Участники рынка ценных бумаг. Государственный контроль за рынком. Саморегулирование как форма организации рынка. Конкретные формы структурной организации на российском рынке ценных бумаг

Конкретные формы структурной организации на российском рынке ценных бумаг. Участники рынка ценных бумаг. Конкретные формы структурной организации на российском рынке ценных бумаг.

2015-02-05

65.46 KB

2 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Раздел 4 " Участники рынка ценных бумаг. Государственный контроль за рынком. Саморегулирование как форма организации рынка. Конкретные формы структурной организации на российском рынке ценных бумаг."              ?

Раздел. 4: Участники рынка ценных бумаг. Государственный контроль за рынком. Саморегулирование как форма организации рынка. Конкретные формы структурной организации на российском рынке ценных бумаг.

Участники рынка ценных

бумаг.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг могут быть юридические лица, в том числе кредитные организации, а также граждане (физические лица), зарегистрированные в качестве предпринимателей, которые осуществляют такие виды деятельности, как брокерская деятельность, дилерская деятельность, депозитарная деятельность, деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельность по организации торговли ценными бумагами.

Брокерская деятельность.

В Российской Федерации брокерской деятельностью является  "совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера, действующего на основании договора - поручения или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок при отсутствии указаний на полномочия поверенного или комиссионера в договоре ".

Профессиональный  участник рынка ценных бумаг, занимающийся брокерской деятельностью, именуется брокером.

Передоверие брокерами совершения сделок допускается только брокерам. Передоверие допускается, если оно оговорено в договоре комиссии или поручения либо в случаях, когда брокер вынужден к этому силой обстоятельств, для охраны интересов своего клиента с уведомлением последнего.

Передоверие осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Брокер должен выполнять поручения клиентов в порядке их поступления, если иное не предусматривается договором с клиентом или его поручением. Сделки, осуществляемые по поручению клиентов, во всех случаях подлежат приоритетному исполнению по сравнению с дилерскими операциями самого брокера при совмещении им деятельности брокера и дилера.

В случае наличия у брокера интереса, препятствующего осуществлению поручения клиента на наиболее выгодных для клиента условиях, брокер обязан немедленно уведомить последнего о наличии у него такого интереса.

В случае, если брокер действует в качестве комиссионера, договор комиссии может предусматривать обязательство хранить денежные средства, предназначенные для инвестирования в акции или полученные в результате продажи ценных бумаг у брокера на забалансовых счетах и право их использования брокером до момента возврата этих денежных средств клиенту в соответствии с условиями договора.

Часть прибыли, полученной от использования указанных средств в распоряжении брокера, в соответствии с договором перечисляется клиенту (покупателю или продавцу). При этом брокер не вправе гарантировать или давать обещания клиенту в отношении доходов от инвестирования хранимых им денежных средств.

В случае, если конфликт интересов брокера и его клиента, о котором клиент не был уведомлен до получения брокером соответствующего поручения, привел к исполнению этого поручения с ущербом для интересов клиента, брокер обязан за свой счет возместить убытки в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Дилерская деятельность.

Под дилерской деятельностью понимается "совершение сделок купли - продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и/или продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и /или продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществяющим такую деятельность, ценам".

Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий дилерскую деятельность, является дилером. Дилером может быть только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией.

Кроме цены дилер имеет право объявить иные существенные условия договора купли - продажи ценных бумаг: минимальное и максимальное количество покупаемых и/или продаваемых им акций, а также срок, в течение которого действуют объявленные цены. при отсутствии в объявлении указания на иные существенные условия дилер обязан заключить договор на существующих условиях, предложенным его клиентом. В случае уклонения дилера от заключения договора к нему может быть предъявлен гражданский иск о принудительном заключении такого договора и о возмещении причиненных клиенту убытков.

     


Деятельность по управлению ценными бумагами.

Под деятельностью по управлению ценными бумагами понимается осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц:

  •  ценными бумагами;
  •  денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги;
  •  денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управления ценными бумагами.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по управлению ценными бумагами, называется управляющим.

В случае, если конфликт интересов управляющего и его клиента или разных клиентов одного управляющего, о котором все стороны не были уведомлены заранее, привел к действиям управляющего, нанесшим ущерб интересам клиента, управляющий обязан за свой счет возместить убытки в порядке, установленном гражданским законодательством.

Деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг).

Клиринговая деятельность - деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним.

Клиринговая организация, осуществляющая расчеты по сделкам с акциями, обязана формировать специальные фонды для снижения рисков неисполнения сделок с ними. Минимальный размер специальных фондов клиринговых организаций устанавливается Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Депозитарная деятельность.

Депозитарная деятельность заключается в оказании услуг по хранению сертификатов ценных бумаг, в том числе акций и/или учету и переходу прав на ценные бумаги.


Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность, именуется депозитарием. Депозитарием в соответствии с российским законодательством может быть только юридическое лицо.

Лицо, пользующееся услугами депозитария по хранению ценных бумаг и/или учету прав на ценные бумаги, является депонентом.

Договор между депозитарием и депонентом, регулирующий их отношения в процессе депозитарной деятельности, называется депозитарным договором (договором о счете депо). Депозитарный договор заключается в письменной форме. Депозитарий обязан утвердить условия осуществления им депозитарной деятельности, являющиеся неотъемлемой составной частью заключенного депозитарного договора.

Заключение депозитарного договора не влечет за собой переход к депозитарию права собственности на ценные бумаги депонента. Депозитарий не имеет права распоряжаться акциями депонента, управлять ими или осуществлять от имени депонента любые действия с ними, кроме осуществляемых по поручению депонента в случаях, предусмотренных депозитарным договором.

Депозитарный договор должен содержать следующие существенные условия:
  •  однозначное определение предмета договора: предоставление услуг по хранению сертификатов акций и/ или учету прав на эти акции;
  •  порядок передачи депонентом депозитарию информации о распоряжении депонированными в депозитарии ценными бумагами депонента;
  •  срок действия договора;
  •  размер и порядок оплаты услуг депозитария, предусмотренным договором;
  •  форму и периодичность отчетности депозитария перед депонентом;
  •  обязанности депозитария.

В обязанности депозитария входят:

  •  регистрация фактов обременения ценных бумаг депонента обязательствами;
  •  ведение отдельного от других счета депо депонента с указанием даты и основания каждой операции по счету;
  •  передача депоненту всей информации об акциях, полученных  депозитарием от эмитента или держателя реестра владельцев ценных бумаг.

Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг.

В соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг"  деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг в России имеют право заниматься только юридические лица, которые именуются держателями реестра  (регистраторами).

В обязанности регистратора входят сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих совокупность данных, зафиксированных на бумажном носителе или с использованием электронной базы данных, обеспечивающих идентификацию зарегистрированных в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг номинальных держателей и владельцев акций и учет их прав в отношении этих акций.

Для акций на предъявителя система ведения реестра владельцев ценных бумаг не ведется.

Реестр владельцев ценных бумаг (далее - реестр) - это часть системы ведения реестра , представляющая собой список зарегистрированных владельцев с указанием количества, номинальной стоимости и категории  принадлежащих им именных ценных бумаг, составленный по состоянию на любую установленную дату и позволяющий идентифицировать этих владельцев, количество и категорию принадлежащих им ценных бумаг.

Владельцы и номинальные держатели ценных бумаг обязаны соблюдать правила представления информации в систему ведения реестра.

Держателем реестра может быть эмитент или профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра на основании поручения эмитента. В случае, если число владельцев превышает 500 держателем реестра должна быть независимая специализированная организация, являющаяся профессиональным участником рынка ценных бумаг и осуществляющая деятельность по ведению реестра.

Договор на ведение реестра заключается только с одним юридическим лицом. Регистратор может вести реестры владельцев ценных бумаг неограниченного числа эмитентов.

Деятельность по организации торговли  на рынке ценных бумаг.

 

Деятельностью по организации торговли на рынке ценных бумаг является предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско - правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг.

Законодательство возлагает на организатора торговли на рынке ценных бумаг раскрыть следующую информацию любому заинтересованному лицу:
  •  правила допуска участника рынка ценных бумаг к торгам;
  •  правила допуска к торгам ценных бумаг;
  •  правила заключения и сверки сделок;
  •  правила регистрации сделок;
  •  порядок исполнения сделок;
  •  правила, ограничивающие манипулирование ценами;
  •  расписание предоставления услуг организатором торговли на рынке ценных бумаг;
  •  регламент внесения изменений и дополнений в вышеперечисленные позиции;
  •  список ценных бумаг, допущенных к торгам.

 

          

Информационное обеспечение формирующейся российской модели рынка ценных бумаг.

Формирование российской модели рынка ценных бумаг и совершенствование механизмов взаимодействия его элементов будут в значительной мере зависеть от развития технологий и средств обеспечения информационной инфраструктуры рынка ценных бумаг. Создаваемая модель должна строиться  с учетом отечественных достижений в сфере развития технологических, программных и алгоритмических средств, которые будут использоваться для создания информационной инфраструктуры рынка.

Рынок ценных бумаг и его информационная инфраструктура должны создать условия для эффективной реализации инвестиционного процесса в России. Целесообразно выделить два уровня в его функциональной структуре: межрегиональный и внутри региональный.

Межрегиональный уровень, объединяющий региональные рыночные структуры, призван обеспечить взаимодействие профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Внутрирегиональный уровень затрагивает отношения между клиентом и обслуживающим его профессиональным участником рынка. Этот уровень является базисом для взаимодействия участников рынка ценных бумаг.

К задачам, решаемым на межрегиональном уровне, относятся:

- формирование рыночной цены на акции тех или иных предприятий;

- осуществление первичного распределения ценных бумаг;

- запуск общероссийского вторичного рынка ценных бумаг;

- формирование контрольных пакетов акций;

- разукрепление пакетов акций.

К задачам, решаемым на внутрирегиональном уровне, относятся:

- допуск к накопленной и текущей информации об изменении курсов ценных бумаг, о ценообразовании, спросе и предложении, курсах валют, а также получение другой экономической информации;

- использование информационной среды для формирования стабильной обстановки на рынке;

- производство денежных расчетов по операциям с ценными бумагами;

- автоматизация статистической и бухгалтерской отчетности;

- осуществление депозитарной деятельности, ведение реестров;

- регулирование изменения курсов ценных бумаг;

- управление счетами в деньгах и в ценных бумагах;

- участие клиентов в торгах ценными бумагами;

- осуществление коммерческих сделок;

- работа с экспертными системами.

Для решения указанных задач потребуется создать адекватную по своим функциональным возможностям информационную структуру, позволяющую участникам рынка ценных бумаг осуществлять преимущественно в автоматизированном режиме следующие виды предпринимательской деятельности:

а) совершение сделок купли - продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и продажи ценных бумаг с обязательством покупки и продажи этих ценных бумаг по объявленным ценам (дилерская деятельность);

б) предоставление услуг, способствующих заключению сделок купли-продажи ценных бумаг между профессиональными участниками рынка ценных бумаг, включая деятельность фондовых бирж (деятельность по организации торговли ценными  бумагами);

в) определение взаимных обязательств по поставке (переводу) денежных средств в связи с операциями с ценными бумагами (расчетно - клиринговая деятельность по денежным средствам);

г) определение взаимных обязательств по поставке (переводу) ценных бумаг участниками операции с ценными бумагами (расчетно - клиринговая деятельность по ценным бумагам);

д) хранение ценных бумаг и учет прав на ценные бумаги (депозитарная деятельность);

е) ведение и хранение реестров акционеров (деятельность держателя реестра акционеров);

ж) совершение гражданско - правовых сделок с ценными бумагами на основании договоров (брокерская деятельность);

з) осуществление операций с векселями;

и) обращение закладных и ипотечных ценных бумаг.

Создание в России информационной инфраструктуры рынка ценных бумаг потребует внедрения современных технологий, создание баз данных, разветвленных и защищенных телекоммуникационных сетей, интегрированных с банковскими системами.

   

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА РЫНКОМ

Роль государства в регулировании рынка ценных бумаг может быть сведена к следующему:

  •  идеологическая и законодательная функция (концепция развития рынка, программа ее реализации, управление программой, законодательные акты для запуска и развития рынка);
  •  концентрация ресурсов (государственных и частных), и в первую очередь опережающего создания инфраструктуры;
  •  установление "правил игры" (требований к участникам, операционных и учетных стандартов);
  •  контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (регистрация и контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций);
  •  создание системы информации о состоянии фондового рынка и обеспечение ее открытости для инвесторов;
  •  формирование системы защиты инвесторов от потерь (в том числе государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);
  •  предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового);
  •  предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг (отвлекающего часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства).

Большинство этих функций сейчас не выполняется в должной мере либо не выполняется вообще.

Государство выступает также:

  •  крупнейшим эмитентом (финансирование государственного долга) и инвестором (государственная собственность в ценных бумагах предприятий и банков, централизованные капитальные вложения через инвестиции в ценные бумаги);
  •  макроэкономическим регулятором, используя инструменты рынка ценных бумаг в операциях на открытом рынке для проведения своей денежной политики;
  •  крупнейшим дилером на рынке государственных ценных бумаг через центральный банк, принадлежащий государству.

Концепции регулирования государством рынка ценных бумаг.

Первая концепция – регулирование рынка преимущественно сосредоточивается в государственных органах, лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил передается государством так называемым саморегулирующимся организациям (объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг). Пример – Франция.

Вторая концепция – максимально возможный объем полномочий передается саморегулирующимся организациям, значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а переговорный процесс, индивидуальные согласования с участниками рынка при том, что государство сохраняет за собой основные контрольные позиции, возможности в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования. Пример – Великобритания.

В реальной практике развитых зарубежных рынков степень централизации и жесткость регулирования колеблются между этими двумя крайними концепциями.

Опишем структуру государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг в зарубежной практике. Среди более чем 30 стран с развитыми рынками более 50% имеют самостоятельные ведомства / комиссии по ценным бумагам (модель США), примерно в 15 % стран за рынок отвечает Министерство финансов, 15 % стран – смешанное управление. В некоторых странах с банковской моделью рынка (наиболее яркие примеры – Германия, Австрия, Бельгия) основную ответственность за фондовый рынок несет центральный банк и орган банковского надзора (если он отделен от центрального банка). Уникальной в этом отношении является Швейцария, где нет единого государственного органа, централизующего регулирование рынка ценных бумаг (эти функции разделены по регионам).

Структура государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг в России.

Российский рынок, несмотря на его незначительные объемы, имеет исключительно сложную и противоречивую структуру государственных органов, регулирующих этот рынок. Эта сложность объясняется тремя причинами:

  •  смешанная (банковская и небанковская) модель рынка и, как следствие, Центральный банк и небанковские государственные органы в качестве регулирующих инстанций;
  •  масштабная приватизация, в ходе которой значительная часть государственных предприятий превращается в акционерные общества, создаются инвестиционные фонды, осуществляется огромных;
  •  масштабов первичное размещение акций приватизированных предприятий, что в свою очередь вызывает активное вмешательство в регулирование рынка приватизационного агентства (Госкомимущества);
  •  неустойчивость и конкуренция российских властных структур.

На рисунке, приведенном ниже, представлены основные государственные органы, регулирующие рынок ценных бумаг в России на федеральном уровне.       

 

Администрация Президента РФ.

Главное правовое управление и Контрольное управление Президента РФ. Первое непосредственно участвует в работе Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. Контрольное управление осуществляет специальный мониторинг выполнения указов и распоряжений Президента, связанных с приватизацией и рынком ценных бумаг.

Правительство РФ.

Правительство РФ осуществляет общее руководство развитием рынка ценных бумаг через федеральные органы исполнительной власти, ведет законопроектную деятельность, осуществляя подготовку проектов, Указов и Распоряжений Президента РФ, а также федеральных законов в области ценных бумаг, назначает и контролирует работу головных исполнителей по подготовке нормативных актов (Госкомимущество РФ, Минфин РФ, Минэкономики РФ и т.д.). Порядок указанной работы утвержден постановлением Правительства РФ "Об утверждении временного Положения о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации" от 19 июня 1994 г. №733.

 

Рисунок 4.1. Основные государственные органы, регулирующие рынок ценных бумаг в России на федеральном уровне.

 

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.

Потребность в координации деятельности органов государства на рынке ценных бумаг оказалась настолько велика, что в октябре 1992 г. при Президенте РФ была создана Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам, объединяющая в себя представителей Госкомимущества, Минфина РФ, Государственного комитета РФ по антимонопольной политике, Банка России, Российского фонда федерального имущества и фондовых бирж (представители последних до конца 1994 г. в состав Комиссии не были введены). В 1993 г. – начале 1994 г. Комиссия выполняла функции консультативного и координирующего органа. Необходимо отметить особую близость Комиссии с Госкомимуществом РФ, которое осуществляло организационно-техническое обеспечение ее деятельности.

В ноябре 1994 г. она была преобразована в Федеральную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ, которая формально обладала всеми полномочиями по регулированию указанного рынка, которыми располагает Минфин и частично Банк России (сфера компетенции комиссии распространялась с учетом мнения Банка России и на коммерческие банки).

Указом Президента РФ от 1 июля 1996 г. №1009 она преобразована в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг. Этим Указом определено, что ФКЦБ России является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.

Постановления ФКЦБ России по вопросам, отнесенным к ее компетенции, обязательны для исполнения федеральными министерствами и иными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также профессиональными участниками рынка ценных бумаг и их саморегулирующимися организациями.

Федеральная комиссия принимает решения по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулирующихся организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и нормативных актов о ценных бумагах.

Решения Федеральной комиссии принимаются в форме постановлений.

ФКЦБ России издает распоряжения по вопросам выдачи, приостановления и аннулирования генеральных лицензий на осуществление лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг, лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и иных лицензий, а также по вопросам, имеющим распорядительный или индивидуальный характер, не требующим принятия постановлений в соответствии с федеральным законом.

Основные функции и полномочия Федеральной комиссии определяются Федеральным законом "0 рынке ценных бумаг".

Для рассмотрения вопросов, имеющих межведомственный характер, в ФКЦБ России создается совещательный орган – коллегия ФКЦБ России, состоящая из 15 членов и формируемая в соответствии с Федеральным законом "0 рынке ценных бумаг".

Персональный состав коллегии утверждается Правительством РФ. Председателем коллегии по должности является председатель ФКЦБ России.

Решения коллегии носят рекомендательный характер.

При ФКЦБ создается консультативно-совещательный орган – Экспертный совет, в состав которого входят 25 членов: 7 представителей государственных органов и организаций, деятельность которых связана с регулированием финансового рынка и рынка ценных бумаг, 7 представителей профессиональных участников рынка ценных бумаг, 7 представителей саморегулирующихся организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, их союзов, ассоциаций, иных общественных объединений и 4 независимых эксперта.

Представители государственных органов и организаций (Администрации Президента Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом, Государственной налоговой службы Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации и Российского фонда федерального имущества) включаются в состав Экспертного совета по представлению этих государственных органов и организаций.

Кандидатуры представителей профессиональных участников рынка ценных бумаг избираются в состав Экспертного совета в соответствии с Федеральным законом "0 рынке ценных бумаг".

Министерство финансов РФ.

Министерство финансов выступает на рынке ценных бумаг в качестве:

° представителя эмитента государства, выполняющего от имени последнего все функции эмитента по выпуску государственных на федеральном уровне ценных бумаг;

° государственного органа регулирования рынка.

В качестве первого Минфин РФ разрабатывает цели и условия выпуска ценных бумаг, заключает договоры на первичное их размещение, оказывает организационно-техническое содействие в создании первичного и ликвидного вторичного рынков государственных долговых обязательств, создает систему льгот, обеспечивающих спрос на них, определяет цены первичного размещения и т.п.

В качестве государственного органа регулирования рынка Минфин РФ: устанавливает правила совершения операций на рынке, учета и отчетности по сделкам с фондовыми инструментами;

аттестует специалистов на право ведения операций с ценными бумагами (за исключением персонала банков), контролирует использование квалификационных аттестатов, применяет санкции;

регистрирует выпуски ценных бумаг (за исключением ценных бумаг банков и акций чековых инвестиционных фондов);

регулирует совместно с Банком России выпуск и обращение государственных ценных бумаг;

ведет Единый государственный реестр зарегистрированных в РФ ценных бумаг (на практике – за исключением акций банков и чековых инвестиционных фондов) и обеспечивает его публикацию;

контролирует приобретение крупных пакетов акций.

Кроме того, Минфин РФ:

лицензирует производство и ввоз на территорию РФ бланков ценных бумаг;

ведет государственный реестр акционерных обществ;

ведет реестр инвестиционных институтов;

осуществляет подготовку специалистов по ценным бумагам через подведомственную систему финансовых колледжей.

Подразделение центрального аппарата Минфина РФ, несущее основную ответственность за выполнение указанных функций, – Управление государственных ценных бумаг и финансового рынка  Минфина РФ.

Центральный банк РФ.

Центральный банк России выполняет своеобразную роль на рынке ценных бумаг, одновременно являясь его профессиональным участником, активно ведущим операции с ценными бумагами, а с другой – государственным органом регулирования рынка. Указанное своеобразие заключается в следующем:

Банк России является агентом Правительства РФ по размещению государственных займов. В этом случае он по сути выполняет функции инвестиционной компании по обслуживанию первичного размещения ценных бумаг. При этом, вкладывая в государственные фондовые ценности собственные ресурсы, Банк России выступает в качестве дилера;

Банк России создает вторичный рынок государственных ценных бумаг, выступая на нем в качестве финансового брокера, работающего по поручению Правительства;

Банк России выполняет функции депозитария, клирингового и расчетного центра по операциям с отдельными выпусками государственных ценных бумаг (например, 30-летний облигационный заем 1991 г., государственные краткосрочные облигации), являясь в этом смысле специализированной организацией по учету, хранению и расчетам по операциям с фондовыми ценностями;

Банк России ведет расчеты по выплате процентов и погашению отдельных выпусков государственных ценных бумаг, учет для Правительства операций с ними. Осуществляя кассовое исполнение государственного бюджета, Центральный банк выступает агентом по платежам, связанным с обслуживанием внутреннего государственного долга в форме ценных бумаг;

Банк России использует операции с государственными ценными бумагами в качестве инструмента денежно-кредитной политики;

Банк России выступает органом государственного  регулирования для коммерческих банков – профессиональных участников рынка ценных бумаг;

Банк России часто выступает в роли консультанта Правительства и парламентских органов.

Очевидно, что законодательные нормы и сложившаяся практика должны ограничить компетенцию Министерства финансов и Банка России. В частности, такое разграничение произошло весной 1992 г. по вопросам лицензирования деятельности банков и их специалистов на финансовом рынке, а также регистрации фондовых ценностей.

Банк России  выполняет следующие регулирующие функции на рынке ценных бумаг:

  •  установление для банков правил совершения операций на рынке, учета и отчетности по сделкам с фондовыми инструментами;
  •  лицензирование, регулирование и контроль операций банков с ценными бумагами;
  •  аттестация специалистов банков на право ведения операций с ценными бумагами (в настоящее время персоналу банков не требуется получать квалификационные аттестаты);
  •  регистрация выпусков ценных бумаг банков; регулирование совместно с Минфином РФ выпуска и обращения государственных ценных бумаг;
  •  ведение реестра ценных бумаг банков;
  •  регистрация и ведение реестра акционерных обществ – банков;
  •  подготовка специалистов по ценным бумагам через систему банковских колледжей.

Кроме того, в соответствии с Законом РФ "0 валютном регулировании и валютном контроле" от 14 июля 1992 г. Банк России регулирует обращение ценных бумаг – валютных ценностей как в части банковских, так и небанковских операций.

Подразделение центрального аппарата Банка России, отвечающее за работу на рынке ценных бумаг, – Управление ценных бумаг Банка России.

Особая сфера ответственности Банка России – “операции на открытом рынке", инструментом которых являются ценные бумаги, а целью – регулирование объемов (сжатие – расширение) денежной массы, которая находится в обращении.

Госкомимущество РФ.

Госкомимущество осуществляет:

  •  регулирование выпуска и обращения приватизационных чеков в качестве государственной  ценной бумаги;
  •  установление правил регулирования, регистрацию и контроль преобразований государственных предприятий в акционерные общества при приватизации и связанных с этим эмиссий ценных бумаг;
  •  лицензирование, регулирование и контроль деятельности чековых инвестиционных фондов (в том числе чековых фондов социальной защиты) и аттестацию их специалистов (в соответствии с собственным распоряжением от 23 декабря 1992 г. № 1211-р);
  •  лицензирование, регулирование и контроль управляющих чековыми инвестиционными фондами;
  •  регистрацию выпусков ценных бумаг чековых инвестиционных фондов;
  •  установление правил учета и отчетности для чековых инвестиционных фондов;
  •  разработку российской телекоммуникационной финансовой  системы (совместно с рядом других ведомств).

Кроме того, Госкомимущество РФ:

  •  определяет совместно с Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг порядок создания и функционирования депозитариев и регистрационной сети, правил ведения реестров акционеров;
  •  регулирует порядок применения доверительной собственности (траста), как это сложилось на практике в связи с подготовкой Госкомимуществом РФ Указа Президента РФ "0 доверительной собственности (трасте)" от 24 декабря 1993 г. №2296, определяет содержание и порядок заключения трастовых договоров (в соответствии с данным указом);
  •  регулирует совместно с Антимонопольным комитетом РФ создание холдинговых компаний при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества;
  •  осуществляет в пределах своей компетенции регулирующее воздействие на операции с ценными бумагами подотчетного ему Российского фонда федерального имущества;
  •  определяет порядок операций с ценными бумагами при реорганизации или ликвидации предприятий по делам, находящимся в ведении Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ.

С работой на рынке ценных бумаг связаны, прежде всего, следующие подразделения центрального аппарата Госкомимущества РФ: отраслевые управления (преобразования предприятий в акционерные общества); главное управление инвестиционных фондов; главное управление методического обеспечения; главное управление приватизационных чеков и организации продажи акций. Значительная часть функций передана Госкомимуществом РФ своим территориальным управлениям.

Российский фонд федерального имущества.

РФФИ выполняет такие функции на рынке ценных бумаг, как:

  •  продажа акций в процессе приватизации;
  •  управление портфелем акций, находящихся в собственности государства, включая осуществление полномочий собственника на собрании акционеров;
  •  приобретение от имени государства участий в акционерных капиталах.

РФФИ может выполнять методические и регулирующие функции в отношении этих операций в той мере, в какой они не будут реализованы Госкомимуществом РФ (который, по оценке сейчас, осуществляет достаточно полный контроль за РФФИ). При РФФИ действует объединенная комиссия (совместно с Минфином РФ) по аттестации сотрудников на право совершения операций с ценными бумагами от имени фондов имущества с конца 1993 г., хотя ранее соглашением между Госкомимуществом РФ и РФФИ (октябрь 1992 г.) специально предусматривалась работа в этом направлении.

Антимонопольный комитет РФ.

В соответствии с направленностью Закона РФ "0 конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и рядом нормативных актов в области ценных бумаг, указанных ниже, Госкомитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур выполняет следующие регулирующие функции на рынке ценных бумаг:

  •  согласование крупнейших выпусков ценных бумаг;
  •  определение порядка признания юридических лиц контролирующими друг друга, согласование приобретения 35 % или более акций одного эмитента, или акций, обеспечивающих более 50 % голосов акционеров;
  •  согласование создания холдинговых компаний при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, определение пакета акций как контрольного;
  •  согласование создания акционерных обществ путем преобразования добровольных объединений государственных предприятий;
  •  согласование создания финансово-промышленных групп;
  •  контроль рекламной деятельности в области ценных бумаг с целью обеспечения добросовестной конкуренции и защиты прав потребителей на получение достоверной информации, приостановление лицензий на право операций с ценными бумагами по результатам контроля;
  •  регулирование обращения товарных, фьючерсных и опционных контрактов через Комиссию по товарным биржам при Антимонопольном комитете РФ.

Министерство экономики РФ.

Минэкономики РФ (бывший Госплан) традиционно отвечало за общеэкономическую политику и распределение централизованных инвестиций. В этой связи на практике с 1993 г. происходит последовательное усиление деятельности Минэкономики РФ на рынке ценных бумаг:

  •  в разработке политики формирования рынка в рамках общеэкономической политики (Минэкономики РФ даже выделял гранты на эти цели);
  •  в законотворческой области;
  •  в стремлении создать и в последующем регулировать схему инвестирования централизованных государственных средств на капитальные цели через портфельные вложения в ценные бумаги ("Концепция участия государства в инвестиционном процессе на основе использования инструментов фондового рынка", направленная Минэкономики РФ в Правительство письмом от 18 февраля 1994 г. №293-п);
  •  в экспертизе и согласовании создания финансово-промышленных групп.

Прогноз развития государственных органов, регулирующих российский рынок ценных бумаг.

Выше рассмотрена структура федеральных органов, регулирующих рынок ценных бумаг. Очевидны ее противоречивость, незаконченность и свойственная ей острая конкуренция между государственными органами за будущую роль на рынке. Должно пройти время, чтобы устоялась вся система государственной власти в стране и в том числе ее часть, которая относится к финансовому рынку.

Вместе с тем возможен прогноз.

В течение 1997 – 1998 гг. начнется концентрация властных функций государства на рынке ценных бумаг, закончится открытая борьба и сложится окончательное "разделение труда" между федеральными органами. Один из возможных вариантов: Банк России плюс Минфин РФ – государственные ценные бумаги (при нарастающем отграничении банков от фондовых операций) и Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг – рынок корпоративных ценных бумаг.

На финансовом рынке могут появиться новые государственные структуры, в том числе по защите инвесторов от потерь, связанных с вложениями в ценные бумаги, по контролю за трастовыми компаниями и т.д.

Усиление надзора за инвестиционными институтами будет сопровождаться передачей части властных функций из федеральных органов власти в их территориальные структуры и в саморегулирующиеся организации.

Сложится распространенная практика создания экспертных советов, рабочих групп, межведомственных комиссий и т.п., призванных восполнить вакуум в согласовании действий государственных органов и в разработке долгосрочной политики на финансовом рынке.

Институционализацию рынка подтолкнет принятие парламентом законодательных актов по ценным бумагам и фондовым рынкам на рубеже 1997 – 1998 гг.

САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РЫНКА

Саморегулирующимися организациями (selfregulatory organizations) в мировой практике признаются предпринимательские ассоциации, добровольные объединения, устанавливающие для своих членов формальные правила в ведении бизнеса (например, США – Национальная ассоциация инвестиционных дилеров и др.).

В случае такого признания государство как бы отдает часть  своих функций по надзору и регулированию рынка с тем, чтобы профессиональные операторы рынка ценных бумаг сами устанавливали для себя правила игры и осуществляли контроль за их исполнением, имея в виду, что этот контроль (по объему и качеству)  значительно результативнее, чем надзорная деятельность, ограниченная рамками государства.

Саморегулирующиеся организации – это не только выработка общих правил игры или защита интересов, это еще часто обособленный рынок, доступ на который огражден требованиями к профессионализму и этике, объемам торговли и капитала, их финансовому здоровью и т. д. То есть создание саморегулирующейся организации – часто еще и торговое соглашение (не случайно,  например, по законодательству США фондовая биржа также считается саморегулирующейся организацией, тем более она выполняет функции совместного установления профессионалами правил игры и контроля за их выполнением).

Итак, основные признаки саморегулирующейся организации:

  •  добровольное объединение;
  •  членство – профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  •  функции – саморегулирование, установление формальных правил ведения бизнеса;
  •  отношения с государством – государство передает ей часть своих функций.

Статус саморегулирующихся организаций в России.

По российским правовым нормам саморегулирующиеся организации могут принимать форму:

  •  ассоциаций;
  •  профессиональных союзов;
  •  профессиональных общественных организаций.

Их функции соответствуют общепринятым в мировой практике:

  •  саморегулирование деятельности участников на рынке ценных бумаг;
  •  поддержание высоких профессиональных стандартов и подготовка персонала;
  •  развитие инфраструктуры финансового рынка;
  •  проведение совместных научных разработок;
  •  коллективное предпринимательство своих интересов и защита интересов инвесторов.

Надзор за деятельностью саморегулирующихся организаций, контроль за их созданием осуществляются в России Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.

Виды саморегулирующихся организаций:

Международные организации (например, Federation International des Bourses de Valeurs – Международная организация фондовых бирж).

Национальные организации. Например, в США это National Association of Securities Dealers (NASD) – Национальная ассоциация инвестиционных дилеров (хотя действует еще множество других организаций), в Японии – Japan Securities Dealers Association – Японская ассоциация инвестиционных дилеров и т.д.

При наличии относительно замкнутых региональных финансовых рынков могут соответственно учреждаться региональные саморегулирующиеся организации.

Классификация саморегулирующихся организаций в зависимости от видов участников рынка, которые их создали, приведена на рисунке.

 

 

Другие виды организаций участников рынка ценных бумаг. С целью защиты интересов свои организации создают не только профессиональные участники, но и:

  •  эмитенты;
  •  институциональные инвесторы;
  •  частные инвесторы.

 Подобные организации  примыкают к саморегулирующимся, могут создавать свои собственные правила и стандарты  на рынке.

КОНКРЕТНЫЕ ФОРМЫ СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

Завершается первый этап вхождения России в рыночную экономику. Он был связан с бурным ростом числа коммерческих банков и с незначительными качественными изменениями в организации работы банков. На этом этапе извлечение огромной прибыли, а следовательно, высокие темпы накопления капитала стали возможны из-за высокой инфляции, несовершенства системы платежей и информационных технологий. Финансовое благополучие российской  кредитной системы (так правильнее назвать существующую банковскую систему России) объясняется ее способностью пользоваться пороками нынешнего хозяйственного рыночного механизма и  слабостью российской рыночной экономики вообще, с одной стороны, и низкой компетентностью в экономических вопросах банковского дела клиентов всех категорий – с другой.

Создание российской кредитной системы.

На развитие банковской системы России повлияли развал рынка межбанковских кредитов (МБК), замедление темпов инфляции, валютный коридор, развитие рынка государственных казначейских обязательств (ГКО) и облигаций федерального займа  (ОФЗ). Как ни странно, развитию способствовало недоверие населения к банкам и наличие у него в больших количествах иностранной валюты. В этих условиях сжатие денежной массы национальной валюты привело к увеличению объема рынка, занимаемого иностранной валютой,   государственными и региональными ценными бумагами.

Особое значение приобрел характер взаимодействия коммерческого банка с рынком  ценных бумаг как основным инструментом финансовой устойчивости банка. К этому, к сожалению, многие российские банки оказались не готовы. Прежде всего, это касается профессиональной подготовки кадров и системного подхода к оснащению банков риск-менеджментными технологиями.

Можно выделить две группы лидирующих коммерческих банков. Первая группа объединяет коммерческие банки, успешно оперирующие на рынке государственных ценных бумаг (ГКО), с частными вкладами и на рынке межбанковских кредитов. Вторая группа объединяет отраслевые коммерческие банки, финансирующие промышленность (где многие источники ресурсов связаны с бюджетом).

Первая группа банков осуществляет свою деятельность на тех секторах, где можно получить высокую доходность, подвергаясь при этом большому риску.

Вторая группа частично или полностью отвергает спекулятивный сектор рынка, считая, что он аккумулирует ресурсы, которые можно использовать на финансирование промышленности. Эти банки оперируют с кредитами сроком до 6 мес., пытаясь тем самым снизить риск.

В обеих группах банки не проявляют должной заинтересованности в поддержании разумного баланса активов на всех секторах рынка. Банки в России еще по-настоящему не ощущают жесткой конкуренции, но она усиливается с ростом активности фондовых инструментов передела собственности. Положение усугубляется тем, что не заработали механизмы привлечения валюты, находящейся у населения, для финансирования инвестиционных проектов.

Потребности рынка ценных бумаг.

Может показаться странным, но кризис на рынке МБК в целом положительно повлиял на становление рынка ценных бумаг в России и способствовал развитию прежде всего рынка корпоративных бумаг. Совершенствование последнего тормозится политикой государства, которое считает приоритетным развитие рынка государственных долговых обязательств. Последние призваны поддержать федеральный бюджет, но не способствуют привлечению долгосрочных ресурсов коммерческих банков в экономику страны. В результате рынок ценных бумаг в России не справляется со своей основной задачей – перераспределением ресурсов между спекулятивным и корпоративным секторами в пользу последнего, поддерживающего инвестиционные проекты оживления производства.

Кроме того, развитию рынка корпоративных ценных бумаг препятствуют нерешенные пока проблемы продажи прав собственности, кредитно-денежная политика государства, опасность аккумуляции ресурсов в спекулятивном секторе фондового рынка, а также несовершенство информационных технологий.

Проблема продажи прав собственности в том, что необходимо перейти от ценных бумаг, закрепляющих власть владельцев, к бумагам, закрепляющим право собственности. Предстоит также решить проблемы регистрации прав собственности в электронном депозитарии в соответствии с мировыми стандартами бездокументарных ценных бумаг. В соответствии с этими стандартами ликвидность банков поддерживается так, чтобы эти права (бумаги) признавались за рубежом наравне с электронными сертификатами, акциями и облигациями зарубежных компаний.

Обычно кредитно-денежная политика сводится к традиционным методам сжатия денежной массы в отношении к валовому внутреннему продукту (ВВП). Считается, что чем меньше отношение денежной массы к ВВП, тем стабильнее курс (устойчивость) национальной валюты и тем лучше состояние экономики страны. Однако кроме национальной валюты в обороте участвует и иностранная валюта, которая вместе с национальной может составлять десятки процентов от ВВП (отношение национальной валюты к ВВП может быть 3 – 4%). Следовательно, кредитно-денежная политика в направлении сжатия денежной массы национальной валюты по отношению к ВВП оправдана только при условии контроля  остальной валюты и активной работы рынка с высоконадежными корпоративными обязательствами через первоклассные банки, а еще лучше – с перенесением рисков корпоративного рынка России на мировой рынок ценных бумаг.

Проблема информационных технологий в том, что в России прослеживается четкая тенденция оснащения банков дорогостоящими, часто устаревшими и не оправдывающими себя при эксплуатации технологиями.

Инвестиции в информационные технологии банков постепенно увеличиваются. Как результат, растет доход на каждого банковского служащего, но сокращается количество рабочих мест в банках. Но соотношение этих показателей может быть разным.

Преграды на пути в мировой финансовый рынок.

Для нынешней российской банковской системы характерны следующие экономические и технологические особенности, препятствующие ее интеграции в мировое финансовое пространство:

  •  тенденции политизации банковского и фондового бизнеса, ставящие под угрозу рынок ГКО, и по этой причине настороженность зарубежных инвесторов;
  •  необеспеченность залоговых аукционов и инвестиционных конкурсов соответствующими реальными залоговыми ипотечными и фондовыми инструментами;
  •  недостаточный объем финансирования экономики с помощью инструментов рынка ценных бумаг (в России – менее 6%, а в развитых странах – до 80%);
  •  небольшая доля реального частного капитала на финансовом рынке (принадлежащего конкретным физическим лицам);
  •  отсутствие современной системы клиринговых расчетов, листинга, депозитариев, независимых регистраторов, обеспечивающих информационную прозрачность рынка для всех участников и соответствующих мировым стандартам;
  •  юридические проблемы;
  •  информационные проблемы;
  •  технологические проблемы;
  •  отсутствие многослойных технологий, интегрирующих различные банковские системы в единое технологическое пространство;
  •  несоответствие существующих форм бухучета и отчетности требованиям реальной оценки финансового положения банка;
  •  отсутствие на территории России субкастодиальных банков с соответствующими резервными фондами для банковских гарантий под обслуживание операций на финансовом рынке;
  •  высокий удельный вес счетов, не приносящих высокие проценты;
  •  высокий уровень маржи за счет разницы между процентами по вкладам и ссудам;
  •  отсутствие единых стандартов финансовой деятельности и технологий банков;
  •  высокая доля краткосрочного кредитования, главным образом торговых операций, для приобретения предметов потребления и валютных спекуляций;
  •  отсутствие системы лицензирования, сертификации и финансовой защиты от просроченных платежей на финансовом рынке России.

В результате первого этапа интеграции российской банковской системы с мировым рынком можно считать, что закончился хаос банковской системы, связанный со слиянием банков, ужесточением конкуренции и увеличением числа банкротств.

Возможные перспективы.

На втором этапе интеграции будет качественно реформирована банковская система России. Основная прибыль будет извлекаться не за счет маржи, а путем привлечения кредитно-финансовых ресурсов банков в наиболее важные сферы производства и роста объема инвестиций частного капитала.

На втором этапе для своего выживания в условиях жесточайшей конкуренции банки вынуждены будут создавать принципиально новые рыночные организационные структуры и универсальные открытые технологии, отвечающие требованиям единых мировых стандартов. Для этого необходимо сделать многое:

  •  разработать банковское законодательство;
  •  разработать всесторонние системы лицензирования, сертификации и финансовой защиты;
  •  создать на территории России сеть научно-консалтинговых центров;
  •  создать на территории России сеть центров по конструированию информационных технологий;
  •  сократить службы автоматизации в банках.

Решения поставленных проблем можно достичь только путем системного подхода к проектированию банковских технологий от макроорганизации работы банка до автоматизации внутрибанковских расчетов. В этом залог успеха.

Отметим, что банковская система России сможет упрочить свое положение на мировом финансовом рынке, когда в России появятся:

  •  реальные частные собственники-эмитенты, готовые пройти в соответствии с мировыми стандартами процедуру листинга на первоклассных биржах мира;
  •  первоклассные банки, способные совершать сделки на международном фондовом рынке в интересах своих клиентов и обладающие для этого открытыми многослойными технологиями (типа интегратора ALPINA);
  •  независимые регистраторы, депозитарии, электронные торговые системы; агентства по обеспечению информацией об эмитентах, сделках, ценах, акциях, технологиях и т.д.

Из кризиса всем участникам финансового рынка следует извлечь урок, что рост сделок с ценными бумагами неимоверно быстрыми темпами – это благо для коммерческих банков, стремящихся изменить свою роль и место на финансовом рынке. Он ведет к финансированию экономики страны через рынок корпоративных бумаг.

Создание ПАУФОР.

В результате чековой приватизации в России образовалось огромное количество акционерных обществ. Их акции вскоре появились на рынке ценных бумаг. Информационный вакуум, внезапное появление акций предприятий самых различных отраслей, удаленность многих крупных эмитентов затрудняли определение действительной цены акции, величины спроса на нее и т.д.

Летом 1994 г. участники рынка поняли, что дальнейшее развитие возможно лишь путем объединения брокеров в профессиональную ассоциацию, которая установила бы правила торговли и следила за их соблюдением участниками ассоциации.

За основу была принята американская модель поведения на рынке ценных бумаг, а именно управление рынком при помощи саморегулирующихся организаций. В США практически все крупные брокерские конторы являются членами NASD (National Association of Securities Dealers). Национальная ассоциация торговцев ценными бумагами – саморегулирующаяся организация, осуществляющая жесткий надзор за своими членами, но в то же время подчиняющаяся Федеральной комиссии по ценным бумагам (SEC).

За короткий срок разработан устав Ассоциации, ее структура,  правила торговли, типовые договоры и т.п.  При их разработке широко использовался мировой опыт. Однако было очевидно, что механически переносить его на российскую почву нельзя, так как российская ситуация в какой-то степени уникальна.

Специфика создания ПАУФОР.

В России товарные и фондовые биржи родились до появления  как товаров, так и акций. Успешно торгуя ваучерами и предъявительскими ценными бумагами в 1993 – 1995 гг., биржи упустили момент, когда нужно было начать формирование инфраструктуры цивилизованного рынка со всеми ее атрибутами регистраторами,  депозитариями, клиринговыми палатами и т.п.). В отличие от остального мира,  где вначале возникли акционерные общества и акции, потом торговля акциями, а уж затем биржи, у нас все началось с организации бирж,  на которых серьезных акций не было.

Поэтому единственным способом создания цивилизованного рынка оказалась внебиржевая торговля между членами Ассоциации, которые добровольно обязались придерживаться четких правил торговли, информационной открытости, единого документооборота и т.п.

Создание Ассоциации потребовало многочисленных консультаций, компромиссов и высокой сознательности тех, кто взвалил на себя эту ношу. Наконец, 15 июля 1994 г. в Москве официально учреждена Профессиональная ассоциация участников фондового  рынка (ПАУФОР) и утвержден ее устав.

В сентябре 1994 г. был принят первый вариант правил ПАУ-ФОР, которые действуют и сегодня, хотя за прошедшее время несколько раз редактировались.

Вступительный взнос в ПАУФОР установлен в сумме, эквивалентной 5000 долл. Кроме того, претендент на членство должен обладать собственным капиталом, эквивалентным 50 000 долл. (впоследствии этот порог поднят до 100 000 долл., чтобы участник мог отвечать по обязательствам).

Поскольку цивилизованный фондовый рынок невозможен без  объективной и достаточно подробной информации об эмитентах, их финансовом состоянии, производственных планах, изменениях в совете директоров и т.п., ПАУФОР стремится к раскрытию информации об эмитентах  и прозрачности рынка.

Конец 1994 г. был занят практической подготовкой внебиржевых торгов и разработкой необходимых документов,  регулирующих жизнедеятельность Ассоциации. До конца года ПАУФОР приняла такие важные документы, как Положение о совете директоров, Положение о комитете по урегулированию споров и его  регламент, Положение о дисциплинарном комитете и др.

Объединение брокерских фирм в саморегулирующуюся организацию происходило не только в Москве. Ряд региональных инвестиционных компаний Новосибирска, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга объединились в саморегулирующиеся организации, аналогичные ПАУФОР. Эти организации в основном признавали стандарты деятельности Ассоциации, однако предпочли выработать самостоятельные уставы и правила. Представители ПАУФОР и региональных саморегулирующихся организаций вошли в Экспертный совет при ФКЦБ, в котором активно участвовали в разработке новых законодательных актов, указов и постановлений Правительства, направленных на развитие рынка ценных бумаг.

Российская торговая система.

Разработка и принятие правил и стандартов деятельности ПАУФОР позволили перейти к активному созданию системы торговли.

Важными шагами для развития торговли стали создание института маркет-мейкеров – фирм, берущих на себя обязательство поддерживать минимум три твердые двусторонние котировки и две  твердые односторонние из числа акций наиболее популярных эмитентов и принятие всеми членами ПАУФОР стандартного договор купли-продажи.

Из двух конкурирующих систем – Программбанка и американской ПОРТАЛ (PORTAL) было решено выбрать вторую.

Система ПОРТАЛ (разработана фирмой NASD) уже несколько лет использовалась на американском over the counter market, хорошо себя зарекомендовала и требовала лишь незначительной модификации для установки в России. Она реализована как двусторонняя связь между пользователями, находящимися в своих офисах, и  центральным сервером. На межрегиональном уровне связь осуществляется через каналы СПРИНТ, а для внутригородских сообщений – через специальные каналы ИСКРА, выделенные местными телефонными станциями.

В конце 1994 г. система ПОРТАЛ была установлена в брокерских фирмах – членах ПАУФОР и начались торги. В июне 1995 г. ПОРТАЛ заменена Российской торговой системой (РТС).

Вначале в РТС твердо котировались 7 эмитентов (Ростелеком, РАО "ЕЭС", Юганскнефтегаз, Мосэнерго, Коминефть, Пурнефтегаз, Иркутскэнерго). В настоящее время официальный листинг РТС прошла 21 компания.

РТС связала единой сетью четыре внебиржевых рынка в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Екатеринбурге. В результате у брокеров появилась возможность:

  •  вести торговлю в режиме реального времени;
  •  связываться с контрагентами из отдаленных районов;
  •  вводить информацию (предложения) и подтверждать заключение сделки;
  •  следить за поведением рынка.

Организация торговли в РТС.

Участник системы видит на экране одно или несколько (до четырех) окон одновременно. Главное окно позволяет трейдеру следить за лучшими ценами на продажу и покупку не более чем 24 компаний, которые отбирает для себя сам пользователь. В основном это компании, включенные в официальный листинг, но трейдер может следить и за "лучшими" ценами других интересующих его акций, на которые в РТС выставляются твердые цены.  Всего в РТС таких акций более 80. Дополнительные окна позволяют участнику проследить глубину котировок, т.е. предложения  других участников рынка на покупку и продажу акций конкретного эмитента (одновременно не более трех).

Так как торговля ведется в режиме реального времени, то для заключения сделки достаточно сообщить контрагенту, что сделка совершена по цене, выставленной им в системе на условиях стандартного договора.

Результаты сделки в течение 10 минут вносятся в систему, сроки перерегистрации прав собственности и оплаты указаны в договоре и должны быть соблюдены участниками, иначе нарушителя ждет штраф.

Правила РТС требуют, чтобы котировки участников не отличались более чем на 10% от лучших дневных котировок. В настоящее время вводится автоматическая блокировка цены, выходящей за 10%-й лимит. Минимальный лот, установленный в рамках РТС,– 10 000 долл.

Развитие инфраструктуры рынка.

Торговля большими объемами акций невозможна (или неудобна) без крупных централизованных депозитариев и клиринговых организаций, которые берут на себя заботу о перерегистрации прав собственности и расчеты между участниками. С этой целью была создана Депозитарно-клиринговая компания (ДКК), акционерами которой стали многие члены ПАУФОР. ДКК должна была служить промежуточным звеном между брокером и регистратором. В течение двух лет ДКК выполняла важную работу, выступая в качестве трансфер-агента, осуществляя связь с регистраторами, распространяя информацию о них и об условиях перерегистрации и т.д. В принципе РТС может быть соединена с депозитарием и клиринговой организацией для образования полной биржевой структуры. К 1997 г. ПАУФОР намерена объединить торговую систему с депозитарными и клиринговыми организациями.

Сама РТС не принадлежит ПАУФОР. Ее собственником, а также ответственным за бесперебойную работу является коммерческая негосударственная организация –  Технический центр ПАУФОР, с которым ПАУФОР заключила договор. Обладая всей информацией о торгах, Технический центр также обязан следить за конфиденциальностью информации и раскрывать ее только по прямому указанию ПАУФОР.

В конце августа 1995 г. Совет директоров ПАУФОР принял решение о расчете индекса РТС по наиболее ликвидным акциям. Индекс РТС – один из важнейших показателей, определяющих состояние рынка, прежде всего потому, что основывается на реальных сделках,  проведенных в торговой системе.

ПАУФОР-Россия: прообраз будущего участника рынка ценных бумаг.

Совместная работа на рынке по схожим правилам сблизила позиции ПАУФОР и независимых организаций брокеров-дилеров Санкт-Петербурга,  Новосибирска и Екатеринбурга. Собравшись в Москве 30 ноября 1995 г., представители четырех региональных ассоциаций объявили о создании межрегионального объединения участников рынка ценных бумаг – ПАУФОР-Россия. Несомненно, ПАУФОР-Россия явится прообразом будущей саморегулирующейся всероссийской организации участников рынка ценных бумаг.

В настоящее время в ПАУФОР образованы комитеты: финансово-операционный, комитет по членству, торговый, комитет по регламенту и законодательной инициативе, дисциплинарный, информационный и комитет по листингу.

Принятые в ПАУФОР четкие правила торговли, гарантии исполнения сделок, высококачественное информационное обеспечение продолжают привлекать в ПАУФОР новых членов. По оценкам специалистов, к началу 1997 г. число членов ПАУФОР возрастет вдвое.

Создание ПАРТАД.

Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД) учреждена 6 июня 1994 г. в Москве. Это негосударственная некоммерческая организация. Ее деятельность основана на равноправии и общности интересов ее членов.

Необходимость ПАРТАД.

Потребность в создании ассоциации возникла в связи с необходимостью объединения усилий участников рынка ценных бумаг по формированию его развитой инфраструктуры.

Без отлаженной системы регистраторских и депозитарных услуг рынок нормально функционировать не сможет. Ведь именно эта система учитывает права собственности на ценные бумаги, регистрирует их переход к новым собственникам, обеспечивает реализацию прав их ценных бумаг. От того, насколько четко депозитарии и держатели реестра выполняют свои функции, зависит ликвидность именных ценных бумаг.

Кроме того, в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий появились бездокументарные ценные бумаги. Их отличительной чертой является то, что реестр владельцев ценных бумаг учитывает не только права собственности на ценные бумаги, но и права, удостоверенные этими бумагами. В этом случае деятельность держателя реестра требует детальной регламентации, вплоть до отработки технологии учета прав по бездокументарным ценным бумагам. Это удобнее делать в рамках одной организации, включающей в себя большое количество регистраторов и депозитариев. Чем больше регистраторов и депозитариев пользуется стандартами, тем легче им взаимодействовать, да и инвесторам, брокерам, дилерам проще работать, руководствуясь едиными требованиями.

Сотрудничество в рамках ПАРТАД позволяет установить более тесные контакты между различными регистраторами и депозитариями, укрепляет взаимное доверие членов Ассоциации. В настоящее время ПАРТАД – самая многочисленная и представительная организация регистраторов и депозитариев на рынке ценных бумаг в России.

Высший орган Ассоциации – Общее собрание членов ПАРТАД, которое принимает решения по вопросам:

  •  внутренние положения, регламентирующие членство в ПАРТАД;
  •  деятельность комитетов;
  •  принятие стандартов деятельности.

В совет директоров входят 14 представителей разных компаний.

В Ассоциации работают комитеты: регистраторов и трансфер-агентов, депозитариев, по стандартизации, сертификации и саморегулированию, по вопросам законодательства, по информации и рекламе. Участвовать в работе комитетов могут представители членов Ассоциации, сторонние эксперты.

Стандарты и контроль.

Комитетом регистраторов и трансфер-агентов разработаны "Стандарты деятельности регистраторов". В Стандартах содержатся определения терминов, приведенных в единую систему, достаточно подробно в них описаны функции регистратора, требования к  документам, используемым держателями реестра. Кроме того, этот документ содержит ряд методических рекомендаций, которые могут использоваться в повседневной работе. Стандарты – внутренний документ ПАРТАД, обязательный для всех ее членов. Принятие "Стандартов деятельности регистраторов" как обязательных стало первым шагом Ассоциации к получению юридического статуса саморегулирующейся организации и фактическому ее становлению как таковой.

Профессиональные участники-регистраторы впервые предъявили к себе более жесткие требования, чем те, которые вытекают из действующих нормативных и законодательных актов. Осуществление деятельности по более жестким стандартам предусматривает и соответствующий контроль.

Ассоциацией разработано "Положение о проведении инспекционных проверок деятельности членов ПАРТАД" и "Процедура проведения инспекционных проверок". В течение 1995 г. осуществлено около 10 пилотных проверок. Практически все они проводились по инициативе самих проверяемых членов ПАРТАД, что уже само по себе беспрецедентно. Инспекционные проверки преследуют цель не только выявить нарушения деятельности регистратора, но и оказать методическую помощь, провести экспертизу документов, применяемых регистратором при работе с эмитентами и акционерами.

Комитет регистраторов разработал ряд примерных форм документов, используемых регистратором в своей деятельности (передаточное, залоговое распоряжение, анкета владельца ценных бумаг).

При участии специалистов Департамента ценных бумаг Банка РФ комитет депозитариев разработал два основных документа: “Общие принципы деятельности депозитариев" и "Основные принципы классификации депо-счетов". В этих документах отражены концепция депозитарной деятельности, основные понятия депозитарного учета,  виды операций депозитария.

Одна из основных функций ПАРТАД как саморегулирующейся  организации – выдача представлений на выдачу лицензии на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг. Ассоциацией уже разработано "Положение о порядке выдачи представлений на выдачу лицензии", которое детально регламентирует процедуру проведения экспертизы документов и выдачу представлений регистраторам – членам ПАРТАД.

Задачи, требующие решения.

Перед Ассоциацией поставлен ряд крупных политических и технологических задач. В их числе:

Интеграция национальной регистраторско-депозитарной системы.

Определение конфликтов и рисков на рынке регистраторских и депозитарных услуг.

Участие в регулировании рынка ценных бумаг, представление интересов членов ПАРТАД в регулирующих органах.

Организационная работа и помощь членам ПАРТАД.

Создание НАУРаГ.

В настоящее время профессиональные участники финансового рынка все больше осознают необходимость применения новых подходов к управлению активами. Для формирования банковской системы более высокого уровня требуется и более цивилизованное состояние как финансового рынка в целом, так и рынка госбумаг как одной из главных его составляющих. Для содействия развитию рынка государственных ценных бумаг и создана Национальная ассоциация участников рынка государственных ценных бумаг России (НАУРаГ) – саморегулирующаяся организация ее профессиональных участников.

Учредителями НАУРаГ стали не только операторы рынка ценных бумаг, но и инфраструктурные организации, представители информационного бизнеса, а также образовательные организации.

Ассоциация намерена содействовать объединению усилий участников рынка и государственных органов в разработке новых финансовых инструментов и технологий, в формировании элементов рынка государственных ценных бумаг, а также обращаться с предложениями в органы представительной и исполнительной власти по вопросам ее функционирования.

На базе постоянных рабочих конференций участников рынка планируется выработать нормы деловой этики, обязательные для всех членов, и контролировать их соблюдение. НАУРаГ также собирается проводить большую работу по повышению квалификации  и профессионального уровня участников рынка.

НАУРаГ является третьей ассоциацией, созданной фондовиками  России. В отличие от близких по форме ПАУФОР и ПАРТАД в  НАУРаГ самостоятельно объединились участники рынка государственных ценных бумаг. При этом НАУРаГ не поддерживает какого-то отдельного участника рынка, конкретную торговую систему, ее изначальной задачей является объединение. Если ПАРТАД и ПАУФОР создавались в определенном смысле для формирования рынка, то перед НАУРаГ стоит задача дальнейшего развития уже существующего достаточно организованного рынка ценных бумаг, оказания помощи в решении возникающих проблем, формирования новых секторов рынка.

В Ассоциации создано три комитета: экспертный, организационный и информационно-образовательный. В настоящее время формируются секции в составе экспертного комитета по развитию конкретных секторов рынка государственных ценных бумаг.

Ассоциация уже начала практическую работу, проведя первую конференцию, посвященную проблемам межрегиональных расчетов на рынке ГКО. Представители более чем 40 банков получили ответы на наболевшие вопросы от представителей Центрального  банка, Министерства финансов РФ и Московской межбанковской  валютной биржи, смогли обменяться мнениями по острым проблемам организации межрегиональных расчетов. Таким образом, Ассоциация сделала первый конкретный шаг на пути реализации своих уставных задач.

Вновь созданная Ассоциация собирается неукоснительно придерживаться принципа "быть прежде всего рабочей, а не представительской организацией". Таким образом, принцип активного рабочего взаимодействия со всеми субъектами рынка, с регулирующими органами, другими ассоциациями является приоритетным в деятельности Ассоциации.

Создание паевых инвестиционных фондов.

Самый надежный и выгодный способ вложения денег – покупка государственных ценных бумаг. Однако доходность рынка государственных краткосрочных облигаций (ГКО) и облигаций федерального займа с переменным купоном (ОФЗ) доступна только дилерам рынка, но не мелкому вкладчику. Проблемой же крупного инвестора на рынке ГКО – ОФЗ является ограниченный доступ к управлению средствами, так как непосредственно к торгам он не допускается.

Одним из путей решения указанных проблем является создание новых инвестиционных институтов – паевых инвестиционных фондов (ПИФ). Основным направлением их деятельности будет портфельное инвестирование, основанное на диверсификации активов. Диверсификация позволяет снижать конъюнктурные риски, связанные с неравномерностью развития отдельных предприятий, отраслей экономики, стран и регионов. Именно возможность диверсификации выгодно отличает инвестиции в фонды от прямого индивидуального инвестирования в ценные бумаги, при котором диверсификации добиться невозможно, не располагая колоссальным капиталом.

Суть работы ПИФ в следующем. Пайщики с одинаковыми инвестиционными приоритетами покупают доли в фонде. Принимают инвестиционную декларацию с указанием объектов вложений и инвестиционных полномочий управляющей компании – коммерческой организации, осуществляющей доверительное управление имуществом фонда. Доход инвестора возникает при проведении обратной операции – продаже своего пая фонду. Стоимость пая возрастает пропорционально росту стоимости чистых активов фонда. Фонды делятся на открытые и интервальные. Если фонд открытый, то управляющая компания выкупает паи по первому требованию вкладчика (не позднее 15 дней после заявления о продаже). Если фонд интервальный, пай можно продать только по окончании очередного интервала (периода времени), который устанавливается самим ПИФ (не больше года).

Вложение в ПИФ достаточно выгодно для инвестора. Этому способствует действующее налоговое законодательство. Пай приравнивается к вкладу в банке и соответственно вообще не облагается налогом, если его размер меньше 1000 минимальных заработных плат.

Образование ПИФ – инициатива ФКЦБ, поэтому безопасность пайщиков гарантируется законом. Направления инвестиций и права управляющей компании жестко регламентированы. Денежные средства, аккумулированные ПИФ, хранятся в специализированном банке-депозитарии или любой другой кредитной организации, имеющей лицензию на совершение банковских операций.

Западный опыт портфельного инвестирования показывает, что для успешной работы необходимо использовать следующие подходы:

  •  формирование портфеля на начальном этапе из акций 70 – 80 эмитентов;
  •  диверсификация акций по различным секторам экономики;
  •  сбалансированность между крупными и мелкими компаниями;
  •  распределение инвестиций в дисбалансе с основными рыночными индексами;
  •  ориентация на недооцененные акции, способные значительно повысить свою стоимость в течение ближайших 5 лет.

Однако ситуация в России коренным образом отличается от ситуации на развитых и даже развивающихся рынках. Западные инвестиционные стратегии в наших условиях нуждаются в значительной корректировке.

Главная проблема – крайне неравномерный уровень развития различных рыночных секторов. Гипертрофированное развитие рынка государственных ценных бумаг в отличие от зачаточного состояния рынка корпоративных ценных бумаг наносит мощный удар по краеугольному камню портфельного инвестирования – диверсификации активов.

В разработанных схемах создания паевых инвестиционных фондов отдается явное предпочтение государственным ценным бумагам. К этому ведет и законодательство. Установлено, что денежные средства, поступающие в оплату паев в течение срока их первичного размещения, могут инвестироваться только в ГКО и ОФЗ. Таким образом, паевые инвестиционные фонды делают надежный и доходный рынок ГКО доступным для простых россиян.

Однако следует иметь в виду, что если все фонды захотят инвестировать на рынке ГКО, то его устойчивость понизится. При большом количестве участников и отсутствии альтернативных сфер вложения капитала отдельный сегмент рынка становится очень уязвимым и начинает походить на карточный домик. Достаточно небольшого импульса, чтобы он развалился. Даже развитые и диверсифицированные рынки Запада испытывают потрясения, несмотря  на огромное количество теорий управления инвестициями. В России при относительно небольшой емкости рынков вероятность крахов еще выше.

В то же время на фоне уверенного наступления государственного сектора рынок корпоративных ценных бумаг находится на другом полюсе развития. Позитивные изменения на рынке корпоративных акций в последнее время замедлились. Среди основных проблем, возникающих при формировании и управлении портфелем на рынке российских корпоративных акций, можно назвать:

  •  ограниченный круг акций, имеющих твердые рыночные котировки;
  •  ограниченный круг отраслей экономики, представленных акциями с твердыми рыночными котировками;
  •  эпизодические сделки с акциями ряда эмитентов, входящих в листинг маркет-мейкеров РТС;
  •  высокие спрэды в ценах покупки и продажи акций, что затрудняет использование ряда инвестиционных стратегий и обесценивает рост курсовой стоимости;
  •  высокая корреляция курсов наиболее торгуемых акций.

Таким образом, добиться диверсификации инвестиций в России сегодня весьма проблематично. Главной задачей, для того чтобы ПИФ стал реально работающим посредником между инвесторами и доходными финансовыми рынками, должно стать развитие других, кроме государственного, сегментов рынка, и в первую очередь рынка корпоративных ценных бумаг.

 31                                                                                                                                                         Курс «Ценные бумаги»



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
7813. Участники рынка ценных бумаг 15.83 KB
  Главным государственным органом регулирования и контроля РЦБ в Российской Федерации является Федеральная служба по финансовым рынкам ФСФР ранее ФКЦБ. Доходом брокера является комиссионное вознаграждение. Дилерской деятельностью является совершение сделок куплипродажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет. Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг является сбор обработка хранение и предоставление данных о владельцах ЦБ.
14144. Иные участники рынка ценных бумаг 25.67 KB
  Инвесторы и защита их прав на рынке ценных бумаг. Финансовые консультанты на рынке ценных бумаг. Саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг.
2633. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧАСТНИКИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 11.46 KB
  К профессиональным участникам, согласно Федеральному закону «О рынке ценных бумаг», следует отнести юридических лиц, в том числе и кредитные организации, а также граждан (физических лиц), зарегистрированных в качестве предпринимателей...
14164. Профессиональные участники рынка ценных бумаг 30.4 KB
  Понятие и особенности профессиональных участников рынка ценных бумаг. Понятие и особенности профессиональных участников рынка ценных бумаг Среди субъектов рынка ценных бумаг особое место занимают профессиональные участники. Как и тогда сегодня легальное определение профессиональным участникам рынка ценных бумаг дается посредством перечисления видов профессиональной деятельности которыми они могут заниматься.
14145. Управление и контроль на рынке ценных бумаг 34.72 KB
  Основные функции государства на рынке ценных бумаг. Органы государственного управления рынком ценных бумаг в ретроспективе. Механизм противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком ценных бумаг.
2601. Регулирование рынка ценных бумаг 13.6 KB
  Различают: Государственное регулирование рынка осуществляемое государтвенными органами. Регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг или саморегулирование рынка. В соответствии с поставленными целями и способами их достижения регулирование участников рынка ценных бумаг может быть внешним и внутренним.
7812. Сущность рынка ценных бумаг 19.25 KB
  Сущность рынка ценных бумаг. Экономическая и юридическая сущность рынка ценных бумаг.Инфраструктура рынка ценных бумаг.Налогообложение операций с ценными бумагами.
18662. Анализ рынка ценных бумаг 14.89 KB
  В современности российский рынок ценных бумаг еще формируется и играет важную и значимую роль. Именно фондовый рынок является наиболее эффективным источником привлечения капитала в экономику страны для компаний и предприятий, а для инвесторов предоставляет шанс грамотно распоряжаться своими накоплениями.
14162. Правовое регулирование рынка ценных бумаг 26.47 KB
  Общественные отношения регулируемые нормами о ценных бумагах и их рынке. Характеристика норм о ценных бумагах и их место в правовой системе. Принципы правового регулирования общественных отношений по выпуску и обращению ценных бумаг.
17613. Развитие мирового рынка ценных бумаг 31.82 KB
  Определить понятие мирового рынка ценных бумаг, его особенности и виды; выявить исторические этапы формирования и развития мирового рынка ценных бумаг; оценить современное состояние мирового рынка ценных бумаг.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.