Организация физического воспитания в семье

В последнее время много внимания уделяется вопросам воспитания детей в семье. Роль семьи бесспорна и в физическом развитии детей т. В то же время несмотря на наличие значительного количества литературы по физическому воспитанию детей в семье состояние этой проблемы вызывает вполне обоснованную тревогу т. физическим воспитанием своих детей родители либо вовсе не занимаются либо занимаются эпизодически и очень часто –неправильно.

2014-06-22

41.49 KB

141 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


red54;;Содержание

Введение 3

1. Роль семьи в физическом воспитании ребенка 4

1.1 Особенности физического воспитания в семье 4

1.2 Физическая культура в раннем и дошкольном возрасте 8

1.3 Физическая культура школьника 10

2. Организация физического воспитания в семье 12

2.1 Организация утренней зарядки 12

2.2 Виды занятий с детьми 13

Заключение 23

Список используемой литературы 24


Введение

В последнее время много внимания уделяется вопросам воспитания детей в семье. Семья, являясь ячейкой общества, имеет поистине неисчерпаемые возможности: в семье дети получают первые в своей жизни уроки, учатся общению, учатся различать добро и зло; семья влияет на формирование характера, нравственности, гражданственности. 

Роль семьи бесспорна и в физическом развитии детей, т. к. именно в семье закладываются физические качества людей, основы их здоровья. Доказано, что подвижные игры и физические упражнения оказывают значительное влияние на нормальный рост и развитие ребенка, на развитие всех органов и тканей, а если эти занятия проводятся на свежем воздухето и закаливают организм. Правильно проводимые физические упражнения способствуют развитию таких положительных качеств, как самостоятельность и самообладание, внимание и умение сосредоточиваться, находчивость и мужество, выносливость и др. При этом, совместные занятия физическими упражнениями родителей с ребенком являются источником радости обогащения и оздоровления семейной жизни. Следовательно, родителям необходимо систематически заниматься физической культурой с детьми, помогать им приобрести двигательный опыт, развивают ловкость, быстроту, динамическую силу, вырабатывают смелость.

В то же время, несмотря на наличие значительного количества литературы по физическому воспитанию детей в семье, состояние этой проблемы вызывает вполне обоснованную тревогу, т. к. физическим воспитанием своих детей родители либо вовсе не занимаются, либо занимаются эпизодически и очень частонеправильно. 

Цель работы: изучить роль семьи в физическом воспитании ребенка, выявить особенности физического воспитания в семье детей разного возраста.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

1. Роль семьи в физическом воспитании ребенка

1.1 Особенности физического воспитания в семье

Семьяэто коллектив, члены которого связаны определенными обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает нормы общественного поведения. Семью укрепляют общие дела и заботы, будни, наполненные полезным содержанием, совместный досуг и отдых, поэтому организация совместного досуга является важным средством не только воспитания ребенка, но и как средство укрепления здоровья семьи. 

Воспитательная роль семьи велика. На родителей возлагается исключительная ответственность в связи с возрастными  требованиями к формированию личности ребенка. Родители должны  находить время для занятия с детьми, вникать в их интересы, помогать им советом. 

Большое значение для семьи имеет физическое воспитание. Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая их совместная деятельность (обсуждение успехов спортивной жизни страны, переживания при просмотре телевизионных спортивных передач, иллюстраций в книгах на спортивные темы и др.). 

Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению родителей, семейному укладу. Поэтому главные составляющие успеха физического воспитания в семье - личный пример родителей, здоровый образ жизни, совместные физкультурные занятия, совместные прогулки на лыжах, катание на коньках, санках, различныеигры. Родители показывают, объясняют, как нужно выполнять упражнение, оказывают помощь и облегчают освоение знаний, двигательных умений и навыков, наблюдают за самочувствием детей.

Цель физического воспитания детей в семье - последовательное физическое совершенствование с тем, чтобы они выросли подготовленными к жизни. Это значит, что необходимо добиваться, чтобы дети обладали хорошим здоровьем, не имели отклонений от нормального, соответствующего возрасту уровня физического развития. При этом, необходимо соблюдать - оздоровительную направленность, всестороннее развитие личности и связь физического воспитания с другими видами деятельности. Оздоровительная направленность, прежде всего, выражается в соответствии средств и методов физического воспитания различных периодов детства. Двигательная активность в границах ниже и выше допустимой способствует задержке роста и развития, а также снижает рабочие и адаптивные возможности развивающегося организма. Поэтому долг родителейукрепить здоровье ребенка и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем. 

Для нормального развития и укрепления здоровья необходимо создать оптимальные условия: режим, который отвечал бы требованиям гигиены, воспитательная работа по развитию движений. 

В первую очередь, задача родителей заключается в том, чтобы в соответствии с правилами гигиены постоянно обеспечивать благоприятные условия для роста и развития неокрепшего еще организма ребенка. Родители должны стремиться к тому, чтобы создать наиболее благоприятные гигиенические условия, использовать естественные факторы природы (солнце, воздух, вода). Необходимо обращать внимание на чистоту мест, где отдыхают, занимаются, спят дети. В комнате, где находится ребенок должно быть чисто, светло, комнату обязательно надо проветривать. При этом всегда следует всегда помнить, что личный пример один из сильнейших способов воспитания. 

Особого внимания требует осанка детей. Надо следить за тем, чтобы ребенок привыкал правильно сидеть за столом, спать в свободной позе, больше играть с мячом, обручем, скакалкой. Ребенок с хорошей осанкой стоит и ходит свободно, без лишнего напряжения. 

Говоря о физическом развитии детей, нельзя упомянуть о питании. Пища должна быть здоровой и разнообразной. 

Необходимо следить, чтобы дети занимались доступными видами физического труда, правильно выполняли движения, применяемые в повседневной жизни и входящие в различные виды деятельности (рисование, лепка, игра на музыкальных инструментах и т.д.). 

Родители должны иметь представление о комплексах утренней гимнастики, необходимым дополнением к занятиям по физкультуре в домашнем быту являются упражнения и подвижные игры. Достаточный двигательный режим должен удовлетворять естественную потребность детей в движениях. Ежедневные упражнения улучшают состояние здоровья, физическое развитие. При этом, в организме вырабатывается способность адаптироваться к разнообразным требованиям меняющейся обстановки, поэтому необходимо тренировать у ребенка не какие-то определенные способности, а упражнять различные группы мышц и соответствующие им нервные центры. 

Виды физических упражнений разнообразны. При этом следует создавать эмоциональное настроение у детей, оно способствует улучшению самочувствия, помогает побороть страх, неуверенность в себе. Так, если ребенок боится перейти канавку по проложенной доске, мама подбадривает его, улыбается, протягивает ему руку помощи и ребенок решительно делает шаг.

Однако нельзя допускать, чтобы дети переутомлялись. Правильная физическая подготовка обеспечит своевременное овладение двигательными умениями, навыками необходимыми для повседневной практической деятельности, будет способствовать развитию у детей ловкости, быстроты, силы, гибкости. Решение задач физического воспитания сочетается с формированием личности ребенка в целом, с его умственным развитием, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием. 

Народная поговорка гласит: « В здоровом теле - здоровый дух». Ребенок со слабым здоровьем плохо запоминает стихи, рассказы, мало интересуется окружающим миром. Физическое воспитание помогает умственному развитию детей, повышает работоспособность. Посредством физических упражнений, игр дети знакомятся с многообразием мира, познают свойства предметов, их значение. Так на просьбу: как птицы машут крыльями, дети охотно подражают, или, поиграем как мяч - дети стараются подпрыгнуть выше. А в игре «Наседка и цыплята» дети узнают, что цыплят маленьких водит мама - курица.

Неотъемлемую часть физического воспитания составляют прогулки, экскурсии. Это не простое гуляние по саду или площадке, а выход за пределы двора, дети любят гулять с родителями, они радуются. Сообщают, что и где видели. Прогулки хорошо проводить вблизи стадионов, спортивных площадок. Необходимо чтобы даже небольшая прогулка была содержательной, чему-нибудь научила ребенка, в чем-то оказала свое воспитывающее действие.

Родителям следует использовать склонности детей к самым различным видам движений. Устойчивый преимущественный интерес к избираемому, любимому виду спорта формируется путем знакомства с физическими упражнениями, близкими по технике и условиям применения к различным видам спорта: футбола, гимнастике, баскетбола, все это закладывается в раннем возрасте. Дети должны убедиться в том, что их интерес к спорту поддерживается, что родители вникают во все мелочи их занятий.

Физическое воспитание в семье требует от родителей определенных знаний, опыта, терпения и непосредственного участия. Формы организации физического воспитания в семье включают в себя воспитательно-образовательный комплекс разнообразной двигательной деятельности. К формам организации физического воспитания в семье относятся: 

- физкультурно-оздоровительные мероприятия (утренняя гимнастика, физкультминутка во время занятий рисованием, лепкой, чтением и т. п., закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями);

- прогулки, 

- подвижные игры, самостоятельные занятия детей различными видами физических упражнений;

- специально организованные занятия физической культурой. 

Основной формой систематического обучения физическим упражнениям являются физкультурные занятия, которые в условиях семьи могут проводиться от 2 до 6 раз в неделю. Если в семье несколько детей, то хорошо организовать коллективные занятия,  поэтому родителям необходимо быть и организаторами, и участниками занятий.2

1.2 Физическая культура в раннем и дошкольном возрасте

Первые годыот рождения и до поступления ребенка в школунаиболее ответственный период развития организма и формирования личности. Для нормально развивающегося ребенка характерно стремление к движениям. Под их воздействием укрепляется опорно-двигательный аппарат, улучшается деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. Через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Поэтому важно как можно раньше обеспечить физическое развитие ребенка. Только в этом случае физическое воспитание будет служить общей подготовке детей, содействовать гармоничному развитию всех функций и систем растущего организма. 

Дошкольный возраст отличается с одной стороны интенсивным ростом и развитием детского организма (за первый год жизни рост ребенка увеличивается на 50%, а к 7 годам почти втрое), а с другой стороны низкой сопротивляемостью неблагоприятным воздействиям внешней среды. Поэтому большое практическое значение в построение системы физического воспитания имеет возрастная периодизация детейопределение конкретных задач, форм, средств, методов использования физической культуры. 

Периоды дошкольного возраста показаны в табл. 1.

Таблица 1 - Возрастная периодизация детей дошкольного возраста

Годы жизни

Периоды

по биологическим признакам

по педагогическим признакам

1-10 дней,

дней-1 год

Новорожденный грудной

Ранний дошкольный возраст

2 года, 3 года

Раннее детство

Младший дошкольный возраст

4 года

5 лет, 6 лет, 7 лет

Первое детство

Средний возраст

Старший возраст

Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста в семье и дошкольных учреждениях едины, поэтому они должны решаться общими усилиями родителей и работников ДОУ. Кроме того, в семье можно формировать умения и навыки в сложных видах движений, такие как лыжи, коньки, велосипед, плавание и др., с более раннего возраста. Эти виды физических упражнений требуют непосредственной индивидуальной помощи и обеспечения страховки каждому ребенку. Организовать обучение этим видам движения в детском саду и обеспечить высокие результаты значительно труднее, чем в семье.3

Для правильного осуществления физического воспитания в семье родителям необходимо знать, какими физическими упражнениями ребенок занимается в детском саду, а также в детской спортивной школе и какую физическую нагрузку в течение дня и всей недели он получает. С учетом всей нагрузки и следует планировать занятия физическими упражнениями после возвращения ребенка из детского сада, а также в выходные дни.

Физические упражнения в семье проводятся в различных формах: зарядка, занятия (индивидуальные, коллективные), подвижные игры, закаливающие процедуры, физкультминутки, прогулки в лес, вечера досуга, праздники и т. д. Чтобы правильно организовать физическое воспитание ребенка в семье, целесообразно наметить конкретные задачи с учетом возраста ребенка, состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности, подобрать физические упражнения и распределить их на весь год. Заранее нужно подготовить физкультурный инвентарь для занятий (велосипед, лыжи, коньки, санки, самокаты, спортроллеры, роликовые коньки, -бадминтон, настольный теннис, городки, мячи, скакалки и др.), одежду, обувь, привлечь к этому детей. 

Таким образом, осуществляя задачи физического воспитания дошкольников в семье, можно достигнуть отличных результатов в укреплении их здоровья, физическом развитии и физической подготовленности детей.

1.3 Физическая культура школьника 

К наиболее распространенным формам физического воспитания детей школьного возраста в семье относятся: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминуты, закаливающие процедуры, активный отдых на открытом воздухе.

Утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка) включает упражнения, которые выполняются без лишнего напряжения. Главная задача, решаемая при их выполнении, - ликвидировать застойные явления крови в организме, активизировать деятельность внутренних органов.

Важной формой физического воспитания в семье являются закаливающие процедуры: обтирание, массаж, обливание.

Физкультминуты проводится во время выполнения домашних заданий, после 30-35 минут непрерывной работы со школьниками младшего возраста, и через 40-45 минут работы со школьниками среднего и старшего школьного возраста.

Активный отдых на свежем воздухе в свободное от уроков и выполнения домашних заданий время. Он включает в себя прогулки, катание на велосипеде, ходьбу на лыжах, подвижные игры. Суммарное время его продолжительности в режиме дня от 1,5 до 3 часов.

Семейные походы (пешие, лыжные, велосипедные) в выходные дни и каникулярное время являются самой распространенной формой активного отдыха всей семьей. 

Развивают силу мышц, выносливость, быстроту и ловкость систематические занятия любым видом спорта. Однако «вес» этих качеств в разных видах спорта различен. Вот почему для занятий тем или иным видом спорта необходим предварительный совет со спортивным педагогом и врачом. При этом учитывают состояние здоровья и характер физического развития школьника, а также возможное влияние на развитие его организма тренировочных занятий.

Младшим школьникам можно рекомендовать некоторые виды спорта, а именно те, которые развивают ловкость, гибкость и координацию движений, предусматривают равномерную и умеренную нагрузку на возможно большую группу мышц тела, например: фигурное катание, художественная гимнастика, плавание и др.

Занятиями теми видами спорта, которые связаны с упражнениями скоростно-силового характера небольшой интенсивности и продолжительности (прыжки в длину, слалом) или же с тренировками, в которых довольно интенсивные упражнения силового характера чередуются с паузами (волейбол, водное поло), можно начинать с 10-11 лет.

С 12-13 лет обычно разрешают начинать подготовительные занятия почти по всем видам спорта, которые не только развивают скорость, ловкость, но и включают упражнения на выносливость и силу (велоспорт, гребля, толкание ядра и др.)

Занятия, требующие больших силовых нагрузок (тяжелая атлетика, бокс) следует начинать с 14-15 лет.

Таким образом, роль семьи в физическом воспитании и развитии ребенка нельзя недооценивать. Главная особенность семейного воспитанияособый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребёнка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни; именно родители, их личностные качества во многом определяют результативность в физическом воспитании и развитии ребенка в семье.

Для того, чтобы успешно и безошибочно вести ребенка по ступеням физического совершенства, необходимо знать основные законы построения и развития движений, основные правила тренировки. При этом, нельзя заниматься физическим воспитанием детей от случая к случаю. Средства физического воспитания должны применяться систематически и правильно, соответственно возрасту, только в этом случае они закрепятся и перейдут со временем в хорошую привычку самостоятельных занятий физкультуры.

2. Организация физического воспитания в семье

2.1 Организация утренней зарядки 

Каждый день должен начинаться с утренней гимнастики, которая недаром называется зарядкой, так как прогоняет остатки сонливости и дает заряд бодрости на весь день. Гигиеническая гимнастика приносит пользу лишь тогда, когда ею занимаются систематически и она становится привычкой, потребностью. 

При подборе упражнений должны быть предусмотрены: воздействие на группы  мышц  и  суставы;  определенная  последовательность и очередность работы различных частей тела, создающая  лучшие  условия  для  повышения  эффективности мышечных усилий; постепенное увеличение интенсивности (нагрузки), а также постепенное, с учетом возраста, нарастание сложности упражнений. Комплекс должен быть составлен по определенной схеме: 

. Ходьба. Дозировка: 0,5,5 мин. Темп средний. Движения энергичные. 

. Упражнения  в «потягивании»  с  движениями  рук (иногда ног). Дозировка от 4 до 8 повторений. Темп медленный. Движения спокойные, плавные. 

. Упражнения для мышц туловища (наклоны, повороты  и  вращения),  ног (приседания,  выпады,  сгибания  и разгибания, махи), плечевого пояса и рук (поднимания и опускания, круги, рывки, сгибания и разгибания) в различных сочетаниях и чередованиях. Дозировка: от 4до 10повторений. Темп: в упражнениях для мышц туловища (спины  и  живота)  медленный  или  средний;  для мышц  рук  и  плечевого  поясасредний;  при  маховых движениях руками и ногамисредний, с ускорением до быстрого. 

. Упражнения  в  прыжках  и  беге.  Дозировка:  до 30прыжков  или 20с  бега.  Темп  быстрый.  После прыжков и бегаспокойная ходьба 0,5,5 мин. 

Начинать  следует  с  минимальной  дозировки,  постепенно увеличивая ее. В семье обязательно должны быть: короткая скакалка, большой и маленький мячи, гимнастический обруч (лучше пластмассовый), гимнастическая палка. Палку (длина 90см, диаметр 2,5см) можно изготовить самим. Для занятий утренней гимнастикой нужен также небольшой коврик (60х150 см), так как некоторые упражнения выполняются сидя или лежа на полу. 

В зимнее время года утреннюю гимнастику проводят в проветренной комнате или при открытой форточке, а летомна свежем воздухе. 

Чтобы заинтересовать детей и привлечь их к занятиям утренней  гимнастикой,  рекомендуется  делать  упражнения  вместе  с  ними.  Упражнения,  выполняемые  всей семьей, проходят всегда интересно и весело. 

2.2 Виды занятий с детьми 

Самый  распространенный  и  легкий  способ  организации двигательной деятельности ребенкаподвижные игры.  Они  не  требуют  от  родителей  особой  подготовки  и очень любимы детьми. Проводя подвижные игры, можно решать различные задачи: укрепления и развития организма дошкольников, укрепления взаимоотношений ребенка с каждым из родителей, сплочения семьи.

Общеразвивающие упражнения. В физическом воспитании детей используются  физические  упражнения (ходьба,  бег,  упражнения  в  равновесии,  метание,  лазанье,  подвижные игры), спортивные упражнения. 

Основной принцип, которого должны придерживаться родители, занимаясь физическими упражнениями с малышами,изображать  все  в  виде  игры.  Веселый  тон, шутка, смех, активное участие взрослого всегда увлекают ребенка,  вдохновляют  его  фантазию  и  вызывают  у  него положительные эмоции. Движения для детей 3лет в большинстве случаев носят имитационный характер, например: «похлопай  в  ладоши», «бей  в  барабан», «вырасти большим», «сорви  яблоко», «полетай,  как  бабочка», «достань  носки  ног», «ванька-встанька», «кошка  сердится», «цапля», «воробушек», «самолет». Упражнения  должны  быть  интересными,  в  них  следует использовать хорошо запоминающиеся образные сравнения,  например: «птичка», «кошка», «паровоз».  При  этом нужно  помнить,  что  координация  движений  у  детей младшего  дошкольного  возраста  еще  несовершенна,  поэтому  не  следует  добиваться,  чтобы  они  абсолютно  правильно выполняли упражнения. При выборе упражнений всегда следует помнить о наиболее, рациональном сочетании дыхания с движением, особенно на начальном этапе занятий. Лучше  всего  гимнастические  упражнения  сопровождать  звуками  или  словами,  соответствующими  типу  упражнения. Слова и звуки ребенок должен произносить в момент, когда надо сделать выдох, то есть, когда суживается грудная клетка. 

Вот несколько подвижных игр с дыхательными упражнениями.

«Жуки». Ребенок  сидит  на  полу  по-турецки,  родитель  произносит: «Ж-ж-ж,сказал крылатый жук,посиж-ж-ж-у».  Ребенок обнимает себя за плечи и произносит: «Поднимусь, полечу; громко-громко зажуж-ж-ж-ж-у». Ребенок и родитель разводят руки в стороны и перемещаются по комнате с произнесением звуков «ж-ж-ж-ж» (2мин).

«Медвежонок». Ребенок ложится на спину, рукипод головой; выполняет глубокий вдох через нос, на выдох «похрапывает». Родитель  комментирует: «Медвежата  спят  в  берлоге…», «Мишка  проснулся,  потянулся,  перевернулся».  Ребенок выполняет движения, потягивается, сгибает ноги в коленях  к  животу,  выполняя  при  этом  глубокий  выдох  через ос; переворачивается и. опять «засыпает, похрапывая». 

«Хомячки». Ребенок и родитель сильно надувают щёки, «как у хомячков» (дышат через нос), и ходят по комнате. По сигналу кулачками надавливают на щёки, выпуская при этом воздух через рот, «щёки, как у детей». Игра повторяется 5раз. 

Исключительно важное значение имеет для детей дозировка  упражнений,  так  как  они  быстро  устают  и  могут  потерять  интерес  к  физическим упражнениям, поэтому количество повторений движений обычно колеблется от 2до 5, в зависимости от возраста. После наиболее трудных упражнений необходимо давать кратковременные паузы для отдыха, облекая их, как и упражнения, в интересную форму. Можно предлагать детям сесть или лечь, говоря: «Собачка села отдохнуть», «Мишка лег спать» и т. д. 

В более старшем дошкольном  возрасте  основная  задача  физических упражненийсовершенствование  у  детей  естественных  движений:  ходьба,  бег,  прыжки,  метание, движения на равновесие. Упражнения для детей 5лет уже имеют более сложный характер: «потряси яблоню», «попили дрова», «полетай, как птица», «конькобежец», «лыжник», «лягушка» и др. 

Подбирать  упражнения  нужно  таким  образом,  чтобы при их выполнении были задействованы все мышечные группы в определенной последовательности: развитие и укрепление  мышц  плечевого  пояса,  мышц  брюшного пресса и ног, мышц спины и гибкости позвоночника. 

Физкультурные занятия по содержанию состоят из общеразвивающих упражнений, основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье), подвижных игр, которые подбираются в соответствии с возрастом. При этом, каждое занятие  независимо  от  возраста  проводят  по  следующей схеме. 

. Ходьба  и  бег  с  различными  заданиями (изменение направления по заданию, по начерченной линии, шнуру и т. д.), продолжительность от 2 до 4 мин. 

. Общеразвивающие  упражнения  типа  зарядкидо 6 мин. 

. Повторение и обучение упражнениям, которые относятся  к  основным  движениям;  на  каждом  занятии можно  осваивать 2упражнения  с  учетом  возраста  и новых видов движений. Одно из них принимается за ведущее, то есть требующее особого внимания, остальные подбирают из тех, которые детям уже знакомы. Затраты времени на обучение основным движениям не должны превышать 10мин  у  четырехлетних  и 20––у  семилетних детей. 

. Подвижные игры ––мин.  

. Упражнения  с  постепенным  замедлением  темпа, медленная ходьба, дыхательные упражнения и упражнения  на  расслабление ––мин.  Общая  продолжительность занятий от 20до 45мин. 

Занятия могут включать различные подвижные игры, но последователь-ность и характер двигательного материала должны даваться по этой же схеме. 

Большое значение имеет музыкальное сопровождение. Музыка  придает  им  эмоциональную  окраску,  вселяет бодрость,  радость,  помогает  ритму  движений,  облегчает их выполнение. 

Лучшее время для физических упражнений с детьмидневное, через 1часа после завтрака или сразу же после дневного сна. Если родители находят время для занятий с ребенком только вечером, то это надо делать не позднее чем за 1часа до укладывания ребенка в постель. 

Комплекс подвижных игр с детьми разного возраста представлен ниже. 

«Шустрое перышко». Поделить комнату на две половины: одна для родителей,  другаядля  ребенка.  Взять  перышко,  подбросить его и дуть, стараясь, чтобы оно не упало на пол. Задача ребенкавыдуть перышко на половину родителей, а родителейна половину ребенка. На чьей стороне перышко упадет, тот и проиграл.

«Поймай меня». Взять обруч и мяч. Ребенок убегает, а кто-то из родителей  ловит  его  обручем.  Уворачиваясь,  ребенок  может забросить мяч в обруч. Если он попалпобеда за ним, если поймали его, то победа будет за родителями.

«Выбивалы». Бросаться  подушками  очень  весело:  они  легкие,  мягкие; если попадут, то больно не будет. А еще они разные по величине и форме. В этой игре нет каких-либо правил. Просто забавляйтесь всей семьей. Будьте готовы: в такую игру ребенок способен играть без устали хоть целый день. 

«Прятки». Одна  из  самых  любимых  игр  детей  любого  возраста. Можно  просто  прятаться  и  по  очереди  искать  друг  друга или  играть  в  жмурки.  Папа  будет  котом.  С  завязанными глазами он ловит «мышек». 

«Волшебная дорожка». Приготовьте несколько небольших ковриков или просто  вырежьте  из  бумаги  различные  картинки.  Девочкам будет интересно «порхать», как бабочки, с ромашки на ромашку, мальчикам –«перелетать» с планеты на планету. Разложить изображения по комнате на небольшом расстоянии друг от друга. Пусть дети перепрыгивают с одного на другой! Раскладывайте ромашки и планеты каждый раз по-новому.

«Формула 1». Интересная  игра,  которая  понравится  детям  любого возраста.  Соорудите  в  комнате «тоннель»  из  различных предметов. В ход пойдут и табуретки, и стол, и коробки. Главное, чтобы дети могли пролезть под ними. Чем больше  подходящих  приспособлений,  тем  интереснее. Предложить представить, что детимашины. Победит тот, кто первым придет к финишу, одолев, пять «кругов». Во время гонок можно включить музыкубудет очень весело!

Туризм и семейные походы. Прекрасной  формой  организации  физического  воспитания детей в семье являются прогулки на свежем воздухе, на природе. Длительность прогулок зависит от возраста детей и колеблется от 30 до 60 мин в один конец. 

При проведении с детьми пешеходных прогулок и экскурсий в теплое  время  года следует руководствоваться следующими  рекомендациями.  Рельеф  местности,  по  которому  проходит маршрут, и природные условия стоянок выбирать такими, чтобы было удобно проводить с детьми намеченные упражнения и игры. Средние и большие привалы лучше устраивать у опушек леса или рощи, недалеко от реки, озера, мест, пригодных для купания. 

Перед  тем  как  выходить  на  экскурсию,  надо  рассчитать время так, чтобы первая половина пути была пройдена до наступления наиболее жаркого времени дня (12час).  В  пути  полезно  проводить  с  ребятами  упражнения и игры, которые развивали бы у них способность передвигаться  экономным  шагом,  ловко  преодолевать встречающиеся на пути препятствия, ориентироваться на местности. Не сдерживать лишний раз желание детей перепрыгнуть через небольшой ров, преодолеть прыжком поваленное дерево, спрыгнуть с гребня песчаного оврага и т. д. 

Дети 3лет  в  семейном  походе  проходят  в  день 4км со скоростью 2,5км в час, в 5лет ––км. Не следует торопить их, нужно рассчитать маршрут так, чтобы  были  остановки.  На  опушке  леса,  полянке  предложите интересные игры, соревнования на полосе препятствий.  

Для  детей 3лет  предлагается  длина  трассы  с препятствиями 80м,  считая  по 5м  расстояния между отдельными препятствиями. 

Препятствия могут быть следующие: 

–«Лягушатник» –сооружается из веток и прутьев: высота 40 см, длина 120 см, 4 барьера с расстоянием между ними 80 см дети перепрыгивают двумя ногами сразу. 

–«Коридор» –обозначается  тесьмой  в  кустарнике  или между деревьев с несколькими поворотами. 

–«Нора» –устраивается из плащ-палатки или куска ткани  размером 1,5м.  Один  край  приподнимается  на 70 см,  второй  прикрепляется  колышками  свободно  к земле, чтобы можно было проползти под ним на четвереньках. 

–«Бревно» –обрезок ствола длиной 3м с неснятой корой  закрепляется  колышками  или  оставшимися  на нижней стороне сучьями. 

–«Обезьянник» –сделан  из  двух  веревок (диаметром 10см), натянутых между двумя деревьями (расстояние между ними 2м). Их нужно туго натянуть и оттянуть в стороны с помощью дополнительных веревок. Ребята  переступают  ногами  по  нижней  веревке,  держась за верхнюю. 

Детям  объясняют  и  показывают,  как  надо  преодолевать  препятствия,  предлагают  попробовать  выполнить задание, а затем объявляют условия соревнования. Необходимо следить за тем, чтобы упражнения не несли в себе явной опасности. 

В  условиях  пересеченной  местности  есть  много  возможностей для разнообразных упражнений в метаниях. Сосновые  и  еловые  шишки,  палочки,  прутики,  камешкиотличные  метательные  снаряды.  Их  всегда  можно найти под рукой. Девочкам труднее, чем мальчикам даются метания на дальность и в цель. Поэтому упражнения в разнообразных метаниях для девочек особенно полезны. Задания  по  выполнению  различных  метаний  лучше предлагать детям с установкой на соревнование: кто точнее, дальше бросит метательный снаряд. Это заинтересует их. 

Делайте упражнения, развивающие наблюдательность. Покажите веточку и предложите внимательно осмотреть ее в течение 30 с. Затем спрячьте ее. Дети должны  правильно  ответить  на  ваши  вопросы:  сколько  на ветке сучков, сколько из них сломанных и т. п. Упражнения  на  развитие  наблюдательности  можно предлагать  и  во  время  передвижения.  Например,  пусть малыш постарается как можно правильнее и быстрее ответить  на  разнообразные  вопросы,  касающиеся  находящихся на данном участке пути объектов или происходящих на нем событий. Сколько труб на крыше дома? Кто идет вдалимужчина или женщина? Если на прогулке встретился прохожий, то через некоторое время спросите, что он нес в руках, какая у него была обувь. 

Благотворное влияние оказывает на организм человека плавание.  Во  время  плавания  тело  человека  расположено  горизонтально,  благодаря  чему  позвоночник  освобождается  от  нагрузки  массы  тела;  создаются  благоприятные условия для формирования правильной осанки. Длительные  повторения  определенных  циклов  движений повышают выносливость организма и сопротивляемость его простудным заболеваниям. 

Необходимо как можно раньше научить ребенка держаться на воде и плавать. В домашних условиях можно начинать уже с двух-, трехнедельного возраста. Нахождение в воде должно доставлять малышу положительные эмоции, с ним надо разговаривать ласково, спокойно, поощрять его действия: «Хорошо, молодец, плыви, плыви, двигай ручками и ножками». 

Овладение  навыками  плавания  зависит  от  индивидуальных особенностей ребенка. Надо быть особенно терпеливым, внимательным с тем, кто боится движений в воде. Новые трудные упражнения чередовать с теми, которые ребенок  любит,  побуждать  его  к  самостоятельности,  проявлению  активности,  вызывать  желание научиться  держаться на воде. В процессе обучения плаванию, с ними можно поиграть в игры на воде. 

«Поплавки».  Зайди  в  воду  по  грудь,  сделай  глубокий вдох и присядь на дно. Если теперь ты соберешься в комочек: прижмешь голову к коленям, обхватишь ноги руками, ты превратишься в легкий поплавок. Не веришь? Оттолкнись слегка от дна и всплывай, раскинув руки. 

«Дуй вовсюСейчас тебе придется передвигаться в воде,  гоня  перед  собой  воздушный  шарик.  Не  руками,  не лбом, а дыханием. Если коснешься шарика, то ты проиграл. Можно плыть, бежать по дну на руках или на четвереньках, как умеешь (или какой уговор будет). Шарики, чтобы не путать, нужны разноцветные. 

«Крокодил». Ребенок на небольшой глубине около берега  опускается  на  руки  и  движется  вдоль  него  вперед, перебирая руками по дну. «Краб» - то  же  исходное  положение,  но  движение  выполняется вперед боком. 

«Летучая рыба». Это упражнение больше всего нравится детям. Необходимо  с  разбега  прыгнуть вперед-вверх грудью на воду. 

«Подводный  телефон».  Ребенок,  ныряя,  собирает  на дне камешки, которые вы специально бросили в воду. 

Лыжные прогулки. В зимнее время года оздоровительным средством служат лыжные прогулки, доступные детям с 3-летнего возраста.  Лыжи  и  палки  подбираются  по  росту  ребенка:  в возрасте 3лет длина лыж может превышать рост на 57 см, тогда как детям в возрасте 6 лет и старше подбираются  лыжи,  достающие  до  ладони  его  вытянутой  вверх руки. Лыжные палкинемного ниже плеч. 

Самое  главное  и  одновременно  трудноезаинтересовать  ребенка,  дать  ему  возможность  почувствовать  удовольствие  от  скольжения  на  лыжах  сначала  по  ровной поверхности,  потом  по  наклонной.  Первые  упражнения на снегу проводятся без палок и начинаются с обучения падению  не  вперед  или  назад,  а  на  бок  с  разведением рук в стороны. 

Вначале обучают обычному способу ходьбы на лыжахпередвижение по прямой ступающим шагом с постепенным переходом к скольжению, когда лыжи не отрываются от лыжни. Полезным упражнением в первых тренировках является и буксировка на лыжах, когда ребенок держится за палки, которые тянет взрослый; при этом ноги у ребенка слегка согнуты в коленях,  а  корпус  наклонен  вперед.  Затем  ребенка  обучают развороту на месте. 

При  переходе  к  скользящему  шагу  хорошо  использовать накатанную лыжню, идущую под небольшим уклоном. Лишь после этого ребенку дают палки, и он постепенно  обучается  попеременному  двухшажному  ходу, когда движения рук и ног чередуются, как при ходьбе. 

Дети младшего школьного и старшего дошкольного  возраста  могут  также  обучаться преодолению  некрутых  подъемов (сначала «лесенкой», потом «елочкой»)  и  небольших  спусков.  

Катание на коньках стимулирует двигательную активность дошкольников, улучшает состояние их здоровья и общую  физическую  закалку.  При передвижении на коньках многократно повторяются одни и те же движения, происходит постоянное чередование напряжения и расслабления мышц ног при смене одноопорного и двухопорного скольжения, что благотворно сказывается на укреплении свода стопы. Значительно  повышается  устойчивость  вестибулярного аппарата,  повышается  чувство  равновесия,  правильно распределяется мышечное напряжение. 

Бегодно из важных для здоровья ребенка движений, позволяющих  хорошо  регулировать  нагрузку,  укрепляющих сердечно-сосудистую и дыхательную системы, различные группы мышц, суставы и связки. 

Бегестественное движение, привычное для детей с раннего возраста. Оно  выполняется  преимущественно  на  свежем  воздухе, не требует специального оборудования. Умение  быстро  и  ловко  бегать  помогает  ребенку  успешно участвовать в подвижных играх, эстафетах, спортивных  упражнениях. Велико значение бега для воспитания выносливости. 

Беговые нагрузки дозируются в зависимости от индивидуальных особенностей: для ослабленных детей бег на короткое  расстояние  в  невысоком  темпе  постепенно  укрепляет их здоровье, а тренированный ребенок пробегает больше и темп его бега выше. 

Дети 5лет любят соревноваться в беге. Задания для детей следует разнообразить, например, посредством проведения следующих игр. 

«Кто раньше». Трое-четверо детей стоят в кружках на одной  стороне  площадки.  На  противоположной  стороне (расстояние 10м) также обозначены кружки по числу играющих. По сигналу дети бегут на другую сторону, стараясь быстрее встать в круг. Выигрывает тот, кто сделает это первым. «Догони  обруч».  Дети  ставят  обруч  ободом  на  пол, энергично отталкивают и бегут за ним. Можно играть в игру «Кто скорей к мячу» или «Кто скорее обежит дерево». 

Повышению интереса детей к бегу способствуют более сложные задания, например, остановиться, сменить направление бега, пробежать змейкой между предметами. Старшие дети хорошо воспринимают объяснения, указания, могут самостоятельно заметить ошибки. Взрослый направляет внимание ребят на тех, кто может служить примером: бежит легко, ритмично, правильно соблюдая технику бега, нога ставится на переднюю часть стопы, руки помогают сохранять равновесие. 

Если  бег  проводится  без  игровой  ситуации,  то  в  этом случае  следует  выдерживать  небольшой  темп,  не  ускорять и не замедлять его, бежать ритмично, шаги недлинные, движения рук расслабленные. 

По возможности надо чаще использовать бег босиком по песку, мелкой воде, земляным и травянистым дорожкам с поворотами и уклонами, убедившись в отсутствии предметов,  могущих  привести  к  травмам.  Тренировки  в беге желательно проводить в теплое время года, весной и осенью, не боясь мелкого моросящего дождя. Помимо закаливания,  бег  в  неблагоприятных  условиях  укрепляет характер  детей,  их  настойчивость,  выдержку,  создает привычку ежедневно заниматься физическими упражнениями. 

Таким образом, организуя занятия по физической культуре с детьми, рекомендуется использовать большой круг средств и методов физического воспитания: физические упражнения, спортивные упражнения, гигиенические факторы, естественные силы природы. Основной принцип, которого необходимо придерживаться родителям при организации занятий физической культурой с детьми,изображать все в виде игры.


Заключение

Таким образом, завершая работу, кратко отметим следующее.

Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая их совместная деятельность Родители должны приобщать детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом; следить за состоянием физического развития, осанкой, здоровьем детей.

Лучшим методом воспитания к занятиям физическими упражнениями является личный пример родителей, других членов семьи. Совместные занятия физической культурой и спортом  родителей  с детьми содействует духовному сближению старших и младших членов семьи, что является основой взаимопонимания между ними. Так, например, во время походов или туристических прогулок каждый член семьи выполняют определенные обязанности, которые каждому почувствовать полезным  и равноправным членом дружного коллектива. Во время семейных походов участвуют в совместных играх: игра в футбол, вышибалы, веселые эстафеты.

В заключении надо отметить, что в таком важном деле, как  физическое воспитание подрастающего поколения, нет и не может быть мелочей. Важно помнить, что только  комплексное осуществление всех форм физического воспитания может в полном объеме решить поставленные задачи!


Список используемой литературы

  1.  Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями  в  детском  саду.  М.:  ТЦ  Сфера, 2005. 144 с. 
  2.  Доронова Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей // Дошкольное воспитание. 2004.1. С. 63. 
  3.  Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М.: ТЦ Сфера, 2005. 96 с. 
  4.  Зверева О.Л., Кротова Т.В.  Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. М.: ТЦ Сфера, 2005. 80 с. 
  5.  Здоровый  дошкольник:  Социально-оздоровительная технология XXI века / авт.-сост.  Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова,  Т.Ф. Саулина.  М.:  АРКТИ, 2001. 80 с. 
  6.  Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учебное пособие / под ред. С.А. Козловой. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 320 с.
  7.  Маханева М. Здоровый ребенок: рекомендации по работе в детском саду и начальной школе. М.: АРКТИ, 2004. 263 с. 
  8.  Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения  для  детей 5лет.  М.:  Гуманит.-изд.  центр ВЛАДОС, 2002. 157 с. 
  9.  под ред. С.О. Филипповой. М.: Академия, 2007. 224 с. 
  10.  Работа  дошкольного  образовательного  учреждения  с семьей / авт.-сост.  И.А. Дядюнова.  М.:  АПК  и  ПРО, 2004. 32 с. 
  11.  Способы организации физического воспитания детей дошкольного возраста в семье: методические рекомендации / Сост.: Г.А. Безденежных, О.Б. Завьялова.Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2011.с. 
  12.  Спутник руководителя физического воспитания дошкольного  учреждения:  методическое  пособие / под  ред.  С.О. Филипповой.  СПб.:  Детство-Пресс, 2005. 416 с. 
  13.  Степаненкова  Э.Я. Теория  и  методика  физического воспитания  и  развития  дошкольников.  М.:  Издательский центр «Академия», 2001. 368 с. 
  14.  Физическое  воспитание  и  развитие  дошкольников: учебное пособие / 
  15.  Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.В. Физическое воспитание дошкольников: учебное пособие. М.: Академия, 2000. 176 с. 

2 Способы организации физического воспитания детей дошкольного возраста в семье: методические рекомендации / Сост.: Г.А. Безденежных, О.Б. Завьялова.Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2011.С. 10.

3 Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учеб. пособие / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. - М.: Просвещение, 1978. - 272 с. С. 66.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
2599. Организация Адаптивного физического воспитания 23.55 KB
  Формы организации АФВ в специальной коррекционной школе. Система АФВ в специальной школе включает уроки адаптивной физической культуры ритмики а также физкультурнооздоровительную работу в режиме дня физкультминутки на общеобразовательных уроках корригирующая гимнастика ЛФК упражнения и игры на переменах во внеурочное время закаливание рекреационнооздоровительные занятия спортивномассовые мероприятия и др. Неотъемлемой частью системы мероприятий по АФВ в режиме дня является лечебная физическая культура которая...
21278. Особенности физического воспитания детей в условиях семьи 45.59 KB
  Приобщение к физической культуре очень важно для женщин от здоровья которых зависит качество потомства; для детей и подростков развитие организма которых нуждается в высоком уровне подвижности; для лиц пожилого возраста с целью сохранения бодрости и долголетия. Только привив привычку постоянно заботиться о состоянии своего здоровья регулярно выполнять различные физические упражнения а также выработав у ребенка неприятные ощущения из-за отсутствия нормальной физической активности можно предполагать что став взрослым человек будет также...
5976. Становление и развитие советской системы физического воспитания и спорта 114.27 KB
  В эти годы расширяется география спортивных связей создаются Всероссийские лиги по отдельным видам спорта расширяется календарь Всероссийских соревнований учреждается Российский олимпийский комитет и Россия официально вступает в международное олимпийское движение. Общественное движение за развитие русского спорта широко освещалось в спортивной печати. С развитием спортивной практики в отечественной научно-методической литературе стали интенсивно разрабатываться проблемы спортивной тренировки в частности вопросы периодизации...
12523. Физического воспитания учащихся младшего школьного возраста общеобразовательной школы 197.2 KB
  Актуальность исследования: Одной из главных проблем современной системы физического воспитания школьников является повышение эффективности урока как основной организационно-методической формы физического воспитания в школе Зигфрид 1991. В решении этой задачи особое значение приобретает поиск более рациональных путей совершенствования эффективности урока физической культуры одним из которых является интенсификация...
13206. Влияние стиля семейного воспитания на структуру характера умственно отсталого подростка в семье 193.59 KB
  Прошло несколько десятилетий прежде чем сложившийся за рубежом и в России научный и практический опыт показал что создание развивающей адаптивной комфортной среды позитивно и качественно меняют личность особого ребенка Согласно традиции сложившейся в нашей стране проблемы семьи воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии рассматривается в...
2504. Особенности структуры и содержания адаптивного физического воспитания аномальных детей раннего и дошкольного возраста 19.42 KB
  И если соответсвующие интеллектуальные и эмоциональные качества по тем или иным причинам не получают должного развития в раннем и дошкольном возрасте то впоследствии преодоление отклонений оказывается делом трудным а подчас и невозможным. Поэтому обучение должно учитывать общие тенденции развития нормального и аномального ребёнка то есть ребёнок с нарушениями в развитии должен пройти все те же стадии онтогенетического развития что и здоровый. Различия заключаются лишь в темпах физического и психического развития конечном результате и...
18529. Минимизация объективных рисков процесса физического воспитания школьников в основной и подготовительной медицинской группах (на примере детей младшего школьного возраста) 404.27 KB
  Минимизация объективных рисков процесса физического воспитания школьников в основной и подготовительной медицинской группах на примере детей младшего школьного возраста. Очевидны достижения отечественной науки в контексте организационно-содержательного и технологического обеспечения процесса физического воспитания учащихся общеобразовательных школ в том числе и школьников младших классов С. Среди причин такого явления важнейшими являются демократические...
18229. Характер индивидуальной адаптации студентов классического колледжа к учебной и физкультурной деятельности для прогнозирования эффективности процесса физического воспитания с использованием спортивно-видовых технологий 451.03 KB
  Адаптация к комплексу новых факторов специфичных для вузов представляет собой сложный многоуровневый социально-психофизиологический процесс и сопровождается значительным напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма студентов-первокурсников. Правильно организованный процесс физического воспитания студентов – общепризнанный и неоспоримый способ укрепления здоровья...
7577. Организация экологического воспитания младших школьников 41.92 KB
  В наше время загрязняя собственную землю люди заставляют себя задумываться над такими простыми вопросами как ежедневное питание одежда тепло но не над глобальными как помочь природе. Для ее решения следует сформировать хорошие отношения к природе уже в детском возрасте. Таким образом сочетая знания учителя и родителей школьники младших классов должны сформировать особенное отношение к природе поэтому именно в этом возрасте стоит начинать проводить просветительную работу с целью формирования правильного мышления по отношению к...
18189. Взаимоотношения в семье 102.23 KB
  Семья как социальная среда развития ребенка 6-7 лет. Особенности качеств ребенка младшего школьного возраста . Опытно-экспериментальная работа по исследованию влияния взаимоотношений в семье на развитие личности ребенка. Пути воспитания личностных качеств ребенка в семье.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.