ОСНОВЫ ТЕОРИИ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. ФИРМА, РЫНОК И ОТРАСЛЬ: ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ

Фирма как ключевой институт экономики отраслевых рынков: основные концепции фирмы (технологическая, контрактная, стратегическая); классификация внутренних структур фирмы (по размер, по формам собственности, по организационно-правовой форме, по типам внутренних структур управления).

2015-02-09

16.59 KB

30 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


ТЕМА 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. ФИРМА, РЫНОК И ОТРАСЛЬ: ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ.

(4 ЧАСА)

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ 1

  1.  Работа кураторов темы:
  •  основные понятия темы, презентация содержания, вопросы к группе, вопросы группы;
  •  обзор российского законодательства по теме;
  •  презентация подготовленных кейсов (по 1) по теме, анализ работы над кейсами в группе
  1.  Работа над вопросами для размышления к теме 1
  2.  Ситуационный анализ кейса 1 ОКВЭД
  3.  Ситуационный анализ кейса 1.1 «Алмазы будут в цене, пока существует монополия», ответы на вопросы
  4.  Ситуационный анализ кейса 1.2 «Рынок каучука»
  5.  Ситуационный анализ статьи  к теме 1, ответы на вопросы  (Н.М.Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков: учеб. Пособие/ Н.М. Розанова. – М.:Издательство Юрайт, 2010. – 906 с. – (Учебники ГУ-ВШЭ - стр.55-57).

Основные вопросы темы:

1.1.Границы продуктового рынка и принципы выделения.

Рынок как совокупность продавцов товаров-субститутов. Правило пяти процентов. Корреляция цен товаров во  времени. Заменяемость в предложении.

1.2. Географически ограниченный рынок.

1.3. Классификация рынков и типы рыночных структур.

1.4. Факторы, определяющие структуру рынка.\

1.5. Фирма как ключевой институт экономики отраслевых рынков: основные концепции фирмы (технологическая, контрактная, стратегическая); классификация внутренних структур фирмы (по размер, по формам собственности, по организационно-правовой форме, по типам внутренних структур управления).

Основная литература  по теме:   

2, Гл.1., стр.23 - 58

 

Базовые понятия темы: 

Фирма. Рынок. Релевантный рынок. Взаимозаменяемые товары. Ценовая эластичность спроса. Перекрестная эластичность спроса. Совокупная выручка фирмы. Прибыль фирмы. Предельные издержки фирмы. Предельная выручка фирмы. Географически ограниченный рынок. Стандартный отраслевой классификатор. Рынок товаров и услуг. Рынок денег. Рынок капитала. Локальный рынок. Региональный рынок. Национальный рынок. Мировой рынок. Глобальный рынок. Минимально эффективный выпуск.

Основные обозначения:

P – цена единицы товара;

Q - объем продаж в отрасли (на рынке);  

q – объем продаж одной фирмы в отрасли;

MC – предельные издержки;

MR – предельная выручка;

E – эластичность спроса;

TR – совокупная выручка фирмы;

TC – совокупные издержки фирмы;

si  - рыночная доля фирмы

π –  прибыль фирмы

N- число фирм на рынке (в отрасли).

Ключевые формулы:

  1.  Перекрестная ценовая эластичность спроса
  2.  Правило пяти процентов
  3.  Индекс Аттона
  4.  Оптимальное число фирм на рынке  в долгосрочном периоде
  5.  Минимально эффективный выпуск

Темы эссе:

  1.  Совершенная конкуренция и монополия: сравнительный анализ поведения фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах
  2.  Потери от монополии: альтернативные варианты подсчетов
  3.  Монополия и конкуренция в экономике России
  4.  Монополия и конкуренция в экономике зарубежной страны (по выбору)

При подготовке к занятиям   всей группе следует подготовиться к ответам на вопросы , предложенные в конце главы учебника, а также  познакомиться с задачами и ситуациями, предложенными автором.

Рекомендуемая литература:

Авдашева, Н.М. Розанова. Теория организации отраслевых рынков. Учебник. Изд-во Магистр, М., 1998.

 Н.М.Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков: учеб. Пособие/ Н.М. Розанова. – М.:Издательство Юрайт, 2010. – 906 с. – (Учебники ГУ-ВШЭ).

Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков: Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2010. – 442 с. – (Учебники экономического факультета МГУ им. М.Ю.Ломоносова).

В.М.Джуха. Экономика отраслевых рынков: учебное пособие /В.М.Джуха, А.В.Курицын, И.С.Штапова. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 253 с. – (Высшее образование).

Розанова Н.М.  Эффективная организация отрасли: практическое руководство: учебное пособие / Н.М.Розанова. – М.: Издательство «Дело» АНХ, 2009. – 416 с.

Гильмундинов В.М. Экономика отраслевых рынков. Ч. 1: Учеб. пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2008. – 83 с.

Гильмундинов В.М.  Экономика отраслевых рынков. Ч. 2: Учеб. пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2008. – 83 с.

Источники Интернет по теории  отраслевых рынков:

http://economics.boom.ru/ – материалы по экономике отраслевых рынков.

http://www.iet.ru/publication.php?jel-code=L&folder-id=44 – публикации сотрудников Института экономики переходного периода, посвященные организации отраслевых рынков.

www.beafnd.org – Фонд «Бюро экономического анализа» (г. Москва).

http://gallery.economicus.ru  – материалы об экономистах и направлениях экономической теории.

– Центр стратегических разработок.

http://www.economy.gov.ru – Министерство экономического развития и торговли Российской федерации.

http://www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал – ЭКОНОМИКА, СОЦИОЛОГИЯ, МЕНЕДЖМЕНТ – учебные материалы.

http://www.forecast.ru – Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (г. Москва).

http://www.hse.ru  – Государственный университет Высшая школа экономики

http://www.iet.ru – Институт экономики переходного периода (г. Москва).

http://www.libertarium.ru – материалы по экономической теории.

http://datsygankov.livejournal.com - оценка регулирующего воздействия

http://www.fas.gov.ru  - Федеральная антимонопольная служба

http://brancheconomy.info/ - отраслевая экономика  

PAGE   \* MERGEFORMAT 1



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
21111. Экономика отраслевых рынков. Значение в экономике 50.03 KB
  Рынок и отрасль. Рынок. В данной контрольной работе будут рассмотрены фирма рынок и отрасль: подходы к их определению. Объект данной работы: фирма рынок и отрасль с теоретической точки зрения.
6156. Основные подходы к определению понятия «права» 27.62 KB
  Определение права по содержанию по источнику и по способу обеспечения исполнения. Теологическая школа происхождения и сущности права. Естественноправовая школа происхождения и сущности права.
3450. Основные типы рыночных структур: понятие совершенной и несовершенной конкуренции 4.26 KB
  Модель совершенной конкуренции – идеальная модель рынка. Условия модели совершенной конкуренции: Множество покупателей и продавцов на рынке. Рынок несовершенной конкуренции характеризуется более высокими трансакционными издержками по сравю с рынком СК.
13463. Стохастические математические модели исследования финансовых рынков 760.59 KB
  Так как цены акций изменяются случайным образом то естественно считать что они представляют собой случайные величины на некотором вероятностном пространстве . Мы будем предполагать что пространство элементарных событий конечное множество а точки множества будем трактовать как элементарные события происходящие на финансовом рынке. Обозначим через множество вероятностей или что то же самое вероятностных мер на нагружающих все точки множества . Это означает что если то данная вероятностная мера в.
20268. Основные подходы к определению инновации. Свойства инновации, виды инноваций 47.53 KB
  Инновация, нововведение (англ. innovation) — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.
16598. Методология оценки и анализа процессов формирования и функционирования корпоративных структур в регионах 58.13 KB
  Безопасность и противодействие экономическому терроризму по заказу Министерства образования и науки РФ. Цель исследования заключалась в анализе существующих принципов деятельности и разработке перспективной методологии анализа и оценки формирования и...
14512. Система обучения иностранным языкам. Разные подходы к определению цели и задач обучения ИЯ на современном этапе (традиционная методика) 14.54 KB
  Система обучения иностранным языкам. Разные подходы к определению цели и задач обучения ИЯ на современном этапе традиционная методика. Система обучения – совокупность основных компонентов учебного процесса определяющих отбор учебного материала для занятий формы и способы его подачи на уроке методы и средства общения. С позиции системного подхода в методике преподавания языка принято выделять следующие компоненты системы обучения: подходы к обучению цели и задачи содержание процесс принципы методы средства организационные формы...
4698. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 35.45 KB
  Метод – это совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта.
12164. Устройство для оптикоэлектронного бесконтактного исследования минералов и органических структур 16.86 KB
  Прибор предназначен для определения состава древних искусственных материалов керамика строительные растворы краски и пр. В настоящее время прибор не имеет аналогий применения для археологических исследований в мире. Прибор используется для проведения анализов.
10149. Ценовая политика. Задачи ценовой политики и пути их решения. Типовые подходы к определению цены товара. Система скидок и надбавок как инструмент согласования интересов предприятия и потребителя 10.23 KB
  Типовые подходы к определению цены товара. Поэтому значение рыночной цены зависит не столько от собственных издержек предприятия сколько от уровня конкуренции на рынке и общего состояния экономики и т. Стратегия ценообразования позволяет определить уровень цен и предельные цены на отдельные группы продукции. В отдельных случаях следует учитывать и сформировавшиеся цены на рынке.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.