Современное состояние налогообложения развитых стран и России

Налоговая реформа 80-90х гг. Основные показатели характеризующие налоговую систему стран с рыночной экономикой. Современное состояние налоговой системы России. Инициаторами данных изменений становились экономически развитые страны что повлекло изменение их налоговых систем теоретических и практических основ налоговой политики.

2015-02-05

22.7 KB

3 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Тема 1.4  Современное состояние налогообложения

развитых стран и России.

План:

1. Налоговая реформа 80-90-х гг. в экономически  развитых странах.

2. Основные показатели, характеризующие налоговую систему стран с рыночной экономикой.

3. Современное состояние налоговой системы России.

В 80-90-х годах 20 столетия произошли крупные перемены в экономической, политической, социальной жизни всего мира. Инициаторами данных изменений становились экономически развитые страны, что повлекло изменение их налоговых систем, теоретических и практических основ налоговой политики.

Россия пыталась стать равноправным не только политическим, но и экономическим партнером этих стран, в начале 90-х годов коренным образом пересмотрела свои системы налогообложения, взяв за ориентир опыт стран Европейского Союза.

Российская экономика последние десятилетие, а то и больше, находится в состоянии перманентного кризиса.

Налоговая система любой страны 9с рыночным укладом экономики) должна выполнять следующие задачи:

  1.  финансово-перераспределительную (перераспределяя доходы организа ций и населения, обеспечивать финансовыми ресурсами доходную часть бюджета до 90% в развитых странах);
  2.   обеспечивать стимулы к производственной и экономической деятельно    сти.

Российская система налогообложения подчинена преимущественно фискальной задаче, в меньшей степени затрагивая вопросы стимулирования производства и социальной справедливости.

Налоговая система развитых стран характеризуется следующими показателями:

  1.  доля налоговых поступлений (в том числе в федеральный бюджет) в валовом внутреннем продукте (ВНП).

Отметим, что доля налоговых поступлений стабильно «средняя» и составляла в 80-90 гг. следующей уровень:

Страна

Доля всех налогов в ВНП, %

США

30

Япония

26-31

Германия

38

Франция

42-45

Англия

37-38

Италия

33-41

Канада

33-37

Австралия

30

Швеция

50-60

Россия

50

Примечание. В 1997г. доля налогов в ВНП в России составляла 20%, а под воздействием финансового кризиса уменьшилась в 2 раза.

Основная часть налогов – налоги федерального уровня.(см. табл. 1)

Таблица1. Доля налоговых поступлений на центральный (федеральный) уровень в ВНП стран ОЭСР (%)

1975-1980 гг.

1981-1985 гг.

1986-1992 гг.

Австралия

Австрия

Бельгия

Великобритания

Германия

Голландия

20,7

30,7

40,1

30,0

26,3

43,7

22,4

32,3

42,5

32,7

27,9

44,4

23,7

31,9

41,0

32,6

27,7

45,2

Греция

Дания

Ирландия

Исландия

Испания

Италия

Канада

Люксембург

26,6

30,2

30,1

23,9

20,7

26,7

16,0

42,6

31,1

32,4

35,9

23,1

23,0

32,5

16,8

44,3

32,7

35,0

35,7

24,6

28,4

37,3

17,6

44,7

Новая Зеландия

Норвегия

Португалия

США

29,4

35,2

26,5

17,5

31,1

37,7

30,5

18,0

34,1

36,9

32,1

18,0

Турция

Финляндия

Франция

19,2

26,3

34,9

15,4

26,1

37,7

15,2

27,9

37,6

Швейцария

Швеция

18,1

31,0

18,9

32,7

19,7

36,7

Япония

В среднем

10,1

27,3

11,6

29,2

12,9

30,4

Заметим, что в развивающихся странах этот показатель составил (1992г.):

Страны Америки – 17,7%

Страны Ближнего Востока – 14%

Страны Азии (не входящие в ОЭСР) – 14%

Станы Латинской Америки (без Мексики) – 17%

Россия – 18% (1992г.), - 10% (1997г.)

  1.  Сходство основных налогов (90-95% всех поступлений обеспечивают 10 основных налогов).

Система налогов в рассматриваемых странах складывается следующим образом:


Физические лица

Индивидуальный                                Налог                                Взносы по

  (подоходный)                                      на                                 социальному

      налог                                        имущестуво                         страхованию

                                                                   

                                                                   прямые налоги

Юридические лица (предпринимательство)

          Прямые                                                                     Косвенные

         Налог на                                             НДС                  Налоги

        прибыль                            Налог с продаж                     на

                                                   Налог с оборота               потребление

        Налог на                                                                          Акцизы

        имущество                                                  Таможенные пошлины

                                                                              Взносы на социальное

                                                                                        страхование

  1.  Налоги на потребления.
  •  НДС – представляет собой надбавку а % к добавленной стоимости на каждой стадии производства и обращения (выплачивается в бюджет производителями в виде разности между НДС, начисленного на произведенные и проданные товары и услуги, и НДС, начисленного на купленные для производства этих товаров и услуг сырье, материалы и прочие предметы труда
  •  Налог на продажи начисляется на конечной стадии, обычно в торговле, в виде надбавки к цене товара (продажной)
  •  Налог с оборота начисляется на каждой стадии производства и обращения в виде надбавки (в %) к товарной продукции
  1.  Акцизы – представляют собой довольно высокую надбавку к цене определенной группы товаров (как правило алкогольно-табачной продукции).
  2.  Таможенные пошлины – для экспортируемых товаров и импортируемых товаров.
  3.  Взносы предпринимателей на социальное страхование. Они носят косвенный (в силу включения их в издержки производства) и целевой (так как направляются в специальные фонды для последующей выплаты пенсий, пособий и т.д.) характер.

Особенность российской системы налогообложения заключается в том, что основное налоговое бремя падает на предприятия, практика взимания налогов с отгруженной (а не с оплаченной) продукции, несовершенство работы налоговых служб. Все это может объяснить огромные масштабы укрытия в России от налогов (35-40%), что в 2-3 раза превышает аналогичный показатель Запада. В России существуют также основные налоги, что и в развитых странах.

  1.  Распределение налоговых поступлений по различным бюджетным уровням.
  2.  Привязка определенных налогов к определенному бюджетному уровню (например, доходная часть федерального бюджета формируется за счет прямых налогов:

Вид налога

Удельный вес во всех федеральных налогах, % 1997 г.

  1.  Подоходный налог с населения
  2.  Взносы населения по социальному страхованию
  3.  Налог на прибыль корпораций
  4.  Акцизы
  5.  Пошлины

46

34

11

4

5

Доходная часть бюджетов штатов формируются за счет косвенных налогов (НДС, акцизы). Местные бюджеты формируются за счет местных налогов (налог на недвижимость). 2/3 всех налогов поступает в Федеральный бюджет.

  1.  Пропорциональное деление налогов между бюджетами различных уровней (пример – германия: деление всех налоговых поступлений происходит между федеральным и земельными уровнями поровну).

Вид налога

Распределение, %

Федеральный

Земельный

Местный

Налог на прибыль

50

50

Подоходный налог

42,5

42,5

15

Налог с продаж

Переменные нормативы в течение 2-3 лет

  1.  Передача средств от высоких бюджетных уровней в пользу низких в виде «трансфертов». Налоговые поступления в России делятся (примерно поровну) между федеральным уровнем и уровнем субъектов федерации, в сочетании долевого участия всех уровней в основных налоговых поступлениях присутствует практика субсидирования развития регионов за счет федерального бюджета (система трансфертов).

При характеристике систем налогообложения стран с развитой рыночной экономикой необходимо обратить внимание на изменения, произошедшие в последней трети 20 века в части прямых и косвенных налогов.

До 80-х годов

Кейнсианская модель

Экономика предложения

Высокая ставка налога на прибыль с разветвленной системой льгот

Умеренные ставки с ограниченной системой льгот

Прогрессивное налогообложение личных доходов (с увеличением доходов ставка увеличивается; освобождение от подоходного налога бедных слоев населения) – идея социальной справедливости

Резкое уменьшение прогрессивности налогообложения. Идея социальной справедливости – нельзя высокими налогами карать людей за способность выполнять высокооплачиваемую работу, таким образом несомненно социально важную.

Кейнсианская модель налогообложения личного дохода основывалась на сочетании принципов стимулирования производства и социальной справедливости.

Расширение платежеспособного спроса и стимулирование производства происходит за счет того, что низкие доходы быстро и целиком идут на потребление. Высокие доходы (часть которых превращается в сбережения) – ослабляют потребительский спрос, тем самым в меньшей степени стимулирует производство.

Следовательно, высокое налогообложение не препятствует росту производства, так как государство умело перераспределяет налоги в пользу малоимущих слоев населения, освобождая их от налогов.

После кризиса 70-80-х годов главенствующие позиции в теории налогообложения 9на предмет уровня ставок, шкалы и системы льгот) занимают теоретики «экономики предложения», предлагающие ввести умеренные ставки, сократить льготы, приняв на вооружение «кривую Лаффера», на основе которой опасения о снижении налоговых поступлений отвергались.

Данный подход нашел свое применение во многих развитых странах (см. табл. 2), в следствие чего максимальная ставка на корпоративную прибыль была снижена с 46 до 34%, индивидуального подоходного налога с 70 до 28%. (Например, в США подоходный налог для семейных налогоплательщиков имеет пять ставок: - 15, 28, 31, 36 и 39,6%; 15% платят лица с годовым доходом до 36,9 тыс.$, 39,6% - более 250 тыс.)

Таблица 2. Ставки налога на корпоративную прибыль в странах ОЭСР (%)

На 1 июня 1992 г.

На 1 января 1994 г.

На 1 июня 1995 г.

На 1 января 1996 г.

Австралия

Австрия

Бельгия

Великобритания

Германия

Голландия

Греция

Дания

Ирландия

Исландия

Испания

Италия

Канада

Люксембург

Мексика

Новая Зеландия

Норвегия

Португалия

США

Турция

Чехия

Финляндия

Франция

Швейцария

Швеция

Япония

В среднем

39,0

39,0

39,0

33,0

59,7/43,5

35,0

35,0

38,0

40,0

45,0

35,0

52,2

45,8

39,4

-

33,0

28,0

39,6

40,0

49,2

40,5

34,0

35,0

30,0

52,0

39,8

33,0

34,0

40,2

33,0

55,6/43,5

35,0

35,0

34,0

40,0

33,0

35,0

52,2

40,3

39,4

-

33,0

28,0

39,6

40,0

42,8

25,0

33,3

28,5

28,0

52,4

37,3

36,0

34,0

40,2

33,0

58,9/46,1

35,0

35,0

34,0

38,0

33,0

35,0

53,2

44,6

40,3

34,0

33,0

28,0

39,6

40,0

44,0

25,0

36,7

28,5

28,0

51,6

37,5

36,0

34,0

40,2

33,0

58,5/46,1

35,0

35,0

34,0

38,0

33,0

35,0

53,2

44,6

40,3

34,0

33,0

28,0

39,6

40,0

44,0

39,0

28,0

36,7

28,5

28,0

51,6

37,7

Снижение ставок налога привело не только к экономическому росту производства, но и увеличению дефицита бюджета за счет снижения налоговых поступлений (например, это произошло в США). В Чили проблему налоговых сборов вследствие уменьшения ставок прямых налогов решили за счет заметного повышения косвенных налогов. Налоги на потребление в 1975-80 гг. составляли 47,8% всех налоговых поступлений; 1986-92 гг. – до 53,2%. В России налог на прибыль в 1992-95 гг. составил 1/3 всех налоговых поступлений. И хотя номинальная ставка составляла 35% для предприятий и 43% для банковских и других кредитных учреждений), что соответствовало мировому среднему уровню, реально она была выше, так как в России (в отличии от развитых стран, где при определении налогооблагаемой прибыли из валовой выручки разрешено исключать практически все издержки производства (при существующих ограничениях, например, на чрезмерные представительские расходы) ограничения на включение в состав издержек производства значительно шире, условия жестче. Слабо используются общие налоговые льготы функционального значения. Изъятия из прибыли происходят за счет налога на имущество, на природные ресурсы (в добывающей промышленности), за счет налога на сверхнормированную заработную плату (35% к средней заработной плате работников до 1995г.).

Таким образом, ставка налога на прибыль составляла 70% (в 1992-1995 гг.), 55% (в 1996-1998 гг.).

В ходе налогового реформирования в развитых странах значение косвенных налогов увеличивалось.

НДС впервые был введен во Франции в 1954 году, в отличие от налога с оборота и налога с продаж он взимается с реального вклада каждой стадии производства и обращения в ВНП.

Это самый распространенный среди косвенных налогов (см. табл.3), исключение составляют США и Австралия (в США широко используется налог с продаж: ставки от 3 до 8,25% в зависимости от штата).

Таблица 3. Сроки введения и ставки НДС в странах ОЭСР

Год

введения

Стандартная ставка, %

Первоначальная

В 1996 г.

Австрия

Бельгия

Великобритания

Германия

Голландия

Греция

Дания

Ирландия

Исландия

Испания

Италия

Канада

Люксембург

Мексика

Новая Зеландия

Норвегия

Португалия

Турция

Финляндия

Франция

Швейцария

Швеция

Япония

1973

1971

1973

1968

1969

1987

1967

1972

1989

1986

1973

1991

1970

1980

1986

1970

1986

1985

1969

1964

1995

1969

1989

16

18

10

10

12

16

10

16

22

12

12

7

8

10

10

20

16

10

11

20

7

11

3

20

21

18

15

18

18

25

21

25

16

19

7

15

15

13

23

17

15

22

21

7

25

5

Если в развивающихся странах таможенные пошлины служат одним из важнейших источников дохода, то в развитых странах они снизились с 40-60% (1945-1947 гг.) до 3-5% (80-е годы).

Доля таможенных пошлин во всех налоговых поступлениях, %

Страны

Импортные

Экспортные

Развитые страны

Страны Африки

Ближний Восток

Азиатские (не входящие в ОЭСР)

Латиноамериканские (включая Мексику)

2,5

27,5

26,6

23,5

21,5

0,01

9,7

0,2

2,9

2,5

Таким образом, анализируя современные системы налогообложения стран мира (см. табл. 3), можно сделать следующие выводы:

  1.  налог на прибыль имеет влияние на формирование дохода бюджетов (кроме Японии, где налог на прибыль составляет 25% всех налоговых поступлений)
  2.  главный источник налоговых поступлений – индивидуальный подоходный налог, что свидетельствует, по мнению аналитиков, об устойчивости роста жизненного уровня населения. В России доля индивидуального подоходного налога в налоговых поступлениях составляет 7-8% в следствие низкого уровня жизни основной массы населения и резкое сокращение доли заработной платы в национальном доходе страны (1990 г. – 74%, 1997 г. – 40%) по сравнению с развитыми странами (65-75%).
  3.  Возрастающая роль и большой удельный вес в налоговых поступлениях (от 15 до 50%) – НДС, акцизов (от 7 до 12%), что в сумме составляет от 20 до 50% косвенных налогов в большинстве развитых стран (кроме США, Японии, Канады). НДС был применен в России в 1992 году со ставкой 20% (10% на производственные товары). В 1996-1998 гг. косвенные налоги покрывали большую часть налоговых поступлений (более 50% федерального бюджета).
  4.  20-40% всех налоговых поступлений составляют отчисления на социальное страхование предпринимателей и занятых.
  5.  Налоги на имущество составляют от 3-4% до 10% (а в нем значительна доля налога на имущество физических лиц).

Выбирая из приведенных систем ту, которая наилучшим образом вписывается в российскую действительность необходимо проанализировать не только основные элементы системы, но и социально-экономические показатели тех стран, в которых они действуют.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
14035. Современное состояние ипотечного кредитования в России 29.71 KB
  Одним из самых активно развивающихся институтов на сегодняшний день является институт ипотеки. Без его соответствующего совершенствования не стоит и говорить о функционировании адекватной экономики рынка, так как ипотека, первым делом – это главный инструмент кредитования.
20825. Современное состояние человеческого капитала России 112.04 KB
  Объектом исследования: современное состояние человеческого капитала России. Цель работы: исследовать теорию человеческого капитала и управление человеческими ресурсами организации. В результате исследования была исследована теория человеческого капитала и проанализировано современное состояние человеческого капитала в России выявлены основные проблемы и перспективные...
16407. -частного партнерства – преобладающий тип экономической организации развитых стран мира. 10.72 KB
  Москва Концептуальные подходы к функционирования ГЧП в условиях кризиса и после его завершения Функционирование смешанной экономической системы на базе государственно-частного партнерства – преобладающий тип экономической организации развитых стран мира. Такое направление развития в течение достаточно долгого периода обеспечило формирование социально-рыночной модели развития смешанной экономики на базе ГЧП в которой большая часть добавленной стоимости остается представителям наемного труда. Если оценивать возможности ГЧП с позиции опыта...
11099. Периоды развития криминологии. Ее современное состояние 56.61 KB
  Отвергая религиозное истолкование преступления как проявление греховности, податливости силам зла, средневековые философы вместе с тем утверждали, что преступность есть всего лишь результат неспособности масс усвоить твердые правила поведения.
19649. Современное состояние конкурентоспособности казахстанской экономики 239.04 KB
  Теоретические аспекты формирования механизма конкурентоспособности экономики. Конкурентоспособность казахстанской экономики и механизмы управления обеспечивающие ее стабильность. Современное состояние конкурентоспособности казахстанской экономики. Конкурентоспособность национальной экономики Казахстана.
19665. Современное состояние информатизации регионов и муниципальных образований 25.52 KB
  Понятие информационные ресурсы определено в Законе Об информации информатизации и защите информации. Документы научно-технической информации. Цель работы – исследование типологии каналов поступления информации в органы государственной власти. При этом для их формирования и использования характерны следующие тенденции: Резкое возрастание потребностей органов государственного управления в объективной достоверной и современной информации о реальном положении дел как в подведомственных так и в смежных отраслях регионах...
19963. Современное состояние и оценка системы управления ТОО «Темиржолэнерго» 379.1 KB
  Теоретические основы внутрифирменного управления. Необходимость и сущность организации внутрифирменного управления. Стратегическое управление в системе внутрифирменного управления. Оптимизационные методы внутрифирменного управления и оптимизация механизмов функционирования.
21106. Современное состояние и совершенствование управления маркетингом в ТОО «Ласточка» 747.7 KB
  Коммерческая деятельность предприятий пищевой промышленности направлена на обеспечение производственных процессов, разработку конкурентоспособных товаров, осуществление коммерческих сделок по закупке сырья и оборудования, а также по сбыту готовой продукции. В частности, основные элементы коммерческой деятельности по сбыту выпускаемой продукции включают маркетинговые исследования рынка сбыта, разработку плана сбыта, подготовку и осуществление коммерческих сделок, организацию расчетов с покупателями готовой продукции, аудит коммерческой деятельности.
18805. Язычество у народа мари: история и современное состояние 1.99 MB
  Языческие традиции у народа мари сохранились до настоящего времени что определяет их современное этническое самосознание. В то же время две третьих двоеверцев и более 36 некрещеных отметили что изредка посещают церковь. Говоря об изученности поставленной проблемы стоит сказать что первыми авторами оставившими описания аутентичной языческой культуры народа мари были арабские путешественники. В источниках описывая нравы обычаи булгар арабские путешественники с удивлением отмечают что многие восточно-волжские народы черемисы...
18831. Современное состояние социальной рекламы в Республике Бурятия 922.86 KB
  Теоретические аспекты социальной рекламы. Определение социальной рекламы её цели типы организаций и институтов социальной рекламы. Психологические аспекты социальной рекламы. Современное состояние социальной рекламы в Республике Бурятия.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.