Разработка стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на основе прогноза экономической динамики (на примере Республики Адыгея)

Однако выделить место региональной системы ее финансовую основу развития источники поступления средств и механизм их привлечения можно лишь при условии если региональная экономика будет рассматриваться как целостная система совокупность различных видов воспроизводственных циклов. Рассмотрение проблем управления региональной экономикой требует ответа на вопрос о системе инструментов регулирования регионального развития. Прогнозы нужны государственным органам прежде всего для обоснования стратегии и приоритетов развития на долгосрочный и...

2015-04-12

92.91 KB

15 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Введение

Переход к рыночным отношениям, изменение схем поступления ресурсов, необходимых для экономического развития, поставили перед регионами проблему самоопределения в общей системе воспроизводственных отношений. Однако выделить место региональной системы, ее финансовую основу развития, источники поступления средств и механизм их привлечения можно лишь при условии, если региональная экономика будет рассматриваться как целостная система, совокупность различных видов воспроизводственных циклов.

Необходимость управления социально-экономическим развитием регионов обусловлена в первую очередь общими недостатками функционирования рыночной экономики, ее нацеленностью на получение экономического эффекта и игнорированием проблем социальной справедливости. Необходимость управления экономическим развитием в регионе связана также со спецификой экономической системы той или иной стране, наличием особенностей в развитии и размещении производства, ее природно-климатических и этнографических особенностей.

Рассмотрение проблем управления региональной экономикой требует ответа на вопрос о системе инструментов регулирования регионального развития. Речь идет о взаимосвязанной совокупности документов, которые необходимо разрабатывать в целях эффективного воздействия федеральных, региональных и муниципальных органов на процесс производства, распределения и использования продукции и ресурсов в регионе. Прогнозы нужны государственным органам прежде всего для обоснования стратегии и приоритетов развития на долгосрочный и среднесрочный периоды, т.е. для стратегического планирования. При этом в качестве таковых необходимо рассматривать разрабатываемые в настоящее время стратегии, прогнозы, в связи с чем приобретает актуальность выбранная тема.

Методологическими источниками стали работы таких авторов как О.М. Рой, О.М. Фетисова. Практическими источниками послужили следующие нормативные акты: Приказ Минрегиона РФ от 27.02.2007 года №14 «Об утверждении Требований к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации», Закон Республики Адыгея от 23.11.2009 №300 «Стратегия социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года».

Вышеперечисленные источники определили следующую цель работы – рассмотреть структуру, метод разработки стратегии социально-экономического развития территории. Поставленная цель определяет следующие задачи:

  1.  рассмотреть понятие «стратегия»;
  2.  изучить структуру стратегии;
  3.  провести анализ социально-экономического развития территории;
  4.  охарактеризовать основные показатели социально-экономического развития;
  5.  описать значение стратегии для социально-экономического развития территории.

Работа состоит из двух глав, в первой из которых два параграфа, во второй – 3. При написании курсового проекта применены такие методы как статистический, аналитический, описательный.

Глава I Методические основы разработки стратегии

социально-экономического развития региона

  1.  Понятие стратегии социально-экономического развития

региона

Впервые на практике методология стратегического планирования была использована в 60-е гг. прошлого века в США, когда в Министерстве обороны этой страны внедрялась система «Планирование — прогнозирование — разработка бюджета», приведшая к заметному реформированию этого ведомства1. До этого в Министерстве обороны США преобладал децентрализация в принятии решений по финансированию проектов, вызванная  отсутствием налаженного контроля за целевым использованием распределяемых средств. Военный бюджет распределялся между военными ведомствами, исходя из масштабов предыдущих расходов. Эксперты, обосновывающие необходимость расходов, имели более сильные позиции, чем руководители, распределяющие средства между ведомствами. Такая практика способствовала тому, что в деятельности различных ведомств имеет место параллелизм программ, отсутствие сопоставительного анализа между ведомствами, что значительно снижало эффективность военного бюджета государства.

Поэтому перед руководством министерства встала задача — централизовать систему финансирования проектов на основе обеспечения прозрачности финансовых потоков и экономической отдачи от результатов работы. С этой целью система «Планирование — прогнозирование — разработка бюджета» предписывалось четкое определение текущих целей деятельности ведомств, необходимость разработки альтернативных путей их достижения, сравнения этих путей на основе критериев эффективности и способности обосновывать выбор на основе бюджетных ограничений, представления результата на основе финансового плана.

Созданная система включала три основных элемента:

  1.  программные меморандумы, содержащие все обоснования программных стратегических решений;
    1.  социальные аналитические исследования, основанные на анализе «стоимость-эффективность» и содержащие описание используемые моделей и расчетов;
      1.  программы и финансовые планы, представляющие собой порядок распределения ресурсов на ближайшие 4 года с оценкой последствий на 7 лет.

Предпосылки внедрения разработки стратегий в России имели другой характер. Исходя из социально-экономической ситуация в России к началу XXI  века, которая способствовала к стремлению регионов активизировать усилия на расширение возможностей привлечения инвестиционных средств в регион, обретения устойчивости и развития входящих в него территорий2. Каждые и 89 субъектов Федерации, располагая определенными нормативно-правовыми и организационными ресурсами, становится субъектом стратегической перспективы, ориентированного на создание условий для эффективного и пропорционального производства своего потенциала. Одной из наиболее характерных организационных форм такой ориентации является разработка территориальными образованиями различных уровней комплексных программ (стратегий), служащих способом определения приоритетных направлений развития региона на основе его места в системе общественного разделения труда, особенностей геополитического положения, объемов производственной и ресурсной базы.

Методологическую основу разработки стратегических планов составили принципы стратегического менеджмента, выработанные на основе обобщения практики крупных диверсифицированных предприятий, вынужденных изменить управленческую парадигму в условиях усиления конкуренции на рынках товаров и услуг.

Заинтересованность регионов в использовании данной методологии видится в необходимости минимизации бюджетных расходов, ограничиваемых действием механизма контроля за решением исполнительных  органов государственного и муниципального управления в ходе проведения самостоятельной хозяйственной политики: по выбору поставщиков, распределению подрядных работ3. Основой программно-целевого подхода является управление взаимно-согласованными программами (проектами) развития всех сфер жизнедеятельности региона, увязанных по ресурсам, срокам в соответствии с принятыми приоритетами, а также взятыми к исполнению на основе договоров или по закону федеральными и региональными программами развития.

На сегодняшний день разработка стратегии социально-экономического развития субъекта Федерации осуществляется в соответствии с Приказом Минразвития от 27.02.2007 года №14 «Об утверждении Требований к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации»4.

Согласно данному документу, стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации представляет собой систему мер государственного управления, опирающихся на долгосрочные приоритеты, цели и задачи политики органов государственной власти. Ее действия направлены на обеспечение социально-экономического развития субъекта Российской Федерации при учете государственной политики Российской Федерации. Она основана на понимании важнейших проблем развития и оценки сопряженных рисков и ресурсного потенциала субъекта Российской Федерации. Стратегия предполагает наличие документа - Стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу (не менее 20 лет), - согласованного с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и утвержденного законодательным органом субъекта Российской Федерации. К разработке Стратегии могут привлекаться представители коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе общественных, независимые эксперты. При разработке Стратегии рекомендуется руководствоваться и использовать следующие термины и понятия:

Внешние факторы развития - не зависящие от действий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и коммерческих организаций условия, оказывающие существенное влияние на развитие субъекта Российской Федерации.

Внутренние факторы развития - ресурсы и потенциал, на базе которых субъект Российской Федерации основывает свою Стратегию и реагирует на различные изменения внешних факторов.

Риски - направления и факторы, из-за которых прогнозируется существенное ухудшение социально-экономической ситуации в субъекте Российской Федерации.

Ресурсы - материальные и нематериальные активы, на базе которых планируется развитие экономики и социальной сферы субъекта Российской Федерации.

Производственный кластер - сеть поставщиков и потребителей, связанная цепочкой формирования добавленной стоимости и локализованная на определенной территории.

Сценарии - различные варианты развития субъекта Российской Федерации, которые зависят от сочетания внешних факторов, действующих на субъект Российской Федерации.

Приоритетные направления развития субъекта Российской Федерации - направления деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, реализация которых должна быть осуществлена органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в первоочередном порядке, включая обеспечение финансовыми ресурсами и наличие совместных действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Программирование социально-экономического развития как метод государственного регулирования носит характер более узкий и конкретный, чем стратегическое и индикативное планирование. Оно используется для концентрации сил и средств на реализации выбранных стратегических приоритетов. Целевое программирование является сердцевиной стратегического управления и выполняет в рыночной экономике такие функции, как выявление узловых точек (приоритетов) социально-экономического развития, позволяющих решать крупные стратегические задачи, концентрация сил и средств на решении ограниченного числа стратегических задач, взаимная увязка программ между собой и с остальной экономикой. Последнее необходимо, чтобы обеспечить устойчивый экономический рост, повышение уровня и качества жизни населения, улучшение экологической обстановки, сближение уровней территориального развития. Прогнозирование, стратегическое и индикативное планирование и социально-экономическое программирование неразрывно связаны, выполняют важнейшие функции в рыночной экономике и играют ключевую роль в государственном регулировании ее развития.

Таким образом, стратегия представляет собой долгосрочный план развития территории, основанный на учете целого комплекса внутренних и внешних факторов. Стратегия предполагает наличие определенной логической структуры, которую рассмотрим подробнее в следующем параграфе.

  1.  Структура стратегии социально-экономического развития региона

К целям разработки стратегии Приказ Минразвития от 27.02.2007 г. «Об утверждении Требований к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации» относит5:

  •  определение приоритетных направлений и целей развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу (не менее 20 лет).
  •  оценка потенциала социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.
  •  взаимоувязка краткосрочной политики и долгосрочных стратегических приоритетов развития субъекта Российской Федерации.
  •  обеспечение совместных действий и поиск предметов партнерства государственных органов исполнительной власти, представителей коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе общественных.
  •  обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Упомянутый приказ рекомендует в Стратегии отражать существующее состояние, основные проблемы, сценарии и приоритетные направления развития субъекта Российской Федерации как социально-экономической единицы, объединяемой территорией и административными структурами управления.

Процесс разработки Стратегии может включать:

а) выявление и анализ основных проблем, стоящих перед экономикой и обществом субъекта Российской Федерации в средне- и долгосрочной перспективе;

б) комплексную оценку ключевых внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации.

К внутренним факторам приказ относит:

природно-ресурсный потенциал субъекта Российской Федерации;

демографическую ситуацию и человеческий потенциал;

сложившуюся систему расселения;

инфраструктурную обеспеченность территории субъекта Российской Федерации (в т.ч. обеспеченность электроэнергетической инфраструктурой);

сложившуюся структуру экономики (отраслевая, корпоративная, существующие либо возможные кластеры) и существующие тренды развития;

конкурентоспособность экономики субъекта Российской Федерации;

этнокультурную ситуацию и межнациональные отношения в субъекте Российской Федерации.

К внешним факторам рекомендуется относить:

макроэкономическую ситуацию в Российской Федерации;

действия федеральных органов исполнительной и законодательной власти, оказывающие влияние на развитие субъекта Российской Федерации;

экономико-географическое положение субъекта Российской Федерации в федеральном округе, стране и мире;

степень включенности в систему глобальных товарных, информационных и финансовых обменов;

в) разработку 2 - 3 наиболее вероятных сценариев социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу. При этом сценарный анализ рекомендуется осуществлять с использованием многофакторной модели, с рассмотрением инерционного сценария;

г) выявление и анализ рисков и ресурсных возможностей субъекта Российской Федерации;

д) выбор целевого сценария развития субъекта Российской Федерации на основании оценки рисков и ресурсных возможностей;

е) разработку системы приоритетных направлений развития субъекта Российской Федерации в рамках выбранного целевого сценария;

ж) разработку энергетического баланса субъекта Российской Федерации в рамках выбранного сценария, включающую в себя определение прогнозных объемов, структуры и территориального распределения потребления электрической и тепловой энергии, региональных инновационных, технических, экономических и экологических приоритетов в электроэнергетике.

В рамках Стратегии разрабатываются приоритетные направления, цели и задачи деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу. На основании анализа ограничений и ресурсной обеспеченности органов государственной власти разрабатывается система мер государственного управления, нацеленного на обеспечение социально-экономического развития субъекта Российской Федерации в соответствии с определенным в рамках Стратегии целевым сценарием и приоритетными направлениями деятельности органов управления.

В связи с этим в Стратегию рекомендуется включать:

а) разработку системы приоритетных направлений, целей и задач деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которые должны быть взаимоувязаны с целевым сценарием, приоритетными направлениями развития, энергетическим балансом субъекта Российской Федерации и должны согласовываться с основными положениями и направлениями политики социально-экономического развития Российской Федерации, проводимой и декларируемой Правительством Российской Федерации; число приоритетных направлений, как правило, не может превышать 2 - 3 направления;

б) анализ и оценку ограничений, связанных с реализацией поставленных целей и задач и ресурсных возможностей органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Оценка ресурсного потенциала органов власти субъекта Российской Федерации осуществляется, во-первых, с целью установить реальные возможности по достижению ставящихся целей, во-вторых, с целью определить степень и границы участия других (федеральных и муниципальных органов власти) уровней власти. Анализу и оценке подлежат:

бюджетные возможности и ограничения;

организационные возможности и ограничения;

возможности выстраивать взаимодействие с бизнесом и крупными общественными субъектами на территории субъекта Российской Федерации;

в) разработку системы мер государственного управления по реализации поставленных целей и задач, осуществляемых на уровне органов государственного управления субъекта Российской Федерации, включающих:

формирование институтов развития;

развитие организационных возможностей;

разработку и реализацию проектов и программ;

развитие производственных кластеров;

расширение бюджетно-ресурсной базы и повышение эффективности использования бюджетных средств;

г) установление общих параметров бюджетного финансирования мер государственного управления по реализации поставленных целей и задач.

В Стратегию рекомендуется включать указания на основные механизмы ее реализации, такие как6:

экономическая политика органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

энергетическая политика органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

бюджетная политика субъекта Российской Федерации;

механизм частно-государственного партнерства;

региональные целевые программы;

система ФЦП-ФАИП и прочих инструментов целевого финансирования за счет средств федерального бюджета.

Кроме того, в Стратегию рекомендуется включать Систему индикативных показателей оценки деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации с установленными целевыми показателями на период первых 3 лет. Система индикативных показателей разрабатывается как инструмент контроля, количественной оценки и управления деятельностью органов государственной власти субъекта Российской Федерации по реализации мер государственного управления, предусмотренных Стратегией. Система показателей должна согласовываться с целями и задачами, реализуемыми органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Целевые показатели в дальнейшем должны учитываться при формировании среднесрочной программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

В рамках Стратегии также устанавливаются лимиты финансирования (общие параметры бюджетного финансирования), которые следует разделять по приоритетным направлениям и отдельным мерам государственного управления. Они должны задавать общие рамочные условия для среднесрочных программ социально-экономического развития, трехлетних финансовых планов (1 + 2 года) и развития системы бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), и могут являться основанием для ведения переговоров о включении отдельных мер и проектов в план финансирования из средств федеральных целевых программ, Федеральной адресной инвестиционной программы и прочих инструментов целевого финансирования за счет средств федерального бюджета.

Лимиты финансирования могут утверждаться законодательным органом субъекта Российской Федерации и согласовываться с федеральными органами исполнительной власти. Их изменение в процессе реализации Стратегии должно вести к корректировке Стратегии. Процедура корректировки предполагает анализ причин и факторов, действие которых привело к нарушению установленных лимитов, а также согласование и утверждение скорректированных содержательных частей и лимитов с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Стратегия может согласовываться с крупнейшими налогоплательщиками субъекта Российской Федерации и утверждаться законодательным органом субъекта Российской Федерации. Она также представляется на рассмотрение и согласование в Межведомственную комиссию по разработке стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации при Министерстве регионального развития Российской Федерации.

К критериям оценки Стратегии на относится:

качество проработки основных проблем социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, оценки внешних и внутренних факторов и сценарного анализа;

соответствие приоритетных направлений, целей и задач деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации по реализации Стратегии выявленным приоритетным направлениям развития субъекта Российской Федерации в целом;

качество оценки основных ограничений и адекватности ресурсов, доступных органам государственной власти субъекта Российской Федерации, целям и задачам, декларируемым в рамках Стратегии;

степень согласования Стратегии со стратегиями развития отраслей Российской Федерации и стратегическими документами соседних субъектов Российской Федерации.

МВК может рассматривать и согласовывать возможное финансовое участие федерального бюджета (в рамках системы целевого финансирования - федеральные целевые программы, Федеральная адресная инвестиционная программа, Инвестиционный фонд, программа развития особых экономических зон и пр.). По итогам согласования Стратегии с федеральными органами исполнительной власти она может являться основанием для заявок органов власти субъекта Российской Федерации на получение финансирования отдельных мероприятий и объектов из средств федерального бюджета (федеральные целевые программы, федеральные адресные инвестиционные программы, Инвестиционный фонд, программа развития особых экономических зон и пр.).

Таким образом, Стратегия социально-экономического развития субъекта Федерации имеет достаточно сложную структуру, что вызвано необходимостью учета многих факторов. Разработка стратегии каждым субъектом Федерации говорит о достаточной доли самостоятельности каждого региона и о высокой децентрализации государственного управления в современной России, в чем есть свои преимущества, которые необходимо использовать с помощью Стратегии, построенной на достоверных, объективных данных прогноза экономической динамики.

 

Глава II Разработка стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на основе прогноза экономической динамики (на примере Республики Адыгея)

  1.  Анализ социально-экономического развития

Республики Адыгея

Под прогнозированием социально-экономического развития (СЭР) региона понимается предвидение будущего состояния экономики и социальной сферы, составная часть государственного регулирования экономики, призванная определить направления развития регионального комплекса и его структурных составляющих. Результаты используются региональными органами государственной власти для обоснования целей и задач СЭР, выработки соответствующей региональной политики.

В настоящее время прогнозирование СЭР субъекта Федерации включает:

разработку вариантов СЭР региона с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов;

предоставление материалов для дифференциации отраслевых и межрегиональных прогнозов;

уточнение потребностей в средствах для финансирования региональных целевых программ, поставок продукции, оказания услуг и выполнение работ для государственных региональных нужд, поддержки отдельных отраслей экономики региона.

Прогноз СЭР является необходимой предпосылкой принятия субфедеральными органами власти различных оптимальных управленческих решений, в том числе и в сфере комплексного СЭР региона, таких как стратегия, программа социально-экономического развития. Прогноз проводится путем сопоставления фактических показателей анализируемого периода с плановыми и с фактическими показателями за предшествующие годы.

С целью разработки прогнозов СЭР проводится комплексный анализ ситуации в регионе по следующим направлениям:

· демографическая ситуация (уровень рождаемости, смертности, продолжительность жизни, миграция);

· природная среда (полезные ископаемые, климат, водные и земельные ресурсы, почвенный состав, растительный и животный мир);

· социальная сфера (состояние образования, здравоохранения, культуры, науки, уровень преступности);

· региональные финансы (состояние бюджета, налоговый потенциал территории, финансовое состояние хозяйствующих субъектов);

· уровень жизни населения (среднедушевые доходы, заработная плата, прожиточный минимум, потребительская корзина);

· производственная сфера (общие объемы производства, отраслевая структура, динамика производства);

· экология (объемы вредных выбросов, реализация природоохранных мероприятий).

По итогам 2006 года по показателю ВРП на душу населения Республика Адыгея занимает 8 место, и за 2005-2006 годы данный показатель увеличился на 68,8%, что также выше среднего темпа роста по ЮФО (47,2%).

С 2004 по 2006 год в структуре ВРП росла доля торговли с 14,6% до 19,6% и расходов, связанных с государственным управлением, обеспечением военной обязанности и обязательным социальным обеспечением (рост доли составил с 8,4% до 11% в 2006 году).

Рис.1. Структура ВРП, 2006 год (в процентах)

Доминирующими видами экономической деятельности, преобладающими в экономике Республики Адыгея, являются торговля, сельское хозяйство, обрабатывающие производства.

На долю вышеперечисленных секторов экономики приходится 47% ВРП.

Расчет отраслевых коэффициентов специализации Республики Адыгея в Российской Федерации показал следующие результаты:

  1.  государственное управление - 3,33;
  2.  сельское хозяйство - 2,86;
  3.  образование - 2,42;
  4.  здравоохранение - 2,25;
  5.  строительство - 0,95;
  6.  транспорт и связь - 0,95;
  7.  предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг - 0,94;
  8.  торговля - 0,88;
  9.  производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 0,79;
  10.  гостиницы и рестораны - 0,78;
  11.  обрабатывающие производства - 0,71;
  12.  операции с недвижимым имуществом - 0,71;
  13.  рыболовство - 0,33;
  14.  добыча полезных ископаемых - 0,1.

Такое распределение определяется высокой бюджетной ориентированностью республики и развитым сельским хозяйством. В то же время потенциально развитыми отраслями региона, играющими более значительную роль в отраслевой специализации, могут стать: строительство; транспорт и связь; торговля.

Темп роста ВРП Республики Адыгея по итогам 2006 года отстает от показателей темпов роста ВРП ЮФО и ВВП Российской Федерации на 2,1% и 1,3% соответственно.

Рис.2. Темп роста ВРП к предыдущему году (в процентах)

Большинство базовых секторов экономики Республики Адыгея демонстрирует относительно низкий уровень производительности труда.

Наиболее высокий уровень производительности труда (выработки продукции на одного сотрудника) в 2007 году был обеспечен в производстве пищевых продуктов (1439,3 тысячи рублей в год), добыче полезных ископаемых (852,4 тысячи рублей), производстве машин и оборудования (843,9 тысячи рублей). В последние годы значительный рост производительности был обеспечен в оптовой и розничной торговле, целлюлозно-бумажном производстве и полиграфии, а также производстве электроэнергии, газа и воды. При этом уровень производительности труда в таких секторах, как транспорт и связь, гостиничный бизнес, сельское хозяйство, легкая промышленность, остается на очень низком уровне, в диапазоне от 100 до 400 тысяч рублей.

В 2007 году численность трудовых ресурсов в Республике Адыгея составила 255,7 тысячи человек, численность занятых – 153,3 тысячи человек (60,8%). Особого внимания заслуживает структура занятости, которая за короткий срок (8 лет) претерпела существенные изменения. Доля занятых на крупных и средних предприятиях сократилась с 67,5 % в 2000 году до 53,5% в 2008 году, соответственно доля занятых в малом бизнесе, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, увеличилась с 26,1% до 37,1%. Также возросла доля занятых граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и работников семейных ферм, производящих товарную продукцию.

Анализ распределения занятых по видам экономической деятельности показывает, что наибольшую занятость населения обеспечивают следующие сферы: образование (22,3%), предоставление коммерческих услуг (19,4%), здравоохранение (16,5%), обрабатывающие производства (10,6%).

Рис. 3. Численность занятых по видам экономической деятельности по крупным и средним предприятиям (человек)

Самый высокий уровень оплаты труда в финансовом секторе (более 22 тысяч рублей в месяц), производстве машин и оборудования (14,19 тысячи рублей), химическом производстве (13,05 тысячи рублей), государственном управлении (12,8 тысячи рублей), добыче полезных ископаемых (11,85 тысячи рублей). При этом в вышеперечисленных секторах экономики занято всего лишь 13,3% трудоспособного населения.

Безработица – одна из сложнейших социально-экономических проблем, стоящих перед Республикой Адыгея на данном этапе ее развития, особенно если исходить из того, что число безработных с начала рыночных преобразований увеличилось более чем в 2 раза и остается очень высоким в последние годы: 27,1 тысячи человек в 2002 году, 30,0 тысячи человек в 2003 году и 33,4 тысячи человек в 2004 году, 21,6 тысячи человек в 2007 году.

Что касается численности зарегистрированных безработных, то она на протяжении исследуемого периода росла достаточно высокими темпами и лишь в 2007 году незначительно уменьшилась, составив 8 360 человек, в то время как численность занятых в экономике постепенно сокращалась. Уровень регистрируемой безработицы удалось снизить в течение года с 4,7 % до 4,0 %, а безработицы, рассчитанной по методологии МОТ, с 13,7% до 10,3 %.

Обеспеченность населения жильем в Республике Адыгея выше, чем в ЮФО, на 22% и в Российской Федерации - на 8%.

Рис. 4. Обеспеченность населения жильем (квадратных метров на человека)

Площадь земельных участков, предоставляемых для строительства, за последние 2 года увеличилась в 2,6 раза

Ввод жилья в Республике Адыгея по итогам 2007 года увеличился по сравнению с показателем 2006 года в 1,6 раза, однако уступает показателю 2005 года на 5%. Объем ввода жилья носит крайне неравномерный характер, что свидетельствует об отсутствии комплексного подхода к застройке территории.

Рис. 5. Ввод в действие общей площади жилых домов (в тысячах квадратных метров)

Такая разнонаправленная динамика приводит к скачкообразному изменению объема строительных работ в Республике Адыгея, в результате чего происходит то превышение темпов роста объемов над показателями по ЮФО и Российской Федерации (9,6% в 2005 году), то значительное снижение по сравнению с показателями Российской Федерации и ЮФО (16% в 2006 году).

Рис. 6. Динамика объемов строительных работ (в процентах к предыдущему году)

Отрасль строительства в Республике Адыгея по итогам 2007 года составляет порядка 5,5% от ВРП. Объем выполненных работ по виду деятельности «строительство» по итогам 2007 года составил 6 604,5 миллиона рублей, рост по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил 3,3 раза.

В 2007 году введено в действие 253 здания жилого назначения, общий строительный объем зданий составил 237 288 кубических метров Индивидуальными застройщиками введено 35 300 квадратных метров жилья, что составляет 83,8% к уровню прошлого года.

По объему промышленного производства Республика Адыгея занимает 10 место среди субъектов ЮФО. Доля промышленности в ВРП составляет 17,6%. Объем отгруженных товаров собственного производства по итогам 2007 года составил 10 796,5 миллиона рублей. Индекс промышленного производства по итогам 2007 года составил 120,9%. При этом:

обрабатывающие производства – индекс производства 123,4%;

добыча полезных ископаемых – индекс производства 112,4%;

производство и распределение электроэнергии, газа и воды – индекс производства 98,9%.

На 1 января 2008 года количество предприятий, занимающихся производством промышленной продукции, составляет 1 014 единиц, на которых занято порядка 16% от общего количества занятых. Налоговые поступления от предприятий промышленности Республики Адыгея во все уровни бюджетов Российской Федерации на 1 января 2008 года составляют 32,6% всех налоговых поступлений.

Основными видами деятельности обрабатывающего производства являются: производство пищевых продуктов (52% от всей обрабатывающей промышленности); целлюлозно-бумажное производство, издательская и типографская деятельность (14,4%); производство машин и оборудования (10,6%).

Основным видом деятельности добывающего сектора является добыча топливно-энергетических полезных ископаемых (52,5% от всей добывающей промышленности).

Основными секторами производства и распределения электроэнергии, газа и воды являются: производство, передача и распределение электроэнергии (45,2% от общего количества произведенной продукции); производство газообразного топлива (24%); производство, передача и распределение тепловой энергии (23%).

Количество предприятий, представляющих промышленность Республики Адыгея, за первое полугодие 2008 года выросло на 7%. В частности, в добывающем секторе выросло на 67% (с 46 в 2007 году до 77 предприятий на 1 полугодие 2008 года), обрабатывающей промышленности - на 3% (с 820 до 845 предприятий), производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - на 15% (с 45 до 52 предприятий).

Наибольшая доля убыточных предприятий в промышленности приходится на производство тепла и воды – 40%, что связано с несвоевременным переходом населения Республики Адыгея на 100-процентный уровень оплаты за коммунальные услуги и отсутствием денежных средств в необходимых объемах в бюджетах различного уровня для компенсации разницы между утвержденными экономически обоснованными тарифами и тарифами, установленными для населения. В обрабатывающем производстве доля убыточных предприятий – 26,3%. Всего по итогам 2007 года доля убыточных предприятий в экономике республики составляет 28,2%, что на 17% ниже уровня 2006 года.

Рис. 6. Доля прибыльных и убыточных предприятий в разрезе секторов экономики, 2007 год (%)

Сельское хозяйство является одной из крупнейших сфер экономики Республики Адыгея, на долю которой приходится производство 14% ВРП, доля занятых – 4,6% от общей численности занятых в экономике. На развитие сельского хозяйства должны оказывать влияние благоприятные климатические условия, в то же время это наименее эффективная отрасль экономики по доходности, рентабельности и налоговым платежам.

Общее количество земель, используемых землепользователями, занимающимися сельскохозяйственным производством, на 1 января 2008 года составляет 362,8 тысячи гектаров, что составляет 46,6% от общей территории республики. При этом 72% приходится на пашню (261,5 тысячи гектаров) и 25,8% - на кормовые угодья (93,6 тысячи гектаров), остальные 2,2% относятся к прочим сельхозугодиям.

Основными направлениями производственной специализации в сельском хозяйстве являются растениеводство и животноводство. Общий объем продукции хозяйств всех категорий по итогам 2007 года в действующих ценах составил 7 911,5 миллиона рублей, в том числе: растениеводства – 64,5% (5102,9 миллиона рублей); животноводства – 35,5% (2808,6 миллиона рублей).

В разрезе категорий хозяйств наибольшая доля приходится на личные подсобные хозяйства – 52,1%, доля сельскохозяйственных организаций составляет 26%, крестьянские (фермерские) хозяйства - 21,9%.

Индекс производства продукции сельского хозяйства Республики Адыгея за последние 2-3 года незначительно превышает показатели по ЮФО и Российской Федерации. В частности, в 2005 году превышение составило 12% по сравнению с ЮФО и 13,8% по сравнению с Российской Федерацией, в 2006 году этот показатель превышал на 8,9% ЮФО и 7,6% показатель по Российской Федерации, в 2007 году данный показатель превышает ЮФО оценочно на 6,1%.

 

Рис.7. Динамика индекса производства продукции  сельского хозяйств в сопоставимых ценах,

хозяйства всех категорий (%)

Доля сельхозпредприятий в общем количестве предприятий и организаций республики на 1 января 2008 года составляет 13,4% (998 единиц), что является третьим по величине показателем после торговли (1818 организаций, или 24,3% от общего количества) и промышленности (1014 предприятий, или 13,6%). Основная доля приходится на частную собственность (91%), доля государственных и муниципальных предприятий составляет 5,1%.

Полная учетная стоимость основных фондов по крупным и средним сельскохозяйственным предприятиям Республики Адыгея по итогам 2007 года составила 1 524,0 миллиона рублей (на 20,5% выше показателя 2006 года), степень износа составила 31,7%. В целом следует отметить, что за период 2005-2007 годов степень износа сократилась на 21,4% (с 40,3% в 2005 году до 31,7%).

Количество крупных и средних сельскохозяйственных предприятий за последние 4 года сократилось на 18%, при этом количество крестьянских (фермерских) хозяйств за аналогичный период выросло на 5,5%. В то же время объем выпускаемой продукции сельского хозяйства всеми сельхозпроизводителями вырос на 166,7% (с 4745,4 миллиона рублей в 2005 году до 7911,5 миллиона рублей в 2007 году). Сальдированный финансовый результат по итогам 2007 года составил 198,6 миллиона рублей, доля убыточных предприятий по сравнению с 2006 годом сократилась на 28% и составила 33,3%, рентабельность продукции выросла на 94%.

Рис. 8. Количество сельхозпредприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств, действующих на территории Республики Адыгея

Объем инвестиций в основной капитал в действующих ценах в 2007 году составил 10 472,5 миллиона рублей, индекс физического объема по сравнению с 2006 годом увеличился в 2,3 раза.

Инвестиции в основной капитал на душу населения в Республике Адыгея за период 2005-2007 годов увеличились в 4 раза (составили в 2007 году 23,7 тысячи рублей на человека), что значительно превышает показатель по Российской Федерации и ЮФО за аналогичный период.

Доля инвестиций в основной капитал в ВРП в Республике Адыгея уступает показателю ЮФО, но превышает значение по Российской Федерации, в частности:

Республика Адыгея – 19,5%;

ЮФО – 28,1%;

Российская Федерация – 17,6%.

При этом доля инвестиций в основной капитал в ВРП Республики Адыгея носит нестабильный характер, что выражается в значительном колебании данного показателя за последние 2-3 года.

Рис. 9. Доля инвестиций в основной капитал в ВРП Республики Адыгея (%)

В разрезе структуры инвестиций в основной капитал за 2005-2007 годы наибольший темп роста пришелся на оптовую и розничную торговлю (188 раз), финансовый сектор (930%), сельское хозяйство (759%), строительство (637,7%).

Объем инвестиций в основной капитал в расчете на одного занятого в реальном исчислении за 2006-2007 годы вырос в 2,7 раза.

Объем инвестиций на душу населения в Республике Адыгея по итогам 2007 года уступает показателям по Российской Федерации и ЮФО:

Российская Федерация – 46,6 тысячи рублей на человека;

ЮФО – 28,9 тысячи рублей на человека;

Республика Адыгея – 23,7 тысячи рублей на человека (50% от показателя по Российской Федерации, 82% от показателя по ЮФО).

При этом только за 2007 год данный разрыв в показателях сократился, тогда как по итогам 2006 года разрыв составлял 73% с Российской Федерацией и 54% - с ЮФО.

Рис. 10. Инвестиции в основной капитал на душу населения (в тысячах рублей на человека)

Объем реализации инвестиционных проектов в Республике Адыгея в стоимостном выражении по отношению к предыдущим периодам носит нестабильный характер (в 2005 году показатель превышал на 4,9% темп по ЮФО и 9,7% - по Российской Федерации, в 2006 году отставал на 43% по сравнению с Российской Федерацией и 48% - по сравнению с ЮФО, в 2007 году практически в 2 раза превышал показатель по Российской Федерации и ЮФО), что свидетельствует об отсутствии стратегического планирования в части строительства объектов и недостаточной проработке вопросов формирования и реализации инвестиционных программ на территории республики.

Рис. 11. Реализация инвестиционных проектов (% к предыдущему году)

Таковы основные результаты анализа социально-экономического развития Республики На основании этих результатов в Стратегии определены сценарии социально-экономического развития Республики Адыгея на долгосрочную перспективу. Их предусмотрено три.

  1.  Основные показатели стратегии социально-экономического развития региона (на примере Республики Адыгея)

Сценарий 1 (инерционный) отражает развитие экономики Республики Адыгея в условиях сохранения инфраструктурных ограничений, замедления роста темпов производства продукции по основным секторам экономики, ухудшения конкурентоспособности выпускаемой продукции, что проявляется в торможении инвестиционной активности и относительно более высоком вкладе импорта товаров из-за пределов региона в удовлетворение внутреннего спроса. Темпы роста ВРП снижаются с 6,2% в 2008 году до 1,6% в 2015-2025 годах.

Сценарий 2 (оптимистический) предполагает уже в 2009-2011 годах реализацию мероприятий по обеспечению опережающих темпов роста основных отраслей экономики республики, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, формирование привлекательного имиджа региона для привлечения инвестиций, развитие отдельных отраслей экономики (строительства, туризма, торговли), имеющих потенциал роста, устойчивое развитие банковской системы и повышение ее вклада в рост экономики. Темпы роста ВРП находятся на стабильном уровне и колеблются от 4,1 до 4,6%.

Сценарий 3 (инновационный) предполагает комплексную реализацию мероприятий по переходу на инновационную модель развития и ориентируется на относительное улучшение конкурентоспособности бизнеса, сохранение высокой инвестиционной активности и осуществление ряда крупных инфраструктурных проектов, реализацию потенциала республики в виде развития туризма, предприятий переработки, строительства, интеграцию республики в экономику ЮФО. Инновационный вариант выступает как инвестиционно ориентированный вариант экономического роста, характеризующийся более высокой нормой накопления. Реализация инновационного варианта развития позволяет сохранить средние темпы роста ВВП в этом периоде на уровне 5,2-6,0%.

В инновационном варианте предусматривается увеличение затрат на НИОКР, модернизацию и техническое перевооружение предприятий республики, строительство крупных инфраструктурных объектов, обеспечивающих рост «локомотивов» экономики республики. Кроме того, предлагается увеличение расходов на образование и здравоохранение, что станет одним из определяющих факторов  перехода к инновационному социально ориентированному типу развития и достижения целей, определенных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. 

ВРП Республики Адыгея по инновационному сценарию к 2025 году достигнет 63 296,8 миллиона рублей, что на 58% превышает показатель инерционного сценария и на 21% оптимистического сценария. Показатели ВРП в 2010 году по трем разрабатываемым сценариям имеют схожие ориентиры, что связано с необходимостью построения модели экономики в соответствии с планируемым развитием, началом реализации инвестиционных программ и проектов, эффект от которых будет получен в более поздний период.

Рис. 12. Прогноз ВРП Республики Адыгея на 2008-2025 годы

Структура ВРП Республики Адыгея в 2025 году при реализации инерционного и оптимистического варианта будет иметь схожую структуру, в то время как при инновационном значительно увеличится доля таких секторов, как:

торговля - с 19,6% в 2007 году до 22% в 2025 году (рост 12%);

строительство - с 5,5% до 7,0% (рост 27%);

туризм - с 0,7% до 2,6% (рост в 3,7 раза).

Увеличатся расходы социальной сферы, в частности образования (+0,7%), здравоохранения (+0,8%) и государственного управления (+1,0%), что связано с ростом заработных плат работников бюджетной сферы.

Рис. 13. Структура ВРП Республики Адыгея в 2025 году при инновационном сценарии развития (%)

Объем промышленного производства Республики Адыгея к 2025 году при различных сценарных условиях составит:

17 609,4 миллиона рублей при инерционном варианте (рост 59%);

22 525,8 миллиона рублей при оптимистическом варианте (рост в 2 раза);

26 584,7 миллиона рублей при инновационном варианте (рост в 2,4 раза).

Основными «локомотивами» промышленности республики станут такие отрасли, как:

пищевая промышленность (рост объемов производства в 3 раза);

промышленность строительных материалов (рост объемов производства в 2,5 раза);

машиностроение и металлообработка (рост объемов производства в 1,8 раза).

Динамика развития вышеперечисленных секторов экономики обеспечивается за счет развития таких отраслей экономики, как строительство, туризм, агропромышленный комплекс.

Доля данных отраслей в ВРП республики увеличится за период 2008-2025 годов на 12-27%. В производстве пищевой продукции инновационный сценарий развития ориентируется на устойчивый потребительский спрос на продовольствие на фоне стабильного роста денежных доходов населения, формирование новой культуры потребления, значительный рост  туризма, масштабный объем привлечения инвестиций, направленный на технологическую модернизацию производства, улучшение сырьевой базы и использование современных технологий. Насыщение внутреннего рынка отечественным сырьем отразится на снижении доли импорта продукции из-за пределов региона.

Низкие темпы роста объема промышленного производства в период 2008-2012 годов объясняются сложившимся кризисом в экономике России, преодоление которого планируется к 2012 году.

Рис. 14. Прогноз объема промышленного производства в ценах соответствующих лет

(в миллионах рублей)

Объем производства сельского хозяйства Республики Адыгея к 2025 году при различных сценарных условиях составит:

9 605,2 миллиона рублей при инерционном варианте (рост 58%);

12 048,7 миллиона рублей при оптимистическом варианте (рост в 1,98 раза);

14 558,3 миллиона рублей при инновационном варианте (рост в 2,4 раза).

Факторами, сдерживающими развитие сельского хозяйства и доминирующими в инерционном варианте, являются невысокий уровень энерговооруженности и химизации, недостаточный уровень агротехнической культуры, рост цен на материально-технические ресурсы, неразвитость инфраструктуры внутреннего рынка, наличие проблем, связанных с обеспечением эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения и упорядочением земельных отношений.

В инновационном варианте предусматривается ускорение интенсификации производства сельскохозяйственной продукции в результате реализации в полном объеме мер, определенных государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года № 446 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», увеличения объема инвестиций в основной капитал, освоения новых, соответствующих мировым стандартам технологий, совершенствования мер государственного регулирования и улучшения социальных условий жизни сельского населения.

Рис. 15. Прогноз объема производства сельского хозяйства в сопоставимых ценах

миллионах рублей)

Главными составляющими высокого индекса продуктивности территории республики будут выступать высокоплодородные почвы и уникальные агроклиматические ресурсы, позволяющие возделывать широкий спектр земледельческих культур.

При инновационном варианте развития Республики Адыгея предполагается уже с 2009 года увеличение объема инвестиций в основной капитал, доля в ВРП составит 28%, что позволит обеспечить толчок в развитии основных «локомотивов» экономики республики.

Доля инвестиций в основной капитал в ВРП Республики Адыгея к 2025 году при различных сценарных условиях достигнет:

28% при инерционном варианте;

36% при оптимистическом варианте;

48,2% при инновационном варианте.

Объемы инвестиций в рамках расчетов сценарных условий включают инвестиции реального сектора экономики и социальной сферы, направленной на повышение инновационной составляющей.

Рис. 16. Прогноз доли инвестиций в основной капитал в ВРП Республики Адыгея (%)

Доходы консолидированного бюджета Республики Адыгея в сопоставимых ценах к 2025 году при реализации сценарных условий составят:

  1.  12 606,8 миллиона рублей при инерционном варианте (рост 56% по сравнению с уровнем 2007 года);
  2.  16 501,5 миллиона рублей при оптимистическом варианте (рост в 2 раза по сравнению с уровнем 2007 года);
  3.  20 255,0 миллиона рублей при инновационном варианте (рост в 2,5 раза по сравнению с уровнем 2007 года).

Таблица 1.

Доходы консолидированного бюджета Республики Адыгея

в сопоставимых ценах (в миллионах рублей)

 

2007

2010

2015

2020

2025

Сценарий -1

8 048,6

9 550,6

10 654,0

11 461,5

12 606,8

Сценарий -2

8 048,6

9 031,5

11 041,2

13 498,0

16 501,5

Сценарий -3

8 048,6

9 320,9

12 009,8

15 720,0

20 255,0

Рис. 17. Сценарный прогноз доходов бюджета Республики Адыгея

(в миллиардах рублей)

Расходы республиканского бюджета Республики Адыгея к 2025 году при различных сценарных условиях составят:

12 486,7 миллиона рублей при инерционном варианте (рост 57%);

16 449,1 миллиона рублей при оптимистическом варианте (рост в 2 раза);

20 128,4 миллиона рублей при инновационном варианте (рост в 2,5 раза).

Таблица 2.

Расходы консолидированного бюджета Республики Адыгея
в сопоставимых ценах (в миллионах рублей)

 

2007

2010

2015

2020

2025

Сценарий -1

7 942,2

9 489,4

10 585,7

11 388,7

12 486,7

Сценарий -2

7 942,2

9 002,9

11 006,1

13 455,1

16 449,1

Сценарий -3

7 942,2

9 291,3

11 971,7

15 621,8

20 128,4

Рис. 18. Сценарный прогноз расходов бюджета Республики Адыгея

(в миллиардах рублей)

Прогнозные показатели расходов бюджета республики привязаны к величине налоговых платежей, поступающих от предприятий реального сектора экономики, социальной сферы и направлены на достижение стратегических ориентиров, а также поддержание высоких темпов роста экономики республики. Такое соотношение позволяет республике соблюдать баланс между собственными доходами и реализуемыми программами развития, что в итоге приведет к сокращению уровня дотаций бюджета с 60% в 2007 году до 40% к 2025 году.

Рис. 19. Уровень дотаций бюджета Республики Адыгея (%)

Таковы основные сценарии развития социально-экономического развития республики на долгосрочную перспективу. Как можно заметить, сценарии развития тесно взаимосвязаны с федеральной Стратегией развития Российской Федерации до 2020 года, также предполагающей три сценария развития. Стратегия республики также учитывает Федеральные целевые программы, касающиеся республики, рассматривает внешние и внутренние угрозы  (содержит SWOT-анализ), что дает более объективное представление о регионе.

При разработки стратегии социально-экономического развития региона необходимо учитывать объем трансфертов бюджетной системы Российской Федерации. Это тем более важно в условия мировой финансово-экономической нестабильности.

2.3 Значение стратегии

для социально-экономического развития региона

Разработка стратегии как комплексных научно-исследовательских программ развития регионов стало сегодня общепринятой практикой в деятельности многих местных администраций, стремящихся через соответствующий документ заявить о своих планах и перспективах развития7.

Сосуществование стратегий различных уровней способно снять напряженность во взаимоотношениях между субъектами Федерации и крупными муниципалитетами, вызванную несовершенством законодательной базы, регулирующей сферу межбюджетных отношений в России, и заложить основу пропорционального развития регионов на базе консолидированных планов различных территориальных уровней. Такая практика уже позитивно зарекомендовала себя в Европе.

Важное значение разработки стратегии в том, что она способствует повышению уровня и качества жизни населения8. Для этого необходимо формировать и выполнять «социальный заказ», в который входит набор услуг, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения.

Немаловажным значением стратегии территории является модернизация региона, обеспечение условий экономического роста на базе расширения производства конкурентоспособных товаров, поддержки инновационных производств и новых технологий.

Заключение

Важнейшей функцией органов исполнительной власти субъектов РФ является разработка научно-обоснованного прогноза, стратегии и программы социально-экономического развития региона. На их основе определяются цели социально-экономического развития регионов, уточняются программные мероприятия и приоритеты в развитии регионального хозяйственного комплекса.

Стратегия представляет собой долгосрочный план развития региона, основанный на учете прогноза экономической динамики региона, целого комплекса внутренних и внешних факторов. Стратегия предполагает наличие определенной логической структуры. Стратегия социально-экономического развития субъекта Федерации имеет достаточно сложную структуру, что вызвано необходимостью учета многих факторов. Разработка стратегии каждым субъектом Федерации подтверждает достаточную долю самостоятельности каждого региона и высокую децентрализацию государственного управления в современной России, в чем есть свои преимущества, которые необходимо использовать с помощью Стратегии, построенной на достоверных, объективных данных.

Приоритетные направления развития субъекта Российской Федерации - направления деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, реализация которых должна быть осуществлена органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в первоочередном порядке, включая обеспечение финансовыми ресурсами и наличие совместных действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Любая стратегия социально-экономического развития территории предполагает наличие нескольких сценариев развития.  

Согласно инерционному сценарию, развитие экономика Республики Адыгея в условиях сохранения инфраструктурных ограничений, замедления роста темпов производства продукции по основным секторам экономики, ухудшения конкурентоспособности выпускаемой продукции проявляется в торможении инвестиционной активности и относительно более высоком вкладе импорта товаров из-за пределов региона в удовлетворение внутреннего спроса. Темпы роста ВРП снижаются с 6,2% в 2008 году до 1,6% в 2015-2025 годах.

Оптимистический сценарий развития предполагает уже в 2009-2011 годах реализацию мероприятий по обеспечению опережающих темпов роста основных отраслей экономики республики, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, формирование привлекательного имиджа региона для привлечения инвестиций, развитие отдельных отраслей экономики (строительства, туризма, торговли), имеющих потенциал роста, устойчивое развитие банковской системы и повышение ее вклада в рост экономики. Темпы роста ВРП находятся на стабильном уровне и колеблются от 4,1 до 4,6%.

Инновационный сценарий социально-экономического развития предполагает комплексную реализацию мероприятий по переходу на инновационную модель развития и ориентируется на относительное улучшение конкурентоспособности бизнеса, сохранение высокой инвестиционной активности и осуществление ряда крупных инфраструктурных проектов, реализацию потенциала республики в виде развития туризма, предприятий переработки, строительства, интеграцию республики в экономику ЮФО. Инновационный вариант выступает как инвестиционно ориентированный вариант экономического роста, характеризующийся более высокой нормой накопления. Реализация инновационного варианта развития позволяет сохранить средние темпы роста ВРП в этом периоде на уровне 5,2-6,0%.

В инновационном варианте предусматривается увеличение затрат на НИОКР, модернизацию и техническое перевооружение предприятий республики, строительство крупных инфраструктурных объектов, обеспечивающих рост «локомотивов» экономики республики. Кроме того, предлагается увеличение расходов на образование и здравоохранение, что станет одним из определяющих факторов  перехода к инновационному социально ориентированному типу развития и достижения целей, определенных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. 

Разработка стратегии как комплексных научно-исследовательских программ развития регионов стало сегодня общепринятой практикой в деятельности многих местных администраций, стремящихся через соответствующий документ заявить о своих планах и перспективах развития.

Сосуществование стратегий различных уровней способно снять напряженность во взаимоотношениях между субъектами Федерации и крупными муниципалитетами, вызванную несовершенством законодательной базы, регулирующей сферу межбюджетных отношений в России, и заложить основу пропорционального развития регионов на базе консолидированных планов различных территориальных уровней9. Такая практика уже позитивно зарекомендовала себя в Европе.


Литература

  1.  Приказ Минрегиона от 27.02.2007 года №14 «Об утверждении Требований к Стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
    1.  Закон Республики Адыгея от 23.11.2009 года №300 Стратегия социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года от 23.11.2009 г. // СПС «Консультант Плюс».
      1.  Рой, О.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: учебник для вузов / О.М. Рой — Спб.: Питер: 2004. - 364 С.
      2.  Фетисов, Г.Г. Региональная экономика и управление: учебник для вузов / Г.Г. Фетисов. - М.: ИНФРА-М: 2006. - 416 С.

1  Рой, О.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: учебник для вузов / О.М. Рой — Спб.: Питер: 2004. - 364 С.

2 Там же

3  Рой, О.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: учебник для вузов / О.М. Рой — Спб.: Питер: 2004. - 364 С.

4  Приказ Минразвития от 27.02.2007 г. « Об утверждении Требований к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации».

5 Там же

6 Там же

7  Рой, О.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: учебник для вузов / О.М. Рой — Спб.: Питер: 2004. - 364 С.

8  Фетисов, Г.Г. Региональная экономика и управление: учебник для вузов / Г.Г. Фетисов. - М.: ИНФРА-М: 2006. - 416 С.

9  Рой, О.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: учебник для вузов / О.М. Рой — Спб.: Питер: 2004. - 364 С

37


22,0

0,0

10,3

12,0

10,5

8,0

6,0

7,0

7,0

2,3

1,0

0,9

2,6

0,2

0,2

Торговля

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

Обрабатывающие производства

Государственное управление

Транспорт и связь

Здравоохранение и пред. соц. услуг

Операции с нед.имуществом

Образование

Строительство

Произв. э/энергии, газа и воды

Предоставление комм., соц.  услуг

Добыча полезных ископаемых

Гостиницы и рестораны

Рыболовство

Финансовая деятельность



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
18785. Разработка прогноза социально- экономического развития ОАО «Краснозаводский химический завод» 2.67 MB
  Произошел переход к рыночной экономике, который привел к прекращению планирования. После распада СССР появилось многообразие форм собственности и способов координации экономической деятельности, что и привело к планированию на предприятиях.
12561. Стратегии социально-экономического развития Республики Марий-Эл и Удмуртской Республики 61.72 KB
  Сравнительная характеристика Республики МарийЭл и Удмуртской Республики 1. Характеристика Республики МарийЭл и Удмуртской Республики 2. Показатели социальноэкономического развития Республики МарийЭл и Удмуртской Республики 2. Показатели социальноэкономического развития Республики МарийЭл и Удмуртской Республики 2.
17649. Социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации и стратегическое управление им (на примере Красноярского края) 176.55 KB
  Основная цель исследования - выявить экономико-географическую специфику формирования современного социально-экономического состояния организации и приоритеты развития Красноярского края. Предметом исследования является природные условия тенденции и приоритеты социально-экономического развития Красноярского края. Самая северная точка края - мыс Челюскина - расположена на 77 градусах 41 минуте северной широты и является самой северной точкой России и Азиатского материка.
16874. Разработка стратегии социально-экономического развития аграрного сектора экономики региона 50.52 KB
  Введем три уровня экономики: макро уровень мезо уровень микро уровень. Можно сказать что макро уровень описывает состояние экономической отрасли некоторого региона в целом микро уровень описывает поведение отдельных предприятий мезо уровень представляет объединение ряда предприятий по определенному признаку. Поэтому основой для моделирования кризисного состояния должен быть мезо уровень. В проведении данного исследования предполагается разработка комплексной системы мер воздействия на совокупность сельскохозяйственных предприятий...
16729. Выбор стратегии социально-экономического развития России и механизм ее реализации 13.02 KB
  Утверждение что циклы и кризисы являются неизбежным условием развития привело к тому что сегодня на самом высоком государственном уровне будущее видится только через проблему цикличности развития экономики например через ситуацию что с учетом цикличности через 7-10-12-15 лет созреет новая кризисная волна. Вместе с тем канцлер Германии Ангела Меркель на саммите Группы восьми G20 и в Питтсбурге призвала мировых лидеров положить конец цикличности чтобы предотвратить повторение мирового кризиса. В интервью газете The Wll Street Journl...
16961. Уровень социально-экономического развития Республики Дагестан 15.3 KB
  Уровень социально-экономического развития Республики Дагестан Общая характеристика региона Дагестан располагает достаточным природным производственным инновационным и интеллектуальным потенциалом чтобы достичь поставленных в Стратегии - 2020 целей. Главные особенности Дагестана - наличие минеральных источников и лечебных грязей обилие и разнообразие прекрасных ландшафтов памятников истории и природы мягкий климат обширная песчаная пляжная полоса на побережье Каспия теплое море ионизированный воздух и неповторимая самобытная...
16155. Применение программно-целевого метода при реализации стратегии социально-экономического развития региона 12.16 KB
  На современном этапе в условиях преимущественного воздействия на экономику рыночных механизмов целевые программы выступают одним из основных методов государственного регулирования. Необходимо также выделить региональные программы в особый класс программ потому что существует ряд проблем для решения которых достаточно мобилизовать ресурсы нескольких регионов или даже одного субъекта Федерации объектом программирования которых выступает территориальное образование и типологизированы по следующим признакам: по характеру решаемых проблем...
16332. -экономического развития более чем 40 субъектов Российской Федерации в которых продукция лесной промышленно 19.89 KB
  Хабаровск Особенности функционирования ЛПК субъекта федерации в условиях приграничного положения на примере Амурской области. В Амурской области в разной степени представлены все отрасли лесопромышленного комплекса. В ЛПК области действует более 90 предприятий основными из которых являются ОАО ЛПК Тындалес объем вывозки древесины в 2007 г. Также в области действует одно предприятие по химической переработке древесины.
16665. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ДВИЖЕНИЯ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА НА ОСНОВЕ ТЕОРИИ ЦИКЛОВ 7.96 KB
  Большинство экспертов сходятся во мнении что нынешний мировой экономический кризис по основным характеристикам крах ведущих финансовых институтов сжатие банковского кредита коллапс межбанковского кредитования и масштабу напоминает великую депрессию 1929-1933 гг. кризисной эпохи которая чревата целым рядом крупных потрясений указывают такие разные специалисты как лауреат Нобелевской премии Пол Кругман крупнейшие предприниматели Джордж Сорос и...
5254. Экономическая сущность функционирования «инновационного лифта» на примере Республики Адыгея 16.6 KB
  Классическая система функционирования подобного рода деятельности, по мнению властей, должна осуществляться по принципу инновационного лифта...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.