История возникновения налога как экономической категории

В мирное время налоги не существовали – управление государством городом было почетной обязанностью и поэтому расходы были минимальными Зачастую состоятельные граждане сами оплачивали расходы по управлению. Если война была победоносной то налоги уменьшались или отменялись вовсе местные налоги платились всегда. В 1413 веках до нашей эры появляются местные коммунальные налоги и повинности. Граждане живущие вне Рима платили и местные и государственные налоги.

2015-02-05

27.94 KB

2 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Тема 1.1 История возникновения налога

как экономической     категории.

План:

  1.  История возникновения налогообложения в России и за рубежом
  2.  Сущность налога
  3.  Функции налогообложения

История возникновения налога как экономического явления соприкасается с историей возникновения государства, его финансовой и правовой системы. Как только появились люди, источником дохода которых являлась административная работа, обеспечение жизнедеятельности военных судов:  те, что составляют современный чиновничий аппарат, тогда возникает налог как явление, как олицетворение процесса изымания части доходов одного гражданина для удовлетворения потребности общества и государства в целом.

Начальная форма налогообложения заключалась в жертвоприношении.

«Жертвоприношение было неписаным законом и, таким образом становилось принудительной выплатой или сбором».

В Пятикнижии Моисея сказано: «… и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу» (Итак, налоговая ставка – 10%).

По мере развития государства возникла «светская десятина», которая взималась в пользу владельных князей наряду с десятиной).

Данная практика существовала на протяжении многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы.

В Древней Греции в 17 – 16 веках до нашей эры представители знати определили, что налог на доходы должен составлять 1/10 или 1/20 части, что позволяло создать единый фонд, концентрацию средств, которые в дальнейшем шли на содержание наемных армий, на возведение укреплений, на строительство храмов, дорог, устройство праздников, раздачу продуктов беднякам и т.д.).

Но и тогда возникают современные системы налогообложения: так в Афинах свободные граждане не платили налогов (кроме тех случаев, когда предстояли большие расходы – тогда добровольные пожертвования становились обязательными).

Возникновение и развитие системы налогообложения в Древнем Риме помогает лучше понять сущность и развитие современных налоговых систем.

В мирное время налоги не существовали – управление государством (городом) было почетной обязанностью и поэтому расходы были минимальными Зачастую состоятельные граждане сами оплачивали расходы по управлению.

Строительство общественных зданий финансировалось за счет будущей их аренды и аренды общественных земель.

В военное время вводился обязательный налог (ценз) в зависимости от достатка граждан (каждые 5 лет граждане подавали чиновникам-цензорам заявление-декларацию о своем имущественном и семейном положении). Если война была победоносной, то налоги уменьшались или отменялись вовсе (местные налоги платились всегда).

В 14-13 веках до нашей эры появляются местные (коммунальные) налоги и повинности. Граждане, живущие вне Рима платили и местные и государственные налоги.

Единой налоговой и финансовой системы не существовало до 1 века до нашей эры. Лишь во время правления императора Августа Октавиана (63 – 14 год до н.э.) были созданы финансовые учреждения, которые осуществляли контроль за налогообложением (за деятельностью откупщиков установлен строгий государственный контроль с целью предотвращения коррупции).

Была проведена оценка имущества и составлен кадастр по каждой общине, содержащий данные о землевладельцах.

Перепись проводилась наместниками провинции с прокураторами, возглавлявшими финансовые учреждения провинции.

Основной налог: поземельный (ставка 10%), далее – недвижимость, живой инвентарь (скот), ценности. Каждый еще платил подушную подать (единую на всех). Это были прямые налоги. Косвенное налогообложение в Риме было представлено: 

  •  налогом с оборота – 1%;
  •  особым налогом с оборота при торговле рабами – 4%;
  •  налогом на освобожденных рабов ( 5% от их рыночной стоимости).

Налог с наследства – 5% (облагались лишь граждане Рима, но не провинции) имел целевое назначение – на содержание солдат.

Контроль осуществлялся через органы фиска.

Налоги вносились деньгами (то есть для уплаты налога необходимо произвести излишек продукции, продать его), уже тогда появлялись основные функции налогов (помимо фискальной) – экономическая (расширение производства, товарно-денежных отношений).

Многие государственные и налоговые устои Древнего Рима перешли к Византии.

В Византии до 7 века существовал 21 прямой налог:

  •  поземельный налог;
  •  подушная подать;
  •  налог на оснащение армии;
  •  налог на покупку лошадей;
  •  налог на рекрутов (освобождал от военной обязанности);
  •  пошлина на продажу товаров (10-12,5%);
  •  налог «на воздух» (штраф, уплачиваемый в том случае, если размеры построенного здания превышали установленные);
  •  особые налоги платили сенаторы, чиновники, военные служащие, получившие повышение по службе.

Налоговая система Руси складывалась с 9 века с объединением Древнерусского государства. Когда впервые появились налоги на Руси? Таких точных сведений, конечно, нет. Но автор древнерусского литературного памятника «Повести временных лет», рассказывая о событиях IX века, о дани говорит уже как о чем-то традиционном. Историки считают, что пополнение княжеской казны за счет сбора налога (дани) с членов своих племенных союзов (общин) более систематический характер стало приобретать уже с VIII века.

Из Древней Руси пришли к нам два термина – полюдье и повоз. Такими двумя способами собирали дань. Вначале полюдьем назывался ежегодный объезд князем подвластной территории для “сбора одежд” и иных налогов. Князя сопровождали, кроме дружинников, ездовые с обозом, слуги, шорники, кашевары. Позднее полюдьем стали именовать дань неопределенного размера; в Новгородской и Смоленских землях в XI веке так называлась фиксированная денежная повинность.

Повоз – это вид повинности, утвердившейся уже после того, как укрепилась власть князей, которые стали требовать, чтобы вассалы сами привозили дань, выдавали гостям коней и т.д. У В.И. Даля читаем: «И платят дань Руси, и повоз везут», «А повоз везти к Вологде, с выти по лошади».

Как взымалась дань в Древней Руси повествует нам также трактат византийского императора Константина Багрянородного «Р народах» (Xв.): «С наступлением ноября князь с дружиной выезжал; поездка на полюдье продолжалась до весны – апреля, когда реки освобождались из-подо льда, князь возвращался в Киев. Тем временем славяне-данники рубили лес, делали из цельных стволов долбленные лодки-однодеревки и сплавляли их притоками Днепра к Киеву, где и продавали вернувшейся с полюдья дружине. В июне лодки, нагруженные медом, мехами, воском, отправлялись вниз по Днепру, а затем – морем к Царьграду. В Константинополе русские меняли свои товары на дорогие шелковые ткани, золото, фрукты, после чего отправлялись в обратный путь. Сбор и сбыт полюдья был главной задачей киевских князей, наиболее ранней и откровенной формой отношений господства и подчинения».

Таким образом, существовали прямые налоги (дань) и косвенные: торговые (мыт, перевод) и судебные пошлины (за убийство).

При монголо-татарском нашествии основным налогом стал «выход», который взимался сначала уполномоченными хана, а затем самыми русскими князьями с каждой мужской души и со скота. Помимо «выхода» были и другие ордынские тяготы: например «ям» – обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам, а также содержание посла Орды с огромной свитой.

Во времена золотой Орды церковное имущество на Руси было освобождено от дани. Для этого церковные власти иногда ездили в Орду за освобождающими ярлыками. Так, когда на престол в Орде вступил хан Узбек, митрополит Петр поехал возобновлять свой ярлык. Грозный хан принял смиренного святителя с великой честью и дал ему новый ярлык, в котором подтвердил все налоговые льготы, данные русскому духовенству прежними ханами. Вот выдержка из Узбекова ярлыка: «Запрещается брать какие –либо подати с церковных земель: «будут ли брать на нас дань или торговую пошлину, то от церкви и от Петра митрополита, и от людей его никто ничего да не соберет».

В 1480 году – Иван III (1440 – 1505) прекратил выплаты Орде и начал создавать свою финансовую систему.

Прямые налоги взимались – с черносошных крестьян и посадских людей.

Единица измерения «соха», которая учитывала различное количество дворов в городах и десятичные земли с сельских мест. Новгородская соха равнялась 3 обжам (единица поземельного обложения); московская соха соответствовала 10 новгородским. С середины XVI в. введена большая соха, состоявшая из фиксированного количества четвертей (1ч. = 209,91 л – для сыпучих тел; 3,08 – для жидкостей).

Когда начиная с XV в. территория России разделилась на уезды, которые в свою очередь дробились на волости и станы, то во главе уезда стоял наместник, во главе стана или волости – волостель. Эти чины получали управляемые территории в «кормление». Термин этот стал выражать то, что им предоставлялось право собирать в свою пользу часть налогов и судебных пошлин («присуд»). Система «кормлений» привела к тому, что поборы с посадских людей. К примеру, в Москве стали расти непомерно. В 1547 году вспыхнул бунт. Ивану IV, чтобы успокоить восставших, пришлось ликвидировать «кормление».

При первом Романове (1596 – 1645 гг.) казна оказалась пустой. Тогда стали брать в дополнение к прежним налогам: запросные деньги (запрос – призыв к добровольному займу) с крупных монастырей, купцов, служилых людей; пятинные деньги (пятая деньга – 1/5 от движимого имущества, доходов) с посадских людей и черносошных крестьян. Позднее, помимо пятой деньги, брали десятую, двадцатую (10,5%) деньгу. Царь Михаил повысил оклад ямских денег. Ввел сбор хлебных запасов для служилых людей, прежде всего стрельцов; постепенно его стали переводить на денежный налог (стрелецкие деньги). Замена сошного подворным обложением позволила включать в число налогоплательщиков и владельцев дворов, которые не имели земель, угодий, и ранее по сошному письму подати не вносили. Все налоговые сборы объединились теперь в один – стрелецкие деньги.

При Алексее Михайловиче (1629 – 1676 гг.) из-за войн со шведами и поляками, неурожая, падежа скота были введены экстренные налоги – сначала двадцатая, потом десятая и пятая деньги, т.е. прямые сборы «с животов и промыслов» возросли до 20%. Поэтому пришлось увеличивать и косвенные налоги. В 1646 г. был повышен акциз на соль с 5 до 12 копеек за пуд. Полагали, что соль потребляют все слои населения, и налог разложится на всех поровну. Однако в основном пострадали бедняки. Они потребляли в пищу преимущественно рыбу из Волги, Оки и других рек. Рыбу солили дешевой солью, но после введения высокого акциза это стало делом невыгодным. Выловленная рыба погибла в больших количествах. Вскоре недостаток рыбы стал ощущаться повсеместно. Все это вызывало выступления населения. Так, во время «соляного бунта» 1648г. восставшие схватили инициатора нового акциза на соль Н.Чистого, «изрубили», бросив тело на кучу навоза.

С развитием товарно-денежных отношений (середина XVII в. ) помещики все чаще хотели приобретать разнообразные рыночные товары. Для этого им нужны были деньги, и они требовали с крестьян денежный оброк, увеличивая его размеры. Часть крестьян добилась замены трудновыполнимой барщины натуральным оброком. Излишки оброчных продуктов (зерно, лен, сало, кожи) помещики с успехом продавали на рынке. Так, стольник Безобразов требовал со своих вотчин в год «18 ведер вина, 7 пудов мяса свиными окороками и молодыми поросятами, 16 баранов, 1 аршин халата, 15 аршин сукна, 16 шкур, 16 обувей лаптей».

По Таможенному уставу 1653г. ликвидировано много мелких пошлин, оставшихся со времен феодальной раздробленности. Взамен ввели единую рублевую пошлину по 10 денег с рубля, т.е. 5% с покупной цены товара – 91руб. – 200денег). С иноземцев брали больше, чем с русских купцов.

Налоговая система до Петра I была весьма сложной и запутанной. Достаточно привести хотя бы такой факт. С XVI в. налоги собирали приказы. Стрелецкий приказ ведал сначала извлечением стрелецкого хлеба, а потом и стрелецких денег; Приказ новой четверти, или Новая четь, - кабацких сборов; Ямской – ямских денег. Посольский приказ собирал полоняничные деньги; поскольку в приказе хранились государственные печати, которыми заверялись грамоты к иностранным государям и акты по внутреннему управлению, его служители (а также работники Печатного приказа) ведали  и печатного пошлинами. Большинство прямых налогов собирал Приказ большого прихода. Одновременно обложением населения занимались территориальные приказы: Казанский и Сибирский приказы взимали с жителей Поволжья и Сибири; Приказ большого двора – с царских земель; Приказ большой казны -  с городских промыслов; Казенный патриарший – с церковных и монастырских земель; Печатный приказ облагал пошлиной за скрепление актов государственной печатью.

Единства в сборе налогов не было, стройная система намечалась в 1655 году – Счетный период.

Эпоха Петра I (1672 – 1725гг.) характеризуется постоянной нехваткой финансовых ресурсов из-за многочисленных войн, большого строительства, крупных государственных реформ. Для увеличения доходов вводились дополнительные налоги вплоть до анекдотических сборов на дубовые гробы и на бороды с усами. Первой налоговой новацией Петра можно считать сборы на сооружение воронежского флота. Корабельный налог составил внушительную сумму – не менее 500 тысяч рублей (одна треть доходной части бюджета 1701г.).

В документах того времени констатируется, что были установлены налоги: «мельничный, банный, погребной, пчелиный… с извозчиков, с постоялых дворов, с найма домов, померной, весчий, хомутейный, подужный, шапошный, сапожный, ледокольный, водопойный, трубный с печей, с продажи съестного и другие мелочные всякие сборы».

Государственные крестьяне и посадские люди облагались также сборами на рыбную ловлю, починку кораблей; на жалование драгунам, солдатам, приказным; на вино. Особенную тяжесть для населения вызвал соляной сбор. Соль продавалась вдвое дороже подряной цены. Современник Петра I экономист И.Т. Посошков, касаясь нововведений Петра I, особенно насаждений им всевозможных мелочных сборов, как –то заметил, что от них «томко людям турбация великая».

«Курить вино дозволяю всем без изъятий» – так решил Петр I. В 1716 году он ввел свободу винокурения и обложил всех виноделов винокурной пошлиной, исчислявшейся и с оборудования (кубов), и с готовой продукции (выкуренной водки).

Росли при Петре I и прежние подати: постойная – на содержание воинских команд; подводная – на перевозку солдат, оружия, снаряжения, провианта; строительная – на рубку и доставку леса. В 1718г. была проведена перепись населения. До этого пошлины с крестьян и посадских людей начислялись с каждого двора (подворное обложение), что приводило к большим злоупотреблениям. Теперь была введена подушная подать, то есть с каждой «персоны» мужского пола. Из книги «История Петра Великого» А.С. Чистякова известно и цифровое выражение этой подати. «С крестьян дворцового и синодского ведомства и с крепостных подушных брали по 74 копейки, а с государственных крестьян, кроме 74 копеек, взыскивали еще по 40 копеек вместо оброков… заплативши эти 74 и 114 копеек, крестьянин не знал никаких денежных или хлебных поборов. Подушные собирались в три срока: зимой, весной и осенью. С купцов и цеховых брали по 120 копеек с души». Посадские люди платили 1 рубль 14 копеек. Кроме того, на них был возложен сбор важнейших косвенных налогов – таможенного и кабацкого.

Бремя подушной подати привело к тому, что недоимки только с посадских людей достигали в 20-х годах XVIII столетия сотен тысяч рублей. В то же время из собранных 100 рублей податей лишь 30 поступали в казну, а «остальные чиновники делят между собой за труды свои». Так, жители Мезени и ее округи дали вице-губернатору Курбатову «в почесть» взятку 300 рублей, чтобы он сквозь пальцы смотрел на уменьшение числа налогоплательщиков. Примеры о казнокрадах и мздоимцах многочисленны.

Проведя городские реформы, Петр ввел налог на гербовую бумагу (в правом углу герб – двуглавый орел) «для пополнения своей, великого государя, казны». На этой бумаге должны были составляться все частные акты (челобитные, сделки на куплю-продажу земли, крепостные заемные документы), а также выписки из официальных документов. Петр I упорядочил взимание печатных пошлин, собиравшихся за удостоверение всех актов новой специальной «орловою вороною печатью» (с изображением орла). Дьяк носил ее на шнурке, на вороте.

При Петре взамен многочисленных приказов, ведавших доходами и расходами государства, были созданы две специальные финансовые коллегии. Регламент Камер-коллегии главную ее обязанность определил так: «Сей колегиум имеет вышнее надзирание над окладными и неокладными приходы». Под окладными подразумевались доходы, размер которых известен был заранее (подушная подать); под неокладными – доходы неизвестного наперед размера (налог с заводов, откупа, таможенные пошлины и т.д.).

Об одном новшестве Петра I следует сказать особо. Он освободил от налогов фискалов, служащих, которым вменялось в обязанность надзирать за деятельностью (главным образом финансовой!) учреждений и должностных лиц. В наше время это слово обрело совсем иное значение, чем это было три столетия назад. Ныне фискалом называют доносчика, ябедника. А между тем слово это пришло в русский язык с латинского. Фискалом в Древнем Риме называлось императорское казначейство.

Царь Петр I  учредил и особую должность для подачи предложений о новых налогах. Она получила название «прибыльщик». Эти чиновники обязывались «сидеть и чинить государю прибыли». И действительно, они поднаторели в своем изобретательстве: были введены уже упоминавшаяся гербовая пошлина. Сборы с извозчиков, постоялых дворов и печатей, а также сплавных судов, арбузов, орехов и др. Облагались даже церковные верования: например, раскольники платили двойную подать.

Протекционистская политика Петра I по отношению к промышленникам выразилась в покровительственном таможенном налоге – высоких пошлинах на иностранные товары, которые могли производить или уже выпускали отечественные предприятия. Купцов же, владевших мануфактурами либо торговавших с заморскими странами, царь вообще освобождал от таможенных пошлин.

От петровских времен сохранился так называемый «Бородовой знак». Что он собой представлял и с какой целью был введен? Видя в старом русском бытовом укладе помеху для развернутых им реформ, нацеленных на хозяйственное и военное развитие страны. Петр I повел энергичную борьбу со старинной русской длиннополой одеждой – кафтаном и с обычаем носить бороды. «Бородовой знак» – своеобразный металлический жетон – выдавался после особой пошлины за право ношения бороды. Пошлина была настолько велика. Что желающему сохранить свою бороду надо было сильно раскошелиться. На жетоне была выбита надпись «деньги взяты», другими словами – с этой конкретной бороды пошлина собрана. Первый сохранившийся указ о брадобритии был обнародован 16 января 1705 года и обязывал все население страны, за исключением священников, монахов и крестьян, брить бороды и усы. Тем, кто не желал этого, надлежало платить дифференцированный налог: гостям и торговым людям первой статьи гостиной сотни по 100 рублей; служилым людям московских и городских чинов, а также торговым людям второй и третьей статей гостиной сотни и верхушке посада – по 60, остальным посадским людям и боярским холопам – по 30 рублей в год. Облагалась податью и крестьянская борода, на льготных условиях: крестьянин платил пошлину по две деньги при въезде в город и выезде из него».

Государство осознает, что среди тех, кому доверено собирать налоги, могут быть люди., мягко говоря, не чистые на руку. Их время от времени проверяют. В 1726 году императрица Екатерина I послал графа Матвеева в Московскую губернию на ревизию. Ему поручалось выяснить тяжесть взимаемой с крестьян подушной подати. Как это было сделано, узнаем их доклада графа. Он писал, что в день имени императрицы Екатерины I «угостил всякого чина людей семьдесят человек до положения риз». В таком состоянии напившиеся до бесчувствия люди, очевидно, и поведали правду проверяющему.

К периоду царствования Елизаветы Петровны одних только таможенных «мелочных сборов» (мыты, перевозы, мостовщины и т.п.) насчитывалось семнадцать. В 1753 – 1754 гг. они были отменены и заменены единой таможенной пошлиной (13 копеек с каждого рубля стоимости товара).

В 1775 году Екатерина II заменила для купцов IIII гильдий подушную подать на гильдейскую подать – процентный сбор с объявленного капитала. Она составляла 1% их капитала, однако за полвека увеличилась до 2,5% для купцов III гильдии и до 4% для остальных. Размер капитала записывали «по совести каждого».

В России на протяжении почти всего XIX в. основным прямым налогом была подушная подать. Число плательщиков определялось по ревизским переписям. Манифест об отмене крепостного права (1861г.) перевел крестьян в разряд сословия, но оно продолжало платить эту подать. Однако начиная с 1863г. с мещан вместо подушной подати стали взимать налог с городских строений. Окончательная отмена подушной подати произошла в 80-90-х гг. второе место среди прямых налогов занимал оброк – плата казенных крестьян за пользование землей.

Все подати (государственные, земские, мирские) при Александре II крестьяне платили сообща, миром. Последний был связан «круговой порукой», то есть коллективной ответственностью, и поэтому должен был платить налоги за своих неисправных или несостоятельных членов.

С 1678 года – единица измерения двор – переход к подушной подати.

Окладные – размер известен заранее (подушная подать) – единый налог на вмененный доход.

Косвенные налоги – откуп.

Конец 17 – начало 18 века – в Европе стройная система налогообложения. Основные налоги: подушный (30%), подоходный (крестьяне и буржуи – 10-15%  доходов).

Акциз

Косвенные – 43%, из них 50% питейный налог.

Конец 18 века – наибольший удельный вес в общем сборе налогов занимает питейный налог.

1923-25г. Прямые: сельскохозяйственный, промысловый, подоходный, имущественный. Косвенные: акцизы и таможенные сборы.

1,5% с оборота + патент

8% - налог на капитал (имущество).

Особое место в системе налогообложения России занимали «винные», «питейные» налоги. Питейные сборы при Екатерине II составили половину всей суммы доходов государства от косвенных налогов. В бюджете Москвы в 1786 – 1799 гг. они составили даже 67,1%.

Совершенствуя налогообложение, Александр II ввел в России в 1863 г. акцизную систему, отменив наконец ненавистные винные откупа. Государственный налог был установлен на производство частником водки и взимался с него в зависимости от объема винокуренных кубов плюс за каждую единицу емкости готового продукта – водки (примерно по 6 копеек с ведра).

Какой же результат дала введенная С.Ю. Витте винная монополия? Статистика свидетельствует: четверть всех доходов государства. Стали ли больше пить? И на этот вопрос отвечают цифры. С 1897 г. по всей стране была отмечена частная продажа спиртного и установлена пошлина – 4 рубля 40 копеек с ведра водки (ведро без налога стоило 12-20 рублей).

Первое упоминание о таможенной пошлине с каждого «хмельного короба» – объемной единицы питий – встречается в договорной грамоте Новгорода с тверским князем Ярославом Ярославичем (1265 г.). С 1448-1474 гг. в России было введено налогообложение на все спиртные напитки. И доходы по этой статье относятся важной и ощутимой долей в государственной казне. В 1781 г. государство получало только от винных откупов 10 млн. руб., а в 1859-1863 гг. – уже 128 млн. руб. А сами откупщики в 1850-1860 гг. имели доход, превышающий 220 млн. руб. в год.

Реформу косвенного налогообложения предложил министр финансов С.Ю. Витте во второй половине XIX столетия была введена целая серия косвенных налогов, которые к началу нового столетия дали почти половину поступлений в бюджет. Это были налоги на сахар, табак, спички, керосин и, конечно, водку.

До первой мировой войны налоги в России были самыми низкими в мире.

С процессом становления государства меняется характер налогов: от варварских форм в виде выкупа рабов, дани с побежденных народов на заре человечества до обыденного, повседневного явления уже к середине 18 века в виде обязательного взноса в государственную казну.

Именно с того времени известна крылатая фраза Б. Франклина (1706 – 1790): «платить налоги и умереть должен каждый», которая не потеряла своей актуальности и спустя почти три столетия.

Налоги это тот же источник дохода, который позволяет существовать государству как институту власти, выполняя перед обществом свои обязанности.

С.Ю. Витте в лекциях, прочитанных Великому князю Михаилу Алексеевичу (1900 – 1902) определил налоги как «принудительные сборы (пожертвования) с дохода и имущества поданных, взимаемых в силу верховных прав государства ради осуществления высших целей государственного общежития».

С одной стороны налоги – это благо для государства, с другой существенная прямая материальная потеря для плательщика. Являясь экономическим воплощением существования государства, налоги, а вернее сборщики налогов становятся для граждан воплощением «мирового зля»: «когда французский крестьянин хочет представить себе черта, он представляет его в виде сборщика налогов».

Принудительное изымание доходов граждан в доход государства осуществляется только с целью осуществления управленческих функций последнего, но и для дальнейшего общественного распределения.

Как экономическая категория налоги связаны с движением стоимости совокупного общественного продукта и основной его части национального дохода, которые в своем движении проходят 4 основные фазы:  производство, распределение, обмен, использование. Причем налоги возникают и функционируют только на второй фазе - распределения (перераспределения), то есть участвуют в процессе производственных отношений , где и проявляется их экономическая сущность в форме прямого изъятия государством определенной части совокупного общественного продукта в свою пользу для формирования централизованных финансовых результатов (бюджета).

Сущность налога в действии выражение его свойств, внутреннего содержания, значения раскрывается в функциях, которые он выполняет в системе экономической деятельности.

Основными функциями являются:

  •  фискальная – обеспечение государства финансовыми ресурсами;
  •  регулирующая, когда налоги оказывают существенное влияние на развитие, стимулирование (сдерживание темпов) производства, участвуют в перераспределительном процессе.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
8194. История возникновения института президенства 24.98 KB
  Причины введения поста Президента в СССР. Развитие законодательства о выборах Президента Российской Федерации в 1991-2009 годах. Конституция 1993 года о полномочиях Президента Российской Федерации. Учреждение поста Президента РФ не означает одномоментного возникновения института президентства в России.
17818. Древнерусская книга. История ее возникновения. Роль чтения в жизни древнерусского общества 4.34 MB
  Книга во все времена употреблялась прежде всего для закрепления и передачи информации в человеческом обществе. В 863 году святые братья разработали для западных славян азбуку и перевели на славянский язык ряд богослужебных книг. До этого наши предки для различных нужд использовали примитивные письменные знаки которые конечно были непригодны для перевода глубоких по смыслу и содержанию богослужебных книг. За образец начертания букв в этом алфавите были взяты греческие буквы а для тех славянских звуков которых не было в греческом языке...
16515. Эффективность экономической политики в контексте плюралистичности современной экономической теории 12.55 KB
  В данной статье предпринята попытка представить некоторый набросок структуры единой экономической науки в центре которой находится понятие конкуренции. В такой конфигурации исследовательского поля экономической науки задача поиска решений экономических проблем сводится к ответу на вопросы: Как возможны нерыночные институты Что определяет жизнеспособность нерыночных институтов Почему рыночные институты не смотря на их безальтернативность по критерию полезности не определяют все социально-экономические отношения в человеческом обществе...
9768. Исследование федерального налога системы РФ - НДС 63.18 KB
  НДС обычно относят к категории универсальных косвенных налогов которыми облагаются весь товарооборот на внутреннем рынке и товарооборот складывающийся при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Взимание НДС как косвенного налога направлено прежде всего на решение фискальных задач государства. Но НДС отводится и определенная роль в регулировании экономических и социальных процессов в стране.
15969. Понятие налога, сбора, элементы налогообложения 17.59 KB
  Практически все хозяйствующие субъекты сталкиваются с необходимостью либо уплачивать налог в бюджет либо относить суммы уплаченного налога на увеличение расходов связанных с производством или реализацией товаров работ услуг. возмещается покупателями сверх основной суммы договорной стоимости реализуемых товаров работ или услуг. Эта особенность определяет необходимость списания сумм налога предъявленного покупателю не в составе себестоимости продукции работ или услуг а непосредственно по дебету счета учета продаж. Со времен...
3228. Роль налога на прибыль организаций в экономике России 45.93 KB
  Налог на прибыль служит важным инструментом регулирования экономики. Именно налогообложение прибыли позволяет государству широко использовать налоговые методы в регулировании экономики и иметь существенный источник доходов бюджета, эффективно влиять на инвестиционные потоки и процесс наращивания капитала.
8264. ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ 30.78 KB
  Статус плательщика НДС появляется с момента государственной регистрации организации. К числу обязанностей НКО как плательщиков НДС относятся: представление налоговых деклараций по НДС в том числе при отсутствии объекта налогообложения; ведение книги покупок и книги продаж журнала учета счетовфактур; учет объектов налогообложения по НДС. Являясь по законодательству плательщиками НДС некоммерческие организации могут использовать следующие предоставляемые НК РФ возможности для освобождения от его уплаты или уменьшения налоговых платежей. 145...
8323. ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 23.29 KB
  Община малочисленных коренных народов Севера сделала за месяц еле дующие начисления своим членам: заработная плата административного аппарата члены правления бухгалтер в сумме 90 ООО руб.; доходы получаемые членами общины от реализации продукции полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла на общую сумму 500 ООО руб. Один из членов кооператива предоставил заем в сумме 25 ООО руб. Налоговая база составит 2500 руб.
8325. ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ 31.89 KB
  Налоговый кодекс РФ предоставляет НКО несколько возможностей для освобождения от уплаты и уменьшения налоговых платежей. Втретьих появилась возможность перехода отдельных НКО на специальные налоговые режимы. Таким образом у некоммерческой организации возникают обязательства по исчислению и уплате налога на прибыль в случае если она: 1 зарегистрирована в качестве юридического лица; 2 не перешла на разрешенные для НКО специальные режимы налогообложения при которых налог на прибыль организаций не уплачивается; 3 имеет объект...
16142. Социальность налога на доходы физических лиц в условиях кризиса 20.97 KB
  Москва Социальность налога на доходы физических лиц в условиях кризиса Налогообложение доходов физических лиц важнейший элемент налоговой политики любого государства. От того насколько правильно построена система налогообложения в частности налогообложение доходов граждан зависит эффективное функционирование всей экономики страны социальная и политическая стабильность в государстве. В отличие от демократической свободы проблема социальной справедливости в распределении доходов и капиталов в том числе через налогообложение доходов...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.