Нормативно-правовое регулирование розничной торговли в Оренбургской области

Теоретические аспекты развития розничной торговли на предприятии. Понятие и сущность розничной торговли. Особенности функционирования розничной торговли. Состояние розничной торговли в Оренбургской области.

2014-06-22

63.23 KB

53 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


red54;;;

Содержание

Введение 4

1. Теоретические аспекты развития розничной торговли на предприятии 6

1.1.Понятие и сущность розничной торговли 6

1.2.Классификация розничных торговых предприятий 9

1.3 Особенности функционирования розничной торговли............................12

2. Состояние розничной торговли в Оренбургской области 25

2.1.Структура розничной торговли за 2013-2014 года в Оренбургской области 25

2.2 Современное состояние инфраструктуры розничной торговли в Оренбургской области......................................................................................28

2.3.Конкурентная среда розничной торговли Оренбургской области 30

3. Нормативно-правовое регулирование розничной торговли в Оренбургской области 33

3.1. Государственное регулирование розничной торговли в  Оренбургской области 33

3.2.Негосударственное регулирование розничной торговли 38

3.3.Перспективы развития розничной торговли Оренбургской области......43

Введение

Розничная торговляодна из важнейших сфер обеспечения населения. При ее посредстве осуществляется рыночное соглашение товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства.

За период рыночных преобразований она претерпела коренные изменения.

В розничной торговле, как ни в одной другой отрасли хозяйственной системы, сформировалась богатая конкурентная среда. Предпринимательская и инвестиционная активность в этой сфере самая высокая.

Современный рынок товаров детской одежды отличается относительно высокой насыщенностью, товарного дефицита фактически нет. Бюрократическая система распределения товаров полностью заменена отношениями свободной купли-продажи.

На предприятиях розничной торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в производственные предметы потребления, происходит превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Здесь происходят постоянные количественные и качественные изменения, вызванные применением передовой технологии, совершенствованием техники и оборудования, методов управления, обеспечивающих повышение эффективности работы торговых предприятий и повышение культуры торговли.

Переход к рыночной экономике, появление большого разнообразия организационно-правовых форм предприятий обусловили потребность в новых подходах к организации и технологии торговых процессов, к широкому развитию частной инициативы и предпринимательства. Все это предъявляет новые требования к подготовке специалистов, профессиональная деятельность которых осуществляется в сфере товарного обращения.

Актуальность выбранной темы заключается в возрастающей важности развития розничной торговли, так как именно розничная торговля позволяет не только динамично реагировать на изменения в рыночной среде, но и повышать качество жизни за счет своевременного удовлетворения запросов каждого потребителя.

Одними из основных целей моей курсовой работы является определение состояния предприятий розничной торговли на современном этапе, изучение структуры и мер по регулированию отрасли, а также  перспективы развития розничной торговли Оренбургской области на ближайшее время.

Для реализации изучения данной цели был определен ряд задач:

  1.  Изучить основные проблемы и тенденции развития розничной торговли;
  2.  Показать специфику и рассмотреть основные формы организации розничной торговли;
  3.  Ознакомиться с состоянием розничной торговли в России и Оренбургской области.
  4.  Изучить структуру и процесс розничной торговли в Оренбургской области.
  5.  Ознакомиться с основными показателями розничной торговли, определить их динамику.
  6.  Сформулировать выводы по изученному материалу
  7.  Сформулировать предложения для дальнейшего развития торговли в Оренбургской области.

Главным объектом исследования является розничная торговля (ее структура и государственное регулирование).

Предметом исследования являются характеристика состояния розничной торговли Оренбургской области на современном этапе , меры государственного регулирования отрасли, а также предположительные перспективы её развития.

1. Теоретические основы организации розничной торговли на предприятии

  1.  Понятие и сущность розничной торговли

В настоящее время особое место в организации торгового обслуживания населения занимает розничная торговля. 

   В соответствии с подпунктом 2 пункта 2.1. ГОСТ Р 51303-99:

«Торговля: Вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей - продажей товаров и оказанием услуг покупателям».

«Розничная торговля: Торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью».

Розничная торговля - одна из наиболее значительных для общества отраслей хозяйства. В России насчитывается 1,4 млн. розничных торговцев, совокупный годовой объем продаж которых превышает 1 трлн. долларов. В сфере розничной торговли занято около 20 млн. человек. Стоит, однако, отметить, что за последние 10 лет в России численность работников торговли возросла на 30%, в то время как численность производственных рабочих сократилась на 21% см. [2, с.52]

Розничная торговля так прочно вошла в нашу жизнь, что мы ее уже не замечаем, принимаем как должное. Будучи покупателями, мы не задумываемся о том, какие непростые решения принимают руководители торговых предприятий, какие технологии используют, чтобы предложить нам с вами товары и услуги.

 Мы считаем, что руководителям торговых предприятий стоит уделить особое внимание вопросам, касающимся разработки стратегии, размещения магазинов, выбора товарного ассортимента и предоставляемых услуг, а также ценообразования, продвижения и предоставления товаров в магазине, потому что в условиях сильной конкуренции и постоянных быстрых изменений в рыночной среде, принятие этих решений может привести к успеху магазина, превысить уровень ожидаемых доходов.

Розничная торговля, предлагающая потребителям товары и услуги, предназначенные для личного пользования - последнее звено в каналах распределения, связывающих производителей и покупателей. Место розничной торговли в каналах распределения продукции демонстрируется на рисунке 1. Предприятия-производители изготавливают товары и продают их предприятиям, занимающимся оптовой или розничной торговлей. Оптовики перепродают эти товары розничным торговцам, а теконечным потребителям.

Производство  Оптовик  Розничная торговля  Потребитель

Рисунок 1- Канал распределения продукции

Как видно из рис.1. продукт проходит 4 этапа по мере продвижения от производителя до потребителя. Каждый этап характеризуется своим содержанием, особенностями функции и методов их достижения. 

  1.  Обеспечение определенного ассортимента товаров и услуг. Средний супермаркет предлагает около 15 тыс. наименований товаров от более 500 производителей. Предлагая столь широкий ассортимент, предприятия предоставляют своим покупателям возможность приобрести товары самых разных марок, фасонов, размеров, расцветок и цен в одном и том же месте. 
  2.  Дробление поступающих партий товаров. Чтобы снизить затраты на перевозку, производители, как правило, отправляют розничным торговым предприятиям товары большими партиями в соответствующей упаковке и таре. А розничные торговые предприятия, в свою очередь предлагают товары в небольших количествах, соответствующих запросам отдельных потребителей. В этом и заключается функция дробления поступающих партий товаров.
  3.  Хранение запасов. Поддерживая определенный объем запасов, розничные торговые предприятия создают дополнительное преимущество для потребителей, так как затраты последних на хранение сокращаются.
  4.  Обеспечение сервиса. Розничные торговые предприятия предоставляют покупателям услуги, облегчающие процесс покупки и использования товаров, демонстрируют имеющиеся у них товары так, что потребители имеют возможность рассмотреть их, подержать в руках, а зачастую и попробовать в деле еще до того, как они совершают покупку. [3,с. 392]

Все эти действия составляют от 20 до 50% стоимости продаваемых в розницу товаров. По нашему мнению столь высокий показатель еще раз подчеркивает необходимость эффективной розничной торговли, важности ее роли в современном обществе.

Следует обратить особое внимание на то, что основу розничной торговли составляют покупатели и фирмы-конкуренты, а также среда, в которой она существует. Если розничное торговое предприятие стремится к успеху, оно должно знать, чего желают его покупатели, и предоставлять товары и услуги, удовлетворяющие их потребности, а так же противостоять конкурентам. Мы считаем все это возможно только в том случае, если предприятие розничной торговли постоянно отслеживает возникновение новых потребностей потребителей, появление новых конкурентов и новых технологий.

Функции розничной торговли определяются ее сущностью и заключаются в следующем:

  •  удовлетворение потребностей населения в товарах;
  •  доведение товаров до покупателей путем организации пространственного их перемещения и подачи к местам продажи;
  •  поддержание баланса между предложением и спросом;
  •  воздействие на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема товаров;
  •  совершенствование технологии торговли и улучшение обслуживания покупателей.[11]

Услуга розничной торговли – это результат взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при купле-продаже товаров.[2]

Классификация услуг розничная торговли и общие требования к ним установлены ГОСТ Р 51304-99 «Услуги розничной торговли. Общие требования».

Услуги розничной торговли включают:

  1.  реализацию товаров;
  2.  оказание помощи покупателю в совершении покупки и при ее использовании;
  3.  информационно-консультационные услуги;
  4.  создание удобств покупателям. [18]

Процесс услуги реализации товаров состоит из следующих основных этапов:

  •  формирование ассортимента;
  •  приемка товаров;
  •  обеспечение хранения;
  •  предпродажная подготовка;
  •  выкладка товаров;
  •  предложение товаров покупателю;
  •  расчет с покупателем;
  •  отпуск товара. [18]

К услугам по оказанию помощи в совершении покупки и при ее использовании относят:

  •  прием и исполнение заказов на товары;
  •  организацию доставки товаров;
  •  упаковывание купленных в магазине товаров;
  •  комплектование и улучшение упаковывания подарочных наборов из имеющихся в наличии товаров, в том числе по заказам;
  •  оценку и прием на комиссию вещей на дому у комитентов;
  •  оценку ювелирных изделий на дому;
  •  оценку антиквариата на дому;
  •  прием стеклопосуды;
  •  реализацию товаров в кредит;
  •  организацию работ по послепродажному обслуживанию;
  •  организацию приема заказов на выполнение ремонтно-строительных и монтажных работ с использованием товаров, приобретенных в магазине;
  •  предоставление кабины или салона для прослушивания фонограмм, просмотра видеокассет, которые имеются в продаже;
  •  предоставление кабин для зарядки фотоаппаратов.

Информационно-консультационные услуги включают:

  •  предоставление информации о товарах и их изготовителях, об услугах, оказываемых магазином, аудио- и видео средствами;
  •  консультации специалистов по товарам;
  •  проведение рекламных презентаций товаров (показ товаров, дегустация продуктов питания).

В состав услуг по созданию удобств покупателю входят:

  •  организация и создание мест отдыха;
  •  предоставление услуг комнаты матери и ребенка (при наличии комплекса товаров для детей);
  •  гарантированное хранение купленных товаров;
  •  прием и хранение вещей покупателей;
  •  организация питания покупателей;
  •  реализация продуктов питания с потреблением на месте;
  •  парковка личных автомашин покупателей на организованную стоянку у магазина.[18]

  1.  Классификация розничных торговых предприятий

В основу классификации розничных торговых предприятий могут быть положены следующие признаки:

  •  Особенности устройства;
  •  Форма торгового обслуживания;
  •  Тип здания и особенности его объемно-планировочного решения;
  •  Функциональные особенности предприятия;
  •  Форма собственности;
  •  Вид предприятия. [2]

Предприятия розничной торговли классифицируют на виды в зависимости от ассортимента реализуемых товаров: 

  •  универсальные,
  •  специализированные,
  •  неспециализированные магазины - предприятие розничной торговли с комбинированным или смешанным ассортиментом товаров.

Предприятия розничной торговли определенного вида классифицируют на типы в зависимости от размера торговой площади и применяемых форм торгового обслуживания:

  •  универсальные магазины - Гипермаркет, Универмаг, Универмаг «Детский Мир», Магазин-склад, Универсам (Супермаркет), Гастроном, Товары повседневного спроса и т.п. (табл.1.1);

Таблица 1.1 - Основные признаки, характеризующие универсальные магазины

Тип

Торговая площадь

м2, не менее

Ассортимент

товаров

Формы торгового обслуживания

Гипермаркет

5000

Универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров

Преимущественно самообслуживание

Универмаг

3500 - городская торговля

- сельская торговля

Универсальный ассортимент непродовольственных товаров

Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок

Универмаг «Детский Мир»

2500

Универсальный ассортимент непродовольственных товаров для детей

Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок и др.

Магазин-склад

650

Универсальный ассортимент продовольственных и(или) непродовольственных товаров

Самообслуживание, продажа товаров в торговом зале преимущественно из транспортной тары

Универсам

400

Универсальный ассортимент продовольственных товаров; широкий ассортимент непродовольственных товаров частного спроса

Преимущественно самообслуживание

Гастроном

400

Универсальный ассортимент продовольственных товаров с преобладанием в нем гастрономии. 

Индивидуальное обслуживание через прилавок

Товары повседневного спроса

100

Продовольственные и непродовольственные товары частного спроса

Преимущественно самообслуживание

  •  специализированные продовольственные магазины - Рыба, Мясо, Колбасы, Минеральные воды и т.п.. Торговая площадь данного вида предприятия розничной торговли должна составлять не менее 18 м2. Товарный ассортимент формируется в соответствии со специализацией магазина. Используются такие формы торгового обслуживания как: самообслуживание, индивидуальное обслуживание через прилавок.
  •  специализированные непродовольственные магазины - Мебель, Хозяйственные товары, Электротовары, Одежда, Обувь, Ткани и т.п.. Торговая площадь предприятия торговли должна составлять не менее 18 м2. Товарный ассортимент формируется в соответствии со специализацией магазина. Используются такие формы торгового обслуживания как: самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок и др.
  •  магазины прочей товарной специализации - Природа, Семена, Зоомагазин, Книги и т.п.. Торговая площадь этого типа предприятия торговли должна составлять не менее 18 м2. Товарный ассортимент формируется в соответствии со специализацией магазина. Используются такие формы торгового обслуживания как: самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок и др.
  •  неспециализированные продовольственные магазины - Продукты (Минимаркет) и т.п.. Торговая площадь должна составлять не менее 18 м2. Данный тип торгового предприятия представлен узким ассортиментом продовольственных товаров, основные из которых хлеб, кондитерские товары, гастрономия, винно-водочные изделия, пиво, безалкогольные напитки. Обслуживание покупателей осуществляется путём индивидуального обслуживания через прилавок.
  •  неспециализированные непродовольственные магазины - Дом торговли, Все для дома, Товары для детей, Товары для женщин, Промтовары, Комиссионный магазин и т.п. (табл. 1.2)

Таблица 1.2 - Основные признаки, характеризующие универсальные магазины.

Тип

Торговая площадь

м2, не менее

Ассортимент

товаров

Формы торгового обслуживания

Дом торговли

1000

Товарные комплексы предметов туалета и гардероба для мужчин и женщин (одежда, обувь, ткани, галантерея, парфюмерия)

Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок и др.

Все для дома, Товары для детей, и другие магазины с комбинированным ассортиментом товаров

650

Товарные комплексы соответствующей специализации

Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок и др.

Промтовары

18

Узкий ассортимент непродовольственных товаров, основные из которых швейные, трикотажные изделия, обувь, галантерея, парфюмерия

Индивидуальное обслуживание через прилавок

Комиссионный магазин

18

Узкий ассортимент непродовольственных товаров

Самообслуживание, индивидуальное обслуживание через прилавок

  •  Неспециализированные магазины со смешанным ассортиментом товаров должны иметь площадь не менее 18 м2. Магазины данного типа имеют узкий ассортимент продовольственных товаров, не связанных общностью спроса.  Обслуживание покупателей осуществляется путём индивидуального обслуживания через прилавок. [19]

  1.  Особенности функционирования розничной торговли

На предприятиях розничной торговли должны выполняться:

  •  санитарно-гигиенические требования - по требованиям СанПиН 2.3.2.560-96, СанПиН 2.3.5.021-94, СанПиН 42-123-4117-86, СанПиН 2.2.4.548-96, СН 2.2.4/2.1.8.562-96;
  •  требования противопожарной безопасности по СНиП 21-01-97;
  •  требования электро- и взрывобезопасности - по ГОСТ 12.2.003 и СНиП 23-05-95
  •  требования экологической безопасности - по СанПиН 42-123-4117-86, СНиП 2.08.01-89, СНиП 2.08.02-89, СанПиН 42-128-4690-88.

Предприятия розничной торговли должны быть оснащены инженерными системами и оборудованием, обеспечивающими необходимый уровень комфорта и безопасности в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.032, ГОСТ 12.2.033, СН 2.2.4/2.1.8.562-96, СНиП 2.04.01-85, СНиП 2.04.05-91. Машины, механизмы, другое производственное оборудование и транспортные средства должны иметь сертификаты соответствия (Закон Российской Федерации «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г. 181-ФЗ).

В строящихся и реконструируемых предприятиях розничной торговли следует предусматривать устройства и мероприятия, обеспечивающие инвалидам и мало мобильным группам населения возможность перемещаться по лестницам или пандусам (в том числе наружным) и пользоваться торговыми залами и помещениями для оказания услуг (ВСН 62-91).

Предприятия розничной торговли должны иметь удобные подъездные пути и пешеходные дорожки ко входу (СНиП 2.08.01-89, СНиП 2.08.02-89).

Прилегающая к предприятиям розничной торговли территория должна быть освещена в вечернее время (СНиП 23-05-95).

На территории, прилегающей к предприятию розничной торговли и доступной для покупателей, не допускается проведение погрузочно-разгрузочных работ, складирование тары, размещение контейнеров с мусором. Площадки с мусоросборниками должны быть удалены от окон и дверей помещений магазина не менее чем на 20 м. Предприятие розничной торговли должно иметь вывеску с указанием фирменного наименования организации, режима работы, местонахождения, юридического адреса.

В помещении предприятия розничной торговли должна быть информация о государственной регистрации предприятия торговли, наименовании зарегистрировавшего его органа, номере лицензии, ее сроке действия и об органе, выдавшем эту лицензию, если вид деятельности магазина подлежит лицензированию (Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. 2300-1 (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. 2-ФЗ).

Расположение торговых, вспомогательных, складских помещений и их площадь должны обеспечивать последовательность проведения технологических процессов товародвижения.

Освещение торговых залов, аварийное, эвакуационное, а также освещение вспомогательных и складских помещений должно соответствовать СНиП 23-05-95.

В строящихся и реконструируемых предприятиях розничной торговли при расположении торговых залов на трех или более этажах необходимо наличие пассажирских лифтов или эскалаторов.

В торговых залах без естественного освещения следует предусматривать дымоудаление.

Ширина проходов между оборудованием в торговом зале должна обеспечить покупателю удобство выбора и приобретения товаров (табл 1.3) (МГСН 4.13-97). Ширина основных эвакуационных проходов в торговом зале должна обеспечить безопасность его пребывания в магазине (СНиП 2.08.02-89).

Таблица 1.3 - Ширина проходов между оборудованием в торговых залах магазинов.

Расположение проходов

Ширина, м, не менее

Между прилавками для хранения личных вещей покупателей и стеной (проход для покупателей в торговый зал)

1,7

Между параллельно расположенными островными горками*

1,4

Между островными горками и пристенным охлаждаемым оборудованием*

1,6

Между кассовыми кабинами или прилавками обслуживания и установленными параллельно им горками*

2,0

Между кабинами контролеров-кассиров

0,6

Между кассовыми кабинами и торцами островных горок

2,0

Между прилавком и оборудованием за прилавком

0,9

Между прилавками

2,8

Между прилавками и стеной

1,2

* При доставке товаров в торговый зал с использованием подъемно-транспортного оборудования ширина проходов должна быть не менее 2,2 м.

Минимальные площади помещений для оказания услуг покупателям для всех типов предприятий розничной торговли приведены в таблице 1.4 (МГСН 4.13-97).

Таблица 1.4 - Площади помещений для оказания услуг покупателям (кроме услуги реализации товаров) на предприятиях розничной торговли

Наименование услуг

Площадь, м2, не менее

  1.  1.Прием и исполнение заказов на товары, в том числе комплектация подарочных наборов

12

  1.  2.Прием стеклопосуды

18

  1.  3.Организация приема заказов на выполнение ремонтно-строительных и монтажных работ с использованием товаров, приобретенных в магазине

6

  1.  4.Консультация продавцов-консультантов, диетологов, косметологов и других специалистов при продаже товаров покупателям

6

  1.  5.Аудио-, видеозаписи, их прослушивание и просмотр

6

  1.  6.Раскрой тканей

12

  1.  7.Мелкая переделка швейных изделий, купленных в магазине

8

  1.  8.Растяжка обуви и головных уборов

6

  1.  9.Нарезка стекла

18

  1.  10.Прием заказов на изготовление кино- и фотопродукции

3

  1.  11.Выполнение заказов на изготовление кино- и фотопродукции

6

12.Проведение рекламных презентаций товаров (показ товаров, дегустация продуктов питания)

  1.  13.Гравировка изделий

18

  1.  14.Бюро обслуживания покупателей: организация доставки товаров; прием и хранение вещей покупателей; упаковывание купленных в магазине товаров; заказ такси; справочное бюро

7

  1.  15.Предоставление услуг комнаты матери и ребенка (при наличии комплекса товаров для детей)

15

  1.  16.Организация мест отдыха

10

  1.  17.Хранение купленных товаров и (или) вещей покупателей

10

Возможность размещения и нормы площади помещений для реализации продуктов питания с потреблением на месте должны быть в установленном порядке согласованы с территориальными учреждениями Госсанэпидслужбы Российской Федерации.

Организация технологических процессов и рабочих мест должна соответствовать правилам по охране труда на предприятиях розничной торговли, утвержденных Роскомторгом (ПОТ РО-95120-001-94).

На предприятиях розничной торговли должны быть предусмотрены аварийные выходы, инструкции о действиях в аварийной ситуации, системы оповещения и средства защиты от пожара.

Консультации диетологов, косметологов и других специалистов должны проводить лица, имеющие специальную подготовку и право на данный вид деятельности.

Перечень требований к оформлению вывески, витрин, рекламных материалов, выставочного оборудования и внешнего вида обслуживающего персонала магазинов различных типов приведен в таблице 1.5.

Тип

Вывеска световая или с подсветкой, с элементами оформления

Применение фирменных буклетов и (или) упаковочных материалов

Наличие у обслуживающего персонала форменной одежды с эмблемой предприятия

Использование декоративных элементов в оформлении экспозиционных витрин

Современное выставочное оборудование, изготовленное в едином стиле

Гипермаркет

+

+

+

+

+

Универмаг

+

+

+

+

+

Универмаг «Детский мир»

+

+

+

+

+

Магазин-склад

-

-

-

-

-

Универсам 

Гастроном

Товары повседневного спроса

+

+

-

-

-

-

+

+

-

+

+

-

+

+

-

Рыба, Мясо, Колбасы, Минеральные воды и т.п.

+

-

+

+

+

Мебель, Хозяйственные товары, Электротовары, Одежда, Обувь, Ткани и т.п.

+

-

+

+

+

Природа, Семена, Зоомагазин, Книги и т.п.

+

-

+

+

+

Продукты (Минимаркет)

-

-

-

-

-

Дом торговли

+

+

+

+

+

Все для дома, Товары для детей, Товары для женщин и другие магазины с комбинированным ассортиментом товаров

+

+

+

+

+

Промтовары

-

-

-

-

-

Комиссионный магазин

-

-

-

-

-

Примечание - Знак «+» означает, что выполнение требований предусмотрено; знак «-» - выполнение требований не предусмотрено

В специализированном магазине больше половины торговой площади должна занимать торговля товарами, соответствующими специализации магазина.

При наличии спроса ассортимент товаров, реализуемых в универмаге, по согласованию в установленном порядке, в том числе с территориальными учреждениями Госсанэпидслужбы Российской Федерации, может быть дополнен ассортиментом продовольственных товаров, а в универмаге «Детский мир» - ассортиментом товаров детского питания.

Магазины «Товары повседневного спроса» и «Промтовары» расположены, главным образом, в сельской местности. [18]

  1.  Состояние розничной торговли в Оренбургской области
  2.  Структура розничной торговли за 2013-2014 года в Оренбургской области

Предприятия розничной торговли являются заметной структурой, обеспечивающей покупателей широким ассортиментом товаров с возможностью их выбора в соответствии с имеющимися доходами. Удельный вес продажи товаров на рынках и ярмарках составил 12,5% оборота розничной торговли.

Оборот розничной торговли на 91,1% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, реализующими товары вне рынка, доля продажи товаров на розничных рынках и ярмарках составила 8,9% (в январе-апреле 2013г.соответственно 88,6% и 11,4%).

Индекс физического объема оборота розничной торговли торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей вне рынка в апреле 2014 года составил 107,6% по сравнению с мартом 2014 года.

Населению в январе-апреле 2014 года продано пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий на 35532,9 млн. рублей, непродовольственных товаровна 41220,8 млн. рублей, что в товарной массе составило к уровню января-апреля 2013 года соответственно 100,1% и 106,3%.

В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 46,3%, непродовольственных товаров,7%.

В январе-апреле 2014 года оборот общественного питания сложился в объеме 4216,3 млн. рублей, индекс физического объема к уровню января-апреля 2013 года составил 100,5%

Товарные запасы в организациях розничной торговли на 1 января 2014 года составили 6 млрд. 982,6 млн. рублей, или 107,3% к товарным запасам на 1 декабря 2013 года. 

Уровень запасов в организациях розничной торговли на 1 января 2014 года составил 35 дней. 

В 2013 году оборот общественного питания сложился в объеме 14 млрд 937,4 млн рублей, индекс физического объема к уровню 2012 года составил 106%.[8]

По состоянию на 1 января 2013 года в области работало свыше 9600 стационарных магазинов с общей торговой площадью более 950 тыс. кв. метров. За последние три года в области вновь открыто свыше 1000 предприятий торговли с торговой площадью более 120 тыс. кв. метров, реконструировано свыше 150 предприятий с торговой площадью более 8 тыс. кв. метров.

По состоянию на 01.04.2013 в Оренбургской области функционируют 33 розничных рынка и 39 постоянно действующих ярмарок, располагающих  20,9 тыс. торговыми местами (розничные рынки,6 тыс. и ярмарки5,3 тыс.), в том числе по типам розничные рынки подразделяются на:

универсальных и 18специализированных, из них:

непродовольственных, 10сельскохозяйственных,

сельскохозяйственных кооперативных. [21]

Под реализацию продовольственных товаров на рынках и ярмарках области предоставляется 9,1 тысяч торговых мест. Из них,3 тыс. торговых мест выделяется гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личное подсобное хозяйство или занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством, в том числе 1,2 тыс. торговых мест - на льготных условиях. [21]

Около 40 % оборота розничной торговли приходится на предприятия малого бизнеса. В области функционирует около 200 постоянных и сезонных розничных рынков. Рыночная торговля популярна у населения, поэтому число её предприятий растёт, расширяются и реконструируются торговые площади. Относительно молодой и быстро ставшей популярной в Оренбургской области формой торговли стали торговые сети. 

На территории города Оренбурга по состоянию на 01.04.2013 года размещено:

  •  15 розничных рынков;
  •  24 торговых комплекса и торговых центров, 3 оптово-розничные базы и 1 ярмарка.

Торговая площадь под размещение розничных рынков составляет 156 174,1 кв.м. (в 2012 году – 121 546,3 кв.м.).

Муниципальный рынок занимает 19 700 кв.м. (8 177 кв.м. торговой площади) или 3,5 % от общей площади, на которой размещено 323 торговых места или 2,5 % от общего количества торговых мест.

Общая площадь, занятая под размещение рынков и иных торговых объектов рыночного формата города, составляет 536 711 кв.м. (в 2012 году – 558 266,83 кв.м.). По состоянию на 01.04.2013 года на рынках и торговых комплексах города размещено 12 586 торговых мест, что выше, чем в 2012 году на 1,1 %, (11843 торговых места). [21]

С каждым годом отмечается увеличение количества предприятий розничной торговли, при этом отмечается рост доли предприятий сетевых форм и современных форматов обслуживания. По итогам 2012 года удельный вес сетевых структур в общем объеме оборота розничной торговли составил 20,7 процента. На начало текущего года в области осуществляли деятельность около 550 хозяйствующих субъектов, реализующих продукцию в свыше 3,1 тысячи торговых объектах. [4]

В структуре работающих в области сетей присутствует две международных сети (ООО «МЕТРО Кеш & Керри», «Медиа Маркт»), 81 федеральнаяМагнит», «Карусель», «Полушка», «Лента», «М-видео», «Эльдорадо», «Юничел», «Евросеть» и другие), более 460 областныхГородской торг», «Клондайк», «СосеДДушка», «Стройландия», «Ринг», «Русский градус», «Чудо-юдо», «Империя чистоты», «Золотой колос» и другие). Удельный вес торговых сетей международного и федерального значения в общем количестве торговых сетей составил 15,6 процента, областных — 84,4 процента.

Большим спросом у населения пользуется сетевая реализация молочной, хлебобулочной, мясной и иной производимой на территории области продовольственной продукции. В области функционируют специализированные торговые объекты: ЗАО «Хлебопродукт 2», ТД «Летний луг», ОАО «Новосергиевский маслозавод», ОАО «Новотроицкий мясокомбинат» и т. д. Такие торговые форматы позволяют производителю устанавливать цену реализации зачастую ниже цен розничной сети. [4]

Подводя итоги 2012 года министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области – уполномоченный отраслевой орган исполнительной власти, ответственный за государственное регулирование потребительского рынка – отмечает, что основные показатели развития отрасли характеризуются достаточно высокими темпами роста. [10]

Доля отрасли в структуре валового регионального продукта составляет около 9,1%. Поступление налоговых платежей от торговой деятельности в бюджеты всех уровней по итогам первого полугодия отчетного периода составило около 6 млрд. рублей. По объемам налоговых поступлений среди 15 основных экономических видов деятельности сфера торговли находилась на 2 месте после добычи полезных ископаемых.

По итогам января-октября 2012 года населению области реализовано товаров на сумму свыше 173,4 млрд. рублей. [9]

Темп роста товарооборота составил 109,1% к аналогичному периоду 2011 года, что выше средних показателей в Приволжском федеральном округе и в целом по России (ПФО – 108,4, РФ – 106,1%). В рейтинге среди 14 регионов Приволжского федерального округа по данному показателю Оренбургская область заняла 3место. [14]

Оборот розничной торговли на 87,5% формировался за счет торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в стационарной торговой сети, где в общем обороте розничной торговли удельный вес реализации товаров субъектами малого предпринимательства составил 25,2%, индивидуальными предпринимателями – 28,1%. [7]

  1.  Современное состояние инфраструктуры торговли в Оренбургской области.

Современная инфраструктура розничной торговли сложилась под влиянием проводимых ранее экономических реформ, процесса коммерциализации и приватизации. Формирование и развитие этой инфраструктуры в настоящее время сдерживается рядом причин объективного и субъективного характера. Среди основных причин – недостаток оборотных средств, сложная система кредитования, недостаточно высокий платежеспособный спрос населения, отсутствие сопряженности в работе торговых организаций и транспортного обслуживания. [11]

Областная отраслевая инфраструктура представлена предприятиями разных современных форматов – гипермаркетами, супер- и минимаркетами, торгово-развлекательными комплексами, торговыми центрами и т.д. Наряду с небольшими предприятиями розничной торговли, расположенными в городских микрорайонах и сельской местности, функционируют торговые сетевые предприятия. В январе-октябре 2013 года удельный вес сетевых структур в общем объеме оборота розничной торговли составил 16,5%.

Развитие отрасли обеспечивалось за счет расширения и модернизации ее инфраструктуры, которая в настоящий момент включает свыше 9,8 тыс. стационарных магазинов с торговой площадью около 960 тыс. кв. метров, свыше 120 предприятий дистанционной торговли. Обеспеченность населения торговыми площадями на 1000 жителей составляет 457кв. метров ( при установленном областном нормативе – 443 кв. метра ).

В 36 (из 43) муниципальных образований показатель обеспеченности торговыми площадями превышает утвержденный норматив: в 8 городских округах и 28 муниципальных районах, а в 7 сельских территориях фактическая обеспеченность торговыми площадями ниже установленных нормативов. [21]

Недостаток торговых площадей возмещается за счет нестационарных торговых предприятий, а также торговли на розничных рынках и ярмарках. [

Материально-техническая база предприятий торговли претерпевает качественное преобразование. Оснащение современным высокотехнологичным оборудованием позволило использовать новые методы и формы обслуживания горожан. Благодаря этому сократилось время на совершение покупки, созданы комфортные условия для покупателей, увеличились расчеты за товары с использованием пластиковых карт через торговые терминалы. За период действия основных направлений развития потребительского рынка в 2008 - 2010 годах количество торговых терминалов на предприятиях потребительского рынка увеличилось почти в 2 раза. [4]

По методу самообслуживания в городе населению представляют услуги розничной торговли 27 % объектов, 17 % магазинов работают с использованием метода по образцам, 3 % - по каталогам, свыше 250 магазинов в работе с клиентами используют дисконтные карты, внедрена технология штрихового кодирования во всех магазинах сетевых компаний. 

Общими принципами развития инфраструктуры и территориальной организации розничной торговой сети в регионе в перспективе могли бы стать:

  •  универсализация продовольственной торговли, за исключением товаров редкого и эпизодического спроса;
  •  развитие специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинов в центрах жилых застроек;
  •  организация в центральных торговых зонах жилых массивов предприятий с высоким уровнем торгового обслуживания
  •  формирование системы магазинов, расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса;
  •  выделение специальных зон для уличной торговли;
  •  формирование зон торгового обслуживания вдоль автомагистралей; [8] [9]

На основе перечисленных принципов развития инфраструктура  розничной торговли должна обеспечивать разнообразие форм торгового обслуживания, всегда быть ориентированной на конкретные зоны торгового обслуживания.

  1.  Конкурентная среда розничной торговли Оренбургской области

Состояние конкуренции на отдельных товарных рынках обусловлено их структурой, наличием барьеров входа, а также их инвестиционной привлекательностью. В целом конкурентная среда определяется условиями и факторами, обеспечивающими равную возможность хозяйствующих субъектов осуществлять деятельность на рынке. [12]

Конкурентная среда на территории Оренбургской области в настоящее время характеризуется как достаточно развитая, абсолютно монополизированные рынки (за исключением рынков функционирования естественных монополий) отсутствуют.

Вместе с тем на отдельных рынках отмечаются высокий уровень административных барьеров, привилегированное положение одних предприятий по отношению к другим, недостаточная информационная открытость, инфраструктурные ограничения.

Правительством Оренбургской области проводится организационная работа по созданию условий для развития конкуренции в сфере торговли.

В Оренбургской области имеется достаточное количество торговых площадей стационарной сети, предоставляющей населению надлежащий уровень торгового обслуживания.

В городах и крупных населенных пунктах области функционирует ряд торговых сетей по продаже:

  •  бытовой техники –  «Бытовая техника»,   «Эльдорадо»,   «Электронный мир», «М.видео», «Техносила», «Цифроград»;
  •  мебели – «Офелия», «Фаренгейт»;
  •  строительных и отделочных материалов – «Стройландия», «Стройторгсервис», «Евродекор»;
  •  средств связи – «Евросеть», «Эльдорадо»;
  •  продовольственных товаров – «Орбита», «Эконом», «Ринг», «Магнит», «Патэрсон», «Полушка», «Клондайк», «Экспресс», «Ника», «СосеДДушка»;
  •  бытовой химии – «Чистый мир», «Магнат». 

Функционируют торговые сети наряду с развитием стационарных торговых предприятий в «спальных» районах городов с размещением в радиусе 10 минут пешеходной доступности к ним от мест проживания населения. 

В настоящее время в Оренбургской области работает 61 розничный рынок на 20,5 тыс. торговых мест, в том числе: универсальных – 45 (74,2 процента), специализированных – 16 (25,8 процента), из них – непродовольственных – 2; плодоовощных – 1; стройматериалов – 1; автомобильных – 2; по продаже автозапчастей – 2; сельскохозяйственных – 3; сельскохозяйственных кооперативных – 5. [6]

В Оренбургской области продолжается практика проведения межрегиональных специализированных выставок, способствующих продвижению продукции оренбургских товаропроизводителей на областной и региональные рынки, повышению их конкурентноспособности За 2012 год проведено 11 межрегиональных и региональных выставок. [26]

На территории муниципальных образований проводятся ярмарки «выходного дня», на которых сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставляется возможность самостоятельно реализовывать произведенную  продукцию. Торговые места на ярмарках предоставляются всем желающим. В 2009 году проведено 1956 таких ярмарок. [21]

В Оренбургской области достаточно развита инфраструктура потребительского рынка, обеспеченная различными формами организации торговой деятельности (торговые сети, магазины «шаговой доступности», розничные рынки, ярмарки «выходного дня»). [6]

Ключевыми проблемами, препятствующими развитию конкуренции на потребительском рынке являются:

  •  ограничение платежеспособного спроса ряда категорий населения с невысоким уровнем доходов;
  •  существенная дифференциация величины денежных доходов у населения по муниципальным образованиям Оренбургской области.

2. Нормативно-правовое регулирование я розничной торговли в  Оренбургской области

  1.  Государственное регулирование розничной торговли в  Оренбургской области

Государственная политика в сфере торговли основывается на следующих принципах:

  •  создание условий для равного развития и равенства прав субъектов торговой деятельности;
  •  обеспечение неприкосновенности собственности участников отношений;
  •  свободный выбор партнеров по торговой деятельности;
  •  добросовестная конкуренция между субъектами торговой деятельности;
  •  обеспечение высокого уровня обслуживания населения, включая предложение потребителям товаров и услуг надлежащего качества;
  •  создание эффективной системы мер по защите прав потребителей, соблюдение интересов субъектов торговой деятельности и государства;
  •  поддержка отечественных товаропроизводителей и предприятий торговли социально значимыми товарами;
  •  участие органов государственной власти Оренбургской области в регулировании процессов торговли.

Целью государственного регулирования розничной торговли в  Оренбургской области  является регулирование отношений, связанных с организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для обеспечения наиболее полного удовлетворения потребностей населения области, поддержки региональных производителей товаров, формирования конкурентной среды, обеспечения соблюдения прав и законных интересов хозяйствующих субъектов и потребителей. [21]

В Оренбургской области (и РФ) государственное регулирование розничной торговли осуществляется посредством:

  •  установления федеральными законами специальных требований к розничной торговле отдельными видами товаров;
  •  лицензирования розничной торговли отдельными видами товаров;
  •  регулирования цен на отдельные виды товаров, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, путем установления предельного уровня цен либо обязанности продавца предоставлять потребителю информацию об отпускной цене изготовителя соответствующего товара;
  •  установления максимальной допустимой доли импортных товаров в общем объеме розничного торгового оборота продовольственных товаров (кроме алкогольной продукции, табака и табачных изделий), обязательной для всех продавцов таких товаров;
  •  государственного надзора за выполнением продавцами в торговых объектах требований законодательства о розничной торговле и о защите прав потребителей.

Важнейшие целевые индикаторы и показатели, на которые направлено государственное регулирование розничной торговли Оренбургской области:

  •  рост объема оборота розничной торговли;
  •  повышение индекса физического объема оборота розничной торговли;
  •  увеличение оборота розничной торговли на душу населения;
  •  увеличение обеспеченности населения области площадью торговых объектов;
  •  увеличение количества стационарных торговых объектов;
  •  создание новых рабочих мест;
  •  увеличение доли квалифицированных кадров в торговой отрасли

Вместе с тем, состояние и тенденции развития торговли свидетельствуют также о наличии в этом секторе экономики ряда проблем, требующих вмешательства государственных органов.

При достаточно высоких темпах развития сферы торговли города обеспеченность населения качественными торговыми площадями уступает аналогичным показателям крупных городов России как Екатеринбург, Уфа, Новосибирск и др.

Размещение объектов торговли не всегда отвечает потребностям населения. Ощущается дефицит стационарной сети торгового обслуживания в новостройках, селах области и поселках города. Для решения этих проблем необходим сбалансированный подход, предусматривающий наряду со строительством крупных объектов потребительского рынка активное развитие сети малых предприятий.

Требуют решения задачи обеспечения качества и безопасности товаров и услуг, борьбы с контрафактной продукцией. [8]

Проблемы развития отрасли возникают в сфере имущественно-земельных отношений, связанных с длительными сроками оформления земельных участков, недостатком у предприятий финансовых средств, которые обусловлены экономическим кризисом.

Медленно идут качественные преобразования и процессы структурной перестройки оптового звена, требующие создания цивилизованной и конкурентной оптовой торговли. Назрела необходимость строительства современных логистических центров.

Недостаток квалифицированных кадров сдерживает информационно-техническое развитие отрасли, влияет на качество обслуживания в предприятиях потребительского рынка.

Уполномоченным органом Оренбургской области, ответственным за государственное регулирование деятельности в сфере торговли, является министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области. Законы и правовые акты, направленные на регулирование отношений в сфере розничной торговли на территории Оренбургской области: 

  1.  Закон Оренбургской области «Об организации торговой деятельности в Оренбургской области». Принят постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 16 февраля 2011 г. N 4325.

Действие Закона распространяется на отношения, связанные с организацией и осуществлением торговой деятельности, выполнением работ и предоставлением услуг в сфере торговли. Его действие не распространяется:

  •  на внешнеторговую деятельность;
  •  куплю-продажу ценных бумаг, объектов недвижимости, земли, продукции производственно-технического назначения, в том числе электрической энергии (мощности), тепловой энергии и мощности, а также иных видов энергетических ресурсов;
  •  деятельность ломбардов;
  •  биржевую торговлю;
  •  обмен валюты.

Указанные отношения регулируются соответствующими законодательными актами.

Отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговли товарами, ограниченными в обороте, порядок и условия их продажи регулируются федеральными законами об обороте таких товаров.

  1.  Целевая Программа «О развитии торговли в городе Оренбурге на 2012 — 2014 годы». Программа реализуется в три этапа, соответствующих длительности каждого календарного и бюджетного года. Административный контроль за реализацией Программы осуществляет комитет потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации г. Оренбурга. Контроль за целевым использованием бюджетных средств, в соответствии с действующим законодательством, осуществляет финансовое управление администрации г. Оренбурга.
  2.  Для формирования внутреннего спроса на продукцию регионального производства, увеличения объемов товаров местного производства и их продвижения на потребительский рынок министерством осуществляется проект «Оренбургское качество». Он способствует созданию новых рабочих мест, обеспечению населения области качественными и доступными товарами.

Основные задачи государственного регулирования розничной торговли в Оренбургской области:

  •  Формирование целостной единой политики в сфере торговли на территории города. 
  •  Формирование современной инфраструктуры торговли. 
  •  Повышение качества и обеспечение безопасности товаров и услуг, реализуемых на потребительском рынке города. 
  •  Повышение ценовой доступности товаров и услуг. 
  •  Повышение территориальной доступности услуг торговли для населения. 
  •  Продвижение в розничную сеть города товаров местных и отечественных товаропроизводителей. 
  •  Совершенствование кадрового обеспечения отрасли "торговля" города Оренбурга. [9]

Органы государственной власти Оренбургской области и органы местного самоуправления осуществляют взаимодействие в сфере регулирования розничной торговли в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Оренбургской области и муниципальными нормативными правовыми актами по следующим направлениям:

  •  создание условий для повышения предпринимательской активности в сфере торговой деятельности и формирования конкурентной среды в соответствующем муниципальном образовании;
  •  разработка и реализация программ и мероприятий, направленных на  развитие розничной торговли;
  •  создание условий для развития в соответствующем муниципальном образовании современной инфраструктуры потребительского рынка и формирования разветвленной сети розничных торговых объектов с учетом их территориальной доступности;
  •  обмен информацией, а также опытом решения вопросов в сфере торговой деятельности;
  •  разработка мер по совершенствованию подготовки и повышению квалификации работников торговли, а также повышению качества и культуры обслуживания в сфере торговой деятельности. [8]

  1.  Негосударственное регулирование розничной торговли

Регулирование торговой деятельности включает саморегулирование (негосударственное регулирование), когда организации в сфере торговли на потребительском рынке вправе объединяться в ассоциации и саморегулируемые организации, а так же вступать в сговор с поставщиками и другими торговыми предприятиями, которые разделены по видам: в сфере оптовой торговли, в сфере розничной торговли, в сфере общественного питания, в сфере бытового обслуживания.[24]

Негосударственное регулирование в данной области осуществляет Торгово-промышленная палата Российской Федерации, созданная предпринимателями с целью согласования, представительства и защиты своих интересов перед органами государственной власти, международными организациями и иностранными государствами.

Саморегулируемые организации в сфере торговли вправе осуществлять деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы, в том числе разрабатывать и устанавливать обязательные для выполнения всеми своими членами правила осуществления ими торговой деятельности, правила взаимодействия с производителями и поставщиками товаров.

Негосударственное регулирование (саморегулирование) предприятия розничной торговли – это процесс управления предприятием, который включает в себя процесс планирования и претворения в жизнь комплекса мероприятий, направленных на привлечение новых и удержание существующих покупателей с целью создания конкурентоспособного магазина и получения постоянной прибыли. Говоря о процессе саморегулирования предприятия розничной торговли, можно выделить следующий комплекс задач:

  •  ассортимент основных и сопутствующих товаров;
  •  цены и условия продажи товаров;
  •  месторасположение магазина, его окружение и внешний вид;
  •  организация торгового процесса;
  •  торговое оборудование;
  •  работа торгового персонала.

Саморегулирование в сфере розничной торговли побуждает всех продавцов, товаровладельцев и поставщиков к действиям, стимулируя личный материальный интерес — с выгодой для себя создавать для людей то, что им нужно. По словам А. Смита, каждый производитель «невидимой рукой направляется к цели, которая вовсе не входила в его намерения». [11]

Важным элементом рыночного саморегулирования выступает конкуренция. Она во многом определяет «правила поведения» субъектов рынка, заставляет их действовать в соответствии с законами товарного производства и обращения. Так же рыночное саморегулирование осуществляется с помощью системы цен, так называемой ценовой политики. К примеру, ценовая политика поставщиков сказалась на стоимости продуктов в Оренбуржье. С 9 по 18 июня 2012 года отмечен рост цен на ряд продуктов питания: куриной мясо, сахар, овощи. На 0,8% подорожало мясо кур (кроме куриных окорочков). Среднерозничная цена на продукт установилась на уровне 93,09 руб./кг. Также менее процента составил рост цен на сахар-песок (0,9%). Средняя по рознице стоимость килограмма сахара поднялась до 31,69 руб./кг. В группе непродовольственных товаров рост цен затронул мыло хозяйственное (1/200г). Мыло подорожало на 22 копейки или 1,6%. В среднем с 9 по 18 июня пачка мыла весом 200 грамм стоила 14,24 руб.

Разнообразные формы негосударственного регулирования, находясь в противоречивом единстве с государственными, играют возрастающую роль в современном механизме хозяйствования области. Это обусловлено усиливающимися в последние годы процессами информационно-технологической и организационно-экономической перестройки всей системы товарного обращения.    Негосударственное регулирование должно включать различные соглашения об объединении предприятий, создании внутриотраслевых и межотраслевых комплексов, а так же разнообразные регулирующие воздействия коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, промышленных и торговых ассоциаций, палат и информационно-аналитических систем.

Так же основными направлениями негосударственного регулирования розничной торговли являются:

В области регулирования кадровой политики:

  •  обеспечение поддержки развития системы непрерывного профессионального образования и подготовки кадров для сферы торговли;
  •  проведение мониторинга рынка труда и рынка образовательных услуг в области подготовки кадров для сферы розничной торговли.

В области программирования и прогнозирования:

  •  проведение мониторинга рынка розничной торговли.

В области социального регулирования:

  •  рассмотрение вопроса о создании социально ориентированной системы обслуживания населения города Оренбурга;
  •  развитие торговых зон социальной направленности для реализации населением излишков сельскохозяйственной продукции, выращенной на приусадебных и садово-огородных участках, в пределах пешеходной доступности;
  •  принятие мер по повышению и легализации заработной платы работников сферы потребительского рынка. [21]

Можно сказать, что при возрастающей роли негосударственных форм регулирования конкуренция выполняет роль двигателя, а государственное регулирование – стратегического ориентира развития отраслей товарного обращения.  [25]

  1.  Перспективы развития розничной торговли Оренбургской области

Развитие отрасли торговли является стратегическим фактором, определяющим устойчивое развитие экономики города. Таким образом, развитие розничной торговли рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений политики города Оренбурга, реализуемого в тесной увязке с намеченными социально-экономическими преобразованиями.

Цели развития и совершенствования розничной торговли следует считать приоритетными следующие направления:

  •  доведение до покупателя товара, отвечающего требованиям безопасности и качества, удовлетворение потребительского спроса, насыщение рынка товарами.
  •  развитие сетевого принципа организации торговли, привлечение в город крупных компаний, занимающихся созданием и эксплуатацией торговых сетей;
  •  обеспечение условий для создания в жилых кварталах, в том числе субъектами малого предпринимательства, магазинов пешеходной "шаговой" доступности для населения;[21]
  •  обеспечение доступности объектов инфраструктуры розничной торговли города для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями путем оснащения предприятий специальным оборудованием (пандусы, поручни, лифты и т.д.);
  •  разработка совместных с коммерческими и некоммерческими организациями проектов, ориентированных на обслуживание населения с низким уровнем доходов;
  •  развитие специализированной торговли, позволяющей наиболее полно учитывать реальные потребности покупателей благодаря ориентации на конкретные сегменты потребителей;
  •  мелкорозничная торговля - это лицо города, необходимо ее рассматривать как активную узкоспециализированную форму торгового обслуживания населения. В этой связи основной задачей является постоянный контроль над состоянием уличной торговли, повышение уровня культуры обслуживания, достижение оптимальных параметров схемы размещения уличной торговли, соблюдения правил торговли и санитарных норм на рабочем месте. [9]

Проведенный анализ состояния сферы розничной торговли города свидетельствуют о наличии предпосылок для дальнейшего динамичного ее развития:

  •  рынок г. Оренбурга интересен многим крупным ритейлерам и операторам, которые, освоив крупные города, в ближайшее время будут искать возможность выхода на рынки городов с населением более 500 тысяч человек;
  •  предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, товар которых не представлен в крупных розничных сетях, будут искать новые рынки сбыта и стремиться развивать свою сеть фирменных магазинов формата "шаговой доступности";
  •  город Оренбург - областной центр, являющийся своеобразной "развязкой" между Европой и Азией, который посещает большое количество различных категорий населения и возникает необходимость в предоставлении широкого формата услуг торговли и общественного питания. [4] [6]

Заключение

Сферу розничной торговли Оренбурга характеризует стабильность, высокая предпринимательская и инвестиционная активность, положительная динамика развития. К положительным тенденциям относятся: строительство и ввод в эксплуатацию крупных предприятий современного формата, увеличение количества предприятий потребительского рынка, высокий уровень насыщенности товарами и услугами.

В процессе изучения темы было выявлено, что развитие розничной торговли в Оренбургской области сдерживает ряд факторов:

  •  недостаток собственных финансовых средств;
  •  относительно высокий уровень налогов, арендной платы, тарифов на энергоносители и коммунальные услуги;
  •  высокий процент кредитной ставки;
  •  значительные транспортные расходы;
  •  недостаточная платежеспособность населения.

Более 30 % из работающих в торговле и сфере услуг города не имеют специального образования и подготовки. В отрасли наблюдается дефицит трудовых ресурсов, особенно на уровне низшего и среднего звеньев: продавцы, кассиры, руководители отделов. Это объясняется невысоким уровнем оплаты труда, высокой текучестью кадров и низкой мотивацией труда.

Из года в год количество предприятий розничной торговли увеличивается и соответственно потребность в квалифицированных кадрах постоянно растет.

Решение данной проблемы возможно путем проведения внутрикорпоративных тренингов, обучающих семинаров, подготовки и повышения квалификации в учреждениях профессионального образования.

Для поддержки и стимулирования развития розничной торговли необходима реализация комплекса мер, направленных на дальнейшее развитие торговой инфраструктуры и решение отраслевых проблем. Можно предложить следующие приоритетные направления развития розничной торговли:

  •  совершенствование нормативно-правовой базы, разработка и введение новых нормативов и стандартов, регламентирующих деятельность на потребительском рынке;
  •  реконструкция и модернизация объектов в соответствии с градостроительными требованиями и новейшими научно-техническими достижениями;
  •  развитие и оптимизация структуры торговых сетей; развитие системы гипер- и супермаркетов, «магазинов у дома» и мелкорозничных рынков;
  •  приоритетное развитие социально ориентированной сети торгового обслуживания для малообеспеченных категорий граждан, в том числе и магазинов-дискаунтеров;
  •  обеспечение территориальной доступности товаров для всех социальных групп населения; формирование адресных программ развития торговой сети; размещение новых предприятий там, где ощущается дефицит торговой сети;
  •  упорядочение и качественные улучшения объектов мелкорозничной торговой сети, быстрейшее решение вопросов по ликвидации торговли в неустановленных местах; перевод мелкорозничной сети в современные торговые комплексы;
  •  постепенный переход на преимущественно магазинные формы продажи (самообслуживание, торговлю через прилавок); внемагазинные формы торговли должны сохраниться для реализации сельхозпродукции, изделий народных промыслов, сезонных распродаж;
  •  повышение качества товаров и культуры обслуживания; забота о здоровье потребителей.

Список использованной литературы

  1.  Большой Энциклопедический словарь. 5-е изд./ под ред. Б.А. Райзберга.М.: ИНФРА-М, 2006.с.
  2.  Брагин, Л. А. Экономика торгового предприятия.М.:ИНФРА-М, 2008.с.
  3.  Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс].Режим доступа: http://www.gks.ru/
  4.  Данные Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области
  5.  Данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области
  6.  Данные Торгово-промышленной палаты Оренбургской области
  7.  Министерство экономического развития и торговли РФ: социально-экономическое развитие РФ [Электронный ресурс].Режим доступа: http://www.budgetrf.ru/Publications/mert_new/2012/MERT_NEW201211291320/MERT_NEW201211291320_p_002.htm 
  8.  Официальный сайт Минпромторг России URL: http://www.minpromtorg.gov.ru/stats/industry/12-2011/7 (дата обращения: 13.03.2013)
  9.  Постановление518-пп от 29 июня 2011 г. Об утверждении областной целевой программы "Развитие торговли в Оренбургской области" на 2012 - 2014 годы (в ред. Постановлений Правительства Оренбургской области от 16.01.2012 N 5-пп, от 25.06.2012 N 509-пп)
  10.  Приказ министра экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области 23 от 15.02.2013 г. "О реализации мероприятий по возмещению организациям и индивидуальным предпринимателям части затрат на уплату процентов по кредитам"
  11.  Сухова, Д. К. Формирование стратегии развития предприятий розничной торговли крупного города // Проблемы современной экономики.. -4. 
  12.  Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Учебник / Под ред. Л.А. Брагина. М.: ИНФРА-М, 2010. 560 с.
  13.  Травин А.М. Торговое дело: Экономика и организация: Учебник. - М.: Инфра-М, 2009. - 256 с.
  14.  Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс].Режим доступа: http://www.gks.ru/
  15.  Щур Д.Л., Труханович Л.В. Основы торговли: Настольная книга руководителя, главбуха и юриста. - М.: Дело и Сервис, 2010. - 704 с.
  16.  Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник.М.: ИНФРА-М, 2006.с.
  17.  ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины и определения.
  18.  ГОСТ Р 51304-99 Услуги розничной торговли. Общие требования.
  19.  ГОСТ Р 51773-2001 Розничная торговля. Классификация предприятий.
  20.  Гражданский кодекс Российской федерации: Части первая, вторая, третья (по сост. на 10 фев. 2005 г.).М.: Юрайт-Издат, 2005.с. –(Правовая библиотека)
  21.  Оренбуржье: Портал Правительства Оренбургской Области / Социально-экономическое развитие Оренбургской области за 2014 год
  22.  Кент Т., Омар О. Розничная торговля: Учебник.М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г.с.
  23.  А.В. Касьянов. Настольная книга индивидуального предпринимателя. Полное практическое руководство. М.: Инфра-М, 2008. - 314 с.
  24.  Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова. Розничная торговля: проблемы, анализ // Сборник научных статей.. 
  25.  Зосимова Л.А.Концептуальные направления развития торговли региона.
  26.  ОренбуржьеПортал правительства Оренбургской области [Электронный ресурс]. - Торговая отрасльсамая прибыльная в области после добычи полезных ископаемых. http://www.orenburg-gov.ru/magnoliaPublic/regportal/News/EconomicNews/2013-13-11-17-37-56.html 



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
5519. Нормативно-правовое регулирование уплаты налогов через банк 20.79 KB
  Порядок открытия расчетного счета. Документы необходимые для открытия расчетного счета. Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке. С расчетного счета банк оплачивает обязательства расходы и поручения организации проводимые в порядке безналичных расчетов а также выдает средства на оплату труда и текущие хозяйственные нужды.
20595. Нормативно-правовое регулирование оборота диетического (лечебного и профилактического) питания в Российской Федерации: коррупционная составляющая 143.92 KB
  Объект исследования - общественные отношения в сфере оборота лечебно-профилактического питания в стационарных учреждениях здравоохранения и социальной защиты их правовая регламентация и существующие возможности коррупционных проявлений в соответствующей области. Предмет исследования современная нормативно-правовая база регламентирующая оборот...
7254. Правовое регулирование лицензирования в области пожарной безопасности 28.66 KB
  Лицензиаты вправе осуществлять деятельность на которую предоставлена лицензия на всей территории Российской Федерации со дня следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии. Днем принятия решения о предоставлении лицензии является день одновременно осуществляемых внесения записи о предоставлении лицензии в реестр лицензий присвоения лицензии регистрационного номера и регистрации приказа распоряжения руководителя заместителя руководителя лицензирующего органа о предоставлении лицензии. За предоставление лицензии...
3423. Государственное регулирование и правовое обеспечение туризма в Тверской области 8.9 KB
  Государственное регулирование и правовое обеспечение туризма в Тверской области. Закон Тверской области О туристской деятельности в Тверской области. Комитет по туризму курортам и международным связям Тверской области. в Тверской области.
3263. Каналы распределения и товародвижение на предприятиях розничной торговли 292.03 KB
  Предметом исследования настоящей работы является изучение каналов распределения и товародвижения готовой продукции предприятия ООО «Торговая площадь».
16811. Экономико-географическое изучение факторов территориальной организации сетевой розничной торговли 9.73 KB
  Цель изучения сетевой розничной торговли в социально - экономической географии заключается в изучении её пространственной организации, и развития на локальном, региональном уровнях, а также в масштабах государства. Развитие сетевой розничной торговли на территории российских регионов – это неравномерный процесс
3451. Оборот предприятия розничной торговли и перспективы его развития (на материалах УКТПП «Полоцкстройматериалы») 139.12 KB
  Торговля - одна из ключевых отраслей национальной экономики любого государства, в частности, и Республики Беларусь. Показатель товарооборота, характеризующий объем продаж (в том числе в оптовой и розничной торговле), в настоящий момент является важнейшей количественной характеристикой эффективности хозяйственной деятельности торговых организаций.
11490. Пути сокращения длительности товарооборота предприятий розничной торговли (на материалах ООО «Диана», г. Курган) 176.54 KB
  Размер товарных запасов является синтетическим показателем, позволяющим в известной мере оценивать результаты хозяйственной деятельности, как отдельных торговых предприятий, организаций, так и отрасли в целом, а также эффективность использования материальных и трудовых ресурсов.
5373. Перспективы развития археологического туризма в Оренбургской области 184.15 KB
  Данный проект раскрывает причины причину возрастающей популярности археологического туризма.5 1 Общая характеристика археологического туризма. Понятие археологического туризма. Перспективы развития археологического туризма в Оренбургской области.
16945. Модели организации и регулирования межбюджетных отношений в Оренбургской области 11.74 KB
  Именно в этом направлении и развиваются бюджетные отношения на субфедеральном уровне в соответствии с принятым Федеральным законом № 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Принятие и реализация данного закона продолжило реформу местного самоуправления касающуюся основополагающих конституционных прав и свобод граждан направленную на создание института защищающего интересы людей там где они живут и работают. В связи с этим границы регулирования местного самоуправления Законом в значительной...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.