908 года».

Государственная Дума обратила внимание на кинематограф в 1911 году при обсуждении закона об авторском праве, который был одобрен Государственным советом и «Высочайше утверждён». В параграфе 64 закона говорилось: «Правила настоящей главы применяются не только к фотографическим, но и к другим, подобным фотографии, предприятиям». В мае 1913 года депутаты IV Государственной Думы рассматривали вопрос, специально посвящённый кинематографу. 82 депутата подписали законодательное предложение «Об установлении особого налога на ввозимые из-за границы и выделываемые в России кинематографические ленты». Среди них оказались правые, националисты, несколько десятков депутатов-священнослужителей. В законопроекте впервые «устанавливалась» связь между «кинозрительством» и потреблением алкоголя. Чуть позже, в 1916г., эта же мысль прозвучит в указе Синода, Л. Д. Троцкий выскажется по тому же поводу в 1923, а И. В. Сталин предложит заменить в досуге трудящихся водку на кино и радио в речи 15му партийному съезду. Кроме того, впервые прозвучала мысль об административном регулировании кинематографа на столь высоком законодательном уровне. Инициатива правых депутатов поддержки не нашла, прежде всего, ввиду рыночных интересов и ограниченности вмешательства правительства в торговую и идеологическую области.

К 1913 же году относится и доклад действительного члена императорского Русского Военно-Исторического Общества В. Н. Смердова о значении кинематографии для истории. Отмечая важность сохранения памяти о «сегодняшнем дне», В. Н. Смердов подчеркнул особую пользу для государства и науки в создании некой организации, куда бы передавались «исторические ленты, имеющие государственное значение». При этом он говорил о необходимости издания закона, согласно которому каждая фирма передавала бы 1-2 экземпляра фильмов в государственное хранилище, из которых по представлению цензора и решению хранителя отбирались бы нужные. Аналогично, по мнению В. Н. Смердова, следовало бы поступать и с зарубежными лентами, а так же «обратить внимание на граммофоны». Высказанное предложение не было реализовано.

В 1916 году в указе Святейшего Синода высказывалось предложение о государственной монополизации кинематографа, прежде всего для влияния на его репертуар. А в январе того же года после беседы с протопресвитером русской армии и флота Г. Шавельским Николай II дал поручение министру финансов П. Л. Барку изучить возможности огосударствлении кино. Бюрократическая машина Российской империи действовала медленно, в том числе и из-за «министерской чехарды». Лишь спустя год очередной глава правительства князь Н. Д. Голицын после беседы с П. Л. Барком написал о возможном обсуждению вопроса о кинематографе в Совете Министров после заключения «междуведомственного совещания». Через месяц произошла Февральская революция.

Временное правительство поторопилось прибрать к рукам Скобелевский комитет, занимавшийся хроникой. Остальные же кинопредприятия оставались в частных руках. К тому же начинается исход кинематографистов из столиц на Юг. Оставшиеся в Москве и Петрограде кинематографисты оказались в сложном положении. Этим, по-видимому, объясняется первая попытка обобществления кинопредприятий, предпринятая «кинопятёркой», избранной на общем собрании правлений всех киносоюзов, зимой и весной 1918 года. Деятельность «кинопятёрки» вызвала возмущение и предпринимателей и мастеров экрана, которые увидели, что кинематографическая собственность не защищена государственными законами.

Лидеры советской власти не раз высказывались о значимости кино в идеологической пропаганде, просветительской деятельности, но брать ответственность за развитие кинопроизводства не торопились. Лишь А. В. Луначарский последовательно выступал за национализацию кинематографа, но в условиях сложностей текущего периода его призывы отклика не находили. Созданные в Москве и Петербурге кинокомитеты подчинялись Наркомату просвещения. Однако в июле 1918 года председатель Московского кинокомитета Н. Ф. Преображенский обращается в ВСНХ с просьбой считать свою структуру отделом «Высшего Совнархоза», на что в неразберихе только что приехавших из Петрограда учреждений получает согласие. Деятельность Преображенского привела к тому, что кинопредприниматели начали вывоз оборудования и материалов на Юг, беспокоясь за своё имущество. Ревизия отдела контроля ВСНХ выявила раздутые штаты (300 чел.), отсутствие работы в провинции, преобладание планов над реальной работой, неоправданный расход средств. ВСНХ отказался от руководства кинопромышленностью и передал её полностью в Наркомпрос.

27 января 1919 года в структуре Наркомпроса РСФСР был создан Фото - Кинематографический отдел (ВФКО). Вновь возникает вопрос о национализации кинематографа, хотя после зимы 1918-1919 года от находившейся ещё в 1916 году в расцвете отрасли мало что осталось. Только 27 августа благодаря бурной деятельности А. В. Луначарского Малый Совнарком принял декрет «О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного комиссариата по просвещению».

Таким образом, процесс «огосударствления» кинематографа представляет собой достаточно сложный комплекс проблем, требующих внимания и изучения. Тем более что названный выше декрет лишь положил начало деятельности советской власти по монополизации кинематографа, растянувшейся почти на десятилетие.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
19418. Образование Советского государства и создание основ советского права (октябрь 1917 – 1918 гг.) 22.48 KB
  Декрет о земле национализировал землю, т. е. установил, что вся земля переходит в монопольную собственность государства. Помещичьи, удельные, монастырские и церковные земли с постройками и всем живым и мертвым инвентарем передавались в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов
5976. Становление и развитие советской системы физического воспитания и спорта 114.27 KB
  В эти годы расширяется география спортивных связей создаются Всероссийские лиги по отдельным видам спорта расширяется календарь Всероссийских соревнований учреждается Российский олимпийский комитет и Россия официально вступает в международное олимпийское движение. Общественное движение за развитие русского спорта широко освещалось в спортивной печати. С развитием спортивной практики в отечественной научно-методической литературе стали интенсивно разрабатываться проблемы спортивной тренировки в частности вопросы периодизации...
19761. Становление и тенденции развития банковской системы Республики Казахстан в условиях глобализации мировой экономики 139.33 KB
  В данное время идет поиск и становление оптимальных форм институционального устройства банковской системы, эффективно работающего механизма на рынке капиталов, новых методов коммерческих структур. Также проводятся работы по улучшению обслуживания частных лиц и привлечению их денежных средств. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры – одна из важнейших (и в тоже время чрезвычайно сложных) задач экономической реформы в Казахстане.
4. Виды и жанры кинематографа 17.95 KB
  Дело в том что первые годы русского кино учебные фильмы специально не снимались а создавались путем перемонтажа или просто сокращения главным образом просветительных научнопопулярных хроникальнодокументальных а позднее даже художественных фильмов которые использовались при изучении литературы и истории. Фильмы приспосабливались к урокам или к учебным программам. И лишь впоследствии к 1910 году в Англии Франции Германии а у нас в России немного позже с 1912 года начали создаваться собственно учебные фильмы отвечающие требованиям...
17728. РОЛЬ КИНЕМАТОГРАФА В КУЛЬТУРЕ XX ВЕКА 8.65 KB
  Человечество на современном этапе развития не мыслит свою жизнь без такого вида искусства как кино что делает данную тему актуальной к изучению. Цель исследования – выявление роли кинематографа в повседневной жизни человека. Задача работы ̶ проследить этапы влияния кинематографа на жизнь человека. Кинематограф увидел свет чуть больше века назад.
1. История кинематографа как часть истории культуры 14.58 KB
  Итак, путём длительного поиска различных способов передачи движущего изображения, связанного с использованием светотеневых эффектов, инерции зрительного восприятия, фотоизображения, наконец, достижения иллюзии движения, появился волшебный феномен – кинематограф
18732. Политическое и социально-экономическое развитие советского государства в послевоенные годы (1946 – 1953 гг.) 23.65 KB
  План работы Введение Восстановление и развитие народного хозяйства во второй половине 40-х – начале 50-х гг. Восстановление и развитие народного хозяйства во второй половине 40-х – начале 50-х гг. С первых дней изгнания фашистских оккупантов с советской территории начались работы по восстановлению хозяйства освобожденных районов. â€œО неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах освобожденных от немецкой оккупации†наметило программу восстановительных работ определило средства для их осуществления.
5759. Развитие таможенного законодательства и таможенной политики в период существования Советского Союза после Российской Федерации 35.61 KB
  В своей курсовой работе мне бы хотелось показать развитие таможенного законодательства и таможенной политики в период существования Советского Союза после Российской Федерации. В послереволюционной России и в дальнейшем – в Союзе ССР – процесс становления и развития таможенного дела и законодательства о нем носил сложный и противоречивый характер. Декретом СНК от 29 июня 1918 года Департамент таможенных сборов был переименован в Главное управление таможенного контроля которое переходило в подчинение Наркома торговли и...
18013. Коммуникативные ресурсы продвижения художественного кинематографа (на примере кинотеатра «Рекорд» Нижний Новгород) 385.39 KB
  Особенности кино и видеопродукции как объекта коммуникативного продвижения. Коммуникативные различия кино и телевидения. Понятия экранной культуры и теория киномаркетинга. Исследование коммуникативной деятельности кинотеатров Нижнего Новгорода.
11359. Становление районного самоуправления 155.71 KB
  До революции высочайшей таксономической единицей административного деления и местного управления в Рф куда входил Казахстан была губерния окончательно оформившаяся в XVIII веке. В Республике еще не принят закон об общих принципах организации местного самоуправления. Его задачами являются: разработка прогнозов развития объектов местного самоуправления городов районов сел аулов...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.