Финансовый механизм внешнеэкономической деятельности

Основным законодательными актами в области валютных отношений Украины являются Законы О национальной валюте О валютном регулировании и валютном контроле а также другие законы и подзаконные акты. Платежный баланс – соотношения валютных поступлений в страну через границу и платежи страны за границу за определенный период. Поскольку в Украине еще не отлажен рыночный механизм перераспределения валютных ресурсов между производителями и другими субъектами хозяйствования основанный на валютном курсе такое перераспределение осуществляется путем...

2015-01-30

13.19 KB

9 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Тема 6: Финансовый механизм внешнеэкономической деятельности.

Вопросы:

  1.  Сущность финансового механизма ВЭД. Валютная система Украины.
  2.  Структура платежного баланса. Валютные фонды.  
  3.  Валютный курс, факторы его определяющие.

1.

Финансовый механизм внешнеэкономической деятельности – совокупность форм и методов управления финансово-кредитными и валютными отношениями, которые возникают между отдельными государствами и регламентируются ими в правовом порядке.

 Функции финансов ВЭД:

  •  Формирование прибыли и фондов в иностранной и национальной валютах.
  •  Использование прибыли и фондов, созданных в результате осуществления внешнеэкономических операций.
  •   Контроль за формированием и использованием соответствующих ресурсов.

Национальная валютная система — форма организации валютных отношений страны, закрепленная национальным законодательством. Основой национальной валютной системы выступает установленная законом денежная единица данного государства. Деньги, используемые в международных экономических отношениях, становятся валютой. Национальная валютная система — составная часть денежной системы страны.

Основой валютной системы Украины выступает гривна.

Основным законодательными актами в области валютных отношений Украины являются Законы "О национальной валюте" «О валютном регулировании и валютном контроле», а также другие законы и подзаконные акты.

В Законах определены основные понятия: национальная и иностранная валюта и валютные ценности, текущие операции платежного баланса, капитальные операции, а также ключевые понятия валютного законодательства — как «резидент» и «нерезидент», имеющие различные режимы валютного регулирования.

К валютным ценностям относятся:

  •  иностранная валюта, куда включаются денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов и монеты, а также средства на счетах в банке в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах;
  •  ценные бумаги в иностранной валюте — платежные документы, чеки, векселя, аккредитивы и другие фондовые ценности — акции, облигации и прочие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте.
  •  драгоценные металлы — золото, серебро, платину, металлы платиновой группы в любом виде, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий.

Резиденты — это:

  •  физические лица, имеющие постоянное местожительство в Украине, в том числе временно находящиеся вне Украины;
  •  юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Украины, с местонахождением в Украине;
  •  предприятия и организации не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством Украины, с местонахождением в Украине;
  •  находящиеся за пределами Украины филиалы и представительства вышеуказанных резидентов;
  •  дипломатические и иные официальные представительства Украины, находящиеся за ее пределами.

Нерезиденты — это:

  •  физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Украины, в том числе временно находящиеся в Украине;
  •  юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Украины;
  •  предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Украины;
  •  находящиеся в Украине филиалы и представительства вышеуказанных нерезидентов;
  •  находящиеся в Украине иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства.

2.

Платежный баланс – соотношения валютных поступлений в страну через границу и платежи страны за границу за определенный период.

Баланс платежей состоит из пяти счетов:

  1.  счет торговли – показывает разницу между экспортом и импортом товаров и услуг государства в национальной валюте.
    1.  счет услуг – отображает объем финансовых услуг, торговой и военной помощи, подарков, ноу-хау и других активов. Счета услуг имеют данные о: планы и проекты строительства предприятий, консультации о военных вопросах, разрешения на использование патентов, финансовые услуги (оглашения о предоставлении кредитов иностранным банкам или выпуск облигаций и акций на внешних рынках). Государство, которое предоставляет услуг больше чем получает имеет позитивный счет услуг.
    2.  текущий счет – алгебраическая сумма торгового сета и счета услуг. При их объединении, например, отрицательное сальдо торгового счета может полностью перекрыть позитивный счет услуг.
    3.  счет перемещения капитала – показывает чистый приход или расход различных капиталов, таких как портфельные или прямые инвестиции. Прямые инвестиции составляют более 10% инвестиций в экономику других стран. Если часть собственника в иностранном проекте составляет менее 10%, это называется портфельными инвестициями. Капитал может также импортироваться или экспортироваться через краткосрочные или долгосрочные займы одной страны другим. Все операции с займами отражаются на счетах перемещения капитала платежного баланса каждой страны. Займы  других стран составляют прилив капитала, а предоставление кредита составляет отток средств в платежном балансе страны, которая предоставляет кредит
    4.  общий счет – это сумма всех счетов в платежном балансе. Он отображает приток и отток средств в следствие различных краткосрочных и долгосрочных операций государства с другими странами.

Для участия государства в международных отношениях и для укрепления национальной валюты - создаются централизованные валютные фонды как в масштабах всей страны, так и на уровне регионов.

Поскольку в Украине еще не отлажен рыночный механизм перераспределения валютных ресурсов между производителями и другими субъектами хозяйствования, основанный на валютном курсе, такое перераспределение осуществляется путем создания дополнительных условий, в том числе через обязательную продажу части валютной выручки одних предприятий и организаций другим. При этом формируются как централизованные, так и децентрализованные валютные фонды.

Все предприятия, независимо от форм собственности и места регистрации, получающие выручку от экспорта товаров, работ или услуг в свободно конвертируемой валюте и от операций на внутреннем валютном рынке в обязательном порядке продают часть ее по установленным нормативам.

Из обязательно продаваемой валютной выручки в первую очередь формируются централизованные фонды. Валютный резерв НБУ - фонд в масштабе всей страны и валютные фонды местных органов власти.

Валютный резерв НБУ формируется за счет того, что предприятия и организации продают валюту по курсу гривны, конвертируемому НБУ на основе спроса и предложения на валютном рынке на момент поступления валютной выручки.

Валютный резерв делится на 2 части.

Первая - стабилизационный фонд, средства которого идут на поддержание курса гривны на внутреннем валютном рынке и создания условий для его конвертируемости, поскольку Украине нужна твердая валюта, являющаяся одним из основных условий для создания благоприятного климата иностранному капиталу в экономике Украины.

Другая часть резерва продается Министерству финансов Украины. Она идет на формирование фонда, необходимого для удовлетворения государственных нужд, таких как: обеспечение платежей по обслуживанию внешнего долга; для осуществления безусловных валютных платежей, т.е. на оплату централизованных импортных закупок предметов первой необходимости населению (продовольствия, медикаментов и других товаров), а также для других государственных нужд. На эту цель в бюджете Украины выделяются средства на покупку валюты.

После продажи валютных средств предприятий в Валютный резерв НБУ по установленному нормативу, в обязательном порядке предприятия продают валюту на внутреннем валютном рынке другим предприятиям и организациям, не имеющим валютных доход от предпринимательской деятельности, и местным органам власти по курсу, согласованному с уполномоченными банками.

Местные органы власти Украины через уполномоченные банки покупают иностранную валюту за счет средств соответствующих бюджетов и направляют ее на формирование своих валютных фондов. Средства валютных фондов местных органов власти используются на закупку импортных товаров, необходимых населению и учреждениям непроизводственной сферы, находящимся на бюджетном финансировании соответствующих административно-территориальных образований.

Все предприятия несут ответственность за своевременную, полную продажу валютных средств и соблюдение порядка зачисления валютной выручки на свои счета в уполномоченных банках, финансовый контроль осуществляется со стороны уполномоченных банковских органов, таможенного и валютного контроля.

Если допускаются нарушения порядка зачисления валютных сумм на транзитные валютные счета, то государственная налоговая инспекция взимают штраф в размере всей сокрытой выручки иностранной валюте по текущему курсу НБУ. Это не освобождает предприятие от обязательной продажи валюты. Суммы штрафа направляются в Государственный бюджет.

Золотовалютные резервы, однако и сейчас являются одним из показателей мощности государства. На конец 90-х годов они превышали в Японии 200 мдрд.долларов США, в Китае 145 млрд.дол.США. Достаточно стабильная функционирующая  в то время экономика США довольствовалась поддержкой 75 млрд.дол.США золотовалютного запаса. В это время объем золотовалютных резервов Центробанка России составляли 21,5 млрд.дол.США (490 тон чистого золота).

3.

Валютный курс — это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран или в международных валютных единицах.

На практике стоимостные пропорции обмена валют получают отражение в виде соотношения покупательной способности валют.

Валютные курсы формируются на мировом валютном рынке в зависимости от спроса и предложения, которые зависят от многих факторов.

Факторы, влияющие на курс валюты:

  •  состояние национальной экономики
  •  состояние платежного баланса
  •  уровень инфляции
  •  межгосударственная миграция краткосрочных капиталов
  •  соотношение спроса и предложения на каждую валюту
  •  общественно-политические факторы
  •  военные факторы
  •  природно-географические факторы
  •  эколого- экономические

На валютный курс сейчас влияют и факторы безопасности. Например после сентябрьских событий в 2001 году в Нью-Йорке и Вашингтоне на мировых рынках наблюдались резкие колебания цен на золото с тенденции увеличения.

Факторы, влияющие на курс отечественной валюты на внутреннем рынке :

  •  необходимость выплаты зарплаты работникам. Это приводит к тому, что те субъекты экономической деятельности, которые имеют в своем распоряжении валютные ресурсы, продают их на валютной бирже и накапливают национальную валюту. В этом случае курс иностранной валюты снижается, а национальной – растет. Обычно этот процесс имеет место в конце календарного года, окончании квартала, на начало сезона отпусков, перед большими праздниками.
  •  Сезонная денежная эмиссия (весной – перед сельскохозяйственными посевными работами, осенью – перед сбором урожая). Это приводит к увеличению объема национальной валюты в обороте, что приводит к росту курса иностранной валюты, и, соответственно, к снижению курса национальной валюты.

ПОНЯТИЕ ДЕВАЛЬВАЦИИ И РЕВАЛЬВАЦИИ

Девальвация - официально объявленное понижение золотого содержания денежной единицы и соответственное уменьшение ее курса по отношению к валютам других стран.

Девальвация — сложное явление в валютной сфере. Страны предпринимают все возможные меры к тому, чтобы ее не проводить: стимулируют экспорт товаров, ограничивают импорт, поднимают учетный процент Национальных банков, получают кредиты у МВФ в пределах своей квоты, используют имеющиеся у них золото-валютные резервы, поскольку девальвация свидетельствует о слабости валюты данной страны. Девальвацию валюты страны проводят в условиях хронически пассивного платежного баланса, усиления инфляции, относительного (по сравнению с другими странами) понижения темпов роста ВНП и когда предпринимаемые правительствами жесткие меры оказываются мало эффективными. Возникает паническое бегство от национальной валюты, перемещение «горячих денег» («Горячие деньги» — спекулятивные краткосрочные капиталы, перемещающиеся из стран с понижающимся валютным курсом).

Вместе с тем девальвация является мощным наступательным средством в конкурентной борьбе на мировом рынке. Девальвация всегда стимулирует экспорт товаров из страны, девальвировавшей валюту, что улучшает состояние торгового и платежного балансов. Так, в 1949 г. вынуждена была объявить о девальвации на 30% фунта стерлингов Великобритания и соответственно страны бывшей стерлинговой зоны. В ноябре 1967 г. Великобритания вновь провела девальвацию своей валюты, при которой золотое содержание фунтов стерлингов было понижено на 14,3% и соответственно снижен курс фунта по отношению к доллару США.

В годы после второй мировой войны неоднократно проводила девальвации своей валюты — французского франка — Франция.

Например, сейчас доллар США обесценился на 2/3 в сравнении с 1971 годом, в это же время за этот период цена на золото поднялась с 35 дол.США за тройственную (31,1 грамм) унцию в 1971 году до почти 400 дол.США за тройственную унцию.

Ревальвация—  официально объявленное повышение золотого содержания национальной денежной единицы и соответствующее повышение ее валютного курса по отношению к валютам других стран.

Ревальвация проводится странами при хронически активном сальдо платежного баланса. В послевоенные годы ревальвацию своих валют неоднократно проводили ФРГ, Япония, Швейцария.

В целях уменьшения колебаний валютных курсов и стимулирования интеграционных процессов в марте 1979 г. между странами Европейского экономического сообщества (ныне ЕС) была создана Европейская валютная система (ЕВС). Ключевым элементом стало создание европейской валютной единицы — ЭКЮ (ЕВРО), которая используется в качестве базы для установления курсовых соотношений между валютами стран-членов ЕВС, средством расчетов между их центральными банками.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ВАЛЮТНЫХ КУРСОВ

Валютные курсы являются объектом регулирования со стороны государства.

Основные органы, которые регулируют ВК:

  •  национальные - центральные банки и министерства финансов.
  •  межгосударственные - МВФ, ЕС и другие организации.

Регулирование курсовых соотношений направлено на сглаживание резких колебаний валютных курсов, обеспечение сбалансированности внешнеплатежных позиций страны, на создание благоприятных условий для развития национальной экономики, стимулирование экспорта и т.д.

Основные методы регулирования валютных курсов:

1. Валютные интервенции центральных банков имеют целью противодействовать снижению курса национальной валюты или, наоборот, его повышению. Однако следует отметить, что валютные интервенции могут быть эффективным инструментом воздействия на валютные курсы в краткосрочном плане, поскольку только интервенциями невозможно обеспечить такие уровни курсов, которые не соответствуют базисным экономическим и финансовым показателям. Наиболее эффективными являются валютные интервенции, которые сопровождаются соответствующими мероприятиями в области общеэкономической политики государства.

2.  В зарубежных странах широко применяется дисконтная политика, заключающаяся в манипулировании учетным процентом. Стремясь повысить курс валюты, Центральный банк повышает учетный процент, что стимулирует приток иностранных капиталов. Улучшается состояние платежного баланса, повышается валютный курс. Если правительство ставит цель понизить валютный курс, Центральный банк снижает учетный процент, капиталы перемещаются в зарубежные страны и в результате курс валют понижается.

3. На валютный курс оказывают влияние валютные ограничения, т.е. совокупность мероприятий и нормативных правил, установленных в законодательном или административном порядке, направленных на ограничение операций с валютой, золотом и другими валютными ценностями. Валютные ограничения по текущим операциям платежного баланса не распространяются на свободно конвертируемые валюты, к которым МВФ относит доллар США, евро, Японскую иену, Английский фунт стерлингов и Французский франк.

4. Валютный контроль в зарубежных странах охватывает деятельность как банков, так и небанковских институтов. В различных странах применяются разные меры валютного контроля: лимитирование сроков по операциям «лидз энд лэгс» (ускорение или замедление расчетов в предвидении тех или иных изменений валютных курсов), запрещение или наличие предварительного разрешения национальных валютных органов на открытие счета в иностранной валюте в данной стране или за ее пределами; внесение беспроцентного импортного депозита в уполномоченный банк и др.

С введением плавающих валютных курсов регулирование процесса курсообразования через МВФ ослабло. В современных условиях межгосударственное регулирование валютных курсов осуществляется в основном в рамках ЕС.

В настоящее время основной валютой, в которой осуществляется около 80% всех международных расчетов, выступает доллар США, фактически сохранивший статус резервной валюты. В этом же качестве используются Евро и Японская иена.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
11765. Статистики внешнеэкономической деятельности 212.78 KB
  Если раньше внешнеэкономическая деятельность а значит и импорт товаров и услуг была монопольной сферой деятельности государства то сегодня ситуация изменилась: Российская Федерация пошла по пути либерализации внешней торговли открыв свободный доступ к участию в ней предприятий организаций и других хозяйствующих субъектов. Для эффективного управления международными экономическими отношениями принятия решений в сфере внешней торговли необходимы данные комплексно отражающие развитие внешнеэкономических связей как в целом по стране так и...
8773. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности 6.17 KB
  Государственное регулирование ВЭД – это система типовых мер законодательного и контролирующего характера осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеэкономического равновесия стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта поощрения притока иностранного капитала. Выделяют три основные функции государственного регулирования ВЭД такие как: 1. Системообразующая функция – к ней относятся отмена государственной монополии ВЭД; формирование конкурентной среды; порядок осуществления ВЭД;...
17671. Планирование внешнеэкономической деятельности на предприятии 17.78 KB
  Внутрифирменное планирование: принципы и роль в обосновании ВЭД. Планирование как функция управления ВЭД. Планирование – это процесс выбора целей и принятия решений для достижения этих целей.
13786. Проблема классификации часов и их частей в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза 40.65 KB
  Потребительские свойства часов. Условия транспортировки и хранения часов и их частей. Классификация часов и их частей в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. Виды и расположение часов и их частей в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. Особенности классификации часов и их частей в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. Проблем классификации часов и их...
3678. Финансовый анализ деятельности предприятия ООО БТК 155.17 KB
  Изучить особенности деятельности ООО «Брянская Телекоммуникационная Компания»: учредительные документы, структуру управления, организацию предпринимательской деятельности предприятия. Проанализировать финансовую отчетность ООО «Брянская Телекоммуникационная Компания». Рассчитать показатели, характеризующие результативность предпринимательской деятельности предприятия.
9307. Налоги, относимые на финансовый результат деятельности предприятия 12.35 KB
  Налоги относимые на финансовый результат деятельности предприятия Выручка от реализации продукции является основным источником формирования денежных накоплений предприятия. При втором методе выручка от реализации продукции выполнения; работ оказания услуг определяется по мере отгрузки товаров выполнения работ оказания услуг и предъявления покупателю расчетных документов.
9309. Система региональных налогов и сборов, относимых на финансовый результат деятельности организации 14.43 KB
  Система региональных налогов и сборов относимых на финансовый результат деятельности организации. Место налога в системе налогообложения организации. Закона Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации ст.
16519. Интрапренерство как механизм активизации инновационной деятельности предприятия 14.25 KB
  Появление интрапренерства связано с тем фактором что многие крупные производственные структуры переходят на предпринимательскую форму организации производства. Лидеры – интрапренеры организации-участники корпорации вращаются вокруг центрального ядра головной организации корпорации. В то же время силовое идеологическое поле корпорации удерживает все организации в орбите корпорации2. Развитие интрапренерства определяется интенсификацией инновационного предпринимательства и его осуществлением внутри существующей организации.
4869. Механизм управления оценкой формирования финансовых результатов деятельности предприятия в условиях инфляции 148.8 KB
  Общие закономерности влияния инфляции. Подходы и методы оценки влияния инфляции на финансовые результаты работы предприятия. Механизм управления оценкой формирования финансовых результатов деятельности предприятия в условиях инфляции. Мировой опыт финансового менеджмента свидетельствует что одной из наиболее актуальных проблем в оценке истинного состояния финансовой стабильности предприятия является проблема оценки экономического состояния хозяйственной деятельности компании в условиях инфляции.
17672. Организация управления внешнеэкономической деятельностью на предприятии 18.52 KB
  Служба внешнеэкономической деятельности как форма дивизионального типа управления. Организационная структура управления внешнеэкономической деятельностью: понятия и факторы ее определяющие. Одной из функций управления является функция организации которая с одной стороны представляет процесс управления а с другой - выбор организационной структуры.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.