Право в системе социальных норм

Нормы – это определенные стандарты образцы эталоны модели поведения участников социального общения. При этом социально-технические нормы указывают как человек должен обращаться с орудиями труда машинами как нужно реагировать на воздействие сил природы. Если социальные нормы регулируют отношения между людьми и их объединениями иными словами социальную жизнь то технические нормы – отношения между людьми и внешним миром природой техникой. Технические нормы определяют научно обоснованные методы приемы способы обращения с естественными и...

2015-02-05

18.39 KB

4 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Тема 13. Право в системе социальных норм.

1. Понятие, функции и виды социальных норм.

2. Соотношение права и морали.

3. Соотношение  права и обычая.

4. Соотношение права и корпоративных норм.

5. Соотношение права и религиозных норм.

13.1. Понятие, функции и виды социальных норм.

Поведение, деятельность людей, отношения, в которые они вступают, являются объектом регулирования различных норм. Нормы – это определенные стандарты, образцы, эталоны, модели поведения участников социального общения. Без них невозможно никакое человеческое общежитие, тем более функционирование таких сложных образований, как государство, общество.   

Система социальных норм выступает лишь частью системы нормативного регулирования, так как в обществе действуют два основных вида норм (правил поведения): социально-технические и собственно социальные. По мнению, С.А. Комарова1, система нормативного регулирования – это совокупность социальных норм, регулирующих поведение людей в обществе, отношений их между собой в рамках объединений, коллективов, и социально-технических, регламентирующих их взаимоотношения с природой. При этом социально-технические нормы указывают как человек должен обращаться с орудиями труда, машинами, как нужно реагировать на воздействие сил природы. Граница между социальными и техническими нормами проходит главным образом по предмету регулирования.

Если социальные нормы регулируют отношения между людьми и их объединениями, иными словами социальную жизнь, то технические нормы – отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой. Технические нормы определяют научно обоснованные методы, приемы, способы обращения с естественными и искусственными объектами, технологическими операциями и процессами. Общее у технических и социальных норм то, что они имеют дело с человеческой деятельностью, а различия – в объектах и методах регулирования. Среди технических норм есть такие, которые получают закрепление в правовых актах и таким образом приобретают юридическую силу. Как отмечает Н.И. Матузов, их можно назвать технико-правовыми2. Это в основном нормы, действующие в материально-производственной  и управленческой сфере (правила противопожарной безопасности, эксплуатации всех видов транспорта, различного рода госстандарты и т.п.). Некоторые из них снабжены санкциями. За нарушение этих правил установлена юридическая ответственность – административно-правовая, уголовно-правовая и др. Не случайно их именуют подвидом социальных норм. Взаимосвязь права и технических норм означает, что некогда недоступная праву область становится объектом его регулирования и охраны. При этом уже не только отдельные нормы и институты, но и целые законодательные массивы, отрасли законодательства и даже отрасли права вовлечены в этот процесс. В частности, экологическое право, призванное юридическими средствами защитить экологические права граждан, обеспечить разумное и цивилизованное  отношение к природе и природным ресурсам.

Под социальными нормами понимаются такие нормы или правила поведения, которые регулируют отношения между индивидами, между индивидами и социальными группами, между индивидами и обществом.  

Объективный характер социальных норм определяется следующими обстоятельствами:

1. Социальные нормы возникают из объективной потребности социальных систем в саморегуляции, в поддержании стабильности и порядка;

2. Норма возникает в процессе деятельности людей, субъективно обусловленной способом производства;

3. Норма неотделима от отношений обмена, характер которых также определяется способом производства и распределения.

Итак, социальным нормам присущи следующие признаки:

1. Они являются общими правилами, так как социальные нормы устанавливают правила поведения в обществе, то есть определяют, каким может или должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества. При этом социальные нормы действуют непрерывно во времени, обладают многократностью действия и обращены к неопределенному кругу лиц (не имеют конкретного адресата).

2. Данные нормы возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей. Одни социальные нормы создаются в процессе целевой деятельности, другие возникают в многократно повторяющихся актах поведения, не отделяются от самого поведения и выступают как его образцы и стереотипы, третьи формируются в виде принципов, закрепляющихся в общественном сознании и т.д. Иначе говоря, анализируемые нормы по-разному соотносятся  с волей и сознанием людей, однако всегда возникают в связи с ними.

3. Социальные нормы регламентируют формы социального взаимодействия людей, то есть направлены на регулирование общественных отношений, поведения в обществе.

Социальным нормам в силу их природы свойственна регулятивная, оценочная и трансляционная функции:

- Регулятивная функция социальных норм предопределяется тем, что они упорядочивают, регулируют поведение людей, способствуют нормальному функционированию общества.

- Оценочная функция связана с тем, что социальные нормы служат основанием оценки социально-значимого поведения людей.

- Трансляционная функция социальных норм производна от того, что в них сконцентрирован определенный социальный опыт, достижения развития общества.

Юридическая наука подразделяет социальные нормы, в основном исходя из таких критериев, как способы формирования, сферы действия, социальная направленность. С этой точки зрения выделяются нормы: правовые; моральные; политические; эстетические; религиозные; корпоративные;  нормы обычаев, традиций, привычек; деловые обыкновения; правила этикета, корректности, приличия, обрядов, ритуалов и др.

Все социальные нормы подразделяются на правовые и неправовые. Основными их  отличительными особенностями являются следующие3:

  •  Характер  отношений,  на  которые  накладываются правовые  и  неправовые социальные  нормы.  Нормы  права (например, конституционного, административного) закрепляют, прежде всего, основные, жизненно важные для всего общества, государства и граждан общественные отношения. Неправовые социальные нормы, опосредствуя зачастую собой эти отношения, все же большей частью регулируют весь остальной круг общественных отношений - межличностные, межгрупповые и др.
  •  Порядок и способ установления правовых и неправовых норм. Неправовые нормы возникают в результате нормотворческой деятельности политических партий, различных общественных объединений и организаций или же складываются (как, например, нормы морали обычаи) в процессе самой общественной жизни, общественной практики, а также в быту. В отличие от них нормы права, как известно, содержатся в актах, устанавливаемых или санкционируемых государством, а точнее, уполномоченными на то государственными органами.
  •  Формы или способы выражения правовых и неправовых норм. Если нормы права всегда содержатся в конкретных правовых актах и излагаются в письменной форме, то неправовые нормы, как правило (кроме норм, содержащихся в актах - решениях партийных органов или в актах общественных организаций), не облекаются в такие формы. Неправовые социальные нормы содержатся лишь в сознании людей и передаются в устной форме из поколения в поколение.
  •  Формы и средства обеспечения правовых и неправовых норм. Основными формами и средствами обеспечения норм права, кроме материальных, организационных и иных форм и средств, которые свойственны и неправовым нормам, являются такие специфические средства, как юридические. Они могут выражаться, например, в указаниях на санкции, применяемые к нарушителям норм.
  •  Характер и степень определенности мер воздействия, применяемых в случае нарушения содержащихся в социальных нормах велений. В случае нарушения неправовых социальных норм следуют меры общественного воздействия. Причем эти меры далеко не всегда строго определенны. В случае же нарушения норм права решающее значение имеют меры государственного принуждения.

13.2. Соотношение права и морали.

Мораль занимает особое место в системе социальных норм, существующих в любом обществе. Слово «мораль» происходит от латинского «moralis»- нравственность. Мораль представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу, окружающей действительности4. Данные взгляды, представления и правила возникают как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т.д.

Проблема соотношения права и морали имеет особое значение в связи с растущим признанием основных прав человека, ценностей и достоинства человеческой личности. Повышение морального уровня общества содействует укреплению правопорядка. В странах с исторически низким уровнем правосознания и правовой культуры мораль нередко выполняет функции права, конкурируя с ним и препятствуя утверждению правопорядка. Нормы морали и нормы права тесно взаимодействуют друг с другом, на основе этого поддерживается их единство. Взаимодействие право и морали  может состоять в таких основных формах: влияние морали на формирование права; влияние права на формирование нравственных норм; охрана правом моральных норм использование нравственных норм при применении права5.

Влияние права и морали друг на друга может быть выражено следующим образом: мораль не должна требовать нарушения закона; право не должно закреплять в своих нормах аморальных поступков. Отступление от этих требований ведет к тому, что нормы права вступают в противоречие с моралью. В качестве общей причины противоречий права и морали часто называют отставание законодательства от общественного развития. Влияние морали на право особенно ощутимо в тех случаях, когда моральные нормы и принципы приобретают юридическое значение, то есть, закрепляются в праве.

Главные общие черты права и морали состоят в следующем:

  1.  Право и мораль представляют собой разновидность социальных норм;
  2.  Служат для упорядочения общественной жизни;
  3.  Основываются на свободе индивида
  4.  Право и мораль имеют нормативное содержание и призваны быть регулятором поведения человека, общественных отношений;
  5.  Право и мораль основаны на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей идеалам свободы и справедливости.

Отличие моральных норм от правовых норм можно классифицировать по нескольким критериям:

1) по происхождению:

а) нормы морали складываются в обществе на основании представления людей о добре и зле и приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества;

б) нормы права устанавливаются государством, и после вступления в законную силу, сразу же становятся обязательными для всех кому адресованы;

2) по форме выражения:

а) нормы морали не закреплены в специальных актах и содержатся в сознании людей;

б) правовые нормы получают выражение в официальных актах;

3) по способу обеспечени:

а) реализация норм морали обеспечивается внутренним убеждением и средствами общественного мнения;

б) реализация правовых норм обеспечивается не только внутренним убеждением и средствами общественного мнения, а также мерами государственного принуждения;

4) по степени детализации:

а) нормы морали наиболее обобщенные правила поведения;

б) правовые нормы существенно детализированы, в них закреплены четкие права участников общественных отношений.

5) по сфере действия:

а) нормы права регулируют те отношения, которые поддаются правовому регулированию;

б) нормы морали регулируют поведение, которому можно дать моральную оценку.

6) по структурной организации:

а) нормы права представляют систему норм;

б) нормы морали не являются системой.

Кроме этого, различие между правом и моралью заключается в том, что:

1. Для оценки поведения людей, право использует различные критерии: правомерно или неправомерно, имеет или не имеет юридического значения, порождает определенные права, возлагает определенные обязанности. Иные критерии для оценки поведения людей содержатся в моральных нормах: моральное, аморальное, похвальное, постыдное и т.д.

2. Реализация правовых норм обеспечивается в необходимых случаях специальным государственным аппаратом; соблюдение же моральных норм контролируется общественным мнением, поддерживается мерами духовного воздействия, а их нарушение пресекается с помощью общественного порицания.

3. Индивидуальное представление о ряде моральных норм разнообразно и противоречиво. Если право отличается от правосознания, то в морали не существует четкой границы взглядов и норм. Тем не менее, существует общественная мораль, которая включает нормы и принципы, признанные обязательными в обществе на данном этапе его развития. Среди них наиболее важны нормы и принципы, выражающие социальные качества человека в его отношении к другим людям. Общечеловеческие нормы и принципы морали - это нравственные ценности.

4. Сферы регулирования общественных отношений правом и моралью совпадают не полностью. Исторически сложилось так, что в любом обществе, где существуют право и мораль, правом регулируются отношения, связанные с организацией государства, с применением государственного принуждения, с охраной и регулированием собственности. Мораль тоже регулирует многие из этих отношений, но оценивает их с помощью иных категорий. Кроме того, мораль регулирует множество личных, бытовых и других отношений, мораль ближе всего связана с правом через правосознание.

Взаимодействие права и морали выражается в том, что:

- они поддерживают друг друга в деле упорядочения общественных отношений;

- их требования во многом совпадают;

- мораль осуждает все виды правонарушений и особенно преступлений;

- один и тот же поступок получает в глазах окружающих людей как правовую, так и моральную оценку;

Противоречия между правом и моралью заключается в том, что:

- право нечто разрешает, а мораль «запрещает»;

- право нечто запрещает, а мораль разрешает, одобряет;

- право порой содержит нормы «аморального» плана;

- мораль в своем прогрессивном развитии опережает право, которое более консервативно.

13.3. Соотношение  права и обычая.

Особое положение в системе социальных норм занимают обычаи. Обычаи играют существенную роль в регуляции различных сторон общественной жизни. Они тесно связаны с правом, моралью, культурой, политикой, религией, другими социальными нормами.

Обычаи представляют собой общие правила, возникающие в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и деятельности и в силу длительности своего существования, вошедшие в привычку людей6. В основе обычаев лежат образцы конкретного поведения, практической деятельности, а потому они трудноотделимы от самого поведения и деятельности. Отсюда высокая детализированность их предписаний, представляющих, по сути, достаточно подробное описание самого поведения.

Поведенческий образец как таковой еще не является правилом поведения, поскольку субъект всегда сохраняет возможность выбора одного из нескольких подобных образцов в соответствии со своими интересами, целями, задачами. Собственно, обычай можно считать сформировавшимся в социальную норму тогда, когда в силу длительности следования конкретному образцу, это становится привычкой людей, поведенческой традицией сообществ, т.е. нормой поведения. В обществе неразрывность с поведенческой и деятельной практикой обусловливает наличие исключительного многообразия обычаев. Свои обычаи имеют различные этносы, социальные группы, сообщества. Разнятся обычаи и в зависимости от регионов, поскольку отражают все своеобразие жизнедеятельности людей, определяемое спецификой жизни в различных условиях.

Содержание обычая состоит в том, что обычай - это сам образец поведения, а формой его фиксации является привычка, поведенческая традиция. Отсюда и специфика регулятивного воздействия обычных норм. В отличие от права или морали они предполагают не согласование поведения с предписанными требованиями, а воспроизведение самого поведения в его устоявшихся вариантах. Существование обычая в виде привычки означает отсутствие особых механизмов его обеспечения, отсутствие необходимости в определенном принуждении, поскольку следование привычке обеспечено самим фактом ее существования, т.е. естественно.

Исторически обычаи относятся к числу самых ранних социальных норм. В период становления первых цивилизаций, образования древних государств обычаям начинают придавать общеобязательное значение. Облеченные в письменную форму, в определенном смысле систематизированные, своды обычаев возводятся в ранг законов государства (законы Ману, законы Хаммурапи и т.п.) и становятся первыми источниками права. Нормативные системы современных обществ такого перехода обычаев в юридические нормы уже фактически не знают.

Таким образом, можно выделить ряд признаков и особенностей обычаев как разновидностей социальных норм:

1. Обычаи - это правила поведения, которые никем сознательно, а тем более целенаправленно не устанавливаются и не санкционируются. Они складываются стихийно, в процессе общественной практики и повседневной жизнедеятельности людей.

2. Обычаи складываются в результате весьма длительного, частого, многократного повторения одних и тех же действий одними и теми же лицами или группами (группой) лиц.

3. Обычаи связаны с общественной психологией. Наряду с традициями, нравами, обыкновениями и обрядами обычаи складываются и реализуются чаще всего импульсивно, на уровне эмоционального, психологического восприятия.

4. Обычаи соблюдаются не в силу опасения перед государственным принуждением или иными формами официального давления, а в силу выработанной привычки, естественной потребности человека в определенной, очерченной рамками этого обычая манере поведения.

Что касается взаимодействия права и обычаев7, которое рассматривается преимущественно как «отношение» юридических норм к существующим в обществе обычаям, то оно сводится к трем основным вариантам.

1. Юридические нормы поддерживают обычаи, полезные с точки зрения общества и государства, создают условия для их реализации.

2. Юридические нормы могут служить вытеснению вредных с точки зрения общества обычаев.

3. Юридические нормы безразличны к действующим обычаям. Таких обычаев большинство, и связаны они главным образом с межличностными отношениями, бытовым поведением людей.

От взаимодействия права и обычая надо отличать правовой обычай как источник (форму) права, сохранивший некоторое значение и в настоящее время. Обычаи, санкционированные государством в лице уполномоченных на то органов, называются правовыми обычаями. Они, как и все иные правовые акты, обеспечиваются государственным принуждением.

К обычаям относятся также традиции, которые в меньшей степени связаны с чувствами и эмоциями. Их возникновение не обязательно обусловлено длительным осуществлением какой-либо формы. Традиции выражают стремление людей сохранять унаследованные от предыдущих поколений формы поведения. Традиция связана с нормами морали в том отношении, что традиционным становится какое-либо действие, одобряемое моралью. В то же время, традиции имеют общее и с обычаями: они опираются не только на поддержку общественного мнения, но и на психологические факторы.

От обычаев и традиций отличаются обыкновения, под которыми понимаются устоявшиеся практика, сложившаяся в хозяйственной деятельности, а также в быту. Об обыкновениях делового оборота, в частности, говорится в нормативно-правовых актах, регулирующих гражданско-правовые отношения, морские перевозки грузов и пассажиров.

13.4.  Соотношение права и корпоративных норм.

Корпоративные нормы – это нормы, регулирующие отношения, складывающиеся между членами, участниками общественных объединений (общественных организаций, фондов, политических партий, профессиональных союзов, добровольных обществ и др.). Корпоративные нормы закрепляются в уставах (иных документах) общественных объединений, принимаемых на их общих собраниях, конференциях, съездах. Они достаточно специфичны. Их сфера действия обусловлена тем, что они выражают волю участников (членов) общественных объединений и имеют для них обязательное значение, обеспечиваются предусмотренными организационными мерами.

Многие корпоративные нормы близки по своему содержанию к моральным, но, в отличие от последних, им свойственны организационный элемент (определение структуры организации, порядок управления ее делами, размер членских взносов и т.д.). Кроме этого, они не всегда совпадают по содержанию с нормами морали, так, если цель организации имеет морально безразличный характер – политические цели, развитие искусства, спорта и т.п.)

Право связано с развитием и реализацией многих корпоративных норм, конституции многих стран создают правовую основу организации и деятельности. По формальным признакам корпоративные нормы схожи с юридическими: текстуально закреплены в соответствующих документах, принимаются по определенной процедуре, систематизированы. Но корпоративные нормы не обладают общеобязательностью права, не обеспечиваются государственным принуждением.

Корпоративные нормы имеют иную природу, нежели право. Предметом их регулирования являются отношения, нeурегулированные юридически (в силу невозможности или нецелесообразности такого регулирования). Таким образом, корпоративные нормы отличаются от юридических, содержащихся в локальных нормативных актах, которые хотя и действуют только внутри определенной организации, являются юридическими, поскольку порождают права и обязанности, обеспеченные юридическими механизмами. Другими словами, в случае их нарушения существует возможность обратиться в компетентные правоохранительные органы.8.

Влияние права на корпоративные нормы определяется характером и пределами регулирования им организации и деятельности общественных объединений. В частности, положения, содержащиеся в Конституции РФ (ст.6, 7, 30, 52, 96 и др.), а также в других законодательных актах, определяют сферы действия корпоративных норм, их гарантируемость. Так, закон об общественных объединениях предусматривает, что несоблюдение уставных норм либо осуществление объединением деятельности, противоречащей нормам устава, является основанием для приостановления и даже ликвидации общественного объединения.

Юридическое значение корпоративных норм, прежде всего, заключается в определенной правосубъектности данной организации. Некоторые общественные объединения выступают как участники государственных правовых отношений.

13.5. Соотношение права и религиозных норм.

Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями на основе религиозных представлений и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, регламентируется порядок отправления обрядов, а также порядок церковной службы.

Целый ряд религиозных норм имеет моральное содержание (заповеди). В истории права выделяются эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, так как регулировали государственные, гражданско-правовые, брачно-семейные и другие отношения.

Внешне эти нормы имеют определенное сходство с юридическими  установлениями9: в известной мере формализованы и содержательно определены;  хотя в значительно меньшей степени, но все же определенным образом институционализированы и документально зафиксированы в таких Священных источниках, как  Библии (Ветхий и Новый Завет), Коран, Сунн, Талмуд, религиозные книги буддистов и др.

Правовые и религиозные нормы могут совпадать по морально-нравственному содержанию. Одни из заповедей  Нагорной проповеди Христа – «не убий» и «не укради». При этом нужно также учитывать, что с точки зрения механизма действия религиозные нормы – мощный внутренний регулятор поведения, поэтому они являются необходимым инструментом поддержания и сохранения нравственного и правового порядка о обществе.

В тоже время между правом и религией существуют принципиальные различия.

  •  Сфера действия религиозных норм значительно уже права. Так, предписания Торы распространяются исключительно на лиц, исповедующих иудаизм, Корана – на исповедующих ислам и т.д.
  •   Различны механизмы действия религии и права. В частности, нормы религии (в особенности эстетические) обосновывают в своих священных книгах абсолютную непреложность предписываемого ими кодекса поведения ссылкой на высший авторитет или, как сказали бы философы и богословы, «трансцендентное миру начало».

На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер взаимодействия права и религии были различными. Характер взаимодействия правовых и религиозных норм в системе социальной регуляции того или иного общества определяется связью этих норм с моралью, а также связью права с государством. Государство посредством правовой формы может определять свои отношения с религиозными организациями и их правовой статус в данном конкретном обществе.

В ряде современных исламских государств Коран и Сунна являются основой религиозных, моральных и правовых норм, охватывающие все сферы общественной жизни. В настоящее время нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются с действующим правом в ряде отношений. Конституция РФ создает правовую основу деятельности религиозных организаций, гарантируя каждому свободу совести и вероисповедания. Религиозные объединения могут иметь статус юридического лица, они вправе иметь храмы и т.д. Нормы, содержащиеся в уставах таких организаций, носят юридический характер.

1 Комаров С.А. Общая теория государства и права. - СП-б.,  2001. - С. 178.

2 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М., 2001. - С. 209.

3 Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. - М., 2001. - С. 108-109.

4 Матузов Н.И., Малько А.В. Указ. соч. - С. 215.

5 Комаров С.А. Указ.соч. - С. 183.

6 Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - М., 2000. - С. 259.

7 Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - М., 2000. - С. 259.

8 Так, при нарушении положений учредительных документов акционерного общества, например порядка распределения прибыли, заинтересованный субъект может обжаловать состоявшееся решение в судебном порядке. А вынесение решения с нарушением устава политической партии обжалованию в судебном порядке не подлежит. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - М., 2000. - С. 262.

9 Червонюк В.И. Теория государства и права. Учебное пособие. - М., 2003. - С. 95-96.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
3212. Права в системе социальных норм 32.03 KB
  С течением времени общество выработало множество различным норм и правил для упорядочения поведения людей в различных сферах жизнедеятельности. В своей повседневной жизни люди руководствуются правом, моралью, привычками, нравами, обычаями и традициями, обрядами и ритуалами, требованиями этикета, приличиями, деловыми обыкновениями и т.д.
4704. НАУКА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ 11.4 KB
  Наука как социокультурный феномен вплетена во все сферы человеческих отношений, все формы деятельности, связанные с производством, обменом, распределением и потреблением вещей
5897. Теория социальной работы в системе общественных и социальных наук 18.07 KB
  Теория социальной работы в системе общественных и социальных наук План Стадии развития теории социальной работы. Психологические основы социальной работы Педагогика и социальная работа. Философия и социальной работа. Стадии развития теории социальной работы.
16785. Концепция «социального жара» как основа различных социальных проблем в образовательной системе России 10.59 KB
  Парадоксально но вред который был причинен их здоровью и жизни в конечном счете является последствием современных им форм социализующего давления общества желавшего получить от своих граждан как можно более труда и соответственно материальных благ. И тот и другой сами находятся в беде и оба представляют проблему для всего общества. В нашем обществе сложились отношения которые мы называем мотивирующим давлением общества. Значительная часть индивидуумов современного общества проводит свою жизнь в попытках достичь того что чем...
3313. Право в системе нормативного регулирования 5.69 KB
  Все нормы используемые людьми делятся на две большие группы: А несоциальные нормы: регулируют отношение человека к природе к технике и представляют собой специфический язык общения человека с материальными объектами. Среди них выделяют: технические сельскохозяйственные климатические физиологические биологические химические санитарногигиенические и другие нормы; Б социальные нормы – это правила поведения регулирующие отношения между людьми. Социальные нормы обусловлены уровнем развития общественноэкономического строя...
6153. Право в системе социального регулирования 17.22 KB
  В любом обществе действует система социальных регуляторов, которые в совокупности оказывают регулирующее воздействие на развитие общественных отношений. Они определяют поведение людей, вводят его в те или иные рамки, упорядочивают общественные отношения.
5924. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений 14.67 KB
  Социальные нормы как регуляторы связанные с волей и сознанием людей.Реально действующие в жизни людей нормы нельзя однозначно отнести к естественным или социальным. Так естественные нормы могут быть переведены в систему технических правил правила работы с техническими или природными объектами стать основанием социального нормирования например установление срока признания отцовства после смерти супруга а социальные нормы сформировать характер объекта его качественное состояние. Естественные нормы существующие в виде...
15058. Каноническое право католической церкви и индусское право: правовой анализ 312.48 KB
  Правовое пространство объединяет одна общая цель. Какими бы ни были цивилизации, каким бы ни был правопорядок, есть одна-единственная, истинная цель – всеобщее благо. Все остальное: принципы демократии, прав человека, законности – вторично. Это не более чем инструменты, которые должны обеспечивать указанную цель.
3512. Право на защиту как субъективное гражданское право 53.64 KB
  Гражданские права и обязанности могут возникать как из правомерных действий, соответствующих закону, иным правовым актам и принципам права (сделки, акты государственных органов и органов местного самоуправления и др.),
13940. Реалізація норм права 40.42 KB
  Головна тема цієї курсової роботи пов’язана з тим, що створення правової держави передбачає безпосередню повагу до закону, права, додержання та конституційних юридичних норм. В цьому зв’язку проблеми реалізації права набувають особливого практичного значення. Необхідний аналіз право реалізаційної діяльності в різних аспектах, адже шлях від створення закону до втілення його приписів у поведінку людей є дуже складним
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.