Экспериментальное исследование образа «Я» при помощи теста М. Куна и Т. Макпартлэнда «кто Я?»

Социологическое исследование это сбор новых фактов и их интерпретация в терминах выбранной или построенной в соответствии с поставленной задачей теоретической моделью с помощью методов адекватных операциональным определениям свойств конструктов лежащих в основании этой модели. [20] Изучая разные сферы общества или разные качества личности и т. Изучая разные сферы общества или разные качества личности и т. Самоуважение симпатия самопринятие любовь к себе чувство расположения самооценка самоуверенность самоуничижение...

2015-04-14

58.02 KB

71 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1.  Использование психологического теста "Кто Я" в социологии.........5

Глава 2.  Экспериментальное  исследование  образа  «Я» при помощи теста М. Куна и Т. Макпартлэнда «кто Я?»………………………………………...24

Заключение…………………………………………………………………….…34

Список  литературы…………………………………………………………..…36

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы.  Социологическое исследование - это сбор новых фактов и их интерпретация в терминах выбранной или построенной в соответствии с поставленной задачей теоретической моделью с помощью методов, адекватных операциональным определениям свойств конструктов, лежащих в основании этой модели. Социология не может существовать, не добывая информацию самого разного плана - о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости. [3]

Работа социолога начинается с формулировки темы (проблемы), целей и задач исследования, определения и уточнения основных понятий - теоретических концептов, установления связей между ними и определения содержания этих связей (логических, семантических, функциональных и т. п.). Эта интеллектуальная, творческая работа, требующая достаточно широкой эрудиции, хорошего знания теоретических оснований социологии. Социологическое исследование начинается с проработки проблемы, выдвижения целей и гипотез, построения теоретической модели, выборке методик исследования. Основой всех социологических исследований являются различные методики, без использования которых исследования не возможны. [20]

Изучая разные сферы общества или разные качества личности и т.д. социолог использует в своей работе разные методики. Одной из методик в социологии, позволяющей всесторонне исследовать  «Я-концепцию» личности является тест «Кто Я?», авторами которого являются известные социологи М. Кун и Т. Макпартленд. Данный тест позволяет всесторонне изучить восприятие личностью самого себя. Тест М. Куна и Т. Макпартленда «Кто Я?» часто используется в социологии в исследованиях личности испытуемого и является методикой дающей достоверные результаты. [11]

Цель работы - исследовать использование психологического теста "Кто Я" в социологии. 

Задачи работы:

1)  Изучить особенности использования теста «Кто Я?» в социологии.

2) Экспериментально  исследовать образ  «Я» при помощи теста М. Куна и Т. Макпартлэнда «кто Я?».

Объект работы - методика М. Куна и Т. Макпартлэнда «кто Я?».

Предмет работы - особенности использования психологического теста "Кто Я" в социологии.

Методы исследования: анализ литературных источников по данной теме, синтез, обобщение, абстрагирование, статистический метод обработки данных, наблюдение, социологическое исследование.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТА "КТО Я" В СОЦИОЛОГИИ

Социологическое исследование - это системное изучение социальных процессов и явлений, характеризующееся: всесторонним сущностным анализом предмета исследования; эмпирическим способом получения данных об изучаемом явлении, процессе; статистической обработкой данных об единичных проявлениях социальной реальности. Это система теоретических и эмпирических методов обследования социальной реальности с использованием методов статистической обработки данных.  Социологические исследования  играют значимую роль в социологии по двум причинам. Во-первых, социологические исследования обеспечивают возможность адекватной самооценки в своем предназначении и границах воздействия на общество и личность. Во-вторых, теоретические концепции и специальные исследовательские методики помогают привлечь общественное внимание к значимым переменам, реально оценивать и прогнозировать развитие социальных проблем и конфликтов, воздействующих на конкретные жизненные ситуации клиентов, анализировать инфраструктуру социальной сферы, изучать ожидания и настроения различных категорий населения, без чего абсолютно невозможно осуществление функции социальной работы - способствовать положительным изменениям и в социуме, и в положении личности. [12]

Какие же категории социологии являются основой концепций, методов, практики исследований в социологии?  К ним относятся: общество, личность, социальные процессы, социальные проблемы, социальные группы, социальная адаптация, гендер, социальные страхи, ресурсность, социальные конфликты, социальные девиации, социальная субъектность, социальная роль, социальная мобильность, аномия, социальное действие и др. Как видим, список (его можно продолжить) весьма внушительный. Социальные исследования в разных обществах могут иметь различную ориентированность, отражающуюся на моделях социальной инфраструктуры, кадровой подготовке, государственных образовательных стандартах, правовом и финансовом обеспечении и др. Основой всех социологических исследований являются различные методики, без использования которых исследования не возможны. Изучая разные сферы общества или разные качества личности и т.д. социолог использует в своей работе разные методики. Одной из методик в социологии, позволяющей всесторонне исследовать  «Я-концепцию» личности является тест «Кто Я?», авторами которого являются известные социологи М. Кун и Т. Макпартленд. [6]

Структура и специфика отношения личности к собственному «Я» оказывают регулирующее влияние практически на все аспекты поведения человека. Самоотношение играет важную роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования стратегий поведения, разрешения кризисных ситуаций, а также в профессиональном и личностном становлении. Проблема самоотношения является одной из острых на сегодняшний день. Положительное самоотношение обеспечивает личности стабильное развитие. Для того чтобы сложилось определенное отношение к самому себе необходимо знать свои сильные и слабые стороны. Самоуважение, симпатия, самопринятие, любовь к себе, чувство расположения, самооценка, самоуверенность, самоуничижение, самообвинение - это далеко не полный перечень черт, используемых для обозначения целостного самоотношения или отдельных его аспектов. Такое большое разнообразие понятий было отмечено при анализе различных взглядов на строение самоотношения. Иногда за этими терминами стоят различия теоретических ориентаций исследователей, иногда - различные представления о феноменологическом содержании самоотношения, но чаще - просто различия в словоупотреблении, в основе которых лежат плохо отрефлексированные предпочтения. Это приводит к тому, что некоторые авторы считают симпатию основой самоотношения, другие настаивают на том, что самоотношение - это, в первую очередь, переживания собственной ценности, выражающиеся в чувстве самоуважения, третьи пытаются согласовать эти представления путем выделения в самоотношении того или иного фиксированного набора аспектов или структурных элементов, но эти наборы тоже часто оказываются различными и трудно сопоставимыми. В целом ряде исследований показано, что индивидуальные параметры оценок и самооценок у разных людей могут быть настолько различны, что возникает проблема обоснования универсальных фиксированных измерений, полученных на разнородных выборках испытуемых, не являются ли они следствием усреднения индивидуальных данных. При этом каждая точка зрения имеет вполне обоснованную аргументацию. В конечном же итоге дискуссии о сути взаимоотношения превращаются в споры о словах. [8]

Понятие самоотношения в контексте о смысле «Я» позволяет в определенной степени снять эти проблемы, т. к. смысл «Я» предполагает определенный язык его выражения, а этот «язык» может обладать некоторой спецификой как для различных индивидов, так для различных социальных групп или других социальных общностей. Причем алфавит этого языка должен быть достаточно широким, т. к. в связи с противоречивостью бытия, перечислением деятельностей и «противоборством мотивов», субъект должен испытывать достаточно широкую гамму чувств и переживаний в свой адрес. Из отечественных попыток реконструировать эмоциональную систему самоотношения широко известно пока единственное исследование В.В. Столина, в котором выделены три измерения самоотношения: симпатия, уважение, близость. Сходные результаты были получены и другими исследователями: Л.Я. Гозман, А.С. Кондратьевой, А.Г. Шмелевым, но они лишь косвенно связаны с самоотношением, так как получены при исследовании эмоциональных, межличностных описательных черт. На самоописание или выражение отношения к себе действует ряд иррелевантных факторов, таких как: социальная желательность, тактика самоподачи (самопрезентация), область самораскрытия и др. Это дает основание некоторым авторам считать, что такого рода вынужденные самоописания Я-концепции на самом деле есть самоотчеты, а это не одно и то же. Содержание этих терминов является близким, но не совпадает. По их мнению, Я-концепция - это все, что индивид считает самим собой или своим, все, что он думает о себе, все свойственные ему способы самовосприятия и самооценивания. С другой стороны, самоотчет - это самоописание, даваемое для другого. Это высказывание о себе. Конечно, Я-концепция влияет на эти высказывания. Однако, между ними не может быть полного тождества. Самоотчет, по их мнению, являет собой пример интроспекции и как таковой не может считаться объективным показателем не только с позиций современной феноменологической психологии, но даже и с позиций более ранних, традиционных направлений психологической мысли. [13]

Другие исследователи считают, что ситуация самоотчета инициирует особое поведение испытуемого - «вызванную вербальную самопрезентацию», которая не является прямым эквивалентом самоотношения, но связана с ним и эта связь должна быть понятийно и операционально оформлена. Сформулированное понимание самоотношения как выражение смысла «Я» для субъекта как раз и позволяет понятийно оформить эту связь и исследовать самоотношение средствами экспериментальной психосемантики, которая располагает эффективным и обоснованным аппаратом реконструкции и анализа групповых и индивидуальных субъективных систем значений. [5]

Специфика пространства самоотношения, по-видимому, должна обладать и еще одной особенностью, отмеченной В.Ф. Петренко при работе с такого рода пространствами: «Особенностью субъектного кода описания личности другого или самого себя является его целостный интегративный характер, где единицами его «алфавита» выступают не отдельные признаки, а целостные категориальные схемы, эталоны, обобщенные образы. Содержание такого фактора является целостным конструктом, понять который можно только представив целостные образы людей, контрастирующих по этим качествам». [17]

Тест М. Куна и Т. Макпартленда  представляет собой технику, основанную на использовании нестандартизированного самоописания с последующим контент-анализом. Тест используется для изучения содержательных характеристик идентичности личности. Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» или Я-концепцией.  Испытуемого просят в течение 12 минут дать 20 различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: "Кто Я такой?". Испытуемый также инструктируется давать ответы в том порядке, в котором они спонтанно возникают, и не заботится о последовательности, грамматике и логике. В течение 12 минут испытуемому необходимо дать как можно больше ответов на один вопрос, относящийся к вам самим: «Кто Я?». Каждый новый ответ необходимо начинать с новой строки (оставляя некоторое место от левого края листа). Испытуемый может отвечать так, как ему хочется, фиксировать все ответы, которые приходят к нему в голову, поскольку в этом задании нет правильных или неправильных ответов. [20]

Также испытуемому важно замечать, какие эмоциональные реакции возникают у него в ходе выполнения данного задания, насколько трудно или легко ему было отвечать на данный вопрос».  Когда испытуемый заканчивает отвечать, его просят произвести первый этап обработки результатов - количественный: Испытуемый должен пронумеровать все сделанные им отдельные ответы-характеристики. Слева от каждого ответа испытуемый должен поставить его порядковый номер. Каждую свою отдельную характеристику оценить по четырехзначной системе:

• «+» - знак «плюс» ставится, если в целом испытуемому лично данная характеристика нравится;

• «-»- знак «минус»- если в целом испытуемому лично данная характеристика не нравится;

• «±» - знак «плюс-минус» - если данная характеристика испытуемому и нравится, и не нравится одновременно;

• «?» - знак «вопроса» - если испытуемый не знает  на данный момент времени, как он точно относится к характеристике, у него нет пока определенной оценки рассматриваемого ответа. [1]

Знак своей оценки необходимо ставить слева от номера характеристики. У испытуемого могут быть оценки как всех видов знаков, так и только одного знака или двух-трех.  После того как испытуемым будут оценены все характеристики, подводится итог:

• сколько всего получилось ответов;

• сколько ответов каждого знака.

Модификация теста предполагает 10 различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: "Кто Я такой?". Регистрируемыми показателями являются совокупность ответов испытуемого, их количественная характеристика, а также число всех слов в ответе. Что стоит за применением человеком оценки «±» относительно своих характеристик? Если испытуемый использует знак «плюс-минус» («±»), то это свидетельствует говорит о способностях испытуемого  к рассмотрению того либо иного явления с 2-х противоположных сторон, характеризует степень уравновешенности испытуемого,  «взвешенность» его позиций в отношении эмоционально значимого явления.  Условным образом выделяют испытуемых, относящихся к эмоционально-полярному, уравновешенному и сомневающемуся типа.  К человеку эмоционально-полярной типологии относят тех, кто совокупность всех собственных идентификационных характеристик оценивает лишь как нравящиеся либо не нравящиеся ему, он вовсе не использует  в оценивании знак «плюс-минус». Для такого человека характерным является наличие максимализма в оценке, перепадов в эмоциональных состояниях, в отношении такого человека говорят  «от любви до ненависти один шаг». Это эмоционально-выразительный человек, у которого отношение с другим человеком сильным образом зависит от того, насколько ему человек будет нравиться либо не нравиться. [7]

Если количество знаков «±» достигает 10-20% (от общего числа знаков), то такой человек относится к уравновешенной типологии. Для него, в сравнении с человеком эмоционально-полярной типологии, характерно наличие большой стрессоустойчивости, он быстрее разрешает конфликтную ситуацию, умеет поддержать конструктивное отношение с разными людьми: и с теми, кто нравится, и с теми, кто не вызывает симпатии; терпимее относится к недостаткам другого человека.  Если количество знаков «±» превышает 30-40% (от общего числа знаков), то такой человек относится к сомневающейся типологии. Такая количественная характеристика знаков «±» бывает у людей, переживающих ситуацию кризиса собственной жизни, и свидетельствует о наличии у такого человека такой особенности характера как нерешительность (человек тяжко принимает решение, сомневается, рассматривает разные варианты). [15]

Что стоит за применением человеком оценки «?» относительно своих характеристик? Наличие знака «?» при оценке идентификационных характеристик говорит о способности человека переносить ситуацию внутренней неопределенности, а значит, косвенно свидетельствует о способности человека к изменениям, готовности к переменам.
Данный знак оценки используется людьми достаточно редко: один или два знака «?» ставят только 20% обследуемых.  Наличие трех и более знаков «?» при самооценивании предполагает у человека наличие кризисных переживаний. В целом использование человеком при самооценивании знаков «±» и «?» является благоприятным признаком хорошей динамики консультативного процесса.  Применяющие данные знаки люди, как правило, быстрее выходят на уровень самостоятельного решения собственных проблем.
[6]

Как в методике «Кто Я?» проявляются особенности половой идентичности? Половая (или гендерная) идентичность - это часть индивидуальной Я-концепции, которая происходит от знания индивидом своей принадлежности к социальной группе мужчин или женщин вместе с оценкой и эмоциональным обозначением этого группового членства. Особенности половой идентичности проявляются:

• во-первых, в том, как человек обозначает свою половую идентичность;

• во-вторых, в том, на каком месте в списке идентификационных характеристик находится упоминание своей половой принадлежности.

Обозначение своего пола может быть сделано:

• напрямую;

• косвенно;

• отсутствовать вовсе.

Прямое обозначение пола - человек указывает свою половую принадлежность в конкретных словах, имеющих определенное эмоциональное наполнение. Отсюда можно выделить четыре формы прямого обозначения пола:

• нейтральное;

• отчужденное;

• эмоционально-положительное;

• эмоционально-отрицательное.

Наличие прямого обозначения пола говорит о том, что сфера психосексуальности в целом и сравнение себя с представителями своего пола в частности являются важной и принимаемой внутренне темой самоосознания. Косвенное обозначение пола - человек не указывает свою половую принадлежность прямо, но его половая принадлежность проявляется через социальные роли (мужские или женские), которые он считает своими, или по окончаниям слов. Косвенные способы обозначения пола также имеют определенное эмоциональное наполнение. [12]

Наличие косвенного обозначения пола говорит о знании специфики определенного репертуара полоролевого поведения, которое может быть:

• широким (если включает в себя несколько половых ролей);

• узким (если включает в себя только одну-две роли).

Наличие и прямого, и косвенного вариантов эмоционально-положительного обозначения своего пола говорит о сформированности позитивной половой идентичности, возможном многообразии ролевого поведения, принятии своей привлекательности как представителя пола, и позволяет делать благоприятный прогноз относительно успешности установления и поддержания партнерских взаимоотношений с другими людьми.  Отсутствие обозначения пола в самоидентификационных характеристиках констатируется тогда, когда написание всего текста идет через фразу: «Я человек, который…». Причины этого могут быть следующими:

1.  отсутствие целостного представления о полоролевом поведении на данный момент времени (недостаток рефлексии, знаний);

2. избегание рассматривать свои полоролевые особенности в силу травматичности данной темы (например, вытеснения негативного результата сравнения себя с другими представителями своего пола);

3. несформированность половой идентичности, наличием кризиса идентичности в целом.

При анализе половой идентичности также важно учитывать, на каком месте текста ответов содержатся категории, связанные с полом:

• в самом начале списка;

• в середине;

• в конце.

Это говорит об актуальности и значимости категорий пола в самосознании человека (чем ближе к началу, тем больше значимость и степень осознанности категорий идентичности).  Как проявляется рефлексия при выполнении методики «Кто Я?»?  Человек с более развитым уровнем рефлексии дает в среднем больше ответов, чем человек с менее развитым представлением о себе (или более «закрытый»).  Также об уровне рефлексии говорит субъективно оцениваемая самим человеком легкость или трудность в формулировании ответов на ключевой вопрос теста.  Как правило, человек с более развитым уровнем рефлексии быстрее и легче находит ответы, касающиеся его собственных индивидуальных особенностей. Человек же, не часто задумывающийся о себе и своей жизни, отвечает на вопрос теста с трудом, записывая каждый свой ответ после некоторого раздумья.  О низком уровне рефлексии можно говорить, когда за 12 минут человек может дать только два-три ответа (при этом важно уточнить, что человек действительно не знает, как можно еще ответить на задание, а не просто перестал записывать свои ответы в силу своей скрытности).  О достаточно высоком уровне рефлексии свидетельствует 15 и более разных ответов на вопрос «Кто Я?». [10]

Как анализировать временной аспект идентичности?  Анализ временного аспекта идентичности необходимо проводить, исходя из посылки, что успешность взаимодействия человека с окружающими предполагает относительную преемственность его прошлого, настоящего и будущего «Я». Поэтому рассмотрение ответов человека на вопрос «Кто Я?» должно происходить с точки зрения их принадлежности к прошедшему, настоящему или будущему времени (на основе анализа глагольных форм). Наличие идентификационных характеристик, соответствующих различным временным режимам, говорит о временной интегрированности личности.  Особую роль следует отдавать присутствию и выраженности в процессе самоописания показателей перспективной «Я-концепции», т. е. идентификационным характеристикам, связанным с перспективой, пожеланием, намерением, мечтой, которые относятся к разным жизненным областям. [9]

Если в процессе самоописания у испытуемого доминируют  глагольные формы в будущем времени, то такого испытуемого можно охарактеризовать как неуверенного в собственной личности, стремящегося уходить  от трудности жизни на данное время из-за того, что испытуемый человек  недостаточно реализован в настоящее время.  Наличие преобладания в процессе самоописания глагольных форм в настоящем времени свидетельствует о том, что испытуемый  характеризуется активностью, а также  сознательностью собственного действия. Что дает анализ соотношения социальных ролей и индивидуальных характеристик в идентичности?  Вопрос «Кто я?» логически связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» (или Я-концепцией). Отвечая на вопрос «Кто я?», человек указывает социальные роли и характеристики-определения, с которыми он себя соотносит, идентифицирует, то есть он описывает значимые для него социальные статусы и те черты, которые, по его мнению, связываются с ним. Таким образом, соотношение социальных ролей и индивидуальных характеристик говорит о том, насколько человек осознает и принимает свою уникальность, а также насколько ему важна принадлежность к той или иной группе людей.  Отсутствие в самоописании индивидуальных характеристик (показателей рефлексивной, коммуникативной, физической, материальной, деятельной идентичностей) при указании множества социальных ролей («студент», «прохожий», «избиратель», «член семьи», «россиянин») может говорить о недостаточной уверенности в себе, о наличии у человека опасений в связи с самораскрытием, выраженной тенденции к самозащите. [18]

Отсутствие же социальных ролей при наличии индивидуальных характеристик может говорить о наличии ярко выраженной индивидуальности и сложностях в выполнении правил, которые исходят от тех или иных социальных ролей.  Также отсутствие социальных ролей в идентификационных характеристиках возможно при кризисе идентичности или инфантильности личности.  За соотношением социальных ролей и индивидуальных характеристик стоит вопрос о соотношении социальной и личностной идентичностей. Личностная идентичность превалирует у людей с высоким уровнем определенности схемы «я - другие» и низким уровнем определенности схемы «мы - другие».  Успешное установление и поддержание партнерских взаимоотношений возможно человеком, имеющим четкое представление о своих социальных ролях и принимающим свои индивидуальные характеристики. [7]

Что дает анализ представленных в идентичности сфер жизни? Условно можно выделить шесть основных сфер жизни, которые могут быть представлены в идентификационных характеристиках:

1. семья (родственные, детско-родительские и супружеские отношения, соответствующие роли);

2. работа (деловые взаимоотношения, профессиональные роли);

3. учеба (потребность и необходимость получения новых знаний, способность меняться);

4. досуг (структурирование времени, ресурсы, интересы);

5. сфера интимно-личностных отношений (дружеские и любовные отношения);

6. отдых (ресурсы, здоровье).

Все идентификационные характеристики можно распределить по предложенным сферам. После этого соотнести предъявляемые клиентом жалобы, формулировку его запроса с распределением характеристик идентичности по сферам: сделать вывод относительно того, насколько представлена сфера, соответствующая жалобе в самоописании, как оценены данные характеристики.  Что дает анализ физической идентичности?  Физическая идентичность включает в себя описание своих физических данных, в том числе описание внешности, болезненных проявлений, пристрастий в еде, вредных привычек. Обозначение своей физической идентичности имеет прямое отношение к расширению человеком границ осознаваемого внутреннего мира, поскольку границы между «Я» и «не Я» первоначально проходят по физическим границам собственного тела. Именно осознание своего тела является ведущим фактором в системе самоосознания человека.  Что дает анализ деятельной идентичности?  Деятельная идентичность также дает важную информацию о человеке и включает в себя обозначение занятий, увлечений, а также самооценку способностей к деятельности, самооценку навыков, умений, знаний, достижений. Идентификация своего «деятельного Я» связана со способностью сосредоточиться на себе, сдержанностью, взвешенностью поступков, а также с дипломатичностью, умением работать с собственной тревогой, напряжением, сохранять эмоциональную устойчивость, то есть является отражением совокупности эмоционально-волевых и коммуникативных способностей, особенностей имеющихся взаимодействий.

Что дает анализ психолингвистического аспекта идентичности? 
Анализ психолингвистического аспекта идентичности включает в себя определение того, какие части речи и какой содержательный аспект самоидентификации являются доминирующими в самоописании человека.

Существительные:

• Преобладание в самоописаниях существительных говорит о потребности человека в определенности, постоянстве;

• Недостаток или отсутствие существительных - о недостаточной ответственности человека.

Прилагательные:

• Преобладание в самоописаниях прилагательных говорит о демонстративности, эмоциональности человека;

• Недостаток или отсутствие прилагательных - о слабой дифференцированности идентичности человека.

Глаголы:

• Преобладание в самоописаниях глаголов (особенно при описании сфер деятельности, интересов) говорит об активности, самостоятельности человека; недостаток или отсутствие в самоописании глаголов - о недостаточной уверенности в себе, недооценке своей эффективности. Чаще всего  в  самоописаниях  используются  существительные и прилагательные. [12]

Гармоничный тип лингвистического самоописания характеризуется использованием приблизительно равного количества существительных, прилагательных и глаголов.  Разность общего знака эмоционально-оценочного тона идентификационных характеристик определяет различные виды валентности идентичности:

• негативная - преобладают в целом отрицательные категории при описании собственной идентичности, больше описываются недостатки, проблемы идентификации («некрасивый», «раздражительная», «не знаю, что сказать о себе»);

• нейтральная - наблюдается или равновесие между положительными и отрицательными самоидентификациями, или в самоописании человека ярко не проявляется никакой эмоциональный тон (например, идет формальное перечисление ролей: «сын», «студент», «спортсмен» и т. д.);

• позитивная - положительные идентификационные характеристики преобладают над отрицательными («веселая», «добрый», «умный»);
• завышенная - проявляется или в практическом отсутствии отрицательных самоидентификаций, или в ответах на вопрос «Кто Я?» преобладают характеристики, представленные в превосходной степени («я лучше всех», «я супер» и т. д.).
[3]

Данные психолингвистического анализа, проведенного специалистом, сопоставляются с результатами самооценивания испытуемого.  Можно условно найти соответствие между знаком эмоционально-оценочного тона идентификационных характеристик и видом самооценки идентичности, которое говорит о том, что выполняющий методику «Кто Я?» человек, использует типичные для других людей критерии эмоциональной оценки личностных характеристик (например, качество «добрый» оценивается как «+»). Это соответствие является хорошим прогностическим знаком способности человека к адекватному пониманию других людей. [5]

Наличие расхождений между знаком эмоционально-оценочного тона идентификационных характеристик и видом самооценки идентичности (например, качество «добрый» оценивается человеком, как «-») может говорить о существовании у клиента особой системы эмоциональной оценки личностных характеристик, которая мешает установлению контакта и взаимопониманию с другими людьми.  В качестве количественной оценки уровня дифференцированности идентичности выступает число, отражающее общее количество показателей идентичности, которое использовал человек при самоидентификации.  Число используемых показателей колеблется у разных людей чаще всего в диапазоне от 1 до 14.  Высокий уровень дифференцированности (9-14 показателей) связан с такими личностными особенностями, как общительность, уверенность в себе, ориентирование на свой внутренний мир, высокий уровень социальной компетенции и самоконтроля. Низкий уровень дифференцированности (1-3 показателя) говорит о кризисе идентичности, связан с такими личностными особенностями, как замкнутость, тревожность, неуверенность в себе, трудности в контролировании себя. [6]

Шкала анализа идентификационных характеристик 
включает в себя 24 показателя, которые, объединяясь, образуют семь обобщенных показателей-компонентов идентичности:

I. «Социальное Я» включает 7 показателей:

1. прямое обозначение пола (юноша, девушка; женщина);

2. сексуальная роль (любовник, любовница; Дон Жуан, Амазонка);

3. учебно-профессиональная ролевая позиция (студент, учусь в институте, врач, специалист);

4. семейная принадлежность;

5. этническо-региональная идентичность включает в себя этническую идентичность, гражданство и локальную, местную идентичность;

6. мировоззренческая идентичность: конфессиональная, политическая принадлежность (христианин, мусульманин, верующий);

7. групповая принадлежность: восприятие себя членом какой-либо группы людей (коллекционер, член общества).

II. «Коммуникативное Я» включает 2 показателя:

1. дружба или круг друзей, восприятие себя членом группы друзей (друг, у меня много друзей);

2. общение или субъект общения, особенности и оценка взаимодействия с людьми (хожу в гости, люблю общаться с людьми; умею выслушать людей);

III. «Материальное Я» подразумевает под собой различные аспекты:

• описание своей собственности (имею квартиру, одежду, велосипед);

• оценку своей обеспеченности, отношение к материальным благам

(бедный, богатый, состоятельный, люблю деньги);

• отношение к внешней среде (люблю море, не люблю плохую погоду).

IV. «Физическое Я» включает в себя такие аспекты:

• субъективное описание своих физических данных, внешности (сильный, приятный, привлекательный);

• фактическое описание своих физических данных, включая описание внешности, болезненных проявлений и местоположения (блондин, рост, вес, возраст, живу в общежитии);

• пристрастия в еде, вредные привычки.

V. «Деятельное Я» оценивается через 2 показателя:

1. занятия, деятельность, интересы, увлечения (люблю решать задачи); опыт (был в Болгарии);

2. самооценка способности к деятельности, самооценка навыков, умений, знаний, компетенции, достижений, (хорошо плаваю, умный; работоспособный, знаю английский).

VI. «Перспективное Я» включает в себя 9 показателей:

1. профессиональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с учебно-профессиональной сферой (будущий водитель, буду хорошим учителем);

2. семейная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с семейным статусом (буду иметь детей, будущая мать и т. п.);

3. групповая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с групповой принадлежностью (планирую вступить в партию, хочу стать спортсменом);

4. коммуникативная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с друзьями, общением.

5. материальная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с материальной сферой (получу наследство, заработаю на квартиру);

6. физическая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с психофизическими данными (буду заботиться о своем здоровье, хочу быть накачанным);

7. деятельностная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с интересами, увлечениями, конкретными занятиями (буду больше читать) и достижением определенных результатов (в совершенстве выучу язык);

8. персональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с персональными особенностями: личностными качествами, поведением и т. п. (хочу быть более веселым, спокойным);

9. оценка стремлений (многого желаю, стремящийся человек).

VII. «Рефлексивное Я» включает 2 показателя:

1. персональная идентичность: личностные качества, особенности характера, описание индивидуального стиля поведения (добрый, искренний, общительная, настойчивый, иногда вредный, иногда нетерпеливый и т. д.), персональные характеристики (кличка, гороскоп, имя и т. д.); эмоциональное отношение к себе (я супер, «клевый»);

2. глобальное, экзистенциальное «Я»: утверждения, которые глобальны и которые недостаточно проявляют различия одного человека от другого (человек разумный, моя сущность).

Два самостоятельных показателя:

1. проблемная идентичность (я ничто, не знаю - кто я, не могу ответить на этот вопрос);

2. ситуативное состояние: переживаемое состояние в настоящий момент (голоден, нервничаю, устал, влюблен, огорчен).

Анализ данных исследований позволил выделить ряд категорий, которые впоследствии используются в контент-анализе: социальные группы (пол, возраст, национальность, религия, профессия); идеологические убеждения (философские, религиозные, политические и моральные высказывания); интересы и увлечения; стремления и цели; самооценки. [4]

Оценивая нестандартизованные самоотчеты с применением контент-анализа в целом, надо отметить, что основное их достоинство по сравнению со стандартизированными  самоотчетами состоит в потенциальном богатстве оттенков самоописания и в возможности анализировать самоотношение, выраженное языком самого субъекта, а не навязанным ему языком исследования.  Это, однако, является одним из недостатков этого метода - субъект с низкими лингвистическими способностями и навыками самоописания оказывается в худшем положении по сравнению с  человеком, обладающим богатой лексикой и навыками самоописания  для передачи своих переживаний. Эти различия могут затушевать различия в самоотношении  и "Я-концепции" в целом. [2]

С другой стороны, любой контент-анализ ограничивает возможность учета индивидуального своеобразия испытуемого путем наложения готовой системы категорий, тем самым приближая результаты, полученные этим методом, к тем, которые получаются с помощью стандартизованных самоотчетов.  На нестандартизированные самоотчеты также влияет стратегия самопрезентации, которая должна учитываться при интерпретации результатов.

Возможные направления интерпретации данной методики:

- определение количества категорий у каждого испытуемого, как критерия разнообразия жизнедеятельности испытуемого;

- какие категории встречаются чаще, чем другие у подростков; анализ содержания категорий; половая дифференциация в категориях;

- анализ проблемных сфер; среднее количество ответов, которое дают испытуемые;

- количество всех слов в самоописаниях;

- оценка общего эмоционального фона; присутствие прошлого, настоящего, будущего или  определений "вне времени";

- оценка сложности самоописания, а также, какие части речи используются в самоописаниях (прилагательные, существительные, глаголы, местоимения и т. д.), кластерный анализ всех самоописаний как критерий богатства, широты спектра представлений о себе.

Данная методика широко используется в индивидуальном консультировании. После заполнения методики с обследуемым ведется беседа, анализируется число ответов, их содержание (формальные -неформальные, выраженность одной или нескольких тем, временная принадлежность ответов). Может проводится дополнительная работа со списком ответов: выбор наиболее важных черт и их описание, разделение на категории (зависит от меня, зависит от других, ни от чего не зависит, от судьбы, от рока) - каких ответов больше? [20]

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА «Я» ПРИ ПОМОЩИ ТЕСТА М. КУНА И Т. МАКПАРТЛЭНДА «КТО Я?»

Исследование проводилось на базе Университета дружбы народов города Москвы. Выборка социолого-психологического исследования составила 40 студентов медицинского факультета, из них 25 юношей и 15 девушек; средний возраст на момент исследования составил (20,13±1,3) года.  Цель данного исследования - провести психосемантический анализ важного компонента образа мира - «образа я» студентов как представителей современной молодежи по тесту «20 высказываний» М.Куна и Т. Макпартлэнда («Кто я?»).

Молодежь - это относительное понятие, в эту категорию входят старшеклассники, стоящие перед выбором своей будущей профессиональной деятельности, студенты, определившиеся в данном выборе, и работающая молодежь, в основном студенты заочного обучения. Именно в эти возрастные периоды социализации происходит устойчивое становление личности как носителя определенных норм и ценностей общества, развивается самосознание личности, осознанное представление своего места в жизни и в мире в целом. Человек самостоятельно начинает решать жизненно важные вопросы. В связи с изменением ценностей молодежи, их образа жизни, в отличие от прошлых поколений, можно предположить, что современная молодежь по-иному смотрит на мир, на свое место в нем и их отношение к жизни отличается своим новым, свежим взглядом. [4]

Направления в изучении образа мира определяются исследованием его структурных элементов: когнитивного (содержательного), эмоционально-аффективного и поведенческого. Тест «Кто я?» Куна и Макпартлэнда относится к группе психодиагностических методов исследования когнитивного компонента образа мира. Методика позволяет выявить этноним (самоназвание) как показатель этнической идентичности в ряду других идентичностей: половой, семейной, профессиональной, личностной и т.д., а тем самым выявить степень актуальности этнического знания о себе. [9]

Изучение образа Я проводилось по методике «Кто Я?». Студентам предлагалась следующая инструкция. «Дайте, пожалуйста, 20 различных ответов на вопрос «Кто Я», обращенный к самому себе. Пишите первое, что придет в голову в ответ на данный вопрос, не заботясь о логике, грамматике или последовательности ответов. Работайте достаточно быстро, время работы ограничено». Время работы 12 минут, однако о нем студентам не сообщалось.

Исследование модальностей Я-концепции проводилось по методике «Тест различий между идеальным и реальным «Я» Батлера-Хейга. Тест включает в себя 50 утверждений-характеристик образа Я. В определенной последовательности студенты должны оценить в баллах от 1 до 5 предлагаемые характеристики.

На первом этапе оценивание происходит с учетом того, какими студенты видят себя; на втором - какими они хотели бы видеть себя. На третьем этапе студенты определяют степень различия между своим реальным и идеальным Я.

При исследовании особенностей Я-образа были изучены различные аспекты самопредставлений: степень рефлексивности (склонности к самопознанию), категории, индекс самоприятия (ИС).

Степень рефлексивности определяется количеством ответов, данных на вопрос «Кто Я?» за 12 минут. Средний показатель рефлексивности у юношей составляет 19,46, а у девушек - 19,76. Категориальный анализ показывает, что наиболее общей формой ответов было «Я - ...». Часто «Я - ...» было опущено и ответы представляли собой просто одно или несколько слов («девушка», «студент», «человек» и т.д.).

Обработка ответов осуществлялась методом контент-анализа. Все ответы были отнесены к одной из двух категорий: объективное или субъективное упоминание.

Эти содержательные категории различали, с одной стороны, отнесение себя к группе или классу, чьи границы и условия членства знают все, т.е. конвенциональное, объективное упоминание, а с другой стороны - характеристики себя, которые связаны с группами, классами, чертами, состояниями или любыми другими моментами, которые для их выяснения либо требуют указания самого студента, либо для этого необходимо соотнесение его с другими людьми, т.е. субъективное упоминание.

Примерами первой категории являются такие характеристики себя, как «студент», «девушка», «муж», «дочь», «воин», «спортсмен», т.е. утверждения, относящиеся к объективно определенным статусам и классам.

Примерами субъективных категорий являются такие, как «счастливый», «очень хороший студент», «ответственная», «хорошая жена», «интересный», «неуверенный в себе», «ласковая» и т.д.

Соотношение объективных и субъективных характеристик отражает индивидуальный «локусный балл» - количество объективных характеристик, указанных данным респондентом при работе с тестом «Кто Я?». Локусный балл юношей и девушек составляет соответственно (7,4 ± 5,0) и (7,2 ± 5,6).

Индекс самоприятия (ИС) равен отношению всех положительных оценочных (субъективных) ответов ко всем оценочным ответам, встречаемым в самоописании испытуемого. Известно, что обычно индекс самоприятия подчиняется правилу «золотого сечения»: 66% -положительных ответов, 34 % - отрицательных. Перевес оценочных ответов в ту или иную сторону свидетельствует о позитивном или негативном самоприятии.

ИС у юношей составляет (77,4 ± 19,5), у девушек - (80,8 ± 22,1). Более высокие значения этого показателя у девушек находит свое подтверждение в относительном преобладании его позитивного уровня (р>0,05). К особенностям самоприятия девушек можно отнести и более высокие значения его негативного уровня.

При анализе расхождений «Я-реального» и «Я-идеального» мы использовали следующие аспекты различий: общий показатель расхождения (среднее значение в баллах и отсутствие разницы в %) и оценки отдельного утверждения (максимальное расхождение и «конфликтное» расхождение - в %).

Общий показатель расхождения (ОПР) равен суммарной разнице оценки Я-реального и Я-идеального по 50 утверждениям. При отсутствии разницы общий показатель расхождения равен 0. Максимальное расхождение при оценке отдельного утверждения равно 4 баллам. «Конфликтное» расхождение - наличие у одного студента вышеназванного показателя как при оценке Я-реального, так и Я-идеального, т.е. структура обеих модальностей в таком случае состоит из противоположных качеств (конструктов).

Анализ общего показателя расхождения указывает, прежде всего, на невысокие средние его значения, если учесть, что максимальное расхождение может достигать у каждого студента 200 баллов. При этом диапазон различий у юношей составляет от 0 до 88 баллов, у девушек - от 0 до 77 баллов.

Гендерный анализ указывает на более низкое среднее значение ОПР у юношей (р>0,05). При этом у них более чем в три раза реже встречается отсутствие разницы (р<0,01).

Анализ оценок отдельных утверждений показывает, что у юношей в 2,4 раза чаще определяется максимальное расхождение в 4 балла (р<0,05) и чаще встречается «конфликтное» расхождение (р>0,05).

Данные исследования самопредставлений и расхождения между Я-реальным м Я-идеальным представлены в таблице 1 и 2.

Таблица 1

Аспекты самопредставлений студентов-медиков

Показатели Пол

Степень рефлексивности

Локусный балл

Индекс самоприятия

Уровни самоприятия % (чел)

Негативный

Достаточный

Позитивный

Юноши

19,46

7,4 ± 5,0

77,4 ± 19,5

2,7 (1)

16,3 (6)

81,0 (30)

Девушки

19,76

7,2 ±5,6

80,8 ±22,1

4,5 (6)

9,8 (13)

85,7 (114)

Таблица 2

Расхождения между «Я-реальным» и «Я-идеальным»

Аспекты расхождения

Пол

 

  Общий показатель расхождения

  Оценка отдельного утверждения

Среднее значение (баллы)

Отсутствие разницы % (чел.)

Максимальное расхождение

(%)

«Конфликтное» расхождение

(%)

Юноши

35,7 ±24,1

7,3 (4)

1,35

3,6

Девушки

36,7 ± 16,6

2.4 (4)

0,56

3,0

Анализ различных аспектов самопредставлений студентов-медиков, прежде всего, указывает на высокие значения их рефлексивности - самопознавательной активности. Это подтверждает идеи Э. Эриксона о кризисе идентичности (чувства стабильного владения собственным Я) в юношеском возрасте.

На успешное прохождение этого периода указывают невысокие локусные баллы (большая часть ответов студентов носит субъективный - оценочный - характер).

Согласно социальной науке, люди организуют и направляют свое поведение в соответствии с их субъективно определяемыми личностными качествами, а не ролевыми характеристиками занимаемых ими объективных социальных статусов. Высокие значения позитивного уровня самоприятия (р<0,05) в сочетании с преобладающим субъективным характером самопредставлений указывают на успешный характер психосоциальной адаптации студентов в период возрастного кризиса.

Результаты исследования представим в виде диаграмм.

Диаграмма 1

Аспекты самопредставлений студентов-медиков

Анализ гендерных различий Я-образа выявил более высокую рефлексивность у девушек. Это подтверждается не только показателем степени рефлексивности, но и уровнем самоприятия. Гипотетически это может свидетельствовать о менее успешном преодолении кризиса идентичности юношами.

Результаты исследования Я-образа согласуется с полученными нами ранее данными изучения копинг-поведения студентов. В качестве факторов, способствующих выбору наиболее конструктивных базисных стратегий совладания и индивидуальных копинг-стилей, можно рассматривать высокую самопознавательную активностью студентов и позитивный уровень самоприятия.

Диаграмма 2

Расхождения между «Я-реальным» и «Я-идеальным»

При анализе расхождения между Я-реальным и Я-идеальным необходимо учитывать современные научные взгляды на эту проблему.

В западноевропейской литературе проблема расхождения (disparity) Я-реального и Я-идеального исследуется в русле психоаналитической теории, когнитивной и гуманистической психологии. В каждой из них суть и значение этого расхождения понимается по-разному.

В психоаналитических теориях говорится о развитии сверх-Я - высшей инстанции в структуре душевной жизни, выполняющей роль внутреннего цензора. 3. Фрейд и А. Фрейд считали, что сверх-Я и Я-идеал - это одно и то же явление. Его формирование - необходимый этап развития личности. При этом излишне сильное расхождение Я и сверх-Я становится причиной личностных конфликтов.

Развитие Я-реального и Я-идеального рассматривается и в современной психоаналитической теории. Согласно этой точки зрения, развитие Я-идеального представляет собой интериоризацию внешних, в первую очередь родительских, идеалов. Представители когнитивной психологии высказывают мнение, что обязательное расхождение Я-реального и Я-идеального сопровождает нормальное развитие человека. По мере взросления к человеку предъявляется все больше требований. У высокоразвитой личности данные требования становятся внутренними, а это приводит к тому, что она будет видеть больше различий между Я-идеальным и Я-реальным.

Кроме того, высокоразвитая личность подразумевает и высокую степень когнитивной дифференциации, т.е. такая личность склонна отыскивать в своей Я-концепции множество тонких нюансов. Высокая дифференцированность приводит к возникновению существенного расхождения между Я-реальным и Я-идеальным. Проведенные представителями этого направления исследования показывают, что люди, имеющие более высокие показатели социальной зрелости, имеют и более значительные коэффициенты расхождения между Я-реальным и Я-идеальным.

В противовес психоаналитическому и когнитивному подходам, в которых расхождение между Я-реальным и Я-идеальным рассматривается как нормальное явление, представители гуманистической психологии подчеркивали его негативный характер. По мнению К. Роджерса, конгруэнтность этих структур соотносится с положительной Я-концепцией, что усиливает возможность социальной адаптации человека, и наоборот.

Таким образом, существуют различные подходы к пониманию роли данного аспекта Я-концепции в социальной адаптации индивида.

В.В. Столин утверждает, что отношение человека к себе неоднородно. В нем выделяются как минимум принятие себя (аутосимпатию) и самоуважение. Расхождение между Я-реальным и Я-идеальным, видимо, составляет основу для развития самоуважения человека, являющегося одним из элементов отношения человека к себе.

Уважение или неуважение к себе - это, скорее всего, более позднее образование отношения к себе. Видимо, у ребенка в первые годы развивается принятие себя, являющееся интериоризацией родительского отношения. Этот аспект отношения к себе носит безусловный характер.

Расхождение же между Я-реальным и Я-идеальным подчеркивает, насколько близко или далеко человек подошел к своему идеалу. Так обнаруживается условный характер этого аспекта отношения к себе. Он отражает степень критического отношения человека к себе.

Расхождение между Я-реальным и Я-идеальным как бы задает направление самосовершенствования человека. Но это расхождение не должно быть слишком большим: идеалы должны быть достижимыми, реальными, но и человеку не следует недооценивать свои возможности.

Судя по всему, есть некоторая норма расхождений Я-реального и Я-идеального, иными словами, норма в степени критичности к себе:

1)  излишне малое расхождение между этими структурами свидетельствует о несформированности критического отношения к себе, что говорит о незрелости Я-концепции человека;

2)  очень большое расхождение, видимо, свидетельствует об излишней самокритичности, что может приводить к затруднениям в социальной адаптации человека.

Данный анализ находит своё подтверждение в полученных нами результатах исследования Я-образа и самоуважения студентов МГУ. Доминирование позитивного уровня самоприятия и высокого уровня самоуважения соответствует невысоким средним значениям ОПР. Возможно, данное расхождение между Я-реальным и Я-идеальным и является «оптимальным», при котором идеалы должны быть достижимыми, реальными, но и человеку не следует недооценивать свои возможности.

Отсутствие разницы означает практически полное отождествление Я-реального с Я-идеальным . Данная конгруэнтность этих структур может быть выражением положительной Я-концепции, что усиливает возможность социальной адаптации человека, и наоборот. С другой стороны, отсутствие расхождения может отражать низкую степень критического отношения человека к себе.

Наличие у студентов максимального и «конфликтного» расхождения может быть показателем повышенной проблемной нагруженности и признаком недостаточной психосоциальной адаптации. Гендерные различия между юношами и девушками по «отсутствию разницы», максимальному и «конфликтному» расхождению также согласуются с результатами исследования Я-образа и самоуважения. У девушек выявлены: более высокая рефлексивность (стремление к самопознанию), оценочный характер самоописания, более высокие индекс самоприятия и средний балл самоуважения.

Высокие значения позитивного уровня самоприятия (р<0,05) в сочетании с преобладающим субъективным характером самопредставлений указывают на успешный характер психосоциальной адаптации студентов в период возрастного кризиса. Анализ гендерных различий Я-образа выявил более высокую рефлексивность у девушек, что подтверждается не только показателем степени рефлексивности, но и уровнем самоприятия. Это может свидетельствовать о менее успешном преодолении кризиса идентичности юношами.

 Выявленное нами расхождение между Я-реальным и Я-идеальным студентов, возможно, является «оптимальным», при котором реально достижимые идеалы сочетаются с адекватной оценкой своих возможностей. Данная закономерность более характерна для девушек. Студенты с максимальным  и «конфликтным» расхождением между Я-реальным и Я-идеальным нуждаются в психологическом консультировании.

Результаты проведенного социологического исследования можно будет использовать в работе психологической и социальной служб, при разработке программы профилактики различных форм социально-психологической дезадаптации, а также в содержании психолого-педагогической подготовки студентов данного Вуза.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из методик, использующихся в социологическом исследовании, позволяющей эффективно исследовать личностную «Я-концепцию» человека является тест М.Куна и Т. Теоретической основой создания данного теста является разработанное  Т.  Куном понимание личности, операциональную сущность которой можно определить через ответы на вопрос "Кто Я такой?", обращенный к самому себе (или обращенный к человеку вопрос другого лица "Кто Вы такой?"). [7]

Важнейшим этапом формирования самосознания и собственного мировоззрения, этапом принятия ответственных решений, этапом человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными, является юношеский возраст. Становление самосознания в юношеском возрасте осуществляется через формирование устойчивого образа своей личности, своего «Я». Самосознание как система целостных представлений о самом себе, сопряжённая с их оценкой, формирует Я-концепцию. [16]

Я-концепция рассматривается как набор всех знаний и представлений о себе (self-conceptions). Каждый из нас имеет широкий спектр самопредставлений, то есть то, что мы думаем о себе сейчас, как мы представляем себя в будущем и как видим себя в прошлом. Этот спектр самопредставлений включает в себя «хорошие» Я, «плохие» Я, надежды на обретение определенных Я. В этот спектр входят также Я, которых мы боимся и Я, какими мы должны быть. Подобные представления о себе, установки личности на себя постоянно доступны для осознания. Важными структурными элементами (модальностями) Я-концепции являются Я-реальное и Я-идеальное. Я-реальное включает в себя установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть, с его представлениями о том, каков он на самом деле. Я-идеальное - это установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать. Расхождения (disparity) этих модальностей между собой может являться показателем саморазвития человека. С целью исследования Я-концепции студентов нами были изучены особенности Я-образа, а также расхождения между двумя основными её модальностями - Я-реальным и Я-идеальным. [2]

Диагностическое использование теста «Кто Я?» затрудняется отсутствием социокультурных нормативных показателей, данных о валидности и надежности. Не решены также теоретические и  методические проблемы кодирования ответов. В сравнении со стандартизированным самоотчетом, можно описать достоинства и недостатки данной методики. Достоинства методики: менее подвержена влиянию стратегий самопрезентации, не ограничивает испытуемого уже заданными рамками подобранных утверждений. Недостатки: более трудоемка, более трудна для количественной обработки, более подвержена факторам влияния лингвистических способностей испытуемых. [19]

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Андриенко   Е.В.  Социальная психология. - М.: Астрель, 2000. - 264 с.
  2.  Андреева   Г.М.   Социальная психология.  - М.: Академия, 1996. - 376 с.
  3.  Архиреева Т. В. Становление критического отношения к себе / Т. В. Архиреева // Вопросы психологии. - 2005. - № 3. - С. 29-37.
  4.  Безрукова   О.Н.   Социология молодёжи.  -  СПб.:  Лань,  2004. - 275  с.
  5.  Белинская Е. П.,  Тихомандрицкая  О. А.  Социальная  психология  личности. - М.: Издательство Академия, 2009. - 304  с.
  6.  Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. - М.: Прогресс, 1986. - 422 с.
  7.     Будинайте  Г. Л.,  Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные  предпосылки  субъекта // Вопросы психологии -  1993.-  №  5.  - С. 99-105.
  8.  Волков  Ю.Г.,  Добреньков  В.И.,  Нечипуренко  В.Н.,  Попов А.В. Социология. - М.: Гардарики, 2006. - 213 с.
  9.  Волков Ю.Г. Социология молодежи. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2001. - 576 с.
  10.  Гидденс Э. Социология. - М.: Издательство Едиториал УРСС, 2006. - 150 с.
  11.  Демидов Д. Н. Соотношение образов Я-идеальное и Я-реальное. - СПб. ГУПМ. - 2000. - 200 с.
  12.  Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 406 с.
  13.  Кун  М., Макпартлэнд  Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя // Современная зарубежная социальная психология / под ред. Г. М. Андреевой. - М.: изд-во Моск. ун-та, 1984. - С. 180-187.
  14.  Нартов  Н.А.,  Бельский  В.Ю.  Социология. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 115 с.
  15.  Осипов Г.В. Социология. - М.: Наука, 2002. - 527  с.
  16.  Роджерс  К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. - М.: Изд. группа «Прогресс»; Универс, 1994. - 480 с.
  17.  Ромашов О.В. Социология труда. - М.: Гардарики, 2001. - 134 с.
  18.  Социология. Основы общей теории. Отв. ред.: Осипов Г.В.; Москвичёв Л.Н. - М., 2002. - 300 с.
  19.  Столин  В. В. Самосознание личности /В. В. Столин. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 284 с.
  20.  Татидинова Т.Г. Социология. - М.: ЦОКР МВД РФ, 2008.- 205 с.
  21.  Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - М., 1996. - 203 с.
  22.  Фролов С. С. Социология. - М.: Гардарики, 2007. - 343 с.

PAGE   \* MERGEFORMAT 3



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
782. Экспериментальное исследование стилей руководства в НОККиИ 104.54 KB
  Теоретические аспекты исследования лидерства в психологии .Сущность и понятия лидерства и специфика его проявление. Классификация типов лидерства. Классификация стилей лидерства.
12887. Экспериментальное исследование и анализ полученных результатов 71.41 KB
  Методологическую основу исследования составили работы Змановской Е. 1998 Гилинского Я. Поэтому нормы воспринятые в семье могут быть пересмотрены или отброшены индивидом в ходе его взаимодействия с различными проявлениями культуры например с феноменом телевизионного насилия Бандура 2000 и социальным окружением...
1516. Экспериментальное исследование детско-родительских отношений 7.01 MB
  В результате участия детей и их родителей в разработанной системе занятий изменится тип родительского отношения с неэффективного на эффективный и большинство детей станут ощущать эмоциональное благополучие в семье, что позволит говорить о гармонизации детско-родительских отношений.
9720. Экспериментальное исследование проблем одаренности ребенка 165.97 KB
  Одаренный ребенок очень требователен к собственной личности, зачастую ставит перед собой не осуществимую в данное время цель, все это может привести к возникновению эмоционального расстройства и дестабилизированных поведенческих форм
9852. Экспериментальное исследование памяти в младшем школьном возрасте 206.04 KB
  Младший школьный возраст является вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Ведущей деятельностью детей младшего школьного возраста является учебная деятельность. Учение для ребенка - значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни...
11016. Экспериментальное исследование проблемы творческой одаренности учащихся 148.12 KB
  Гилфорд считает что творческая одаренность и творческий потенциал могут быть определены как совокупность способностей и других черт которые содействуют успешному творческому мышлению. В последние годы творческая одаренность активно исследовалась такими психологами как А. Одаренные дети демонстрирующие выдающиеся способности...
1667. Экспериментальное исследование владения фразеологизмами у детей 6-7 лет с нарушениями зрения 33.53 KB
  Теоретические основы проблемы изучения владения фразеологизмами у детей 67 лет с нарушением зрения. Особенности лексического развития детей с нарушениями зрения в логопедических исследованиях. Экспериментальное исследование владения фразеологизмами у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
9873. Экспериментальное исследование воспитания самостоятельности у детей младшего школьного возраста 74.93 KB
  Формирование самостоятельной деятельности школьников в обучении. Это в свою очередь предполагает становление ученика в роли субъекта учебной деятельности что невозможно без формирования у него учебной самостоятельности которая подразумевает овладение учащимися действиями самоконтроля и самооценки. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.
19891. Экспериментальное исследование особенностей конфликтов и стрессов в организации (на примере АО «СК «Номад Иншуранс) 367.08 KB
  Работающие в организации люди различны между собой. Собственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются в силу своих индивидуальных особенностей. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом при решении какого-то вопроса. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны.
9872. Экспериментальное исследование влияния типа семейных отношений на личностное развитие ребенка 36.16 KB
  Экспериментальное исследование влияния типа семейных отношений на личностное развитие ребенка. В ней закладываются основы личности ребенка и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.